Творческий потенциал личности: структурные компоненты. Компоненты творческих способностей Стадии творческого мышления

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя технологии - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить учащегося способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий.

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

4. Мотивация задания.

Уроки технологии и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:

– независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы;

– беспристрастность оценок и суждений;

– открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям;

– восприимчивость к новому и необычному;

– высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;

– конструктивная активность в этих ситуациях;

– развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.

Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить учащихся понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.

Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической.

Изучение готовности учителя к реализации указанных функций на творческом уровне осуществлялось методом моделирования, наблюдения за реальным учебно-воспитательным процессом, проведением деловых игр различных модификаций, методом экспертных оценок. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.

Творчески работающий учитель проявляет большой интерес к диагностической деятельности. При изучении личности учащегося и коллектива он руководствуется методологическими принципами, использует различные методы и конкретные методики, может всесторонне охарактеризовать личность и коллектив. Функция прогнозирования реализуется на основе владения глубокими знаниями из области закономерностей формирования личности и коллектива; учитель знает «зону ближайшего развития» каждого ученика и на этой основе строит свое взаимодействие с ним, подходит к нему с «оптимистической гипотезой»; строит учебно-воспитательный процесс с учетом диагностических данных и перспектив.

Учитель, реализующий на творческом уровне конструктивную функцию, обнаруживает стремление к целевому комплексному планированию своей деятельности на основе знания теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ученика.

1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика. В науке и до сих пор дискутируется проблема, можно ли научиться творчеству, творческого мышления; однако опыт работы экспериментальных школ и НПО дает возможность утвердительно отвечать на этот вопрос. Главная цель этих учебных заведений - преодоление отчуждения ученика от окружающей среды и предоставления ему возможности самому активно осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального саморазвития.

  1. Противоречия
  2. Актуальность проблемы
  3. Цель и задачи
  1. Основная часть
  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся
  1. Ожидаемые результаты
  1. Основные задачи для достижения результатов
  2. Планируемые образовательные результаты
  1. Заключение
  1. Введение

Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам.

  1. Противоречия

В современных научно-методических и практических исследованиях не определена эффективная модель образовательного процесса по развитию творческого потенциала учащихся, не выявлены оптимальные механизмы ее реализации. Нет достаточно четких, систематизированных условий оптимизации заявленной педагогической системы в учебном процессе, который ориентирован на требования новой личностной парадигмы образования, ставящей во главу угла развитие личности ребенка; отсутствуют программы по развитию творческого интеллекта учащихся, необходимого для осуществления интеллектуально-творческой деятельности.

Таким образом, в настоящее время сложились противоречия :

Между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений;

Между нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность и неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития, способствующих воспитанию необходимых установок в деятельности ребенка по осознанию ценности обретения творческого опыта в интеллектуальной сфере деятельности и необходимостью проведения этой работы в связи с требованиями, предъявляемыми к современной школе;

Между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно, и отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали бы не формированию у учащихся нормативных знаний, а формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуально-творческого потенциала.

1.2. Актуальность проблемы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Но сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности , и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста. А так же, следует уделить особое внимание развитию индивидуальных творческих способностей подрастающего поколения.

Решение этой проблемы предполагает увеличение числа классов с углубленным изучением отдельных предметов в области гуманитарных, естественно-математических, технических дисциплин, дифференциацию учебно-воспитательного процесса во всех школах страны, внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

  1. Цель работы - обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).
  1. Основная часть
  1. Творческий потенциал и его развитие .

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно, реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Развитие творческого потенциала учащихся включает в себя следующие компоненты:

  • расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;
  • овладение учащимися умственными и практическими умениями;
  • диагностика творческих способностей личности;
  • контроль знаний и умений со стороны учителя;
  • актуализация знании, умении, творческих способностей личности.

Исходной предпосылкой для развития способностей у учащихся начального и среднего звена служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии соответствующих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах (отсутствие должного внимания со стороны родителей и учителей, небольшая практика, поверхностные теоретические знания и т.д.). Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов - создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно.

  1. Структура творческого потенциала

Творческий потенциал включает компоненты:

Мотивационно-целевой;

Операционно-деятельностный;

Рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности, стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

Мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

Мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности.

Операционно-деятельностный компонент основан на организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

  1. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам

Для успешного развития творческого потенциала учащихся на уроках по культурологическим дисциплинам я применяю ряд основных методик организации учебного познавательного процесса:

Основные методики организации учебного процесса

Виды работы/деятельности

работа с текстом

а) пересказ, поиск ответов на поставленные вопросы, и составление вопросов к тексту;

б) пересказ «от первого лица», при котором ученику предлагается рассказать историю от собственного имени;

в) разыграть текст «по ролям» (театрализованное представление песни - клип);

г) в 7-9 классах работа с дополнительным источником при написании рефератов, выступлений, проектов.

работа с письменными заданиями различного типа

а) различные типы тестов: закрытые, полуоткрытые и открытые, когда ученик сам дописывает правильные варианты ответов

б) задания типа «Допишите по смыслу» и «Вставьте пропущенные слова», «Дайте определение понятию» или «Подберите к определению соответствующий термин»

в) задания на построение логических цепочек: вставить недостающее звено, достроить логический ряд, определение личности, понятия или термина по описанию или примеру

г) задания на определение логических пар и соотношение: «Соедините по смыслу», «Подберите соответствие», «Определите тождество понятий»

д) задания на подбор синонимов, антонимов, паронимов, рифмы к словам

е) составление из одного сложного слова нескольких мелких простых слов, решение шарад из слов

ж) игра в «Поле чудес»

з) заполнение таблиц

и) разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов и т.д.

работа с иллюстративным материалом и художественное творчество

а) создание рисунков, иллюстраций к тексту, комиксов;

Б) работа в специальных рабочих тетрадях;

в) создание графиков, диаграмм, статистических развёрток, визуальных моделей по графикам

Большая роль уделяется методике работы с техническими средствами обучения. По своему назначению и особенностям использования в обучении учебно-информационные материалы подразделяются на:

  • демонстрационные (диафильмы, диапозитивы, видеозаписи и др.);
  • контрольно-проверочные (тесты, стандартизированные вопросы и задачи, контролирующие программы и др.);
  • контрольно-обучающие (обучающие программы, программы тренажа);
  • алгоритмизирующие.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Таким образом, необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизульных средств могут воздействовать на различные органы чувств, является несомненной.

Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умению работать с первоисточниками.

Исследовательские работы часто требуют родительского участия, но при этом важным условием является разъяснение сути методов проектов и его значимости для развития личности детей. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Исследовательский метод даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях, формирует лидерские черты творческой личности и является условием формирования интереса к изучаемому предмету.

В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

Традиционным видом внеклассной работы является проведение литературно - музыкальных вечеров. Ребята делятся на группы, распределяют обязанности, самостоятельно подбирают музыкальное оформление, готовят театральные постановки (сказки народов Поволжья), с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют. Такая работа способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

  1. Диагностика развития творческого потенциала учащихся.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

(приложение №1)

  1. Ожидаемые результаты

3.1. Основные задачи для достижения результатов

Развивать у учащихся:

1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам;

2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов;

3) умение использовать полученные знания на практике;

4) творческие способности и инициативу.

3.2 . Планируемые образовательные результаты

1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности.

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей.

4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Развитие творческого потенциала учащихся будет успешным, если:

Будут найдены педагогически стимулирующие факторы и новые методические подходы, адекватные особенностям возрастного развития и интеллектуальному опыту учащихся, повышающие продуктивность мышления;

За счет расширения индивидуального опыта познавательной деятельности;

Учебная информация будет рассматриваться педагогом и учащимся как культурно-образовательный материал, отражающий интеллектуальное и научное наследие человечества и имеющий открытый характер;

Учащийся будет ориентирован на создание нового оригинального продукта как формы результатов своего интеллектуального творчества;

Результат интеллектуального труда будет оцениваться им самим и педагогом как самоценный продукт, отражающий динамику его мыслительной деятельности, личностного самосовершенствования и создающий основу для дальнейшего саморазвития.

  1. Заключение.

При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др.

Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

  1. Список используемой литературы

1.Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.

2.Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 301 с.

3.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

4.Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

5. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении. №9, 2002.

6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.- РЯШ №1, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Материалы сайта http://www.allbest.ru/ ;

2.Материалы сайта http://www.prescol.km.ru/

3.Материалы сайта lib.direktor.ru

4.Материалы сайта www.vestniknews.ru

Приложение №1

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.

Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость» - характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

· Субтест 1 - оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

· Субтест 2. - обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1. - цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2. - буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3. - цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4. - буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5. - цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6. - ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. - цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. - цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. - цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. - цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» - выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.

· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность » - отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков - все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе - одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет - по одному новому баллу за каждый цвет.

· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Подписи к слайдам:

Средства развития творческого потенциала учащихся средней ступени на уроках по культурологическим предметам Выполнила: Даньшина Алёна Ивановна, у читель музыки и ИЗО ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г. о. Новокуйбышевск

содержание 1 . Введение 1.1. Противоречия 1.2. Актуальность темы 1.3. Цель и задачи 2. Основная часть 2.1. Творческий потенциал и его развитие 2.2. Структура творческого потенциала 2.3. Использования средств и методик для развития творческого потенциала личности на уроках по культурологическим предметам 2.4. Диагностика развития творческого потенциала учащихся 3. Ожидаемые результаты 3.1. Основные задачи для достижения результатов 3.2. Планируемые образовательные результаты 4. Заключение 5. Список используемой литературы

Противоречия между объективной потребностью в развитии интеллектуально-творческого потенциала школьника недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике общеобразовательных учреждений нацеленностью большей части учащихся на исполнительскую деятельность между потребностью в поколении людей, способных мыслить нестандартно неготовностью ряда учителей к созданию особых сред развития отсутствием таких моделей образовательного процесса, которые максимально способствовали формированию, развитию, совершенствованию личностных качеств И И И

Актуальность проблемы система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности, и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста Решение этой проблемы предполагает внедрение методик развития творческих способностей у учеников 5-9 классов на уроках по культурологическим дисциплинам.

Цель работы – обзор средств и методик развития творческого потенциала учащихся среднего звена (5-9 классы) на уроках по культурологическим дисциплинам (музыка, изобразительное искусство, литература, история, обществоведение и т.д.).

Творческий потенциал (англ. Creativepotential) – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. компоненты:  расширение общего кругозора и эрудиции детей, пополнение словарного запаса, повышение уровня активности и креативности при выполнении заданий любого характера и сложности;  овладение учащимися умственными и практическими умениями;  диагностика творческих способностей личности;  контроль приобретениями навыков стороны учителя;  актуализация знании, умении, творческих способностей личности

Структура творческого потенциала мотивационно-целевой; содержательный; операционно- деятельностный; рефлексивно-оценочный Методики организации учебного познавательного процесса работа с текстом работа с письменными заданиями различного типа работа с иллюстративным материалом и художественное творчество работы с техническими средствами обучения и сследовательский метод в неклассная работа

Диагностика развития творческого потенциала учащихся (тест П. Торренса) Ожидаемые результаты Основные задачи для достижения результатов Развивать у учащихся: 1) стремление к получению новых знаний на уроках по культурологическим предметам; 2) способность к самостоятельному добыванию знаний и исследованию научных фактов; 3) умение использовать полученные знания на практике; 4) творческие способности и инициативу. Планируемые образовательные результаты 1. Усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности. 2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 3. Расширение познавательных возможностей и творческой активности детей. 4. Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. 5. Создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Заключение При выборе средств и методов работы по развитию творческого потенциала учеников среднего звена на уроках по культурологическим дисциплинам педагог должен опираться на простые универсальные методики работы с текстом, иллюстративным материалом и др. Существенным минусом современной системы образование является противоречие, связанной с основной целью образовательного процесса: с одной стороны, школа должна готовить будущих специалистов в различных областях, прежде всего обучать и давать необходимый объём знаний, а с другой стороны формировать личность ребёнка, которая может развиваться самостоятельно, самостоятельно познавать и воспринимать окружающий мир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач.

Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие "запаса" возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Составляющие творческого потенциала

Базовой составляющей творческого потенциала являются:

1) специальные знания

2) широта кругозора

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто "подтянуть" базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся "пусковым механизмом" творческого процесса.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

1. Коммуникативным.

2. Аксиологическим.

3. Гносеологическим.

4. Творческим.

5. Художественным потенциалом.

1

Проведен теоретический анализ работ, посвященных проблеме структуры творческих способностей. Отмечено, что многими исследователями в структуре творческих способностей выделены мотивационный, личностный и когнитивный компоненты. Подчеркнута важность рассмотрения процессуальной стороны творчества, характер которой влияет на результативность творческой деятельности. В связи с этим выделены компоненты, непосредственно связанные с этой стороной творческой деятельности: деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату); рефлексивный компонент (способность к глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию). Таким образом, структура творческих способностей младших школьников имеет следующие компоненты: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный.

творчество

креативность

творческие способности

структура творческих способностей

компоненты творческих способностей

творческие способности младших школьников

1. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С.54-63.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 c.

3. Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С 15-20.

4. Гончарова Е.В. Развитие креативности старших дошкольников в процессе ознакомления природы // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 6-12.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

7.Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Омск, 2002. – 215 с.

8. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. – 2015. – № 09 (сентябрь). – ART 15320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. (дата обращения: 11.09.2015)

9. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т. Кудрявцев. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 c.

11. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // «Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования». Серия «Экология творчества» / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – № 2. – С. 42-58.

12. Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект: монография / И.А. Малахова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2006. – 327 с.

13. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

14.Моляко В.А. Концепция творческой одаренности // Первые международные научные Ломоносовские чтения. – М.,1991. – С. 102–104.

15. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 224 с.

16. Шульга Е.П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 233 с.

17. Guilford J.P., Demos G.D., Torrance E.P. Factors That Aid and Hinder Creativity // Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. – 336 р.

18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо /пер. с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

19.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер /пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. – 402 с.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится проблема воспитания свободной, критически мыслящей, творческой личности. Именно поэтому проблема развития творческих способностей остается актуальной уже достаточно долгое время. ФГОС НОО второго поколения ставит перед учителем задачу воспитания любознательного, активно познающего и творчески созидающего ученика. Понимание структуры творческих способностей есть необходимое знание для современного учителя, стремящегося решить проблему организации работы по развитию творческих способностей в современных образовательных учреждениях.

Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному её выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) . Творческие способности присущи каждому, они формируются и развиваются в деятельности. Продукт, получаемый в результате творческой деятельности, несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей личности. Качество продукта (его проработанность, законченность, выразительность, степень оригинальности) зависит от особенностей процессов мышления, восприятия и мотивационной составляющей (заинтересованности в деле, потребности в творческом самовыражении) индивида. Но какова структура творческих способностей?

Под структурой творческих способностей мы будем понимать сумму компонентов (ряд частных способностей), составляющих единство психологических и личностных элементов, ведущих к успешному выполнению деятельности или появлению субъективно/объективно нового.

Для выделения структурных компонентов творческих способностей для нашего исследования мы обратились к анализу научной литературы, результатам исследований по данной теме.

В работах зарубежных исследователей нет такого понятия, как «творческие способности». Есть понятие «креативность», которая определяется по-разному, в зависимости от подхода: 1) как составляющая общей умственной одаренности; 2) как универсальная познавательная способность; 3) как устойчивое свойство личности. Представители когнитивного подхода (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг, Е. Торренс, Л. Кропли и др.) не выделяют креативность как самостоятельную специфическую форму психической активности. С их точки зрения, креативность - способ применения интеллекта, характеризующийся гибкой и разносторонней обработкой информации. По Р. Стернбергу, структуру креативности составляют «три специальные интеллектуальные способности: 1) синтетическая - видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; 2) аналитическая - оценить, стоят ли идеи дальнейшей разработки; 3) практически-контекстуальная - убедить других в ценности идеи» .

Другие исследователи (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.) придерживаются иной точки зрения - креативность как самостоятельный процесс. Дж. Гилфорд определил креативность как «универсальную познавательную творческую способность», в основе которой лежит дивергентное мышление (ориентируемое на поиск нескольких вариантов решения проблемы). Им были выделены следующие интеллектуальные способности, входящие в структуру креативности. Среди них: беглость мысли (способность к порождению большого числа идей); гибкость мысли (способность использовать разные стратегии решения); оригинальность (способность избегать очевидных, банальных ответов); любознательность (чувствительность к проблемам); разработанность (способность детализации идей) .

Дальнейшие исследования в области креативности разрабатывались на основе личностного подхода - креативность стала пониматься как свойство личности. Здесь большую роль исследователи отвели эмоциональной и мотивационной сферам. Ими (С. Спрингер, Г. Дейч, Ж. Годфруа, Л.С. Кьюби, Ф. Бэррон) были выделены следующие личностные черты, присущие людям, успешным в творчестве: непризнавание социальных ограничений, чувствительность, ярко выраженное эстетическое начало, двойственность натуры, самонадеянность, уверенность в себе, независимость, эксцентричность, агрессивность, самодовольство, независимость суждений, ранимость, неконформность, любознательность, острый ум, открытость новому, предпочтение сложности, высокая увлеченность задачей, большая сила духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам, чувство юмора . Что касается мотивационной сферы, то здесь две точки зрения. Креативным людям присуща: 1) тенденция к самовыражению, достижению «соответствия своим возможностям»; 2) тенденция к риску, желание достичь и проверить свои предельные возможности. Выделяются и другие мотивы: например, игровые, инструментальные, экспрессивные, внутренние. Последним исследователи (М. Васадур, П. Хаусдорф и др.) уделяют большое внимание . Именно от внутренней позиции личности, ее направленности, ценностных ориентиров зависит результат любой деятельности, а тем более деятельности творческой.

Дальнейшее развитие проблема креативности, структуры творческих способностей получила в нашей стране. Возникло новое направление - психология творчества. Креативность понимается как специфическая способность, не сводящаяся лишь только к интеллекту. Однако во многих исследованиях структура творческих способностей опирается на когнитивную их сторону - так называемое творческое мышление (мышление , направленное на принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям). Так, А. Н. Лук, основываясь на исследованиях Дж. Гилфорда, расширил количество показателей креативности, включив в них помимо когнитивного компонента особенности восприятия, темперамента и мотивации .

С. Медник рассматривает креативность в качестве ассоциативного процесса. Творческие способности в его понимании есть синтез развитых конвергентного мышления и дивергентного. Именно поэтому в структуре творческих способностей автор выделяет следующие единицы: способность к быстрой генерации гипотез; ассоциативная беглость; нахождение сходства между отдельными элементами (идеями); опосредование одних идей другими; интуитивная прозорливость . Я. А. Пономарев также подчеркивает важность интуиции и отмечает ее одной из важных составляющих творчества.

Дальнейшее изучение творческих способностей привело к отражению и закреплению в структуре творческих способностей личностных и поведенческих аспектов (когнитивно-аффективный компонент).

Е. Туник выделяет следующие структурные компоненты творческих способностей: любознательность; воображение; сложность и склонность к риску .

А. М. Матюшкин, изучавший творческую одаренность, обосновал следующую ее синтетическую структуру: высокий уровень познавательной мотивации; высокий уровень исследовательской творческой активности; гибкость мышления; беглость мышления; способность к прогнозированию и предвосхищению; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки .

В. А. Моляко выделил составляющие творческого потенциала, включив в них: задатки и склонности индивида; силу проявления интеллекта; особенности темперамента; особенности характера; интересы и мотивацию; интуитивизм; особенности организации своей деятельности .

В исследованиях Д. Б. Богоявленской когнитивная и аффективная подсистемы личности находят свой выход в так называемой «интеллектуальной активности» - нестимулированной продуктивной деятельности, познавательной самодеятельности. Интеллектуальная активность - «способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта». Эта активность есть та сила, которая движет творческим процессом. Структура творческих способностей выглядит «как взаимоотношение «целого» (интеллектуальной активности) и «части» (общие умствен-ные способности, мотивы)» . Мы подчеркивает главное в таком подходе - творчество рассматривается как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного.

В. Н. Дружинин видит структуру творческих способностей следующим образом: интеллект; обучаемость; креативность (преобразование знаний). Он подчеркивает важность индивидуальных особенностей личности, которые приводят к доминированию либо активности надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой), что позволяет делить людей на более и менее творческих .

Само понятие надситуативной активности было введено В. А. Петровским . Это выход за пределы заданного, внешних условий и собственных потребностей; это стремление к самоактуализации и созиданию; это выбор неизвестности; постановка избыточных, с точки зрения исходной задачи, целей. Творчество есть форма надситуативной активности.

Взгляды В. А. Петровского получили развитие в работах С. В. Максимовой, разработавшей концепцию дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве . Cогласно этой концепции творческий процесс составляют активность неадаптивная, порождающая новые идеи, цели и т.д. и активность адаптивная, необходимая для их реализации.

Сейчас остается актуальной тенденция рассматривать структуру творческих способностей в единстве когнитивных и личностных переменных.

И. А. Малахова предлагает следующую структуру творческих способностей: мышление (конвергентное, дивергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение; творческое самочувствие; интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме) .

В. Т. Кудрявцев, рассматривая структуру творческого потенциала, указал на воображение и инициативность .

Е. В. Гетманская выделяет три взаимосвязанных структурных компонента: познавательная мотивация; творческое мышление; творческие качества личности .

Т. А. Барышева наряду с мотивацией и дивергентностью включает в структуру творческих способностей и эстетический компонент (формотворчество, перфекционизм) .

Е. В. Гончарова включила в познавательно-креативный компонент воображение и эмоциональную развитость, в познавательно-интеллектуальный - вербальный интеллект, творческое мышление, познавательную активность, а в творческий - творческое восприятие и творческий продукт .

Младший школьный возраст рассматривается нами как наиболее удачный период для развития творческих способностей. Поскольку именно в этом возрасте при сохранении детской непосредственности, любознательности, впечатлительности и стремления к познанию происходит развитие всех когнитивных процессов, воображения, мотивационной сферы, индивидуальности. Ребенок ищет себя в учебной деятельности, общении, он открыт новому опыту и верит в себя.

Работ по проблеме структуры творческих способностей младших школьников немного.

Л. Г. Карпова обосновала в структуре творческих способностей младших школьников существование когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов .

У Е. П. Шульги есть эмоциональный и деятельностный компоненты. Мотивация и личностные особенности объединены исследователем в мотивационно-личностный компонент. Креативность, творческое мышление и воображение входят в когнитивно-креативный . Здесь мы наблюдаем в структуре все те компоненты, с которыми уже встречались в работах разных исследователей, представленных нами выше.

С точки зрения Г. В. Тереховой развитие творческих способностей есть результат обучения младших школьников творческой деятельности. Поэтому исследователь выделяет в структуре творческих способностей следующие компоненты: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности .

Итак, в научной литературе не существует единого мнения по вопросу структуры творческих способностей. Однако мотивационный, личностный и когнитивный компоненты нашли отражение во многих работах по данной проблеме. Многие исследователи этими компонентами и ограничиваются. Мы же отмечаем недостаточное внимание исследователей к процессуальной стороне творческой деятельности (анализ проблемы, поиск противоречий, разработка решения, обоснование и т.д.), и, как следствие, отсутствие в структуре творческих способностей составляющих, ответственных за результативность творческого процесса. Именно поэтому мы выделяем деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату). Развитие творческих способностей невозможно без глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию. Поэтому нами был выделен еще один самостоятельный компонент - рефлексивный.

Структура творческих способностей младших школьников в нашем понимании выглядит следующим образом:

1) когнитивно-эмоциональный компонент (дивергентное мышление, особенности темперамента, экспрессивность, эмоциональная чувствительность);

2) личностно-креативный компонент (творческий потенциал, воображение, критичность, независимость, склонность к риску, интеллектуальная активность);

3) мотивационно-ценностный компонент (потребность в творческой деятельности, общественно-значимые мотивы деятельности, признание ценности творчества);

4) деятельностно-процессуальный компонент (творческая самостоятельность, способность оптимизации своего поведения);

5) рефлексивный компонент (самооценка творческой деятельности, стремление личности к самообразованию, саморазвитию).

Выделенные нами компоненты указывают на направления деятельности учителя по диагностике и развитию творческих способностей учащихся и могут найти своё отражение в методических разработках.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Кондратьева Н.В., Ковалев В.П. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение. 3

Глава 1. Понятие творческого потенциала. 6

Глава 2. Технологии развития творческого потенциала. 9

2.2. Особенности подросткового возраста. 11

Глава 3. Примеры технологий развития творческого потенциала. 12

Заключение. 14

Список литературы: 15


Введение

Развитие творческого потенциала детей и подростков – это новая проблема для педагогики и психологии в рамках современного общества, а особенно для России.

В прошлом в нашей стране в связи с долгим правлением одной партии и идеализацией тоталитарного режима, дети воспитывались исполнителями, людьми, подчиненными системе, мыслящими так, как того хотело государство. В течение почти целого века советским правительством целенаправленно осуществлялась реализация задач, направленных на воспитание дисциплинированной личности, начиная с самого раннего детства. Последствиями этой политики стали целые поколения молодёжи, имеющей слабо развитую эмоционально-волевую сферу, низкий уровень притязаний и интеллекта, бедность воображения и отсутствие творческих способностей.

В условиях кризиса 90-х годов и перехода к рыночной экономике молодёжь была не способна мобильно действовать в новой обстановке, из-за трудных социально-экономических условиях жизни произошёл всплеск негативных явлений, такие как наркомания, алкоголизм и другие.

Российское правительство пересмотрело ранее существовавшие жизненные цели и задачи формирования образа жизни нации, поставило перед обществом новую задачу, связанную с необходимостью развития творческого потенциала личности молодёжи и детей уже с ранних лет жизни, так как молодёжь и дети – будущее страны.

В соответствии Федеральным законом «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» государственная поддержка творческой деятельности молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации, так как в современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач.

Так же развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в готовности использовать новые перспективы, предоставляемые постоянно меняющейся жизнью, выдвижении уникальных и нестандартных идей и удовлетворении потребности к самореализации.

За последнее десятилетие появился ряд работ, исследующих проблемы развития творческого потенциала обучающихся в современных условиях: психологические основы процесса развития творческого потенциала (Е.Л. Яковлева); формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования с позиции философии (П.Ф. Кравчук) и в аспекте готовности к формированию творческого потенциала учащихся (Л.К. Веретенникова, А.И. Санникова).

Несмотря на то, что с каждым годом появляется всё больше и больше статей, посвященных развитию творческого потенциала, отсутствует систематическое изучение данной проблемы, так как она стала активно исследоваться относительное недавно, около десятилетия назад в связи с современными социально-экономическими реформами российского общества, упомянутыми выше.

Практический интерес нашего исследования представляет собой изучение мотивации творческой деятельности, методов, технологий и площадок развития творческих способностей подростков. В то время как актуальность поднимаемой нами проблемы основывается на том, что она при всей её важности остается практически неизученной в том, что касается новых методов работы и объема проводимых мероприятий. Данной проблеме не уделяется достаточного внимания, что определяет теоретическую значимость настоящей исследовательской работы.

Целью данной работы является исследование существующих технологий развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

1) Изучить понятие творческий потенциал.

2) Исследовать психологическую, педагогическую и социальную литературу по теме развития творческого потенциала.

3) Разделить термины «технология», «метод» и «способ»

4) Исследовать психологические особенности подростков

5) Изучить на конкретных примерах проектов и мероприятий понятие технологии

Объект исследования: творческий потенциал человека.

Предмет исследования: технологии развития творческого потенциала подростков.

Методы:

Анализ документов

Теоретический анализ научной литературы

Интерпретация результатов других исследований

Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы и 2 подпункта в одной из них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

Глава 1. Понятие творческого потенциала

Прежде всего, для того, чтобы исследовать технологии, влияющие на развитие творческого потенциала, необходимо определиться с тем, что мы имеем в виду, когда используем само понятие «творческий потенциал».

Справедливо отметить, что понятие «творческий потенциал» может использоваться в контексте не только одной сферы жизни человека. Изучением данного явления занимались ученые в самых различных областях науки, начиная с 60 годов XX века. Тогда термин рассматривался в рамках философских и психологических наук. А в педагогике изучение творческого потенциала началось только в 80-х гг.

Достаточно трудно дать одно определение такому понятию, как творческий потенциал. У него нет однозначного толкования, и оно имеет свою интерпретацию в зависимости от подхода, в рамках которого изучается.

Так, например, с взгляда развивающего подхода исследователи определяют творческий потенциал как «совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития» (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.). В то же время в рамках деятельностно-организационного подхода осуществляется рассмотрение данного феномена как «качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера» (И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак)

В рамках интегративного подхода исследователи определяют творческий потенциал как «дар, имеющийся у каждого, как интегративную личностную характеристику человека, являющуюся системным образованием, которое выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность)» (А.М. Матюшкин)

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как «сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности». А Л. А. Даринская в свою очередь описывает творческий потенциал как «сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности».

На основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на данный момент не существует общего мнения в вопросе содержания понятия творческого потенциала. Однако большинство исследователей этой проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек без исключений.

Мы же в качестве рабочего определения будем использовать определение в более узком смысле. Творческий потенциал – это та энергия, которая может способствовать развитию природных творческих способностей, личностных качеств и свойств человека, и привести к всестороннему воплощению личностью своих возможностей.

Очень часто в условиях современного общества мы сталкиваемся с тем, что большинство людей путают такие понятия как задатки, способности, талант, одаренность, гениальность, креативность, склонность и творческий потенциал, считая, что все эти термины являются синонимами и употребляют их в своей речи, не задумываясь над настоящим значением. Но это мнение ошибочно. Каждое определение отличается друг от друга в том или ином роде.

Начнём с одного из самых главных определений. Так Б.М. Теплов считал, что «задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей». То есть задатки здесь являются самым первым, начальным уровнем формирования творческого потенциала, который в свою очередь состоит из множества компонентов. Следующим же этапом развития задатков служат способности.

А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дал такое определение способности: «Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся». Если сравнивать способности и задатки, то легко можно придти к выводу, что если задатки - это врожденные физиологические особенности человека, то способности - это особенности на психологическом уровне. Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его возможности в той или иной деятельности, а не уже развитые навыки у умения. Способности не могут существовать сами по себе, они существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем потеряется. Помимо способностей существует ещё несколько терминов, которые путают между собой. Это "талант" и "одаренность". Есть множество различных точек зрения на то, можно ли считать термины «талант» и «одаренность» синонимами.

Термин «одаренность» появился лишь в начале XX века. Так как до этого использовалось «талант», возникла необходимость выяснения сходств и различий между понятиями. Есть ученые, которые считают талант реализованной одаренностью, а одаренность лишь природной предпосылкой таланта. Например, А.В. Либин, который говорил о том, что «все люди от природы одарённые, но талантливы только обладающие специальными способностями и сумевшие их реализовать». Но существует и обратная точка зрения, которая утверждает, что «одаренность» и «талант» на самом деле синонимы, обозначающие совокупность способностей, развивающихся в процессе жизни человека.

Мы будем придерживаться версии о том, что понятия «талант» и «одаренность» различаются по значению. Когда говорим о способности - подчеркиваем возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, одарённости, указываем на прирожденный характер данного качества человека. Итак, если одаренность – это врожденные, генетически заложенные качества человека к проявлению каких-либо способностей; то талант – это те же самые качества, но лишь с тем различием, что человек уже проявил их в течение жизни. В данном случаем считать синонимами можно "задатки" и "одаренность".

И последним высшим уровнем развития таланта, создающим возможность достижения в какой-либо сфере принято считать гениальность. Одна из особенностей гениальности – это оригинальность. Мы называем те творения гениальными, которые отличаются уникальностью, индивидуальностью, новизной и свежим взглядом. Гений – человек, который может сделать иначе и лучше, чем его современники, но это не всегда воспринимается положительно, так как это исключение, а исключений общество боится и пытается искоренить. Отличие гениальности от таланта состоит в том, что проявления гениальности более бессознательные, внезапные, не контролируемые, спонтанные и непредсказуемые.

Оценка гениальности зависит от внешних факторов, от его её восприятия окружающим обществом. Открытия обычно происходят случайно. Значительную роль играет эпоха, в которой живёт человек и глубина знаний человечества в изучаемой области. Поэтому гениальность не является физическим или психологическим фактором, её невозможно измерить, так как она зависит в основном от социальных факторов.

Анализируя всё вышеперечисленное, я выбрала понятие творческого потенциала, потому что оно гораздо шире, чем другие термины, связанные с творчеством и зависит не только одного лишь физиологического или психологического фактора, а совокупности их обоих.