Литературный вечер, посвященный Цветаевой М. Литературный вечер, посвящённый творчеству Марины Цветаевой Музыкально поэтический вечер по творчеству цветаевой

«Если душа родилась крылатой», по творчеству М. Цветаевой

Звучит первая часть (Moderato) Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

На фоне музыки слова.

Ведущий: “Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.

Откуда начать? Как закончить?

И можно ли вообще начинать и заканчивать,

Если то, о чем я говорю:

Душа – есть все – всюду – вечно”.

Писала Марина Цветаева — “Слово о Бальмонте”.

Чтец: К тебе, имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу,-

Из самых недр, как на смерть осужденный,

Своей рукой – пишу:

– Друг! Не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

– Ртом не достать! Через Летейские воды

Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу – в ад,

– Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.

Со мной в руке – почти что горстка пыли –

Мои стихи! – я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я – или

В котором я умру.

И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний – так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, – и навстречу

Звучит “Октябрь” из цикла “Времена года” Чайковского. На фоне музыки – чтение.

День был субботний:

– Дом в Трехпрудном переулке, небольшой, одноэтажный, деревянный. Семь

окон по фасаду, над воротами нависал огромный серебристый тополь. Ворота

с калиткой и кольцом. А там наверху дома детские комнаты.

– Это наши комнаты, моя и Асина.

– Я – Анастасия Ивановна Цветаева – младшая сестра Марины.

Там где-то слышатся шаги нашего отца, профессора Московского

университета, ученого филолога.

– Марина, пойдем в залу.

– Самая большая комната в доме – зала. Между окон – зеркала. По стенам

зеленые деревца в кадках. Они будут сниться и оживать в снах Марины.

– В зале – в самом центре – рояль. Непомерный рояль, под которым ползали

маленькие сестры, как под брюхом гигантского зверя.

– Рояль – черное ледяное озеро.

– Рояль – мое первое зеркало. В него можно было всматриваться, как в бездну,

дышать на его поверхность, как на матовое стекло.

– Мать могла на рояле всё. На клавиатуру она сходила, как лебедь на воду.

– Мать залила нас музыкой. Мать заполнила нас, как наводнение. Она залила

нас музыкой, как кровью, кровью второго рождения.

– Мать поила нас из вскрытой жилы лирики, как и мы потом, беспомощно

вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. После

такой матери мне оставалось одно – стать поэтом…

– Видела ли мать в дочери будущего поэта? Вряд ли, хотя пыталась угадать

характер стихии, бушевавшей в Марине и нарушавшей всё спокойное течение жизни в доме.

Кто создан из камня,

Кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю…

Ведущий: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета

крыжовника превратилась в невысокую девушку с задумчивым

взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно

угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая

страсть – книги. Простое и хотя бы приблизительное перечисление

того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы

неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин,

Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские

романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы

Ростана, Гейне, Гете, книги, связанные с Наполеоном. Впрочем,

Звучит музыка Шопена.

Книги в красном переплете

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

В протертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу, тот час же к вам, бывало.

Уж поздно! – Мама, десять строк.

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи,

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Вот с факелом индеец Джо,

Блуждает в сумраке пещеры.

О, золотые времена,

Где взор смелее и сердце чище!

О, золотые времена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий.

Ведущий: Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу

“Вечерний альбом”, ей только что исполнилось 18 лет. Любовь

заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни,

такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к

подругам по гимназии.

Стихотворение “Мой милый” (5 человек).

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки, нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

“ Мой милый, что тебе я сделала?!”

И слезы ей – вода и кровь – Вода,

– В крови, в слезах умылся!

Не мать, а мачеха – Любовь.

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

В раз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

“ Мой милый, что тебе я сделала?”

Спрошу я стул, спрошу кровать:

“ За что, за что терплю и бедствую?”

Другую целовать, ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил в степь заледенелую

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?

Всё ведаю, не прекословь!

Вновь зрячая уж не любовница

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само – что дерево трясти!

– В срок яблоко спадает спелое…

– За всё, за всё меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!

– Очень рано ощутила в себе некий “тайный жар”, “скрытый двигатель жизни” и назвала его “любовь”. “Пущен меня заразил любовью. Словом – любовь”. На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим “теням минувшего”, к “святому ремеслу поэта”, к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

Звучит романс М.Таривердиева “У зеркала” на стихи М.Цветаевой.

Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

Нет, выпростаю руки,- стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен,

Верст на тысячу в округе.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно – бесполезны!

– Под крыльями раскинутых бровей

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал со страху!

Такие – в роковые времена

Слагают стансы – и идут на плаху.

Ведущий: Разве это не поэтическое предвидение, не роковое пророчество

гениального поэта и любящей женщины?! Судьба? Да, судьба!

года родилась дочь Аля – Ариадна Эфрон.

в половине шестого утра, под звон колоколов”.

Чтец: Девочка! – Царица бала!

Или схимница – бог весть!

– Сколько времени? – Светало.

Кто-то мне ответил: – Шесть.

Чтобы тихая в печали,

Чтобы нежная росла, —

Девочку мою встречали

Марина Цветаева: “Я назвала ее Ариадной, – вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые,

друзьям, которые находят, что это салонно. Назвала от

романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей

– Потом будет рождение дочери Ирины и сына Мурлыги.

– Горе, лишения, нищета будут впереди.

один рубец на сердце, еще одна седая прядь.

Чтец: Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую —

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростным – как могла!

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась ледяная.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

Ведущий: Из книги И. Эренбурга “Люди, годы, жизнь”.

– Таково было хождение по мукам “Жизнь, где мы так мало можем…”, – писала Цветаева. Зато сколько она могла в своих тетрадях! В них она, страдая, могла создавать удивительные, неповторимые по музыкальности стихи.

Романс “Мне нравится, что Вы больны не мной” на стихи М. Цветаевой.

– Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они были в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры Минцу.

– А потом будет разлука с мужем. Долгая семнадцатилетняя разлука с Россией. Ощущение ненужности, особенно ненужности ее стихов.

Чтец: В огромном городе моем – ночь.

Из дома сонного иду – прочь.

И люди думают: – жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет – путь,

И где-то музыка в окне – чуть.

Ах, нынче ветру до зари – дуть

Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,

И звон на башне, и в руке – цвет,

И шаг вот этот – никому – вслед,

И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,

Ночного листика во рту – вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

Ведущий: В июне 1939 г. мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока

еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал

никто. Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата – за

что? – непохожесть? – нетерпимость? неумение приспосабливаться к

чему бы то ни было? за право быть самой собой?

– Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую.

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, —

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром.

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.

О летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Причем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы – если б знали.

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,

– Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!

Неба дочь! С полным передником роз!

Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре!

Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой, отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… –

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Ведущий: Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души

покончила с собой.

я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь

– что любила их до последней минуты и объясни, что попала

Ведущий: Сын ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич

будет расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте.

Чтец: О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Растоплены снега – и лес спален.

И если всё ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увезть,-

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Звучит первая часть Концерта №2 С. В. Рахманинова.

Марина Цветаева: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой”.

Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. На пустынном,

усеянном мелкой галькой морском берегу, она встретилась с

семнадцатилетним Сергеем Эфроном. Любовь с первого же дня – и на

Диалог (Макс и Марина):

Марина Цветаева: “Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего

побережья угадает, какой мой любимый камень”.

Макс: “Марина! Влюбленные, как тебе, может быть, известно, – глупеют. И

когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно

искренне поверишь, что это твой любимый камень”.

Марина Цветаева: “Макс, я от всего умнею! Даже от любви! А с камешком

сбылось, ибо Сережа чуть ли не в первый день знакомства

открыл и вручил мне – величайшая радость – сердоликовую

Ведущий: Сережа и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали

потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и

Юноша.(Сергей – Марине): “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы вы были живы… Берегите себя. Храни Вас Бог.

Девушка (Марина – Сергею): “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать.

То, чем и закончу: моя любовь к Вам бесконечна”.

Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности – жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно великолепны брови

В его лице трагически слились.

Творцу вернуть билет.

В Бедламе нелюдей.

С волками площадей.

С акулами равнин

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что – невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем,

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите – или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей ладони – горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

– Помолись дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем.

Ведущий: На кладбище в Елабуге есть такая надпись: “В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева”.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет;

Что звали меня Мариной;

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь могила,

Что я появляюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед.

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

В заключении звучит песня — «Молитва» .

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 19.04.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2326338 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Марина цветаева

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн.

Мать Марины Цветаевой с детства обучала ее музыке. «…Могу сказать, что родилась не в жизнь, а в музыку».

Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появляется более глубокая страсть – книги.

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точной кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрыми, горечью тронутым ртом…»

Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

В 1911 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Время расцвета поэтессы.

Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Бурные события 1917 года разделили сестру Марину и Анастасия на три с половиной года. В мае 1921 Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов

До 1939 года Марина Цветаева находится в эмиграции и постоянно думает о родине.

Марина возвращается в Россию. Ее ждут большие испытания на родине. Арест дочери и мужа. Начало войны. Высылка в Елабугу. Полная духовная изоляция.

Сестра Анастасия получает страшную телеграмму в 1943 году: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем Ваше сердце. Лиля. Зина.”

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно

Предварительный просмотр:

1 чтец: «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно». /М. Цветаева «Слово о Бальмонте»./

2 чтец: Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

Нечитанным стихам!

Разбросаны в пыли на магазинам

/Где их никто не брал и не берет!/,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

1 чтец: «Я еще никогда не угнетала и не удушала в жизни, а для людей – только повод к ним самим. Когда это “к ним самим есть”, то есть… когда они сами есть – все есть». /М.Ц. Из письма/

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2 чтец: Красною кистью День был субботний:

Рябина зажглась. Иоанн Богослов.

Падали листья. Мне и до ныне

Я родилась. Хочется грызть

Спорили сотни Жаркой рябины

Колоколов Горькую кисть.

3 чтец: «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного Сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось “Гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”, - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, муся, до, а это ре, до-ре…” могу сказать, что родилась не в жизнь, а в музыку».

4 чтец: Кто создан из камня, кто создан

Из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан

Из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

В купели морской крещена –

И в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце,

Сквозь каждые сети

Прорвется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пеня морская!

5 чтец: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся /так называли ее в семье/, писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

6 чтец: Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:

«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии ЛукиничныБернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точной кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрыми, горечью тронутым ртом…»

1 чтец: Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»:

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! - Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица -

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой

и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько?

В ненасытимуюпрорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен,

И ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

Бабушка! - Этот жестокий мятеж

В сердце моем - не от вас ли?..

2 чтец: Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.

Нет, бил барабан

Перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевны над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет,

Что ближайшим друзьям –

Нет места. В изголовьи, в изножьи,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно – почетно – почетно – архи

Почетно – почетно – до черту!

Когда ж это так – точно воры вора

Пристреленного выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев».

3 чтец: Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми XIX – начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные поэтическому кумиру – Александру Блоку:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим - сон глубок.

4 чтец: В 1911 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

/Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс»/

5 чтец: Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.

/Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»/

6 чтец: Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

/Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали»/

1 чтец: 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности... Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее во внутреннем».

/Продолжает звучать музыка./

2 чтец: Тихо плещется море. Темно-синее море, мерцающие звезды и стихи:

В огромном липовом саду,

Невинном и старинном -

Я с мандолиною иду,

В наряде очень длинном,

Вдыхая теплый запах нив

И зреющей малины,

Едва придерживая гриф

Старинной мандолины,

Пробором кудри разделив…

Тугого шелка шорох,

Глубоко-вырезанный лиф

И юбка в пышных сборах. -

Мой шаг изнежен и устал,

И стан, как гибкий стержень,

Склоняется на пьедестал,

Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук

На зелени - так белы!

И топчет узкий мой каблук

Невидимые стрелы.

3 чтец: Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

/Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»/

4 чтец: Бурные события 1917 года разделили сестру Марину и Анастасия на три с половиной года. В мае 1921 Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:

Я эту книгу поручаю ветру

И встречным журавлям.

Давным-давно - перекричать разлуку -

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн.

Пусть странствует она - свечой под праздник -

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь - с Севера на Юг.

2 чтец: И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращенному к Борису Пастернаку, звучит нота тоски и грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на́ сердце…

Ты, в погудке дождей и бед

То ж, что Гомер - в гекзаметре,

Дай мне руку - на весь тот свет!

Здесь - мои обе заняты.

6 чтец: Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Цветаева узнает, что сестра с сыном Георгием возвращаются в 1939 году в Россию /муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине/.

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.

5 чтец: «Я раскрыла листок. В нем две строчки от друзей: “Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем Ваше сердце. Лиля. Зина.”

/Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой: «Уж сколько их упало в бездну…»/


«МОИМ СТИХАМ … НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД»

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой.

ЦЕЛЬ:

    Заинтересовать учащихся личностью и творчеством Марины Цветаевой;

    Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

    Отметить музыкальность поэзии Цветаевой;

    Формировать эстетический вкус учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины;

    Выставка книг о Цветаевой;

    Сборники стихотворений поэтессы;

    Альбом, иллюстрации;

    Плакаты с высказываниями поэтессы: « Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». «Возьмите… стихи - это и есть моя жизнь»;

    Презентация о жизни Цветаевой

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой на стихи Марины Цветаевой «У зеркала».

На экране – фотографии М.Цветаевой

Ведущий: Сегодня наш литературный вечер посвящается Марине Цветаевой, неугасимой звезде на небосклоне русской поэзии. « Мы цепи таинственной звенья», - так говорила о себе и своей жизни поэтесса. «Возьмите… стихи - это и есть моя жизнь». В этих словах вся Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Чтец: Читает стихотворение М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ведущий: Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец её – известный профессор-искусствовед Иван Владимирович Цветаев – один из основателей знаменитого Московского музея изобразительных искусств (ныне – имени А.С.Пушкина). Мать – талантливая пианистка Мария Александровна Мейн. (На экране портреты отца и матери ). Музыка и музей – два влияния сливались и вплетались в одном доме, накладывая неповторимый отпечаток на растущих сестёр – Марину и Анастасию.

Ведущий : Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность, формируются важнейшие темы её творчества: Россия, любовь, поэзия.

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингизхан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно-слитых:

Голод голодных и сытость сытых!

Так определила своё поэтическое назначение Марина Цветаева.

Ведущий : Первая книга стихов Цветаевой появилась, когда ей было 18 лет, и была встречена одобрительно большинством известных поэтов. Девочка из Трёхпрудного переулка пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя.

В мае 1911 года по приглашению своего друга Максимилиана Волошина Марина едет в Крым. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, Марина встречает красивого юношу. Его огромные голубые глаза её пленяют.

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря.

Ведущий : Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдёт сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша почти сразу же нашёл этот розовый крупный камень – и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. Так Марина стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путём.

(На экране – фото семьи)

Чтец:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Звучит песня в исполнении Николая Караченцова - Дороги (слова М. Цветаевой). Саундтрек к сериалу "Петербургские тайны".

Ведущий : Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы.

Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре.

Чтец:

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной – и всем чужой,

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой!

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала –

И всех молодых поэм.

И многих пронзит царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе – тихи.

Ты будешь, как я – бесспорно –

И лучше писать стихи…

Не будешь ли ты – кто знает. –

Смертельно виски сжимать

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

Ведущий: С юношеских лет волнуют Марину вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека. Все проявления души должны найти выход. В стихотворении «Уж, сколько их упало в эту бездну», переложенном на музыку композитором Мягковым, Цветаева отстаивает право на полноправную, наполненную жизнь, вечное движение.

Звучит песня «Уж, сколько их…» в исполнении Аллы Пугачёвой.

Ведущий: 1917 год… Февральская, затем Октябрьская революция перекроила семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве. В сборнике «Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был её возлюбленный.

Чтец:

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Ведущий: В это время дочь Аля всегда рядом с Мариной. Всегда - друг, всегда – помощник, всегда – слушатель, читатель материнских стихов и собеседник.

Не знаю, где ты и где я.
Те ж песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты!

И так хорошо нам вдвоем:
Бездомным, бессонным и сирым.
Две птицы: чуть встали - поeм.
Две странницы: кормимся миром.

Ведущий: 1922 год. Марина уезжает за границу. Три года в Праге. Рождается сын Георгий. Очень светлый и счастливый период; издаётся сборник «Радуга», куда вошли стихи, посвящённые Блоку. Блок у неё «рыцарь без укоризны, почти божество», хотя с ним не была знакома.

Чтец:

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.

Ведущий: А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась, на западе их с мужем воспринимают чуть ли не как предателей и отступников.

В 1939 году М.Цветаева вернулась в Россию с сыном, вслед за мужем и дочерьми.

Я буду петь земная и чужая,

Земной напев.

Ведущий: Музыкой напоены её стихи. Вне музыки, вне музыкальной атмосферы М.Цветаева не представляет своих героев. Стихи Цветаевой поют, рассчитаны на слух – без такого восприятия трудно уловить их образ.

Не один десяток её прекрасных стихотворений вдохновил композиторов прошлого и современности на написание красивых, полных неподдельной чувственности песен.

Знаменательно, что песни на стихи Цветаевой исполняются многими известными певцами, среди них – Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители, Алла Пугачёва.

В популярном в нашей стране фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром» звучит один из наиболее лирических и запоминающихся романсов Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…». (Музыка М.Таривердиева)

(Старшеклассница исполняет романс « Мне нравится…»)

Ведущий : 1941 год. Грянула война. Марина с сыном уезжала из Москвы в Елабугу пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Под гнётом личных обстоятельств, в состоянии душевной депрессии там, в Елабуге, Марины Цветаевой не стало.

Незадолго до смерти Цветаева пишет « Мне все эти дни хочется написать завещание: мне вообще хотелось бы не быть».

Ведущий : Поэт умирает – его поэзия остаётся. Исполнилось пророчество Цветаевой, что её стихам «настанет свой черёд». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Ведущий: Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М.И.Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихов поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир её наследства. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихов. До новых встреч!

«МОИМ СТИХАМ … НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД»

Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Заинтересовать учащихся личностью и творчеством Марины Цветаевой;

Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

Отметить музыкальность поэзии Цветаевой;

Формировать эстетический вкус учащихся.

Портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины;

Выставка книг о Цветаевой;

Сборники стихотворений поэтессы;

Плакаты с высказываниями поэтессы: « Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». «Возьмите… стихи — это и есть моя жизнь»;

Презентация о жизни Цветаевой

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой на стихи Марины Цветаевой «У зеркала».

На экране – фотографии М.Цветаевой

Ведущий: Сегодня наш литературный вечер посвящается Марине Цветаевой, неугасимой звезде на небосклоне русской поэзии. « Мы цепи таинственной звенья», — так говорила о себе и своей жизни поэтесса. «Возьмите… стихи — это и есть моя жизнь». В этих словах вся Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Чтец: Читает стихотворение М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

День был субботний:

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ведущий: Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец её – известный профессор-искусствовед Иван Владимирович Цветаев – один из основателей знаменитого Московского музея изобразительных искусств (ныне – имени А.С.Пушкина). Мать – талантливая пианистка Мария Александровна Мейн. (На экране портреты отца и матери ). Музыка и музей – два влияния сливались и вплетались в одном доме, накладывая неповторимый отпечаток на растущих сестёр – Марину и Анастасию.

Ведущий : Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность, формируются важнейшие темы её творчества: Россия, любовь, поэзия.

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингизхан ей и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно-слитых:

Голод голодных и сытость сытых!

— так определила своё поэтическое назначение Марина Цветаева.

Ведущий : Первая книга стихов Цветаевой появилась, когда ей было 18 лет, и была встречена одобрительно большинством известных поэтов. Девочка из Трёхпрудного переулка пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя.

В мае 1911 года по приглашению своего друга Максимилиана Волошина Марина едет в Крым. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, Марина встречает красивого юношу. Его огромные голубые глаза её пленяют.

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Ведущий : Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдёт сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша почти сразу же нашёл этот розовый крупный камень – и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. Так Марина стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путём.

(На экране – фото семьи)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Звучит песня в исполнении Николая Караченцова — Дороги (слова М. Цветаевой). Саундтрек к сериалу «Петербургские тайны».

Ведущий : Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы.

Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре.

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной – и всем чужой,

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала –

И всех молодых поэм.

И многих пронзит царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе – тихи.

Ты будешь, как я – бесспорно –

И лучше писать стихи…

Не будешь ли ты – кто знает. –

Смертельно виски сжимать

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

Ведущий: С юношеских лет волнуют Марину вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека. Все проявления души должны найти выход. В стихотворении «Уж, сколько их упало в эту бездну», переложенном на музыку композитором Мягковым, Цветаева отстаивает право на полноправную, наполненную жизнь, вечное движение.

Звучит песня «Уж, сколько их…» в исполнении Аллы Пугачёвой.

Ведущий: 1917 год… Февральская, затем Октябрьская революция перекроила семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве. В сборнике «Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был её возлюбленный.

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем.

Скажите - или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла!

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Ведущий: В это время дочь Аля всегда рядом с Мариной. Всегда — друг, всегда – помощник, всегда – слушатель, читатель материнских стихов и собеседник.

Не знаю, где ты и где я.

Те ж песни и те же заботы.

Такие с тобою друзья!

Такие с тобою сироты!

Бездомным, бессонным и сирым.

Две птицы: чуть встали — поeм.

Две странницы: кормимся миром.

Ведущий: 1922 год. Марина уезжает за границу. Три года в Праге. Рождается сын Георгий. Очень светлый и счастливый период; издаётся сборник «Радуга», куда вошли стихи, посвящённые Блоку. Блок у неё «рыцарь без укоризны, почти божество», хотя с ним не была знакома.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим - сон глубок.

Ведущий: А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась, на западе их с мужем воспринимают чуть ли не как предателей и отступников.

В 1939 году М.Цветаева вернулась в Россию с сыном, вслед за мужем и дочерьми.

Я буду петь земная и чужая,

Ведущий: Музыкой напоены её стихи. Вне музыки, вне музыкальной атмосферы М.Цветаева не представляет своих героев. Стихи Цветаевой поют, рассчитаны на слух – без такого восприятия трудно уловить их образ.

Не один десяток её прекрасных стихотворений вдохновил композиторов прошлого и современности на написание красивых, полных неподдельной чувственности песен.

Знаменательно, что песни на стихи Цветаевой исполняются многими известными певцами, среди них – Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители, Алла Пугачёва.

В популярном в нашей стране фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром» звучит один из наиболее лирических и запоминающихся романсов Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…». (Музыка М.Таривердиева)

(Старшеклассница исполняет романс « Мне нравится…»)

Ведущий : 1941 год. Грянула война. Марина с сыном уезжала из Москвы в Елабугу пароходом, и провожал её Борис Пастернак. Под гнётом личных обстоятельств, в состоянии душевной депрессии там, в Елабуге, Марины Цветаевой не стало.

Незадолго до смерти Цветаева пишет « Мне все эти дни хочется написать завещание: мне вообще хотелось бы не быть».

Ведущий : Поэт умирает – его поэзия остаётся. Исполнилось пророчество Цветаевой, что её стихам «настанет свой черёд». Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Ведущий: Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М.И.Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихов поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир её наследства. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихов. До новых встреч!

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 24.01.2017

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2326238 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

«...Я - БРЕННАЯ ПЕНА МОРСКАЯ»

Литературный вечер, посвященный М.И. Цветаевой

ЧТЕЦ :

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.

М. Цветаева

ВЕДУЩИЙ (1):

Родилась Марина Ивановна 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в Москве. Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, происходил из рода бедного сельского священства. Благодаря незаурядному таланту и трудолюбию он стал профессором-искусствоведом, основателем Музея изящных искусств (ныне — Московский музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Мать, Мария Александровна Мейн, родом из обрусевшей польско-немецкой семьи, была одаренной пианисткой. В такой творческой семье родилась Марина.

ВЕДУЩИЙ (2):

«Четырехлетняя моя Маруся все ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы — может быть, будет поэт», — писала Мария Александровна. Как ни странно, но детская забава искать в словах звуковые подобия не исчезла вместе с детством и стала выражаться на бумаге в виде стихот-ворных каракуль. Мария Александровна не на шутку встревожилась. Будучи талантливой пианисткой, она упорно и систематически учила Марину фортепьянной игре, обнаружив музыкальный дар дочери в пятилетнем возрасте. Но Марина предпочитала складывать стихи.

Стихи она не переставала писать даже тогда, когда Мария Александровна отнимала и прятала от дочери чистые листы бумаги. В шестилетнем возрасте Марина писала по-русски, по-немецки и по-французски.

Никто в семье Цветаевых не воспринимал всерьез талант Марины, ей с детства приходилось терпеть насмешки. Но зато как она отстаивала свое право заниматься любимым делом! Какая уверенность в собственной правоте!

ВЕДУЩИЙ (1):

Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой Тарусе Калужской губернии (ныне - Подмосковье), отчасти — за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом — в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко. В возрасте шестнадцати лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы.

ВЕДУЩИЙ (2):

И вот в один из московских осенних дней 1910 года невысокая гимназистка со стопкой стихов в руках и дерзостью в душе направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. Марина Цветаева решилась напечатать свои стихи на свои средства. Так была выпушена ее первая книга под названием «Вечерний альбом» тиражом пятьсот экземпляров.

ЧТЕЦ:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти, -

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...»

ВЕДУЩИЙ (1):

Цветаева послала свою книгу «Вечерний альбом» В. Я. Брюсову и М.А. Волошину. Это была слишком большая смелость — отправить полудетские стихи Брюсову «с просьбой посмотреть».

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Брюсов противопоставил Цветаеву другому тогдашнему дебютанту - Илье Эренбургу. Строгий Брюсов особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки». Отзыв Н.С. Гумилева был еще благосклоннее: «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна... Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни...».

ВЕДУЩИЙ (2):

В сентябре 1912 года у них родилась дочь Ариадна (Аля). Аля тоже писала стихи, и, конечно же, о Марине.

ЧТЕЦ:

<...>

Спите, Марина,

Спите, Морская Богиня.

Ваше лицо будет скрыто в небесных морях.

Юноши будут давать Вам обеты в церквах.

Звери со всех сторон мира

Будут реветь под цыганской звездою любви.

<...>

А. Эфрон. Психея

ВЕДУЩИЙ (1):

В 1912 году выходит второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», посвященный мужу, Сергею Эфрону. В том же году печатается сборник «Из двух книг».

В 1917 году любимый муж Марины, студент Московского университета, уходит на фронт. Воспитанный в семье революционных деятелей, Сергей Эфрон сражался против революции в белой Добровольческой армии на Дону.

ЧТЕЦ:

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

<...>

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

<...>

М. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел...»

ВЕДУЩИЙ (2):

Она как будто предсказывала разлуку со своим мужем. За четыре года Марина не получила от мужа ни одной весточки. Младшая дочь Ирина умирает в возрасте трех лет от голода. Ариадну от голода спасают в приюте. Марина пишет стихи, называя мужа «белым лебедем» и воспевая его в образе святого Георгия, спасающего народ от зла. Злом она считает революцию.

ВЕДУЩИЙ (1):

Весной 1921 года Цветаева просила Илью Эренбурга, уезжавшего в Европу, отыскать ее мужа. И он находит Сергея, живого и здорового, в Константи-нополе. Потом Эфрон переезжает в Прагу, начинает учиться, поступает на филологический факультет университета. У Цветаевой нет сомнений — надо ехать к мужу. Она прощается с молодостью, со страной, с друзьями, подводит итоги прошлого. Отъезд ее не раз откладывался, были трудности с оформлением паспортов, не хватало денег. Уезжали налегке, все вещи были проданы или раздарены.

ЧТЕЦ:

Ты, меня любивший фальшью

Истины - и правдой лжи,

Некуда! - За рубежи

Ты, меня любивший дольше

Времени. — Десницы взмах!

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

М. Цветаева «Ты, меня любивший фальшью...»

ВЕДУЩИЙ (2):

После эмиграции Цветаева два с половиной месяца жила в Берлине в пансионе. Здесь произошло одно из важнейших событий в жизни Цветаевой, повлиявшее на ее жизнь, на многие годы, — заочная эпистолярная встреча с Б.Л. Пастернаком. «Дорогой, золотой, несравненный мой поэт!» — обращался он к Цветаевой в первом же письме. Теперь в мире у нее был верный и непридуманный друг.

ВЕДУЩИЙ (1):

Берлин не был долгим пристанищем Цветаевой. Она решила ехать в Чехию, где учился ее муж, а правительство выплачивало некоторым русским эмигрантам — писателям и ученым - стипендию-пособие за счет золотого запаса, вывезенного в Гражданскую войну из России. В Берлине уже не осталось человеческих отношений, которыми Цветаева могла бы дорожить: уехал Андрей Белый, разладилась дружба с Эренбургом. Первого августа Цветаева с дочерью приехали в Прагу, но жить в городе было слишком дорого, и Цветаевы поселились в поселке. Все дачные поселки в предместье Праги в основном принадлежали в ту пору русским эмигрантам.

Тяжелые послереволюционные годы, ряд разочарований в Берлине сильно угнетали Цветаеву, ей казалось, что женщина, человек в ней уже погибли, остался только поэтический дар.

ВЕДУЩИЙ (2):

Анна Ахматова сказала как-то: «Способных поэтов не бывает! Или поэт, или нет! Это не та работа, когда, вставши рано поутру, умывшись, садишься за стол: дай, дескать, потружусь. Стихи - это катастрофа. Только так они и пишутся. Если не так - читатель сразу поймет и почувствует!»

ВЕДУЩИЙ (1):

Период с 1917 по 1922 год для Цветаевой оказался необычайно продуктивен. Она написала более трехсот стихотворений, поэму-сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес, цикл «Дон».

Особенно поддержал Цветаеву при вхождении ее в литературу М.А. Волошин, с которым она вскоре, несмотря на большую разницу в возрасте, подружилась.

Цветаева решила бросить гимназию и весной 1911 года уехала в Крым, в Коктебель, где жила у Волошина.

Лежа на пляже, Марина делилась с Волошиным сокровенным: «Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень». Марина, — отвечал он. — Влюбленные глупеют. И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренно поверишь, что это твой любимый камень».

ВЕДУЩИЙ (1):

А с камушком сбылось.

«Они встретились, — пишет Ариадна, дочь Цветаевой, — пятого мая 1911 года на пустынном, усеянном галькой, коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!

Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день...»

За Сергея Эфрона Марина вышла замуж через полгода после его восемнадцатилетия.

ЧТЕЦ:

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге.

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей —

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы - и идут на плаху.

М. Цветаева «Я с вызовом ношу его кольцо!..»

ВЕДУЩИЙ (2):

Тогда им казалось, что судьба подарила обоим неслыханную удачу.

Самая ее заветная тема — философия и психология. Она веровала в Бога, и Господь одарил ее талантом поэта. Она выслушивала грозный, грохочущий мир. Выслушивала и ставила собственный диагноз.

Цветаева не поняла и не приняла Октябрьской революции. Казалось, что почва выбита из-под ног.

ВЕДУЩИЙ (2):

Семнадцать лет провела Цветаева на чужбине. Марина стойко переносила нужды, нехватку средств. Гораздо тяжелей ей было оттого, что ее стихи здесь, в эмиграции, не нужны. «Мой читатель, несомненно, в России», «Пи-шу не для здесь, а для там», - говорила она.

Эмигрантские круги недолюбливали Цветаеву за ее независимость, любовь к России, они не приняли ее.

ВЕДУЩИЙ (1):

Ариадна писала про свою мать следующее: «Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — сто шестьдесят три сантиметра, с фигурой египетского мальчика - широкоплеча, узкобедра, тонка в талии... Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь на письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта»...

Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками... Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его - всю жизнь».

ВЕДУЩИЙ (2):

В 1925 году у Цветаевой родился давно желанный сын Георгий; В семье его звали My р. Она почти все свое время посвящает сыну, а поэзия отходит на второй план. «Он не должен страдать от 10-го, что я пишу стихи, — пусть лучше стихи страдают!» - говорила она. Марина не забывала, как погибла ее дочь Ирина.

ВЕДУЩИЙ (1):

В эмиграции Цветаева пишет много прозы.

«Эмиграция делает меня прозаиком», — говорила она, имея в виду, что стихи все труднее становится устроить в печать. А о заработке Цветаева помнит постоянно. Она пробует разные жанры, кроме беллетристики — повести с выдуманным сюжетом не для нее.

Она писала очерки: «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Лавровый венок», «Сказка матери» и другие.

ВЕДУЩИЙ (2):

Цветаева написала очень много стихотворений, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм. Проза, написанная ею, так же ярка, как и поэзия. Она никогда не принадлежала ни к каким направлениям, и ни один критик не сподобился наклеить на нее ярлык.

ВЕДУЩИЙ (1):

Интересны письма Цветаевой. Это своего рода заочные романы с незнакомыми или почти незнакомыми людьми. Это монологи взволнованной души, обращенные к Б.Л. Пастернаку, Р.М. Рильке. Марина увлекалась не только стихами, но и поэтами. Эту ее способность ценил О.Э. Мандельштам и говорил, что таким образом проявляется ее удивительное бескорыстие. Такие увлечения были недолговечными, но бурными, как ураган. Жена Мандельштама — Надежда вспоминала: «Я уверена, что наши отношения с Мандельштамом не сложились бы так легко и просто, если бы раньше на его пути не повстречалась дикая и яркая Марина. Она расковала в нем жизнелюбие и способность к спонтанной и необузданной любви, которая поразила меня с первой минуты. Я не сразу поняла, что этим я обязана именно ей, и мне жаль, что не сумела с ней подружиться». Это были «романы души», а не романы тела, но Марину никто не хотел понять. По-настоящему она любила только Эфрона и была однолюбкой.

ЧТЕЦ:

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня: —

Россия, родина моя!

Но и с калужского холма

Мне открывается она —

Даль - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

<...>

М. Цветаева. Родина

ВЕДУЩИЙ (2):

ВЕДУЩИЙ (1):

Эфрон был причастен к политическому делу: последние годы он активно участвовал в работе Союза дружбы с Советским Союзом. По некоторым источникам, даже выполнял задания НКВД. Обстоятельства сложились так, что он срочно уезжает в Россию.

Эфрон любил Россию с фанатизмом и, служа в белой армии, твердо верил, что спасает ее. Разочаровавшись в Белом движении, он столь же фанатично и безоглядно стал служить Советской России.

ВЕДУЩИЙ (2):

Марина остается в Париже с сыном, ее допрашивают по поводу дела мужа, она свидетельствует, что «хотела бы умереть, но приходится жить ради Мура». После выезда родных Цветаевой находиться во Франции было опасно. Оставалось последовать за мужем и дочерью, что приравнивалось к отсроченному самоубийству. В июне 1939 года Цветаева едет в Россию, как раз к аресту дочери и мужа. На вокзале она узнает об аресте сестры Анастасии.

Об этом периоде Цветаева пишет в дневнике: «Никто не видит, не знает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами крюк».

ЧТЕЦ:

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух — не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь!

С полным передником роз! — Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

М. Цветаева. «Знаю, умру на заре...»

ВЕДУЩИЙ (1):

Встретившись с Анной Ахматовой, Цветаева жаловалась на судьбу и вдруг, наклонившись, сказала, как ходила смотреть дом, где прошло ее детство, и увидела, что там по-прежнему растет любимая липа. Марина умоляла Ахма-тову никому не открывать эту тайну, иначе «они узнают и срубят». Ахматова говорила: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».

ВЕДУЩИЙ (2):

1941 год. Война. Эвакуация из Москвы загнала Цветаеву в Елабугу. Пастернак пришел, чтобы помочь Цветаевой укладывать вещи. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, нахваливая ее крепость, пошутил, что веревка все выдержит, «хоть вешайся на ней». Ему впоследствии передали, что Цветаева повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку.

Цветаева писала заявление в столовую с просьбой разрешить ей работать посудомойкой. Ей отказали. «Если Цветаеву можно определить в судомойки, - иронизировала Лидия Корнеевна Чуковская, — то почему бы Ахматову не в поломойки, а жив был бы Александр Блок — его бы при столовой в истопники».

ВЕДУЩИЙ (1):

Стихи Цветаева уже не пишет. В обращении к сыну в предсмертном письме Марина Ивановна написала: «Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

ЧТЕЦ:

<…>

О черная гора,

Затмившая - весь свет!

Пора - пора - пора

Творцу вернуть билет.

<...>

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

М. Цветаева. «О, слезы на глазах!..»

ВЕДУЩИЙ (2):

Сестра Марины - Анастасия Цветаева - говорила: «Меня хотят уверить, что Марина ушла - и оставила сына! - оттого, что не вынесла тяжестей жизни. Но от нищеты Цветаевы не погибают».

«Если бы я была с мамой, она бы не умерла. Как всю нашу жизнь, я бы несла часть ее креста, и он не раздавил бы ее» (Ариадна Эфрон).