Теоретический анализ научно-методической литературы. Теоретический анализ проблемы

Любая квалификационная работа начинается с обзора литературных источников по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является важной и необходимой в силу ряда обстоятельств:

· прежде чем писать работу, необходимо разобраться в том, что уже исследовано другими авторами;

· в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и необходимо творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, с целью сравнения и противопоставления;

· в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчётов;

Важно помнить, что дипломная работа - это обобщение имеющейся информации. Основная информация находится в фондах библиотеки, при этом необходимо студенту правильно ориентироваться в ней.

Кроме того, анализ научно-методической литературы является основным методом исследования в реферативных работах.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Их отличает новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы. Они подразделяются на следующие виды изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний о том, что издано по интересующемуся вопросу.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращённое изложение содержание первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. Они выпускаются в виде реферативных журналов, реферативных сборников экспресс - информации, информационных листков.



Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение и выписка представляющих интерес материалов;

5. критическая оценка записанного, его редактирование.

Ф.А. Кузин рекомендует и другой способ изучения. Страницу тетради рекомендует разделить пополам вертикальной чертой, с левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе.

При изучении литературы необходимо следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой и кропотливой работы. Важно собирать не любые факты, а только научные, так как они более значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для передачи мыслей автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.п. А также служат опорой в процессе анализа и синтеза информации. С их помощью можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает дипломант. Но число используемых цитат должно быть оптимальным.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. Наиболее распространёнными формами регистрации являются:

Записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;

Выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). При этом указывая источник заимствования.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.

Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит своё отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, тетрадей воспитателей; протоколах и отчётах соревнований (обследования), учебных планах и программах, журналах учёта успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т. п.

В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д. Данные документы служат решению практических задач, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.

Анализ тетрадей педагогов (дневников тренеров и спортсменов) дает возможность с различной степенью достоверности выявить:

1. преимущественную направленность учебного процесса;

2. основные средства физического воспитания и методы, систему их применения;

3. объем и интенсивность физических нагрузок;

4. спортивно-технические показатели обследования детей;

5. самочувствие испытуемых, их реакцию на выполнение той или иной физической работы;

6. комплекс, используемых средств тренировки и восстановления;

7. специфику соревновательной деятельности;

8. динамику спортивных результатов и её взаимосвязь с проделанной работой.

Основной предпосылкой успешного анализа документов являются ясно сформулированные цель исследования и теоретические исходные позиции. Работа с документами сложна и трудоемка и предполагает подробное изучение их в соответствии с исследуемой проблемой и ее основными понятиями. Необходимо провести описание документов, разделение их по содержанию, обеспечить классификацию изучаемой информации. Целью изучения важных документов в области физкультурно-спортивной деятельности является, прежде всего, их содержательная интерпретация, а ни в коем случае не формальная классификация.

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию физического воспитания и спортивной тренировки, других явлений, представляющих интерес для исследователя.

Работа в архиве является важным звеном исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

Большое значение для развития физического воспитания имеют изучение и обобщение передового педагогического опыта . Оно позволяет открыть новые составляющие учебно-воспитательного процесса или физкультурно-оздоровительной деятельности, увидеть новые факты, которые не входят в рамки широкой повседневной учебно-воспитательной работы или физкультурно-оздоровительной практики и до сих пор неизвестны или мало известны. В связи с этим необходимо теоретическое изучение передового опыта с целью его внедрения в массовую практику.

В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приёмы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения. Опыт педагога по физической культуре может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных педагогической наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для других педагогов, которые ещё не овладели педагогическим мастерством.

При определении достоинств передового опыта важно учитывать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же результаты могут быть достигнуты с большей или меньшей затратой времени и сил. Сложно считать передовым опытом, когда уровень знаний достигается за счёт перегрузки занимающихся, дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких домашних заданий и за счёт других предметов. Так, по мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, признаками передового педагогического опыта, являются:

· высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;

· общественная направленность личности;

· познавательные интересы и потребности занимающихся;

· ценностные ориентации в учебной и тренировочной деятельности;

· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков грамотного письма, вычислительных, графических, физических и др.);

· рационализаторский подход к профессиональной педагогической деятельности;

· устойчивость, стабильность результатов;

· возможность творческого использования опыта;

· научная обоснованность опыта .

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. После посещения открытых занятий, в дальнейшем проводят коллективное обсуждение, раскрывая те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых данный опыт может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам физического развития и воспитания подрастающего поколения. Перед их проведением посещаются и анализируются учебно-воспитательные (тренировочные) занятия разных педагогов (тренеров), изучается литература, готовится выставка, отражающая опыт работы, доклады и содоклады. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта:

· определение противоречий между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности – с другой;

· выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной или учебно-тренировочной работе;

· составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта, уточнение темы и цели, объекта (школа, внешкольное учреждение, ДОУ, секция, коллектив и др.) и предмета изучения и обобщения.

Выводы, полученные в результате обобщения опыта, проверяются, дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь – через педагогический эксперимент; в обобщённый материал вносятся необходимые коррективы.

Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на магнитных и других носителях, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать уже разработанные концепции, установленные факты, накопленный педагогический опыт, четко очертить грани предмета исследования.

Работа над литературой начинается с составления библиографии - списка подлежащих изучению произведений, их перечня, научного описания, приведения необходимых указателей. Библиография обычно включает в себя книги, учебники, учебные и учебно-методические пособия, журналы, статьи в сборниках научных и методических трудов, тезисов докладов на различного уровня конференциях, монографии, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др.

Для того чтобы охватить основную литературу по избранному направлению исследования при работе в библиотеке используются два наиболее распространенных вида каталогов (составленных в определенном порядке перечня литературных источников): систематический и алфавитный. В первом литература расположена по проблемам или наукам, во втором - по алфавиту (фамилии автора или названию коллективной монографии, учебника или учебного пособия). Наряду с этими источниками, можно обратиться к справочно-библиографическим указателям, электронным библиотечным каталогам, информации о выходящей литературе и рецензиях на нее, а также к справочному и библиографическому аппарату книг, имеющихся в распоряжении самого исследователя.

Сведения о литературе выписываются обычно на четко и правильно заполненные карточки (стандартный размер 7,5х12,5 см), либо они могут быть скомпонованы в отдельный файл и храниться в памяти компьютера. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры; название и год издания; издательство, том, выпуск и номер издания. Если требуется использовать отдельные цитаты, то и страницы, на которых они приведены. Полезно указать и библиографический шифр издания.

Первичное ознакомление с литературой и другими источниками должно дать представление о проблематике, основном содержании того или иного произведения. Для этого полезно сначала ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание источника. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием; выборочное изучение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление с аннотированием и т. д.

Для аналитической работы система записей иная - здесь интересующие исследователя положения, методики, тезисы, идеи записываются на отдельных листах, имеющих соответствующие графы: название источника, основное понятие или проблема, цитируемое положение или определение с указанием страницы, собственные комментарии цитируемого и др. То же самое можно сделать, используя для этого отдельный файл (файлы) в компьютере.

Результаты этой работы систематизируются в соответствии со структурой научного труда. При изучении литературы особое внимание необходимо обращать на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании. Они должны быть четкими и однозначными.

Результаты работы с литературой по каждому изучаемому вопросу желательно оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий и других источников, в которых излагаются основные интересующие исследователя научные положения. При этом важно вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, выявить совпадающие и несовпадающие точки зрения на предмет исследования, разработанные положения, существующие в них неясные и дискуссионные вопросы. Следует выделить, что нового автор каждой работы вносит в исследование проблемы, какие оригинальные подходы и решения он предлагает, в чем их научная новизна, теоретическая и практическая значимость. На этом же этапе целесообразно высказать и зафиксировать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователями выводам.

Часто при анализе изучаемой проблемы приходится привлекать наряду с печатными материалами материалы рукописные. Это диссертационные работы по теме исследования, описание о содержании которых дается в специальных авторефератах, а также отчеты о научно-исследовательских работах. Наряду с ними могут широко использоваться материалы исторических и текущих архивов, в которых содержатся отчеты, протоколы заседаний, акты проверок, стенограммы выступлений, доклады и сообщения по вопросам исследуемой проблемы за определенные исторические этапы развития системы образования. Источниками фактических материалов служит разнообразная текущая документация учебных учреждений (планы работ, отчетно-учетная документация, приказы и распоряжения руководителей, журналы контрольных проверок и т. д.).

При изучении любых материалов, касающихся предмета исследования, важно четко определить цели и в соответствии с ними выделить показатели для сбора данных, выбрать способы их оформления (таблицы, графика, тематические обзоры и выборки и т. д.).

Изучение литературы и различного рода источников продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание уже изученных книг и документов, стимулируют внимание к вопросам, на которые ранее не было обращено должного внимания, позволяют рефлексировать аналитическую деятельность самого исследователя. Основательная документальная база научной работы - важное условие ее объективности и глубины.

Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, по методам определения уровня физической и специальной подготовленности спортсменов.

Всего в ходе исследования нами изучено 26 литературных источника, из которых 22 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы.

Метод определения антропометрических индексов

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п. .

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме студентов после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки .

Суть метода заключается в измерении роста с использованием ростомера, веса тела с использованием медицинских весов, измерение роста, сидя, измерение длины рук. Измерения проводились в спортзале:

  • - взвешивание производилось в купальниках для более точного определения веса студента. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Масса тела - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.
  • - измерение роста с помощью ростомера без обуви. Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшаться на 2см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшаться, на 3см и более из-за утомления межпозвоночных дисков.
  • - рост, сидя стопы плотно прижаты к полу, угол в коленном суставе 90 градусов.
  • - длина рук определялась с помощью ленты прикрепленной к стене на уровне груди.

Эмпирические (практические) методы исследования в физической культуре и спорте

Анализ научно-методической литературы

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы выпускной квалификационной работы, будь то дипломная работа, бакалаврская или магистерская диссертации) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по выбранной студентом теме неизбежно должен присутствовать в качестве составной части выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников - основной метод исследования в реферативных работах.

В результате по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме;

  • - ее постановку,
  • - историю,
  • - степень разработанности,
  • - применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это

прежде всего обобщение уже имеющейся информации.

Приступая к отбору и изучению литературных источников, студент попадает в безбрежное море информации, в котором несложно и захлебнуться. Что делать?

Имеет смысл изучить диссертацию, монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме будущей работы. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам («Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Вестник спортивной науки» и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей студента физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и должно сформироваться неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике предстоящей работы.

Изучение литературных источников требует прежде всего подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно-поисковые системы.

Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и т.д.

Научно-методическая литература и официальные документы, подобранные по теме исследования, являются основой для написания главы квалификационной работы «Анализ литературных источников», которая предшествует изложению собственного теоретического материала.

Квалифицированный анализ литературных источников требует определенных правил их поиска, соответствующей методики их изучения и конспектирования.

Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Студентам необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Для целенаправленной работы в обзоре литературных источников необходимо уметь пользоваться каталогами. Каталоги подразделяются на следующие основные виды:

  • - алфавитные;
  • - систематические;
  • - предметные.

В алфавитном каталоге сведения располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Литература, опубликованная на языке с латинской графикой, как правило, располагается после изданий на русском языке.

Широко распространены также систематические каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы в систематических каталогах строятся от общего к частному.

Третий вид - это предметные каталоги, которые отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Также можно выделить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей.

Необходимо отметить, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, поскольку книги и монографии долго готовятся и издаются. В то же время в книгах и монографиях материал излагается более подробно.

Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

  • 1. Если известно название книги или ее автор - обращаться к алфавитному каталогу.
  • 2. Нужна книга по определенной отрасли науки - обратитесь к систематическому каталогу.
  • 3. При необходимости использовать литературу по узкому, специальному вопросу (предмету) - обращаемся к предметному каталогу.
  • 4. Интересуетесь статьей из периодического издания - обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

Этапы чтения. Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Ознакомление с книгой целесообразно начинать с оглавления. Это позволит определить ее содержание, уяснить, с какими разделами надо ознакомиться в первую очередь. Выходные данные книги помогут оценить ее современность, надежность, характер издания (учебный, научный, популярный и т.д.). Аннотация и предисловие дадут возможность ориентироваться в главном содержании книги, отделить основное от второстепенного, понять идеи автора и критический взгляд на них, высказанный ведущими учеными, представляющими данную книгу читателям.

Приступая к чтению основного материала в книге, нужно выписывать все незнакомые слова и термины в специальный словарик и тут же находить им объяснение. При первом прочтении книги необходимо прежде всего уяснить содержание работы в целом, понять основные мысли автора.

Исследователь должен владеть техникой обработки литературно-документальной информации и ведения картотеки по теме исследования. Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:

  • - аннотирование - составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с критической оценкой;
  • - конспектирование - последовательное краткое изложение работы;
  • - реферирование и рецензирование - изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора;
  • - выборки и заметки - извлечения из материалов, иногда сопровождаемые комментариями.

Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком информации. Для эффективной обработки соответствующего источника используют пятиступенчатый метод рационального чтения.

  • 1. Обзор - какую информацию несет книга, монография, брошюра и т.д.
  • 2. Постановка вопросов. Идет ли речь о новой или уже известной информации? Какие главы являются важными? и т.д.
  • 3. Чтение - целевое восприятие материала.
  • 4. Обобщение текста. Удостовериться, что материал усвоен.
  • 5. Повторное чтение с выписками.

Основная задача выписывания - это «изъятие» важных мыслей, идей, формулировок и т.д. К нему прибегают, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей и других работ. Основной принцип выписывания - лишь самое существенное и в кратчайшей форме. Различают три типа выписок:

  • - дословная, с точным указанием источника и корректным воспроизведением выдержки (сейчас можно заменить ксерокопированием);
  • - выписка по смыслу, где мысль автора передается собственными словами;
  • - конспективная - краткая запись важнейших тезисов, идей текста.

К литературным источникам принадлежат учебники, учебные пособия, монографии, научно-популярные книги, статьи в научно- методических журналах (прежде всего в таких, как «Физкультура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура. Образование, воспитание, тренировка», журналы спортивных федераций), сборники научных трудов, материалов научных конгрессов, научно-практических конференций и т.д.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа является одним из этапов самостоятельной научно-исследовательский работы студентов, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование». Выпускающая кафедра – кафедра теоретических основ физического воспитания обеспечивает научно-методическое руководство по написанию студентами курсовых работ по дисциплине: «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)» в 6 (очная форма) и 8 (заочная форма) семестрах.

В научно-исследовательской работе студент должен показать умение самостоятельно ставить задачи, определять варианты их решения, используя для этого адекватные методы исследования, анализировать полученные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст и иллюстрации к нему.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом в пределах часов, отводимых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено ее выполнение.

Задачи курсовой работы:

Закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

Овладеть навыками самостоятельной работы;

Выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

Выработать умение публичной защиты;

Подготовиться к более сложной задаче - выполнению выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения и публичной защиты курсовой работы формируются и оцениваются следующие компетенции:

- общекультурные (ОК):

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

- профессиональные (ПК):

- общепрофессиональные (ОПК):

Осознание социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

Владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- :

Способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

Готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

Способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

Способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

Курсовые работы могут быть:

теоретическими (реферативными), выполненными на основе анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме;

эмпирическими, выполненными на основе изучения и обобщения передового опыта педагогов-новаторов в области физической культуры и спорта;

экспериментальными, построенными на основе проведения эксперимента в области физической культуры и спорта (Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2008).

Независимо от типа каждая курсовая работа должна содержать анализ современных литературных источников по выбранной теме.

Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается кафедрой одновременно с утверждением графика их выполнения. Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы по согласованию с научным руководителем. Курсовая работа должна содержать элемент новизны и выявлять общенаучную, специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязывать теоретические знания с практикой. За достоверность всех данных курсовой работы отвечает студент - автор работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов.

Структура курсовой работы

С учетом графика учебного процесса и последовательности освоения модулей основной профессиональной образовательной программы профиля «Физкультурное образование» студентами выполняется реферативная курсовая работа по методике обучения и воспитания.

Курсовая работа реферативного типа строится на основе анализа источников литературы по выбранной теме (учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сборников научных трудов, материалов научных конференций и т.п.). Главными требованиями к работе являются ее содержательность, знание литературного материала, логичность и последовательность изложения, самостоятельность анализа и суждений, использование методов классифицирования, внешнее оформление. Работа реферативного типа имеет титульный лист, оглавление, введение, текст, написанный по главам, выводы и список литературы.

Во введении отражаются актуальность выбранной темы, мотивация ее выбора, цель и задачи исследования. Анализ источников литературы выступает как самостоятельный метод исследования. Изучаются прямые и косвенные материалы основной и смежных дисциплин по теме. Анализ литературы составляет основное содержание реферата, поэтому нет необходимости давать специальную главу ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. В соответствии с задачами исследования весь собранный материал систематизируется и подразделяется на главы, при необходимости выделяются параграфы (Приложение 2).

Например, реферативная курсовая работа по теме «Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста» может иметь следующее оглавление и приблизительный объем:

ВВЕДЕНИЕ (актуальность темы, объект и предмет, рабочая гипотеза, цель и задачи исследования (2-3 с.)

ГЛАВА 1. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста (8-10 с.)

1.1. Характеристика возрастных особенностей младших школьников

1.2. Особенности развития физических качеств детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 2. Координационные способности как один из видов двигательных способностей (10-12 с.)

2.1. Понятие «координационные способности»

2.2. Виды координационных способностей

3.1. Методы развития координационных способностей

3.2. Методы оценки координационных способностей

3.3. Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста

ВЫВОДЫ (1-2 с.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (1-2 с.)

Планирование КУРСОВОЙ работы

Весь цикл подготовки реферативной курсовой работы условно можно представить в следующем виде:

– выбор темы исследования;

– изучение научно-методической литературы;

– разработка научной гипотезы;

– определение предмета и объекта исследования;

– определение цели и задач;

– выбор методов и разработка методики исследования;

– формулирование заключения;

– письменное оформление работы, подготовка иллюстративного материала;

– подготовка доклада к защите.

Выбор темы

Студентам предлагается для самостоятельного выбора несколько наиболее актуальных направлений научных исследований в области физической культуры. Все предложенные направления нацелены в основном на углубленное изучение проблем физкультурного образования детей и подростков, отдельные направления отражают вопросы физического воспитания студентов учреждений профессионального образования, а также взрослого населения. Каждое направление содержит большой диапазон тем.

1. Искать тему исследования следует в сфере будущей профессиональной деятельности: образовательные учреждения различных типов и видов.

2. Учитывать личные интересы, способности и уровень теоретической подготовки в выбранной области, возможность объективных измерений.

3. Тема выбирается студентом самостоятельно из предложенных направлений. Студент имеет право предложить свою тему с обязательной аргументацией ее выбора. Тема должна иметь очерченные границы, формулировка - содержать ключевые слова, отражать главную идею работы, быть немногословной и лаконичной.

4. При выборе темы надо ориентироваться на место проведения педагогической практики.

5. Тема должна отвечать современным требованиям, быть социально значимой, учитывать потребности практики. Актуальными проблемами в настоящее время являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач средствами физической культуры.

Разработка рабочей гипотезы

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза рассматривается как отправная точка исследования, которая может экспериментально подтвердиться или быть опровергнута. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований и проверенных научных фактов. Например, известно, что младший школьный возраст благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект при целенаправленном применении именно в этом возрасте.

Такое предположение может служить гипотезой при проведении исследований с детьми, имеющими нарушения в развитии. Например: «Улучшение координационных способностей младших слабослышащих школьников возможно при условии включения в содержание адаптивной физической рекреации целесообразно подобранных подвижных игр, предполагающих коррекцию двигательных и психомоторных нарушений».

В гипотезе заложены главная идея исследования и ожидаемый результат. Например, в качестве рабочей гипотезы может быть выдвинуто предположение о том, что ранняя индивидуальная коррекция психофизических нарушений средствами адаптивного физического воспитания детей 1-3 лет с задержкой психомоторного развития окажет наибольший эффект на двигательную и интеллектуальную сферу, при условии учета типов конституции и диагностики физического и психического состояния детей.

Гипотеза должна быть достаточно простой, проверяемой в процессе эксперимента, и опираться на веские аргументы. Как подтверждение гипотезы, так и ее обоснованное опровержение, являются научно значимыми результатами исследования.

Выбор методов исследования

В процессе написания курсовой работы для решения поставленных задач студент может использовать следующие группы методов исследования:

1. Методы теоретического анализа:

– научно-теоретический анализ источников литературы;

– анализ документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.);

– анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов.

2. Диагностические методы:

– анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития;

– антропометрические измерения;

– регистрация техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов);

– тестирование физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости);

– тестирование координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и др.);

– тестирование психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.);

– тестирование биологических функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, тонометрия, измерение артериального давления и др., определение показателей соматического здоровья);

– опрос (беседа, интервью, анкетирование);

– педагогические наблюдения (открытые и закрытые).

Педагогические наблюдения проводятся для получения первичной информации об интересующих сторонах педагогического процесса, для уточнения рабочей гипотезы или на завершающем этапе исследования для проверки эффективности рекомендаций, полученных в эксперименте и др. Объектом наблюдения могут быть: решаемые задачи обучения и воспитания; применяемые средства физического воспитания; используемые методы обучения и воспитания; поведение занимающихся и преподавателя; характер и величина нагрузки, техника физических упражнений; тактические действия; продолжительность выполнения упражнений; величина пространственных перемещений занимающихся или снарядов (длина разбега и т. д.); количественные стороны процесса (число ударов, ускорений, бросков и т. д.).

Прежде чем проводить педагогические наблюдения, необходимо:

1. Определить задачи наблюдения.

2. Наметить объекты наблюдения.

3. Определить способы проведения наблюдения.

4. Подобрать приемы фиксации полученных данных.

5. Разработать схему наблюдения.

6. Определить методы анализа собранного материала.

3. Экспериментальные методы, обеспечивающие опытную проверку гипотезы, предполагают запланированное вмешательство исследователя в педагогический процесс. Педагогические эксперименты имеют следующие разновидности (подробнее см. Е.П. Врублевский, О.Е. Лихачева, Л.Г. Врублевская, 2006, Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2005):

– в зависимости от цели исследования: констатирующий и формирующий (преобразующий);

– по условиям проведения: естественный, лабораторный и модельный;

– по направленности: абсолютный и сравнительный;

– по логической схеме доказательства сравнительный эксперимент может быть последовательным и параллельным.

При организации педагогического эксперимента недопустимы риск для здоровья и развития испытуемых, нанесение вреда для их самочувствия, ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

4. Методы математической обработки и анализа результатов исследования. Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпретации информации, предполагающие два вида анализа: количественный и качественный.

Количественный анализ с помощью математической статистики позволяет наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. При статистической обработке материалов используются корреляционный, факторный и регрессионный анализы. Для установления достоверности сдвигов (например, между результатами в начале и в конце эксперимента) используются параметрические и непараметрические критерии различия. Более подробную информацию об этом можно получить в работах Ю.Д. Железняка, П.К. Петрова (2005), Е.П. Врублевского, О.Е. Лихачевой, Л.Г. Врублевской (2006) и др. Статистические методы в педагогическом исследовании служат средством анализа групповых данных и не являются точным отображением индивидуальных показателей.

Качественный анализ осуществляется преимущественно при помощи классификаций, описания и теоретического моделирования. Классификации строятся на основе выделения классификационного признака. Метод описания заключается в анализе типичных и нетипичных случаев изучаемого процесса или явления. Теоретические модели строятся на основе абстрактно-логического мышления и устанавливают определенные отношения и связи компонентов педагогического процесса. Часто моделирование используется при разработке оптимальной программы обучения. Модель дает представление о последовательности, согласованности и соподчиненности всех сторон педагогического процесса. Выбор методов исследования определяется целью и конкретными задачами.

Формулировка выводов

Выводы должны отражать суть работы в соответствии с выбранной темой, актуальностью проблемы, целью и задачами исследования. Выводы излагаются в лаконичной форме и отвечают на задачи, поставленные в исследовании. Выводы распространяются лишь на сферы деятельности, контингент и возрастные группы, рассмотренные в исследовании.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа сдается в сброшюрованном виде. Текст набирается на компьютере (14 шрифтом) через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 (210 × 297 мм) с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20, левое - 30, правое - 15 мм. Каждая строка содержит 60-65 знаков, включая интервалы между словами. Оптимальный объем курсовой работы 30-40 страниц, не считая приложения. Нумерация страниц проставляется в правом верхнем углу. Первой считается титульный лист, второй - оглавление, без цифрового обозначения. Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа без пропусков и повторений.

Работа должна иметь титульный лист, оглавление, введение, главы текста с иллюстративным материалом, выводы, список литературы, приложения.

Титульный лист

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются министерство, к которому относится вуз, название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, название и вид работы (курсовая или дипломная), направление и профиль подготовки, фамилия, имя и отчество студента (полностью), курс и/или группа, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы (Приложение 1).

4.2. Требования к оформлению текста:

– соответствие изучаемой проблеме, полнота изложения экспериментального материала, точность словоупотребления;

– логичность и четкое построение частей работы, подчиненность каждой части изложения основной цели работы, развернутость параграфов, логичный переход от одного положения к другому;

– соблюдение основных норм русского языка (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических, стилистических), правильный порядок слов в предложении, выделение абзацев;

– соответствие научному стилю изложения.

Ответственность за качество письменного текста несет студент, поэтому перед сдачей работы научному руководителю, необходимо внимательно вычитать текст, используя компьютерные программы; проверить фамилии, инициалы, год публикации цитируемых авторов. Курсовые работы, не соответствующие указанным требованиям, возвращаются автору на доработку и исправление замечаний.

Рубрикация – система взаимосвязанных заголовков, включающая названия глав, параграфов и подпараграфов. Ступени рубрикации обозначают шрифтом; главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами, соответственно: 1., 1.1., 1.1.1. Название главы печатается прописными (заглавными) буквами прямым 14 шрифтом, параграфов и подпараграфов – прямыми строчными буквами 14 жирным шрифтом. Подчеркивание не рекомендуется. Каждая глава, введение, выводы список литературы начинается с новой страницы, параграфы и подпараграфы – на той же странице, где заканчивается предыдущий. Введение, список литературы, заключение и приложения цифрами не обозначаются.

Термины и словосочетания

Употребление единообразных терминов должно выдерживаться на протяжении всей работы. Не следует в одном случае писать «двигательные качества», а в другом - «физические качества», хотя эти понятия тождественны. Изложение результатов личных исследований не рекомендуется вести от собственного имени, (я утверждаю, мною открыто и т. п.) Лучше использовать выражения: «Как показал анализ...», «в основе предлагаемой методики...», «актуальность проблематики и ее недостаточная изученность позволили сформулировать...», «выявлено...», «установлено...», «вышесказанное позволяет считать...» и т.п. Не стоит злоупотреблять вводными словосочетаниями в начале фразы: «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес», «кроме того», «более того» и др. Не следует в одном предложении использовать однокоренные слова (школа, школьники, школьная программа). Лучше их заменить синонимами (школьники, учащиеся, дети, занимающиеся) или перестроить фразу.

После анализа источника литературы необходимо в скобках указать фамилию автора, инициалы, год издания источника, например: (Федоров Л. П., 1996). При перечислении нескольких источников используется хронологический порядок, например: (Байкина Н. Г., 1990; Сермеев Б. В., 1991). При упоминании фамилии в тексте изложения год публикации указывается после фамилии автора в скобках. Например: В. И. Лях (1996) утверждает, что...

Цитаты.

Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, в которой указываются инициалы, фамилия автора и страница. Например: Я.А. Коменский писал: «Ложных знаний не может быть, знания могут быть только неполными» (Коменский Я.А., 2009, с.14). Полное библиографическое описание источника дается в списке литературы.

Сокращения

Допускаются следующие сокращения слов: т.е., и т. д., и т. п., и др., и пр. Недопустимо сокращать сложные союзы и словосочетания типа: так как, так называемый, таким образом, потому что, так что, в том числе. В научной и методической литературе часто употребляются такие сокращенные слова, как ЧСС, ОФП, АФК, ДОУ, ДЦП и др., которые называются аббревиатурой. В тексте работы при первоначальном употреблении пишется полное сочетание слов, а в скобках - сокращенное. Например: частота сердечных сокращений (ЧСС), в дальнейшем используется аббревиатура.

Таблицы, рисунки, графики

Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» не сокращают, порядковый номер (без знака №) пишут в правом верхнем углу над заголовком таблицы, затем идет заголовок (по центру), ниже - таблица. Каждый столбец таблицы должен иметь заголовок, начальные слова в графах и колонках пишутся с прописной буквы без точки в конце. Графы и колонки нельзя оставлять пустыми. Числовые показатели должны иметь одинаковое число знаков после запятой, классы чисел располагаются один под другим. При отсутствии числа ставится знак тире.

Иллюстрации любого содержания и графического исполнения называются рисунками. Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу, под рисунком. Например: Рис.3. Скорость бега на 30 м в начале и в конце эксперимента.

а) название (подпись), кривые, название кривых (надписи), шкалы (числовые значения), название шкал, условные обозначения;

б) один график не должен содержать более четырех кривых;

в) надписи на осях располагаются: для вертикальной - слева, для горизонтальной - внизу, для обеих - в конце осей.

Нумерация рисунков должна быть сквозной во всей рукописи. Все подписи, надписи и обозначения необходимо выполнять единообразно в строгом соответствии с текстом. Если табличный или иллюстративный материал заимствован из источников литературы, то в конце подписи в скобках пишется ссылка на автора. Например: Рис. 1. Неравномерность возрастного развития быстрого бега (по В. К. Бальсевичу, 1996).

4.9. Список литературы помещается отдельно в конце работы.

Каждый источник литературы, на который сделана ссылка или положение которого цитировалось, представляется в списке литературы с полным библиографическим описанием. В список не помещаются работы, которые не упоминались в тексте. Список составляется в алфавитном порядке. Запись источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания (ГОСТ 7.05-2008)

В ссылке на место издания сокращение названия городов принято только для Москвы - М., Ленинграда - Л., Санкт-Петербурга - СПб. В список источников и литературы входят различные источники, описание которых имеет свою специфику. Примеры составления библиографического описания представлены в Приложении 3.

5 . ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

Выполненная курсовая работа сдается научному руководителю не позднее, чем за неделю до начала зачетно-экзаменационной сессии. После проверки научный руководитель дает разрешение на ее защиту в виде визы на титульном листе о допуске к защите. Работа, не соответствующая требованиям, возвращается студенту на доработку, а научный руководитель готовит письменное заключение (рецензию).

Защита курсовых работ осуществляется перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, в которую входят научный руководитель и один из ведущих преподавателей. Список студентов, допущенных к защите, с указанием места, дня и часа защиты вывешивается заблаговременно. Обычно курсовая работа защищается в рейтинговую неделю (для студентов очной формы обучения) или в последнюю неделю зачетно-экзаменационной сессии (для заочников). Защита должна показать уровень научно-теоретической подготовки студента. По содержанию работы можно судить о том, в какой степени студент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по защите - насколько самостоятельно он мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

Одним из важных этапов подготовки к защите является написание текста доклада, рассчитанного на 7-10 мин. и оформление иллюстративного материала (презентации к докладу). Доклад может строиться по следующему плану.

1. Краткое обоснование выбора темы: актуальность.

2. Объект и предмет исследования.

3. Постановка цели и задач.

4. Методы исследования.

5. Краткий анализ полученных данных.

6. Заключение.

Во время защиты ведется специальный протокол, в котором указываются дата проведения защиты, темы курсовых работ, фиксируются задаваемые вопросы и ответы студентов; здесь же на заседании выставляются оценки. Оценки объявляются после завершения защиты и обсуждения ее членами комиссии.

После окончания защиты на титульном листе курсовой работы проставляется дата защиты и оценка, заверенная членами комиссии. Оценка проставляется также в экзаменационную ведомость (рейтинговая оценка в баллах и академическая оценка: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» и зачетную книжку (только академическая оценка). Критерии рейтинговой оценки курсовой работы представлены в Приложении 5. При неудовлетворительной оценке работа возвращается студенту для устранения недостатков с последующей повторной защитой. Неявка на защиту без уважительных причин рассматривается как академическая задолженность. Студенты, не выполнившие и не защитившие курсовые работы в установленные сроки, к экзаменам по данной дисциплине не допускаются. Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре в течение 2-х лет. Лучшие из них рекомендуются на итоговую научную конференцию факультета (университета).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям (специальностям) профессионального высшего образования, «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» в состав государственной итоговой аттестации обязательно входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

ВКР является итогом учебной, научно-исследовательской и конструкторской деятельности студентов за весь период обучения и решает следующие задачи:

Систематизации, углубления и интеграции теоретических знаний и практических умений по специальности, творческого решения профессиональных проблем;

Формирования методологической культуры специалиста;

Развития умений и навыков самостоятельной работы с научно-исследовательской литературой и овладения методикой исследования и эксперимента;

Выявления уровня подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности.

В процессе выполнения ВКР формируются и оцениваются в ходе публичной защиты следующие компетенции:

- общекультурные (ОК):

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- профессиональные (ПК):

- общепрофессиональные (ОПК):

Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

- в области педагогической деятельности :

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

Способен при

Нять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

Выбор темы ВКР осуществляется студентом не позднее 7 (очная форма обучения) и 9 (заочная форма обучения) семестров. Тема ВКР представляется выпускающей кафедрой, утверждается на совете факультета и оформляется приказом ректора университета. Окончательное утверждение темы происходит до конца 7 (очная форма обучения) и 9 (заочная форма обучения) семестров.

Тематика ВКР должна соответствовать целям и задачам подготовки бакалавра, быть актуальной, отражать современное состояние и перспективы развития образования, науки, техники и культуры.

Кафедры ежегодно обязаны представлять тематику ВКР. Студентам представляется право выбора темы квалификационной работы из общего перечня тем. Студент также может предложить свою тему с обязательным обоснованием целесообразности ее разработки.

Для руководства ходом работы и окончательного оформления текста ВКР студенту назначаются руководитель (соруководители), а в случае интеграции различных научных дисциплин – консультанты из числа профессорско-преподавательского состава университета. Руководителями ВКР студента также могут быть научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий.

Консультантами по отдельным разделам ВКР могут назначаться профессора и преподаватели вузов, научные работники и высококвалифицированные специалисты других учреждений за счет лимита времени, отведенного на руководство выпускной работы. Они консультируют, а затем проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.

Ассистент, имеющий стаж работы до 3 лет, имеет право руководить не более чем тремя ВКР.

ВКР могут руководить и преподаватели из числа доцентов и профессоров межфакультетских кафедр, по тематике, приближенной по содержанию к профилю кафедры.

Руководитель ВКР должен:

Корректировать в необходимых случаях тему, научный аппарат исследования, утверждать план работы студента;

Оказывать помощь студенту в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;

Проводить консультации, назначаемые по мере необходимости;

Проверять выполненную работу (по частям и в целом).

ВКР может быть выполнена с учетом избранной студентом специализации, отвечать требованиям современной практики и содержать:

а) методологическое обоснование поставленной работы;

б) обзорно-аналитический материал, а также описание экспериментальной (исследовательской, проектной) работы или научно-теоретический анализ работы;

в) психолого-педагогический и методический аспекты разработки проблемы (для педагогических специальностей);

Выпускающие кафедры должны разработать методические указания и обеспечить ими студентов до начала выполнения ВКР. В указаниях определяются обязательные требования к ВКР с учетом будущей специальности выпускника (цель, задачи, объем, структура ВКР и т.д.).

ВКР выполняется на основе глубокого изучения научной и учебно-методической литературы. В каждой ВКР должна быть разработана основная тема в соответствии с планом, одобренным кафедрой, в том числе отдельные современные, перспективные теоретические и практические вопросы. ВКР педагогической направленности должна иметь соответствующие педагогический, психологический, методический аспекты. По характеру исследования ВКР может быть: обзорно-аналитической; опытно–экспериментальной; проектной; научно-теоретической и др.

ВКР должна быть представлена к защите в печатном виде. ВКР должна содержать список использованной литературы по теме исследования, отвечающий современным требованиям библиографического описания с обязательным включением одного иностранного источника.

Окончательно оформленная ВКР представляется на экспертизу на выпускающую кафедру не позднее, чем за 5 недель до начала работы комиссии по ГИА с визой руководителя о допуске. В течение 10 дней эксперт, назначенный заведующим кафедрой, проверяет ВКР на соответствие требованиям по оформлению и содержанию, делает заключение о допуске студента к предварительной защите на заседании кафедры.

Каждая работа, подготовленная к защите, должна пройти проверку на плагиат. Доля оригинального авторского материала в целом по работе должна составлять не менее 50%, оригинальность III главы - не менее 70%.

В случае если эксперт не считает возможным допустить студента к предварительной защите ВКР, предоставляется возможность устранить замечания, после чего назначается повторная предзащита. Протокол заседания кафедры о допуске студента к защите представляется в деканат факультета.

ВКР, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета на рецензию. Кроме отзыва руководителя на ВКР представляется внешняя рецензия, бланк рецензии представлен в Приложении 9. Студент составляет краткую аннотацию ВКР (Приложение 10) и предоставляет заявку от работодателя (Приложение 8).

Порядок защиты ВКР определяется Положением о государственной итоговой аттестации выпускников ЗабГУ, утверждаемым ученым Советом университета. При оценке подготовки, выполнения и защиты ВКР используется оценочный лист (Приложение 11).

В тех случаях, когда защита ВКР признается неудовлетворительной, государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией или же обязан разработать новую тему, которая устанавливается выпускающей кафедрой.

Задачи исследования