Конспект изо для трех лет весна. Конспект урока по изобразительному искусству на тему "весенний пейзаж"

2.1Учитель: Ребята знаете ли вы, что такое пейзаж?

Да, в переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах. В русском искусстве пейзаж возник в конце 18 века - более 200 лет назад.

Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Найдите среди них пейзажи. Почему выбрали именно их?

Правильно, почему вы так думаете?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать.

Сегодня мы с вами изучим тему пейзажа.

2.2 Сообщение нового материала.

Учитель:

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды.… Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций. Но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение. В зависимости от того, что изображено, пейзаж можно разделить на сельский и городской. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж.

2.3 Учитель:

- А сейчас давайте послушаем, какое стихотворение придумали люди о пейзаже:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Да мы будем рассматривать пейзаж.

2.4 Учитель: Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.

Каждому времени года соответствует своя палитра сочетающихся друг с другом красок.

Физкультминутка. Видео

Учитель 2.5:

Так весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового.

Сегодня мы будем рисовать пейзаж акварелью.

1.Итак, сначала надо нарисовать рисунок карандашом.

2.Потом сделать фон заливкой в 1-3 цвета. Помним, что чем больше в акварели воды, тем прозрачнее получается слой краски.

3.Прописываем рисунок более тонкой кистью

4.Ещё раз прописываем работу и дорабатываем рисунок.

Итак, начинаем работу. Природа вдохновляла на творчество не только поэтов, художников, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл, который назвал «Времена года». Пусть эта музыка поможет вам написать ваш пейзаж.

Учитель 2 .6: А сейчас, пока работа сохнет, давайте вспомним,

каких художников, писавших пейзажи, вы знаете?

Да, на картине Саврасова «Грачи прилетели» потемневшие сугробы, вдали тёмное поле, в центре корявые берёзки, а на них много грачиных гнёзд. Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц Родине.

Алексей Саврасов-художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные российские дороги мокрые поля. В1871г он выставил на передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели», прославившей его на весь мир. Долгие годы он жил в нищете, умер одиноким и больным. Его имя вскоре было забыто

План-конспект урока “ Изобразительное искусство ” в 3 классе

Тема: Весна идёт. Весеннее настроение

Цели урока:

  • Выполнить композицию на предложенную тему, скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции;
  • учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
  • активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
  • развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию учащихся;
  • формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать её удивительные особенности.

Оборудование: для учителя: магнитофон, записи, плакаты, иллюстрации, репродукции на тему весны; для учащихся: листы А4, карандаши, ластик, акварель, кисти, вода.

Тип урока: стандартный урок

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Основная часть (37 мин)
  3. Анализ удачных работ (4 мин)
  4. Итог урока (2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

— Посмотрите, все ли готовы к уроку. Нам понадобятся карандаши, ластик, акварель, кисточки, вода.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

  1. Основная часть

Вступление.

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной!

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения.

— Чем отличается весна от других времён года?

— Какие радости вам доставляет весенняя природа?

Показ и анализ репродукций.

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими!

Внимание на опорный ряд на доске: репродукции картин К. Ф. Юона “Мартовское солнце”, И. Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, Н. Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, С. Герасимова “Лед прошел”, Ф. Васильева “Оттепель”.

— Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

— Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки и т. д.)

Беседа перед работой по теме урока.

— Будем работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни.

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей).

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете.

Физкультминутка (под музыку)

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, гратаж

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками:

— Ребята, не забывайте, что большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре.

— При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске.

— Краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.

Работа закончена.

  1. Анализ удачных работ

Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов.

— Посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки.

  1. Итог урока

— Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “10”.

— Убираем за собой рабочее место.

— Урок окончен. Спасибо всем!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Журавлёнок» г.Надым»

Конспект урока ИЗО на тему

«Весна»

подготовила воспитатель

Мифтахова Фана Хатимовна

Надым, 2013 г

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны; рассказывать стихотворение наизусть выразительно; развивать навыки рисовать гуашью; рисовать округлые, овальные формы, проводить разнообразные линии; закрашивать гуашью в пределах контура; воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога во время организационного момента, участвует в разговорах во время рассматривания сюжетных картин, с интересом слушать стихотворение, выразительно наизусть рассказывает знакомое стихотворение, активен при создании коллективной работы рисунка «Весна».

Материалы: текст ст. А. Плищеева «Весна», картинки с изображением весны, лист ватмана, гуаши жёлтого, зелёного, голубого, синего, красного цвета, кисточки, салфетки, баночки с водой, фланелиграф.

Ход проведения:

Воспитатель подводит детей к окошку и спрашивает детей:

Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна?

Дети: Тает снег, с крыши капают капли. На улице появились лужи, кругом вода, сыро. А снег весной посерел, почернел.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение про весну. (А. Плещеев «Весна»).

«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала».

Воспитатель: Что мы узнали из стихотворения о весне?

Дети: Весной «тает снег, бегут ручьи», «лес оденется листвою», «чиста небесная глазурь», значит, небо ясное, голубое, теплей и ярче стало солнце; и дети, и птицы, и все люди рады весне.

Воспитатель повторно читает стихотворение, побуждая детей повторять за ним.

Воспитатель: Да, весной солнце светит ярче, рано утром солнышко поднимается на небо, греет всех ребят, птичек, животных. Оно проходит по всему небу, чтобы всем было тепло и светло. Радуются все весеннему солнышку: дети гуляют на улице, птички весело поют, воробышки весело играют. Скоро совсем снег растает, появится зелённая травка, зацветут цветы, на деревьях появляется листочки.

Воспитатель: И так, детки, скажите, какая она весна?

Дети: Весна, значит: яркое, лучистое, доброе, теплое солнышко; чистое голубое небо; на земле лужи; кое-где появилась травка, а попозже зацветут цветы.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Сколько интересного мы узнали о весне. Детки, давайте сейчас мы с вами нарисуем свою картинку о весне.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка, что бы он хотел нарисовать; и каким цветом, какой формы они будут рисовать солнышко, небо, лужи, цветы.

Воспитатель приглашает к мольберту каждого ребёнка, каждой ребёнок на большом листе ватмана рисует, что он хочет.

Дети выполняют работу, самостоятельно выбирая цвет гуаши, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительных деталей.

В процессе работы активизирует действия детей словами, например «Похоже ли твое изображение на солнышко, ведь ты его не раскрасил»

Рефлексия

— Что мы узнали о весне?

— Какие стихи мы почитали?

— Какую картину с вами рисовали.

П/и: «Весёлый воробей»

Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры:

Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик-чирик!(дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке, быстрый ручеек (дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!)
И не зябнут лапки- Скок-скок! (дети прыгают)
Высохли овражки — Прыг-Прыг! (дети прыгают)
Вылезут букашки -Чик-чирик! (дети чирикают)
Воспитатель: «Клюй, не робей! Кто это (воробей)

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ДОУ: ФГТ Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа — Волгоград.: Учитель, 2013.

2. Васильева И. Дидактический материал «Познаём мир» -М.: Стрекоза, 2011.

Класс: 1 класс.

Учитель: Булкина Юлия Александровна.

Тип урока: комбинированный.

Тема: «Праздник весны. Праздник птиц».

Цель : развитие наблюдательности и изучение природных форм, весенних событий в природе (прилет птиц), рисование на бумаге объектов природы и украшение их.

Планируемые результаты:

предметные : наблюдать и анализировать природные формы; овладевать художественными приемами работы с красками; придумывать, как украшать простые заданные формы, изо бражая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов;

метапредметные : планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; различать объекты и явления ре-альной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу;

личностные : принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: карточки с загадками, предметные изображения птиц, изображение сказочных птиц, выставка книг, предметный рисунок, изображение с примерами узоров, музыкальное сопровождение "Пение птиц".

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности (на перемене).

2. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Зовут меня Юлия Александровна.

3. Психологический настрой.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная беседа.

С каким новым разделом вы познакомились на прошлом уроке?

Сегодня мы с вами продолжим работу трёх Мастеров. Кто назовёт, что это за мастера? (Мастер Украшения, Мастер Изображения и Мастер Постройки)

С чем они нам помогают?

Работая вместе, эти мастера помогут нам сегодня на уроке. Каждый из них неразрывно связан друг с другом, и, если кого-то одного не будет - работа окажется не завершена. Поэтому, я предлагаю вам, сегодня упорно трудиться и показать, как вы можете выразить Мастеров в своих работах.

2. Отгадывание загадки.

Ребята, внимательно послушайте загадку.

Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут, звеня,
Ветер теплый - это значит
Что уже пришла…(весна ).

Какая картина у вас возникает после прослушивания загадки?

По каким признакам вы смогли отгадать загадку?

А почему всё это (тают снег, сосульки, ручейки бегут) происходит весной?

Это всё оттого, что солнышко светит ярко и пригревает землю.

III. Подведение к теме урока.

А в народе говорили так:

Когда солнышко пригреет,
Тогда и вода разольется,
Тогда и лес зазеленеет,
Тогда и птицы прилетают!

Кто может мне сказать, что птицы делают весной? Откуда они возвращаются к нам?

Как называют таких птиц? Кто может привести примеры перелётных птиц?

Для того чтобы узнать, какие птицы прилетают к нам после зимовки в тёплых странах - отгадайте загадки (показ изображений птиц).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)

По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач -
Насекомых ест всех …(Грач)

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут …(Кукушки)

При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы. Голова имеет форму шарика, туловище - овальное, клюв бывает как длинный и короткий, так широкий и узкий. Шея также встречается длинная, короткая, широкая или узкая. Ноги бывают длинные, короткие.

Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей); в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки. Кто может мне привести пример птиц с подобным украшением?

Вот мы сейчас говорили о весне и о птицах. Как вы думаете, кого сегодня мы будем рисовать на уроке?

IV. Открытие новых знаний.

Весна - время волшебное и сказочное. В это время всё пробуждается: оживают цветы, просыпаются животные, радуется человек.

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Какое настроение стихотворение вызывает?

Какие признаки весны вы заметили?

Постараемся передать такое же настроение в своих рисунках.

V. Работа по формированию умений и навыков.

1. Рассматривание картин из сказок.

- Итак, тема нашего урока "Сказочная птица". Издревле в сказках разных народов мира очень часто присутствует образ птицы. Он может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несет с собой людям счастье, свет, удачу. Вспомните и назовите сказки, мультфильмы, где есть образ птицы.

Давайте посмотрим, как художники изображ ают сказочных птиц в наших сказках (рассматривание книжной выставки).

А вот как их изображали другие художники (рассматривание предметных картинок сказочных птиц).

Какие цвета художники использовали в своих работах, когда изображали сказочных птиц?

Формы хвоста и крыльев отличаются от оперения птиц, которых мы обычно видим? Чем?

Какая голова у птиц? Чем она украшена?

Какие украшения на перьях у птицы?

Какие Братья-Мастера нам могут помочь нарисовать и украсить птицу?

2. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

3. Педагогический рисунок.

а. Намечаем линию, на которой располагаем голову-круг и туловище-овал.

б. Прорисовываем шею плавными линиями.

в. Рисуем лапы птицы, клюв.

г. Прорисовываем крылья и хвост. Придать птице сказочность поможет необычные формы крыльев или хвоста.

д. Украшаем птицу. Для этого вы можете использовать не только узоры, но и цвет. Голову птицы вы можете украсить хохолком или короной.

е. Не забываем про обстановку вокруг. Чтобы рисунок обладал полнотой — необходимо показать где находится птица. Может она живёт в золотой клетке дворца, или парит высоко в небе. А может отдыхает под кроной деревьев.

4. Рассматривание узоров по образцу.

- А для того, чтобы сделать вашу птицу более привлекательной и сказочной, можно использовать разные узоры.

Посмотрите на доску. Вы можете выбрать из тех, которые изображены здесь (рассматривание образцов узоров на предметных картинках).

VI . Самостоятельная творческая деятельность (музыкальное сопровождение).

- Ребята, чтобы передать хорошее настроение у птицы, показать, что она добрая - поможет правильный выбор цвета. Не зря художники изображали сказочных птиц яркими, с сочными оттенками.

- Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде. Необходимо правильно расположить лист, составить композицию.

Вспомните, от чего зависит расположение листа - горизонтально и вертикально.

Напоминаю о техники безопасности при работе с красками.

VII . Подведение итогов урока.

1. Выставка работ по рядам.

А сейчас к доске выйдут ученики, которые уже успели прорисовать свою сказочную птицу. Начнём с 1 ряда.

2. Анализ работ.

Пропорции птицы прорисованы верно, соблюдена композиция рисунка. Яркие узоры, необычные крылья и хвост выглядят сказочно и красиво.

У тебя получилась необычная и сказочная птица, однако пропорции рисунка соблюдены не точно.

Красивый рисунок, соблюдены правила оформления и композиции. Однако из-за отсутствия необычного оперения - эту птицу сложно назвать сказочной.

3. Рефлексия.

С какими трудностями столкнулись?

За что можете себя похвалить?

4. Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

1. Загадки о весне и птицах для детей: http://pedsovet.su/zagadki/zagadki_o_vesne

2. Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы ФГОС (Неменский) УМК "Школа России"

Лапшина Татьяна Аркадьевна, учитель начальных классов СОШ № 18 г. Сочи

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления; воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции - Ф. Васильев «Оттепель», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С.В. Герасимов «Лед прошел», И. И. Левитан «Первая зелень».

Литературный ряд: стихотворения о весне.

Музыкальный ряд: пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок - мы не будем рисовать. Сегодня мы с вами совершим прогулку, но гулять будем не в настоящем лесу, а в нарисованном.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. О чем мы будем сегодня беседовать, вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора».

Так когда это все происходит?

Верно, весной. Весна наступила повсюду. И даже к нам на урок заглянула весна.

В класс входит девочка в образе весны, на голове у нее шляпа из цветов.

IV. Вводная беседа.

Девочка-весна. Я несу на своих крыльях весну. Дарю людям тепло, радость. Вот и до вас добралась. Дел у меня невпроворот:

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава,

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не наспех

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зеленой ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти луга с гребенкой,

Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора.

Поворачивается к доске и, показывая на репродукции, продолжает говорить.

Вижу, что вы тоже подготовились к встрече весны. Здесь я угадываю свои приметы. Немного отдохну, а вы расскажете о том, где это вы взяли такие красивые картины обо мне.

V. Анализ произведений изобразительного искусства.

Учитель. Весна опускается на землю густыми туманами, редкими дождиками, обдувает застывшую землю теплыми, вкусно пахнущими ветрами. Она бойко капает капелью с карнизов и крыш домов, скачет с воробьями по высохшей мостовой и чертит классики вместе со смешными девчонками-первоклассницами, что только выбежали из школы и, не заходя домой, приткнули портфельчики к стене и занялись своим делом с самым серьезным и важным видом. Улыбаются прохожие, и настроение у них такое, будто сейчас впрыгнут они в эти классики и тоже будут одной ногой гонять по квадратам черный пятачок банки из-под гуталина.

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

Взлетел петух на самый гребень крыши,

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки,

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

На доске заранее подготовлена выставка репродукций картин русских художников.

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы особенно чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, С. В. Герасимов.

Посмотрите на картину Сергея Васильевича Герасимова «Лед прошел». На протяжении своей долгой творческой жизни С. В. Герасимов (1885-1964) выступал как автор не только портретов, но и как проникновенный пейзажист. Художник был влюблен в русскую природу. Он горячо любил и умел правдиво передавать ее различные состояния, ее тонкую цветовую гармонию. В привычных мотивах среднерусской природы он всегда умел подметить и подчеркнуть ее неброскую красоту, ее милую задушевность. Поэтому созданные Герасимовым лирические пейзажи легко находят путь к сердцу каждого человека. Пейзажи художника поражают великолепной передачей различных состояний природы. Простота и лиризм свойственны многочисленным пейзажам Герасимова, исполненным им в разные периоды творчества. Излюбленной темой художника была ранняя весна, образ пробуждающейся природы. Этому посвящена и картина «Лед прошел».

Перед вами репродукция картины «Лед прошел». В картине изображен типичный среднерусский пейзаж: купы берез на высоком берегу реки, холмистые дали, темный бор у горизонта. Особые, неповторимые дни ранней весны: полосы еще не растаявшего снега, рядом - обнажившаяся, бурая от прошлогодней травы земля, нежные, чуть краснеющие ветки молодой поросли, клочковатые тучи и сквозь них - редкие проблески синего неба. Ветреный, холодный серый день, и все же ощущается близость весны.

Художник изобразил начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи, не слышно гомона птиц. Природа еще не проснулась, но чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья и воздух. Снег потерял свою белизну и осел.

По каким признакам можно судить о начале весны в картине?

Что вам больше всего понравилось в картине?

Ребята, а что происходит в природе потом?

Давайте спросим это у девочки-весны.

Девочка-весна. Какие же вы невнимательные! В природе начинается оттепель.

Учитель. А ведь у художника Ф. А. Васильева есть такая картина - «Оттепель».

Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

Какие цвета преобладают в картине?

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги одинокая крестьянская изба. Лучики солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова
(1830-1897) «Грачи прилетели». Она вам уже знакома со второго класса. Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками - это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны - грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.

Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?!

Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?!

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года».

В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка.

И. И. Левитан «Первая зелень». Эту работу мастер написал непосредственно с натуры. На картине мы видим пронизанную солнцем молодую, светлую листву. Она особенно красивая и прозрачная на фоне темного сарая. Весь сюжет - весенняя листва, серо-коричневый плетень, песчаная дорожка впереди. Этюд поражает своей свежестью и чистотой поэтического чувства. Весной день прибавился, а время несется скорым поездом. Едва пригрело солнце, как на земле появились черные прорехи проталинок. Едва с крыш с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались бурые листочки первой травы; едва пролетела первая бабочка, и вот уже весна приспела к окраинам своих владений - к первой грозе, радостному крику помолодевшего неба, опьяненного горячим дыханием солнца и запахом распустившихся тополей. Гроза эта совсем не страшна, наоборот, приятна человеку и природе:

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА (чтение учителем стихотворения)

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный -

Все вторит весело громам…

Ф. И. Тютчев

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Ну что, Девочка-весна, ты довольна?

Как видишь, мы с ребятами тоже встречаем приход весны. С нетерпением ждем тебя. Радуемся теплым денькам.

Девочка-весна. Мне пора! Но на прощание я хочу вам сказать такую весеннюю примету. После прилета птиц - грачей, весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа. Прощайте, ребята!

VI. Итог урока.

Обобщение изученного материала.

С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?

Кто запомнил названия картин Сергея Герасимова и Федора Васильева?

Мы с вами встретили весну. Поговорили о том, как художники воспевали весну в своих картинах. И в заключение я бы хотела прочитать вам стихотворение.