Методическая разработка социальное партнерство в укреплении здоровья. Методическая разработка "Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья."

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Социальное партнерство в профилактической деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «БАЛАШОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Подготовила: преподаватель Шурупцева Ю.В.

2 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Партнерство – система взаимоотношений между партнерами, соучастниками в какой-либо совместной деятельности. Социальное партнерство в широком смысле означает современную форму взаимодействия общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников с целью обеспечения социального мира в обществе на основе согласования интересов участников и равном сотрудничестве. Цель социального партнерства – в стремлении участников достичь общего блага в обществе через повышение производительности труда, развитие научно-технического прогресса, увеличение валового национального продукта, повышение уровня жизни. Механизм достижения цели – объединение усилий, знаний и ресурсов (человеческих, административных, финансовых) партнеров для решения задач, выполнение которых невозможно силами одной организации, отрасли, региона и т.д.

3 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Основные принципы социального партнерства: - следование нормам законодательства; - полномочность равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждение вопросов, в входящих в состав содержания соглашения; - добровольность сторон в принятие и несения обязательств и ответственности; - регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств. Субъекты социально-партнерских отношений – участники данных отношений, наделенные правами и обязанностями; это представители государства, работодателей, наемных работников. Объект социального партнерства – основные мероприятия по стабилизации существующего порядка или проведению в жизнь намеченных преобразований, исходя из оценок уровня жизни и характеристических показателей.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Формы социального партнерства: - партнерство внутри организации, конкретной отрасли народного хозяйства между социальными группами данной профессиональной общности; - партнерство представителей разных сфер общественного воспроизводства; - партнерство, инициируемое системой образования как особой сферой социальной жизни. При этом социальное партнерство способствует формированию гражданского общества, развитию экономической демократии, обеспечению социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.

6 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Основной осуществления социального партнерства – социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес на договорной основе. Социальный диалог – процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованный решений сторонами, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

7 слайд

Описание слайда:

Понятие о системе социального партнерства Социальный диалог ведется на принципах: - законности; - репрезентативности и полномочности сторон и их представителей; - независимости и равноправия сторон; - конструктивности и взаимодействия; - добровольности и принятия реальных обязательств; - взаимного уважения и поиск компромиссных решений; - обязательности рассмотрения предложений сторон; - приоритета согласительных процедур; - открытости и гласности; - обязательности соблюдения достигнутых договоренностей; - ответственности за выполнение принятых обязательств.

8 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Общественное назначение социального партнерства заключается в практическом воплощении согласованной социально ориентированной политики. Укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний отвечают интересам всех трёх участников трудового процесса, ибо высокий уровень общественного здоровья – это: - гарант государственной безопасности; - ресурс экономического роста страны и благосостояния её населения; - основа для роста физического, социального, психологического, духовного благополучия.

9 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Термин «межсекторальное сотрудничество» означает совместную деятельность нескольких секторов, например: сектора здравоохранения и экологического сектора. Сотрудничество обеспечивает более эффективные меры по укреплению здоровья по сравнению с усилиями, предпринимаемыми секторами по отдельности. Межсекторальное сотрудничество означает участие не только властных структур, но и широкой общественности.

10 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Для реализации программ межсекторального сотрудничества на государственном уровне Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ определены основные приоритеты государственной политики в области охраны здоровья граждан. В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены девять принципов охраны здоровья, которые детально регламентируются отдельными статьями данного закона.

11 слайд

Описание слайда:

Привлечение к сотрудничеству в области укрепления здоровья и усиления профилактики Минздрав РФ ведет межсекторальное сотрудничество по следующим основным направлениям: - проведение демографической политики и регулирование демографических процессов; - принятие мер по вопросам охраны окружающей среды; - взаимодействие в вопросах питания, обучения и охраны здоровья детей и подростков; - обеспечение сельского населения и жителей отдаленных территорий питьевой водой, медицинским обслуживанием; - интеграция противотуберкулезной и антинаркотической службы; - усиление мер по развитию физической культуры и спорта среди населения; - использование средств массовой информации для пропаганды ЗОЖ.

Должна ли эта аудитория состоять из лиц более старшего возраста, которым, вероятно, будет небезынтересно включиться в этот процесс, однако их привычки и поведение, сформировавшиеся в течение многих лет, будет не так-то просто изменить? Следует ли прибегнуть к сегментации аудитории на основании демографических и психографических показателей? (При этом следует отметить, что основная часть населения Соединенных Штатов, включившаяся в эту пропагандистскую кампанию, отвергла концепцию общения с «населением в целом». Во- первых, для обеспечения фактического доступа до каждого представителя населения в целом необходимы огромные затраты. И, что, не менее важно, — сообщения, рассчитанные на определенную группу населения, например, на молодых мужчин, значительно отличаются от обращений к другим группам, например, к женщинам более старшего возраста.

Социальное партнерство.

С другой стороны, через образовательную среду проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации. Школьные программы укрепления здоровья должны быть комплексными (Рис.


1.8) и включать в себя информирование, обучение, воспитание, мониторинг, формирование здорового образа жизни. В зависимости от содержания и задач программы в нее могут входить те или иные компоненты. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах.

Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним не только сверстников, но и родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (Рис.

Социальное партнерство в профилактической деятельности медицине

Причем этот смысл, как правило, находится в полном соответствии с их общими представлениями. Однако, данное значение не обязательно будет совпадать с тем первоначальным смыслом, который мы вкладывали в содержание нашего сообщения.


Поэтому, мы очень волновались по поводу того, как будет воспринято наше сообщение. Во-вторых, мы были озабочены тем, каким образом следует сформулировать то или иное сообщение, которое бы сначала разъясняло концепцию первичной профилактики, а уж потом давало описание четырех ее направлений.
И всю эту информацию надо было выдать за 30 секунд, т.е. в течение того времени, которое, как правило, занимает любая рекламная заставка или сообщение общественной значимости на американском телевидении и радио. Для решения всех этих вопросов был разработан план проведения научных исследований, преследующих выполнение двух задач.

Социальное партнерство

Объектом медико-социальнойработывыступают люди, нуждающиеся вохране и укреплении здоровья: как отдельные люди, так и группы населения – престарелые, инвалиды, больные (диабетики, аллергики, астматики и пр.), лица с аддиктивным поведением (пьяницы, алкоголики, наркоманы, курящие и пр.) и все остальные члены общества, так как наличествуют факторы, имеющие биосоциетальный глобальный характер. Социальный работник, оказывающий социально-медицинскиеуслуги, является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты – больные, имеющие социальные проблемы.
Социальный врач добивается, чтобы его пациенты, имеющие проблемы не только медицинские, но и социального характера, обеспечили себе достойные условия жизни, необходимые для нормального существования и нормального функционирования в обществе.

Лекция №6

Внимание

Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности. При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.


Содержание:
  • Социальное партнерство.
  • Лекция №6
  • Лекции - социальное партнерство
  • Post navigation
  • Заполнение листка нетрудоспособности
  • Социальные партнеры
  • Лекции социальное партнерство в профилактической деятельности
  • Лекция социальное партнерство в профилактической деятельности в медицине

Социальное партнерство.
Социальное партнерство в профилактической деятельности в медицине Социальное партнерство в профилактической деятельности Социальное партнерство в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних – это сегодня необходимое условие для формирования заказа на подготовку социально зрелой личности. · совместная взаимовыгодная деятельность, направленная на реализацию развития и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетними; · совместное участие в создании нормативно-правового обеспечения социального партнерства как одного из инструментов формирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних; Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, смогут своевременно реагировать на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации.Друг» г. Томск, ул. Куйбышева, д.

Партнерство во имя укрепления здоровья населения

Для лиц, имеющих хронические заболевания, профилактика проводится с целью уменьшения числа рецидивов, их продолжительности, тяжести, замедления сроков прогрессирования заболевания. Это так называемая третичная профилактика. Она бывает только индивидуальной.

При планировании и проведении профилактических программ следует придерживаться следующего алгоритма (Рис. 1.7): 1. Ситуационный анализ. В чем заключается проблема. Какие имеются факторы риска.


Важно

К развитию какой патологии (каких патологий) могут привести эти факторы риска. 2. Определение целевых групп. Для кого реализуется профилактическая программа.

Будет ли она индивидуальной, групповой или популяционной. 3. Определение цели. Что будет достигнуто. 4. Определение задач.

Как будет достигаться заданная цель, 5. Определение методов. Какими способами будет реализовываться программа. 6. Оценка эффективности (мониторинг).

Лекции социальное партнерство в профилактической деятельности

Лекции социальное партнерство в профилактической деятельности Согласно этому проекту приоритетным направлением должны стать:

  • развитие первичной медико-санитарной помощи;
  • повышение уровня оплаты труда;
  • подготовка и переподготовка врачей;
  • укрепление материально-технической базы ЛПУ;
  • укрепление профилактической направленности медицины;
  • обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
  • обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на первичном этапе системы национального здравоохранения для предотвращения ранней смертности, увеличения трудового и репродуктивного потенциала РФ.

Идея здоровья нации, его сохранения способна генерировать цели и мобилизовать ресурсы для эффективного функционирования российской национальной экономической системы.
M_I#xsvэ│жFaч]0:Li^f.v▄а,.╕{╕╥]^JЮoЬ4cg6Л|·w(ч■Мnt»m╩HвгПЩА1╓А⌠┌БХ╤$6 TА$GлL⌠┌ЗЖ╣B0аТ3!Rн-≤pР&фgб÷╝4Q%бe»P╢пEq═+XZ▀Ж■LМ~5·х▐}Ъ╒ЮjВeУIr»/юЙZY┴Ъ[Рэ┌o╛Оmва≈IАiдncНШълаг ТDфЖ╩╬ХЧW8ГrЬк╡╥ёю╝г▐Vk·цn╣╗┼4о?хШ╝БFn║Я╞h└ВrVЛ_eГ≤гV{╟┘Ф─у╩3тц]Ш⌡e┤И)├ф9&}Итx4зъ²⌠ т╤p╚D#╤ ©т8}’U║!дсYъ:+v9Fх6SP╡oTw╩Y╣+М╘ц⌠нЦOШй┬zсцЯУПdМOOx╬пx’n&▐u~1_ё╕cР{nS█─м┼U╒bE/ч╕4ж■]ЬDТ`вHzЩ≤ё≈Ёeщ.▀ЧдBeо╤╟/L ┼3оцв`ЯnМPt╞BЗezЙ▌╬▌Б▌0bP≤эЛьMmн.─nс│╜lш+хёс╤}щ÷гПM»р░┌)╩╨╥Ас0╗ДЪЖXМЖ7pшlЙаюСZ=╩]й÷╬├KpЭмщwQя6тНF\jЙ░Z╤╗─Аxv─эе н р÷┬╞▓Д1` SЭ≈Сn∙A qА╢r;Ъ▓CЕАэ╝W$w─⌡Cу 8,+7{╒▐╕√+Ьt?ЧBhо░ЖQуСPDK─М╙h▀/цSК╪]uQРКыШХnlWЮяe4┐ ╢!п@aщPbпNз░Vу.╚╨Qq┼ИГ╧·e*иl1.?╦╤л╬≤═∙╘╜°i╕╓.■x4╜hZх╩╤tЕQбT≈w░╪@÷TЩЬSЬ╚Ъ║╤ЭОP-T╘╟╧ sп⌠,hнй8нцbВ█┬Р%╒─╩ tА²d(йWLаФцl`∙KчR╩6ХЕU≥═4я╗9Шр╓┌6r6{IО#ЩF÷/`щu╣b8)F=dв╦з▓(╓#q┘▀укёP┼;╩aWLLИh*tJ*▄╗v└bО9fjР@E╩∙F’ДW╣о╛vjRI^ЩS╣NuгSN;╢к=Emx4╢≈VG╢Б┌Ц^╘a,≥,zЗL8╥╫╓╦╢rВ╨q╖Ж-жхE╥м)ЮуbP[▀Юзt╜▓╢~═\8:жg├k┌мU!VЕеиz╫s╨/тL!:я,m+ря1■вНmfКё╨┬Я.

Социальное парнерство в сфере укрепления здоровья населения

Проведение профилактических мероприятий Авторы изучили программные документы развития профилактической медицины, обобщили научный опыт ведущих специалистов в области профилактической медицины, практический опыт специалистов Центров здоровья и отделений профилактики, собственный опыт работы в практическом здравоохранении и над созданием ФГОС СПО. Лекция №6 Важно Определение понятия «социальное партнерство». 2. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний государственных и негосударственных организаций различных видов экономической деятельности; 3. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья учебных учреждений. 1.
Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относиться к своему здоровью. 2. Привлечение к сотрудничеству для укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний различных предприятий и организаций.

В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи. В качестве социальных партнёров для пропаганды здорового образа жизни среди сотрудников различных организаций, в первую очередь служат руководители предприятий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Н.И. Матвеева Социальное партнерство между ЛПУ и колледжем, как наиважнейший фактор в формировании профессиональных компетенций у студентов. Социально-экономическая реальность требует от системы среднего профессионального образования специалистов качественно нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых, высококвалифицированных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, легко адаптирующихся к изменениям, осваивающим современную технику и оборудование, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, постоянно повышающих уровень образования и квалификацию. В теории и методике профессионального образования вопросы профессиональной готовности, профессиональной компетентности имеют большое значение, поскольку, в конечном счете, они связаны с возможностями достижения определенного уровня профессионального образования в процессе подготовки выпускника к самостоятельной деятельности в определенной сфере, а также выявления и оценки уровня профессиональной подготовленности конкретного студента. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста.

2 слайд

Описание слайда:

Профессиональная компетентность Реформирование содержания профессионального образования Реформирование организационных методик (устойчивая взаимосвязь образования с работодателем). Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с работодателем.

3 слайд

Описание слайда:

Современные принципы социального партнерства: равноправие участников; опора на правовую базу; добровольность принятия обязательств по договорам; широкое использование договорных процедур Современные принципы социального партнерства предполагают: равноправие участников; опора на правовую базу; добровольность принятия обязательств по договорам; широкое использование договорных процедур. Социальный диалог по вопросам профессионального образования становится все более стратегическим, так как конкурентноспособность продаваемых товаров и услуг на рынке все в большей мере определяется квалификацией рабочей силы и ее мотивацией.

4 слайд

Описание слайда:

Социальное партнерство: дает постоянный доступ к информации о рынке труда; позволяет учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов; обеспечивает прохождение производственной практики в ЛПУ; создает механизм независимой оценки качества подготовки специалистов; формирует целевую подготовку специалистов для конкретного учреждения. Для самой системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования. Оно: 1. дает постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет корректировать структуру профессий и объем подготовки кадров; 2. позволяет учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов (совместная разработка стандартов профессионального образования третьего поколения, учебных планов и программ); 3. обеспечивает прохождение производственной практики в ЛПУ; 4. создает механизм независимой оценки качества подготовки специалистов; 5. формирует целевую подготовку специалистов для конкретного учреждения, что повышает возможности трудоустройства выпускников. Эффективное социальное партнерство позволяет поднять качество профессионального образования и за счет совместного выявления потенциальных рабочих мест для специалистов со средним профессиональным образованием, анализа квалифицированных требований и требований к специалистам со стороны работодателей.

5 слайд

Описание слайда:

Профессиональная практика характеризуется: целостностью; непрерывностью; формированием у студентов установок для прохождения следующей профессиональной практики; определением ее перспективных задач; аксиологической направленностью. Производственная практика, помогающая овладеть смыслом профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания ценностного отношения к профессии у студентов колледжа. Опираясь на сложившиеся в работе ССУЗов подходы к организации производственной практики, на современные процессы профессионального образования можно сделать вывод о том, что профессиональная практика в образовательных учреждениях различного типа и уровня как элемент целостности педагогического процесса способствует развитию и саморазвитию личности студентов. Профессиональная практика характеризуется: - целостностью (т.е. взаимосвязью и скоординированностью всех частей, этапов, компонентов, обеспечивающих достижение цели практики; непрерывностью (т.е. постепенным (с опорой на личный опыт студентов, уровень их подготовленности) и поэтапным усложнением задач, содержания и форм деятельности с целью овладения практическими основами профессиональной деятельности; формированием у студентов установок для прохождения следующей профессиональной практики; определением ее перспективных задач, обеспечивающих личностно-профессиональной рост; - аксиологической направленностью –(т. е. проявлением ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе личностного интереса, рефлексии, активности в саморазвитии личности и в овладении основами профессии.

6 слайд

Описание слайда:

Основные цели производственной практики: обеспечение формирования профессиональных компетенций; развитие профессионально значимых качеств и свойств личности студента

7 слайд

Описание слайда:

Производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа. Таким образом, практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа. Без неё невозможно знакомство с реальным лечебным учреждением, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков ухода за пациентами. Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной подготовки студента колледжа можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

8 слайд

Описание слайда:

Системный подход в организации производственной практики: Целенаправленное формирование у студентов: 1. Мотивационной компетенции. 2. Когнитивной компетенции. 3. Коммуникативной компетенции. 4. Исследовательской компетенции. 5. Личностной компетенции. В нашем колледже производственная практика организуется с позиции системного подхода: осуществляется целенаправленное формирование у студентов: Мотивационной компетенции. Когнитивной компетенции. Коммуникативной компетенции. Исследовательской компетенции. Личностной компетенции. Процесс производственного обучения, в который студент «погружается» на протяжении всего периода обучения, обладает значительным потенциалом для формирования профессионально значимых качеств будущего медицинского работника. На производственной практике формируется устойчивое положительное отношение к избранной профессии, происходит принятие ее норм и ценностей, формируются, развиваются и закрепляются профессиональные компетенции.

9 слайд

Описание слайда:

Заключение договоров о сотрудничестве с ЛПУ. Мониторинг качества практической подготовки. Проведение дифференцированного зачета у постели пациента. 1. В колледже заключены договоры о сотрудничестве с ЛПУ г. Северодвинска, где организуются все виды практик. 2. Перед выходом на стажировку проводятся контрольные срезы знаний и умений по профилирующим дисциплинам, целью которых является анализ степени теоретической и практической подготовки будущих выпускников. Благодаря тесному сотрудничеству, на протяжении многих лет дифференцированный зачет по стажировке проходит у постели пациента в лечебно - профилактических учреждениях. Студенты курируют пациента, заполняют и защищают учебную историю болезни, выполняют практическую манипуляцию в присутствии членов Государственной аттестационной комиссии. Это стало возможным благодаря поддержке администрации больниц. Таким образом, подготовка специалиста, отвечающая потребностям учреждения, возможна лишь при условии совместной деятельности колледжа с работодателями.

10 слайд

Описание слайда:

Учебная практика показывает: не все студенты чувствуют уверенность в своих знаниях и силах; насколько глубоко изучен теоретический материал; на какие вопросы следует обратить внимание в ходе производственной практики и последующего изучения дисциплины. Многолетние наблюдения показывают, что многие студенты не всегда чувствуют уверенность в своих знаниях и силах и, как следствие, часто обращаются за помощью к руководителям практики. Уже во время учебной практики, очевидно, насколько глубоко изучен теоретический материал, на какие вопросы следует обратить внимание в ходе производственной практики и последующего изучения дисциплины. Недостаточно только направить студента на практику. Необходимо, прежде всего, соблюдение единства требований со стороны преподавателей, осуществляющих руководство практикой, и специалистов городских лечебных учреждений. Главные и старшие медицинские сестры, которые являются непосредственными руководителями практик, должны быть заинтересованы в качественной подготовке наших студентов, создавать условия для вхождения, врастания в профессию.

11 слайд

Описание слайда:

Анкетирование общих и непосредственных руководителей практики: С целью анализа эффективности производственной практики было изучено мнение общих и непосредственных руководителей в отношении организации, проведения и методического обеспечения ПП. Первый раз данное исследование проводилось в 2004 году. В этом году было проведено повторное исследование с целью анализа динамики ситуации в отношении сотрудничества колледжа с ЛПУ города. Исследование проводилось в городских больницах №1, 2, детской клинической больнице, ЦМСЧ-58. В 2004 году в исследовании приняли участие 22 руководителя практики, в 2012 – 34. Причем процент анкетированных в Г\б №1 составил – 29, г/б №2 26, в ДКБ – 24%, в ЦМСЧ-58 – 21%.

12 слайд

Описание слайда:

Анкета общего и непосредственного руководителя практики 1. Ваше отношение к руководству практикой студентов (мешает выполнять основную работу; нравится данный вид деятельности; не нравится данный вид деятельности; другое) 2. Сколько времени уходит у Вас на работу со студентами при руководстве практикой 3. На какой вид деятельности уходит больше всего времени 4. Какие затруднения возникают при работе со студентами 5. Какую помощь оказывают Вам в работе со студентами методические руководители (преподаватели колледжа) 6. Кто мог бы, на Ваш взгляд, быть руководителем практики студентов в Вашем отделении, кроме Вас 7. Как Вы относитесь к введению практики наставничества (за каждым студентом закреплять медицинскую сестру) 8. Ваша оценка организации производственной практики Анкета состояла из 9 вопросов

13 слайд

Описание слайда:

«Ваше отношение к руководству практикой студентов колледжа?» 81% (52%) - нравится данный вид деятельности 19% (25%) - данный вид деятельности мешает основной работе 0% (23%) - затруднились ответить Главный вопрос: «Ваше отношение к руководству практикой студентов колледжа?» 52% (81%) ответили, что им нравится данный вид деятельности, 25% (19%) данный вид деятельности мешает основной работе.

14 слайд

Описание слайда:

«Сколько времени у Вас уходит на работу со студентами?» 42% (31%) - в среднем 1 час в день 31% (27%) - 2 часа в день На что больше всего уходит времени? 62% (62%) времени - на заполнение документации (характеристик, табеля, проверку дневников) 28% (42%) времени - на контроль по выполнению практических навыков программы практики 10%(6%) времени - на зачет В ходе опроса было выявлено, что на работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день 42% (31%), 2 часа 31% (27%). Некоторые работают со студентами в течение всего дня - 9%. 3-4 часа – 9%, до 30 минут – 9%. Среди прочих ответов – «немного», «сколько необходимо», «достаточно», 6% - затруднились ответить. Больше всего времени при работе со студентами у непосредственных руководителей практики расходуется на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников, так считают 62% опрошенных; на контроль по выполнению практических навыков программы 28% (42%), на зачет 10% (6%).

15 слайд

Описание слайда:

«Какие затруднения возникают при работе со студентами?» 58% - не испытывали затруднений при работе со студентами; Остальные респонденты среди трудностей отмечают: боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении. На вопрос: «Какие затруднения возникают при работе со студентами?». 58% непосредственных руководителей не испытывали затруднений при работе со студентами. Остальные респонденты среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении.

16 слайд

Описание слайда:

«Какую помощь оказывают Вам в работе методические руководители?» 48% (32%) - в организации практики студентов и совместном контроле; 3% (35%) - в вопросах по выполнению программы практики и оценке практических навыков, в заполнении характеристик; 16% - помощь им не оказывалась; 33% - затруднились ответить на этот вопрос. На вопрос: «Какую помощь оказывают Вам в работе методические руководители?», 48% (32%), отмечают – в организации практики студентов и совместном контроле, в вопросах по выполнению программы практики и оценке практических навыков, в заполнении характеристик 3% (35%), 16% опрошенных отмечают, что помощь им не оказывалась, 33% затруднились ответить на этот вопрос.

17 слайд

Описание слайда:

«Кто, бы мог лучше справляться с обязанностями непосредственного руководителя практики?» 18% (31%) - роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять процедурные сестры, перевязочные сестры; 45% (34%) - дублеры старших медицинских сестер; 12% (39%) - считают, что только они могут выполнять эту функцию 18% (38%) руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять и процедурные сестры, перевязочные сестры, 45% (34%) дублеры старших медицинских сестер, 12% (39%)- считают, что только они могут выполнять эту функцию, так как у других медицинских работников и так большая нагрузка.

18 слайд

Описание слайда:

Степень организации производственной практики: 94% (45%) - все устраивает в организации ПП; 6% - есть замечания (высказываются пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания). Опрашиваемым было предложено оценить степень организации производственной практики и высказать замечания. Получены следующий результат: все устраивает в организации ПП – 94% (45%), 6% - есть замечания (высказываются пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания).

19 слайд

Описание слайда:

Результаты опроса в 2004 году: № п/п Перечень манипуляций владеют владеют не достаточно не владеют 1. Туалет пациента, подмывание 2. Приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода 100% - - 3. Смена нательного и постельного белья 100% - - 4. Транспортировка и перекладывание пациента 100% - - 5. Санпросвет. работа (беседы, сан. листки, санбюллетени) 100% - - 6. Профилактика пролежней 100% - - 7. Кормление пациента 100% - - 8. Измерение температуры тела, построение графика 100% - - 9. Определение суточного диуреза 100% - - 10. В/в инъекции 5% 50% 45% 11. В/м, п/к инъекции 100% 12. В/в инъекции, сборка систем в/в вливания 5% 50% 45% 13. Измерение АД 100% - - 14. Катетеризация мочевого пузыря 5% 58% 37% 15. Выборка назначений из истории болезни 100% - - 16. Оформление направлений в лабораторию на различные исследования 75% 25% - 17. Подача кислорода 90% 10% - 18. Подача судна и мочеприемника 100% - 19. Подготовка пациента к различным исследованиям 45% 55% - 20. Разведение антибиотиков 35% 60% 5% 21. Раздача лекарственных препаратов пациентам 100% - - Для оценки уровня практическими умениями был предложен перечень манипуляций, которыми должны владеть студенты согласно ГОС СПО. В качестве оценки варианты: «владеют», «владеют недостаточно» и «не владеют». Результаты вы видите на слайде. И у вас есть на столах данные таблицы.

20 слайд

Описание слайда:

Результаты опроса в 2012 году: № п/п Перечень манипуляций владеют владеют не достаточно не владеют 1. Туалет пациента, подмывание 84% 12% 4% 2. Приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода 50% 42% 8% 3. Смена нательного и постельного белья 96% 4% - 4. Транспортировка и перекладывание пациента 88% 12% - 5. Санпросвет. работа (беседы, сан. листки,санбюллетени) 79% 21% - 6. Профилактика пролежней 75% 25% - 7. Кормление пациента 92% 8% - 8. Измерение температуры тела, построение графика 100% - - 9. Определение суточного диуреза 75% 25% - 10. В/в инъекции 4% 96% - 11. В/м, п/к инъекции 63% 37% - 12. В/в инъекции, сборка систем в/в вливания 21% 79% - 13. Измерение АД 96% 4% - 14. Катетеризация мочевого пузыря 8% 38% 54% 15. Выборка назначений из истории болезни 29% 50% 21% 16. Оформление направлений в лабораторию на различные исследования 67% 29% 4% 17. Подача кислорода 50% 25% 25% 18. Подача судна и мочеприемника 88% 12% - 19. Подготовка пациента к различным исследованиям 50% 42% 8% 20. Разведение антибиотиков 88% 12% - 86% 14% - 21. Раздача лекарственных препаратов пациентам Из таблиц 1,2 мы видим, что В 2004 году 100% опрошенных отметили, что студенты «владеют» 13 (тринадцатью из предложенного перечня) В. В 2012 году 100% опрошенных отметили только манипуляцию измерение температуры тела, построение графика. «Владеют не достаточно» в 2004 году отметили 7- ю манипуляциями, в 2012 году практически все манипуляции из перечня отмечены в той или иной мере как «владеют не достаточно». Причем, самый высокий процент – в/в инъекции. «Не владеют»: в 2004 году 4(четырьмя) манипуляции, в 2012 году – 7 (семью) манипуляций. Наибольший процент в 2004 году – в/в инъекции, катетеризация.; в 2012 году – катетеризация и подача кислорода.

21 слайд

Описание слайда:

ВЫВОДЫ: Процент руководителей практики, которым нравится работать со студентами, снизился с 81% до 52%. На работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день (42%), причем больше всего времени на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников (62%) и только 28% времени на контроль по выполнению практических навыков. 58% не испытывали затруднений при работе со студентами на практике. Остальные, среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении, не понимание. 45% руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять дублеры старших медицинских сестер, при этом 12% (39%) - отмечают, что только они могут выполнять эту функцию. 94% опрошенных устраивает организация производственной практики. Среди замечаний - пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания. При оценке у студентов уровня владения практическими навыками глазами непосредственных руководителей практики наметилась тенденция к увеличению манипуляций, которыми студенты не владеют или владеют недостаточно, по мнению опрошенных. Процент руководителей практики, которым нравится работать со студентами, снизился с 81% до 52%. На работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день (42%), причем больше всего времени на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников (62%) и только 28% времени на контроль по выполнению практических навыков. 58% не испытывали затруднений при работе со студентами на практике. Остальные, среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении, не понимание. 45% руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять дублеры старших медицинских сестер, при этом 12% (39%) - отмечают, что только они могут выполнять эту функцию. 94% опрошенных устраивает организация производственной практики. Среди замечаний - пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания. При оценке у студентов уровня владения практическими навыками глазами непосредственных руководителей практики наметилась тенденция к увеличению манипуляций, которыми студенты не владеют или владеют недостаточно, по мнению опрошенных

22 слайд

Описание слайда:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Расширять сотрудничество с ЛПУ города с целью совместного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов: совместная работа по коррекции рабочих программ практики; разработка сестринских стандартов; выработка единых требований к формированию профессиональных компетенций у студентов. 2. Преподавателям проанализировать полученные результаты исследования организации производственной практики. 3. Обсудить результаты анкетирования на заседании ЦМК и наметить пути повышения уровня освоения манипуляций, которыми студенты владеют недостаточно, по мнению руководителей практики. Расширять сотрудничество с ЛПУ города с целью совместного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Преподавателям проанализировать полученные результаты исследования организации производственной практики. Обсудить результаты анкетирования на заседании ЦМК и наметить пути повышения уровня освоения манипуляций, которыми студенты владеют недостаточно, по мнению руководителей практики.

В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль социального партнерства в работе образовательного учреждения по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

В наше время особую тревогу вызывает рост количества безнадзорных детей. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи. Безнадзорность детей является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствуют о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье, а также в плохой организации профилактической деятельности социальных учреждений и служб.

Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности несовершеннолетних.

Говоря о социальном партнерстве в сфере профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, мы имеем в виду тесное взаимодействие социального педагога, классного руководителя, инспектора ОДН, специалиста СПЦ по микрорайону, КДН и ЗП, РОВД. Каждый из перечисленных выше субъектов социального партнерства, выполняет определенные функции, осуществляя главную задачу - помощь семье и ребенку, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. И только работая вместе и организованно, эта помощь может своевременно и профессионально оказана. Остановимся подробнее на участи каждого субъекта в решении проблемных ситуаций. В первую очередь, необходимо подчеркнуть важную роль классного руководителя, потому что он выявляет семью, общаясь с ребенком ежедневно, он видит его проблемные стороны. Задача классного руководителя на этом этапе - попытаться разобраться в ситуации, и если в результате проделанной работы проблема остается нерешенной, необходимо обратиться к специалистам социально-психологической службы школы.

Большое значение имеет понимание каждым из субъектов взаимодействия своей роли и не перекладывание своих обязанностей на других. Некоторые классные руководители считают, что им не нужно проводит работу с «трудным» ребенком или социально-опасной семьей, потому что в школе для этого существует социальный педагог. Но это большое заблуждение. И каждый классный руководитель должен знать, что прежде чем обратиться к социальному педагогу, он должен проделать определенную работу самостоятельно (поговорить с ребенком, встретиться с родителями, посетить семью на дому и т.п.), т.е. прийти к социальному педагогу с определенным багажом проделанной работы. И только потом к решению проблему будут подключаться психологи, социальные педагоги. Задача специалистов ан данном этапе - определить, какую помощь можно оказать семье, ребенку (в зависимости от случая), каких специалистов привлечь дополнительно для решения проблемной ситуации.

Также необходимо отметить родителей, как одного из важных субъектов социального партнерства, которые играют большую роль в решении проблемных ситуаций. Проблема может решиться намного быстрее, если родители будут тесно и плодотворно сотрудничать со школой.Очень часто бывают случаи, когда родители не идут на контакт с о школой, и классный руководитель, социальный педагог или психолог остаются наедине с проблемой своих детей.

Для того чтобы четко определиться, с кем взаимодействовать в решении данной конкретной проблемы необходимо знать, куда и для решения какого вопроса необходимо обращаться:

прокуратура – нарушение прав и свобод несовершеннолетних;

КДН и ЗП – нарушение прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и т.д.

органы опеки и попечительства - выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо нахождение детей в обстановке представляющей угрозу их жизни и здоровью;

органы социальной защиты – выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью; семей, находящихся в социально опасном положении;

ОВД – выявление родителей и иных лиц, которые жестоко обращаются с несовершеннолетними, вовлекают их в совершение преступлений или антиобщественные действия;

органы здравоохранения –выявление детей, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных иди одурманивающих веществ;

органы управления образованием - выявление детей, нуждающихся в помощи вс вязи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других ОУ, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в ОУ;

органы по делам молодежи – оказание помощи в организации отдыха, досуга, занятости несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.

Подводя итоги, можно сказать о том, что тесное взаимодействие и сотрудничество всех выше перечисленных организаций, учреждений, отдельных специалистов позволит нам выстроить систему по организации профилактической работы с несовершеннолетними.


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду является насущной педагогической проблемой. В современных условиях она приобретает особую остроту, что обусловливается негативными тенденциями, происходящими в обществе: экономической нестабильностью, падением нравов, трансформацией традиционных духовных ценностей, ростом в молодежной среде пьянства, наркомании, правонарушений. В этой связи одной из наиболее актуальных педагогических проблем является профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Девиантное поведение несовершеннолетних, являясь сложным социальнопсихологическим проявлением, которое характеризуется большим разнообразием признаков отклоняющегося от нормы поведения, несоответствием такого поведения социальным нормам, выраженным в законах и нравственных правилах поведения, незавершенностью формирования социально-нравственных ценностей, обусловливает задачи воспитательно-коррекционной и профилактической работы специалистов - инспекторов подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), педагогов-психологов, медицинских работников, учителей. Решение этих задач следует рассматривать с позиции их социальной значимости, что требует объединения усилий семьи, школы, различных общественных институтов, в целом широкого социума.

Одним их перспективных путей повышения эффективности профилактики девиантного поведения подростков следует считать установление социального партнерства между ПДН, школой и семьей, установление постоянного, непрерывного взаимодействия, поиска новых эффективных форм и методов работы, направленных на недопущение подростками общественных норм и морали.

Под социальным партнерством понимается согласованный по цели, задачам, направлениям, времени и месту особый тип взаимодействия или совместная деятельность субъектов, с одной стороны, имеющих разные основные функции (профессиональные), с другой - нацеленных на решение общих воспитательно-профилактических задач путем максимального согласования и учета интересов всех участников процесса, находящихся на определенной территории (как правило, это микрорайон школы).

Главными целями социального партнерства являются максимальное согласование и реализация общих интересов участников процесса, использование механизмов социального партнерства при решении воспитательно-профилактических задач. Следует отметить, что в этом партнерстве каждый субъект профилактики девиантного поведения подростков осознает свою ответственность в решении проблем, обладая разными возможностями. При этом важно соблюдать основные принципы социального партнерства, каковыми являются: заинтересованность сторон в договорных отношениях; добровольность, равноправие сторон и доверительные отношения при принятии решений и соглашений; согласованность всех действий; непрерывность; принцип сотрудничества; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств и т.д.

Социальное партнерство в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних способствует расширению и углублению позитивного нравственноправового влияния на несовершеннолетних и ликвидации негативных очагов влияния. В этой связи его необходимо рассматривать в качестве механизма действенного влияния на реальную ситуацию, характеризуемую неблагополучием в воспи-

тании несовершеннолетних: отсутствием действенной системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних; отсутствием единого представления о содержании взаимодействия; слабым взаимодействием между ПДН, школой и семьей; теоретической и методической неподготовленностью инспекторов ПДН, классных руководителей и родителей к профилактической работе по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних. Социальное партнерство является также механизмом упорядочивания процесса воспитания с целью эффективного позитивного воздействия на развитие личности несовершеннолетнего. Партнерство, построенное на принципах добровольности и ответственности, не может быть жестким и всегда должно быть готовым принять в свою структуру любого субъекта профилактики как в открытую систему. В ней постоянно происходят ввод и вывод информации, элементов, целей, субъектов и т.д.

Взаимодействие субъектов социального партнерства происходит на основе согласования мероприятий, установления сроков и исполнителей, совместной выработки основных направлений борьбы с девиантным поведением несовершеннолетних; общей и индивидуальной профилактики правонарушений несовершеннолетних и раннего выявления несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения; своевременного выявления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, антиобщественную, преступную деятельность; решения вопросов трудоустройства несовершеннолетних, их общественно полезной деятельности. При этом важно осознание инспекторами ПДН, классными руководителями, родителями целей и задач нравственно-правового воспитания, роли социальных факторов, поскольку в условиях отсутствия нравственных ориентиров у части подростков трудно достичь желаемых результатов.

Правовой основой социального партнерства следует считать совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ПДН, школы и семьи и определяющих основные направления, формы и методы их деятельности.

Формы организации социального партнерства зависят от содержания, направленности совместных действий, а также от того, какие социальные группы участвуют в организации социального партнерства. В случае, когда социальное партнерство имеет отношение к воспитательно-профилактическим проблемам, т.е. связано с профилактикой, предупреждением, преодолением, пресечением, коррекцией девиантного поведения подростков, совершенствованием системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участниками партнерских отношений соответственно будут субъекты общей и специальной профилактики: педагоги, родители, правоохранительные органы, руководители предприятий, организаций, учреждения здравоохранения, культуры, органы местного самоуправления, СМИ, сеть библиотек, депутатский корпус, подростковые клубы, социально-культурные центры. Без такого расширенного участия в работе с несовершеннолетними сложно и зачастую невозможно решать проблему девиантного поведения подростков, их культурную социализацию.

Важным моментом партнерства является то, что кроме объединения усилий разных субъектов оно требует включения в данную систему государственных структур (органов местного самоуправления), которые, как правило, выступают в качестве ведущего партнера в профилактике девиантного поведения подростков, определяя цель, задачи, направления этой деятельности. Органы местного самоуправления в лице комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), должны следить, чтобы интересы субъектов были представлены в равной степени, координировать их деятельность. Однако социальное партнерство отличается от просто координации тем, что в нем все субъекты равны, здесь нет элементов подчинения тому или иному партнеру, так как никто из них не обладает властными полно-

мочиями. Отсюда следует, что демократичность всех взаимоотношений и открытость ставятся в основу деятельности субъектов социального партнерства.

Примером открытого и гласного влияния на поведение несовершеннолетних является создание целесообразно организованной среды - социальнокультурных центров (СКЦ) в микрорайоне школы. Такая среда не возникает сама по себе, для ее влияния и позитивного воздействия на девиантов требуется организованная работа по ее созданию со стороны ПДН, родителей, социальных педагогов, психологов, учреждений дополнительного образования, социальных институтов, инициативных групп жителей, органов самоуправления, представителей муниципальных органов власти и управления. В этих условиях эффективность деятельности ПДН во многом определяется тем, в какой мере оно взаимодействует с другими субъектами воспитательного пространства. В этой связи отметим, что внешкольная среда ученика не должна оставаться без педагогического влияния и педагогической поддержки.

Сегодня становится очевидным, что для всех субъектов профилактики девиантного поведения детей партнерство может стать одним из основных рычагов воспитательного воздействия на детей группы риска. Именно оно выступает условием и средством поиска и достижения оптимальной координации действий ПДН, школы и семьи, позволяя создавать относительную устойчивую, саморегулирующую систему согласования общих интересов в решении проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Объединение усилий партнеров для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей стимулирует развитие положительной установки партнеров на взаимодействие, усиливает взаимосвязь и способствует взаимопомощи. В этой связи уместно высказывание выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко, который писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают в одиночку кто как хочет» .

Таким образом, очевидно, что установление социального партнерства ПДН, школы и семьи является объективной закономерностью. Оно направлено на консолидацию всех сил общества в борьбе с социальным злом, каковым является правонарушение, на создание здоровой среды для подрастающего поколения.

Литература

1. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушителей в детской среде // Сов. педагогика, 1989. № 7. С. 31-32.

2. Гриценко Н.Ю., Попов Ю.Н. О социальном партнерстве // Солидарность, 1996. № 5. С. 29-33.

3. Каменецкий В.А. Социальное партнерство в Европе и России: проблемы реформирования и развития. Дис. ... канд. экон. наук. М., 1999.

4. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. Т. 5. С. 179.

ВАСИЛЬЕВА РАИСА МИХАЙЛОВНА родилась в 1963 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт и Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ. Соискатель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета. Автор 5 научных статей.