Занятие по экологии «Волшебница вода» в средней группе. "проект экология воды" Экология питьевой воды

Разделы: Работа с дошкольниками

Образовательные :

  • Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трёх состояниях жидком, газообразном и твердом.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
  • Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные : развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие : активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки»
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.
  • Прослушивание музыкальных произведений. А.Филипенко «Дождик», Н.Кувшинникова «Гроза»
  • Экскурсия к озеру Байкал
  • Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег»

Материал для занятий:

  • Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.
  • Блюдце
  • Чайные ложки
  • Стакан с молоком и с водой
  • Гвоздь
  • Гуашь, кисти.
  • Два листа бумаги
  • Фломастеры
  • Пластмассовый стакан со льдом.
  • Стёкла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришел Незнайка

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите, пожалуйста.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды–
Жить нельзя нам без… (воды ).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

– Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто, ребята хочет рассказать, где нам встречается вода?

(Ответы детей.)

– А сегодня я хочу, чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей.) Правильно песок, вода, глина, лед и т.д. – это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него воды до самого края. Что вы видите? (Ответы детей.)

Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

Незнайка: Я знаю ёщё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель: Прав ли Незнайка? (Ответы детей.)

– Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком, что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.

Незнайка: Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные.

Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы детей.)

Незнайка: А я знаю еще одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель: Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на свою картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы, наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появиться осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

– В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздика станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами ездили на экскурсию на озеро Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, – (Присели.)
Плывет лодочка-краса –
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Незнайка: Ребята, послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды – она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нем вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка: А можно это облачко потрогать?

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно или нет?

(Ответы детей.)

– Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром. Даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман?

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдет с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. Что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар – вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомните опыт с цветами? (Ответы детей.)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается верх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Послушайте сказку Д. Родари.

Я отвечу вам только в том случае. Если вы пообещаете не смеяться. Дождь идёт от того, что светит солнце! Это чистая, правда. Солнце превращает воду морей, рек и озер в лёгкий прозрачный пар. Водяной пар преспокойно гуляет по воздуху до тех пор, пока на него не обрушиться холодный ветер. Повстречавшись с ветром, пар собирается в крошечные капельки. Тучи летят изо всех сил. Стараясь улизнуть от ветра. Но холодный ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись капельки, сливаются друг с другом. Растут. Становятся тяжелее. Вот они уже не могут держаться в воздухе и падают вниз, на землю…

Воспитатель: Ты, всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Послушай ещё раз ответы детей.

Почему не переполняются огромные водоёмы? Из чего состоят облака и тучи? Какие свойства воды вы знаете? (Ответы детей.)

– Но, чтобы ты ещё лучше всё запомнил, мы с ребятами нарисуем тебе плакат «Путешествие капельки воды»

(Коллективное рисование.)

Список используемой литературы.

  1. Воронкевич О.В . Добро пожаловать в экологию.
  2. «Большая книга экспериментов». М.: Росмен, 2007.
  3. Рыжова Н.А . Волшебница вода. М., 1997.
  4. Николаева С.Н . Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1997.
  5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д . Окружающий мир.
  6. Саморукова П.Г . Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992.

Внеклассное занятие экологической направленности про воду - уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете - воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и красоты»

Цель : формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.

Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

2. Введение .

Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

(Демонстрирует учитель)

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

3. Моделирование воды в разных состояниях.

Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней - разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

Молекулы! Разлетимся на свои места!

4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».

(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

Без воды не было бы жизни на земле!

6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)

Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Берегите чистую воду!

2) Лаборатория «Экспериментальная»

Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.

Возьмите балончики на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.

  • средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
  • щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
  • немного стирального порошка (вода после стирки);
  • гуашь (вода после рисования красками);
  • опилки (вода после мытья пола в прихожей);
  • капля мазута (вода после мытья машины)

Нравится ли вам такая вода?

Можно ли её снова использовать?

Можно ли сделать эту воду снова чистой?

Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.

Хорошо ли очистилась вода?

Отчего воду труднее очистить?

Что легче: загрязнить воду или очистить её?

  1. Упражнение «Водный светофор». (Работа в парах)

Каждой паре выдаются по три карточки-знака и круги красного, жёлтого и зелёного цвета, согласно цветам светофора. Участники должны разложить карточки-знаки по назначению.

  • Красный круг – действия человека, приносящие вред воде;
  • Жёлтый круг – действия по рациональному использованию воды;
  • Зелёный круг – действия человека, которые направлены на охрану воды и её обитателей.

Красный круг (ответы А3, Б2, В1)

  • А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.
  • Б2 – при мытье машины тратится много воды и загрязняются почва, водоёмы.
  • В1 – реки загрязняются бытовым мусором в местах отдыха.

Жёлтый круг (ответы А1, Б3, В3)

  • А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.
  • Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.
  • В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.

Зелёный круг (ответы А2, Б1, В3)

  • А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.
  • Б1 – мальков, которых выращивают искусственно, выпускают в чистую воду.
  • В3 - дождевая вода, которая собирается в ёмкостях, может использоваться на благо человека.
  1. Рефлексия «Капля настроения».

Составление синквейна о воде.

  1. Домашнее задание.

Ольга Бородачева

Задачи:

Формировать у детей познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам, на примерах показать необходимость защиты и охраны водных ресурсов земли, показать что вода основа всего живого на планете;:

Учить правильно вести диалог, самостоятельно делать выводы;

Воспитывать ответственность за будущее своей планеты, города, улицы, дома, интерес к обитателям воды;

Дать понятие о рациональном использовании воды;

Материалы: 2 капельки (грустная и веселая, картинки с изображением ситуаций связанных с водой, листовки с призывами о сохранении водных ресурсов, сбережении, рациональном использовании водных ресурсов., листовки для родителей.

Ход занятия:

Воспитатель: Чтобы узнать о чем, сегодня пойдет речь, послушаем загадку.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Воспитатель: Правильно- это вода. Сегодня у нас необычное занятие к нам в гости пришли две подружки, посмотрите кто это?

Дети: Это капельки.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Одна грустная- она плачет, вторая веселая- она радуется.

Воспитатель: Сейчас, я буду вам показывать картинки, а вы ребята должны угадать к какой капельке она подходит и почему, в конце игры мы узнаем почему у наших гостей разное настроение?

(Воспитатель показывает разные картинки с ситуациям, дети определяют настроение капелек, объясняют свой выбор.)

Картинки с ситуациями (предполагаемые ответы детей)

1 Девочка бросает мусор в речку (Девочка загрязняет воду, от мусора могут погибнуть рыбы.)

2 Счетчики на кране. (Это экономит воду, человек использует ее рационально.)

3 Мусор на берегу реки. (Дети купаются в грязной воде, можно пораниться, заболеть)

4 Девочка купается в чистой воде. (Человек будет здоров, рыбы и животные не погибают, все пьют чистую воду)

5 Неисправная сантехника, вода льется. (Водные запасы воды могут исчерпаться, есть страны в которых воды очень мало)

6 Рыбы гибнут от грязной воды. (Промышленные предприятия сбрасывают свои отходы в реки, океана, озера от этого гибнут рыбы, животные.)

7 Из крана капает вода. (Не проходи мимо капающего крана, закрой его и почини)

8 Девочка разговаривает по телефону, а из крана льется вода. (Закрой воду, а потом разговаривай, экономь воду)

9 Мальчик собирает мусор на берегу реки. (Если ты приехал отдыхать, не забудь убрать за собой мусор.)


10 Мальчик принимает душ. (Вместо ванны прими душ и ты меньше истратишь воды.)

11 Человек моет машину на берегу реки. (Нельзя мыть машины вблизи водоемов, здесь купаются дети, живут животные и рыбы, эту воду мы пьем.)

12 Животные у водоема. (Вода нужна для жизни не только человеку, но и животным, птицам, растениям, она является домом для рыб и водных растений).

13 Сухая земля. (Если человек не будет рационально, бережно относиться к воде, она исчезнет, его жизни угрожает опасность)

14 Табличка «Купание запрещено».(Если человек продолжить загрязнять водные ресурсы, то летом когда солнце очень жаркое, детям не где будет купаться)

Физминутка «Капельки»

Жила- была тучка со своими детками капельками, (дети встают в круг, вокруг воспитателя, берутся за руки)

Отправила тучка их на землю погулять (дети расходятся в разные стороны, гуляют по группе)

Капля за капелькой они собирались в ручейки, озера, реки, океаны (дети собираются парами, группами, образуют руг)

А, когда солнышко стало пригревать, капельки испарились и снова попали домой к маме тучке. (дети поднимают руки вверх и бегут к воспитателю)

Воспитатель: Мы с вами узнали, почему у наших гостей такое разное настроение. А сейчас мы поиграем в игру:

«Это я, это я – это все мои друзья» (если вы согласны с утверждением то говорите эти слова, если нет, то молчим, значит так делать нельзя.)

1 Не бросаю мусор на берегу водоемов!

2 Не сбрасывать отходы промышленности в воду!

3 Поставим счетчики на воду, отремонтируем сантехнику!

4 Включу воду и пойду смотреть телевизор!

5 Помоем с папой машину на речке!

6 Принимаю душ, вместо ванны!

7 Собираю за собой мусор после отдыха на берегу!

8 Расходую бережно воду, ее берегу!

9 Дома накопилось много мусора выбросим его на речку!

10 Включим шланг с водой, и устроим с подругой водопад!

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с задание, скажем спасибо капелькам за то что пришли к нам в гости, и мы узнали много нового и полезного. Мы должны помнить, о том что вода является основой для жизни на земле, и если она закончится, наша земля погибнет, давайте беречь, сохранять водные ресурсы.


А мы с вами выучим вот такое стихотворение, и обязательно расскажете его дома своим близким!

ВОДА - ОСНОВА ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ,

ОНА НЕОБХОДИМА ВСЕМ ВОКРУГ:

РАСТЕНИЯМ, ЖИВОТНЫМ, ЧЕЛОВЕКУ,

РАСХОДУЙ ЕЕ БЕРЕЖНО, МОЙ ДРУГ!

В конце занятия детям раздаются листовки, которые они забирают домой, читают вместе с родителями!


Публикации по теме:

В рамках проведения XIIIгородской экологической акции "Спасти и сохранить" в детском саду прошли познавательные занятия на тему "Вода для.

Игра-путешествие с элементами экспериментирования «По воде, по земле и по воздуху» (подготовительная группа) Программные задачи: Дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран; Закреплять знания детей о разнообразии мира животных и.

Игры на формирование экологических знаний Что есть у животных? Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных. Материал: карточки с изображением различных животных.

Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле - вода!» Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по формированию у детей знаний о жизни диких животных «В гостях у лесных жителей» Программное содержание. Задачи: 1. Продолжать формировать систему знаний о жизни диких животных в зимний период. 2. Развивать зрительное.

Составила Груменцова Ольга Владимировна
МБДОУ № 40 г. Набережные Челны

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.

Работа на приусадебном участке

Во время работы на огороде обратите внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.

Задайте детям вопросы.

  • Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
  • Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
  • Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
  • Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
  • Много ли воздуха в этой почве?
  • Для чего ее надо периодически рыхлить?

Используйте любую возможность обратить внимание детей на обитателей Подземного царства. Не забывайте о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка) , обязательно затем верните на прежнее место.

Очень часто у педагогов возникает вопрос: как относиться к кроту? Его по традиции считают "вредителем". Помните? "Роет землю старый крот, разоряет огород". Подобные вопросы задают и дети. Но, во-первых, крот - насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок жуков, которых мы считаем "вредными"; во-вторых (и это главное!) , с позиций экологии в природе нет вредных и полезных. Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крот. (Если же вы все-таки считаете, что кроту не место на вашем участке, постарайтесь его поймать и выпустить где-нибудь на опушке леса или парка. Причем сделать это желательно вместе с детьми.) Если вы всерьез занимаетесь экологическим воспитанием, то используйте кротовины в качестве объектов экологической тропы.

В течение всей своей жизни человек потребляет воду, объем которой можно выразить в массе цифрой в 75 тонн. Согласно данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодные сбросы бытовых и промышленных отходов в реки мира достигают 450 миллиардов кубометров, поэтому не удивительно, что вода содержит, по подсчетам экспертов ВОЗ, не менее 13 000 токсичных элементов. Еще Луи Пастер высказал мнение, что 80% болезней попадают в человеческий организм с водой.

Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов Природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?

Факты о воде:

  • На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.
  • К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.
  • 97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.
  • 75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.
  • 1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.
  • Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.
  • 500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.

Этот список тревожных фактов далеко не полный, и это является наглядным показателем нашего противопоставления себя природе. Тешась иллюзией независимости от нее, мы неизбежно вступаем с ней в конфликт, и проблемы экологии воды ярче всего демонстрируют печальные результаты этого противостояния.

Экология питьевой воды

Качество питьевой воды – главная экологическая проблема человечества, которая напрямую влияет на здоровье населения и экологическую чистоту потребляемых продуктов.

Естественные источники пресной воды отличаются богатым разнообразием живых организмов, которые часто являются крайне опасными для здоровья. С понижением качества питьевой воды увеличивается количество разнообразных заболеваний, которые можно подразделить на четыре типа:

  • заболевания, возникающие по причине потребления зараженной воды (холера, тиф, полиомиелит, гепатит, гастроэнтерит);
  • заболевания слизистых оболочек и кожи, которые возникают при использовании воды в гигиенических целях в процессе умывания и купания (начиная трахомой и заканчивая проказой);
  • заболевания, причиной которых становятся моллюски, проживающие в воде (ришта, шистосоматоз);
  • болезни, вызываемые обитающими и размножающимися в водной среде насекомыми, являющимися переносчиками инфекций (желтая лихорадка, малярия и т. д.).

Хлорировать ли воду?

Множеством заболеваний объясняется вынужденный выбор метода очистки пресной воды – хлорирование. Можно смириться с присутствием в воде разнообразных бактерий, вызывающих серьезные заболевания, или хлорировать природные воды и допустить образование хлорсодержащих токсичных, мутагенных и канцерогенных веществ. По утверждению Центра по изучению исполнения законов в США, хлор, вступающий в реакцию с частицами угля и жирными кислотами, образует токсичные соединения, составляющие 30% объема обработанной хлором воды.

По утверждениям доктора Н. Уотера, газ хлор во времена второй мировой войны использовался, как орудие убийства и только позже хлор стал использоваться в целях уничтожения бактерий в воде. Между тем, соединения хлора и животных жиров становятся причиной атеросклероза, инфаркта и других сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Советом по качеству окружающей среды в США обнародованы результаты исследований, из которых следует, что у потребителей хлорированной воды на 93% выше риск заболеть раком.

Профессор Питсбургского университета, который занимается исследованиями в области химического состава воды, утверждает, что принятие душа или ванны подвергает организм человека воздействию испаряемых химических соединений в сто раз сильнее, чем вода для питья.

Растворенные в воде вещества в состоянии пара легко проникают в человеческий организм. Продолжительное принятие горячего душа является опасным, так как высокие концентрации токсических веществ вдыхаются человеком. Некачественная вода ускоряет процесс старения человеческого организма на 30%. Помимо пагубного влияния на человеческий организм, подобный метод очистки воды вредит экологии и тяжело отражается на состоянии любого живого организма.

Загрязнение воды – проблема экологии

Экология воды , которая страдает от деятельности человека, бумерангом отражается на состоянии всего живого на земле, ведь вода и есть сама жизнь. Все химические элементы и соединения, попадающие в воду, ведут к серьезным заболеваниям. Например, содержание свинца в воде является причиной изменений центральной нервной системы, крови, обмена веществ и вызывает поражение почек. Парализует иммунную и нервную системы алюминий, особенно пагубно отражаясь на детском организме. Повышенная концентрация меди в воде поражает слизистые оболочки печени и почек, никеля – приводит к поражениям кожи, цинка – отражается на почках, мышьяка – приводит к поражениям центральной нервной системы.

Экологический баланс природной воды не содержит такое убийственное количество химических элементов. Все это является результатом загрязнения промышленными стоками источников питьевой воды. Например, исследования девяти городов Сибирского региона наглядно показали, что загрязненная вода влияет на рост заболеваемости человека от 7 до 41%. Отмечается ежегодное возрастание эпидемических вспышек кишечных заболеваний, связанных с водой. Водная экология нарушена , и это подтверждают статистические данные многих Российских регионов, где качество питьевой воды очень низкое.

Экология водного бассейна России

Экология водных ресурсов Дагестана, Бурятии и Калмыкии, Приморского края, в Калининградской, Архангельской, Кемеровской, Томской, Ярославской, Курганской областях в критическом состоянии, что подтверждается данными Госсанэпиднадзора. Бактериологическая лаборатория города Ульяновска обнаружила в Заволжском водозаборе не менее сотни типов различных вирусов, что с большой долей вероятности может привести к экологической катастрофе.

Отмечается резкое ухудшение экологии водных ресурсов в Амурской области, что тесным образом связано с уровнем загрязнения водной среды. Его можно считать катастрофическим, т.к. он в 20 раз превышает норму. Катастрофа экологии водной среды грозит и Ярославлю, и Приволжским городам, где гудронные пруды у волжских берегов подпитывают воду реки.

Экология водного бассейна Астрахани находится в критическом состоянии, и это напрямую связано с огромным потоком грязи, стекающим к низовьям Волги, которая уже утратила способность к естественному самоочищению. Методом очищения воды опять выбрано глубокое хлорирование, от которого давно отказалось все цивилизованное человечество.

Экология пресных вод, среди 184 исследованных крупных городов России, в самом плачевном состоянии в Санкт-Петербурге - городе, занимающем первое место по серьезным заболеваниям обмена веществ и врожденным аномалиям, и второе - по онкологическим заболеваниям. Данные ужасающие и займут не одну страницу убористого текста, но и освещенные факты громко вопрошают – «До каких пор человечество будет самоуничтожаться?»

Самая чистая питьевая вода… Где она?

В России? Парадокс России в том, что в огромной стране, которая входит в десятку стран с самой чистой питьевой водой , каждый второй житель употребляет воду, которая не соответствует гигиеническим нормативам. Экспертами ООН в 2003 году был опубликован отчет исследования качества питьевой воды. Исследования проводились в 122 странах, и лидирующие позиции рейтинга заняла Финляндия.

В этом списке эксперты положительно оценили воду Канады, Новой Зеландии, Великобритании и Японии. России досталось седьмое место.

Странным для многих оказалось последнее место Бельгии, которую обошли даже Индия, Судан и Руанда. Подобное исследование необходимо и России, и самым важным для такой огромной страны является бережное отношение к .

Сохранение экологического баланса воды не должно только ограничиваться празднованием 22 марта Всемирного дня водных ресурсов. Больше нельзя игнорировать безрассудное и губительное вмешательство человека во все сферы природы.

Без решительных и конструктивных мер невозможно будет предсказать будущее человечества. Природа дает нам все блага для существования, и она требует разумного и бережного к себе отношения, к ее богатствам, которые не беспредельны.