Не погашена в сроки установленные. Определение срока погашения дебиторской задолженности

В результате вынесенного постановления в отношении должника (взыскателем или канцелярией суда) в ФСПП отправляется исполнительный лист. Пристав в течение 3 дней возбуждает производство (ИП) (), при этом устанавливается срок для добровольного погашения долга.

Максимально допустимый срок

Согласно ст. 30 п.12 ФЗ №229, срок добровольного исполнения составляет 5 дней с момента получения уведомления об открытии ИП. Период установлен законом, если дело возбуждается впервые (30 п.11 ФЗ 229).

Многие, получив извещение, не идут на почту за получением постановления, ошибочно полагая, что раз нет подписи о получении, то и к ответственности привлечь не смогут. Однако, гласит, что лицо передающее уведомление, должно самостоятельно сделать отметку о доставке, даже при отсутствии адресата или отказа принять повестку.

Именно от даты, которую проставит почтальон и будет исчисляться срок добровольного исполнения требований. Исчисление начнется на следующий день. Например, письмо получено третьего числа, отсчет начнется со следующего дня, т. е. с четвертого числа.

В уведомлении будет находиться ксерокопия ИП, с указанием:

  • срока добровольного исполнения;
  • последствий, ожидающих должника в случае нарушения;
  • данных пристава;
  • обязанностей ответчика о предоставлении сведений касательно счетов, имущества, доходов, ответственность, наступающая при их сокрытии,
  • мер и действий, которые применяются к неплательщику при невыполнении требований взыскания.

Последствия нарушения

Если срок добровольного исполнения истек, то:

  1. К общей задолженности добавится сумма исполнительного сбора. которая составит минимум 1 тыс. рублей или 7% от сумы долга.
  2. Если осуществление принудительных мер по взысканию повлечет за собой финансовые затраты на должника будет возложена обязанность их возместить ( , ФЗ-229).
  3. Возможен арест имущества и счетов.
  4. Ограничен выезд из страны.
  5. Принудительное удержание средств из доходов (зарплата, получение арендной платы).

Когда срок не устанавливается

Причины невозможности предоставления срока для оплаты долга в добровольном порядке:

Немедленному исполнению подлежит ИП на основании решения законодательного органа согласно .

Под нее подпадают:

  • алименты, их взыскание;
  • заработная плата, не выплачиваемая в течение трех месяцев.

Требование должно быть исполнено на следующий день после вынесения определения судебной инстанции.

По просьбе взыскателя суд может вынести решение о немедленном исполнении требований (). Данное действие обжалуется, однако, на время выполнения не влияет (212 п. 3 ГПК).

Если заявитель докажет, что предоставленное время повлияет на возможность осуществления взыскания, суд имеет право вынести решение о незамедлительном исполнении ().

Изменение срока судом

Срок свершения решения устанавливается судом. Производство может быть отложено на неопределенный или конкретный период по ходатайству самого должника, взыскателя или пристава в случае если:

  1. Взыскание связано с возникновением затруднений ст. 434 ГПК РФ, 358 КАС, 324 АПК. Процедура откладывается до момента устранения, например, в случае болезни, бедственном имущественном положении, длительной командировке должника. Бланк заявления можно скачать .
  2. Если взыскатель или ответчик умер, до того момента пока не будет установлен правопреемник.

Если должник получил отсрочку или рассрочку, то в течение этого периода к нему не применяются меры принудительного взыскания, а также не налогается исполнительный сбор.

Чтобы суд вынес положительное решение о рассрочке, следует правильно оформить документы:

  • заявление — образец ;
  • предоставить бумаги, подтверждающие доходы (справка 2НДФЛ, о получении пособия, пенсии, зарплаты),
  • документы, указывающие на величину расходов (коммунальные платежи, оплата учебы, наличие иждивенца),
  • подтверждение причины для получения рассрочки (справка из лечебного учреждения, органов социального обеспечения).

Потребуется сделать ксерокопии для всех заинтересованных лиц.

Любое решение суда подлежит обжалованию в вышестоящей инстанции одной из сторон процесса в течение 15 дней.

Должник имеет право подать иск повторно учтя все допущенные ошибки при предыдущем обращении.

Следует отметить, одобренная рассрочка отменяется, если человек хотя бы дважды нарушит график платежей.

Изменить срок действия ИП может пристав, но в этом случае время, добровольной оплаты, уже истечет.

Следует отметить, что в исчисление срока не входят рабочие дни и счет начинается после дня календарной даты . Например, если срок окончания выпадает на 5 число календарного месяца, то на следующий день, шестого числа, приставом будет вынесено постановление о предъявлении к взысканию назначенного сбора. В том случае, когда 5 число окажется выходным днем, в расчет брать не следует и датой окончания добровольной оплаты следует считать 7 число ().

Сотрудник ФСПП самостоятельно устанавливает срок в пределах определенных законом (5 дней). Но он может быть сокращен и до одного, трех дней, если пристав посчитает нужным сделать это в интересах дела.

Решение пристава обжалуется у вышестоящего по должности лица или в суде (). В последнем случае это является основанием для приостановления ИП до рассмотрения дела и принятия решения, которое также обжалуется в арбитражном суде, отложив, таким образом, взыскание на несколько месяцев.

Обратиться в суд

Если ответчик хочет выполнить требование, но у него нет возможности это сделать он обращается с ходатайством в суд и просить изменить сроки.

Это возможно в случае несогласия:

  • с описью имущества, человек просит исключить из списка какую-либо часть ();
  • с указанной оценщиком стоимостью имущества;
  • с размером исполнительного сбора;
  • с определением суда;
  • если гражданин вынужден долго отсутствовать в связи с выполнением должностных обязанностей;
  • при оспаривании действия должностного лица, считая их неправомерными;
  • ответчик просит внести ясность в положения ИП, порядок, способ выполнения.

Заявление подается с указанием одной из вышеперечисленных причин.

Обратиться к приставу

Согласно статье 64.1 лицо, в отношении которого открыто ИП, обращается с ходатайством о прекращении или приостановлении дела к приставу, в ведении которого находится производство. В течение 10 дней оно должно быть рассмотрено ().

Основанием для обращения служит:

  • признание человека умершим или безвестно пропавшим, находящимся в розыске;
  • признание недееспособным;
  • если должник проходит процедуру банкротства ;
  • суд принял к рассмотрению заявление о рассмотрении спорных и неясных вопросов дела;
  • ходатайство о внесении судебной инстанцией изменений в способ, сроки и порядок уплаты денежного взыскания за несвоевременное исполнение требований.
  • ответчик вынужден по состоянию здоровья находиться на лечении ();
  • проходит срочную службу в воинской части;
  • принимает или принимал участие в военных действиях.

Важно! Пока срок добровольной оплаты не истек ответчику будет проще найти общий язык с приставом по поводу рассрочки выплат.

Осуществление принудительных мер и действий используется приставом как крайняя мера.

Однако, на практике случается, что предоставленное для добровольной оплаты время используется в корыстных целях. Арестованное имущество продается, а ответчик скрывается от взыскания.

Такие деяния попадают под действия Уголовного кодекса и ни к чему хорошему не приводят.

Правильнее было бы продать имущество, пока на него не наложен арест, а вырученные деньги направить на уплату долга, тем самым максимально избежав финансовых потерь, которые могут возникнуть при уплате сбора или возможной конфискации. Ведь на торгах стоимость снижается в два раза ниже рыночной, да и сумма сбора, возможно, будет существенной.

Исполнительный сбор

Когда основное ИП закрывается, но исполнительный сбор не выплачен, пристав открывает новое дело. Срок, для добровольной уплаты не устанавливается. Должнику желательно с этим не затягивать и быстрее выполнить требование.

Дело в том, что по ст. 17.14 п 1 КоАПФ он может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа от 1-2.5 тыс. рублей. В худшем случае такие деяния могут попасть под действие ст. 315 УК с более существенными штрафными санкциями (до 200 тыс. рублей) на основании статьи .

Постановление о возбуждении ИП, в отношении уплаты сбора отправляется по почте. Поэтому во избежание лишних расходов, следует отслеживать корреспонденцию или вовремя уплачивать штрафы.

Если, по мнению ответчика, он является завышенным, следует обратиться в суд с ходатайством о уменьшении.

На основании сумма сбора может быть уменьшена на 25%, а период выплаты отсрочен или растянут по времени.

Суд отменяет решение пристава о денежном взыскании, наложенного за несвоевременное выполненние требований, основываясь на 112 п. 6 ФЗ-229

Если ответчик предоставит должностному лицу документ, который подтверждает невозможность добровольной оплаты в указанный срок, то сбор не будет применим (112 п.2 ФЗ 229).

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Каков порядок формирования резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете? Следует ли учитывать все суммы дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями? Имеет ли право организация самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При формировании в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов учитываются все суммы дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. При этом в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга организация вправе самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов.

Обоснование вывода:
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли определяется положениями ст. 266 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 4 данной статьи сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Следовательно, нормы НК РФ не регламентируют вопросов ведения организациями бухгалтерского учета, в том числе порядка формирования резерва по сомнительным долгам.
Вопросы формирования резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете освещены в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение).
Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что дебиторская задолженность с истекшим сроком ее погашения по договору, не обеспеченная гарантиями, считается сомнительной в понимании п. 70 Положения, что приводит к необходимости создания в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов в отношении данной задолженности.
При этом п. 70 Положения не содержит требования о включении в состав резерва сомнительных долгов полной суммы сомнительного долга, равно как и не ограничивает размера создаваемого резерва. Поэтому считаем, что в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга организация вправе самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов.
Конкретную методику формирования резерва сомнительных долгов следует установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит».

В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав. Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации. Заметим, что сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:

  • для организации- должника – это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств;
  • для организации- кредитора – это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.

К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени. Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность.

Условием обеспечения финансовой устойчивости организации является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность – представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками. Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • незавершенного производства;
  • расходов будущих периодов.

Следовательно, дебиторская задолженность – это часть оборотного капитала организации. Как мы уже отметили, дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженностьусловно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это нормальная дебиторская задолженность. Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность.

Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной. В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией». По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности (не реальной к взысканию). Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ: «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:

  • ликвидации должника;
  • банкротства должника;
  • истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;

наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два варианта:

во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;

во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;

невозможности взыскания судебным приставом – исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления).

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:

  • краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);
  • долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).

Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер. При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и деловую репутацию контрагента.

Для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы списание просроченной дебиторской задолженности в случаях, которые будут описаны далее, является обязательной процедурой. В целях недопущения искажения данных бухгалтерского баланса и обеспечения финансовой устойчивости организации дебиторская задолженность должна быть истребована. Вначале истребование дебиторской задолженности осуществляется в претензионном порядке, далее взыскание дебиторской задолженности проходит в судебном порядке.

Каждая организация должна осуществлять контроль над состоянием дебиторской задолженности, производить ее учет, а также сверку взаиморасчетов. При выявлении суммы дебиторской задолженности ее нужно предъявить должнику и истребовать ее. Если в течение срока исковой давности сумма дебиторской задолженности не взыскана или должник ликвидирован, то организация производит списание дебиторской задолженности. Организация может создать резерв по сомнительным долгам, ожидая восстановление платежеспособности дебитором. Понятие сомнительного долга и порядок формирования резерва приведены в статье 266 НК РФ. Так, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»: «дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации».

Вместе с тем, при применении данной правовой нормы на практике, необходимо принимать во внимание следующий вывод Федерального Арбитражного суда кассационной инстанции: Действующее законодательство не содержит обязанности налогоплательщика списать дебиторскую задолженность в момент, когда истек трехгодичный срок исковой давности. Истечение срока исковой давности является не единственным условием списания дебиторской задолженности. Такая задолженность подлежит списанию также в случае признания ее нереальной для взыскания. Нереальность взыскания определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом, который руководствуется совокупностью объективных обстоятельств, сложившихся в процессе его деятельности.

В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»:«списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника».

Согласно статье 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В этой связи существуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее Методические указания).

В соответствии с пунктом 1.2. Методических указаний: «под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы».

Согласно пункту 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения. Таким образом, дебиторская задолженность относится к имуществу организации и подлежит обязательной инвентаризации.

Результаты инвентаризации в части расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами должны быть оформлены Актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме №ИНВ-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

По результатам проведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность и дебиторская задолженность нереальная для взыскания, просроченная дебиторская задолженность, сроки исковой давности по каждому обязательству.

По результатам инвентаризации, в части расчетов с дебиторами, составляется бухгалтерская справка, в которой указываются:

  • наименование, адрес, ИНН организации – должника;
  • сумма задолженности;
  • основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;
  • дата образования задолженности;
  • первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;
  • документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.

В акте по форме №ИНВ-17 отдельно отражаются суммы дебиторской задолженности, которые были подтверждены или не подтверждены организациями – дебиторами.

Далее на основании бухгалтерской справки руководитель организации в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной ко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создавала резерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем в сумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС) относится на финансовые результаты. В соответствии с пунктами 12 и 14.3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99), списанная задолженность включается в состав внереализационных расходов. Внереализационными расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания.

Для признания операции по списанию дебиторской задолженности правомерной необходимы следующие документы:

  • договор с организацией-дебитором; (В случае отсутствия договора с должником, организации-налогоплательщику необходимо быть готовой отстаивать правомерность своей позиции в судебных органах. Позитивным является тот факт, что суды в аналогичной ситуации встают на сторону налогоплательщика).
  • первичные документы, подтверждающие факт задолженности (например, накладные);
  • акт по форме №ИНВ-17;
  • Приказ руководителя о списании суммы дебиторской задолженности.

Невозможность погашения суммы дебиторской задолженности может быть подтверждена:

во-первых, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), справкой налогового органа о ликвидации организации – должника;

во-вторых, решением суда, уведомлением конкурсного управляющего (ликвидационной комиссии) об отказе в удовлетворении требований по взысканию соответствующей задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника;

в-третьих, актом судебного пристава – исполнителя о невозможности взыскания задолженности с организации – должника.

В случае наличия вышеназванных документов и при отсутствии резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты как не реальная к взысканию (безнадежная).

Взыскание дебиторской задолженности – мероприятие во всех случаях весьма хлопотное, но также и весьма важное. Ведь с учетом нынешних темпов инфляции затягивать с данным делом нельзя. Иначе взысканные в итоге суммы не принесут вам никакой радости, ибо ценность их за это время заметно уменьшится, и долг уже не будет равноценен первоначальному. Разумеется, хоть как-то обеспечить ваши интересы призваны меры ответственности по отношению к должнику: штрафы, пени, неустойки. Да только большинство из них подлежат взысканию лишь в случае, если были первоначально предусмотрены договором. Иначе вы вправе рассчитывать лишь на взыскание сумм по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что за просрочку исполнения обязательства должник должен уплатить кредитору проценты на сумму долга по ставке рефинансирования. Ставка эта, как известна, гораздо ниже, чем современные темпы инфляции.

Таким образом, совершенно очевидно, что чем дальше кредитор тянет с взысканием дебиторской задолженности, тем больше средств он теряет. Более того, если дождаться истечения срока исковой давности, то перспектива получения назад своих денег и вовсе становится призрачной. Вот почему так важно, в случае возникновения долга в кратчайшие сроки обратиться в профессиональную фирму, оказывающую содействие во взыскании дебиторской задолженности. Наша компания как раз и является таким профессионалом, и мы готовы взять на себя все хлопоты по данному делу. Процедура взыскания дебиторской задолженности начинается с тщательного изучения представленной клиентом документации. На их основе мы разрабатываем план дальнейших действий. Здесь есть немало особенностей, которые доступны лишь настоящим профессионалам. Например, соблюдение претензионного порядка. Стоит ли пытаться уладить дело путем предарбитражного напоминания или нужно сразу обратиться в суд за взысканием дебиторской задолженности. Ответ на этот вопрос зависит от многих моментов.

Во-первых, если законом или договором предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка, обойти это правило невозможно, как бы ни хотелось. Более того, нередко в договоре предусмотрен и срок, в течение которого невозможно обратиться в суд после выставления претензии. Как правило, это двадцать-тридцать дней.

Однако претензионный порядок это не так уж и плохо. Дело в том, что грамотный специалист так напишет предарбитражное напоминание, что до суда дело может и не дойти. Здесь главное как можно красочнее расписать должнику все перспективы его дальнейшего бездействия. Ведь взысканием суммы дебиторской задолженности дело отнюдь не ограничивается. В случае если он не исполнит свои обязательства добровольно, и вы обращаетесь в суд, он обязан будет: возместить вам расходы по уплате государственной пошлины, проценты по 395 статье ГК или иные штрафы и пени, убытки (причем, как реальные, так и упущенную выгоды), а также расходы на адвокатов. Если все это правильно описать в претензии, причем снабдив конкретными цифрами и расчетами, то сумма получается весьма внушительная. А если еще и указать, что она может быть взыскана судебным приставом-исполнителем, который в свою очередь начислит исполнительный сбор или штраф за просрочку исполнения, а также может обратить взыскание на особо ценное имущество, то и вовсе всякому становится понятно, что долги лучше возвращать сейчас, не заводя дело слишком далеко.

Вместе с тем, к сожалению, не все должники являются понятливыми. Что ж, в этом случае процесс взыскания дебиторской задолженности продолжается уже в суде. Здесь нужно убедить суд: а) в наличии задолженности; б) в том, что должник не исполнил свои обязательства; в) в том, что тем самым он причинил вам убытки; г) в том, что он обязан оплатить сумму неустойки, пени, штрафов и так далее. Практика свидетельствует о том, что судебные приставы исполнители всегда очень загружены работой, а может просто не сильно торопятся осуществлять свои обязанности по взысканию дебиторской задолженности. Как бы то ни было, а ваш исполнительный лист может пролежать в СПП не один месяц и даже год. А деньги за это время обесцениваются, а возможность взыскания дебиторской задолженности становится все более призрачной.

Как бы то ни было, но лишь вмешательство наших специалистов способно исправить ситуацию и гарантировать соблюдение всех ваших интересов. Мы не только будем «тормошить» приставов, забрасывая их запросами и заявлениями, но также и проведем самостоятельную работу по розыску оборотоспособного имущества должника, исследованию возможностей его реализации, оказанию помощи службе судебных приставов исполнителей в проведении торгов и так далее.

Проблемы обращения взыскания на дебиторскую задолженность в Гражданском законодательстве:

Федеральный Закон "Об исполнительном производстве" в главе 4, предусматривающей общие положения об обращении взыскания на имущество должника, не устанавливает особенностей обращения взыскания на такой объект гражданских прав, как дебиторская задолженность должника. Нет соответствующих норм и в главе, определяющей особенности обращения взыскания на имущество должника - организации.

Между тем общие правовые основания обращения взыскания на данный объект заложены гражданским законодательством. РФ.

Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав называет имущественные права. Природа данного объекта состоит в отнесении его к разряду имущества. Российский законодатель, употребляя термин "имущество", вкладывает в него подчас различный смысл. В нормах материального права данное понятие (понятие имущества в широком смысле слова) складывается из следующих составляющих: вещи, имущественные права, долги.

В то же время, например, Закон "Об исполнительном производстве", употребляя термин "имущество должника", имеет в виду лишь положительную часть имущества в "широком" смысле слова, что совершенно понятно. И хотя права требования (имущественные права) прямо не упоминаются законодательством об исполнительном производстве, это не означает, что они не входят в состав имущества должника.

Таким образом, первый вывод, который следует из норм гражданского законодательства, заключается в следующем. Несмотря на то, что возможность обращения взыскания на так называемую дебиторскую задолженность (имущественные права) должника предусмотрена на данный момент лишь подзаконными актами, отсутствие этих актов не означало бы невозможности взыскания долгов лица за счет его прав требований.

Однако отсюда вполне закономерно следует и другой вывод - дебиторская задолженность является объектом взыскания не только в отношении должника - организации, но и в отношении должника - гражданина. С точки зрения гражданского законодательства юридические лица и граждане (как, впрочем, и публичные образования - Россия, ее субъекты и муниципальные образования) обладают равенством (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, должник - физическое лицо, настаивающий на обращении взыскания по его долгам на принадлежащие ему имущественные права, абсолютно прав.

Немаловажной является проблема определения понятия "дебиторская задолженность". Временная инструкция "О порядке ареста и реализации прав (требований)..." устанавливает, что арест дебиторской задолженности состоит в описи документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, в случае необходимости - их изъятия, передачи их на хранение. На практике под такого рода документами понимают договоры должника с дебиторами и акты сверки задолженности.

Хотелось бы указать на тот факт, что данные документы не подтверждают со всей необходимой гарантией существования имущественного права, по крайне мере, существования данного права в определенном объеме. В пользу данного утверждения могут быть приведены как минимум два аргумента. Что если стороны ошиблись при сверке задолженности и указали в акте больший размер? Дебитор, перечисливший средства кредитору своего кредитора, вынужден будет обращаться в суд с требованием о взыскании с данного лица сумм неосновательного обогащения. Подобные последствия будут иметь место и в той ситуации, когда после перечисления дебитором средств взыскателю выяснится, что сделка между должником и дебитором была недействительной полностью или в части, и на самом деле дебитор не должен должнику (или должен гораздо меньше, чем было уплачено).

По нашему мнению, выход в данной ситуации может быть только один - дебиторской задолженностью, способной участвовать в погашении долгов лица, должны признаваться лишь такие его права требования, которые установлены соответствующим исполнительным документом. Данным документом они подтверждены окончательно и в совершенно определенном объеме.

Следующий вопрос, подлежащий обсуждению в данном случае, - это порядок реализации данного вида имущества. Общие нормы о реализации арестованного имущества заложены статьей 54 Закона "Об исполнительном производстве". Однако следует обратить внимание на положения упомянутого Постановления Правительства "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций". Согласно данному акту "с момента получения плательщиком (дебитором должника) от лица, осуществляющего взыскание, уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до момента реализации прав требования по этой задолженности исполнение соответствующего обязательства может осуществляться исключительно путем перечисления денежных средств на указываемый в уведомлении депозитный счет лица, осуществляющего взыскание".

Дело в том, что данное положение противоречит действующему гражданскому законодательству РФ. Обязание должника определенного лица производить исполнение не своему кредитору, а другому лицу, возможно, во-первых, самим кредитором (в рамках ст. 312 ГК РФ, п. 1 ст. 382 ГК РФ). Если такого распоряжения не делает сам кредитор (в нашем случае - должник в исполнительном производстве), уступка прав может состояться лишь с соблюдением правил ст. 387 ГК РФ. Положения данной нормы свидетельствуют совершенно ясно, что для перехода прав помимо воли самого правообладателя необходимо прямое указание на то закона (подчеркнем - законодательного акта), либо решение суда о переводе прав, когда возможность такого перевода опять-таки предусмотрена законом.

Ст. 387 ГК: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств: в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом; вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая; в других случаях, предусмотренных законом". К сожалению, обязанность дебитора должника уплачивать требуемые суммы на депозитный счет лица, осуществляющего взыскание, установлена подзаконным актом. Вывод очевиден: если дебитор должника не подчинится предписанию судебного пристава - исполнителя и не станет перечислять денежные средства постороннему лицу, он будет совершенно прав.

Одним из немаловажных вопросов в части обращения взыскания на дебиторскую задолженность является судьба дебиторской задолженности после наложения на нее ареста судебным приставом - исполнителем. Названная выше Временная инструкция предусматривает несколько этапов таких действий: открытый аукцион, продажа на комиссионной основе. Однако данный акт совершенно не предусматривает ситуацию, в которой обе попытки реализации оказались неудачными.

По-видимому, после применения данных двух способов реализации судебному приставу - исполнителю следует воспользоваться общими правилами ст. 54 Закона "Об исполнительном производстве" - "если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ - взыскателю".

Между тем ни законодательство об исполнительном производстве, ни гражданское законодательство не знают механизма такого "оставления" имущественных прав за собой. Напомним, что в любом случае в соответствии со ст. 3 ГК РФ при регулировании данного вопроса преимущество имеют нормы гражданского права, а именно - ст. 387 ГК РФ. Передача другому лицу прав должника должна состояться на основании решения суда, если такая передача вообще разрешена законодательным актом. Следует считать, что толкование ст. 54 названного Федерального закона должно быть расширительным - это и есть предусмотренная законом возможность перевода прав на другое лицо.

Итак, пока иное не установлено федеральными законодательными актами, при невозможности реализации дебиторской задолженности она должна быть предложена взыскателю, а он, в свою очередь, должен обратиться в суд с требованием о переводе на него прав должника.

Такое положение дел представляется далеко не самым справедливым и экономичным способом разрешения проблемы всеобщей взаимной задолженности. В действительности на практике складываются ситуации, когда должник - организация предоставляет судебному приставу - исполнителю некие документы, "подтверждающие задолженность", и заставляет его "отработать" все имеющиеся свои обязательства, мотивируя это тем, что имущественные права - имущество первой очереди (ст. 59 Закона "Об исполнительном производстве", п. 1 названного Постановления Правительства РФ). Все это практически невозможно сделать в сроки, установленные законодательством. В завершение выясняется, что задолженность неликвидная, но что делать с ней дальше - вопрос, на который пристав - исполнитель не может найти ответа. Налицо злоупотребление правом. Не углубляясь в теоретическое исследование проблемы взаимосвязи норм материального права с нормами об исполнительном производстве, следует тем не менее признать, что отмеченные недостатки правового регулирования являются прямым следствием того, что процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве (или, как теперь принято говорить, "исполнительное право") не учитывают основных положений гражданского права об имуществе, его отдельных видах и их обороте. Совершенно необходимо внесение изменений и дополнений в Закон "Об исполнительном производстве", уточняющих понятие дебиторской задолженности, четко регламентирующих процедуру ее реализации и не делающих различия между правами требования физических и юридических лиц. К сожалению, проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об исполнительном производстве", находящийся на рассмотрении Государственной Думы, не содержит в себе требуемых положений.

(далее - Приказ № 186н) в пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее - Положение) внесены изменения, существенно меняющие порядок создания резерва по сомнительным долгам. Новые правила, как указано в пункте 3 Приказа № 186н, нужно применять с бухгалтерской отчетности 2011 года. Согласно нововведениям компания обязана создавать резерв по сомнительной дебиторской задолженности любого вида (в том числе по выданным беспроцентным займам, процентам к получению, уплаченным авансам, хозяйственным штрафам). Сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, то есть и та, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она все же не будет погашена в срок. Таковой, например, может быть признана даже текущая задолженность контрагентов, которых компания изначально относит к ненадежным, но принимает риски неоплаты.

Согласно пункту 29 Положения организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом. Для корректного формирования бухгалтерской отчетности согласно новым требованиям тестирование дебиторской задолженности для выявления сомнительной и формирования резерва должно проводится ежемесячно. Требование о необходимости проведения инвентаризации дебиторской задолженности для создания резерва в бухгалтерском учете в настоящей редакции Положения исключено, что упрощает требования к оформлению создания резерва. Однако возникает вопрос, как методологически построить систему создания и корректировки резерва, чтобы обеспечить соответствие новым требованиям, надежность оценки и при этом минимизировать документооборот? Предлагаемая методика создания и корректировки резерва по сомнительным долгам строится на основе данных бухгалтерской учетной информационной системы и экспертных оценок.

Итак, для начала определимся с терминологией.

Сомнительная задолженность - дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

Просроченная задолженность -дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами и (или) судебными актами или иными документами, устанавливающими или изменяющими срок погашения задолженности.

Безнадежная задолженность - дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Реструктуризированная задолженность - задолженность, по которой дебитору предоставлена рассрочка или отсрочка погашения задолженности, в том числе в рамках соглашения о реструктуризации задолженности, мирового соглашения, утвержденного судом и вступившего в законную силу.

Коэффициенты оценки надежности контрагента

Для создания резерва предлагается ввести систему оценки надежности контрагента. Отнесение контрагента к той или иной группе происходит на основании объективных значений, которые имеются в бухгалтерской информационной системе, и потому может быть автоматизировано по приведенному ниже алгоритму.
Все контрагенты объединяются в четыре группы по уровню надежности:

Надежные контрагенты (группа риска 1);
- обычные контрагенты (группа риска 2);
- ненадежных контрагенты (группа риска 3);
- критические контрагенты – контрагенты риска (группа риска 4).

Оценка надежности контрагента производится на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж (за период) и просроченной необеспеченной задолженности на конец периода.

Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение бальных оценок по всем показателям. К критическим контрагентам (группа риска 4) относятся предприятия с интегральным баллом от 1 до 8, к ненадежным (группа риска 3) - предприятия с 9–27 баллами, к обычным контрагентам (группа риска 2) - с 27–36, к надежным (группа риска 1) - с 36–125.

Шкала оценки показателей надежности контрагента

Показатели

Оценка

Период просрочки (дни)

Более 90

45–90

30–44

15–29

1–14

Доля в объеме продаж (%)

Менее 0,1

0,1–1

1–5

5–10

Более 10

Доля сомнительной задолженности от объема продаж (%)

Более 10

5–10

0,3–5

0,1–0,3

Менее 0,1

Например, задержка оплаты по фирме «Х» составляет 5 дней, объем продаж в общем объеме реализации - 2 процента, доля просроченной задолженности от объема реализованной в периоде - 6 процентов, вся задолженность является необеспеченной (отсутствует залог, поручительство, банковская гарантия, задаток и т.д.).
Интегральная оценка составит 5, 3, 4, 60 (надежные контрагенты).

Коэффициент экспертной оценки

Далее на основании знаний и опыта конкретных сотрудников, контактирующих с контрагентом, определяется коэффициент вероятности оплаты, называемый коэффициентом экспертной оценки . При присвоении коэффициента резервирования экспертной оценки рассматриваются контрагенты 2, 3 и 4 группы риска (надежные контрагенты экспертами не оцениваются). В качестве основного критерия для присвоения экспертных оценок берется наличие рисков неоплаты долга, неполной его оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков.

Экспертами могут выступать специалисты следующих подразделений:

По задолженности, возникшей по договорам реализации, - коммерческий отдел;

По задолженности, находящейся в процессе судебного производства либо подтвержденной судебными актами, а также в отношении должников, находящихся в процедуре банкротства, - юридическая служба;

По задолженности по расчетам по договорам уступки права требования за реализованные товары (работы, услуги) - финансовая служба.

Коэффициент экспертной оценки (Кэксп.) может принимать значения в диапазоне в зависимости от степени вероятности погашения задолженности:

Низкая вероятность погашения долга - от 0,7 до 1,0;
- средняя вероятность погашения долга - от 0,1 до 0,6;
- высокая вероятность погашения долга - 0.

Порядок расчета резерва по сомнительным долгам

Расчет сумм резервов по сомнительным долгам производится следующим образом и в следующем порядке:

1. Экономическим подразделением, ответственным за формирование данных о размере создаваемого резерва по сомнительным долгам, готовится отчет с оценкой надежности контрагента (на основании периода просрочки платежа, доли в общем объеме продаж и пророченной необеспеченной задолженности на конец периода). Формируется перечень контрагентов 2, 3 и 4 группы риска.

2. Отчет о задолженности контрагентов, относящихся к 2, 3 и 4 группе риска, направляется в ответственные структурные подразделения организации для присвоения коэффициента экспертной оценки (Кэксп .) в разрезе каждой задолженности. Отчет может быть направлен по электронной почте или с использованием возможностей системы электронного документооборота.

3. Расчет суммы резерва по сомнительным долгам осуществляется специалистом экономического подразделения по каждой задолженности и каждому должнику отдельно путем умножения суммы сомнительной задолженности на соответствующий коэффициент экспертной оценки (Кэксп .). Расчет может также осуществляться автоматически и оформляется в документе, форма которого должна быть разработана и утверждена в учетной политике предприятия.

4. Расчет суммы резервов по сомнительным долгам подписывается руководителями подразделений-экспертов, согласовывается главным бухгалтером и утверждается директором предприятия.

5. На основании утвержденного документа, действующих нормативных актов и положений учетной политики организации сотрудниками бухгалтерии в бухгалтерском учете отражается создание (либо корректировка) резерва по сомнительным долгам.

Порядок отражения в бухгалтерском учете создания резерва по сомнительным долгам

Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданной по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

В случае частичной оплаты дебиторской задолженности, по которой ранее были образованы резервы по сомнительным долгам, сумма резервов относится на финансовый результат пропорционально сумме поступившей частичной оплаты. Сумма резервов к восстановлению соответствует сумме поступившей частичной оплаты, умноженной на коэффициент, определяемый как отношение суммы ранее образованного резерва по сомнительным долгам к сумме дебиторской задолженности, на которую был образован резерв. Затем, в конце отчетного периода (месяц) данная дебиторская задолженность должна быть протестирована на изменение вероятности ее погашения. В случае признания данной задолженности высоконадежной резерв по данной задолженности должен быть восстановлен.

Таким образом, резерв по сомнительным долгам ежемесячно корректируется в большую или меньшую сторону, отражая объективное состояние активов в части расчетов. При этом необходимо помнить, что порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете не изменился, поэтому в учете неизбежно возникновение налоговых разниц.

Зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2011.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов - это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетностиПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов - не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Тексты указанных в статье ПБУ можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Версия Проф»)

В налоговом учете все по-прежнему. Для тех, кто считает доходы и расходы методом начисления, есть ряд резервов, которые можно как создавать, так и не создавать. Таким образом, все резервы можно разделить на три группы.

1. Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

2. Исключительно бухгалтерские резервы.

3. Исключительно налоговые резервы.

Резервы, предусмотренные как в налоговом, так и в бухгалтерском учете

Создание резерва в бухгалтерском учете не означает, что в налоговом учете тоже надо создать этот резерв. К тому же принципы налогового и бухгалтерского учета резервов не зависят друг от друга . А разные принципы формирования резервов могут привести к необходимости отражения разниц по ПБУ 18/02.

Порядок создания резерва
в налоговом учете (при методе начисления) в бухгалтерском учетеп. 3 ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н ; п. 77 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н
Резерв по сомнительным долгам
1. Организации могут создавать его по собственному желанию, а могут и отказаться от него. Свое решение организации лучше (безопаснее) закрепить в учетной политике. Такого требования в ст. 266 НК нетПостановления ФАС ВВО от 19.03.2008 № А79-3573/2007 ; ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007 . Но налоговики на местах считают, что это нужно делатьст. 313 НК РФ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921 . Поэтому, закрепив в учетной политике создание такого резерва, вы избежите споров с проверяющими 1. Все организации обязаны создавать этот резерв, если у них есть сомнительная дебиторская задолженностьп. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности ; Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295 . В том числе и малые - никаких особых указаний, освобождающих их от создания резерва по сомнительным долгам, нет.
2. Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходовподп. 7 п. 1 ст. 265 , ст. 266 НК РФ .
Для учета резерва сомнительных долгов можно завести отдельный налоговый регистр.
2. Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 11 ПБУ 10/99 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 63).
3. Для определения суммы отчислений в резерв сомнительных долгов надо на последний день отчетного/налогового периода (то есть на конец каждого квартала или месяца) провести инвентаризацию дебиторской задолженности и составить акт по форме № ИНВ-17п. 4 ст. 266 НК РФ . 3. Инвентаризация - больше не обязательное условие для создания резерва. Главное - правильно определить, сомнительна задолженность или нет. Для этого не обязательно составлять инвентаризационные унифицированные формы. А годовую инвентаризацию дебиторской задолженности по-прежнему проводить нужно.
4. Сомнительным долгом признается задолженность покупателей, связанная с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, котораяст. 266 НК РФ :
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией;
  • не погашена в установленный договором срок.
4. Сомнительная - любая задолженность, которая:
  • не обеспечена гарантиями;
  • не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором. Причем не важно, наступил срок ее погашения или еще нет.
В бухгалтерском учете сомнительной нужно признавать задолженность не только по расчетам за товары, работы, услуги, но и за нечто иное - к примеру, долг по выданному займу.
5. Сумма отчислений в резерв зависит от сроков возникновения каждого сомнительного долга в отдельности. 5. Сумму отчислений в резерв бухгалтер определяет в зависимости от риска неполучения денег.
В учетной политике организация может закрепить конкретный порядок определения сумм отчислений в резерв.
В бухгалтерском учете по просроченной задолженности можно установить такие же проценты отчислений в резерв, как и в налоговом учете.
Срок возникновения сомнительного долга (с даты оплаты по договору) Процент от суммы долга (с учетом НДСПисьмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/517 ), учитываемый при формировании резерва по сомнительным долгам
Менее 45 дней 0
От 45 до 90 дней (включительно) 50
Более 90 дней 100
6. Общая сумма создаваемого резерва не может быть больше 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без НДСабз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ . 6. Сумма создаваемого резерва по каждому долгу ограничена лишь суммой самого долга. Никаких иных ограничений нет.
7. Использовать резерв можно только на списание долгов, признаваемых безнадежными.
При этом за счет резерва вы можете списывать только те долги, которые участвовали при его формировании. Другие долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть сразу в составе внереализационных расходов, как только они стали безнадежнымиподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ ; Письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/283 , от 05.03.2010 № 03-03-06/1/117 , от 12.11.2009 № 03-03-06/1/744 .
7. Списание безнадежных долгов оформляется проводкой дебет 63 – кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (или другого счета для расчетов).
В балансе резерв отдельно не отражается. На его сумму корректируется (уменьшается) сумма самой дебиторской задолженности.
8. По окончании года неиспользованную сумму резерва можно перенести на следующий годп. 5 ст. 266 НК РФ .
Но при создании резерва в I квартале следующего года надо будет учитывать этот переходящий остаток. И общее ограничение в 10% от выручки надо будет рассчитывать с выручки за I кварталПисьмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/165 .
8. На конец года надо проверить оценку каждого сомнительного долга.
Если резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам
(аналогично начисляется резерв на выплату ежегодных вознаграждений по итогам работы за год и выслугу лет)
1. Резерв можно создавать по желанию.
еп. 1 ст. 324.1 НК РФ .
1. Малые предприятия, могут не создавать эти резервы.
Обязаны ли другие организации создавать такой резерв как оценочное обязательство - вопрос дискуссионный. Безопаснее его создавать.
2. Организация, решившая создать резерв, должнап. 1 ст. 324.1 НК РФ определить в учетной политике: предельную сумму отчислений (то есть предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв нужно формировать так, чтобы его хватало на выплату отпускных (вознаграждений по итогам года) и страховых взносов с них. Правила формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.

Подробнее о формировании резерва на оплату отпусков в бухучете мы рассказывали в , .

Процент отчислений в резерв

=

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая обязательные страховые взносы

/

Предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая обязательные страховые взносы

х
Тогда сумма отчислений в резерв будет такая.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв

=

Процент отчислений в резерв

х

Сумма расходов на оплату труда за этот месяц

3. Отчисления в резерв учитываются в составе расходов на оплату трудап. 24 ст. 255 , ст. 324.1 НК РФ .
Учет резерва можно вести в отдельном налоговом регистре.
3. В зависимости от того, с чем связана работа сотрудников, отчисления в резерв учитываются:
  • <или> как затраты производства;
  • <или> как расходы на продажу;
  • <или> как иные расходы;
  • <или> в стоимости внеоборотного актива (к примеру, при создании основного средства).
Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
4. В течение года затраты на выплату отпускных и взносов на них надо списывать только за счет созданного резерва.
Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход до конца года нельзя признать в качестве текущего расхода. Только по итогам года сумму перерасхода можно учесть во внереализационных расходахпп. 2, 3 ст. 324.1 НК РФ .
4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех расходов, сумма превышения расходов над резервом сразу учитывается в расходахп. 21 ПБУ 8/2010 .
5. Порядок переноса резерва на следующий год:
  • <если> в следующем году вы будете создавать такой же резерв, то в конце года надо определить сумму, необходимую для оплаты переходящих неиспользованных отпусков всех работников (и обязательных страховых взносов с них). Эта сумма может быть перенесена на следующий год.
Суммы излишних отчислений в резерв надо учесть как внереализационные доходы на конец годапп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ .
5. Оценочное обязательство по оплате отпускных надо проверять на каждую отчетную дату. Если сформированного резерва недостаточно, нужно сделать дополнительные отчисления. Если резерв больше, чем нужно, - надо учесть сумму превышения в прочих доходах.

Восстанавливаемая сумма резерва, которую надо включить в доходы на конец года

=

Сумма отчислений в резерв в течение всего года

Сумма выплаченных отпускных за счет резерва, включая обязательные страховые взносы

Сумма, необходимая для оплаты переходящих неиспользованных отпусков, включая обязательные страховые взносы

Если же вашего резерва не хватает для того, чтобы в переходящем остатке числилась сумма, достаточная для оплаты переходящих отпусков, то на конец года надо сделать доначисления в резерв и учесть их как внереализационные расходыпп. 3 , 4 ст. 324.1 НК РФ ;
  • <если> в следующем году вы не будете создавать такой резерв - надо включить весь остаток резерва в доходы на конец годап. 5 ст. 324.1 НК РФ .
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
1. Организации могут создавать резерв, если у них есть гарантийные обязательства перед покупателями и клиентамип. 1 ст. 267 НК РФ .
Решение о создании резерва должно быть закреплено в учетной политикеп. 2 ст. 267 НК РФ .
1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать этот резерв.
Другие организации обязаны создавать резерв, если у них есть обязательства по гарантийному ремонту и обслуживанию.
2. Предельный размер резерва определяется такпп. 2-4 ст. 267 НК РФ :
  • <если> вы более 3 лет предоставляете гарантии покупателям и клиентам, то используйте формулу:
2. Резерв (оценочное обязательство на гарантийный ремонт и обслуживание) надо создавать так, чтобы его хватило для выполнения гарантийных обязательств.
Порядок формирования резерва лучше отразить в своей учетной политике.
Для сближения двух видов учета отчисления можно делать по тому же принципу, что и в налоговом учете (как определенный процент от выручки, полученной от реализации товаров и работ с гарантией). Но предельного размера у резерва не должно быть.

Предельный размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

=

Сумма расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие 3 года

/

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за предыдущие 3 года

x

Сумма выручки от реализации товаров (работ) с предоставлением гарантии за отчетный (налоговый) период

  • <если> вы предоставляли гарантии менее 3 лет, то в приведенную выше формулу вместо показателей, определяемых за предыдущие 3 года, надо подставить данные за период реализации гарантийных товаров (работ)ст. 267 НК РФ . При этом предельный размер резерва не должен превышать ожидаемых расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • <если> до текущего года вы не продавали товары (работы) с гарантией, предельный размер резерва надо определять на основе ожидаемых расходов.
3. Суммы отчислений в резерв определяются на дату реализации гарантийных товаров, работ. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализациейподп. 9 п. 1 ст. 264 , ст. 267 НК РФ . 3. Учет ведется на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резерв включаются в затраты производства (расходы на продажу).
4. Расходы на гарантийный ремонт и обслуживание списываются в течение года только за счет созданного резерва. Если суммы созданного резерва недостаточно, то перерасход на конец года надо учесть в прочих расходахп. 5 ст. 267 НК РФ . 4. В случае если зарезервированной суммы недостаточно для покрытия всех затрат, сумма их превышения над резервом сразу учитывается в расходах.
5. В конце года надо проверить резерв:
  • <если> вы создавали такой резерв в 2011 г. впервые, то на 31 декабря надо скорректировать размер созданного резерва исходя из доли реальных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме годовой выручки от реализации этих товаров (работ). В итоге резерв должен быть начислен в сумме ваших затрат и на эти же затраты он будет истрачен. Получается, что переходящего остатка резерва быть не должноп. 4 ст. 267 НК РФ ;
  • <если> вы создавали резерв и в 2010 г., то остаток резерва 2011 г. можно перенести на 2012 г. без ограниченийп. 5 ст. 267 НК РФ . Но если сумма вновь создаваемого резерва в I квартале 2012 г. будет меньше, чем сумма остатка резерва 2011 г., то разницу между ними надо будет включить во внереализационные доходып. 5 ст. 267 НК РФ .
5. Остаток резерва можно перенести на следующий год. Однако сумму оценки резерва надо уточнять на каждую отчетную датуп. 23 ПБУ 8/2010 . В результате может потребоваться уменьшение или увеличение созданного резервап. 22 ПБУ 8/2010 .

Исключительно бухгалтерские резервы

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Подробнее о создании резерва на оплату отпусков работникам в бухучете можно узнать из интервью со специалистом Минфина России И.Р. Сухаревым: Также о создании отпускного резерва можно прочитать в издании «Главная книга. Конференц-зал»: 2011, № 12, с. 46

1. Все организации (в том числе и малые) обязаны создавать этот резерв на конец года (31 декабря). Его годовая инвентаризация обязательна. Однако резерв создается, только если рыночная стоимость материальных ценностей на конец года снизиласьп. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н ; п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н :

а) при проверке рыночной стоимости товаров (счет 41 «Товары») смотрим, за какую цену мы можем продать наши товары. И если эта цена меньше стоимости, по которой товары числятся у нас в учете (независимо от того, учитываете ли вы их по цене приобретения или по цене реализации), то резерв придется создавать. Аналогично создается резерв и по готовой продукции;

б) при проверке стоимости сырья и материалов вопрос о создании резерва зависит от рыночных цен на готовую продукцию (работы или услуги), для которых приобретены эти сырье и материалып. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов :

  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) больше или равна ее фактической себестоимости, то не надо создавать резерв под снижение стоимости сырья и материалов, используемых при ее производстве;
  • <если> на отчетную дату рыночная стоимость продукции (работ, услуг) меньше ее фактической себестоимости, то резерв под снижение стоимости сырья и материалов создавать придется. И его сумму надо определить как разницу между рыночной ценой сырья и материалов и той стоимостью, по которой они учитываются.

2. Резерв учитывается на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отчисления в резерв - в составе прочих расходов (дебет счета 91–2 «Прочие расходы» – кредит счета 14). В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее уменьшается стоимость МПЗп. 25 ПБУ 5/01 .

3. Резерв корректируется в случае изменения оценки МПЗ (доначисления отражаются в прочих расходах, восстановление - в прочих доходах проводкой дебет счета 14 – кредит счета 91-1 «Прочие доходы»)Инструкция по применению Плана счетов... утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н ; пп. 2, 4 ПБУ 21/2008 . Сумма резерва уменьшается также при выбытии и ином списании МПЗ, под которые он создан, сумма восстанавливаемого резерва учитывается в прочих доходах.

Резерв под обесценение финансовых вложений

1. Резерв под обесценение финансовых вложений надо создавать на конец года (31 декабря), если выявлено устойчивое существенное снижение стоимости вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. Малые предприятия, не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги, могут оценивать все финансовые вложения по их первоначальной стоимостипп. 19 , 21 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н . Но это не освобождает от создания резерва. Наоборот, если есть признаки обесценения этих вложенийп. 37 ПБУ 19/02 , придется создавать резерв по всем своим финансовым вложениям: как имеющим текущую рыночную стоимость, так и нетп. 38 ПБУ 19/02 .

2. Резерв учитывается на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Отчисления в него - в составе прочих расходовп. 38 ПБУ 19/02 (дебет 91-2 «Прочие расходы» – кредит 59). В случае повышения стоимости финансовых вложений резерв уменьшается. Сумма такого уменьшения включается в прочие доходып. 39 ПБУ 19/02 .

3. В балансе сумма резерва отдельно не отражается, на нее корректируется сумма финансовых вложенийп. 38 ПБУ 19/02 .

Иные резервы, связанные с оценочными обязательствами

1. Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать такие резервы. Все остальные организации должны признавать оценочные обязательства, учитывая их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Оценочные обязательства признаются при соблюдении трех условийп. 5 ПБУ 8/2010 :

  • с большой долей вероятности можно утверждать, что есть обязанность совершить определенные действия (вытекающая, к примеру, из договора). Причем от исполнения этой обязанности организация не может уклониться;
  • в результате исполнения этой обязанности вероятно уменьшение экономических выгод (к примеру, придется выплатить кому-то деньги);
  • можно обоснованно определить сумму оценочного обязательства.

В качестве примеров, когда придется формировать резервы, можно привести следующие ситуации:

  • у организации есть заведомо убыточный договор. То есть договор, неизбежные расходы на исполнение которого превосходят выручку по нему, а отказ от договора грозит штрафамип. 2 ПБУ 8/2010 ;
  • организация нарушила законодательство, из-за чего ей грозят штрафы;
  • организация участвует в судебном разбирательстве, которое, весьма вероятно, будет ею проиграно;
  • предстоит реструктуризация деятельности, влекущая неизбежные расходы, причем ее вероятность велика и о ней уже объявлено работникамп. 11 ПБУ 8/2010 .

2. Оценочные обязательства отражаются по дебету счета учета расходов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов»п. 8 ПБУ 8/2010 . Для каждого вида оценочных обязательств лучше завести отдельный субсчет. Порядок расчета ежемесячных отчислений в резерв надо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исключительно налоговые резервы

Резерв расходов на ремонт основных средств

Подробнее о создании резерва на ремонт основных средств в налоговом учете мы писали:

1. Его могут создавать организации, проработавшие более 3 летПисьмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9 и закрепившие в учетной политике решение о создании резерва.

2. Отчисления в резерв учитываются как прочие расходып. 3 ст. 260 , ст. 324 НК РФ .

3. Затраты на ремонт списываются только за счет резерва. Если его недостаточно, до конца года учесть затраты на ремонт как самостоятельные расходы нельзя.

4. Резерв состоит из двух частей: на текущий и на капитальный ремонт. В налоговой учетной политике надо закрепить предельную величину отчислений в резерв.

Резерв на текущий ремонт Резерв на капитальный ремонт
1. Резерв на текущий ремонт рассчитывается исходя из годовой сметы, но он не должен быть больше средней величины фактических расходов на ремонт ОС за 3 предыдущих годап. 2 ст. 324 НК РФ . 1. Резерв можно создавать, если на ремонт нужно копить деньги более года.
Для определения годовой суммы отчислений в резерв надо:
  • определить перечень основных средств, требующих капремонта;
  • разработать график ремонта и посчитать сметную стоимость ремонта;
  • общую сумму расходов на капремонт разделить на количество лет, в течение которых планируется создание резерва.
2. Отчисления признаются в расходах равными долями на последнее число каждого отчетного и затем налогового периода. Их сумма определяется путем деления предельной величины резерваст. 260 , п. 2 ст. 324 НК РФ .

Иные специфические налоговые резервы

В налоговом учете предусмотрено создание ряда резервов, зависящих от специфики деятельности организации:

  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Его при определенных условиях могут создавать общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидовподп. 38 п. 1 ст. 264 , ст. 267.1 НК РФ ;
  • резервы, предназначенные для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных объектовм