Должностная инструкция водителя автотранспортных средств в организации. Должностная инструкция водителя автомобиля

Для водителя, работающего по найму. Отлична от типовой по объему и содержанию. Максимально соответствует производственной автотранспортной деятельности.

Инструкция утверждается руководителем субъекта автотранспортной деятельности.

Должностная инструкция водителя автомобиля.

1. Общие положения.

1.1. К управлению автомобилями допускаются лица, достигшие 18 – летнего возраста, имеющие действующее по срокам выдачи водительское удостоверение и медицинскую справку установленного образца.

1.2. Водитель один раз в год проходит обучение по 20 – часовой программе по вопросам безопасности дорожного движения. После обучения водитель сдает зачет на право самостоятельной работы на линии.

1.3. Водитель 1 раз в 2 года проходит медицинское освидетельствование и предъявляет медицинскую справку установленного образца о допуске его к управлению автотранспортными средствами.

1.4. Водитель в установленные законодательством сроки проходит профилактический медицинский осмотр на предмет соответствия его здоровья в условиях работы с вредными веществами и при неблагоприятных производственных факторах.

1.5. В установленных законодательством случаях водитель проходит стажировку, после которой комиссия дает заключение о допуске его к управлению автомобилем.

1.6. Водитель в вопросах технической и производственной (коммерческой) эксплуатации подчиняется начальнику отдела эксплуатации предприятия (начальнику автоколонны).

1.7. Во время ремонта автомобиля в гаражных условиях водитель подчиняется механику по ремонту автомобилей.

1.8. Водитель во время ремонта автомобиля может привлекаться к управлению других автомобилей вместо отсутствующих по разным причинам водителей этих (других) автомобилей.

1.9. Водитель должен знать и выполнять:

— правила технической эксплуатации автомобилей (заводские инструкции по эксплуатации);

— свою должностную инструкцию;

— правила дорожного движения;

— инструкции по технике безопасности и безопасности дорожного движения;

— перечень операций ежесменного технического обслуживания, технического обслуживания №1 и №2;

— порядок оформления путевых листов и товарно – транспортных накладных;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила перевозки грузов и людей;

— правила пожарной безопасности;

— схемы проезда автотранспортных средств по дорогам и улицам в условиях местных перевозок с учетом установки дорожных знаков.

1.10. Водителю запрещается самостоятельно производить переоборудование и изменение конструкции автотранспортного средства.

1.11. Водитель производит буксировку прицепов (полуприцепов) в соответствии с разрешающими отметками в водительском удостоверении.

1.12. Водитель в зависимости от своей квалификации устраняет на линии следующие неисправности АТС:

— водитель 3 класса – мелкие эксплуатационные, не требующие разборки механизмов;

— водитель 2 ого и 1 ого классов – эксплуатационные неисправности, требующие разборки механизмов;

1.13. Водителю устанавливается подготовительно – заключительное время:

а) подготовительное время – в летнее время (с 1 апреля по 31 октября) – в течение 15 минут и в зимнее время (ноябрь – март) – в течение 30 минут.

б) заключительное время – в летнее время – 3 минуты, в зимнее – 6 минут.

1.14. Водителю устанавливается время на проведение предрейсового медосмотра в течение 5 минут.

1.15. Начало рабочего дня водителя – в 8 00 , окончание – в 17 00 . Перерыв на питание и отдых с 12 00 до 12 45 .

1.16. Водитель может допускаться к сверхурочным работам в пределах предусмотренной законодательством продолжительности с учетом режимов работы при суммированном учете рабочего времени. При этом максимально допустимое время работы на линии, в т.ч. на управлении автомобилем, в отдельных случаях составляет:

а) при осуществлении междугородных перевозок:

— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 10 часов (не более 2 х раз в неделю);

б) на перевозках для учреждений здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, служб связи, на технологических перевозках, перевозки на легковых автомобилях при обслуживании органов власти и руководителей организаций:

— работа на линии – не более 12 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов (10 часов не более 2 х раз в неделю);

в) на других перевозках:

— работа на линии – не более 10 часов, в т.ч. на управлении автомобилем – не более 9 часов;

1.17. Водители на междугородных перевозках должны останавливаться на отдых продолжительностью 15 минут после первых 3 х часов непрерывного управления автомобилем, затем такой же отдых должен быть через каждые 2 часа управления автомобилем.

1.18. Водитель сохраняет на автомобиле (прицепе, полуприцепе) заводскую маркировку (таблички, выбитые номера и т.д.).

1.19. При уходе в отпуск, на больничный лист, в отгул и т.д. водитель сдает должностным лицам организации регистрационные документы на автомобиль, путевой лист, магнитную карту, остаток наличных денег, страховой полис и ключи от автомобиля.

1.20. Водитель содержит автомобиль в исправном состоянии, чистом виде, проводит ежедневное ТО, проводит (принимает участие) в проведении технических обслуживаний № 1 и № 2, сезонных технических обслуживаний.

1.21. Водитель обеспечивается по существующим нормам спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

2. Обязанности водителя перед выездом на линию.

Водитель обязан:

2.1. Прибыть на работу не позднее 8-00 (пройти через проходную).

2.2. Сдать диспетчеру оформленный заказчиком и службой ОТК путевой лист и кассовые чеки АЗС на заправленное топливо за предшествующий рабочий день.

2.3. Предъявить диспетчеру водительское удостоверение, получить от него путевой лист, задание на выполнение работы и маршрут (расписание) движения, указание на заправку топлива в литрах. Получить в подотчет наличные деньги или магнитную карту для заправки топлива.

2.4. Пройти предрейсовый медосмотр.

2.5. Подготовить автомобиль к выезду, выполнив осмотр автомобиля; проверку действия тормозов и рулевого управления, приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции; проверку уровня масла в картере двигателя, уровня жидкости в гидроприводе тормозов и механизма выключения сцепления, в системе охлаждения;

выполнив в холодное время года прогрев двигателя заливкой в систему охлаждения горячей воды;

2.6. Предъявить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния, заполнения путевого листа (времени выезда, показаний спидометра) и получения его письменного разрешения на выезд с росписью в путевом листе.

2.8. Поставить свою подпись в путевом листе за принятие автомобиля к управлению.

2.9. Не выезжать на линию на автомобиле с неисправностями, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств; с неисправным и неопломбированным спидометровым оборудованием; в болезненном и утомленном состоянии, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3. Обязанности водителя при работе на линии.

Водитель обязан:

3.1. Соблюдать правила дорожного движения.

3.2. Движение из гаража к «Заказчику» (нулевой пробег) осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.

3.3. При прибытии к «Заказчику» предъявить ему путевой лист для занесения в него показаний спидометра и времени прибытия.

3.4. Во время работы соблюдать установленный диспетчером или «Заказчиком» маршрут движения автомобиля.

3.5. Не отклоняться от установленного маршрута движения.

3.6. Производить перевозку грузов и людей под руководством «Заказчика» с соблюдением правил техники безопасности, пожарной безопасности и правил дорожного движения.

3.7. При необходимости требовать от «Заказчика» выполнения правил размещения, крепления и укрытия груза во избежание его падения и создания помех для движения.

3.8. В течение смены производить внешний осмотр автомобиля, проверку состояния шин, крепления колес; при необходимости удалять предметы, застрявшие между сдоенными шинами; поддерживать чистоту световых приборов, стекол и номерных знаков.

3.9. Обеспечивать сохранность автомобиля (прицепа, полуприцепа) от угона на линии.

3.10. Исключить самопроизвольное движение оставленного без присмотра автотранспортного средства.

3.11. При возникновении неисправности на линии устранить ее; при невозможности справиться с неисправностью вызвать техническую помощь из организации.

3.12. В случае повреждения автомобиля без участия в ДТП доложить руководству предприятия, а при заезде в гараж предъявить повреждение механику (контролеру) ОТК.

3.13. При дорожно-транспортном происшествии выполнить все требования Правил дорожного движения.

Вызвать ГИБДД и представителя своей организации.

При отсутствии представителя организации самостоятельно произвести заполнение извещений о ДТП по правилам обязательного страхования гражданской ответственности.

3.14. После выполнения задания предъявить «Заказчику» путевой лист для занесения в него маршрута движения (если маршрут не был установлен диспетчером при выдаче путевого листа), показаний спидометра и времени убытия, подписи и печати (штампа) «Заказчика».

3.15. Движение от «Заказчика» в гараж после выполнения сменного задания осуществлять по маршруту, установленному диспетчером, или по наикратчайшему пути с соблюдением правил дорожного движения.

3.16. В случае возникновения пожара на АТС тушение производить штатным огнетушителем и другими подручными средствами. Если пожар не удается потушить своими средствами, срочно вызвать пожарную службу.

3.17. В случае невозврата с линии до 17 00 сообщить руководству организации причину задержки и свое местонахождение.

4. Обязанности водителя во время управления автомобилем (во время движения).

Водитель обязан:

4.1. Соблюдать правила дорожного движения.

4.2. Не отвлекаться от управления автомобилем.

4.3. Не пользоваться радиоприемником, магнитофоном и телефоном.

4.4. Не курить, не пить и не принимать пищу.

4.5. Принять правильную посадку (масса всего тела воспринимается сиденьем, руки и ноги полностью разгружены). Расположение рук на рулевом колесе строго симметричное: правая рука должна находиться в зоне часов от 1ч. 30 минут до 3 х часов, левая – от 9 до 10ч. 30 минут.

4.6. Внимательно наблюдать за обстановкой на дороге. При обнаружении опасности попытаться избежать столкновения 3 мя способами: затормозить; свернуть; увеличить скорость.

4.7. При неизбежности встречного столкновения попытаться перевести его в боковое или касательное.

4.8. Резко не тормозить, если это только не связано с необходимостью предотвращения ДТП.

4.9. Поддерживать необходимую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая бы позволила избежать столкновения.

4.10. Вести автомобиль со скоростью соответствующей конкретным условиям движения и соблюдения требований правил дорожного движения.

4.11. Для взаимодействия с другими участниками движения использовать свет фар, указатели поворотов, звуковой сигнал, стоп-сигналы, сигналы рукой.

5. Обязанности водителя при возвращении с линии.

Водитель обязан:

5.1. При возвращении с линии представить автомобиль механику (контролеру) ОТК для проверки технического состояния и составления при необходимости заявки на ремонт.

5.2. При возвращении с линии предъявить механику (контроллеру) ОТК путевой лист для занесения в него времени заезда и показаний спидометра, а также для росписи за приемку автомобиля.

5.3. Произвести постановку автомобиля на закрепленное место на территории организации, поставить автомобиль на стояночный тормоз, на уклоне подставить противооткатный упор.

5.4. Поддерживать порядок и чистоту в месте стоянки автомобиля.

5.5. Выключить массу, в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя и отопления автомобиля.

5.6. Слить конденсат из водоотделителя, воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями в холодное время года).

5.7. При постановке автомобиля на стоянку загасить автономные приборы отопления, расположенные в фургоне и работающие на твердом топливе.

5.8. При возврате с линии после 17 00 сдать автомобиль под охрану, предварительно выполнив все вышеуказанные операции.

6. Права.

Водитель имеет право:

6.1. Отказаться от выезда на линию, если техническое состояние управляемого им автомобиля не соответствует требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения.

6.2. Требовать от руководства и ИТР предприятия, цеха постановки автомобиля на ТО-1, ТО-2 и СО согласно графика.

6.3. Вносить предложения руководству предприятия, цеха по вопросам улучшения условий труда.

6.4. На отдых в течение смены, междусменный и еженедельный отдых в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

6.5. На компенсацию затрат на прохождение периодического медицинского освидетельствования.

7. Ответственность.

7.1. Водитель автомобиля несет уголовную, административную, материальную и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ВОДИТЕЛЯ ЛЕГКОВОГО СЛУЖЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права Водителя, работающего на служебном легковом автомобиле.

1.2. Водитель принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя предприятия в установленном порядке.

1.3. Водитель подчиняется организационно Главному механику и непосредственно должностному лицу, в распоряжении которого находится служебный автомобиль.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

2.1. На должность Водителя III класса назначается лицо, имеющее право управления одиночным легковым и грузовым автомобилем всех типов и марок, отнесенным к одной или обеим категориям транспортных средств «В» или «С».

2.2. Квалификация Водителя II класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы в качестве Водителя автомобиля III класса не менее 2-х лет, имеющему водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенным к категориям транспортных средств «В», «С», «Е».

2.3. Квалификация Водителя I класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы в качестве Водителя автомобиля II класса не менее 1-го года, прошедшему подготовку и получившему соответствующее свидетельство, а также имеющему водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенным к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».

3. ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

3.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

3.2. Основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).

3.3. Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания.

3.4. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой).

3.5. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.

3.6. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого транспорта.

3.7. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации транспортного средства.

4. ОБЯЗАННОСТИ

Водитель обязан:

4.1. Обеспечить корректное плавное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель обязан и может предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

4.2. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.

4.3. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

4.4. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

4.6. Строго выполнять все распоряжения руководителя предприятия и своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.

4.7. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

4.8. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

4.9. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.

4.10. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

4.11. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

4.12. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным предприятию в его текущей хозяйственной деятельности.

5. ПРАВА

Водитель имеет право:

5.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

5.2. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

5.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Водитель несет ответственность:

6.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

6.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.

7. ОХРАНА ТРУДА

7.1. Водитель должен знать и выполнять положения Закона «Об охране труда», других нормативно-правовых актов по охране труда, а также требования действующих на предприятии приказов, инструкций, положений, которые регламентируют вопросы по охране труда.

Универсальную должностную инструкцию водителя составить невозможно. Ведь должностные обязанности водителя автобуса и «офисного» водителя разительно отличаются. Данный образец должностной инструкции водителя подойдет для организации, в которой водитель занимается «перевозкой» первого лица компании и других сотрудников.

Должностная инструкция водителя

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Водитель относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель должен знать:
- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
- порядок проведения технического обслуживания автомобилей.
1.7. Водитель руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.
2.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.
2.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя

Водитель имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя

Водитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Должностные инструкции водителей – привычный документ не только для крупных автомобильных компаний, но и для мелких, где автомобилей немного, но требуется также контроль за работой сотрудников. Такие документы очень полезны для того, чтобы распределить ответственность за выполнение функций и упредить конфликты. Инструкция поможет требовать от сотрудников качественного исполнения трудовых обязанностей. Но одновременно этот документ полезен и самому работающему. Он будет понимать свой круг обязанностей и сможет аргументировать действия.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Это справочник действий для сотрудника большой компании или частной фирмы, где есть всего один водитель. Именно для этой цели и служит должностная инструкция водителям автомобиля.

Ещё одна важная функция - определение критериев, по которым подбирается персонал на конкретную должность. К примеру, для водителя грузового автомобиля с большой тоннажностью, важно не только знание правил дорожного движения, но и умение управлять, практические навыки вождения мощных автомобилей. А также для того, кто управляет многотонными автопоездами дальней доставки грузов, важны знания проезда через границу, таможенные особенности проверки грузов, вождение по дорогам с правилами движения, отличающихся от российских.

Основные правила составления должностной инструкции

Должностная инструкция водителя легкового или грузового автомобиля должна содержать минимальный набор требований к тому, кто будет за рулём машины, переданной фирмой в управление.

Для того чтобы составить оптимальный текст инструкции необходимо выполнить три действия:

  • выписать все важнейшие направления доставки товаров или сотрудников, руководителя, просчитать нагрузку на сотрудника, включая необходимость длительных переездов, выполнения срочных, дальних по расстоянию, заказов;
  • сопоставив рабочие задания, выработать единые требования к сотруднику (или нескольким) и последовательно изложить их в документе, включая элементарные знания ПДД и специфические знания эксплуатации спецтехники;
  • ещё раз вычитать документ, внести корректирующие правки и подать его на утверждение профильному руководителю.

Если речь идёт об инструкции, которая будет распространяться на десятки работающих за рулём, необходим более длительный процесс утверждения. Это необходимо, поскольку речь пойдёт о выполнении специфических задач фирмы, а транспорт будет использоваться для доставки товаров, грузов, ведения хозяйственной деятельности. Все эти тонкости ежедневно изучает профильный руководитель – начальник транспортного отдела. Поэтому его видение важно для того, чтобы документ стал эффективным внутренним регулятором работы фирмы.

В таком своде правил и обязанностей должен быть отображён весь объём предоставляемых полномочий и одновременно весь объём задач.

Структурно документ состоит из пяти частей:

  • вступительной части – общие положения;
  • обязанностей сотрудника, в том числе по внеурочным, выездам в связи с производственной необходимостью;
  • прав, которые он получает вместе с поступлением на работу;
  • комплекса знаний и навыков;
  • ответственность, система премирования и механизм утверждения/изменения текста инструкции.

Важно, чтобы текст документа был реально прочитан сотрудником, а под бумажной его версией была поставлена подпись.

Юридическая экспертиза документа также важна.

В случае возникновения спорных ситуаций, например, относительно материальной ответственности, именно должностная инструкция наряду с текстом трудового договора, будут главным аргументов сторон.

Поэтому прочтение документа юристом фирмы позволит сразу выписать грамотно требования к потенциальному сотруднику. Если на стадии подписания документа потенциальный сотрудник откажется подписывать документ, это продемонстрирует уровень его ответственности и желания серьёзно относиться к поставленным профессиональным задачам.

Общие положения

В этой части инструкции указывают реквизиты документа, а также на кого она распространяется. Там же можно разделить разные категории водителей фирмы, обозначить их взаимодействие с руководством и подчинённость конкретному линейному менеджеру - начальнику отдела, руководителю производственного участка или непосредственно директору.

Здесь же иногда вписывают общие требования к сотруднику, устанавливают также чёткую иерархию подчинения и отчётности по работе.

Должностные обязанности водителя

Самая важная для сотрудника часть документа. В ней указывают конкретно выписанные обязанности водителя легкового автомобиля:

  • работа с машиной – плавное, безопасное и грамотное вождение;
  • проверка авто на исправность;
  • и внешнего осмотра перед выездом;
  • аккуратность в выполнении правил обеспечения сохранности машины;
  • постановка и выезд на работу с охраняемой стоянки или парковки;
  • выполнение личных поручений руководителя.

В этом разделе может быть указано также о том, что пересылка документов, передача информации или выполнение приказов руководителя по подвозу указанных ему граждан в интересах фирмы является прямой обязанностью водителя.

В любом случае только правонарушение или его сокрытие можно считать не входящим в обязанности сотрудника, приказом вышестоящего начальника.

Права работника

Работающий имеет право требовать от тех, кто едет с ним в машине выполнения правил дорожного движения, включая посадку и выход из машины в обусловленных местах.

Водитель, нанятый фирмой для выполнения служебных поручений, имеет право:

  • отказаться от выполнения заданий, если они явно выходят за рамки служебных и не касаются работы фирмы или обеспечения деятельности директора, начальника, сотрудников;
  • требовать соответствующего материального обеспечения для выполнения всех регламентных работ и обеспечения безопасности работы автомобиля;
  • на полноценный отдых и отпуск, материальное вознаграждение за сверхурочную и внеплановую работу свыше стандартной оплаты.

Ответственность водителя

Материальная ответственность водителя легкового служебного автомобиля заключается в компенсации части затрат на восстановление автомобиля, если он виновен в ДТП.

В то же время сотрудник не будет нести ответственность за повреждение авто, если эта авария состоялась не по его вине.

Материальный ущерб может быть только частично возмещён с оплаты труда, в виде лишения премиальных выплат.

Если ДТП произошло по вине сотрудника, в инструкции может быть указано, что это является единоразовым грубым нарушением стороной, условий трудового договора. По решению непосредственного руководителя работника, который допустил происшествие, он может быть уволен. Но только после выяснения всех подробностей инцидента и судебного решения по выявленным обстоятельствам. Вина сотрудника должна быть доказана независимым экспертом или после судебного вердикта, вступившего в силу. До вынесения апелляционного решения судом увольнение не допускается, поскольку вина не доказана. Тем не менее окончательное слово – за руководителем.

Частично несёт материальную ответственность водитель и за нарушение правил дорожного движения по своей инициативе. Если такой случай доказан протоколом о нарушении ПДД, инструкция может содержать нормы о возмещении убытка предприятию с нерадивого сотрудника. Такие меры дисциплинируют водителей, которые используют служебный транспорт бездумно, иногда с риском для своей жизни и жизни окружающих.

Образец должностной инструкции водителя

Рассмотрим конкретные примеры составления такого документа. В одном из них, который можно назвать типовым, обобщены все основные правила, касающиеся работы специалиста за рулём авто.

Есть особые требования к тем, кто управляет специальными автомобилями, например, автотехникой, где установлена подъёмная вышка или есть резервуар с опасной, горючей жидкостью.

К таким сотрудникам предъявляются требования не только по общим правилам безопасности, но и необходимы базовые знания обращения со спецтехникой, навыки работы в особых, опасных условиях.

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

В должностной инструкции для водителя легкового авто фирмы, обычно прописывают минимальный пакет требований. В основном на такие должности берут людей со знанием местности, которые хорошо ориентируются на улицах и переулках города и ездят безопасно.

Если же требуется экспедитор-водитель, сотрудник, который больше занимается передачей материальных ценностей или документов, то для такой цели может понадобиться человек, умеющий вовремя доставить документы.

Для потенциального сотрудника требуется пять важных характеристик, которые обязательно прописываются:

  • умение хорошо справляться с вождением в городском потоке машин, чтобы служебный транспорт не оказался в ДТП;
  • знание расписания и структуры предприятия для доставки вовремя сотрудников, руководителя к месту работы или деловых встреч;
  • аккуратность, тактичность, умение держать себя достойно с деловыми партнёрами, которые также могут воспользоваться транспортом фирмы;
  • демонстрировать хорошее знание техники, правил дорожного движения;

И главное – быть осторожным, но умелым водителем. То есть, одновременно сочетать в себе свойства человека, который хорошо знает местность, и в то же время может быстро ориентироваться в другом городе, умеет без нарушения правил дорожного движения динамично перемещаться по основным городским магистралям.

Образец типовой инструкции офисного водителя можно посмотреть и скачать здесь.

Принятие и утверждение инструкции

После того как тест проверит на качество и содержание непосредственный руководитель, он передаётся на визирование юристу или в юридический отдел фирмы. После этого ставит подпись директор (собственник) предприятия или фирмы.

Полезное видео

Если по требованиям насчёт работы легковой машины всё относительно понятно, то вот специфику работы тех, кто управляет рабочими машинами на производстве, покажет полезное видео.

Здесь полная и детальная инструкция для тех водителей, которые ежедневно общаются с техническими габаритными грузами.

Заключение

Знание собственных обязанностей – важная составляющая успешной работы на предприятии, где необходим профессиональный водитель автомобиля. Сложность работы и требования к водителю грузовой или легковой машины, отличаются только по отдельным моментам. Суть одна и та же - грамотное вождение, аккуратное использование недешёвого актива в виде автомобиля и исполнение возложенных на сотрудника, трудовых обязательств.

Водитель - это человек, от качества работы которого и ответственности, зависит жизнь людей и скорость работы фирмы. Поэтому подойти к выбору таких сотрудников необходимо особенно тщательно.

Один из этапов дисциплинирования и определения взаимных прав и обязанностей, станет создание и подписание сотрудниками своей должностной инструкции.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Основная функция водителя - обслуживание, наладка и эксплуатация автотранспортного средства, проведение несложного ремонта, ведение необходимой документации и обеспечение безопасных и бесперебойных перевозок грузов и пассажиров.

1.2. Водитель автотранспортного средства управляет грузопассажирским автомобилем марки ГАЗ.

1.3. В своей работе руководствуется правилами технического обслуживания автотранспортного средства, перевозки грузов и пассажиров, должностной инструкцией.

1.4. Водитель подчиняется директору и начальнику хозяйственной службы предприятия.

1.5. Водитель назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия по согласованию с начальником хозяйственной службы.

1.6. На рабочее место водителя принимают лицо, имеющее полное среднее или профессионально-техническое образование, квалификацию водителя автотранспортных средств, удостоверение соответствующей категории водителя, стаж работы по специальности – не менее года и прошедшее медицинское освидетельствование.

2. ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Содержит в постоянной готовности транспортное средство.

2.2. Выполняет ежедневные задания, полученные от директора, начальника хозяйственной службы и задания согласно утвержденному плану работы.

2.3. Проходит предрейсовый медицинский осмотр.

2.4. Получает путевой лист.

2.5. Готовит транспортное средство для выезда на линию.

2.6. Перед выездом производит осмотр закрепленного за ним автомобиля.

2.7. Предоставляет автомобиль на осмотр слесарю по ремонту автомобилей. Заправляет автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, проверяет давление в шинах и направляется к заказчику, согласно маршруту, указанному в путевом листе.

2.8. Проверяет техническое состояние и принимает автомобиль перед началом работы; сдает его и ставит в соответствующее место, возвращаясь в гараж.

2.9. Подает автомобиль для посадки и высадки пассажиров, для погрузки и разгрузки грузов. Автомобиль должен быть исправен и в чистом состоянии.

2.10. Ликвидирует эксплуатационные неполадки автомобиля, его механизма, возникшие во время работы.

2.11. Оформляет дорожные документы.

2.12. Заполняет первичные документы по учету работы обслуживаемого автомобиля.

2.13. Строго соблюдает правила дорожного движения. Незамедлительно сообщает директору и начальнику хозяйственной части о технической поломке на линии.

2.14. Обеспечивает выполнение заявок подразделений предприятия по обслуживанию их автотранспортом.

2.15. При себе имеет водительское удостоверение, технический талон на автомобиль, путевой лист, подписанный руководителем. К заказчику прибывает ко времени, указанному в путевом листе.

2.16. Находится на работе и управляет транспортным средством только в трезвом состоянии и удовлетворительном состоянии своего здоровья, не препятствующем выполнению своих функциональных обязанностей. Не имеет права передавать управление транспортным средством посторонним лицам, самовольно отклоняться от маршрута, если это не вызвано ухудшением дорожных или климатических условий.

2.17. Дает письменное объяснение по поводу нарушения трудовой и производственной дисциплины (отсутствие на рабочем месте, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и другого проступка).

2.18. Рабочий день водителя устанавливается графиком рабочего времени, который Составляет начальник хозяйственной службы и утверждает директор предприятия.

2.19. Работа связана с командировками в пределах Украины.

2.20. Перед убытием в командировку тщательно готовит автотранспортное средство, оформляет необходимую путевую документацию, проходит инструктаж.

2.21. Проходит в установленные сроки предварительные и периодические медицинские осмотры (не реже 1 раза в год).

2.22. Сотрудничает с администрацией в деле организации безопасных и невредных

Условий труда, лично принимает посильные меры по устранению любой производственной ситуации, создающей угрозу его жизни и здоровью или окружающих его людей и окружающей среде. Сообщает об опасности любому должностному лицу.

2.23. Обеспечивает полную сохранность вверенного ему имущества. Бережно относится к имуществу предприятия и принимает срочные меры к предотвращению ущерба.

2.24. Активно участвует в общественной жизни коллектива.

2.25. Принимает участие в проведении санитарных дней (часов), субботников по благо-устройству территории предприятия. В санитарный день (час) проводит уборку, побелку, покраску на своем рабочем месте, на площадях общего пользования и на закрепленной территории, а также проводит вскапывание и прополку клумб, скашивание травы, уборку сорняков, сухой листвы и травостоя, ухаживает за растениями и т. л.

2.26. Проходит вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи, проверку знаний по охране труда.

2.27. Соблюдает правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии; правила обращения с оборудованием и другими средствами производства.

2.28. Останавливает работу машин, механизмов и другого оборудования, если имеется угроза жизни и здоровью и немедленно сообщает директору, начальнику хозяйственной службы или другому должностному лицу.

2.29. Готовит автомобиль к ежегодному техосмотру.

2.30. Осуществляет безопасную транспортировку ядовитых, взрывоопасных, легко воспламеняемых, радиоактивных и др. веществ и материалов.

2.31. Содержит свое рабочее место и спецодежду в чистоте и порядке.

2.32. Сообщает директору о предпосылках возникновения чрезвычайной ситуации.

2.33. Выполняет свои обязанности в составе нештатного формирования ГО предприятия.

2.34. Проходит обучение в учебной группе по плану подготовки ГО предприятия.

2.35. Знает сигналы оповещения ГО и порядок действия по ним.

2.36. Принимает участие в пропаганде вопросов ГО среди работников предприятия.

2.37. Оказывает первую помощь пострадавшим.

2.38. Работает над повышением квалификации, изучая новую техническую литературу.

2.39. Выполняет требования общих морально-этических норм.

2.40. Соблюдает трудовой распорядок и трудовую дисциплину.

2.41. Выполняет требования коллективного договора.

3. ДОЛЖЕН ЗНАТЬ :

3.1. Водитель согласно должностной инструкции должен знать:

Распоряжения, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся его работы;

Технические характеристики автотранспортного средства;

Правила технической эксплуатации автотранспортного средства;

Правила дорожного движения;

Основы организации использования автотранспортного средства;

Технологию и организацию технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

Устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля, отнесенных к соответствующей категории транспортных средств;

Признаки и причины неисправности автомобиля, способы их устранения, опасные последствия;

Способы увеличения межремонтных пробегов автомобиля;

Правила пользования световыми и звуковыми приборами;

Правила и нормы при эксплуатации автошин и аккумуляторных батарей для увеличения срока их службы;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Коллективный договор;

Инструкции по ОТ, пожарной безопасности, электробезопасности;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

Должностную инструкцию;

Порядок оформления путевой документации;

Правила подачи транспорта под погрузку, разгрузку, посадку и высадку пассажиров;

Правила закрепления и перевозки грузов;

Порядок экстренных действий и оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

Порядок эвакуации пассажиров при ДТП;

Законы Украины: «Об охране труда», «О пожарной безопасности», «О Гражданской обороне»;

Положение о Гражданской обороне Украины;

Правила охраны труда, личной безопасности и безопасности пассажиров при управлении транспортным средством или при выполнении ремонтных работ.

4. ПРАВА

Водитель на основании должностной инструкции имеет право:

4.1. Вносить предложения руководству по улучшению или усовершенствованию его работы.

4.2. Требовать от руководства создания безопасных и безвредных условий труда, обеспечения необходимыми средствами для работы.

4.3. На обеспечение необходимыми условиями труда в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и технологических условий труда.

4.4. Требовать от администрации проведения своевременного технического обслуживания автомобиля.

4.5. Отказать в перевозке пассажиру, если тот находится в нетрезвом состоянии, нарушает правила поведения пассажиров при перевозке и общественный порядок, если своей одеждой или багажом загрязняет одежду других пассажиров или салон транспортного средства, пытается провести запрещенный к провозу багаж.

4.6. Не приступать к работе на неисправном оборудовании, при отсутствии средств индивидуальной защиты и без обучения и соответствующего инструктажа по ОТ, пожарной и электробезопасности, а также если имеется угроза его здоровью или жизни.

4.7. Отказать в перевозке груза, если груз запрещен к перевозу или не соблюдаются требования техники безопасности и правила перевозки груза.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1.Водитель несет ответственность за:

За несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на него функций и обязанностей;

Некачественную работу и ошибочные действия;

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

Низкую трудовую и исполнительскую дисциплину;

Несоблюдение правил перевозки пассажиров и правил дорожного движения;

Невыполнение или несвоевременное выполнение приказов, распоряжений администрации постановлений и других нормативных документов предприятия, вышестоящих организаций, собственника;

Нарушение правил внутреннего трудового распорядка дня;

Нарушение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

Потерю или порчу выданных для эксплуатации инструментов, материалов и других материальных ценностей;

За ущерб, причиненный предприятию если вред нанесен умышленно или по неосторожности при использовании спец. одежды и других материальных ценностей;

За нарушение инструкций и других законодательных актов об охране труда, создание препятствий деятельности должностных лиц, виновные работники привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

5.2. Водитель несет материальную ответственность:

За закрепленное за ним транспортное средство и его оборудование, выданные под отчет, путевую документацию;

За ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей;

За ущерб, причиненный умышленным уничтожением или умышленной порчей материальных ценностей, выданных предприятием в пользование;

За непринятие необходимых мер к предотвращению хищений, уничтожения и порчи материальных ценностей;

За ущерб, причиненный действиями, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

За ущерб, причиненный неправильным хранением материальных ценностей;

В полном размере ущерба, причиненного по его вине предприятию за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения, работы и для других целей в соответствии с выполняемой работой.

5.3. Водитель несет установленную законодательством ответственность за несвоевременную сдачу отчетной документации после прибытия из командировки.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

6.1. Водитель получает необходимую устную, письменную информацию для выполнения своих служебных обязанностей от директора предприятия, начальника хозяйственной службы.

6.2. Проходит предрейсовый медосмотр у медицинского работника.

6.3. Докладывает директору и начальнику хозяйственной службы о техническом состоянии автомобиля.

6.4. Получает маршрутное задание у начальника хозяйственной службы в течение рабочего дня. Подписывает у него путевой лист.

6.5.Решает вопросы связанные с материально-техническим обеспечением с начальником службы.

6.6.Ведущий специалист по ОТ обучает его правилам ОТ, проводит с ним инструктаж по ОТ.

6.7.Комиссия, назначенная приказом директора, проводит у него проверку знаний по ОТ.

6.8.При приеме на работу представляет в отдел кадров трудовую книжку, водительской удостоверение, паспорт, и другие документы (военный билет, документ об образовании, мед. книжку и другие документы).

6.9.Своевременно сообщает в отдел кадров предприятия об изменениях в учетных данных(состава семьи, домашнего адреса, воинского учета, паспортных данных Получает в отделе кадров информацию о стаже работы, наличии льгот и др).

6.10. Получает в отделе кадров информацию о стаже работы, наличии льгот и др.

7. РАБОЧЕЕ МЕСТО

7.1. Рабочим местом водителя является закрепленный за водителем автотранспорт, место стоянки, смотровая яма, слесарная мастерская, мойка, бытовка. Дорожные документы он оформляет в помещении, расположенном на 1-м этаже административного здания. Там же, если отсутствует работа по ремонту автомобиля, ожидает вызова на выезд.

8.ОЦЕНКА РАБОТЫ

Оценка работы водителя проводится директором и начальником хозяйственной службы на основании следующих критериев:

8.1. Надлежащее выполнение своих обязанностей.

8.2. Отсутствие жалоб на работу.

8.4. Своевременное и качественное проведение технических обслуживание и ремонт узлов, механизмов автотранспорта.

8.5. Подготовка автотранспорта для прохождения технического осмотра в ГАИ.

8.6. Соблюдение трудового распорядка, трудовой и производственной дисциплины.

8.7. Качественное ведение документации.

8.8. Участие в общественной жизни предприятия.

8.9. Соблюдение требований общих морально-этических норм.

8.10. Соблюдение требований нормативных документов по охране труда, пожарной-, электро-, техногенной безопасности и промсанитарии.

Должностную инструкцию водителя необходимо подписать и согласовать.

Должностная инструкция водителя автомобиля организации подписана.