Тренинговое занятие "Сказкотерапия". Тренинг по сказкотерапии для педагогов Тренинг по сказкотерапии пример

Название : Тренинг по сказкотерапии
Автор : Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Издательство : Речь
Год издания : 2006
Страниц : 176
Формат : doc+djvu
Размер : 2,82 Мб
ISBN : 5-9268-0406-Х
Качество : отличное

Используя представленные в данной книге психотерапевтические программы возможно развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие его личности и коррекция возникающих у него эмоциональных проблем. В книге приведены рекомендации к проведению занятий, сценарии и методические указания.
Книга предназначена педагогам, детским психологам, родителям и воспителелям.

Содержание
Предисловие …5
Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов. Волшебная страна внутри нас …11
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков …11
Введение …11
Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика результативности …12
Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем …17
Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами …20
Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость …22
Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть …26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес …31
Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость …36
Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх …38
Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида, вина и удовольствие …44
Занятие десятое: заговор обиды …44
Занятие одиннадцатое: в поисках любви …47
Занятие двенадцатое: возвращение короля …47
Т. Зинкевич-Евстигнеева. Сказки звездной страны зодиакалии …50
Введение …50
Сказка о созвездиях …58
Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — Овен …61
Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель —
Телец …64
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Близнецов …67
Сказка о том, как возникло созвездие Рака …70
Сказка о том, как на небе появилось созвездие Льва …74
Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие Девы …76
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Весов …79
Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии Скорпиона …82
Сказка о созвездии Стрельца …86
Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие Козерога …89
Сказка о созвездии Водолея …93
Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель —
созвездие Рыб …96
Н. Соловьева. Чудеса на песке» …100
Введение …100
Оборудование и материалы …106
Несколько слов из опыта работы по программе …107
Сценарии занятий …109
Занятие Ml …109
Занятие № 2 …112
Занятие № 3 …114
Занятие № 4 …116
Занятие № 5 …118
Занятие № 6 …120
Занятие № 7 …123
Занятие № 8 …125
Занятие № 9 …127
Занятие № 10 …129
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года …132
Введение …132
Ознакомительный модуль …134
Коррекционно-развивающий модуль …146
Интеграционный модуль …154
Логопедические задания …158
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка» …164
Литература …170

(Мёртвая вода и живая вода в психотерапии)

Сказочные метафоры и глубинные символы очень похожи на те символы и метафоры, которыми оперирует современная психотерапия.

Возьмём, всем известный образ «мёртвой воды» и «живой воды» и сравним его с терминологией и приёмами, хотя бы НЛП.

Что есть «мёртвая вода» в сказках? То, что нейтрализует всё, тормозящее развитие и счастье человека.

Мёртвой водой побрызгал на раны - и раны затянулись.

Что есть «живая вода» в сказках? То, что даёт новые силы для исцеления, сращения, созидания...

«Мёртвую воду» и «живую воду» можно сравнить с техникой диссоциации и ассоциации в НЛП.

Диссоциация в НЛП - «мёртвая вода», это приём, который делает картинку ситуации тусклой, далёкой, чёрно-белой, крошечной и позволяет нам как участнику событий (подразумевается - негативных) выйти из рамки этой картинки и стать сторонним равнодушным наблюдателем. Не правда ли, похоже на мёртвую воду?

Ассоциация в НЛП - «живая вода», это, наоборот, включение ярких цветов в картинке, включения звука и запаха на полную «громкость», приближение картинки перед самые наши глаза, позволяющее нам впрыгнуть в неё целиком - подразумевается в картинку хорошую. Чем не живая вода, оживляющая тусклый кадр?

На наблюдении о том, что почти все сказочные образы старины, можно применить как техники психотерапии основан следующий тренинг-игра по арт-терапии и сказкотерапии.

Как замечено в его названии, он совмещает арт-терапию и сказкотерапию.

Тренинг можно проводить и с детьми и со взрослыми. Итак, приступим?

Первый этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Создание рисунков на тему...

Пусть члены вашей группы создадут рисунки своих негативных переживаний. Чтобы негативные переживания было легче вычленить из потока спутанных претензий к миру и осознать, предложите следующие темы:

  1. То, что мешает мне быть спокойным и уравновешенным.
  2. То, что мешает мне быть счастливым.
  3. То, что мне нужно убрать из своей жизни.
  4. Мои цепи и гири.
  5. Мой заколдованный круг.

Предупредите своих участников тренинга по арт-терапии и сказкотерапии о том, что эти рисунки будут сжигаться и затем поливаться «мёртвой водой». Поэтому проблема, которую они рисуют должна быть нарисована так, чтобы потом не было мучительно страшно за проделанную процедуру.

Так, если человека делает несчастным его вес и объёмы, то не стоит рисовать карикатурное изображение СЕБЯ ЛЮБИМОЙ на весах перед зеркалом с сантиметровой лентой в руке. Ведь вы это будете сжигать и поливать мёртвой водой!

А если ваш «замкнутый круг» - это непослушные детки и прожорливый муж, опять же не стоит рисовать карикатуру мужа и неприятных детишек - напоминаю, это мы тоже будем сжигать.

Хотите ли вы сжигать мужа и детей даже в рамках арт-терапевтического тренинга?

Думаю - нет. А если - нет, то подумайте коллективно - КАК изобразить метафорически именно ПРОБЛЕМУ, отделённую от конкретных людей, чтобы сжигать можно было - только ПРОБЛЕМУ... Её-то не жалко... Её-то и надо сжигать.

На коллективное обсуждение и творчество обычно уходит от 15 минут (у продвинутых семинарцев) до 40 минут стандартного академического часа.

Второй этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Огонь и вода

Теперь вы как Ведущий приступаете к сказкотерапевтическому шоу. Запаситесь необходимым инструментарием, соответствующей моменту музыкой, возможно и видеорядом на экране проектора...

Из насущно необходимого: Большая огнеупорная ваза, в которой вы будете предавать рисунки аутодафе - сжиганию.

Две склянки - одна с «мёртвой водой», вторая - с живойводой. Чтобы эти две склянки получились РАЗНЫМИ и художественно убедительными, вам нужно подключить своё воображение.

Разведите огонь в своей огнеупорной вазе и предложите (замогильным голосом) скомкать свои рисунки (то, что мешает жить счастливо) и предать ЭТО огню.

Всё это можно проделать и на улице, разведя костёр. Однако, для третьего этапа вам понадобится зола, поэтому как разводить огонь - решать вам.

После того, как все рисунки прогорают до золы, огонь заливается мёртвой водой, которая по версии сказки вашего тренинга - окончательно нейтрализует зло, делает пепел - безопасным.

Третий этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Земля и вода

Ведущий продолжает рассказывать «сказку» своего семинара.

«То, что когда-то ещё недавно было сутью наших несчастий и страданий, превращено в нейтральный пепел. Он может стать метафорой нашего жизненного опыта...

А опыт, особенно опыт хорошо осмысленный (а пока семинарцы рисовали ПРАВИЛЬНЫЙ рисунок, они опыт - осмыслили) может служить почвой, удобрением для роста нового, свежего, юного, прекрасного и неожиданного - желанного.

Итак, вперёд! Удобряем наши идеи и начинания.

На этом этапе из существенно необходимого Вам реквизита понадобятся: горшочки с землёй и семена любого растения, которое вы сочтёте уместным.

Если время проведения тренинга - весна или ранняя осень, то заключительную часть можно проводить вне дома - на клумбе, в саду.

Помните только, что дети, в отличие от взрослых, не потерпят бросание высаженного семечка на произвол судьбы. Они воспринимают всё буквально и очень серьёзно.

Поэтому, если многим взрослым можно дать посадить хоть «вишенку от компота» и они не расстроятся, то работая с людьми, чувствительными к правде сказки, лучше позаботиться о реальных семенах и реальных малюсеньких горшочках с землёй. Высаживайте неприхотливое растение, которое гарантированно примется и даже может быть пересажено затем куда-нибудь ещё.

Закопайте в землю немного пепла, полученного от предыдущей работы, высадите семечки и полейте их несколькими каплями «живой воды».

Тренинг по арт-терапии и сказкотерапии - окончен!

Этот инсценированный древний МИФ позволит вашим семинарцам реально прожить ситуацию освобождения от зла и ситуацию - созидания Добра на глубинном психодраматическом уровне.

Цель: осознание педагогов своей индивидуальности, преобразования своего личного мира, приобретение нового жизненного опыта, помочь участникам тренинга в развитии навыков самопознания и компетентности в общении средствами сказкотерапии, создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе. Поиск резервов для более эффективной работы.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей, коммуникативных умений;

Накопление эмоционально-положительного опыта, формирование положительного представления о себе, настрой на состояние успеха;

Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

Развитие творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром посредством сказочной формы.

Оборудование: « Хрустальная музыка», канцелярские булавки, бумага, карандаши, фломастеры, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 часа.

Структура сказкотерапевтического тренинга:

Вводная часть (разминка): знакомство, введение правил работы, 1-2 разминочных упражнения.

Основная часть (рабочая), в ходе которой ведущий отслеживает групповую динамику. Уделяет внимание проработке агрессии и внутренним конфликтам. Сказки, игры, работы обсуждаются и анализируются участниками тренинга.

Завершение: участникам важно отреагировать накопившиеся, но невыраженные чувства, настроиться на обычные дела. Каждому необходимо подвести итог и оценить свой опыт, полученный в результате групповых занятий.

Методы применяемые в программе данного тренинга: чтение сказки, анализ, рисование и сочинение - дополнение, изобразив чувства человека на бумаге, психологические игры, упражнения.

Ход тренинга:

Приветствие

Ведущий тренинга приветствует всех участников тренинга. Предлагает педагогам на небольшом листе написать свое имя, так как бы они хотели, чтобы их называли на тренинге и прикрепить его с помощью булавки на груди. Затем встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

Вводная часть

Группа принимает правила работы на тренинге.

Правила:

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я - высказывание». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правила приняты. Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

Игра «Лишний стул»

Цель игры – настройка группы на непринужденное и откровенное общение, создание сказочной атмосферы.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдают правила.

- … те, кто всегда слушает радио.

Можно давать задания, совместимые с темой сказки, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

Основная часть.

1.Игра «Звездочки»

Цель игры : поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Ход: ведущий готовит для игры «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки либо имеют разный цвет (всего 5-6 цветов), либо различаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий смотрит, какими способами пользуются участники тренинга, чтобы отыскать» себе подобных», не зная, кто ты сам.

Обсуждение помогает актуализировать проблему установления контактов, поддержания взаимопонимания.

2. Знакомство со сказкой «Человек»

Жил-был человек. Он рос, ел, пил. Ходил и говорил. Как все. У него была работа, дом. Семья. Как у всех. Временами он отдыхал: смотрел телевизор, ходил в гости. Посещал общественные мероприятия и развлекался. В общем, как все. Временами ему бывало грустно, временами он раздражался, но это, конечно, проходило, и он снова продолжал жить привычной жизнью: работа – дом – работа – дом… Как все.

Но однажды человек остановился, поднял глаза и увидел небо. Он присмотрелся и заметил, что оно меняется каждую минуту, никогда не бывая одинаковым. Человек прислушался и услышал пение птиц. Как красиво они пели! Он посмотрел по сторонам и заметил необыкновенное богатство красок, которое дарили миру цветы и деревья. Рядом играли и смеялись дети. Их звонкие голоса как будто говорили: мы умеем жить!

И человек сделал то, чего не делал никогда. Он взял лист бумаги и запечатлел на нем свои чувства, рожденные внезапно. Так на Земле появился еще один Творец.

Вопросы при анализе сказки:

  1. О чем эта сказка?
  2. Как жил человек очень долгое время?
  3. Какое событие изменило его?
  4. Нарисуйте и опишите чувства, которые изобразил человек на листе бумаги.

3.Упражнение « Новый взгляд »

Цель: переживание участниками нового опыта, осознание собственных ценностей, развитие наблюдательности и пробуждение творческого воображения.

Ведущий обращается к группе: « Многое в своей жизни мы делаем автоматически: встаем утром, едим, работаем, смотрим телевизор ложимся спать. Жизнь становится привычной и однообразной. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь и приобрести новый опыт, который поможет вам увидеть в окружающей действительности что-то неожиданное и очень ценное. Возьмите с собой в дорогу те свои качества, которые помогают вам в жизни».

Участники группы пишут в течение пяти минут на бумаге необходимые качества, которые пригодятся им в пути.

Далее ведущий говорит: «Какой будет ваша дорога – широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и, достигнув цели, найти что-то ценное, вам необходимы будут не только отвага и сила, но и мудрость воображение. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путь и узнать, что хотят вам сообщить простые цветы и деревья, люди и дома, облака и разные предметы. Обратите внимание на свои ощущения, постарайтесь глубже воспринимать все новое».

Как только участники будут готовы, они расходятся по разным направлениям и с этого момента не разговаривают друг с другом.

Через 30 минут участники возвращаются в группу, и ведущий говорит им: «Человек развивается лишь тогда, когда созидает, творит. Вы прошли часть пути – малую, но достаточную, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свое творчество на бумаге и расскажите или покажите, какой подарок вы получили сегодня, какое открытие для себя сделали?»

Участники находят удобное для себя место и записывают, зарисовывают или составляют коллаж из своих впечатлений. По мере готовности педагоги рассказывают друг другу о приобретенном опыте.

Завершение

Игра «Подарок»

Цель: символическое окончание занятия. Отреагирование накопившихся, но невыраженных чувств и эмоций, настрой на обычные дела.

Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)»

Участники группы делятся впечатлениями о тренинге: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали.

Сказочный ритуал. Все участники группы хором произносят «До свидания сказка»

Всем большое спасибо за работу!

Литература:

1.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2002.

2.Стишенок И.В., Сказкотерапия для решения личных проблем. СПб., Речь, 2013.

3.Черняева С.А., Психотерапевтические сказки и игры. СПб., Речь, 2002.

Здесь выложена бесплатная электронная книга Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия = 202.88 KB


РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.
Комментарий. Кто может играть роль Короля:
а) участник, вытянувший соответствующий жребий;
б) участник, коллегиально выбранный группой;
в) участник, назначенный ведущим. В этом случае Королем может
быть выбран альтернативный лидер, изгой группы или не включаю-
щийся в работу группы участник.
- Итак, создана Сказочная страна, мы познакомились с ее Коро-
лем, Совет Архитекторов выбрал для него дворец. Король был торже-
ственно введен во дворец. Мы же с вами получили бесценный опыт
радости от совместной работы, принятия важных решений, поддерж-
ки другого. Все это нам пригодится в нашей жизни. Давайте возьмем с
собой этот опыт из нашей Сказочной страны. Для этого протяните ру-
ки над страной. Почувствуйте тепло, которое идет к нам из Сказочной
страны. Возьмите это тепло в свои ладошки (кисти рук описывают по-
лукруг, как будто в ладонях появился шар). В ваших руках золотистый
шар. в котором находится ваш бесценный опыт. Поднесите шар к сво-
ему сердцу. Так он останется с нами (все действия производятся детьми
совместно с ведущим).
А теперь пришло время возвращаться назад.
Выполняется ритуал из Сказочной страны.
После -занятия ребята МОГУТ сами разобрать песочную страну, но-
Волшебная страна внутри нас
ЗАНЯТИЯ С ТРЕТЬЕГО ПО ДЕВЯТОЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГАМИ-ЧУВСТВАМИ
Информация для ведущего
С третьего занятия мы начинаем цикл чувствами. Нам важно донести до своих воспитанников, что чувства
являются именно СЛУГАМИ Короля, который символизирует наше Я.
Алгоритм знакомства со слугой-чувством может быть следующим:
1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость).
2. Выбор фигурки иди рисование образа слуги-чувства (Как же вы-
глядит этот слуга?)
3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается патом, что
все образы - разные и мы все - разные, в этом наша исключитель-
ность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые
сознаю! свою непохожесть и принимают исключительность другого,
никогда не бывает скучно вместе.
4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зри-
тельный образ слуги-чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисун-
ка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности:
слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого
слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется
этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий?
тихий? громкий?);
обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или
нет. что это за запах);
вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь,
сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов);
тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение
этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он тан-
цует).
5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег
реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь
поселился этот слуга Короля).
6. Создаем архитектурный проект лома слуги-чувства. Выбираем
лучший на конкурсной основе.
7. Строим дом для слуги-чувства.
8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к Королю.
Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления
Короля при посещении его слугой-чувством.
9. Вводим понятия Меры (что будет с Королем и королевством,
если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержит-
ся во дворце). Потеря Меры - потеря эмоционального баланса. Про-
говариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно при-
носит пользу, в каких - вред.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ:
ЗНАКОМСТВО СО СЛУГОЙ ПО ИМЕНИ РАДОСТЬ
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
Ведущий говорит: мется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, по-
селит Короля.
У Короля - немало придворных. Но есть среди них слуги особен-
ные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними
поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость,
Страх, Обида, Вина и Интерес.
Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Ра-
дость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?
Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по име-
ни Радость.
Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете,
почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из
нас своя.
Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени
Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с
каждым выбранным вами персонажем.

На этой странице сайта находится литературное произведение Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия = 202.88 KB


РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.