Конспект НОД в старшей группе на тему «Зимушка-зима в гости к нам пришла. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

ГБОУ школа 851

Сумская ул.4А

Егорова И.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

Отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши) :

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору) .

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?


Елена Бородина
Занятие в старшей группе на тему «Зима»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зимние чудеса»

Занятия по теме "Зима "

Образовательная область : Речевое развитие

Вид образовательной деятельности : Развитие речи

Цель : Закрепление знаний детей о зиме.

Задачи :

Познавательные : Уточнить и обобщить знания детей о зиме, зимних признаках. Продолжать детей знакомить с цифрами.

Развивающие : Развивать связную речь детей, совершенствовать навыки словообразования, развивать речевое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику; развивать зрительное внимание, восприятие, память и мышление. Способствовать развитию веры в вымысел, развивать воображение, фантазию, сообразительность, умение ориентироваться в ситуации.

Развивать умение сравнивать количество предметов, упражнять в количественном счете.

Воспитательные : Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развивать навыки общения друг с другом в разных ситуациях, вызвать радость от общения со сказкой.

Работа над формированием предпосылок УУД :

Тренировка мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) Выполнение инструкций взрослого. Умение контролировать свои действия. Владение диалогической речью (интерактивная форма обучения, когда дети имеют возможность задавать и отвечать на вопросы)

Материалы и оборудование : Музыкальная композиция : «У леса на опушке.» , силуэты сугробов в виде животных, бумага, карандаш простой, ножницы, картинки из сказочных приключений Винни Пуха и его друзей, игрушка медвежонка, шапочка медвежонка, трафареты и силуэты домов.

Предварительная работа : рассматривание картин о зиме, беседа по ним; чтение художественной литературы о зиме.

Организационный момент :

Воспитатель : Придумано кем- то просто и мудро, при встрече здороваться : «Доброе утро!» (дети здороваются друг с другом и со взрослыми) . Ребята давайте поиграем в игру «Займи место» . Условие такое, я называю имя и номер стульчика, а вы занимаете места.

(Во время игры начинает играть музыка с нарастающей громкостью А. Вивальди «Зима » , затем песенка Зимы : «У леса на опушке, жила зима в избушке… » Во время звучания муз. произведений надеваю на руку белую «фату» и рисую лицо на ладони- это персонаж Зима )

Зима : Здравствуйте ребята! Я Зима ! Я люблю сучить пряжу и ткать холсты. Посмотрите, какой я соткала холст. (На фланелеграфе силуэт сугроба : бумага + вата)

Воспитатель : Как вы думаете, что на этом холсте изобразила зима ? (предположения детей)

Зима : Я вам ребятки пока не скажу. Вы сами догадаетесь, если поиграете со мной в игры. Вставайте в круг. Игра : «Передай снежинку» , условие- назвать «зимнее» слово. Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («зимние» слова : сугроб, валенки, снегопад, иней, санки, метель, мороз, снежинка и др.)

Воспитатель : Мы с тобой поиграли Зимушка –Зима , теперь и ты с нами поиграй. У нас есть волшебное окно, в котором мы все можем увидеть и даже все, эти твои «зимние» слова. Расскажите ребята, что вы сейчас там, в волшебном окне видите? (На фланелеграфе из полосок бумаги выложена рама окна, дети сочиняют воображаемые картины, истории, приключения на зимнюю тематику).

Зима : А вы видите в окне сугробы, которые намела моя помощница метель? Игра : «Ответь правильно» (воспитатель выкладывает на фланелеграфе силуэты зверей под цифрами; дети по очереди отвечают : «Первый сугроб похож на, Второй похож на… и т. д.) Мне кажется у меня совсем мало сугробов. Может вы мне поможете?

Воспитатель : Давайте ребята поможем Зиме, а то и вправду мало сугробов. Подойдем к столам и сделаем по одному сугробу с помощью чего? (на столах лежат бумага, карандаш и ножницы)

Дети выполняют задание : рисуют силуэт, вырезают. При выполнении очередности рисуют на своем сугробе цифру и выкладывают на полу.

Физминутка :

Метель намела сугробы, каждый сугроб особый. Каждый сугроб теперь словно уснувший зверь. Сугроб –верблюд, сугроб – лисица, Сугроб – медведь, сугроб жар – птица. Сугроб – кенгуру и сугроб леопард, Веришь не веришь, сплошной зоопарк. (во время проговаривания слов дети перешагивают через свои изготовленные сугробы)

Воспитатель : Дунул ветер, началась метель, разбросал сугробы на мелкие снежинки. Пляшут все снежинки, белые пушинки. (Дети изображают падающий снег, метель) Повертелись, покружились и на землю опустились. (воспитатель спрашивает детей, обращаясь выборочно) Где ты, Юра – снежинка приземлилась на землю? А ты Юля – снежинка, куда упала? и т. д. (после 4-5 ответов) Зиме так понравился ваш танец, что она поторопилась скорей на улицу. Но перед уходом она раскрыла мне тайну, что же изображено на холсте. Посмотрите в окно. (в окне на фланелеграфе картина : Винни Пух и его друг Пятачок лепят снеговика) А вот и сам Винни Пух! (в-ль достает игрушку медведя) Давайте его оживим и он расскажет нам о том, как они лепили снеговика. Какие вы знаете волшебные слова? (Произносят любые предложенные детьми волшебные слова) Что-то не получается. Что такое? Здесь какой то конверт, на нем написано : «Ребятам» . (в конверте сюжетные картинки с последующим действием) Наверно он хочет, что бы мы рассказали о его приключениях. Попробуем? (Каждому ребенку раздается по одной картинке с цифрами, дети встают по порядку и начинают составлять рассказ. Воспитатель помогает используя игру «Дополни предложение» )

Воспитатель : Молодцы ребята, вы очень интересно рассказали. (берет шапочку Винни Пуха) Стрелка, стрелка покрутись, в Винни Пуха превратись. (На кого указывает стрелка, тот превращается в Винни Пуха) . Ты теперь Винни Пух, поздоровайся с ребятами. Давайте с ним поиграем.

Игра : «Узнай по голосу» (выбранный ребенок отворачивается, водящий выбирает ребенка описывая его внешний вид. Задание тем, кто должен подать голос : Расскажи свое любимое стихотворение голосом ИА, Пятачка или Совы)

Воспитатель : А где живет Винни Пух? В сказке, а вы ребята где? В поселке. Давайте представим, что наш поселок переместился в сказку. Вот наши дома. (Раздаются детям силуэты домов) Там где Зима выткала холст – это сказка. Нам надо наши домики разместить в сказочный мир.

Игра : «Наложи домик к трафарету»

Воспитатель : Почувствовали, что вы в сказке? Винни Пух этому очень рад и на память о себе дарит вам фотографию со своими друзьями.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе совместно с родителями «Зимушка-зима» Интегрированное занятие по развитию речи, мастер-класс в старшей группе совместно с родителями «Зимушка-зима» Цель: Закрепление знаний.

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о транспорте. Задачи: Расширять и закреплять представления детей о транспорте,.

Цель занятия:Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание". Программное содержание.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Зима, она какая». Цель: Создание условий для формирования представлений о.

Марина Селезнёва
Конспект НОД в ОО «Познание» с детьми старшей группы «Путешествие в зиму»

Цель : обобщить и систематизировать представление детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц;

Расширять и обогащать словарный запас по теме «Зима» ;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Вызвать у детей интерес к экспериментированию, уметь анализировать, находить решения, сравнивать, делать выводы;

Приобщать детей к русской национальной культуре.

Развивающие :

Развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность, слуховое и зрительное внимание, память, коммуникативные способности;

Интерес к миру природы.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

Методические приёмы.

Словесные : вопросы, ответы, художественное слово, вывод.

Игровые : дидактические игры, упражнения.

Наглядные : рассматривание картинок.

Практические : экспериментирование.

Предшествующая работа : Рассматривание иллюстраций о зиме; наблюдения и беседы; чтение художественных произведений на зимнюю тематику, разучивание стихотворений, поговорок, песен о зиме, отгадывание загадок, рисование в свободное от занятий время, беседы о правилах поведения в лесу,

Материалы и оборудование : мультимедийный проектор, стаканчики с водой и льдом, блюдца с ложками по количеству детей, салфетки, формочки, разрезные картинки, мягкий снежок-игрушка, картинки следов животных, игрушки-животные, угощение-леденцы для детей, колокольчик, сумка-холодильник (для хранения снега и льда) , аудиозаписи : «звуки зимнего леса, музыкальной игры “Идем дорогой зимнею",мелодии на тему зимы по выбору воспитателя.

Ход НОД:

Слайд «Зима»

Воспитатель : Ребятки, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.

Минутка вхождения :

«Круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья»

Посмотрите, у меня в руках снежок. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова :

«Ты снежок катись по рукам, по рукам,

«Пусть все ребятки улыбнутся друзьям» .

Улыбнулись? Я очень рада, что у вас отличное настроение.

Звучит музыка Шопена «Первый снег»

Воспитатель читает стихотворение :

Белым пухом покрыта дорожка…

Как прозрачен воздух зимой!

Постою, полюбуюсь немножко

Как снежинки летят надо мной!

Их повсюду зима рассыпает,

Дарит всем серебристый наряд.

Будто сказка вокруг оживает,

И снежинки кружатся, летят!

Слайд «Снеговик»

Воспитатель : Вы, конечно же догадались, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Воспитатель : - Правильно, о зиме. Зима не хочет с вами прощаться и приглашает вас к себе в гости, в путешествие по страницам своей белой книги. Сегодня мы вспомним, что вы знаете о зиме. Итак, ребята, вы готовы отправиться к Зимушке-Зиме ?

(ответы детей) . Но сначала давайте оденемся. На улице холодно.

Бери скорее варежки

И, конечно, валенки.

Шубу тёплую наденем,

Шапку потеплее.

И пойдём все вместе

Мы гулять скорее.

(имитация «одеваемся на прогулку» в соответствии с текстом)

А теперь все дружно в путь! «Кто в книгу войдет, тот в зимнее царство попадёт» .

Дети идут за воспитателем, входят в книгу и попадают в зимнее царство.

Слайд «Зимний лес»

Воспитатель : Посмотрите как красиво в зимнем лесу : деревья стоят в зимнем убранстве, кустарники , как волшебные гномы, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина… Изменился лес зимой, деревья отдыхают, с них опала вся листва. Только ели и сосны стоят зелёными весь год. Природа будто бы погрузилась в сказочный сон. Ребята, давайте вспомним еще зимние приметы, какие изменения происходят зимой?

(Выпадает снег, на улице холодно, льдом покрываются реки и озера, солнце светит, но не греет, метут метели, дуют холодные ветры)

Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Как люди ласково называют зиму ? (белая лебедушка, матушка-зима, снежная царица)

– Зима-владычица трех месяцев.

Какой месяц год кончает, а зиму начинает ? (Декабрь.)

Какой месяц году начало, а зиме середина? (Январь.)

Какой месяц весну встречает? (Февраль) .

Слайд «Приметы»

Воспитатель :

А еще о зиме есть много пословиц, примет. Назовите те, которые вы знаете.

(дети рассказывают выученные приметы и пословицы и объясняют, что они означают)

Пословицы : «Мороз не велик, а стоять не велит»

«Береги нос в большой мороз»

«Лето припасиха, а зима-подбериха»

Приметы : «Холодная зима, жаркое лето»

«Зима снежная, лето дождливое»

«Кошка пол скребет-на метель, на ветер»

Слайд «Природа»

Воспитатель : Зима подготовила для нас много интересных заданий, но, чтобы вам быть внимательными, нужно сделать зарядку для глаз. Гимнастика «Озорная снежинка» .

А что же я вижу впереди, да это волшебные льдинки, а на них картинки.

Только зимние картинки выбираем,

И их вместе собираем.

(дети выбирают только те картинки, которые связаны с зимой и собирают из них картину зимы)

Молодцы, вы справились с заданием.

Слайд «девушка-Зима» , музыка

Выход Зимы :

По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам

Уложила я снежинки.

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Догадались, кто же я?

Воспитатель и дети : Ну конечно же, зима!

Зима : Я подготовила для вас интересные вопросы, задания, игры.

В моем царстве много интересного.

Выполняйте все задания,

Проявляйте вы внимание.

Будет вам тогда сюрприз

От меня прекрасной приз.

Слайд «Колокольчик со звуком»

.Зима : Я для всех ребят ледяной колокольчик припасла!

Колокольчик ледяной, он всегда везде со мной!

Динь -дон, динь -дон – раздает загадки он!

(Загадки про животных, дети отгадывают и рассказывают, кто как зимует ).

1ый слайд : белка спряталась в дупло, там ей сухо и тепло.

Она поменяла окрас шерсти с рыжего на серый, чтобы быть менее заметной на фоне деревьев и для хищников- лисы и волка. Белка делает запасы на зиму , ей не страшен голод, запасает грибы, орехи.

2ой слайд : зайка шубку поменял, чтобы волк не донимал.

Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, а зимой – белый. Зайцы питаются корой деревьев и кустарников .

3ий слайд : У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом.

Лиса- зверь опасный ходит в шубке красной,

Снег разгребает, мышек хватает.

4ый слайд : волк бродит по лесу голодный и злой, чтобы поесть ему лютой зимой?

Воспитатель : У всех животных появляется подшёрсток, чтобы им было теплее. А вот медведя и ежа мы в лесу сейчас не встретим, потому что всю зиму они спят в своих тёплых жилищах. У медведя это берлога, а у ежа-норка.)

5ый слайд : ёжик спит под снегом в норке. Видим только эту горку.

6ой слайд : ну, а эта горка выше. Спит медведь там, слышишь - дышит.

Слайд «Следы»

Игра «Чей это след»

Зима : Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Слайд «Зимние забавы»

Зима : Замерзли, наверное, давайте поиграем. Музыкальная игра.

Зима : Да, друзья, вы молодцы! Поплясали от души!

Звучит аудиозапись «Звуки птиц» )

Воспитатель : Вы слышите? Неужели не все птицы улетели на юг? (Нет. Улетели только перелётные птицы, а зимующие и кочующие остались .) Давайте их назовем.

Слайд «Птицы зимующие и перелетные »

Воспитатель : - Нынче зима снежная и птицам очень трудно добывать корм самим.

Слайд «Дети кормят птиц»

Мы с вами тоже заботимся о птицах, подкармливаем их на участке, делаем кормушки. Молодцы.

Игра «Четвертый лишний»

Зима : Вам необходимо определить, какая птица здесь лишняя и почему.

Слайд : «Лаборатория»

Зима : А теперь я приглашаю вас в лесную лабораторию. Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Проведем несколько опытов, и определим свойства льда.

Игра «Лесная лаборатория» (проведение опытов с детьми )

Опыт 1. Внести кубики с замороженной водичкой. Почему она замерзла? Вывод : Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

Опыт 2. Зима растеряла бусинки и они на морозе превратились в ледышки. Как их растопить?

Можно отогреть в варежках (варежки намокнут) ;

Можно положить на батарею (будет лужа) ;

Разбить лед молотком (сломаешь пуговицу) ;

Можно отковырнуть ножом (можно пораниться) ;

Можно положить в теплую воду;

Можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут) ;

Положили замороженную во льду бусинку в теплую воду. Вывод : бусинка быстро освободилась в теплой воде.

Слайд «Зимняя природа»

Зима :

Кончается время волшебных минут

Меня уже вьюги в дорогу зовут.

Туда, где без края снега да снега,

Где вьются метели и кружит пурга.

Мне медлить нельзя, я должна торопиться.

И с вами, ребятки, должна я проститься.

Мне понравилось у вас

Вы ребята просто класс.

Вслед за мной сестра придёт

Радость вам она несёт.

Рефлексия

Зима :

У меня есть цветные льдиночки,

Если вам понравилось занятие, то положите льдинку в корзинку.

Ребята, льдиночку берите,

И в корзиночку кладите.

На радость всем, на удивление я приготовила вам угощенье,

Корзинку с льдинками мы потрясем,

Может что-нибудь найдем.

(корзинку показать, а там леденцы для детей)

Награждаю вас вкусными леденцами за пройденные испытания. Молодцы, ребята. (Зима угощает детей и прощается) .

Слайд «Детский сад»

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие . Давайте скажем «спасибо» нашей гостье-Зимушке-зиме . Нам пора возвращаться в детский сад.

Скажем волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в детском садике окажись!»

Итак, ребята, куда мы с вами ходили путешествовать ? (ответы детей) О каком времени года мы говорили? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось, запомнилось? (ответы детей)

Организация: МБДОУ «Д/с «Капитошка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Цель: создание условий для расширения представлений детей о зимних явлениях природы.

Задачи :

  1. создать условия для закрепления знаний детей о характерных признаках зимы, со свойствами снега (познавательное развитие);
  2. обеспечить условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие);
  3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
  4. создать условия для развития двигательной активности посредством игровых двигательных заданий (физическое развитие);
  5. обеспечить условия для детского творчества (художественно-эстетическое развитие).

Материалы и оборудования : картины с изображением зимы, стаканчики с водой и снегом по количеству детей, блюдо со льдом, салфетки, ложки, баночки с гуашью, формочки, верёвочки- петельки.

Ход НОД:

I . Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

(Стук в дверь. Почтальон приносит в детский сад письмо. Дети рассматривают. Давайте прочитаем, что же там написано?).

Воспитатель: «Здравствуйте дети старшей группы № 5 «Ягодки». Пишет вам Капитошка. Недавно я узнал, что у вас наступила зима и что такое зима он не знает, а очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите мне про зиму.

Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ Капитошке.

II Основная часть

Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?

Дети : Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.

Воспитатель : Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.

Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Речка замерзает и покрывается льдом. Все люди одели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (снеговик, жара, валенки, шуба, санки, ледянки, мороз, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, ветер, дождь, Снегурочка, ягоды, сугроб, загорать, снегопад, коньки и т.д.).

Воспитатель : Как вы думаете, без чего не бывает зимы?

Дети : Без снега.

Воспитатель : Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад.

Воспитатель : А что такое снег?

Дети : Много, много снежинок.

Воспитатель : Какой снег? (Воспитатель вносит ёмкость со снегом. Приглашает детей пройти к столам. Каждый ребёнок берёт стакан со снегом. Дети рассматривают, трогают.)

Воспитатель : Интересно, что будет со снегом, если его взять в руки? Это мы сейчас проверим. Ребята возьмите ложкой немного снега и положите его к себе на ладошку и будем наблюдать.

(Пока снег тает, воспитатель беседует с детьми).

Воспитатель : Какой снег на ощупь?

Дети : Холодный, мягкий.

Воспитатель: Какой по весу?

Дети : Лёгкий.

Воспитатель : В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?

Дети : В морозную.

Воспитатель : А почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?

Дети : Потому, что ломаются под ногами лучики снежинок.

Воспитатель : В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?

Дети : Во время оттепели.

Воспитатель : Что случилось со снегом?

Дети : Снег растаял и превратился в воду.

Воспитатель : Почему это произошло?

Дети : Снег тает от тепла, а ладошка тёплая.

Воспитатель : Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему?

Дети : Снег грязный.

Воспитатель : Мы с вами будем протирать руки салфетками. Ребята, а ваша ладошка осталась такой же тёплой, как и прежде?

Дети: Она стала холодной.

Воспитатель : Вот почему нельзя долго держать рук в снегу без варежек, чтобы не было переохлаждения и вы не заболели. А есть можно снег?

Дети : Нет. Почему?

Воспитатель : Давайте погреем наши руки. Мы с вами сейчас поиграем.

Игра “Поиграем в снежки“. (Игра проводится на ковре под музыку)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло.
(Лед)

(Воспитатель вносит лёд, снег.).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд?

Дети : Из замёрзшей воды.

Воспитатель : А чем лёд отличается от снега?

Дети : Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый.

Воспитатель : Ребята, мы ещё узнаем одно отличие. Возьмите картинку и подложите под стакан со снегом, а потом под лёд. У кого видно картинку? Какой вывод можно сделать? Лёд какой?

Дети : Лёд прозрачный, так как видно картинку, а снег- нет.

Воспитатель : А интересно, что быстрее тает – снег или лёд?

А мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчике с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим?

Дети : Лёд и снег плавает в воде.

Воспитатель : А у тебя Максим плавает? А у Полины? Полина, ты можешь сказать, почему лёд и снег плавают и не тонут?

(Полина затрудняется).

Воспитатель : Ребята, помогайте.

Дети : Лёд легче воды.

Воспитатель : Ребята, а как выиграете зимой?

Дети : Катаемся на санках, лыжах, коньках. Строим снежные крепости, лепим снеговиков.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

Проводится разминка.

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся к столам и посмотрим, что произошло со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд?

Дети : Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили лёд, осталась прежней температуры?

Дети : Предлагают ответы.

Воспитатель : Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали?

Дети : Где был лёд, вода холоднее.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети : Лёд охлаждает воду.

Воспитатель : А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе.

Ребята, скоро Новый год. Давайте сделаем - цветные льдинки и можно будет украсить ими ёлки на участке.

Ребята, вода в ваших стаканчиках имеет цвет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы капнем в стаканчик краску?

Дети: Она окрасится в цвет краски.

Воспитатель : Возьмите краску ложечкой и размешайте в воде. Какого цвета стала вода?

А сейчас мы будем переливать цветную воду из стаканчиков в формочки. Переливаем аккуратно, не разбрызгивая. Опустите в формочку часть петли. Всё готово. Теперь нам осталось во время прогулки вынести формочки на улицу и оставить на некоторое время и мороз сделает своё дело. Что случится с водой?

Дети: Она замёрзнет.

Воспитатель : Нам только останется вынуть эти льдинки из формочек.

III Завершение НОД

Чем мы сегодня занимались?

Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Давайте вспомним и напишем ответ Капитошке.