Учимся определять время. Как обучить ребенка понятиям «утро-день-ночь»: подсказки от педагога

В рамках , поговорим о детской развивающей игре: «Часики: Учимся определять время по стрелкам».

Как оказалось, очень приятно писать обзор для детской игры. Наверное это связано с тем, что в таких играх не стреляют, нет крови, и приятное оформление.
А теперь обо всем по порядку:

Требования

iOS: 5.0 или более поздняя, 47.6 МБ свободного места. Подходит для: iPhone, iPad и iPod touch. Приложение на русском языке. Возраст 4+

Кратко

C помощью этой игры, ребенок научиться определять время по обычным часам со стрелками.

Подробно

Вот что говорят специалисты про детей и время:

Начинать ребенка учить определять время можно с 5 лет, когда он понимает, что такое последовательность событий. Он знает, что такое прошлое, настоящее и будущее. Понимает, что следом за днем приходит ночь. Для обучения купите игрушечные часы или изготовьте собственноручно. Часы должны иметь большой циферблат и легко снимаемые стрелки.

Можно поступить так, а можно скачать приложение «Часики».

В игре есть три уровня сложности. На самом простом, милый женский голос будет просить ребенка выставить часовую стрелку так, чтобы она соответствовала заданию. На ряду с этим, на первых порах (пока ребенок не научится), правильное расположение стрелок будет выделено пунктиром.

Когда ребенок научится, уровни начнут усложняться. Нужно будет выставлять не только часовую стрелку, но и минутную. Сложно добавить про простое приложение что то еще, стоит отметить, что разработчики действительно постарались над дизайном и звуковым оформлением. Все сделано на очень высоком уровне. Приложение платное, цена 33 рубля.

Подарок

Разработчик любезно предоставил кодики:-) Успевайте!

Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.

Базовые умения

Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:

Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.

Формирование интереса

Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.

Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:

  • «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
  • «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
  • «Через 5 минут пойдем гулять».

Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:

  1. Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
  2. Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.

Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).

Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.

Знакомство с часами

Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:

  1. Знакомство с видовым разнообразием часов . На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные). Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
  2. Знакомство со стрелками : часовой, минутной и секундной. Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
  3. Изучение веселых стихотворений о часах , рассматривание иллюстраций с разными часами.

Изучение времени

Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.

Макет делается постепенно по мере изучения часов:

  1. Ребенок знакомится с понятием «циферблат» , рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
  2. Знакомится с часовой стрелкой , узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
  3. Узнает, для чего нужна минутная стрелка , чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.

Далее понятие времени вводится постепенно:
  1. Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
  2. Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
  3. После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
  4. Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).


Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.

Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:

  • «Секундомер» . Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
  • «Минута» . Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
  • «Который час?» . Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
  • «Мой день» . Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
  • «Лото» . На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
  • «Дорисуй стрелки» . Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
  • «Спешат-опаздывают» . Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
  • «Сколько времени прошло» . Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
  • «Запоминай-ка» . Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.

С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».

Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение .

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.


Игра "Часы"

Игра «Часы» для детей нацелена на то, чтобы сконцентрировать внимание ребенка на игровых часах, на возможно долгое время и облегчить, тем самым, родительский труд. Ведь научить малыша правильно ориентироваться по часам, на самом деле, для родителей целое искусство. Мамочкам и папочкам приходится отводить достаточное количество своего времени, чтобы объяснять одно и то же обозначение по десять раз.
Игра часы онлайн – отличная тренировка памяти и внимания, а, главное, что включить ее можно в любой момент. Все это очень удобно. Когда малыш уже привыкнет к этой игре, то он сможет самостоятельно в неё играть, а также применять свои знания на практике с обычными настоящими часами.
Стоит отметить, что определение времени по часам – дается ребенку не сразу, но отчаиваться ни в коем случае не нужно. Постепенно, приложенные усилия дадут свои результаты.

Время играет очень важную роль в жизни людей, именно поэтому понимать часы мамочки и папочки должны приучать детей с ранних лет. Как говорится, чем раньше, тем лучше. Вашему вниманию предлагается игра «Часы» , которая поможет комфортно и в игровой форме объяснить ребенку азы определения времени, ведь всем известно, что детишкам все понятнее, когда им объясняют все необходимое в цветном игровом представлении.
Итак, изучаем время вместе, а, главное, с желанием и веселым настроением.

Первый тур игры включают в себя задание: «Правильно расставить цифры и стрелки на циферблате». В середине экрана циферблат, а таблички со стрелками и цифрами разбросаны вокруг него. Также есть небольшая подсказка, фигурки с цифрами и стрелками раскрашены в разные яркие цвета, а серединка циферблата выполнена в виде радужного сектора, каждый определенный цвет таблички подходит к своему сектору на часиках, в соответствии с той ячейкой, куда необходимо поставить табличку. Следует заметить, что и форма также табличек разная. Для чего все это сделано? Все очень просто, ребенку легче запоминать такие соответствия – форма – цвет. После того, как все цифры и стрелки расставлены правильно, на экране появляется весёлый человечек – часы, который оповещает о том, что все сделано правильно.

Учимся определять время по часам далее , попадаем во второй тур, где вашему вниманию представлен ряд из четырех ярких человечков в шляпках с грустным циферблатом вместо личика. Во втором блоке заданий необходимо правильно установить время на часах. Ниже человечков разбросаны стрелки с указанием определенного времени, которые необходимо вставить в подходящие циферблаты. После того, как стрелочки подобраны правильно, человечек улыбается. После правильного выполнения всего задания, также на экране появляется веселый человечек – часы.

В третьем туре необходимо установить время на человечках – часиках наоборот, то есть, даны таблички с временем: « 8 часов», « 12 часов», « 3 часа», « 5 часов», а ещё пустые таблички под часиками. Задача состоит в том, чтобы таблички с временем установить в пустые таблички, изначально определив время на человечке.

Четвертый этап заданий просит малыша определить, на каких из двух человечков – часиков сейчас восемь часов.

Следом идет пятый тур, состоящий уже из трех человечков, а определить необходимо одиннадцать часов.

Шестой этап включает в себя 4 человечка, а правильно указать надо два часа. Далее малышу уже предстоит сделать трудный выбор и хорошо подумать, ведь в следующем блоке заданий вниманию представлены уже целых пять часиков, а правильно выбрать время надо с указанием трех часов.

На последнем этапе предлагаются цветные часы, при помощи которых можно самостоятельно потренироваться с ребенком, нажимая на таблички: « + 1 ч», «- 1 ч», «+ 5 м», «-5м». С помощью этих клавиш можно выставить любое время на часах. Очень удобный тренажер, как для родителей, так и для малышей. На часиках вы можете потренироваться, обучая ребенка, во сколько ему нужно идти спать, кушать и так далее.

Всех родителей интересует вопрос, а когда же уже начинать обучение ребенка времени? Начнем с того, что к двум - трем годам детишки знают, что такое часы и для чего они необходимы в повседневной жизни. А знают, потому что вы должны им в этом возрасте объяснить необходимость наличия часов. Итак, главный ответ на вопрос – начинать обучение с малышом часикам требуется не ранее трех лет. Почему? Потому что, к трем годам ребенок должен неплохо уже уметь считать. До трех лет можно обучить определению времени года и суток. Самый главный совет для родителей – перед началом обучения, необходимо доступным, простым языком объяснить малышу, какие бывают виды стрелок (большая, маленькая), акцентируйте внимания ещё на том, что маленькую стрелку передвинуться заставляет большая и так далее. Самая большая и первая трудность будет состоять в непонимании ребенком того факта, почему, когда стрелка указывает на деление два, это означает десять минут.

Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

Когда начинать обучение?

Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.

С чего начинать обучение?

Понятия «сейчас» и «потом» можно объяснить на многих примерах. Для осознания достаточно несколько раз в течение дня с малышом таким образом: сейчас будем кушать, а затем пойдем гулять, сначала посмотри мультфильмы, потом поиграем.

Отмечайте с малышом признаки утра, дня и вечера, обговаривайте события, происходящие в это время. Планируйте вместе следующий день, вспоминайте события дня вчерашнего. Купите или нарисуйте красивый плакат, на котором будет изображен привычный распорядок дня.

Перед тем, как показывать часы ребенку, необходимо объяснить разницу понятий «день» и «сутки». Малыш должен осознать, что в сутках, кроме дня, ещё есть и ночь, и вечер, и утро. Разъяснить особенность времени идти только вперёд можно на детских фотографиях. Вот кроха ещё совсем маленький, вот чуть постарше, а на этой совсем большой. Невозможно снова стать младенцем и вернуть время назад.

Видео учимся понимать время по часам

Стрелки и циферблат часов

Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

Четверть и половина часа

Осознать взаимосвязь минутной и часовой стрелки сначала проще на целых числах. Объясните ребенку, что когда на циферблате минутная стрелка стоит на 12, а часовая указывает на определенную цифру, то времени ровно столько, сколько показывает короткая стрелка. Покажите на макете, как выглядит 1, 2, 3 часа. Переведите стрелку на другие показатели и спросите у сына или дочери, сколько времени.

Затем предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Вместе с малышом проговаривайте показания циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом половину и четвертую часть циферблата. Расскажите, передвигая стрелки на нужные деления, как выглядит «полдвенадцатого», «четверть второго», «без четверти три», или приведите другие примеры.

Время до и после полудня

Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.

Игры для закрепления материала

Чем меньше малыш, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для лучшего результата используйте игровые приемы:

  • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
  • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
  • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
  • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.
  • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
  • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
  • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
  • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
  • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
  • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
  • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.