Как выучить часы со стрелками. Развивающая игра для детей "часы"

У вашего маленького «почемучки» миллион вопросов каждый день, и рано или поздно он начнёт интересоваться, «куда девается день» и «откуда наступает ночь». Он понимает, что такое время. Это знак того, что в скором времени можно начинать учить малыша ориентироваться по циферблату часов. Давайте разберём, как научить ребёнка определять время по часам со стрелками. Чтобы карапузу было доступно для понимания, а у мамы и папы не возникала нужда пить валерьянку.

Когда начинать учить ребёнка ориентироваться во времени

Принцип начала обучения ориентироваться во времени по часам - умение ребёнка считать до 100. Или хотя бы до 60.

Это интересно. Лучше, если к школьному возрасту малыш уже будет неплохо понимать время: это поможет не только рационально распределять часы и минуты на выполнение домашнего задания, игры и т. д., но и поможет ему понять ценность времени.

Таким образом, ответить однозначно на вопрос, когда учить карапуза обращаться с часами, нельзя. Некоторые дети хорошо считают уже в 4–5 лет, а некоторые и в 6 могут путаться в порядке цифр. Но родителям не стоит тревожиться по этому поводу - такие разные возрастные показатели считаются вариантом нормы, так что смиритесь и проявите терпение, ведь без знания правил счёта понять механизм отсчёта времени нельзя. Кроме того, для понимания часов малыш должен:

  • уметь визуально различать цифры от 1 до 12;
  • понимать принцип счёта через 5-5, 10, 15, 20 и т. д.;
  • писать цифры от 1 до 12.

Для вашего чада всё это пройденный этап? Замечательно, можно начинать освоение понятия времени.

Как правильно объяснить, что такое время

Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.

Это интересно. Если в доме нет настенных часов, а все пользуются только телефонами и другими гаджетами для определения текущего времени, то научить малыша обращаться с часами будет очень проблематично.

Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени - дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.

Упражнения

  • Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
  • Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
  • Объясняем понятие «сутки». На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов. Из них половину - 12 - малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.

Как быстро научить пользоваться часами

Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.

Это интересно. В качестве образца можно воспользоваться старыми настенными часами.

Делаем тренажёр-часы

Инструкция:

  1. Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
  2. Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
  3. Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
  4. Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.

Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой

  1. Прежде всего, нужно пояснить ребёнку, что в часах очень важны две стрелки - часовая и минутная, которая и движет часовую. В некоторых моделях часов есть ещё секундная, которая тянет за собой минутную. Вот тут-то можно задать малышу вопрос «на засыпку»: какая стрелка, по его мнению, является главной. (Минутная, или, если есть, секундная, так как они тянут за собой остальные.) Такой образ будет уместен на этапе понимания малышом, что, когда минутная стрелочка, пройдя один круг, встанет на 12, один час завершится.

    Для обучения можно использовать готовые пособия

  2. Следующим важным этапом является объяснение «хода по часовой стрелке». Покажите малышу, что стрелки «ходят» исключительно по направлению слева направо, движение это идёт по кругу, и определено как «движение по часовой стрелке». Сопроводите эти объяснения демонстрацией того, как стрелочки проходят круг, установив их на 12.
  3. Далее можно осваивать целые временные значения. Для этого перемещайте часовую стрелочку по тренажёру и просите малыша назвать время. Это важно: двигайтесь только по направлению часовой стрелки, а её движение должно идти только вслед за минутной.

Узнаём, что такое час, минута и секунда

Последовательность разъяснений будет такой:


Выполнять все эти объяснения и делать упражнения нужно на действующих часах.

Упражнения:

  • Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
  • Учёт времени. Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее). Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.

Распознаём половину часа и 15 минут

Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час - это 60 минут, а значит, половинка часа - 30 минут. После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины - 15 минут.

Упражнения:


Разбираемся с шагом в 5 минут

Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.

Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам - напротив 1 ставим 5, напротив 2-10 и т. д.

Это интересно. Здесь не стоит спешить. Сначала нужно закрепить принцип движения минут по правой стороне циферблата, а уже затем переходить на левую.

Упражнения:


Это интересно. Педагоги не советуют вводить понятия «без пяти», «без четверти» до тех пор, пока малыш не научится хорошо определять время по часам.

Как научиться определять время в форме игры

Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:


Это интересно. Для тех деток, которые хорошо понимают время на электронных часах, изучить ход часов со стрелками поможет онлайн-игра «Изучаем время на часах»

Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.

Базовые умения

Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:

Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.

Формирование интереса

Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.

Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:

  • «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
  • «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
  • «Через 5 минут пойдем гулять».

Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:

  1. Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
  2. Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.

Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).

Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.

Знакомство с часами

Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:

  1. Знакомство с видовым разнообразием часов . На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные). Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
  2. Знакомство со стрелками : часовой, минутной и секундной. Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
  3. Изучение веселых стихотворений о часах , рассматривание иллюстраций с разными часами.

Изучение времени

Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.

Макет делается постепенно по мере изучения часов:

  1. Ребенок знакомится с понятием «циферблат» , рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
  2. Знакомится с часовой стрелкой , узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
  3. Узнает, для чего нужна минутная стрелка , чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.

Далее понятие времени вводится постепенно:
  1. Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
  2. Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
  3. После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
  4. Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).


Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.

Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:

  • «Секундомер» . Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
  • «Минута» . Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
  • «Который час?» . Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
  • «Мой день» . Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
  • «Лото» . На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
  • «Дорисуй стрелки» . Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
  • «Спешат-опаздывают» . Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
  • «Сколько времени прошло» . Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
  • «Запоминай-ка» . Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.

С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».

Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение .

Время - непрерывная величина, основа для измерения смены событий и продолжительности чего-либо. Это абстрактное понятие, которое даже взрослые люди не могут осознать до конца. Стоит ли говорить, насколько малышу, мыслительные способности которого только развиваются, трудно делать анализ? Перед родителями стоит вопрос: как научить ребенка понимать время по часам?

Опытные педагоги говорят, что это одна из самых сложных задач для детского ума. Придется потрудиться, чтобы помочь малышу усвоить такие определения, как часы, минуты и секунды. Эти знания ребенку необходимы, ведь ему придется жить в одном ритме с остальным сообществом, начиная с посещения школы.

Начинать знакомство с циферблатом можно в дошкольном возрасте , когда малыш уже умеет считать и готов воспринимать действия, связанные с числами. Оптимальный возраст - 6-7 лет.

Хорошо, если ребенок умеет вести счет до десяти, но для лучшего освоения желательно, чтобы он считал до шестидесяти. Иначе ему будет трудно объяснить, что в минуте шестьдесят секунд, а в один час состоит из шестидесяти минут.

Не обязательно ждать, когда малыш подрастет, ведь основу для развития можно закладывать с самого начала. Как научить ребенка определять время с раннего возраста ? Есть действенные способы, которые с успехом применяют многие родители.

Один из способов: озвучивать время, употребляя фразы, подобные этим: «в 2 часа пойдем гулять в детский парк»; «через 15 минут разрешим тебе посмотреть мультфильм»; «на часах уже 9 утра, пора просыпаться»; «нужно поставить пирог на 20 минут в духовку».

Второй способ поможет малышу не только понять, но и почувствовать время. Родители могут предложить ему за 10 минут съесть завтрак или за 3 минуты почистить зубы. Отсчет следует начинать по часам, показывая их ребенку. Так будет проходить первое знакомство с понятием времени и с таким устройством, как часы.

Способы обучения для дошкольников

Чуть позже возникает следующий вопрос: как научить ребенка определять время? Пора переходить к более конкретным знаниям.

  1. Для занятий нужно купить дошкольнику механические часы с циферблатом без стекла и крупными стрелками, которые без труда можно переводить. Как вариант, родители могут приобрести игрушечный будильник или самостоятельно смастерить большой циферблат из подручных материалов.
  2. Начинать тренироваться лучше на простых часах, с указанием основных цифр - 3, 6, 9 и 12.
  3. Следует объяснить ребенку, что короткая стрелочка - для определения часа, она ходит медленно, а длинная стрелка - для обозначения минут, она движется быстрее. Знакомство с секундами лучше оставить на потом.
  4. Прежде всего дошкольника знакомят с понятием целого часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая на любой другой. Переводя стрелки, взрослый озвучивает: «Это означает 9 часов, а теперь мы поставим указатели так, чтобы стало 12 часов». После чего ребенку предлагается самостоятельно передвигать стрелки на указанные цифры, определять и озвучивать результат.
  5. Как только малыш освоит деятельность самого простого циферблата, можно переходить к часовому механизму с полным набором чисел - от 1 до 12.
  6. Следующий этап: знакомство с понятием половины часа, когда минутная стрелка стоит на цифре 6. Если дошкольник хорошо усвоил предыдущие уроки, он легко справится и с этой задачей. Взрослый может выставить указатели на нужных числах и попросить ребенка ответить на вопрос: «Сколько времени на часах?» Можно сказать - половина первого, а можно - 12 часов 30 минут. Малышу понятнее и легче будет освоить второй вариант, к тому же он более правильный. На этом этапе может возникнуть трудность: когда часовая стрелка стоит между двумя цифрами, ребенку сложно правильно определить время. Но эта проблема преодолима, если малыш понимает значение слов «до» и «после». Главное, простым языком объяснить дошкольнику, что стрелочка стоит на половине пути к следующей цифре, а значит нужно назвать предыдущее число и добавить к нему 30 минут.
  7. Придется потратить больше времени, чтобы научить ребенка определять по часам минуты. Здесь не обойтись без умения считать. Стоит заняться с дошкольником решением математических примеров. Для того, чтобы он, глядя на часы, смог называть 5, 10, 15, 20 и так далее минут, нужно уделить внимание задачам на прибавление с числом «5». Для лучшего освоения лучше учить малыша правильно говорить время. Например, «8 часов 40 минут», а не «8.40» или «без двадцати девять», - такие определения более сложные для восприятия.

Как закрепить пройденный материал?

Важно продолжать обучение, применяя полученные знания в повседневной жизни. Если раньше родители сами определяли время для тех или иных дел, то теперь хорошо бы это поручать ребенку. Можно сказать: «В 10 часов 20 минут нам нужно собираться на прогулку. Скажи, когда наступит это время». Или: «Через 10 минут мне нужно доставать торт из духовки. Посмотри, когда это будет и напомни мне, пожалуйста».

Можно придумать вопросы, которые помогут определить, насколько хорошо дошкольник ориентируется по часам.

  • Который сейчас час?
  • Было 11 часов, сейчас 11 часов 40 минут. Сколько времени прошло?
  • Папа вернется с работы в 8 часов вечера. Посмотри на часах, сколько времени осталось до его прихода?

Дети любят получать знания в игровой форме . В магазинах детских игрушек можно найти развивающие наборы с яркими игрушечными часами и перечнем заданий, выполняя которые, малыш будет запоминать последовательность расположения цифр, в какую сторону движутся стрелки и так далее.

Обучение должно проходить по принципу: от простого к сложному; от основ к более мелким деталям. Пройдет время, и ребенок сможет решать другие задачи. Освоит значение секундной стрелки, узнает, что в сутках 24 часа, а значит правильнее говорить не 10 часов вечера, а 22 часа, перестанет округлять минуты.

Главное, что должны помнить родители: не стоит оказывать на малыша давление. Чтобы ребенок учился охотно, важно проявлять любовь и большое терпение.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.



- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.



- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.


Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).


Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.


7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.

С ростом ребенка наступает момент, когда ему просто необходимо понимание времени, а точнее – умение определять время по часам со стрелками. Часто родители сталкиваются с проблемой в этот период, ведь не знают, каким образом помочь своему ребенку с решением этого сложного дела. Перед началом такого обучения необходимо подготовить ребенка, для чего желательно выполнить следующие пункты:

научить малыша счету до 60;

четко сформулировать понятие половины и четверти (поможет при обучении пониманию часов);

не лишним будет обучение чада таблице умножения на 5.

Научить ребенка понимать время по часам без знания этого материала будет весьма сложно, и потребует больше времени.

Начинать необходимо с самых простых заданий, после чего постепенно повышать их сложность. Не желательно делать затяжные перерывы в обучении до того времени, пока малыш не сможет самостоятельно нормально разбираться в часах. Однако не нужно делать обучение очень интенсивным, ведь ребенок будет быстро уставать и очень скоро вовсе утратит какой-либо интерес к этому процессу.

Сегодня объяснить ребенку время на часах стало на порядок проще, ведь этому способствует развитие современной техники, появление специальных обучающих видео и увлекательных компьютерных и реальных игр.

Если вы уверенны в том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться ориентироваться по часам, то следует запомнить еще несколько простых правил:

для обучения лучше использовать большие часы, с которых предварительно будет удалено стекло (это обезопасит малыша и позволит ему самостоятельно передвигать стрелки);

начинать объяснение с пояснения разницы между стрелками часов;

лучше первым делом объяснить принципы действия минутной стрелки, задавая попутно вопросы на понимание;

используйте рисунки, данный процесс значительно ускорит процесс обучения;

пишите время возле нарисованных часов – получите двойной эффект, таким образом ребенок будет не только узнавать время, но и повторять числа.

Использование каждого из этих пунктов позволит значительно облегчить процесс, что важно, как для вас, так и для вашего чада.

Обучение с помощью рисования

Научить ребенка пользоваться часами можно используя рисование. Для этого достаточно просить ребенка делать рисунок часов, которые будут показывать то или иное время. Параллельно с этим необходимо рассказывать о принципе действия часов.

Еще одним вариантом того, как научить ребенка определять время по часам с помощью рисования является распределение времени. Для этого с помощью определенного цвета выделить несколько временных периодов, когда малыш занимается определенными делами. После этого нужно объяснить чаду особенности времени и предложить ему оставшееся без дел время распределить самостоятельно, предварительно посчитав сколько его осталось.



Можно сделать несколько подобных заготовок и использовать их для ежедневных занятий.

От большого к малому

Чтобы объяснить ребенку время на часах лучше всего использовать большой механизм. Лучше предварительно снять с него стеклянные элементы, чтобы ребенок имел доступ к стрелкам. Прежде всего необходимо показать ребенку часовую стрелку – самую короткую, и объяснить значение этого элемента конструкции. Дальше, чтобы ребенок смог ориентироваться по часам, переходим к изучению минутной стрелки. Здесь важно пояснить малышу, что один час равен 60 минутам. По аналогии знакомим с последней – секундной стрелкой.


Начинать обучение лучше из понятий целого часа, потом перейти на половину часа, четверти, пятиминутки, и лишь в конце изучать минуты по отдельности в составе часа.

Используем конструктор

Чтобы научить малыша узнавать время по часам можно использовать конструктор. С помощью, например, значительно проще объяснить почему в часе 60 минут. Для этого необходимо взять 60 мелких деталей, и соединить их по 5 штук. На листе бумаги необходимо нарисовать циферблат, разложив конструктор между цифр. Это будет иметь приблизительно такой вид:


Ориентироваться во времени таким образом ребенку станет значительно легче, что ускорит процесс его обучения.

Заинтересовать ребенка онлайн-игрой

Современные технологии позволяют использовать для. Специально для этого разработано множество мини-игр, которые ориентированы на познание того или иного предмета. Теперь можно не переживать о том, как быстро научить ребенка времени по часам.

Достаточно простая игра, которая поможет быстро получить необходимый эффект. Перед вами откроется циферблат и панель управления стрелками, что позволит быстро объяснить крохе все основные понятия и приступить к обучению. Ребенок сможет самостоятельно сдвигать стрелки на 1, 5, 15 минут или же сразу на час. Вам необходимо лишь корректировать процесс, и в случае необходимости помогать чаду распознавать время по часам.

Простая, но вполне удобная для обучения игра, которая к тому же, показывает реальное время. Так можно показать малышу ход секундной стрелки, перемещение минутной и часовой. Есть возможность самостоятельно выставлять любое время, для этого предусмотрены специальные красные (перемещают время назад) и зеленые (вперед) кнопки с разными временными интервалами. Есть и поле в котором можно посмотреть цифровое время, что позволит ребенку более верно определять выставленные на циферблате показатели.

Разбираться во времени с такими играми чаду станет намного проще, и уже через несколько дней кроха сможет делать это самостоятельно.

Также можно пойти другим путем и использовать видео-урок о том, как научить ребенка понимать по часам со стрелками.

Видео-урок для детей: как понимать время по часам

Эффективные упражнения на закрепление навыков

Ребенок быстрее запомнит все необходимое и будет знать время по часам, если регулярно просить выполнять его несложные действия. Достаточно спрашивать его когда он проснулся, когда начинается его любимый мультфильм, попросить подсказать который сейчас час.

Любое действие можно связать со временем, и необходимо регулярно просить ребенка назвать время. Этого будет достаточно, чтобы спустя несколько дней или недель малыш безошибочно ориентировался во времени.

Помните, занятия не должны утомлять кроху. Если ребенок не проявляет желания обучаться пониманию времени, лучше перенести занятия на несколько недель.


Еще из блога:

Расскажите о нас вашим друзьям в социальных сетях:

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет. Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа. Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий. В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время. Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Основные этапы обучения ребёнка

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов. Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа. Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5. После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее. Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей . Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:


Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.

1:1156 1:1166

Как научить ребенка определять время по часам?

1:1267

Время - понятие абстрактное и малышам сложно понять, о чем мы толкуем, когда пытаемся объяснить, что такое минуты и часы.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?

Малышу сложно будет сразу понять часовой механизм. Поэтому процесс знакомства со временем проще разделить на несколько этапов, начав не с минут и часов, а с более длительных временных промежутков:

2:823 2:833

1. Учимся ориентироваться во времени суток

2:926


3:1431 3:1441

Утро, день, вечер, ночь - составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.

2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего

3:120


4:625 4:635

Вчера, сегодня, завтра - следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов)

3. Знакомимся с временами года

4:79


5:584 5:594

Понимание времен года - еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.

5:1078 5:1088

4. Новые знакомые: час, минута, секунда

5:1172


Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда - это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков - это минута. Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем - 10 минут, рисуем - 20 минут. Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.

6:872 6:882

5. Который час?

6:923


7:1428 7:1438

Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие).

7:1607

Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая - часы. Быстрая бегущая стрелочка - это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг - прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 - ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 - полчаса). Следующий шаг - освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры - подсказки (1 - 5 минут, 2 - 10 минут, 3 - 15 минут, 4 - 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»

6. Осваиваем электронные часы

7:78


8:583 8:593

После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.

Окружающий мир для ребенка - это захватывающая сказка, полная приключений, волшебства, неожиданностей. Он быстро осваивается в нем, учится понимать основные законы и правила. Родители больше обращают внимание на такие интеллектуальные навыки малыша, как логическое мышление, развитие речи, обучение письму или чтению. Но очень важно также научить ребенка ориентироваться во времени, понимать, что такое минуты, сутки. Для этого отлично подойдут обучающие часы, которые вы можете купить на нашем сайте.

Когда стоит покупать обучающие часы?

Что такое время, ребенок уже уверенно знает в 1-2 года. Но пока для него это просто круглая тарелка со стрелочками на стене, которая весело тикает. Он узнает будильник на картинке в книжке, любит играть, надевая на ручку папины блестящие часики. Но ориентироваться по ним пока не умеет. Когда стоит их покупать и как правильно учить его определять время?

Нет одного универсального метода. Многие малыши уже в 1-1,5 года интуитивно понимают последовательность событий (утром мы встаем и идем в садик, а играть можно будет после обеда; папа приходит вечером, когда уже солнышко зашло). Но что такое минута или другая единица времени, они не знают. Они не ассоциируют те или иные события в своей жизни с конкретным временем. Это пособие для них может стать просто очередной красивой, но непонятной игрушкой.

Как видит время малыш? "Когда мы гуляли с мамой в парке, я видел голубя", "Я расстроился, когда Саша ушел домой раньше всех". Начинать знакомство с обучающими часами нужно тогда, когда малыш уже понимает и использует другие временные категории:

  • "до" и "после" (я встаю, мама готовит завтрак, а потом мы идем в садик, после сна меня забирает папа, после купания я смотрю мультик);
  • утро, вечер, день, ночь;
  • дни недели, времена года.
Конечно, рассказывать о времени суток нужно тогда, когда ребенок уже умеет считать до 12. Обучающие часы имеют две стрелки, но знакомство с минутами можно пока отложить.

Обучающие часы для самых маленьких: как работать с малышами

Проще всего ребенок воспринимает время, если у него есть определенный распорядок дня. Вы можете использовать обучающие часы для малышей как игру. Сначала изучите циферблат, найдите все знакомые числа. Попросите ребенка провести пальчиком от 1 до 12, называя их по порядку. Спросите, куда будет бежать стрелка. Направление движения стрелки запомнить непросто, но после этого дело пойдет на лад.

Играйте с обучающими часами, используя только одну, меньшую стрелочку. Пусть ребенок просто запоминает, где размещаются цифры, и учится их называть (стрелка на 3 - три часа, время полдника!).

Следующая задача - помочь ему понять течение времени. Поставьте стрелку на восемь. Это утро. Сейчас наш малыш проснется. Уже через 30 минут он должен быть в садике. Когда это будет? Поверните стрелку. А через три-четыре деления будет обед. Как пробежать стрелкой?

Работать с минутными стрелками можно уже в 4-5 лет, если дошкольник хорошо знает числа и понимает, как идет время, почему двенадцать - это и полночь, и полдень. Такое пособие станет для вас отличным помощником в этом непростом деле.

В нашем интернет-магазине вы можете купить обучающие часы для самых маленьких, настольные игры с ними, календари природы, материалы для изучения дней недели. Ассортимент товаров очень большой, выбрать полезные пособия для своего малыша здесь сможет каждый.

Как научить ребёнка часам и времени?

Обучение детей часам и времени можно начинать задолго до школы. Научить ребенка пользоваться часами не сложно, если он знает цифры, и вы готовы проявить терпение и уделить ребенку внимание.

Для того, чтобы ваш ребёнок понял, как пользоваться часами с циферблатом, нужно посвятить этому, как минимум, несколько занятий.

1. Во время ежедневных бесед с ребёнком упоминайте о времени. Желательно, это начинать делать задолго до ваших первых занятий, обучающих времени и часам. Прежде чем объяснять ребенку, как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Таким образом, ваш ребенок свыкнется с мыслью, что существует способ измерения времени.

2. Сделайте или купите большие часы в виде циферблата с подвижными стрелками. Повесьте этот циферблат в детской комнате, чтоб ребенок привыкал к часам и играл всегда, когда у него появится желание.

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

3. Помогите ребёнку найти взаимосвязь чисел и часов. Показывайте ему на циферблате знакомые цифры и называйте время, например, «5 часов». Не старайтесь сразу давать малышу сложные понятия о часах и минутах, ему пока хватит и этих понятий, на первое время. Пусть минутная стрелка стоит на 12 часах, а вы показывайте малышу часовую стрелку, обучая его правильно говорить, сколько часов он видит на циферблате

.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Закрепить полученные навыки можно в игровой форме.

Предложите ему прожить день понарошку. Устанавливайте на циферблате час за часом и комментируйте: к примеру, 9 часов - пора завтракать, 1 час дня - пора обедать и т.п.

- Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

- Определи который час?

Отметь часы, которые показывают правильное время.

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

- Определи какие часы спешат, а какие опаздывают, нарисуй часовую стрелку.

Предложите ребенку самому устанавливать часы и спрашивать вас, который час.

4. После того как ребенок научится определять время с помощью маленькой часовой стрелки, можно приступить к обучению понятия минуты. Попросите ребенка показать минутную стрелку. Объясните сколько минут показывает стрелка находясь на той или иной цифре циферблата. Если о на находится на 12, это значит ровно, если на 6, это значит половина. Сложности могут возникнуть с пониманием того, почему находящаяся на цифре 3 стрелка обозначает 15 минут. Для того чтобы устранить эту проблему, под каждой стандартной цифрой игрушечных часов напишите количество минут, над цифрой 2 - 10 минут, над цифрой 3 - 15 минут и т.д..

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Поиграйте в игры на закрепление минут.

Ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также, как показывают время настенные часы. При этом называет полностью "Который сейчас час". Например: 08.40 - восемь часов сорок минут; 06.25 - шесть часов двадцать пять минут

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

5. После того как ребенок усвоит и научится определять время используя и часовую и минутную стрелку, вы можете научить ребенка употреблять такие выражения как:

09.15 - пятнадцать минут десятого (это 15 минут после девяти)
08.50 - без десяти минут девятого (это 10 минут до девяти)
10.30 - половина одиннадцатого

6. На некоторых циферблатах есть и третья стрелка, которая постоянно движется. Она называется секундной и обозначает секунды. Секунда - это миг, хлопнули в ладоши, прошла секунда. Посмотрите вместе на секундную стрелку, хлопайте каждую секунду. Круг закончился на 60, прошла минута. 60 секунд - это 1 минута.

7. Часы должны быть постоянно в поле зрения малыша. Привлекайте внимание ребенка к часам, что бы вы ни делали с малышом: во время завтрака, игр или прогулки. Общаясь с малышом, всегда проговаривайте время, к примеру, скажите ему, с какого и по какой час ему можно играть. Покажите время на игрушечных часах и попросите ребенка сравнить с изображением на настоящих.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"? "Время ни за какие деньги не купишь"?

Выполняем задания на закрепление.