Ребенок умер на уроке физкультуры. «Родители убивают детей нашими руками»: разбираемся в череде смертей на уроках физкультуры

16 апреля в школе Екатеринбурга во время первого урока физкультуры . После пробежки трех кругов преподаватель дал команду восстановить дыхание, и девочки шли шагом. Одна из них неожиданно упала лицом на пол. Учитель подбежал, перевернул ее лицом вверх, увидев, что ей плохо, вызвал скорую помощь. "Неотложка" прибыла через 15 минут, но ребенок скончался до прибытия медиков.

3 декабря в Йошкар-Оле в спортзале гимназии имени Сергия Радонежского во время урока физкультуры , конструкция которых не предусматривает возможность сделать их неподвижными. В результате девочка получила тяжелую травму головы, несовместимую с жизнью. Прибывшая на место происшествия бригада скорой помощи констатировала ее смерть.

20 сентября ученик восьмого класса в школе на Лукинской улице на западе Москвы. Мальчику стало плохо во время эстафеты, его доставили в больницу, но спасти ребенка не удалось. В качестве причины смерти назывались проблемы с сердцем. Родственники ребенка отмечали, что он не страдал заболеваниями, которые могли бы повлечь остановку сердечной и дыхательной деятельности из-за физических нагрузок.

В конце сентября на уроке физкультуры в школе села Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области . Прокурорская проверка показала, что девочка дважды (в марте и мае 2012 года) проходила обследование в Нововоскресеновской участковой больнице. По рекомендации медиков, она должна была заниматься спортом в специальной группе, но врачи не разъяснили должным образом ребенку, что ей противопоказаны серьезные физические нагрузки.

17 апреля 15-летний учащийся средней школы города Орла , проходившем на открытом воздухе. Преподаватели вызвали "скорую помощь", в машине которой подросток скончался, не приходя в сознание.

11 октября в одной из школ Екатеринбурга десятилетняя ученица четвертого класса. После разминочной пробежки по спортзалу девочка почувствовала себя плохо и через непродолжительное время после этого скончалась. Девочка в спецгруппе по физкультуре в связи с какими либо заболеваниями не состояла. Ее .

22 сентября в поселке Хотынец Орловской области во время урока физкультуры . От полученных травм она скончалась.

19 марта из средней школы поселка Знаменский Ивантеевского района Саратовской области была госпитализирована ученица шестого класса с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибами, полученными на уроке физкультуры. 22 марта девочка скончалась в районной больнице.

9 марта в оренбургском селе Днепровка после бега на лыжах на уроке физкультуры скончался больной патологией сердца пятиклассник. В качестве разминки 11 учеников должны были пройти два три круга на лыжах. Потерпевший прошел 400 метров, и ему стало плохо. Учитель на руках донес ребенка в школу, где тот потерял сознание. Приехавшая бригада врачей "скорой помощи" констатировала смерть ребенка. Согласно результатам судебно медицинского исследования, причиной смерти мальчика стала острая сердечная недостаточность.

В школе отсутствовал медицинский кабинет и не было медработника, в связи с чем учащиеся были необходимую первичную медицинскую помощь. Погибший мальчик был допущен к занятиям физкультурой, несмотря на то, что ему был поставлен диагноз "порок сердца".

17 февраля во время урока физкультуры один из учеников средней школы в Омске после занятий на турнике потерял сознание . Несмотря на попытки оказания ему медпомощи силами школьной медсестры и вызванной бригады "скорой помощи", 17-летний подросток скончался.

19 января 17-летний студент профтехучилища в Подмосковье скончался на уроке физкультуры . Молодому человеку стало плохо, он потерял сознание. Несмотря на проводимые преподавателем и прибывшим по вызову врачом "скорой помощи" реанимационные мероприятия, учащийся умер. Причиной смерти подростка стал врожденный порок сердца. В 2004 году он перенес операцию.

15 ноября в Елизаветинской станице города Краснодара 17-летний учащийся школы после занятий физкультурой скончался в раздевалке . Потерпевший страдал врожденным пороком сердца, о чем было известно работникам школы, в связи с чем приказом директора школы он был освобожден от занятий физической культурой.

9 сентября в гимназии города Туапсе во время урока физкультуры скончался 16-летний школьник. По данным следствия, ученик страдал врожденным пороком сердца. Мать школьника принесла справку в школу накануне, был подписан приказ об освобождении ученика от уроков физкультуры. Утром учитель еще не видел этого приказа, поэтому допустил мальчика к занятию.

18 декабря учащийся первого класса школы города Зеленоградска Калининградской области потерял сознание во время разминки на уроке физкультуры и умер в машине "скорой помощи" по пути в больницу.

21 мая ученица пятого класса калининградской школы умерла во время урока физкультуры . Еще во время разминки девочка почувствовала себя плохо, однако продолжила упражнения.

3 февраля в одной из школ Архангельска во время урока физкультуры умер семиклассник . Трагедия произошла в самом начале урока, когда ребята только начали разминку и двигались шагом по спортивному залу. Неожиданно мальчик упал и потерял сознание. Вызванная бригада "скорой помощи" не смогла спасти подростка. Некоторое время до этого мальчик состоял на диспансерном учете по поводу легочного заболевания.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Во вторник, 17 октября, еще один ребенок умер на уроке физкультуры. В Красноярске во время бега стало плохо 10-летнему мальчику, и он скончался предположительно от сердечной недостаточности. Это уже как минимум третий случай в начавшемся учебном году. В прошлом, согласно данным Минобрнауки, на уроках физвоспитания погибли 211 школьников. Об этом на прошлой неделе сообщила глава ведомства Ольга Васильева.

Проблема вышла на федеральный уровень, однако внятных механизмов ее решения пока предложено не было. Поэтому НСН провела 17 октября пресс-конференцию, в которой приняли участие глава Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля Москвы, Наталья Назарова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова и сопредседатель Национального родительского комитета Юрий Оболонский.

ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ?

Эксперты назвали несколько уровней проблемы детской смертности на уроках физкультуры. Это и нехватка высококвалифицированных преподавателей, и завышенные требования к учащимся с точки зрения физической подготовки, и отсутствие во многих школах штатного медработника, который бы следил за здоровьем детей, и несоответствие требованиям безопасности спортивных снарядов. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова также обратила внимание на личную ответственность учителей.

«Мы требуем, чтобы учителя несли ответственность за жизнь и здоровье наших детей. Что бы ни случилось с ребенком в школе, виноват либо учитель, либо директор», — подчеркнула она в ходе пресс-конференции в НСН , оговорившись, что спрашивать с педагогов можно лишь в том случае, если они располагают всей полнотой информации о здоровье детей.

По словам Мишоновой, на Западе перед зачислением ребенка в образовательное учреждение его родители «заполняют пятистраничный формуляр», сообщая педагогам все необходимые сведения.

В России подобная практика наталкивается на положения закона о защите личных данных. Наличие юридического казуса уже осознали в парламенте, заверил НСН зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс . По его словам, он и его коллеги уже «начали думать в этом направлении».

«Учителя физкультуры не имеют данных о здоровье детей. Нужно решить этот вопрос, чтобы не было разглашения персональных данных. Но при этом, чтобы учитель мог работать. Прежде, чем учителя обвинять, мы должны дать ему в руки все, чтобы он работал с открытыми глазами. Чтобы он подбирал индивидуальные программы сообразно здоровью каждого ребенка. Сейчас таких данных нет, поэтому учителя просто выполняют нормативы», — посетовал сенатор.

ВОПРОС С ВРАЧАМИ

Коллега Кресса, первый зампред того же комитета Совфеда Лилия Гумерова считает, что выходом из правовой коллизии может стать возвращение в учебные заведения врачей, которые бы по согласованию с родителями представляли в школах интересы детей. Она напомнила, что похожая практика имела место в советское время.

«Была школьная медицинская сестра, был школьный врач. Возвращение врача в школу, в крайнем случае, детского фельдшера — это требование времени. Пока ребенок в школе, педагог вполне может представлять его интересы с согласия родителей. В начале года родитель мог бы подписывать документы, в которых бы предупреждал об особенностях развития своего ребенка. Когда ребенок прикреплен, он делается по-настоящему родным. А сейчас мы не видим состояния здоровья детей, все это — секретная информация», — пояснила собеседница НСН .


Кроме того, Гумерова считает, что школам можно доверить проведение некоторых видов медицинского обследования детей. Препятствием для этого сейчас выступает неопределенность статуса медработника, который работает в учебных заведениях. По словам сенатора, сейчас врачи неохотно идут в школы, потому что теряют часть льгот.

«Чтобы исправить это, даже законодательство менять не нужно, надо поправить внутриведомственные нормативные акты. Чтобы врач оставался врачом, был прикреплен к медицинскому учреждению, просто свой функционал выполнял в школе. Врач, прикрепленный к поликлинике, мог бы работать в учебном заведении. С той же хорошей зарплатой, не теряя всех выслуг, всех льгот», — пояснила парламентарий.

Как указал НСН Виктор Кресс, ситуация усугубляется тем, что на таких медиков не распространяются и меры соцзащиты, полагающиеся педагогам.

«Многие льготы, которые есть у учителей, не распространяются на медицинских работников», — отметил он, также высказавшись за возвращение врачей в образовательные учреждения.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Поддерживает возвращение врачей в школьные штаты и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Был бы в школе медицинский работник, ребенок мог бы обратиться, попросить освобождение от физкультуры. Сейчас, чтобы получить освобождение, нужно попасть в поликлинику. Это сделать нелегко. Поэтому нужно вернуть медицинских работников в школы. Они бы и текущие вопросы решали, и занимались бы профилактикой, и, кстати, следили бы за режимами нагрузки детей — возрастными и по здоровью», — рассказал он в беседе с НСН .


Отдельной проблемой, добавил депутат, выступает в целом невысокий уровень здоровья школьников. «У нас все дети в школе делятся на три группы здоровья. Так вот на первую, здоровых и практически здоровых, приходится меньше 20 процентов», — отметил Онищенко.

В силу состояния здоровья дети не выдерживают требований для сдачи нормативов, признала Лилия Гумерова.

«Нужно посмотреть нормативную базу, которую дети должны выполнять. Нам пора признать, что значительно изменилось состояние здоровья детей. Для многих их них не под силу выполнить требования, чтобы иметь «четыре», «пять» по физкультуре. Почему у нас огромное число детей всеми правдами-неправдами пытаются взять освобождение от физкультуры. Очень многие дети имеют пограничное состояние здоровья, без инвалидности, но с хроническими заболеваниями. Это категория ограниченных возможностей. Дети боятся физкультуры. Они не хотят идти на физкультуру. Первое, что нужно сделать — это пересмотреть программу проведения уроков физкультуры», — подчеркнула сенатор.

Также она призвала пересмотреть требования к подготовке преподавателей, пересмотреть методику преподавания физической культуры, которая должна быть интересной. По словам Гумеровой, все эти предложения в ближайшее время станут предметом обсуждения профильного комитета верхней палаты совместно с представителями Минобрнауки и Минздрава.

А придумывать какие-то новые формы ответственности, наказания педагогов необходимости нет. Как резонно отметил в беседе с НСН Геннадий Онищенко, ответственность для них есть и так. И если произошла трагедия, должны разбираться следственные органы. «Они найдут, кого и за что наказывать», — заключил бывший главный санврач страны.

Сергей Подосёнов

Уроки физкультуры в школах становятся смертельно опасными для наших детей. Шокирующее заявление сделала сегодня министр образования. За прошлый учебный год в России в школьных спортзалах погибли более двухсот учеников. Процент несчастных случаев в этой статистике ничтожен - дети умирают из-за проблем со здоровьем и при полном попустительстве взрослых.

Баскетбольный матч для школьных команд был очень важен. Борьба, накал, все было по-взрослому - судьи, учителя, болельщики. Кто бы мог подумать, что эту игру остановит смерть. 16-летний подросток умер сразу после игры. И таких трагедий сотни. Министр образования Ольга Васильева сегодня озвучила страшные цифры: на уроках физкультуры за год погибли 211 детей и не от физических травм, а от хронических заболеваний.

Фактически с учетом школьных каникул мальчики и девочки умирали каждый день на предмете, который должен укреплять их здоровье, а не наоборот. Почему такое большое количество детских смертей на уроках физкультуры? По всей видимости, это преступная халатность родителей, учителей и врачей. Некоторым родителям иногда важней просто получить медицинскую справку без обследования, а чтобы не тратить время в очереди на диспансеризацию, справку просто покупают. Массовый случай нарушений, когда больным детям ставили диагноз "здоров", обнаружили следователи в Курганской области.

Такая халатность рано или поздно приводит к трагедии. Во Владимире 15-летний школьник скончался на турнире по боксу, притом что у него была серьезная травма, с которой бокс для него должен был быть под запретом, но врачи то ли не заметили проблему, то ли сам спортсмен ее скрыл. Педагоги говорят, нет единой базы, где черным по белому написано все о здоровье школьников. Тогда бы можно было их распределять по группам и давать соответственные нагрузки.

К тому же отсутствие в школах медицинских работников приводит к тому, что в экстренном случае первая помощь оказывается непрофессионально, либо медики просто не успевают. Учителя физкультуры, которые несут ответственность за все, что происходит у них на уроках, оказываются в сложном положении, ведь без справки с диагнозом больной ребенок выполняет те же упражнения, что и здоровые дети, и от чрезмерной нагрузки детское сердце не выдерживает.

По данным врачей, современные дети и подростки часто страдают хроническими заболеваниями, но зачастую сами скрывают свои болезни. Ведь модно быть здоровым и носить значок ГТО. В школьной среде с освобождением от физической нагрузки можно запросто стать изгоем. Вот и приходится нездоровым детям скрывать свои проблемы, а как показывает статистика, это смертельно опасно.

Рассказывает врач выс-шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами - как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет-ским садом) и 6-7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования - эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование - суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем - 3-5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант - взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу - состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема - особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд-це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно - сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Какое давление у детей - норма?

Давление нужно измерять в спокойной обстановке через час после еды и физических нагрузок.

Что должно насторожить родителей

  1. Посинение носо-губного треугольника и области вокруг глаз - это признак ухудшения венозного оттока и недостаточного насыщения крови кислородом.
  2. Боли в области сердца, лопатки, в левой руке.
  3. Стойкая гипотермия - пониженная температура тела.
  4. Одышка, которая возникает из-за застоя крови и кислородного голодания.
  5. Холодные ладони и стопы.
  6. Усталость после физической нагрузки - ребёнок присаживается, вздыхает, жалуется на сердцебиение.
  7. Обмороки.

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, заведующая отделением детской кардиологии Детской городской клинической больницы им. Башляевой Инна Трунина :

С каждым годом становится всё больше детей-гипертоников. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией, и дети с болезнями почек и эндокринными заболеваниями, при которых происходит выброс адреналина, повышающего давление. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей. Среди прочих факторов риска - алкоголь и курение (в РФ курят 40% юношей и 7% девушек).

Нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу. Начальные формы детской гипертонии выправляются немедикаментозно. Результатов можно добиться, если нормализовать вес ребёнка, режим дня (школьнику нужно высыпаться, он не должен уставать, перевозбуждаться) и питание. Очень важно подобрать подходящие физические нагрузки. Самые хорошие результаты дают кардиотренировки (быстрая ходьба - ежедневно 30-40 минут, плавание, равнинные лыжи, велосипед).

А вот силовые тренировки детям с гипертонией абсолютно противопоказаны. Если эти меры не дают результатов - назначаются препараты, дозы которых подбираются индивидуально, а отменяются только врачом.

Наиболее часто повышение артериального давления беспокоит детей в подростковом возрасте (13-16 лет). Нормы давления у детей варьируются в зависимости от возраста, веса (у полных детей давление выше), роста (у невысоких детей давление ниже) и пола (у мальчиков давление выше, чем у девочек). У детей до 14 лет в среднем давление не должно превышать 120/80 мм рт. ст., у более старших - 135/85 мм рт. ст.

Статистика, объявленная главой Минобрнауки, поразила многих пользователей социальных сетей. «211 детей за год в России погибли на уроках физкультуры. Не от терактов, не от бомбардировки, а просто в школе на уроке физкультуры», – удивляется на своей странице в Фейсбуке Шамиль Гадисов. Его реакцию разделяет Ольга Степаненко: «211 детей! На минуточку, это нормальная численность одной сельской школы. Представьте, за год умерла одна школа. Была-была и вдруг не стало».

«Это все что нужно знать о школе сегодня, – считает врач одного из медицинских центров Анна Злобина. – Мне приходится смотреть много школьников и писать рекомендации по занятиям физкультурой. Очень многим детям нужна ЛФК-лечебная физкультура. Раньше это было на базах детских поликлиник. Теперь только платно и еще нужно найти, где есть и еще туда доехать после уроков. Тупая бессмысленная физкультура вместе со своими нормативами, отнимающая время, здоровье и даже жизнь. А ведь можно было бы организовать все это с пользой для детей. И если ребенок посещает профессиональную спортивную секцию, ему на физкультуре в школе делать нечего, эти часы он проводит впустую».

«Новость – кошмар, – пишет Марта Чуйченко. Она вспоминает, как для нее урок физкультуры закончились травмой и многомесячным лечением, – Не понимаю чиновников, которые принимают единые стандарты для школ по физкультуре. Не понимаю учителей, которые заставляют учеников выполнять программу. После урока в девятом классе, несколько месяцев проходила с воротником Шанца, потому боялась отказаться делать кувырки из-за плохой оценки и уже и так сложившейся репутации неспортивной девочки. На выпускном единственной четверкой (“скажи спасибо не три”) в дипломе была физкультура. После окончания школы отношения со спортом по понятным причинам не складывались долгое время. И после этого говорят, что развивают в стране физкультуру и спорт?»

Ирина Анюхина считает , что уроки физкультуры не учитывают состояние здоровья современных подростков.

«Данных о здоровье ребенка у учителя нет, а нормативы – есть! И от учителя требуют их выполнения! Может, пора уйти от нормативов, которые, кстати, много лет не менялись и не учитывают состояние здоровья современных детей, а сделать уроки физкультуры действительно уроками культурных занятий подвижными групповыми играми или индивидуальными физическими упражнениями по возможностям и интересам детей? А то ведь ГТО уже скоро обяжут пенсионеров сдавать..».

Даниил Александров уверен , что причина смертей на уроках не в защита персональных данных детей, а в том, что «физруки не интересуются их здоровьем, а врачей в школах нет, и даже помощь оказать некому».

«Когда я учился в третьем классе, никакой защиты персональных данных не было. Я был не очень спортивным мальчиком, в первую очередь из-за полного равнодушия к физическим радостям. Бегал на троечку, чтобы не трогали. Но однажды физрук вместе с одноклассниками как-то обидно меня поддели, и я побежал 2 км вокруг Опочининского садика на пятёрку. И пробежал. На финише меня вырвало. Меня отправили в медкабинет, и я там вырубился. К счастью, тогда не было не только персональных данных, но и ненужного паникёрства. Медсестра привела меня в чувство и отправила домой. Кажется, история на том и кончилась. Родители ничего не узнали, физрук меня больше не подначивал, а я не бегал на пятёрку. И сейчас я жив и здоров».

Причиной также может быть переполненность классов в школах, считает Юлия Кишкович. «Классов, чтобы впихнуть детей, ещё хватает, а вот спортзалов – нет. Плюс ещё сделали три физкультуры в неделю. Поэтому в зале занимаются два класса, а иногда и три. И это не всегда равновозрастные дети. У нас, например, занимались второклашки и старшая школа, 9 или 10 класс. А как они занимались? Да играли в вышибалы, например».

«Претензии должны быть не к физкультуре, а к тому, как проводится осмотр и допуски детей к ней», а не на учителей, отмечает Артем Патрикеев.

«Один парень умер на кикбоксинге – извините, а на какой физкультуре проводится кикбоксинг? Эта смерть явно к физкультуре не относится. Другой умер после соревнований по баскетболу. Обычно соревнования проводятся не на уроке, а вне его. То есть опять же, эту смерть тогда трудно прикрутить к физкультуре. А теперь смотрим, отчего умирали дети – от того, что у них были диагнозы, которые или никто не заметил, или о которых никто не сообщил».

Антон Родионов. Фото Анны Даниловой

Врач -кардиолог, доцент лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Антон Родионов

Умирают не от физкультуры, а от нераспознанной болезни

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»

Внезапные смерти молодых людей – редкая, но тем не менее достаточно изученная и хорошо известная проблема. В качестве ведущей причины внезапной смерти рассматривают так называемые кардиомиопатии – заболевания миокарда, в основе которых лежит генетическая поломка, реже перенесенная инфекция. Непосредственной причиной гибели пациентов, как правило, служит желудочковая тахикардия, переходящая в фибрилляцию желудочков – смертельная аритмия, при которой сердце перестает сокращаться, и прекращается кровоснабжение головного мозга. Действенным способом реанимации в этой ситуации может быть только дефибрилляция (нанесение электрического разряда).

Несмотря на то, что в мире внезапные смерти чаще описаны у спортсменов и у школьников на уроках физкультуры, следует понимать, что умирают не от занятий физкультурой, а от нераспознанного заболевания. Большая физическая нагрузка просто может в какой-то момент стать тем пусковым механизмом, который запустит аритмию.

Если, скажем, взять и завтра запретить физкультуру в школе, то внезапная смерть всё равно рано или поздно произойдет, но это случится во время игры во дворе, во время активной работы на дачном участке, в походе или при любой другой интенсивной физической активности. Кстати, не надо думать, что на уроках физкультуры умирают только ослабленные и нетренированные дети, посещающие занятия из-под палки и не выполняющие школьные нормативы. Пациентом со смертельным заболеванием вполне может оказаться внешне спортивный и выносливый молодой человек или девушка.

Как своевременно распознать заболевание? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всём мире. Обычный осмотр врачом с выслушиванием (аускультацией) сердца и стандартная электрокардиограмма сплошь и рядом не выявляют патологии. У некоторых людей признаки заболевания можно выявить при проведении эхокардиографии (ультразвуковое исследование сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает 100% уверенности в отсутствии болезни, во-вторых, ни одна страна в мире не сможет обеспечить массовое обследование всех детей – не хватит ни врачей, ни аппаратуры, да и стоимость такой регулярной «диспансеризации» будет запредельная. Надежные генетические маркёры болезни тоже отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на сегодняшний день надежных методов скрининга внезапной смерти у молодых людей не существует.

Тем не менее в этой ситуации можно дать две практические рекомендации:

  1. Если в семье зарегистрированы случаи внезапной сердечной (или необъяснимой) смерти, необходимо тщательно обследовать кровных родственников.
  2. Школы (а также и другие места массового скопления людей – вокзалы и аэропорты, самолеты и поезда, музеи и стадионы) необходимо оснащать автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД). Эти устройства, которые могут использоваться неспециалистами, способны автоматически распознавать смертельные нарушения ритма и выполнять дефибрилляцию.