Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития

Что такое мотив?

Мотив (от лат. moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

Потребности

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.

Классификация потребностей.

Классификация №1:

1) биологические потребности (нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);

3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).

Классификация №2. Пирамида Маслоу.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:

I. Первичные (врождённые их ещё называют витальными,материальными, биологическими, органическими):

1) физиологические(нужда в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);

2) экзистенциональные (примеры: потребность в безопасности, в комфорте, стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях);

II. Вторичные (приобретённые):

1) социальные (примеры: потребность в создании семьи, потребность в дружбе, любви, потребность быть причастным к совместной деятельности);

2) престижные (примеры: потребность в карьерном росте, в завоевании статуса, внимания, признания, славы, потребность в уважении со стороны других людей, в самоуважении);

3) духовные, познавательные и эстетические.

Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности).

Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.

Ложные и истинные потребности

Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

Примеры ложных потребностей: потребности в алкоголе, наркотических веществах, табакокурении и т.п.

Герберт Маркузе:

«Мы должны различать истинные и ложные потребности. "Ложными” являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющий тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате – эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».

Что является источником ложных потребностей?

Карл Маркс:

"Отчуждение – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им"

Эрих Фромм:

"Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «отстраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ."

В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого.

Основные причины отчуждения: 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.

Интересы

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения.

По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

Влечения

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

Влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

Фрейд выделяет следующие виды влечений:

1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей) :

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены) :
- физиологические (базовые) - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения. Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности :

Общения

Рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.).

Одной из наиболее удачных концепций иерархии потребностей в жизни человека является Пирамида Маслоу (по фамилии американского психолога,т.е. человека, специализирующегося на изучении личности человека). Рисуем пирамиду на бумаге, выданной на экзамене.

1 уровень – простейшие потребности - голод, жажда, сон, тепло, отдых.

2 уровень – потребность в безопасности (одежда, обувь, жилище). Вместе эти два уровня образуют биолог потребности. Почему биологические? Потому что происходят из наших инстинктов, из нашей биологической природы.

3 уровень – потребность в общении и в труде.

4 уровень – потребность в любви, уважении, уважении, одобрении и признании. Вместе эти 2 уровня называются социальными потребностями. Почему социальные? Потому что лишь начиная общаться и трудиться сообща с другими людьми, человек приобретает те характеристики, которые делают его социальным существом.

5 уровень – познавательные потребности – знать, уметь, изучать.

6 уровень – эстетические потребности – потребность в гармонии и красоте. Вместе эти 2 уровня называются духовными потребностями. Духовные, потому что они уже не касаются общества конкретно, а касаются индивидуального развития каждого человека в отдельности.

Основная идея концепции – без удовлетворения биологических потребностей человек не в состоянии удовлетворять социальные. А без удовлетворения социальных – не может развиваться как личность, удовлетворять духовные потребности, заниматься творчеством, привносить в мир новые знания, мысли, идеи.

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

Ограничены имеющимися природными ресурсами

Не должны противоречить нравственным нормам общества

Должны быть разумными и реальными

Очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно при помощи благ, данных нам природой (природных благ ).

Для того чтобы удовлетворить свои столь разнообразные потребности люди должны производить множество материальных благ и нематериальных ценностей. Поэтому существование, как отдельного человека, так и общества в целом неразрывно связано с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно экономическая деятельность людей является основой существования человеческого общества.

Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей и повышение уровня благосостояния.

Для производства экономических благ используются разнообразные ресурсы, как природные, так и произведенные человеком. Особую роль в производстве играют трудовые ресурсы. Поэтому современная экономическая теория в качестве фундаментальной проблемы экономического развития рассматривает проблему ограниченности экономических ресурсов .

Все экономические ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Ограниченность ресурсов, с одной стороны является абсолютной, в том смысле, что имеющихся экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всей массы потребностей, с другой стороны, относительной, в том смысле, что для удовлетворения части потребностей ресурсов достаточно. Абсолютная и относительная ограниченность экономических ресурсов делает необходимым и возможным определение приоритетов в удовлетворении потребностей, определение пропорций в производстве различных благ.

Таким образом, перед обществом всегда стоит проблема выбора: из множества возможных (альтернативных) вариантов использования ограниченных экономических ресурсов необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант, т.е. тот вариант, который максимально удовлетворяет потребности общества.



Наилучшим вариантом экономическая теория считает тот вариант, который позволит получить наибольший результат при минимуме затрат, т.е. обеспечит максимальную эффективность использования ресурсов.

Таким образом,современная экономическая теория изучает проблему эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Отметим, что экономическая теорияявляется фундаментальной (базовой) экономической наукой, т.е. фундаментом всего комплекса экономических наук.

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая деятельность (поведение) отдельных потребителей и производителей (субъектов экономической системы), механизм принятия ими экономических решений.

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономическую систему в целом, а также крупные ее части, такие как частный или государственный сектор экономики.

Экономическая эффективность

Универсальный критерий эффективности был разработан известным итальянским экономистом-социологом В. Парето (1848-1923) и называется эффективностью, или оптимальностью, по Парето. В соответствии с этим критерием определяются эффективность производства , эффективность распределения ресурсов и благ и эффективность экономики .

Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого.

Эффективность распределения ресурсов и благ в экономике достигается тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного индивидуума без уменьшения благосостояния другого.

Эффективность экономики означает эффективность производства и распределения ресурсов(и благ).

Эффективность производства в случае выпуска двух благ графически представляется кривой производственных возможностей , а эффективность распределение ресурсов и благ в случае участия двух индивидуумов – кривой потребительских возможностей (см. рис. 1.1 и 1.2).

Благо B


0 Полезность первого

индивидуума

Рис. 1.2. Кривая потребительских возможностей

§ 2. Хозяйственная (экономическая) деятельность. Типы экономических систем.

Основой существования любого государства является хозяйственная (экономическая) деятельность .

Хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей и повышение уровня благосостояния.

В хозяйственной деятельности людей принято выделять 4 стадии: производство , распределение , обмен , потребление .

Процесс производства – это процесс использования экономических ресурсов с целью выпуска экономических благ.

Распределение – процесс определения доли (количества) произведенного продукта, который получает каждый участник экономической деятельности.

Обмен – процесс движения произведенного продукта от одного участника экономической деятельности к другому, форма связи между ними, между производителями и потребителями.

Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Оно определяет конечную цель и мотивы производства.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках исторически определенных экономических систем .

Экономическая система – это система взаимосвязанных институтов*, организационно – правовых форм и принципов хозяйственной деятельности, на основе которых осуществляется производство, распределение, обмен и потребление экономических благ в стране.

Исторически различают четыре типа экономических систем:

традиционную (натуральную) экономику ;

командно-административную (централизованно-управляемую) экономику ;

рыночную экономику ;

смешанную экономику .

1. Традиционная (натуральная) экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в общем владении племени, а экономические блага распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. В данной экономической системе экономические блага производятся в основном для личного потребления. Основными отличительными признаками традиционной экономики являются:

Преобладание замкнутого натурального хозяйства и мелкого товарного производства;

Низкий уровень развития производительных сил, преобладание ручного труда;

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе исторически сложившихся традиций, способы ведения хозяйства остаются неизменными на протяжении сотен лет;

Вопросы: что, как и для кого производить решаются на основе традиций и обычаев.

Традиционная экономика существует, в настоящее время в ряде стран Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долине реки Амазонки.

2. Рыночная экономика –это экономическая система, в которой факторы производства находятся в частной собственности, а экономические блага производятся в основном для обмена. В основе данной экономической системы лежит рыночный механизм (рынок).

Рынок – это механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ, с помощью которого определяется рыночная цена благ и необходимый объем покупок (продаж).

С понятием рынка тесно связаны три других: товар , деньги и рыночная цена .

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Таким образом, в рыночной экономике блага становятся товарами.

Обмен товаров на рынке осуществляется посредством денег . Исторически первым видом денег был определенный товар, который был необходим большинству участников рынка, и поэтому хорошо выполнял функции обмена, измерения ценности других товаров и накопления богатства.

Итак, деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. товар, который может быть обменен на любой другой товар.

3. Командно-административная экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в собственности государства, а производство, обмен, распределение и потребление экономических благ регламентировано органами государственного управления экономикой.

Командно-административная экономикасуществовала в СССР, бывших социалистических странах Европы и Азии. В настоящее время данный тип экономической системы существует в Северной Корее и на Кубе.

4. Смешанная экономика – это рыночная экономика, которая содержит в себе механизм государственного регулирования рынка.

Формирование экономических системпредполагает решение следующихфундаментальных экономических вопросов:

- что производить? (какие экономические блага, и в каких количествах);

- как производить? (какие ресурсы использовать, как организовать производство, чтобы получить максимальный результат при минимально возможных затратах);

- для кого производить? (на основе каких принципов осуществлять распределение благ).

Факторы производства

Земля – это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

Капитал – это весь накопленный запас средств производства, т.е. имущество, промышленные права и интеллектуальная собственность фирмы, а также сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д., используемые в процессе производства.

Капитал фирмы делится наосновной иоборотный.

Основной капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

Часть стоимости основного капитала , которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией . Другими словами, амортизация – это денежное выражение износа основного капитала.

Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

Таким образом,оборотный капитал включает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

Предпринимательство (предпринимательская способность) – это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Рынок

Предпосылки развития рынка:

1. Формирование системы общественного разделения труда , т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2. Экономическая обособленность , независимость производителей , способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся следующие:

1. Посредническая функция . Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

2. Функция ценообразования . В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

3. Регулирующая функция . Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

4 . Информационная функция . Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Стимулирующая функция . Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

6. Санирующая функция . Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

Виды рынков

Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

ÿ по степени соблюдения законност и (рынок легальный и рынок теневой);

ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

Типы рынков

Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

Тип рынка - это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти .

Монопольная власть – этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

1.Рынок совершенной конкуренции ;

2.Рынок чистой монополии ;

3.Рынок монополистической конкуренции ;

4.Рынок олигополии .

Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

1) количество фирм, работающих на рынке;

2) характер производимой продукции;

3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

4) степень доступности экономической информации.

В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.

8. Потребности и интересы . Богбаз10, §5, 46 – 48; Богпроф10, §17, 171 – 174.

8.1. Мотивы.
8.2 . Потребности .
8.2.1. Что такое потребность ?
8.2.2. Классификация потребностей .
8.2.3. Мнимые потребности .
8.3. Интересы.
8.4. Бессознательные влечения .
8.1 . Мотивы .
Что такое мотив?
Мотив (от лат . moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

8.2 . Потребности .

8.2.1. Что такое потребность ?

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.
8.2.2. Классификация потребностей .
Версия №1 :
1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);
3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).
Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.
Версия №2 .
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:
1) физиологические;
2) экзистенциальные;
3) социальные;
4) престижные;
5) духовные + 6) познавательные и 7) эстетические.
Первые два типа потребностей – первичные (врождённые) , а следующие три – вторичные (приобретённые) . Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Абрахам Маслоу «Теория человеческой мотивации» (1943):
1) Физиологические потребности .
« Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из всех потребностей… На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный…
Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».
2) Потребность в безопасности .
« После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях)…
Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренне необходимы ребенку, что он нуждается в них…
Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме…».
3) Потребность в принадлежности и любви .
« После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека… Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга… ».
4) Потребность в признании .
« Каждый человек… постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы… ».
5) Потребность в самоактуализации .
« Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации…
Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций…
Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать… ».
6) Потребность в познании и понимании .
« ... История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку…
Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах…
А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни».
7) Эстетические потребности .
« … люди, лишенные эстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их может излечить только красота. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека».
8.2.3 . Бывают ли ложные потребности?
Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу .
Герберт Маркузе . «Одномерный человек» (1964):
Как отличить ложные потребности от истинных ?
«Право на окончательный ответ в вопросе, какие потребности истинны и какие ложны, принадлежит самим индивидам, - но только на окончательный, т.е. в таком случае и тогда, когда они свободны настолько, чтобы дать собственный ответ. До тех пор, пока они лишены автономии, до тех пор, пока их сознание – объект внушения и манипулирования (вплоть до глубинных потребностей), их ответ не может считаться принадлежащим им самим».
Что является источником ложных потребностей ?
Отчуждение – по Марксу – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.
Эрих Фромм :
«Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «остраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.
В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Чтобы управлять механизмом созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Он чувствует себя уже не творцом и господином, а лишь слугою вылепленного им голема. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек. Ему противостоят его же собственные силы, воплощенные в созданных им вещах, силы, отныне отчужденные от него. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. Он сотворил себе кумир – золотого тельца – и говорит: «Вот ваши боги, что вывели вас из Египта».
Голем – в еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.
Основные причины отчуждения : 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.
8.3 . Интересы .
Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные .
Интерес (от лат . interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
8.4. Влечения .
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.
Влечение – одно из центральных понятий психоанализа. В классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).
С начала 20-х гг. Фрейд разделял :
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.
Фрейд считал, что Эросу противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение к агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Борьба Эроса и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один – в конечном счете, побеждает Танатос.
Танатос – в греческой мифологии бог – олицетворение смерти.

Человек. Потребности. Деятельность. Задания 4. Выбор позиций из списка Вариант № 2462792

1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Задание 4 № 468

2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

6) особенности мировоззрения

Задание 4 № 4507

3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) преобразовывать окружающую среду

2) видеть цель своих действий

3) адаптироваться к природным условиям

4) мыслить

5) производить потомство

6) чередовать периоды активности и отдыха

Задание 4 № 4544

4. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Задание 4 № 6375

5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Задание 4 № 8049

6. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Задание 4 № 8050

7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Задание 4 № 8051

8. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Задание 4 № 8053

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Задание 4 № 8054

10. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Задание 4 № 8058

11. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

Задание 4 № 8059

12. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.

2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.

3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.

4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.

5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.

Задание 4 № 8063

13. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

Задание 4 № 8066

14. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Задание 4 № 8068

15. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.