Как переводится инь янь. Что означает Инь-Янь? Мнение не-специалиста, но наблюдательного человека

ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН

В основе теоретической системы ТКМ лежит теория Инь–Ян. Это учение о взаимодействии двух противоположных начал, свойственных всем существующим в природе предметам и явлениям. Оно точно соответствует основным законам диалектики (единство и борьба противоположностей; отрицания отрицания; переход количества в качество; закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений).

Все явления окружающего мира имеют двойственный характер: день – ночь, тепло – холод, верх – низ и т.д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяют термины Инь и Ян.

Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега , а понятие Ян – светлый склон горы или берега реки . Впоследствии концепция Инь–Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира.

Впервые концепция Инь–Ян в сформированном и систематизированном виде была изложена в книге «И Цзин» и отождествлена в гексаграммах прерванными и целыми линиями. Система Инь–Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения и стала ядром практически всех философских и научных теорий.

Сами по себе Инь и Ян не указывают на некие осязаемые конкретные предметы. Они лишь служат теоретическим инструментом, способом для понимания и анализа предметов и явлений окружающего мира. Проще говоря, это философские понятия, которые используются для обобщения взаимной противоположности любых взаимосвязанных предметов и явлений окружающего мира.

В каноне «Су Вэнь» говорится, что «… огонь и вода – это символы Инь и Ян» . Вода и огонь обладают ярко выраженными противоположными свойствами, опираясь на которые можно рассматривать все явления и соотносить их с тем или другим началом. Все, что имеет свойства огня, – жар, активность, свет, движение вверх или наружу, возбуждение, сила – относится к Ян. Свойства воды – холод, покой, мрак, движение вниз, торможение, слабость – скажут о соответствии явления или предмета Инь.

Применительно к организму человека, все функции организма и проявления жизнедеятельности можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян.

Ян – движение, мужское начало, быстрота, жара, возбуждение, гиперфункция, радость, верх, левое, заднее, наружное, полые органы, мышцы–разгибатели, энергия.

Инь – покой, женское начало, замедленность, торможение, гипофункция, печаль, низ, правое, переднее, внутреннее, плотные органы, мышцы–сгибатели, субстрат.

Инь и Ян можно сравнить с горением свечи. Инь – это воск. Ян – горение, пламя. Инь питает и поддерживает Ян. «Воск борется с огнем» и происходит процесс. В свою очередь, без огня воск безжизненный и не выполняет своей функции.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНЬ И ЯН

    Противоположность и отрицание одного другим.

    Относительность свойства Инь и Ян для конкретного явления: человек относительно неба - Инь. Относительно земли - Ян. Мышцы относительно кожи - Инь, относительно костей - Ян и т.п.

    Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.

    Невозможность существования одного без другого.

    Взаимопревращение.

    Динамическое равновесие в виде отношения взаимного ослабления - усиления.

В каноне «Су Вэнь» также описывается конкретное деление Инь и Ян в зависимости от степени их проявления: «Степень Ци Инь и Ян может быть большей или меньшей, поэтому есть три Инь и три Ян… Тай Ян – это три Ян, Ян Мин – это два Ян, Шао Ян – это один Ян. Тай Инь – это три Инь, Шао Инь – это два Инь, Цзюэ Инь – это один Инь…».

ТРИ СТЕПЕНИ ИНЬ В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ

  • Тай Инь - великая сила Инь
  • Шао Инь - меньшая сила Инь
  • Цзюэ Инь - снизившаяся сила Инь

ТРИ СТЕПЕНИ ЯН В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ

  • Тай Ян - великий Ян
  • Ян Мин - сияние силы Ян
  • Шао Ян - меньшая сила Ян

Три степени деления Инь и Ян выражают более тонкое деление начал. Они отражают взаимный рост одного из начал за счет расходования другого. Такое деление положено в основу классификации двенадцати каналов и диагностики степеней развития лихорадочных заболеваний.

Извилистая линия на знаке Великого предела символизирует противоположность и взаимозависимость обоих начал, взаимный рост одного за счет другого. Способность к трансформации друг в друга выражена точками противоположного цвета в каждом из начал.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИНЬ–ЯН В МЕДИЦИНЕ

УЧЕНИЕ ОБ ИНЬ И ЯН ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЕ ТЕОРИИ ТКМ

    Верхняя часть, задняя поверхность, левая сторона, наружная часть тела относятся к Ян. Нижняя часть, передняя поверхность, правая сторона, внутреннее - к Инь.

    Функциональная активность организма относится к Ян. Питательные вещества, ткани, жидкости относятся к Инь. Без функциональной активности не был бы возможен процесс образования питательных веществ, и наоборот. Ин Ци и Вэй Ци прекрасно вписываются в теорию Инь-Ян. Бесконечная делимость предмета или явления и его Инь и Ян, которые при этом могут изменять свою принадлежность.

    Концепция Инь-Ян помогает в рассмотрении сути заболеваний, для объяснения патологических изменений в организме.

    Инь и Ян в диагностике и лечении. Главное в диагностике - определить характер заболевания человека, к какому началу оно относится.

Понятия Инь и Ян являются основой восьми принципов диагностики (теория Ба Кан). Наружный, жар и полнота относятся к Ян, а глубокий, холод и пустота – к Инь.

Суть любого лечения сводится к приведению Инь и Ян к состоянию необходимого баланса (гармонии).

У-СИН

Наряду с учением об Инь и Ян в китайской медицине немаловажное значение имеет учение У-Син. Оно исходит из примитивного наблюдения, заключающегося в том, что дерево, огонь, металл, земля и вода являются основными составляющими окружающего мира, которые необходимы человеку для повседневного существования. Согласно этому мировоззрению, все пять элементов находятся между собой в динамическом равновесии и взаимосвязи.

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности. Иначе говоря, каждый элемент побуждаем предыдущим и что–то получает от него. Например, «Огонь» побуждает «Землю» и что–то ей отдает, кроме того, сам побуждается и получает что–то от «Дерева». На этом основана концепция «Мать–Сын» . Смысл этой концепции заключается в следующем. «Сын» постоянно получает что–то от «Матери» и забирает у нее избыток (осуществляет контроль избытка). Каждый элемент является «Сыном» по отношению к предыдущему и «Матерью» для последующего. Например, элемент «Вода» является «Сыном» для «Металла» и «Матерью» для «Дерева». «Земля» – это «Мать» для «Металла» и одновременно «Сын» для «Огня» . В традиционной китайской медицине это правило использовалось с практической целью. Правило сводилось к следующим принципам. Если у «Матери» наблюдается избыток чего–либо и это мешает ей, образно говоря, жить, то надо ослабить «Сына» . Ослабленный «Сын» заберет у «Матери» избыток, так как контролирует его. Обратный пример. Если недостаток у «Сына», то надо восполнять «Мать» . Тогда «крепкая» «Мать» сможет вскормить своего «Сына» . Собственно, как и в жизни.

Связи между элементами внутри круга и обозначенные пунктирными стрелками, являются контролирующими. То есть каждый элемент ответственен за контроль другого элемента. Очередность контроля выглядит так: «Дерево» контролирует «Землю», «Земля» – «Воду», «Вода» – «Огонь», «Огонь» – «Металл», «Металл» – «Дерево».

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике. Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву» . Сердце и тонкий кишечник – «Огню» . Селезенка и желудок – «Земле» . Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу» . Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода» .

По концепции У-Син к пяти элементам отнесены не только органы и структуры человеческого тела, но и многое другое, опять же основываясь на схожести проявлений характера. Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Например, характер «Металла» – ясность, чистота и хрупкость. К элементу «Металл» отнесены по этому принципу легкие. Характер «Воды» – текучесть, холод, замирание. Вещи и явления, обладающие таким характером, отнесены к этому элементу. Найденные таким образом аналогии были представлены в трактате «Су Вэнь» в табличном виде.

Элементы Дерево Огонь Земля Металл Вода

Плотные органы

Селезенка

Полые органы

Желчный пузырь

Тонкий кишечник

Толстый кишечник

Мочевой пузырь

Пять отверстий

Пять тканей

Сухожилия

Пять вкусов

Пять цветов

Синий и зеленый

Пять изменений

Рождение

Изменение

Увядание

Исчезновение

Пять сторон света

Восток

Середина

Пять влияний

Пять времен года

Позднее лето

Пять эмоций

Размышления

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения.

УЧЕНИЕ О ПЛОТНЫХ И ПОЛЫХ ОРГАНАХ

Согласно фундаментальной теории традиционной китайской медицины, все органы человека подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные органы в китайской медицине подразделяют, в зависимости от выполняемых ими функций, на пять плотных и шесть полых. Плотные органы получили свое название вследствие выполнения ими функции накопления субстанции Цзин, Ци, крови, жидкостей Цзин Е. Главной задачей полых органов является дальнейшая передача накопленного.

В трактате «Су Вэнь» говорится: «Пять плотных органов накапливают субстанцию Чин и Ци и не дают им утекать. Они должны быть полными, но не должны быть переполненными или пустыми. Шесть полых органов передают дальше питательные вещества, не накапливая их. Они могут находиться в состоянии избытка, но не должны переполняться».

Так называемые необычные или дополнительные органы по своим физиологическим функциям и патологическим изменениям находятся в постоянной тесной связи с плотными и полыми органами.

В традиционной китайской медицине понятие «орган» существенно отличается от такового в западной медицине. ТКМ рассматривает любой орган как функционирующую систему. Другими словами, «орган» в ТКМ – это не только анатомическое образование, но и все подконтрольные ему структуры, меридиан и физиологические функции . Например, в понятие «селезенка» входят анатомические органы, принимающие непосредственное участие в пищеварении (поджелудочная железа, часть двенадцатиперстной кишки и желудка), селезенка с ее функцией кроветворения и участия в иммунной системе, все кроветворные органы, все иммунокомпетентные органы, мышечная система, меридиан селезенки. Соответственно, при нарушении функции этого органа (в формате китайской медицины) возникнут клинические проявления со стороны пищеварительной системы, системы крови, иммунной системы и т.п. Это имеет колоссальное практическое значение в спортивной медицине. Для улучшения работы и восстановления мышц необходимо использовать препараты и продукты питания, оказывающие влияние именно на этот орган. Для укрепления связок нужно улучшать функцию печени. И так далее.

Итак, согласно теории китайской медицины, к пяти плотным органам относятся: печень, сердце, селезенка, легкие, почки.

ПЕЧЕНЬ (GAN)

По учению У-Син , печень относится к элементу «Дерево».
По представлениям ТКМ , печень располагается с двух сторон («бока принадлежат печени»). Анатомически и функционально печень тесно связана с желчным пузырем.

ФУНКЦИИ:

    Печень обеспечивает и контролирует выделение желчи.

    Важнейшей функцией печени является депонирование и хранение крови . В состоянии покоя кровь, образно говоря, хранится в печени. Во время выполнения какой-либо работы кровь перераспределяется в пользу участка организма, наиболее нуждающегося в данный момент (мышцы, головной мозг, пищеварительный тракт). Способность печени депонировать и распределять кровь - один из главных факторов выносливости спортсменов.

    Печень контролирует состояние связок, сухожилий и фасций . Согласно теории ТКМ, «связки суставов и сухожилия питаются кровью, накапливаемой в печени». Таким образом, движение в суставах зависит не столько от самих сухожилий и связок, а, прежде всего, от «силы или слабости крови и печени». Хронические привычные вывихи различных суставов, патологические отрывы сухожилий развиваются на фоне «пустоты крови печени».

    Печень распределяет и упорядочивает Ци , сохраняя и поддерживая необходимый баланс между антагонистами. От печени зависит движение Ци. То есть все циклические процессы зависят непосредственно от нормальной работы печени. Соответственно, все застойные процессы в организме также в той или иной степени обусловлены нарушениями функции печени. В книге «Су Вэнь» написано: «Печень любит порядок». Если Ци печени останавливается, то человек часто вздыхает, гневается, плохо спит.

Окном печени являются глаза. По представлениям ТКМ, накопленная печенью кровь питает глаза. Меридиан печени доходит до глаз. В книге «Лин Шу» говорится: «Ци печени доходит до глаз. Если печень уравновешена, то глаза могут различать пять цветов». Все нарушения зрения связаны с состоянием печени.

Зеркалом печени являются ногти. Вид ногтевых пластин (ломкость, тусклость, деформация, волнистость, патологические включения) указывает на состояние печени.

СЕРДЦЕ (XIN)

Элемент – огонь. Внутренним ходом главного меридиана связан с тонким кишечником, имеет также связь с языком.

ФУНКЦИИ:

    Сердце отвечает за продвижение крови по кровеносным сосудам. «Если Ци сердца слабая, то питательные вещества (крови) плохо двигаются по меридианам и не достигают других органов». Так трактуется эта функция сердца в книге «Су Вэнь».

    Сердце обеспечивает крепость духа человека . В понятие духа входят такие категории психической деятельности, как сознание, память, мышление, быстрота мысли, активность жизненной позиции, состояние рассудка (ясность изложения мысли), сон. При расстройствах сердечной деятельности возникают бессонница, душевное смятение, невозможность сосредоточиться, обилие сновидений и прочее.

    Сердце ведает потоотделением. Согласно теории ТКМ, пот является производным крови. В каноне «Лин-шу» говорится: «Кровь и пот имеют одно происхождение». При избыточном потоотделении наносится ущерб крови. И, наоборот, при недостатке крови у человека страдает процесс потоотделения. В каноне «Лин-шу» об этом говорится: «Недостаток пота означает пустоту крови, недостаток крови означает отсутствие пота».

Зеркалом сердца является лицо. В книге «Су Вэнь» говорится: «Блеск сердца отражается на лице». Другими словами, если сердце здоровое, то на лице присутствует здоровая мимика, цвет лица естественный и здоровый.

СЕЛЕЗЕНКА (PHI)


Селезенка внутренним ходом главного меридиана связана с желудком и ртом.

ФУНКЦИИ:

    Контроль всех процессов пищеварения . При нарушении функции селезенки страдает как количественный, так и качественный аспекты пищеварения, а соответственно, и питание всего организма.

    Селезенка рождает кровь . Кровь «рождается из переваренной пищи». Однако, по представлениям ТКМ, эта «новорожденная» кровь еще не полноценная. Таковой она становится только после попадания в легкие.

    Селезенка контролирует кровь , способствуя тому, чтобы кровь находилась в пределах сосудов. Контролирует свертываемость и другие качественные характеристики крови. Признаки патологии селезенки - кровоизлияния, кровоточивость, склонность к кровотечениям.

    Селезенка контролирует состояние мышц , их массу, силу и функциональные возможности. «Если мышцы свободно скользят под рукой, то селезенка расцветает». Именно селезенка обеспечивает транспортировку питательных веществ к мышцам. При нарушениях в работе селезенки возникают слабость мышц конечностей, бессилие и усталость. В трактате «Су Вэнь» говорится: «Если селезенка больна, то пропадает возможность нормально пользоваться четырьмя конечностями».

    По представлениям ТКМ, жир и мышцы имеют одно происхождение, соответственно жировая ткань - это тоже мышцы, но в другой форме. Поэтому для избавления от лишнего телесного жира следует укреплять селезенку.

    Согласно учению У-Син , легкие относятся к элементу «Металл». Внутренним ходом меридиана сопряжены с меридианом толстого кишечника. Имеют связь с носом, кожей и с покрывающими тело волосами.

    ФУНКЦИИ:

    • Принимают «чистое Ци» и выводят «замутненное Ци» (под «чистым Ци» в Китае понимают атмосферный воздух, а «замутненное Ци» - не что иное, как выдыхаемый воздух). Другими словами, легкие обеспечивают контроль вдоха и выдоха (глубина, ритмичность, сила).

      Легкие осуществляют функцию «расширения», или «рассеивания». Это значит, что под влиянием легких все питательные вещества, кровь, жидкости направляются к другим органам, меридианам и коже.

      Легкие контролируют так называемую Вэй Ци . Согласно теории ТКМ, этот вид Ци препятствует проникновению в организм внешних болезнетворных факторов (ветер, холод, жар, сухость, сырость, огонь).

      Почки хранят и накапливают субстанцию Цзин . По представлениям традиционной китайской медицины, субстанция Цзин – это первородная материя, из которой строится весь организм. В западной медицине понятию «субстанция Цзин» соответствует геном человека, хромосомный набор – это гормональный и иммунный фон человека, переданный ему родителями. Таким образом, субстанция Цзин – это матрица, на которой строится весь организм. В процессе роста и развития она постоянно тратится на обеспечение процессов жизнедеятельности. Соответственно, она постоянно должна пополняться за счет других видов Ци. Во время беременности субстанция Цзин расходуется на рост и развитие плода.

      Важнейшая функция субстанции Цзин – «программирование» и контроль фаз развития человека.

      Способность человека к продолжению рода также напрямую зависит от состояния субстанции Цзин.

      • Согласно теории ТКМ, Ци почек обеспечивает нормальное функционирование и развитие головного, спинного и костного мозга. «Почки вырабатывают мозг». К старости или в результате длительных заболеваний возникает пустота Цзин Ци почек, что проявляется, помимо всего прочего, забывчивостью, рассеянностью.

        От нормальной работы почек зависит состояние костной ткани . «Если почки крепкие и Цзин Ци в достатке, то кости не хрупкие». Различные заболевания костей, дистрофические изменения костной ткани обусловлены, прежде всего, активностью почек.

        Почки активно участвуют в водном обмене. Они принимают воду от легких. «Почки испаряют воду, отделяют мутное от прозрачного. Мутное выделяется мочой; чистое идет к сердцу и охлаждает огонь». «Если воды почек мало, то огонь сердца выходит из-под контроля».

        Прием Ци от легких . Если почки не принимают Ци, то возникает удушье. «Легкие ведают дыханием, а почки – приемом Ци от легких». При нарушении этого механизма возникают одышка, астма и другие нарушения внешнего дыхания.

        Контроль сфинктеров заднего прохода и мочевого пузыря (контроль двух Инь).

        Контроль функции слуха . Если субстанция Цзин почек находится в достаточности, то слух у человека нормальный. «Ци почек достигает ушей. Когда почки находятся в уравновешенном состоянии, уши различают все пять тонов». Уши считаются окном почек.

      Зеркалом почек являются волосы на голове. В 10–й главе трактата «Су Вэнь» написано: «Блеск почек проявляется в волосах головы». В юности и в годы зрелости волосы крепкие и блестящие. У пожилых людей, по мере истощения субстанции Цзин, «кости становятся хрупкими, ослабевает слух, волосы тускнеют, седеют и выпадают».

Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.

Здоровое тело основывается на состоянии совершенного равновесия между Инь и Ян, а такжеПяти базовых элементов.

Восточная медицина – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины, заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое «ясновидение», которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и матери­альный, и духовный мир как единство двух про­тивоположных и одновременно взаимозависи­мых сил.

Инь и Ян - это противоположности, образу­ющие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.

Основные свойства Инь и Ян

ИНЬ ЯН
Женское начало Мужское начало
Материя Энергия
Пассивность Активность
Конец Начало
Земля Небо
Низ Верх
Ночь День
Зима Лето
Влажность Сухость
Мягкость Твердость
Горизонталь Вертикаль
Сжатие Расширение
Притяжение Отталкивание

Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно перехо­дит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движе­ние сменяется покоем, а покой - движением.

Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.

Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, пред­ставляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.

Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женско­го или мужского, темного или светлого, доброго или злого.

В женщине обязательно есть и мужские каче­ства, а в мужчине - женские. И в белом, и в чер­ном всегда есть серые тона.

Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь пло­хие последствия.

Проявления Инь и Ян в теле человека

ИНЬ ЯН

Передняя сторона Задняя сторона

Левая сторона Правая сторона

Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища

Ноги Руки

Плотные органы Полые органы

Сгибание Разгибание

Покой Движение

Вдох Выдох

Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями мате­риального и духовного мира.

Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.

Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холо­дом - это Ян.

Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека

ИНЬ Ян

Интуиция Интеллект

Созерцание Реагирование

Спокойствие Возбужденность

Интровертность Экстравертность

Пессимизм Оптимизм

Консервативность Прогрессивность

Молчаливость Разговорчивость

Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.

Знак отражает, каким образом противополож­ности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.

Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания ки­тайская медицина относит к Инь и Ян.

Заболевания, характерные для Инь и Ян

ИНЬ ЯН

Хронические заболевания Острые заболевания

Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств

Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания

Отек Воспаление, лихорадка

Паралич Судороги

Понос Запор

Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли

Распространенная боль Локализованная боль

Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль

Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении

Жизненная энергия Ци

Ци - это китайское название жизненной энер­гии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.

Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаружи­вается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».

Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и ме­дитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лече­ния болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.

Для более глубокого понимания нам потребу­ются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вы­зывает такие симптомы Ян, как воспаление, ост­рая боль и лихорадка.

Сю означает истощение или недостаток энер­гии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хро­ническая боль и отеки.

С помощью упражнений для меридианов, опи­санных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равно­весие в различных меридианах и соответствую­щих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвига­ется старость.

Меридианы и Органы китайской медицины

Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно по­чувствовать этот поток энергии, называют точка­ми акупунктуры.

Традиционная китайская медицина рассмат­ривает меридианы как сеть, связывающую внут­реннее и внешнее: внутренние органы и поверх­ность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль верти­кальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.

Западные врачи сравнивают китайскую систе­му меридианов человеческого организма с систе­мой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.

Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внут­ренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с боль­шими реками Китая, омывающими землю.

Понятие меридиана выражено китайским ие­роглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридиа­нов входят меридианы двенадцати Органов, назы­ваемые двенадцатью постоянными каналами.

Каждый из двенадцати меридианов связан с оп­ределенным Органом и соединяет его с другими Органами.

Двенадцать меридианов образуют пары. Каж­дый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.

Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинаково­го уровня потока энергии в Сдвоенных меридиа­нах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следова­тельно, и в соответствующем Органе.

Хорошее функционирование меридианов и со­судов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что ки­тайская традиция не разделяет тело и душу.

Китайская медицина утверждает, что в допол­нение к чисто физическим функциям каждый ор­ган обладает эмоциональной, ментальной и духов­ной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетиче­ском поле. Поэтому внутренние органы рассмат­риваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образова­ния с определенными физиологическими функ­циями. Каждый орган влияет на личность в це­лом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.

Поскольку внутренние органы рассматривают­ся не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические оп­ределения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.

Чтобы избежать путаницы, все названия органов в их китайском понимании на­писаны с большой буквы. Например, органы, ко­торые в западной медицине называются желуд­ком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считает­ся главной задачей Желудка. А то, что в китай­ской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную желе­зу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заклю­чается в общей защите организма.

Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян.

Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функ­ций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.

Органы Ян называются Фу, что означает по­лый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных ве­ществ и выделение шлаков. К органам Фу отно­сятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель.

Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообраще­ния, пищеварительной и мочеполовой систем.

Каждый из нас стремится быть счастливым, находиться в гармонии с собой и с окружающим миром. Мудрость Востока раскрывает перед нами законы, которые помогут это сделать.

Согласно учению феншуй весь мир пронизывают две противоположные энергии, которые несмотря на свои различия, не могут существовать отдельно. Для наглядности рисуют знак инь-янь, на котором изображен круг, разделенный плавной линией на две равные, но разные по цвету, части – черную и белую. И в каждой из них помещен маленький кружочек другого цвета. Таким образом, подчеркивается значение смысла рисунка: единство двух противоположностей инь и янь.

Их можно встретить повсюду. Янь обозначает более активную энергию, мужское начало, а символ инь – пассивную, женское начало. Соседствуя, они содержатся во всем живом и неживом, но в разных количествах: в некоторых людях, вещах преобладает янь, а в некоторых – инь. Если же количество меняется, то происходит «перекос», который приводит к стрессам, проблемам, дисгармонии. А соединив в себе два начала, человек становится воплощением Вселенной и ощущает себя с миром единым целым. В доме также стоит поддерживать равновесие энергий, если же оно нарушится, то жить в нем станет невыносимо.

Иероглифы

Инь Янь родом из Китая, поэтому иероглиф каждого из них покажет, какой смысл первоначально вкладывали в этот символ. Иероглиф янь изображается в виде трех частей, левая означает гору, правая – рассвет, а правая нижняя – нельзя, то есть гору с южной стороны.

Иероглиф инь означает гору и тучи, то есть, гору с северной стороны. Также иероглифы могут нести смысл тени – инь и света – янь.

Время преобладания каждой энергии

Как в символе круг разделен на равные части, так и в жизни разделено время, когда господствует то или иное начало. В зависимости от времени суток, фаз луны, времен года янь и инь сменяют друг друга. Рассмотрим более подробно:

  • Днем светло, поэтому царит энергия янь, достигая своего максимума в обед. Когда опускается ночь, то просыпается инь, проявляя наибольшую активность в полночь.
  • Фазы луны тоже влияют на распределение энергий. Полнолуние – это время мужского начала, а новолуние – женского. Соответственно, в период полного месяца люди становятся энергичнее и на это время лучше планировать дела, а в новолуние хорошо удаются творческие начинания и размышления.
  • Весна и лето – солнечные времена года, поэтому им покровительствует янь, а вот зиме и осени – инь. Но тут есть одна особенность: дети, рожденные весной или летом, несут в себе больше иньской энергии, а те, которые появились на свет в холодное время года – носители янской. Существует мнение: на какой период припала большая часть беременности, такая энергия и будет преобладать у ребенка.

Женское и мужское начала в природе

В соответствии с учением фен-шуй наша земля делится на два вида: водный и горный. Символы присутствуют в природе: инь – горы, янь – вода. Так как гора являет собой статичность неподвижность и, вообще, горы – это скелет нашей планеты, то неудивительно, что они воплощают символ инь. А вот вода в морях, океанах, реках, водопадах непрерывно находится в движении, значит и несет в себе более активную энергию янь.

Но горы в свою очередь тоже делятся на два вида: иньские и янские. К первым относятся те, вершина которых острая, а к янским – горы с более гладким, округлым пиком. Аналогично и вода в водоемах может нести в себе энергию инь или янь. Женское начало преобладает в высоких водопадах и быстрых реках, а мужское – в проточных озерах и спокойных реках. Иньской воде свойственно разрушение, а янской – успокоение и умиротворение.

Как использовать закон инь-янь при строительстве дома?

  • В местности, где преобладают горы, а воды мало, энергия уменьшается. Обратная ситуация: переизбыток воды и недостаток гор ведет к увеличению энергии, и в коне концов к невозможности управлять ею. Поэтому, выбирая участок для строительства жилья, нужно обращать внимания на те места, где символы не подавляются, а уравниваются: поровну инь (гор) и янь (воды).
  • Также не стоит начинать строиться в местах, в которых растет большое количество деревьев и кустов.
  • Дом, расположенный недалеко от мест, несущих на себе печать смерти: кладбище, тюрьма, больница, — находится под влиянием энергии инь, которая будет подавлять активность и энергичность.
  • Однако не следует делать поспешный вывод, что местность, несущая в себе энергию янь, сделает вашу жизнь более счастливой. Мужское начало приведет к тому, что жизненные события будут проходить очень быстро. Поэтому при выборе местности для постройки дома очень важно наличия баланса между двумя началами.

Как установить баланс энергий в доме?

Если ваше жилище уже построено, и вы не можете изменить окружающую

его местность, то есть еще способы для достижения гармоничного сосуществования двух начал. При преобладании подавляющей энергии инь необходимо входную дверь сделать более меньших размеров или вообще ее перенести. Подойдет и перекрасить ее в красный цвет, или увеличить освещенность перед входом в дом. В основе таких действий лежит логичная причина – через дверь в жилище проникает большая часть энергии.

При переизбытке энергии янь надо предпринять противоположные меры. Дверь сделать темно-синей, ослабить освещенность крыльца, добавить тень на участке, посадив кусты и деревья. Водоем тоже уменьшит активную энергию.

Инь-янь в квартире и на рабочем месте

Символы присутствуют и внутри помещения, инь помогает отдыхать, а янь работать. В этих помещениях также следует соблюдать равновесие между энергиями. При его нарушении практически невозможно будет успешно заниматься любым делом. Разница между началами допускается только в небольших количествах и определяется тем, какая именно деятельность здесь будет. На рабочих местах необходимо усиливать мужскую энергию. Для этого:

  • надо хорошо проветривать помещение;
  • инструменты и приборы должны быть чистыми;
  • поставить маленький аквариум или фонтан;
  • увеличить яркость освещения;
  • стены помещения не должны быть белыми, если это изменить нельзя, то украсьте их картинами и цветами;
  • можно включать музыку;
  • повесить на стену часы.

Последние два пункта объясняются тем, что звуки усиливают активную энергию. При этом энергия Янь не должна подавлять Инь, а лишь преобладать над ней.

Если вы работаете дома, то данные советы подойдут и для рабочего кабинета. В случае, когда трудитесь и отдыхаете в одном помещении, следует как-то его разграничить на два отдельных пространства: для работы и для отдыха. Энергия инь должна царить в спальне и в местах для отдыха. Если брать в общем, то и в квартире, и на работе, мужского начала должно быть немного больше, чем женского. Это будет вас стимулировать к активным действиям и новым свершениям.

Обереги

Инь несет спокойствие, янь – энергию, неудивительно, что этот знак часто изображают на амулетах, кулонах, тату. Он энергетически подпитывает человека и защищает от всего плохого. Поэтому его использование уходит корнями вглубь веков. В каждом человеке присутствуют оба начала, символ пытается их уравновесить и сделать человека цельным и гармоничным.

В этой статье мы рассмотрели, как древневосточный закон Инь Янь может нам помочь в обычной жизни. А именно, учитывая наличие мужского и женского начала при строительстве дома, при его внутренней отделке, используя дополнительные предметы, можно создать хорошую атмосферу для работы или комфортную обстановку для отдыха. Амулеты тоже помогут нам жить активной, насыщенной и гармоничной, спокойной жизнью. Но самое главное – это стремиться достичь баланса между такими разными и неразрывными энергиями, то есть уделять внимание разным сферам жизни, и развивать в себе противоположные, но полезные качества. Тогда нас ждет процветание, благополучие, любовь, здоровье и удача во всех начинаниях.

​​​​​​​Инь и ян - женское и мужское начало.

Ян - белое, мужское начало, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее).

Инь - чёрное, женское начало, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).

Ян - это прежде всего активное, отдающее, преобразующее, мужское начало мира. Инь - это пассивное, воспринимающее, сохраняющее, женское начало мира. Простейшие примеры. Солнце - это Ян-светило, так как оно светит своим светом, дает тепло, а Луна - это Инь-светило, так как она светит отраженным светом и не дает тепла. Мужчина - это олицетворение Ян, так как он добытчик и строитель дома, дающий начало новой жизни. Женщина - олицетворение Инь, так как она хранительница дома, вынашивающая и охраняющая ребенка. Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу. Важно тут то, что без Ян невозможно существование Инь, а без Инь невозможно существование Ян. Только их взаимодействие дает полноценную, разностороннюю и самовоспроизводимую жизнь. В жизни всегда чередуются или же существуют одновременно преобразование и сохранение, творчество и использование плодов этого творчества, бодрствование и сон, руководство и подчинение, и все это нормально, без этого нельзя.

Инь и ян, Добро и зло

И зло с Инь и ян никак не связано. Как добро, так и зло могут действовать как Инь-методами, так и Ян-методами.

Мнение не-специалиста, но наблюдательного человека

Нижеизложенный текст не претендует на научность, доказанность и вообще что-либо серьезное. Но...

Есть два Великих Начала Вселенной: Инь и Ян. Они проявляются во всем, что есть в мире. Люди – не исключение. Вся биология, психика и поведение людей складываются из качеств, кои суть проявления этих двух Начал.

Начало Ян : белое, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее). Активное, отдающее, преобразующее начало мира.

Психологически может проявляться в виде:

  • , стремлению подчинять, управлять, возглавлять, воспитывать и учить
  • активности, накала страстей
  • креативности, неожиданных идей
  • стремления украшать себя, любоваться своей внешностью
  • если в созидании – то крупном, масштабном, долговечном (в строителях Вавилонской башни, несомненно, играло начало Ян)
  • определенность, четкость, прямота, решительность
  • строгость, порядок, правильность, принципиальность (в решениях)
  • стремление к разумному, четкому, ясному, понимаемому (в информации)
  • экстраверсия (уже упоминали, но повторюсь)
  • в темпераменте – сангвиник или холерик
  • в акцентуациях – гипоманьяк, истероид, неустойчивый

Кто такой Ян-человек?

Ян-люди любят все крупное, яркое, броское, эффектное, громкое, ясное, четкое, изобильное.

Есть целая нация людей, сделавших Ян своим стилем жизни. Они так и называются: ЯН-ки.

Начало Инь : чёрное, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).

Психологически проявляется в:

  • стремлении улаживать конфликты, снимать противоречия, налаживать отношения
  • готовности и способности к подчинению, внушаемости, ведомости
  • гибкости в поведении, нежелании «ломить силой»
  • выдержке, хладнокровии, спокойствии, бдительности
  • собранности, сосредоточении, концентрации внимания
  • ИН(ь)траверсии (тот самый акцент на внутреннее)
  • ИН(ь)туиции (то, что идет из внутреннего)
  • милосердии и жалости
  • стремлении няньчить, оберегать, выхаживать и помогать
  • незаметности, неброской внешности
  • скромности, тихости
  • аккуратности, точности, предсказуемости в действиях
  • монотонном, кропотливом, каждодневном труде
  • любви к мистике, тайнам, загадкам
  • в темпераментах флегматика и меланхолика
  • в акцентуациях: шизоид, депрессивный, психастеник, сеситивный, конформный

Наиболее известные виды Инь – деятельности: мастер, ученый-исследователь, ремесленник, писатель, охранник, няня, медсестра, монах (монахиня), из наиболее современных - программист. В социальной иерархии Инь-люди чаще всего - подчиненные. Они редко добиваются популярности и славы. Их предпочтения в жизни – аскетизм, либо скромный уют, «домашность».

Нация, достигшая наибольших успехов в развитии ИНЬ – это ИН(Ь)дусы.

Ян и Инь в отношениях

Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу - и в отношениях тоже.

Дружеские пары, пары начальник-подчиненный, пары семейные и любовные – как правило складываются так, чтобы Инь и Ян партнеров дополняли друг друга. Т.е., если в одном много Ян, то у другого как-то незаметно оказывается много Инь

Мало того, Ян и Инь друг друга порождают и провоцируют.

То есть, если в женщине ярко горит Ян-начало (она броско одевается, любит быть в центре внимания, экстравертивна и окружена поклонниками), то для прочности их отношений от мужчины потребуется немало Инь (выдержки, спокойствия, хладнокровия). Если же он попробует проявить Ян (доминантность, строгость), то нарвется на Инь (слезы, депрессивность, подавленность).

Когда женщина рождает ребенка (расходуя тем самым созидательное Ян – начало на производство новой жизни), то в ней остается много Инь (милосердие, склонность оберегать и нянчить)

Когда мужчина много и активно трудится (тратит много Ян на работе), то дома он представляет из себя уже сплошной Инь (становится похож на ребенка, которого надо нянчить и обихаживать)

Тату на лопатке

Инь и янь известный древний знак китайской культуры. Его популярность во всём мире нашла свое место и среди татуировок. Это универсальный рисунок, который может набить и молодой человек и девушка.

Место размещение различные части тела. Тату можно сделать на шее, на лодыжке – любом выбранном месте она будет смотреть эффектно.

История и символика знака инь янь

Изначально эти два символа рассматривались как обозначение , освещённой солнцем. Светило двигалось по бесконечному циклу, гора попадала поочерёдно под солнечные лучи или в тень.

Циклы сменяли друг друга, что значило постоянный круговорот жизни в природе. Две противоположности неразделимы. Являясь одним целым, части борются друг с другом, побеждая и проигрывая попеременно, то светлой, то тёмной стороне.

Эти символы положили начало двум противоположным восточным культурам – конфуцианству и даосизму. Даосисты считали, что в мире правит инь – женское начало, приверженцы второй религии утверждали, что янь вершит судьбу человека.

Инь трактовался не только как женский символ. Это тёмная сторона жизни, которой свойственны паранормальные явления. Символу приписывается:

  • коварство
  • скрытность
  • интриги.

Философия инь отвечает за чётные числа. Янь ассоциировался с мужским началом, логикой, практичностью. Для него характерны:

  • активность
  • жизнь
  • храбрость.

Приписываются рациональные свойства, чётность цифр.

Инь – это луна, янь – солнце. Чётких определений инь и янь всё же нет. Эти двух противоположности могут трактоваться по-разному в зависимости от того какой религии или культуры придерживается человек.

Татуировка инь янь значение

Значение татуировки инь янь полностью отражает символизм, который вкладывали в мандолу знатоки японской культуры. Но те, кто набивает ее, привносят свой смысл в зависимости от целей, смысла жизни.

Татуировка может означать следующее:

  • — человек придерживается одной из религий Востока;
  • — гармония – главное, что преобладает в жизни набившего тату;
  • — стремление видеть позитив и светлые моменты среди негативных темных сторон жизни;
  • — человек стремится обрести душевный покой, достичь внутреннего равновесия в жизни;
  • — приобрести определённые свойства характера – силу, активность, уверенность в себе.

Для тату характерны два основных цвета, черная инь и белый янь. Но могут встречаться цветные изображения татуировки. В особенности если символы набиваются в виде животных:

  • тигр и дракон,
  • двух рыб,
  • волков, сов.

Приписывая янь свойства солнце, инь свойства луны, нужно помнить, что как днём можно увидеть луну, так и татуировка инь янь неоднозначна.

В инь есть светлая точка янь и наоборот. Это знак того, что не бывает добра без зла, а светлой стороны без тёмной, они существуют вместе, дополняя друг друга.

Значение тату для мужчин и для девушек

Татуировка универсальна, подходит как для женщин, так и для мужчин. Смысл, с которым это тату набивают представители обоих полов, схожи.

Переосмысливая прошлое , рисуют татуировку для достижения внутреннего баланса. Парни набивают тату для достижения умиротворения. Их тату чаще значат борьбу противоположностей в душе и желание обрести покой в жизни.

Для девушек характерны стилизованные эскизы в цвете. Женское начало требует воздушности, что может отражаться в ажурных тату символа. Мужчины отдают предпочтение монохрому.

Расположение эскиза на теле

Выбирая место нанесения тату, ориентируйтесь на размер и эскиз. Не все монохромные татуировки хорошо смотрятся в объёме.

Выбирая большой рисунок, сделайте его в цвете. Такой эскиз подойдет парням, если расположить его на груди, боку, верхней части спины, плече.

Классические тату символа больше подойдут девушкам. Мелкие рисунки инь янь можно набить на шее, запястьях, лодыжках. Интересно будет смотреться тату на женской пояснице, внизу спины или копчике.

Молодым людям с этими местами лучше не экспериментировать. Тату на плече, предплечье подойдет и девушкам и парням.

А на ноге выгоднее будет смотреться у мужчин. На руке, особенно внутренней стороне, эффектно выглядят композиционные тату – цветные изображения солнца — луны, огня – воды.

Поклонники восточных культур могут выбрать место расположения тату, ориентируясь на чакры человека.

Варианты комбинирования тату инь янь с другими символами

Тату встречаются в различных стилях и техниках выполнения:

  • — в реализме (пара волков, две собаки, сражающихся друг с другом), такие тату или птиц чаще набивают в цвете;
  • — монохром, классические черно-белые тату тигров;
  • — дотворк или графика, нанесение точек или линий, из которых образуется рисунок с открытыми краями;
  • — анималистические эскизы (кошки, волки, дельфины);
  • — акварель, подходит для больших ярких рисунков (тату в виде драконов с их насыщенным окрасом) или маленьких эскизов для девушек (символ противоположности в цветах лотоса)

Классические иньские и тигр как символ упорства, смелости.

Цветное или черно – белое изображение двух сов означает двух, близких по духу людей, символ по центру говорит о гармонии между ними. Карпы Кои, смотрящие вверх и вниз, символ цикличность жизни и баланс энергий женской и мужской.

Распространено изображение виде деревьев, сплетённых корнями или из различной поры года. Такие тату говорят о философских настроениях носителя, понимание неизбежности жизни и смерти. Популярны эскизы с индийскими или китайскими мотивами.

Оригинальные элементы для татуировки, сочетаемость. Необычно смотрятся тату, где символ двух начал можно лишь угадать. Носитель тату татуировки создает своеобразную интригу.

Эффектно смотрятся изображения жизни и смерти в виде двух ангелов или черепов. Такие эскизы выполняют в монохроме.

В классических тату центральные точки можно заменить стилизованными изображениями – луны и солнца, воздуха и земли. Символ может быть спрятан в тату, например, дракон или жаба, держащие в пасти монетку.

Видео по теме