Духовный мир человека и деятельность. Основные виды деятельности человека — классификация с определениями

Человек видится представителями современной философской мысли существом многомерным, причем каждая «мера» соотносится с определенным уровнем сознания. При этом только уровень сознания не может ограничивать бытие человека, поскольку огромные пласты этого сознания выходят за пределы разума и интеллекта.

Научному познанию свойственна рациональность в ее современной трактовке, сложившейся одновременно с выделением научного знания и особой формы деятельности по производству этого знания. Следовательно, не всем способам постижения и объяснения человека и мира присуща рациональность. В наши дни это особенно четко проявляется в результате кризиса научной рациональности и науки вообще. В этой связи в последнее время многими авторами особо выделяется интеллектуальный аспект духа, когда этот дух наделяется специфическими возможностями, функциями или свойствами, характерными для мыслительной деятельности и разума.

Исходя из этой точки зрения, дух мыслится как совокупность феноменов рационального мышления и, соответственно, сюда входят такие феномены, как интеллект, воля, память, фантазия. Дух также может пониматься как «одухотворенное бытие», то есть как некоторая установка, принцип либо мотив, характерный для определенных воззрений, мнений или поступков, имеющих коллективную природу. Понимание духа в его объективированных формах приобретает более широкий смысл, а именно понятие объективного духа означает общее состояние культурных ценностей, особенно интеллектуальных, нравственных и религиозных ценностей.

Но было бы неправильно ставить знак равенства между духом и духовностью, с одной стороны, и рациональной составляющей человека — с другой. Данную рациональную часть следует дополнить иными аспектами сознания и мышления, такими как воля, эмоции, которые имеют право быть причисленными к сфере духовного мира человека и его ценностей. В истории философии мы встречаемся с разными примерами сравнений духа. Так, К. Юнг противопоставляет дух материи так же, как жизнь противостоит смерти. Дух видится им как динамическое, активное, творческое начало, материя же статична и инертна.

Однако материя, вместе с тем, в большой степени связана со своими атрибутами и проявлениями, то есть и с духом. Противопоставляя таким образом дух и материю, Юнг снимает тем самым вопрос о происхождении духа и всю проблематику самоорганизации и синергетики, ставшую сегодня популярной. Понятие души вызывает интерес с незапамятных времен и, следует отметить, наполняется скорее образным содержанием, чем научным. Понятие души многозначно. Оно используется, во-первых, для самовыражения, во-вторых, для оценки отношения личности к окружающим, а главное, понятие «душа» является отражением того целостного подхода к человеку.

Поэтому душа выступает целостным самоощущением процесса жизни, как определенное состояние внутреннего мира человека. Понятия «душа», «дух» трактовались в отечественной философии либо как часть идеалистической философии, либо как синонимы психики, обозначающее сознание. Однако психика — это не только категория сознания, но и бессознательное, и все многообразие форм отражения. Следовательно, нельзя ставить знак равенства между психикой и духовностью, понятие духовности гораздо шире и не может быть сведено только к сознанию, основой которого является, прежде всего, знание. А в основе духовности лежит стремление не только к истине, но и к добру, красоте, состраданию и другим характеристикам человеческого бытия.

Не подлежит сомнению наличие связи духовности с сознанием, однако заметим, что данная связь реализуется не в полном объеме. Под духовностью понимается высший уровень сознания, выходя на который человек проникает в сферу надличностных интересов и ценностей и обретает особую, свойственную только ему личностную окраску и направленность на высшие проявления человеческого «Я». Для отечественной философской школы характерно обращение к понятиям духовной жизни и общественного сознания, духовного производства и духовной культуры, человеческого фактора с целью определения их содержания и корреляции между собой.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти влияют на социальное

Какие разновидности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности - практическая, и духовная - теоретическая. Последний создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные - средство развития человека в обществе, и духовные - способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти сферы деятельности влияют на социальное бытие человека.

Существуют следующие виды деятельности — практическая, и духовная — теоретическая. Последний вид деятельности создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них духовные ценности передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные — средство развития человека в обществе, и духовные — способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Все мы постоянно что-то делаем: ходим, читаем, работаем, покупаем, спим, едим, дышим. Совокупность всех действий человека можно объединить одним словом - деятельность. Но как различны наши дела! Кто-то пилит лес, а кто-то исповедуется в храме, кто-то изобретает автомобиль, а кто-то изучает искусство. Какие-то действия необходимы нашему телу, а без каких-то не может быть удовлетворена наша душа.

Понятие духовной деятельности пришло к нам из философии. Встречается оно и в теологии, которая толкует его практически так же. Духовная деятельность - это деятельность, необходимая для духовной жизни человека. Чтение книг, создание живописных полотен и поэм, формирование религиозных (или атеистических!) взглядов, осознание воспитание в себе и других положительных (как, впрочем, и отрицательных) качеств, обмен мнениями, выходящий за пределы откровенного быта, - все это относится именно к духовной деятельности.

Духовная деятельность - это также и процесс поиска смысла жизни, путей выхода из непростых ситуаций, определения и понимания таких философских категорий, как например счастье и любовь.

В отличие от материальной деятельности, которая существует ради изменения окружающего мира (строительство новых зданий, проведение медицинских экспериментов и даже изобретение нового салата), духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и Даже мыслительная духовной, работает на эту конечную цель, ведь, о чем-то размышляя, человек приходит к новым выводам, меняет свое мнение о чём или о ком-либо, становится качественно лучше или хуже.

Проблемы определения

Некоторые источники ставят знак равенства между такими понятиями, как «духовная жизнь» и «духовная деятельность». Это не совсем корректно, ведь слово «жизнь» настолько всеобъемлющее, что лишь включает в себя «деятельность», но не ограничивается ею одной.

Всем ли людям на Земле присуща духовная деятельность? Это вопрос неоднозначный, потому что, сколько бы толкований термина мы ни читали, понимать его каждый будет по-своему. Те, кто считают, что духовная деятельность должна быть непременно созидательной, то есть иметь какой-то очевидный для всех результат, могут сказать категоричное «нет». С их точки зрения, человек, ничем кроме получения денег не интересующийся, книг не читающий, о вечном не размышляющий и хоть мало-мальски самосовершенствоваться не стремящийся, духовной деятельностью не занимается.

Но этим скептикам непременно возразят те, кто смотрит на это понятие шире. Они скажут, что даже маргиналы и сумасшедшие, маньяки и еще как занимаются, сами того не осознавая, духовной деятельностью - ведь они как минимум мыслят, выстраивают в голове какие-то образы, ставят цели, пусть даже ошибочные, и стремятся к их достижению. Найдутся и те, кто заявят, что даже животные в той или иной мере осуществляют духовную деятельность, ведь даже котенок, попав в новый дом, приступает к его изучению, открывая и познавая мир…

Есть ли смысл ломать копья, пытаясь найти компромисс при определении понятия Пожалуй, что нет. Ведь любое философское понятие на то и философское, что подразумевает под собой пространство для рассуждения, полярных мнений, индивидуальных пониманий и оценок. А потому при определении для себя этого термина можно довольствоваться одним из классических толкований, приведенных в учебной и энциклопедической литературе. Например: духовная деятельность - это деятельность сознания, в результате которой возникают мысли, образы, чувства и идеи, часть из которых впоследствии находит свое материальное воплощение, а часть так и остается неосязаемой, что вовсе не означает несуществующей...