Православная психотерапия. Мусульмане, принявшие христианство

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хочу принять христианство, я мусульманка. Что для этого нужно сделать и нужно мне менять свое имя на православное? Заранее спасибо!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Дорогая читательница, очень рад Вашему желанию! Слава Богу, Господь просветил Вас и у Вас в сердце появилось это доброе и очень правильное желание.

"В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь", - рассказывает протоиерей Алексий Митюшин в материале , который очень советую Вам прочитать.

Вам нужно прийти в храм - любой, какой Вам нравится или какой ближе к Вашему дому - и поговорить со священником о Вашем желании. Скорее всего, Вам нужно будет пройти небольшой курс так называемых огласительных бесед, то есть занятий, на которых священник или его помощники расскажут Вам и остальным, кто хочет принять христианство, об основах веры. Вам порекомендуют прочитать литературу - прочитайте ее. Пока же сама можете начать читать Евангелие, например, от Марка,и толкования к нему (они есть в интернете или их можете купить в церковной лавке).

После того, как Вы пройдете огласительные беседы, Вы сможете принять Таинство Крещения, то есть стать христианкой.

"Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество - и душу, и плоть, приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти", - я цитирую Вам материал .

Что касается имени, в Таинстве Крещения человеку нарекается имя в честь святого, который будет его небесным покровителем. Если есть святая с Вашим именем, то имя Вы можете не менять. А если такой нет, то выберете, посоветовавшись со священником, кто из святых будет Вашим покровителем.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать .

На православном форуме мусульманка Сабрина говорит о том, что хочет стать христианкой и спрашивает: как принять христианство?

Подобные вопросы задают и другие люди, не относящие себя ни к какой религии. Как стать христианином им может подсказать только Господь, но как принять крещение можно узнать у любого православного священника.

При этом необходимо заранее изучить историю христианства, те ветви, которые оно образует, а также какие обряды должен протий новообращенный, чтобы стать православным христианином.

Значение христианства состоит в том, что это богооткровенная религия

Христианство ― это богооткровенная религия, исповедующая единого Бога в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

Апостол Иоанн Богослов свидетельствует:

«Бог есть Любовь».

Христианская религия ― религия жертвенной любви. Для того чтобы спасти людей и всего Спаситель Иисус Христос сошёл на землю. Его распяли, но Он воскрес.

Благодаря этой искупительной жертве установлен новый договор (Завет) человечества с Богом. При это для того чтобы спастись, каждый человек должен по собственному желанию установить связь со Христом. Она называется Таинство Крещения.

Для того чтобы поддержать и укрепить эту связь существует Таинство Причащения или же Таинство Евхаристии. Эти основные положения доктрины христианства должен знать каждый, желающий принять христианство.

Связь с Христом устанавливается только через Таинство Крещения.

Законы христианство из Символа веры

Другие законы христианства содержаться в «Символе веры». Этот документ приняли на Первом и Втором вселенских соборах. В нём говорится о том, что:

  • что Бог - Творец всего сущего;
  • в делах спасения человека активно принимает участие Третье Лицо Святой Троицы ― Святой Дух;
  • существует единая Вселенская Церковь, идущая от Апостолов;
  • в конце Истории мира все мертвые воскреснут и наступит Страшный суд;
  • что после всего наступит блаженная вечность - «жизнь будущего века», в которой в общении с Господом обретут место все верные Ему.

Первым христианским храмом считается Сионская горница

Правым в мире христианским храмом признаётся Сионская горница или же Горница Тайной Вечери. Это помещение, расположенное на верхнем этаже одного из домов Иерусалима.

Здесь совершена Тайная вечеря, то есть последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками. Кроме того, здесь же произошли некоторые другие важные события из Нового Завета, например, Схождение Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4).


Первый христианский храм в мире сегодня не принадлежит никакой конфесии. Он находится в распоряжении правительства Израиля. Вход сюда свободный и бесплатный, но молиться громким голосом здесь запрещено.

Предание указывает на здание Сионской горнице, расположенное на вершине горы Сион. Оно стоит вне стен Старого города, неподалёку от Сионских ворот.

Современное помещение горницы возвёл в готическом стиле в XIV веке один францисканский монах. На первом же этаже здания размещается синагога с гробницей Царя Давида.

В настоящее время существует три ветви христианства, поэтому христиане делятся на католиков, православных и протестантов

Человек, желающий стать христианином, должен знать, какие бывают христиане. Христианская религия возникла в I веке в Палестине.

К сожалению, со временем по разным причинам единая Вселенская Церковь разделилась. В настоящее время к направлениям христианства относятся следующие конфессии:

  • католичество;
  • православие;
  • протестантство.

человек сегодня считают себя христианами

Кроме того, христиане делятся на разные толки и течения внутри этих конфессий. Так, например, в Русской Церкви до сих пор присутствует раскол, из-за которого существуют старообрядцы (староверы).

При этом распространение христианства по планете свидетельствует о том, что это одна из крупнейших религий мира. Так на сегодняшний день 2,35 млрд. человек заявляют о том, что они христиане.


Православные считают, что все христианские конфессии, кроме Православия исказили заповеданную Апостолами веру.

При этом в меньшей степени названое обстоятельство относится к Католической Церкви, в большей и катастрофичной степени к Протестантизму. При этом значение христианства ничем не умалено, так как она хранит апостольскую веру неповреждённой.

Стать мусульманином можно, искренне произнеся символ веры или же шахаду (свидетельство)

Ислам ― это ещё одна мировая религия наряду с христианством. Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Христианские богословы указывают на то, что Аллаха нельзя считать тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению.

В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.


«Мухаммед - Посланник Бога» - надпись на воротах «Мечеть Пророка в Медине». Мусульмане говорят: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Аллаха»

Богочеловек Иисус Христос принимается в исламе как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается.

Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на Небо живым. Именно поэтому в исламе отсутствует такое понятие, как Таинство Причастия.

2 мусульманина

нужно, чтобы произнести исламское свидетельство

Для принятия ислама достаточно произнести текст Шахады ― исламского свидетельства.

В связи с этим крещение в Исламе принципиально отличается от крещения в христианстве и не имеет ничего общего с ним.

Среди мусульман распространено убеждение, что всякий является мусульманином по рождению, как произошедший от Адама, однако иногда человек нуждается в дополнительных шагах для «возвращения» в истинную веру.

Обычно для того, чтобы принять Ислам достаточно произнести текст Исламского свидетельства ― Шахады в присутствии двух мусульман.


Перед тем как это сделать, требуется отказаться от всех убеждений противоречащих истинной религии Всевышнего. Слова Шахады произносятся с верой в сердце и твёрдым намерением принять Ислам.

Формула Исламского свидетельства - Шахады по-арабски следующая:

«Ашхаду алля иляхаилляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан расулюЛлах».

Примерный перевод на русский:

«Я знаю, верю всем сердцем и подтверждаю на словах, что нет божества, кроме Единого Создателя - Аллаха, и я знаю, верю всем сердцем и подтверждаю на словах, что Мухаммад - последний Посланник Аллаха».

После произнесения Шахады человек становится мусульманином, и ему необходимо выполнять все обязанности, предписанные Всевышним Создателем.

В православии крещение ― это Таинство духовного рождения

Желающие знать ответ на вопрос: как стать православным христианином, должны понимать, что христианство ― это та религия, в которой присутствует опыт богообщения.

В силу первородного греха некрещеный человек не имеет такого опыта, так оно возможно только через Таинство Причастия. Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды.


Только после совершения Таинства Крещения для человека открывается возможность совершения над ним Церковных Таинств. Именно поэтому Крещение и Миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание.

Если же обобщить, то можно сказать, что таинство приема в православную Церковь содержит три момента:

  1. Крещение;
  2. Миропомазание;
  3. Евхаристию.

нужно пройти, чтобы принять христианство

Это необходимо знать тем людям, которые спрашивают: как принять православие?

В православие принято крестить детей во младенчестве. Этим занимаются их родители. Что же до взрослых, то они сам должны самостоятельно принять решение о том, чтобы принять Веру Христову.

Если же такое решение принято, то им необходимо обратиться в ближайший православные храм для прохождения обряда Крещения.

Как принять христианство можно узнать в православном храме на огласительной беседе

Для взрослых людей в Русской Православной Церкви перед проведением обряда Крещения установлено проведение огласительных бесед. Их цель состоит в том, чтобы выяснить, насколько твёрд человек в своём желании стать христианином.

Кроме того, во время их проводится чтение Священного Писания и православной литературы. Готовящиеся к Крещению принимают участие в богослужениях, общих молитвах в храме, готовятся иным способом к проведению обряда.

Видеоролик: Огласительные беседы перед Крещением. г.Котельниково. На 20 секунде автор рассказывает о том, что такое огласительная беседа.

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры:

  • необходимо прочесть Новый Завет;
  • знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах - Причащения, Крещения, Миропомазания;
  • знать наизусть важнейшие христианские молитвы - Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся».

нужно поститься христианину перед крещением

Отдельно необходимо отметить то обстоятельство, что перед Крещением взрослый человек должен подготовиться к этому трёхдневным постом. Для этого необходимо отказаться от употребления мясной и молочной пищи, яиц и спиртных напитков, а также курения.

Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Перед Крещением необходимо отказаться от различных увеселений, а супругам ― от супружеских отношения.

Крещение происходит в православном храме, крестит взрослого человека его священник

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду.

После Крещения совершается Таинство Миропомазания. Перед тем как прочитать огласительные молитвы иерей совершает следующее священнодействие: он три раза дует в лицо крещаемому.

Неверующим или же представителям других религий такое действие может показаться странным, но православные дают ему следующее объяснение. Вдыхание воздуха священником в рот крещаемому символизирует момент творения человека.

«Тогда Бог взял его из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

После этого священник трижды благословляет крещаемого, и, возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.


После того, как иерей прочитает молитвы, то есть молитвы запрещения злых духов, совершается обряд отречения от сатаны.

Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад - символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. Далее ему необходимо исповедовать верность Христу или сочетаться со Христом.

Теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Потом оглашенный читает вслух Символ Веры, после чего ему необходимо ответить на вопросы священника.

Само крещение совершается троекратным погружением в купель

Непосредственно сами проследования Крещения начинаются с освящения воды. Священник перед этим переоблачается в белые одежды, которые символизируют новую жизнь, принесённую на землю Иисусом Христом.

После освящения воды следует обряд освящения елея. Для этого крещаемый помазывается им: чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги. Это делается для того, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в завет с Богом.


После того, как обряд помазания завершиться, совершается троекратное погружение в купель, при этом произносятся тайносовершительные слова, то есть крещальная молитва.

После того, как новый член Церкви выйдет из купели, его обличают в белую одежду. Для мужчин - это крестильная рубашка, для женщин - длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье.

Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.

Священник надевает новокрещённому на шею нательный крест и произносит при этом специальную молитву.

После него священник с новообращённым трижды обходит купель, что символизирует вечность. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Если вернуться к вопросу, заданному Сабриной, то можно сказать, что мусульмане крестятся так же как и некрещеные. В настоящее время этому никаких препятствий к этому нет. Поэтому, если она желает получше узнать как стать христианкой, она может обратиться в ближайший православный храм, где ей помогут в этом.

Мусульмане, принявшие христианство, не редкость для современного мира. Постепенно все больше людей из разных стран меняют ислам на католическую или православную веру. Почему так происходит?

Мусульмане, принявшие христианство, в Египте

Уже более миллиона египетских мусульман приняло христинаство. Лишь в 2012 году было продано больше 750 000 аудиокопий и 500 000 текстовых копий и 600 000 копий фильма "Иисус".

Почему приняли христианство многие мусульмане?

Ислам становится менее привлекательным. По данным из различных источников, за 28 лет шариатского правления в Иране, руководители не смогли решить социальные и экономические проблемы и сделать страну примером поэтому многие жители разочаровались в своей религии.

Многие меняют веру из чувства безысходности. Христианство дает веру в свои силы и в то, что жизнь изменится к лучшему.

Мусульмане, принявшие христианство, в Иране

В Иране Евангелие и Ветхий Завет резко стали пользоваться спросом. Многие желают купить Священное Писание на фарси. По разным данным, количество иранских новообращенных христиан составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек. Всего в Иране проживает около 70 млн. Ежедневно около 50 мусульман принимают христианство, причем, делают это тайно. Это объясимо, ведь такие действия запрещены под страхом смерти. Но в Европе к этому относятся более лояльно. Так, только в столице Великобритании расположено 3 христианских церкви для иранцев. Аналогичные церкви есть также в 9 городах Англии, 14 странах Европы, 22 штатах Америки. В крупных имеется 8 соборов и в Австралии - 4. Всего на Западе функционирует свыше 150 подобных церквей.

Мусульмане, принявшие христианство, в Алжире

Массовые изменения веры наблюдаются и среди берберских племен. В 2006 году даже был издан закон о запрете миссионерской деятельности. Несмотря на то что он ограничивает права человека (согласно соглашений ООН), закон и по сей день действует.

В соответствии с этим, человек, который принуждает или подстрекает мусульманина к смене веры, рискует попасть в тюрьму на срок 2-5 лет. То же наказание предусмотрено за распространение, создание и хранение религиозной литературы, которая может пошатнуть веру мусульман.

Как обстоят дела в других странах?

Ежегодно около 35 тыс. турецких мусульман становятся христианами. В Малайзии примерно 100 тыс. человек изменили веру. В Индонезии ежегодно становятся христианами около 10 тыс. человек. В этой стране переходы из одной конфессии в другую разрешены, но споры вокруг этого явления все же ведутся. В Йемене массовый отток мусульман в другие веры сильно осуждается. Поэтому новообращенные христиане устраивают совместные молитвы в строгой секретности в домах иностранцев. Т.к. если кто-нибудь узнает о том, что мусульманка приняла христианство, ее непременно казнят. То же относится и к молодым людям, нарушившим нормы шариата.

Нормально ли это?

В каждой стране свое понимание нормы. Где-то изменение конфессии карается смертью, где-то к этому относятся лояльно. Поэтому универсального ответа нет. В то же время растет число христиан, которые принимают ислам. Причем, среди них есть видные ученые, спортсмены и общественные деятели.

О ПРИНЯТИИ СЕБЯ. ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО.
Как-то так получилось, что тема принятия себя за последнее время стала все чаще и чаще возникать в психотерапевтических сессиях. Работа в психотерапевтической группе тоже без этого не обходится. Как же нам принимать себя? Ведь мы православные. А это означает в том числе и то, что мы должны тщательно исследовать себя на предмет греха. А если принимать себя, то не будет ли это равносильно попустительству своему греху, своим страстям?
Вот почему так важно рассмотреть эту тему подробнее. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, привожу стихотворение Елены Р. Лена попросила не указывать свою фамилию. Дело в том, что у многих существует предубеждение, что если человек посещает психолога, ходит в психотерапевтическую группу, то с ним что-то не явно не так… Одним словом, Лена не хочет, чтобы кто-то из ее знакомых знал об этом. Кстати, это действительно предубеждение, сложившееся в нашем обществе. Многие продолжают посещать группу не потому что у них что-то не так, а потому, что осознают, что они могут жить иначе: лучше, полнее, радостнее… Группа способствует этому. Подтверждается это кстати, и тем фактом, что абсолютно все члены группы на определенном этапе начинают реализовывать свой творческий потенциал. И тут нет ничего удивительного. Мы ведь . Вот только не всем удается этот потенциал в себе распознать, открыть и реализовать... Лена пишет стихи. Одно из ее стихотворений я предлагаю вашему вниманию:

Легко любить себя успешную,
Легко любить себя красивую.
Ходить походкою неспешною,
Смотреть с улыбкою игривою.

Легко любить себя любимую,
Заботливой рукой холёную.
В дневных трудах неутомимую,
Мечтою светлой окрылённую.

А ты попробуй – неумытую
Спросонья. И с помятым ликом.
Нечёсаную и небритую.
В своём несчастии великом.

С истерикой, наружу рвущейся
Или слезою депрессивною.
С душой измученной, метущейся.
Лени-апатие-пассивную.

Так любят те, кто с нами рядом.
Кто видит нас сквозь толщи грёз.
То злясь, то требуя награды,
Не оставляют нас всерьёз.

Прощая всё, как дети малые,
Спасая всё, что губит грех,
Являя милость небывалую,
Так любит Тот, кто ближе всех.

Мы учимся любить ближнего, стремимся выстраивать отношения с Богом. Выражение о том, что не полюбив себя, мы не сможем никого любить стало уже расхожим... Но, по всей вероятности, проблема принятия себя остается для многих из нас действительно неразрешимой проблемой. И выражается она амбивалентным (противоречивым, полярным) отношением к себе. С одной стороны – это недовольство собой, отсутствие принятия себя, непомерная к себе требовательность; неумение потерпеть себя таким, каким ты являешься сейчас, а именно в этой конкретной ситуации, в этот конкретный момент своей жизни…
С другой стороны – это наше удивительная особенность тщеславиться и гордиться самым ничтожным достижением, успехом, постоянное стремление к тому, чтобы услышать о себе что-то лестное и приятное, стремлением к тому, чтобы на нас обращали внимание, хвалили, ценили, почитали…
На первый взгляд в этом нет ничего плохого. Мы хотим меняться. Хотим стать лучше, а значит вроде бы так и должно быть: и критика в свой адрес постоянная и суровая… Важна и «обратная связь», то есть оценочное мнение других людей… Однако, есть в таком подходе определенные ловушки или подводные камни, о которых мы должны знать. И именно они портят всю картину и отравляют человеку жить. И не только отравляют, но и тормозят, не позволяют нам двигаться дальше.
Зачастую у православного человека складывается определенный идеальный образ себя - хорошего, правильного, успешного в своем духовном развитии, возможно, и просто успешного по жизни. И соответственно есть стремление соответствовать этому образу… Действительно, придя к вере, в какой-то момент мы осознали, что какую-то часть своей жизни мы жили без Бога, жили не правильно. И понятно, что хочется скорее все исправить и теперь жить иначе. Но, почему-то не все получается. Не получается у нас всегда делать то, что хотим, что считаем правильным.
Вот и апостол Павел пишет: «19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ... 24 Бедный я человек!» (Рим.)
Что же происходит? Мы должны помнить о том, что для того, чтобы измениться, требуется время. Психика человека обладает инерцией. И сила этой инерции велика. Наше сознание не может быстро перестроится, как бы мы того ни хотели. Именно наша гордыня, наше тщеславие подталкивают нас к ожиданию быстрого результата. Но это невозможно. Чтобы перемены стали устойчивыми, чтобы изменения произошли на всех уровнях, требуется время. По большому счету, если мы имеем ввиду христианское преображение личности, то на этот процесс отведена вся наша жизнь. Для этого есть еще и духовные причины. А значит, в этом есть и определенный смысл. Если бы мы быстро все получали, чего желаем, в том числе изменений на духовном уровне, было бы это полезно нашей душе? Не стали бы мы гордиться своими дарованиями?
Вот почему изменения наши не будут быстрыми. Пройти по пути изменений равносильно подвигу. Слово подвиг святые отцы трактовали как подвижение, то есть подвиг не определяется порывом, волевым усилием, каким-то единичным актом. Это именно медленное постепенное движение к намеченной цели. Движение это обязательно будет сопряжено с искушениями "сойти с дистанции". И если мы притчу о блудном сыне, возьмем как метафору, то суть подвига (подвижения) - это обратный путь. Но есть и часть пути – это путь возвращения в «дом отца». И эта самая трудная и ответственная часть пути. Обычно всегда уделяют внимание той части пути, которая привела блудного сына к состоянию духовного голода. Существует заблуждение, что достаточно подойти к той точке, когда возникает намерение жить иначе. И что этим все решено. Но так не бывает. Именно здесь все и начинается. Трудности в том, что от человека потребуются совсем иные качества, иные навыки для совершения пути назад. Я бы даже сказала другие внутренние ресурсы, до сих пор нами не востребованные. Это ресурсы духовного порядка. Ведь потребуется пройти обратный путь, пройти его до того, момента, когда встреча с Отцом станет для нас очевидной и все сомнения, основанные на нашем малодушии, останутся позади. Путь к Богу никак не может оказаться быстрым. Именно на этом пути формируются наши отношения с Ним, укрепляется наша вера... Именно этот путь и есть по сути путь внутренней трансформации личности - динамический процесс психических и духовных изменений в человеке.
На этапе возникновения намерения "возвратиться" для человека знать о том, что вектор выбран правильно. Это позволяет укрепиться в намерении и сохранять мотивацию к продолжению пути в моменты, когда будут одолевать сомнения. От нас потребуется в любом случае продолжать этот путь не смотря на все искушения. Одно из искушений – это ожидание быстрого результата. Но так не бывает. Не обойтись нам без «регресса» (есть такой термин в психотерапии, обозначающий откаты назад). Говоря языком святоотеческой аскетики, не пройти человеку этот путь без падений. И тут самое важное это отказаться от ожиданий, что можно их избежать. Понимание этого позволит нам перестать бояться падений. А значит, мы перестаем принимать состояние регресса, как показатель того, что мы сбились с пути. Регресс это нормально. Это всего лишь повторение пройденных уроков, закрепление так сказать выученного материала, призыв нас к большей осознанности, к развитию внимания к своему "внутреннему человеку", к развитию таких необходимых духовных качеств, как смирение и терпение... Понимание характера внутренней динамики личностного развития дает нам возможность не позволять помыслам уныния овладевать собой. А они, эти помыслы, обязательно будут стремиться овладеть нашим сознанием, сбить с пути, и даже отказаться от его продолжения... В разной форме, но звучат они примерно так: «все напрасно, ничего у меня не получится, все бесполезно, почему именно у меня все так трудно? почему у других иначе? жизнь прошла зря и ничего не исправить, уже поздно что-то начинать...». Здесь следует напомнить, что святые отцы называют помыслами не только мысли, но и эмоциональные состояния, непосредственно с ними связанные. Об этом очень важно знать. Дело в том, что у человека не может быть мыслей отдельно от состояний. Не зря же мы часто слышим фразу о том, что мысль материальна, мысль обладает энергией...В нас все связано и все подвергается влиянию. В данном случае, это касается мыслей, чувств и поступков. Любая мысль всегда наполнена нашей психической энергией. И если мы позволяем вышеперечисленным мыслям укрепиться в сознании, то они обязательно приводят к унынию. А уныние – это состояние человеческой души без Бога. В унынии мы остаемся наедине с собой, лишаемся Божией поддержки. Состояние уныния не случайно считается одним из грехов. Ведь именно в унынии, хотим мы того или нет, мы ропщем против Бога, мы отказываемся доверять Божиему промыслу о нас. Мы начинаем по-своему трактовать происходящие с нами события. Получается, что мы добровольно отворачиваемся от Него, отказываемся от Его поддержки и заботы. А ведь корень проблемы в том, что мы в какой-то момент отказываемся потерпеть себя, возомнив, что мы уже должны быть иными. Мы забываем о том, что человеческая душа возрастает, проходя через скорби, иными словами через падения (для нашей гордыни нет большей скорби, чем пройти через падение). Поэтому для духовного исцеления личности падение необходимо. Однако, это не означает, что надо оставаться в падении, пребывать в нем. Нет, необходимо вставать, не поддаваясь чувству жалости к себе, пока страсть уныния не овладела нами. Принцип простой и понятный: "упал - отжался". И никак иначе. И если нам удастся об этом помнить, мы научимся спокойнее относиться к своим «падениям». А это означает, что мы будем себя принимать себя и не успешными, и совершающими ошибки, и совершающими глупые и неразумные поступки. Все это опыт. Ведь для того, чтобы прийти по-настоящему, к пониманию христианства, к глубокому, внутреннему пониманию, мы обречены пройти путь «блудного сына». Иными словами, обречены на опытное познание себя, людей, Бога. А это всегда происходит именно таким путем. Вот почему христианский путь – это путь крестный. Радует то, что в какой-то момент человек на самом глубинном своем уровне начинает это осознавать. И вот это и есть та точка, с который возможен путь обретения веры, такой веры, которая постепенно начинает нас укреплять и помогать нам на жизненном пути. Нет, проблем не станет меньше, не станет меньше и скорбей. Просто изменится наше отношение к ним. Уйдет страх, уйдет возмущение, ропот… А это самое главное. И вместе с этим изменится и отношение к себе. Мы подойдем к пониманию сути христианской любви, в том числе это касается и любви к себе. Такие понятия, как любовь к себе, любовь к ближнему, любовь к Богу – все это понятия имеют общую основу. И если мы не можем потерпеть ближнего, то конечно это говорит о том, что мы не в состоянии спокойно и трезво понести и свои немощи… И получается, что перед Богом нам важнее не быть самим собой; а прежде всего очень важно выглядеть, казаться. А значит, как таковых, отношений с Ним нет. Но мы продолжаем снова и снова забегать вперед, в своем стремлении не быть, а казаться. Но ничего не получается… Нас останавливают, нас притормаживают… Для Бога важно, чтобы мы прошли весь путь нашего духовного возрастания последовательно и постепенно, отказались от ненужных ролей и масок, научились общаться с Ним открытой душой. Пока не будет пройдено достаточное количество уроков, проделаны все "работы над ошибками", Он всегда нас будет возвращать обратно. А это значит, что надо с радостью и смиренно принимать эти уроки, благодарить Его за Его терпение и любовь к нам.
Вот уже постепенно мы приходим к большей осознанности, к тому, что такие понятия как терпение, смирение, добродетель рассуждения становятся для нас не просто терминами из святоотеческих текстов, а важным полезным опытом, опираясь на который мы приобретаем способность уже не так горько унывать в своих падениях.
Возможно, настанет момент, когда мы поймем смысл слов Луки Войно-Ясенецкого «Я полюбил страдание». (Такое название имеет одна из его книг). И это, конечно же, не о мазохистской любви к страданию… И то, о чем сказал Серафим Вырицкий в своей брошюре «От Тебя это было» для нас в какой-то момент нашей жизни станет многое понятным потому что эти знания будут созвучно нашему опыту. Но для этого требуется время. И требуется продолжение нашего пути. Однако мы должны помнить, о том жизнь каждого человека уникальна и одним из важных отличий опыта современного человека от опыта вышеупомянутых святых состоит в том, что на долю человека нашего времени в большей степени выпадают страдания иного плана. Я бы обозначила их как страдания невротического характера. Вероятно, каждое время характеризуется своими особенностями, в том числе и особенностями христианского подвига.

Но в каждом христианском пути любого человека, человека всех времен, всегда есть общее... Закончить эту статью мне бы хотелось словами о том, что хорошо бы нам чаще размышлять о том, каким образом стоят на пути принятия себя. И не просто поразмышлять. А каждый такой случай в своей жизни рассмотреть внимательно и честно. Возможно, это поможет нам начать относиться к себе терпимее и с некоторой долей христианской любви. Ведь не может быть христианства без любви… В том числе и по отношению к себе.

Читайте также

Возможно, природа этого явления схожа с природой т.н. cтокгольмского синдрома - психологического состояния, возникающего при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними.

Прочитать ещё 2 ответа

Вы ещё не упомянули, что есть свои образы Ииуса в гностических религиях, в религиях New Age, в европейском оккультизме, в буддизме, в индуизме, в бахаизме, в мунизме, у мормонов и свидетелей Иеговы. Даже у римского императора-язычника Александра Севера в его дворцовом святилище среди изваяний разнообразных богов была статуя Иисуса. Наверное было и какое-то своё языческое отношение к этому. Даже у некоторых атеистических авторов есть своё видение Иисуса - как древнего революционера, борца за свободу и т.п.

Лично я считаю, что большинство этих образов, кроме, быть может, каких-то совсем экзотических, дополняют друг друга.