Специальный репортаж на телевидении. Виды репортажа

Репортажем называется сообщение, которое содержит в себе рассказ о событии или, о ряде событий, которые произошли на глазах у журналиста. В Большом Энциклопедическом Словаре понятие «репортаж» определяется следующим образом: «(франц. reportage, от англ. report - «сообщать») - информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент» Большой Энциклопедический Словарь/Словари.ру// slovari.299.ru/enc.php.

В зависимости от каналов массовых коммуникаций (печать, радиовещание, телевидение), для которых предназначается репортаж, способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Репортаж в печати (главным образом в газете) имеет характер событийного, тематического, описывающего события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно в такого рода репортажах присутствуют иллюстрации с фотоснимками с места событий, в последнее время широкое распространение получили и самостоятельные фоторепортажи. Репортаж, передаваемый по радио, всегда придерживается строгой хронологической последовательности событий, его задачей является воспроизведение картины происходящего. Репортажем на телевидении часто называют хронологию видеособытий, которые перерастают в комментирование материала, демонстрируемого на экране.

В соответствии с другим источником, «понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare» «передавать», «сообщать»См.: Killenberg G. Pablic Affairs Reporting (Governing the News in the Information Age). N.Y. P. 3-45.. Известный теоретик журналистики А.А. Тертычный утверждает, что свое происхождение репортаж ведет от очерка: «Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа»Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Оазис. - 2007, с.84.

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне».

В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них - жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить зрителям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всем или хотя бы неизвестны ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта - его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание зрителей, возбуждает их интерес - личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее - это зависит от многих обстоятельств. В том числе - от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для телерепортажа немалую роль играет её тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городского или областного телевидения поводом для создания репортажа или хотя бы очерка - слишком мелок для такого масштаба и данные факты в наше время стали событиями довольно заурядными. Но в низовой, университетской газете об этом могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории она сохраняет свою актуальность.

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость - это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое - это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, - стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Цель автора - возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость - определяет основные особенности жанра газетных публикаций. Прежде всего, их структуру: обычно они представляют собой своеобразную перевернутую пирамиду - начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение - с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении - разновидности этого жанра - всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.

От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.

Свои особенности - у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков - под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть: «Открыт памятник легендарному священнику-хирургу», «Увеличивается экспорт нефти», «Автокатастрофа в Новосибирске» и тому подобное.

Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это не означает его пассивного отношения к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого факта фиксирует позицию автора - его заинтересованность в получении данной информации.

Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью в отчете - жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в его тексте ответами на вопросы, обязательными для заметки. Его цель - сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета - свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, - тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них - прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события - встречи, конференции и тому подобное - в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений, перемежая это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета.

Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета - тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой. Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе.

Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком - проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы. Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой. Вообще для стиля отчета характерна деловитость, экономность, отказ от всего, что мешает передаче главного. Однако при необходимости в аналитическом и тем более проблемном отчете используют образные средства языка - метафору, яркий эпитет, сравнение и т.п. Они помогают автору выразить отношение к сообщаемому, воссоздать атмосферу, в которой проходило событие.

Выразительные языковые средства особенно часто применяют в отчетах о событиях, проходящих в зримой форме, - о народных празднествах, спортивных соревнованиях и т.п. Для таких отчетов характерна эмоциональность стиля.

Публикацию отчетов в газете полезно планировать. Это позволит, с одной стороны, избежать перегрузки газетного номера текстами в этом жанре. А с другой стороны, - даст журналисту возможность лучше подготовиться к написанию отчета, получить предварительно хотя бы первичное представление о том, чему будет посвящено событие. Выбор темы отчета и его формы обычно происходит на месте события, в процессе его развития. Это предопределяет необходимость присутствия автора отчета на месте события, о котором он собирается сообщать. Лишь в некоторых ситуациях, когда невозможно обеспечить присутствие журналиста на встрече или собрании, о котором он должен опубликовать отчет, ему позволяют написать его, используя протоколы, текст или тезисы доклада, диктофонную запись выступлений и т.п.

Отчет - коварный жанр. Представление некоторых начинающих журналистов о легкости подготовки текста в этом жанре очень часто приводит к творческим неудачам. К публикации в газете раздутых скучных отчетов, нередко занимающих целые полосы. Чтобы избежать подобных неудач, от автора требуется, прежде всего, умение находить актуальную новость даже на скучном собрании, на бесполезной встрече. Если же это оказывается невозможным, у журналиста появляется повод для написания критического отчета с анализом причин неудачи организаторов события.

Один из самых популярных жанров газетной публицистики - репортаж. См.: Гуревич, С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М., 1963.

Вот что пишет, например, о цели и задаче любого репортажа С.М. Гуревич: «задача заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия. А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего -- быстро развивающихся)» См.: Гуревич С. М. Репортаж в газете. - M., 1963. С. 3-32.

Аналогично с другими жанрами, характеристика репортажануждается в дополнительном объяснении - ведь в большом количестве случаев новостная журналистика в своем составе имеет именно описания того, что произошло на глазах у журналистов, или у кого-то еще. Так что же - переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж http://konkurs.ntv.ru/2007/press/5.html.

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в течение нескольких веков привело к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость должна ответить, - то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить читателям о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше писать новость. Современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.

Данная разница между новостью и репортажем стала особенно острой после изобретения телеграфа.

Однажды произошел такой случай. В 1870 году репортер лондонской «Таймс» Вильям Говард Рассел потратил двое суток для того, чтобы добраться до редакции с места битвы у французского города Седан и доставить свой репортаж о том, как германские войска окружили и разбили французскую армию. Битва при Седане стала самым важным событием франко-прусской войны 1870 года, а поражение Франции в этой битве стало толчком к снижению могущества Второй империи Наполеона III. Рассел спешил. Чтобы не потерять время, он писал свой репортаж ночами. И каково было его удивление и досада, когда, попав в Лондон, он увидел, что остальные газеты напечатали отчеты о битве на два дня раньше. Их корреспонденты послали отчеты по телеграфу.

Однако со временем и с развитием технологий ценность и привлекательность репортажа с места событий от этого не уменьшилась. Джон Карей, который долгое время трудился в качестве редактора-составителя обширного сборника репортажей, считает, что современный репортаж занимают первое место, и являются, по его словам, чем-то вроде религии.

Важное отличие репортажей от простых новостей заключается в том, что модель написания репортажа довольно свободна. Можно описывать события в хронологическом порядке. Например, очень распространен, вид репортажа «День с …», где происходит описание дня, проведенного с мэром города, депутатом, солдатом, или с участковым милиционером. Кроме того часто структурируют репортажи, как описание проблем, которые видятся репортером, или мест, где он когда-либо был.

Важно заметить, что репортаж - это тот самый жанр, который служит сближению журналистики с литературой. Данный жанр наиболее литературный. Важно вспомнить ряд знаменитых репортажей Владимира Гиляровского. Его репортажи издавались отдельной книгой, которую с большим удовольствием любят читать по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях, о трактирах, о чертах характера обитателей ночлежек и о печальных событиях на Ходынском поле. Кроме тогоего знание Москвы, как города, с обширной историей, просто не оставит равнодушным.

Сейчас, в эру развития систем Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не потеряли своей актуальности и все также, как сто лет назад привлекают интересы общественности. И вместе с тем, хороший репортаж сегодня ценится никак не меньше, чем во времена Первой мировой войны, когда Хемингуэй прославился именно благодаря своим репортажам из Европы. Ведь репортажи не только могут рассказать о том, что произошло, но и репортаж помогает увидеть, как это происходилоГригорян М. Пособие по журналистике. Справочник. - Права человека. - 2007.

Какие же требования должны быть учтены, чтобы репортаж был по-настоящему хорошим? Есть ряд важных пожеланий, которые должны быть учтены для того, чтобы репортаж получился по-настоящему интересным и с профессиональной точки зрения, и сточки зрения простого обывателя:

Журналист должен выступать в качестве свидетеля происходящего события. Именно в этом выражается индивидуальность хорошего репортажа.

События происходят в определенном месте в определенное время. Довольно желательно, чтобы о местонахождении и времени было указано в репортаже.

Пишутся репортажи чаще всего сразу после события.

Репортаж не только должен рассказывать о событии, но и показывать, как происходило то или иное событие.

В репортаже не очень интересуют обобщения. Важна непосредственность восприятия.

Если говорить об эффекте присутствия, то один из самых популярных жанров телевидения - тоже репортаж. Популярный и у зрителей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его зрителем.

Автором репортажа считается журналист, хотя над сюжетом, прежде чем его увидят зрители, трудиться несколько человек. Это не только журналист, но и оператор, а впоследствии и монтажер. В отличие от ТВ, в газете результат зависит только от одного человека. Журналиста. От того, какие факты он сумел накопать, удалось ли ему установить контакт со своим героем, зависит итоговый вариант и качество публикации.

Телевидение - коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы“Как делать телевидение”, 1999 г., учебный проект, VHSRip.

При выборе композиции важно учитывать их виды и главные характеристики. Композиции бывают двух видов закрытые и открытые.

Закрытая композиция строится так, что линии взаимодействия изображаемых объектов направляются к сюжетно - композиционному центру. Действие, которое происходит внутри закрытой композиции, начинается и завершается, не нарушая ее пределов и границ. Если нужно сосредоточить внимание зрителя на конкретном факте, смысловые связи которого могут не выходить за рамки экрана, то оператор выбирает конструкцию закрытого типа.

Открытые композиции строятся на основе линий, которые расходятся от сюжетного центра, отражая связи объекта, стремящегося выйти за пределы кадра. В данном случае причинно-следственная зависимость раскрывается не внутри, а вне картинной плоскости и требует продолжения и завершения в других монтажных планах.

Если затронуть управление аудиторией, то открытые композиции наиболее действенны. Они побуждают ждать своего продолжения, и это делает их драматически напряженными, притом требующими монтажного развития.

Композиция видеокадра, в отличие от картины или фотоснимка, не остается неизменной по всему ходу съемки. “Смысл, темп и характер фактов и явлений находятся в развитии, и в зависимости от того значения, которое приобретает тот или иной участок, меняется и композиционное равновесие” Г.В Кузнецов журнал “Журналист”, - М. - С. 60

Операторы вынуждены как можно быстрее реагировать на определенные новые условия. Они должен решать подобные задачи на ходу, мгновенно откликаясь на меняющуюся ситуацию, и выстраивая оптимальный вариант композиции, исходя из новых условий. Журналист конечно ему помогает, так как репортаж несомненно происходит вместе.

Скрытые камеры, также представляют возможность для снятия прекрасного материала для репортажа. Она дает возможность наблюдать за реальностью, оставаясь невидимым, вряд ли можно считать находкой телевидения или кинематографа. Журналисты и писатели часто прибегают к нелегальному наблюдению еще в то время, когда самого понятия “скрытая камера” не было еще и в помине. Но именно на телевидении этот метод получил новую жизнь.

На протяжении времени считалось, что данная методика съемки применяется лишь по отношению к преступному миру. По правде, в репортаже - расследованием, репортаже - разоблачении кадры, сделанные с помощью скрытой камеры будут иметь очень большую актуальность. Но возможности данного метода намного обширнее.

“Камера, спрятанная, под потолком, снимает через форточку танцульку в рабочем клубе, где собираются машинистки, рассыльные и продавцы, наблюдает за работой ночных погрузчиков на Контвергардском рынке, за толпой безучастных зевак влуна парке, обступивших аттракционы. Повторяя путь журналиста Киша, посетившего в роли бездомного лондонский Уайт-челл, камера спускается в ночлежки Нью-Йорка” Телевизионная журналистика”, / под ред. Кузнецова Г. В., - М. - С 40

Скрытые камеры можно применять не только с целью поиска и регистрации улик. Часто потенциальные герои репортажей стеснятся камеры, и ведут себя перед ней неестественно, скованно. Едва человек увидит камеру, как в нем просыпается “внутренний цензор”, либо внутренний “режиссер - постановщик”, либо тот и другой сразу. Замечая, как присутствие камеры изменяет поведение человека, операторы разработали приемы, позволяющие вести съемку без ведома их героев.

Достоверность экранного образа складывается из многих условий.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится как можно быстрее показать зрителю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» зрителя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость. Видео репортаж должен раскрыть зрителю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра - его динамичность.

Монтаж специального репортажа.

Сборка - именно так на русский с французского дословно переводится слово ""montage"". Однако сейчас требования, предъявляемые к монтажу на телевидении намного выше простой сборки отснятого видеоряда в готовый сюжет.

Склеенные вместе кадры должны не просто фиксировать действия, а превращаться в некоторого рода ряд и выражать отношение авторов к изображаемому.Монтажная склейка - не механическое соединение двух кусков пленки. Это важный и сложный компонент репортажа, осмысление которого требует от зрителя творческого отношения. Склейка соединяет, но одновременно разъединяет снятые кадры. Смысловые значения склеенных кадров дополняют друг друга, но в то же время противоречат один другому, согласно диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей. После склейки в межкадровом монтаже соединятся два содержания, которые сами по себе не являются главными, а главной становиться мысль, на которую они наталкивают зрителя благодаря своему сочетанию.

Человек, смотрящий на экран, сопоставляет смысловые значения этих кадров, оценивает правомерность их соединения, ищет причинно-следственные связи, породившие данную монтажную конструкцию. Такой монтаж дает возможность глубокого, образного толкования факта, поступка, понятия. Что особенно важно для специального репортажа.

Перебивочный план - внутриэпизодный элемент. Его задача - сделать возможным сочетание кадров, которые “не клеятся” друг с другом. Являясь техническим средством, перебивки косвенным образом все же участвуют в формировании содержания, так как они устраняют временные и пространственные несоответствия между планами, которые это содержание выражают.

Обстановка, окружающая героя, - это самый естественный и очевидный материал, в котором всегда можно найти нужные монтажные компоненты для перебивочного плана. Но в любом случае, содержание перебивки должно быть подчиненным по отношению к основному действию.

Вынося за пределы эпизода какие-то фразы и действия, и заменяя их перебивками, монтажер как бы спрессовывает событие, и это происходит без потерь для основного смысла.

Благодаря этому предоставляется прекрасная возможность "обманывать" зрителя - ускорять или замедлять движение, манипулировать с пространством и временем. Это не просто хитроумный трюк, а главный секрет экранного искусства. Ведь как сказал Альфред Хичкок: "Кино - это жизнь, но без скучных эпизодов”. Прием сжатия времени очень подходит и для подготовки сюжетов для программы новостей Г. П. Чахирьян “Изобразительный мир экрана” с. 133.

Специальный репортаж - это своего рода маленькое кино. Самая сложная разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.

Известный кинорежиссер В. Пудовкин пишет: «Всюду, где есть разрывность, всюду, где есть момент чередования каких-то кусков, будь ли это отдельные куски пленки или отдельные куски действия, всюду ритм должен быть учтен не потому, что ритм - модное слово, а потому, что ритм управляемый волей режиссера, может и должен служить мощным и несомненным орудием впечатления. И только тогда, когда для каждого куска будет найдена настоящая длина, тогда, когда будет найден особый ритм смены кадров, только тогда экран заживет своей, найденной режиссером жизнью»Г. П. Чахирьян “Изобразительный мир экрана”, С. 135..

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать зрителей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его репортажах, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты - цифра становилась у него средством убеждения.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию - при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе - и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения - как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле - эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и так далее. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если зритель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. И не случайно репортаж нередко определяют как «художественный документ».

Фразой "специальный репортаж" чаще всего начинается самый большой и самый обстоятельный материал в выпуске Новостей. Чаще всего он приурочен к событию, часто - к определенной дате, а зачастую никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в специальном репортаже создает и исполняет роль - разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж часто бывает разнотиповым. С одной стороны - это намного более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью которого является придать материалу больше глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, который посвящен какому-нибудь человеку или проекту, которые не связанный временными рамками.

Данный вид репортажа можно включить в эфир когда угодно, по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

Но "чтобы события представляли общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи". За этим названием суть жанра: подразумевается, что репортер при разработке такого сюжета "обязан иметь собственную точку зрения, которая будет выражена в определенном отборе мнений и лиц".

Но все же очень важно не преступать ту грань, за которой информация превращается в агитацию. Как в положительном, так и отрицательном направлении. "Наша задача информировать общество, а не реформировать его. Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах".С. А. Муратов. “ТВ - Эволюция нетерпимости”, С. 45

И все же журналисты могут высказывать свое отношение к герою, к теме, к явлению. Да его в специальном репортаже особенно и не спрячешь. Но выводы зритель должен делать сам, недопустимо, чтобы выводы за зрителя делал репортер.

Георгий Кузнецов, который заведующий кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ, выделил 6 самых распространенных ошибок, которыми страдают специальные репортажи на наших телеканалах.

Во-первых, часто не продумана главная идея: для кого и для чего делается репортаж? Особенно неудачным бывает показ всевозможных заседаний, конференций, собраний. Вместо скучных лиц лучше показать дело, объект, обрисовать проблему, ради которых люди собираются на встрече. А в конце подать зрителю интервью с интересным человеком, "блеснувшим" на трибуне нестандартной мыслью.

Кроме того, даже если появляется в репортаже " блеснувший", интервью с ним, как правило, не должно быть непомерно длинное, так как это разрушает всю динамику сюжета.

Также, репортеры далеко не всегда задумываются о четком драматургическом построении сюжета. Например, довольно часто кульминация события монтируется первой, а потом уже идут подробности. Но ведь специальный репортаж - не информация, которую целесообразно строить по принципу пирамиды: сначала главное, затем подробности.

Очевидно, что современный мир с присущей ему динамичностью и информационной насыщенностью невозможно представить без телевизионной журналистики. Ее ведущим жанром на сегодня можно считать репортаж и его разновидности.

Н. В. Вакурова и Л. И. Московкин дают такое его определение: «Репортаж -- жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность - имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров. Зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или неожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии» Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm (дата обращения: 30.01.2016).. Заметим, что Л. П. Шестеркина и Т. Д. Николаева дают более конкретную формулировку, говоря о репортаже, как о « жанре журналистики, оперативно сообщающем о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист» Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики. М., 2012. С. 115.. Действительно, многие теоретики одной из основных составляющих хорошего материала считают именно работу корреспондента. От его вмешательства или наоборот невмешательства в окружающую действительность при съемке зависит полнота, достоверность и жизненность картины происходящего.

Если говорить не столько о теории, сколько о практике, здесь природу репортажа очень правильно подмечает Г.В. Кузнецов. В своем сборнике «ТВ-РЕПОРТЕР», изданном еще в 1976 году, автор резюмирует: «Репортаж - это когда камера присутствует при событии, не вмешиваясь в его ход, когда нельзя сказать: стоп, давайте сначала» Кузнецов Г.В. ТВ-РЕПОРТЕР. Под ред. Э.Г. Багирова. М., 1976. С.25.. Как видим, этот закон не меняется и по сей день остается одним из условий правильной работы над материалом.

Из всего сказанного следует, что репортаж является общепринятой жанровой формой и имеет свои специфические черты.

Изучив работы В.Л. Цвика Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М., 2004. С.210-276., А. Ермилова Ермилов А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту. М., 2010. С. 14-95., Л. П. Шестеркиной и Т. Д. Николаевой Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Указ. соч. С. 52-71. сделаем выводы о том, какие черты можно назвать обязательными. К ним можно отнести:

  • - информативность
  • - доказательность или убедительность
  • - зрелищность
  • - жизненность
  • - репортажность

Информативность предполагает воспроизведение важной информации в емкой, доступной зрителю форме. Она подразумевает сбор информации, ее переработку (глубокий анализ поставленной проблемы журналистом) и передачу сообщения аудитории в сжатом виде. Корреспондент должен уметь выделять самое главное.

Доказательность обеспечивается через детали, поступки героев, диалоги и т.д.

Зрелищность - это то, что удерживает аудиторию: эмоции, чувства и переживания героев, насыщенность действия и т.д.

Жизненности можно добиться через фактическое воспроизведение действительности, документальности конкретного факта. Чтобы добавить в репортаж этой самой жизненности, но не отходить от идеи рассмотрения проблемы в глобальном масштабе, достаточно действенным оказывается метод перехода от частного к общему. Как подмечает Эрик Фихтелиус: «Рассказ о судьбе отдельного человека помогает зрителю, слушателю, читателю отождествить себя с новостью даже тогда, когда речь идет не о катастрофах или несчастных случаях. Аудитории легче понять сложные вопросы или решения политиков на примере отдельной семьи или человека. Один из основных принципов журналистики - освещать крупные и сложные явления и события на примере простых людей» Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / Пер. со швед. В. Менжун. М., 2008. С. 75..

Репортажность можно охарактеризовать, как оригинальный, исключительный и всепроникающий (с точки зрения журналистской работы) способ познания окружающего мира. Благодаря этому мы, как зрители, можем ощущать «эффект присутствия», а журналист принимает участие в самом, описываемом событии. Это идеальная схема, по которой репортаж становится жанром, где «человек рассказывает о человеке для человека» Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч. 1. СПб., 2002. С. 99.. Также заметим, что, Л. П. Шестеркина и Т. Д. Николаева называют репортажность - «приемом манипулирования общественным сознанием» Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Указ. соч. С.70.. Что логично, ведь репортажность подкрепляет ту самую жизненность и доказательность, а значит, оказывает влияние на зрителя.

Выделяют следующие виды телерепортажа:

  • - «событийный (ситуативный или запланированный)» Майдурова О.Ф. Работа над телевизионным репортажем. Спб, 2004. С. 5-6. - основан на самом событии, как информационном поводе, относят к информационному жанру;
  • - «аналитический (или проблемный)» Там же С. 5-6. - основан на анализе проблемы, причинно-следственных связях, относят к аналитическому жанру;
  • - «специальный» Там же С. 5-6. - может быть основан на событии, проблеме, явлении, отдельной тематике.

Давайте подробней остановимся на природе специального репортажа, так как на современном телевидении он становится наиболее востребованным, актуальным и рейтинговым журналистским произведением.

Впервые на телевидении он появился на канале НТВ Цвик В. Л. Указ. соч. С. 244.. В информационной программе «Сегодня» таким материалам отводилась роль приманки. Когда зритель терял интерес к коротким информационным сюжетам из цикла «на повестке дня», запускался специальный репортаж с расширенным хронометражем и темой сопряженной или вообще не касающейся основных информационных событий. Так предполагалось вернуть аудиторию к экранам. В наше время специальный репортаж - часто становится гвоздевым материалом выпуска новостей. И в рамках информационных программ тема специального репортажа по логике не выходит за информационную сетку, а скорее делает выпуск целостным и актуальным, подкрепляя основную идею верстки передачи. Так, например, специальные репортажи из горячих точек корреспондента Евгения Поддубного, развивая тему кризиса на Украине, ложатся в основу логики целого блока новостей и дополняют другие сюжеты, посвященные этой теме в программе «Вести недели» Программа «Вести недели» [Офиц.сайт]. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/5206 (дата обращения 14.03.16). (телеканал «Россия 1»). Та же схема наблюдается и в программе «Время» Программа «Время» [Офиц.сайт]. URL: http://www.1tv.ru/news/ (дата обращения 14.03.16). (Первый канал) с репортажами Ирады Зейналовой. Однако стоит заметить, что теоретики и практики спорят, является ли специальный репортаж видом или его уже можно выделять, как отдельный жанр журналистики.

Дело в том, что данный вид, более всего подверженный «диффузии жанров» Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 6. - из группы информационных жанров и формата информационных программ он перерастает в группу аналитических жанров в формат самостоятельных материалов в цикловых рамках. Поэтому из-за такой эволюции возникают споры относительно его однозначной принадлежности к конкретной категории.

Интересно мнение Т. В. Васильевой, В. Г. Осинского и Г. Н. Петрова, которые считают специальный репортаж всего лишь «“метафоричным названием рубрики”, которая возникла на фоне взаимовлияния, взаимопроникновения многих элементов публицистического телевизионного арсенала, на фоне применения широкого набора публицистического инструментария» Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004. С. 210..

Действительно, данный формат, в отличие от, например, информационных жанров, также имеет элементы очерка и зарисовки, которые присущи художественной публицистике. Поэтому специальный репортаж имеет сильно выраженное авторское начало, особенно в самостоятельных цикловых авторских программах, например, таких как «Специальный корреспондент» (Телеканал «Россия»). Даже создатели называют свой проект «популярной публицистической программой» Программа «Специальный корреспондент» [Офиц.сайт]. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/3957/episode (дата обращения 14.03.16).. А это значит, журналист, как автор сам вправе выбирать и выстраивать модель, по которой будет обращаться к зрителю. В подобных материалах корреспонденту просто необходимо правильно выстроить драматургию, чтобы интересно преподнести материал, оказать большее влияние на зрителя, донести нужную информацию.

Эта мысль роднит предыдущих теоретиков и Г. В. Кузнецова. Он говорит о том, что спецрепортаж, как жанр, существует достаточно давно, только называем мы его «проблемный репортаж», «тематический репортаж», «позиционный репортаж». Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М, 2004. С. 34. Г. В. Кузнецов считает спецрепортаж самым обстоятельным материалом в телевизионном выпуске, слегка обособленным от основной новостной канвы из-за глубины погружения в проблему. Подчеркивается, что корреспондент в данном случае просто обязан иметь свою точку зрения по выдвинутой теме, которая выражается в фактологической подборке и синтезе различных мнений и героев.

Выходит, что при всех расхождениях, теоретики сходятся во мнении, о ярко выраженном авторском начале в рамках данного формата. Это первая отличительная черта специального репортажа.

Еще одним отличием может быть расширенный хронометраж. И если событийный длится около 90 секунд, аналитический - 6-7 минут, то специальный репортаж может доходить до хронометража документального фильма. На основе этого рассматривают два варианта специального репортажа: в информационно-аналитических программах (как было замечено нами ранее и рассмотрено на примере программ «Вести» и «Время») и в цикловых программах (как отдельная работа). Таким образом, специальный репортаж может существовать уже вне новостной программы и быть самостоятельным, не опосредованным материалом.

Данный формат становится достаточно востребованным как раз в цикловых рамках, так как здесь прослеживается собственный оригинальный формат со своими подходами, способами подачи материала и персонификацией журналистов. Так программа «Профессия-репортер» (телеканал НТВ) позиционирует себя уже как «цикл телевизионных фильмов-репортажей Программа «Профессия - репортер» [Офиц.сайт]. URL: http://www.ntv.ru/peredacha/professiya_reportyor/m720/o326399/ (дата обращения 14.03.16).». Подобные цикловые выпуски способствуют повышению конкуренции между каналами, которые борются за своего зрителя.

Увеличенный хронометраж способствует появлению еще одного отличия специального репортажа - это его вариативность в плане драматургических решений. Как было сказано ранее, данный формат находится на стыке информационного и аналитического жанров, а также включает в себя особенности художественной публицистики. Здесь проявляется творческий потенциал журналиста и его умение держать аудиторию. От того, как будет выстроена сюжетно-образная система, какие будут использованы компоненты сюжета, как журналист воспользуется выразительными средствами (видеоизображением, звуком и монтажом) зависит и качество работы, и рейтинг. Здесь следует понимать, к каким же компонентам может апеллировать журналист, имеющий отснятый материал. На наш взгляд, удачную и понятную схему (Рисунок 1) Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 9. предлагает О.Ф. Майдурова.

Рисунок 1.

Так или иначе, из этих элементов складывается любой специальный репортаж. Журналист при работе над своим произведением составляет конспект будущего репортажа, и все необходимые ему элементы заносит в сценарный план . Однако корреспондент должен уметь выходить за рамки этого плана, так как невозможно точно предугадать то, что будет происходить во время съемок. А. Ермилов на такие случаи советует: «Конечно, жизнь полна неожиданностей (чем и хороша), в ходе репортажа вам придется в свой план вносить изменения. Ничего страшного, только этот план (хоть и видоизмененный) обязательно должен быть. Иначе при монтаже у вас окажутся прорехи, которые ничем, кроме как банальным закадровым текстом, не заткнешь» Ермилов А. Указ. соч. С.16. .

Как было сказано ранее, телевидение имеет аудиовизуальную природу, поэтому основные составляющие материала, как показано на схеме, - это видеоряд и звук. Чтобы привлечь зрителя, видеоряд в специальном репортаже должен обеспечить зрелищность, быть «живым». А. Ермилов заключает, что «живой репортаж предполагает профессиональный уровень журналистской подготовки» Там же. С.6.. Выходит, профессиональный журналист при создании своего произведения всегда будет полагаться на отснятый видеоматериал, а уже после писать звуковое сопровождение в виде закадрового текста.

Синхрон и stand up можно назвать пограничными элементами, которые фиксируют изображение в момент речи говорящего на экране человека. В синхроне это делает спикер, который дает комментарий, необходимый корреспонденту для доказательности своего материала. В stand up это делает сам журналист. И.Н. Кемарская называет stand up ведущего - «авторским комментарием в кадре, в написании которого требуется участие редактора» Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М., 2004. С. 129.. Если же говорить не о ведущих, а о корреспондентах, то их участие в кадре можно назвать более авторским. Они на месте событий даже заготовленную заранее речь могут менять в зависимости от обстоятельств, без участия других лиц.

Участие журналиста в кадре оправданно, если:

  • 1. « Нет видеоряда, который может проиллюстрировать рассказ
  • 2. Необходимо сделать четкий и гибкий переход от одной части материала к другой
  • 3. Журналист в необычной обстановке
  • 4. Журналист демонстрирует что-то в кадре» Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 26-27..

На основании этого, можно полагать, что при записи stand up журналист имеет большое количество вариантов подачи себя в кадре и необходимой информации.

Заметим, что в предложенной выше схеме не хватает такого элемента, как лайф - изображение с живым звуком (запись во время съемочного процесса), ярко отображающая окружающую действительность.

Все эти компоненты сценарного плана при определенной постановке могут быть мощным выразительным средством, отражающим авторское драматургическое решение. О других выразительных возможностях журналиста поговорим в следующем параграфе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что специальный репортаж - произведение, сложное с точки зрения развития, создания и деятельности журналиста. Формат на сегодняшний день востребован и выходит за рамки новостных программ, становясь циклами или даже самостоятельными фильмами. Главными составляющими являются репортажность, авторское начало и выразительные средства. Здесь уже стоит говорить о драматургическом решении, которое отражает все эти компоненты в готовом журналистском материале.

Специальный репортаж

Титром "специальный репортаж" предваряется обычно самый большой, обстоятельный материал в выпуске Новостей. Иногда он приурочен к событию, иногда – к дате, а порой никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в спец. репортаже создает и исполняет роль – разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж может быть разнотипным. С одной стороны – это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью приданию материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому - нибудь человеку или проекту, не связанный временными рамками. Который можно включить в программу по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

"Специальный репортаж может служить отправной точкой для комментария ученого (Так Николай Шмелев в программе Нины Зверевой комментировал репортажи из города Мышкина, для дискуссии. Так бывало в лучших выпусках "Пресс клуба". Такой материал может выходить в эфир как самостоятельная передача (как "Репортер" Михаила Дегтяря и Игоря Шестакова на РТР). Но чаще всего спецрепортаж входит в состав выпуска новостей. Скажем, Би – би – си вдруг без всякого повода дает в ночном неторопливом выпуске большой репортаж из Сингапура: "Что – то давно мы с вами не бывали в Сингапуре, а давайте посмотрим, что там происходит… "Спецрепортажи, как камешки в телевизионной мозаике создают картину мира" Но " чтобы событие представляло общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи"

Специальным такой репортаж принято называть только в России. На Западе, где этот жанр давно и успешно развивается, принято говорить " позиционный репортаж" или " свой" сюжет.

Идея специального репортажа может возникнуть у самого репортера, или может быть предложена оператором, продюсером, другими работниками студии, подсказана самой жи

Событийный репортаж

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. ителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Проблема информационного повода

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”. А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса “Беседы о масс-медиа” приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)

2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия 3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия

4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)

5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпоината)

6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное - чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

1. Событийный

Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» – читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:

- Использование ярких деталей и подробностей – через подобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д.

- Использование речевых стратегий – мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей.

2. Аналитический (проблемный)

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков» .

Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

3. Познавательно-тематический

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» . Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» .

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В репортаже-расследовании , в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

4. Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение. Как правило, имеет интригующее начало» . Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:

- Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта. - Синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей. - Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.

Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события). Кроме того, жанр репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли.

5. «Репортер меняет профессию»

В основе этого репортажа лежит «включенное наблюдение», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делает это, главным образом, для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.

Журналисты – репортеры меняют профессию уже давно. С тех пор кем только они не становились: униформистами в цирке, продавцами, бомжами, заключенными… И все же это очень опасный вид репортажа. Прежде всего, необходимо согласовать возможность включенного наблюдения с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом. Но репортер часто работает на грани "фола", а то и прямо нарушает закон. Между тем конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Типы жанров и специфика телевизионного репортажа. Художественно-изобразительные средства в программах цикла "Профессия репортёр", содержание передач, тенденции и перспективы развития, а также сравнительный анализ. Интересы целевой аудитории НТВ.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2011

    Спортивный репортаж как особый жанр телевизионной журналистики. Место новостного выпуска, как попытки визуализации информации при помощи видеоряда, в структуре телевизионного вещания. Учет интересов и потребностей аудитории в современном обществе.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Определение жанра репортаж. Природообразующие элементы репортажа. Анализ материалов журнала "Русский Репортер". Характеристика, тематика и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. Творчество журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Понятие "репортаж", типология жанра. Эффект присутствия, его роль в репортаже. Авторское присутствие, его значимость для репортажного жанра. Основные формы авторского присутствия в репортаже и примеры их использования в российских печатных СМИ.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2014

    Особенности проведения репортажа на телевидении, понятие репортажа. Классификация жанров этой деятельности на телевидении. Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении. Передача "Профессия - репортер" - пример серии тематических репортажей.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2011

    Характеристика и теория создания репортажа. Правила подготовки и сущность гибридных форм репортажа. Анализ жанрового синтеза текста и фотографии в рубрике "Репортаж". Особенности портретного очерка, интервью очеркового типа, публицистического репортажа.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2016

    Сатирические жанры в теоретических и исторических аспектах. История советской и российской сатиры на телевидении. Основные разновидности сатирического репортажа. "Острый репортаж с Аллой Михеевой" как феномен современного российского телевидения".

    дипломная работа , добавлен 06.09.2016