1 дайте определение методам психодиагностики. Основные понятия психодиагностики

Текст записи:

1.Ситуации,связанные с применением психодиагнос

1.Ситуации,связанные с применением психодиагностики

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

а) консультация психодиагностическая – ситуация, при которой испытуемый является инициатором обследования и главным адресатом психодиагностической информации. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе);

б) отбор одна из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, на курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, принимают другие лица (члены приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудник отдела кадров);

в) принудительное обследование – ситуация применения психодиагностики, когда участие испытуемых в обследовании определяется по решению администрации или общественных организаций. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик;

г) аттестация – психодиагностическая ситуация, характери­зующаяся высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических особенностей другими людьми помимо его желания. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в ходе судебной экспертизы, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и т.п.

Кроме вышеперечисленных, имеются четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

· непсихологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет непсихолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации;

· психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости – диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель);

· психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации);

· непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

2. Типология психодиагностических задач

Психодиагностические задачи – задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.

Психодиагностическая задача характеризуется особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психодиагностической задачи выделяются цель, условия и проблемная ситуация.

Целью психодиагностической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.

Специфика условий состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.

Проблемная ситуация – ситуация, возникающая при соотнесении условий психодиагностической задачи с ее целью и характеризующаяся неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.

В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

· установление диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

· постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;

· прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

· определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.

3. Структура психодиагноического процесса

Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представляет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловливается иерархическим строением объекта психодиагностики и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами разных уровней.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами сложная процедура, требующая специальной подготовки психолога.

Таким образом, психодиагностический процесс – взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза.

Этапы психодиагностического процесса. Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

· принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);

· постановка задачи исследования, выбор методик;

· сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

· обработка и интерпретация данных;

· выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

· уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

· построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

4. Объект психодиагностики, его структура и состояние

Объектом диагностического познания являются наделенные психикой конкретные люди. В основе решения задач психодиагностики лежит представление о многоуровневом строении объекта психодиагностики. Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышестоящие управляют нижележащими.

В соответствии с таким пониманием объекта психодиагностика имеет дело с психическими проявлениями различных уровней. Эти проявления (признаки) можно непосредственно наблюдать, выявлять. Диагностические признаки – непосредственно наблюдаемые психические проявления, которые являются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Учитывая имеющиеся нормы, на основании этих признаков становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории.

Диагностические факторы – психологические причины, механизмы проявления диагностических признаков, скрытые от непосредственного наблюдения и являющиеся «внутренней» основой для отнесения признаков к той или иной категории. Их принято называть еще «латентными переменными».

В этой связи различаются такие виды психодиагностики, как описательно-симптоматическая и причинная.

Описательно-симптоматическая диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

Причинная диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.

Диагностический вывод в этой связи представляет собой переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых факторов (например, по покраснению кожи можно догадаться о проявлении чувства стыда, по бледности лица – о чувстве волнения, тревожности, страха и т.п.). Особая трудность, однако, для однозначного вывода заключается в том, что между признаками и факторами не существует однозначного взаимосоответствия. Например, один и тот же внешний поступок может быть обусловлен различными психологическими причинами.

На основании выявления признаков и факторов у различных испытуемых возможно их отнесение к определенным диагностическим категориям. Диагностические категории – это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.).

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством переменных. По отношению к норме объект имеет два состояния – нормальное и отклоняющееся.

В понятии нормы выделяются следующие аспекты:

а) норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам;

б) норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие собой исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям;

г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий), представляющая набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа).

Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

· причинную обусловленность психических явлений;

· максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношению человека к ней;

· соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

· критический подход к обстоятельствам жизни;

· адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

· чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

· способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

· самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

· способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

5. Психодиагностические средства

Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают три вида:

а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики;

б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога. К ним относятся: структурные модели объекта, классификация видов отклонений феноменологического уровня, классификация причин отклонений, плоские или иерархические схемы психологической детерминации типичных явлений феноменологического уровня, психодиагностические таблицы;

в) средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения (к ним относятся психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, ЭВМ, а также логические методы постановки психологического диагноза).

Психодиагностические средства – средства, с помощью которых осуществляется психодиагностическая деятельность: средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики, средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога, средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения.

В наиболее строгой, обобщенно-формализованной форме логико-методические принципы и технологические приемы получения первичных данных об объекте отражены в психометрииматематизированной технологии создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Под психометрией (от греч. мetron – мера) понимается технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрия – частный случай тестологии.

Важнейшим признаком психометрических процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях.

Стандартизация теста – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. При этом в процессе апробации методики, используя довольно большую выборку, полученные сырые баллы (очки, оценки) переводятся в систему стандартизированных баллов, выступающих впоследствии в качестве тестовых норм, позволяющих соотносить отдельные результаты разных людей между собой.

На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики (теста).

6. Психологический диагноз и методы его постановки

Психологический диагноз результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории, описания структуры выявленных свойств, объяснения причин текущего состояния объекта, прогноза его будущего поведения и развития и рекомендаций, определяемых целью обследования.

Как результат деятельности практического психолога он представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Психологический диагноз носит комплексный и системный характер и содержит:

· на симптоматическом уровне – описание структуры выявленных свойств (в частности, в виде профиля);

· на этиологическом уровне – возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида;

· на типологическом уровне – переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных и осуществления прогноза его будущего поведения или возможных событий в его жизни, а также разработка программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо).

Предметом психодиагностического заключения являются психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения.

В структуре психологического диагноза (заключения) целесообразно выделять три блока:

1) соответствие феноменологическому уровню объекта психодиагностики (на этом уровне диагноз включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования);

2) отражение причинных оснований (здесь фиксируются данные об отдельных сферах личности, дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения);

3) описание предлагаемых мероприятий, которые находятся в компетенции практического психолога.

Основные требования к психологическому заключению состоят в следующем:

· психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

· заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, т.е. используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных, выводы;

· в заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как состояние респондента, характер контакта испытуемого с психологом, нестандартные условия тестирования и др.

Список использованной литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.,1982.

2. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1986

3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов/Д.: Феникс, 1996.

Лекция № 1. Определение психодиагностики как научной дисциплины, её основные понятия.

Определение психодиагностики .

Гуревич К. М. – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Бурлачук Л. Ф. – (душа + способность распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приёмы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Акимова М. К. – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практической деятельности.

1. Структура современной ПД

общая теория психологических измерений;

частные теории и методики измерения свойств и поведения личности;

теории и методики оценивания.

2. Психометрия (душа + мера; понятие введено в 1734 г. Христианом Вольфом) – а) область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психологических явлений; б) область ПД, связанная с теорией и практикой измерения в психологии; выступает как методологическая дисциплина, обосновывающая требования к измерительным психодиагностическим методам (см. «Понятие норм в ППД»).

3. Диагноз (распознавание, определение) – а) определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования; б) научное описание основных признаков, характеризующих что-либо.

Диагноз психологический – а) результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций (Бурлачук Л. Ф.); б) результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определённых достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования (Акимова М. К.).

4. Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

5. Задачи ПД:

5.1 диагностика;

5.2 оценка актуального состояния;

5.3 причины обнаруженного проявления и их место в структуре личности;

5.4 прогноз развития выявленного проявления (на практике – прогноз разбивается на отдельные периоды и используется длительное повторное наблюдение);


6. Уровни диагностики (диагноза).

6.1 Симптоматический (или эмпирический) – констатация симптомов (симптом – признак, совпадение) или особенностей, на основании которых строятся выводы (не является собственно научным, так как симптом никогда автоматически не приводит к диагнозу).

6.2 Этиологический диагноз (вторая ступень) – установление симптомов и причин их возникновения.

6.3 Типологический диагноз (высший уровень) – определение места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности (с учётом сложной структуры личности).

7. Функции психологической диагностики: научная и практическая (Акимова М. К.).

7.1 Научная – научно-исследовательская область ПД; включает деятельность по конструированию психодиагностических методик. Психодиагностические методики – это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

7.2 Практическая функция реализуется психологами-практиками и включает следующие виды деятельности: измерение, анализ, оценка индивидуальных особенностей человека или выявление различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. Совокупность этих видов деятельности называется постановкой диагноза, это во-первых; во-вторых, эти виды деятельности осуществляются ради решения определённых прикладных задач.

Примеры прикладных задач: 1) выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании; 2) отбор по психологическим и психофизиологическим качествам для эффективной профессиональной деятельности; 3) выявление профессиональной предрасположенности для оптимальной профориентационной работы; 4) создание нормального социально-психологического климата в коллективе или организации; 5) оказание индивидуальной психологической помощи личности и др.

8. Функции диагностики педагогического процесса (Шевандрин Н. И.):

8.1 установление обратной связи;

8.2 оценка результативности;

8.3 воспитательно-побуждающее воздействие;

8.4 коммуникативная (обмен информацией);

8.5 конструктивная (на основе диагноза – проектирование личности учащегося);

8.6 прогностическая (прогноз развития, интеллектуального или личностного роста; профессиональной направленности учащегося).

9. Сферы применения психодиагностических методов и методик:

Образование и воспитание; решение практических задач, таких как: контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; отбор в школя и классы с углублённым изучением определённых предметов; решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр); профессиональная ориентация и др.

Медицина (в психиатрических и неврологических клиниках); задачи: уточнение или постановка диагноза заболевания; оценка эффективности терапии; для целей трудовой, воинской и судебной экспертизы;

Психологическое консультирование; задачи: помощь индивиду;

Трудовая деятельность; задачи: помощь в выборе сферы труда;

Судебно-психологическая экспертиза; задачи: обеспечить качество судопроизводства, соблюдение прав и охраняемых законом интересов граждан;

Армия, милиция, спорт, коммерческие структуры.

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
1.2. Психодиагностические задачи.

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:


Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Термин «психодиагностика» появился в 1921 г. и принадлежит Г.Роршаху , назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:
-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений
-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала).
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих влияние на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний).
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)

ПСИХОДИАГНОСТИКА:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам
3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи

Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза.

Психодиагностика и психометрия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ - область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.
Первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. В ряде случаев психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются.

Психодиагностика и психологическая оценка
Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п).
Психологическое тестирование — это измерение психологических характеристик индивидуальности с помощью тестов.
Психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому тестированию, охватывающему весь спектр психологических измерений: от психических функций до личности.

Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:


Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

Понятия нормы, валидности и надежности — те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик.

Анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы :
Оптимизация процессов обучения и воспитания
Профотбор, профобучение и профориентация
Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа
Судебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик
быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человека
информация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьми
на основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:
1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.
2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.
3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.
4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.

1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:

Ситуация клиента - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

Ситуация экспертизы - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
В ситуации экспертизы к психологу обращается администрация за помощью в диагностике, например уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, проф.пригодности и т.д. Человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете (или добиться своей цели даже ценой симуляции, отклонений и расстройств). Он заинтересован в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. стремится действовать правильно. Ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

«…любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого - одна из важнейших задач психолога» Л.Ф.Бурлачук

Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике


Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический подход предполагает существование некоторых общих законов , справедливых для всех явлений данной области исследований. Применительно к личности утверждается реальность общих черт. Так, когда у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается возможной разработка некоторой общей меры этой личностной черты, которая позволит распределить всех людей по степени ее выраженности. При этом обычно соглашаются с тем, что если у двух обследуемых оказываются идентичные показатели по той или иной шкале (тесту), то следует считать их обладающими одинаковыми психологическими чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Сторонники идиографического подхода настаивают на уникальности, неповторимости психической организации отдельной личности, избегая любых «объективных» (количественных) методик ее исследования.

Сравнение двух подходов:

Понимание объекта распознания и измерения:
Номотетический подход - понимание личности как набора черт и свойств
Идеографический подход - понимание личности как целостной системы

Направленность распознания и измерения:
Номотетический подход - распознание и измерение общих для всех людей свойств личности
Идеографический подход - распознание и измерение индивидуальных особенностей личности

Методы распознания и измерения:
Номотетический подход - стандартизованные методы распознания и измерения, требующие сопоставления с нормой
Идеографический подход -проективные методики и идеографические техники

Иде ографический (от греч. idea - идея, образ и grapho - пишу).
Иди ографический (от греч. idios - своеобразный, особый и grapho - пишу).

Варианты использования психодиагностических данных:

Психодиагностические задачи (ситуации психодиагностики) с точки зрения того:
кто будет использовать диагностические данные
как будут использоваться диагностические данные
какова ответственность психолога в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого- педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.

4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В этой ситуации психолог несет ответственность за корректность данных, за этические деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично — за то, как этот диагноз будет использован клиентом.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Конспект лекций

Тема 1. Психодиагностика как наука

1. Предмет и структура психодиагностики.

2. Истоки психодиагностики.

3. Понятие диагноза и сферы применения данных психодиагностики.

Понятие «психодиагностика» происходит от двух греческих понятий – «псюхе» - душа и «диагнозис» - способный распознавать. Это область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Теоретическая психодиагностика занимается разработкой общей теории психологического измерения. Она бывает, в свою очередь, общей и частной. Общая связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями и ищет способы измерения психологических свойств, например, психических процессов, личностных свойств. Частная связана с отдельными прикладными областями: возрастной, медицинской, юридической, консультативной и т.д. Её целями являются выявление качеств, необходимых или мешающих человеку в этих областях, а также свойств, объясняющих поведение человека в этих областях.

Практическая психодиагностика занимается разработкой теорий и методик измерения свойств и поведения личности, а также методик оценивания.

В настоящее время под психодиагностикой часто понимают только применение различного рода тестов, хотя это неверно. Психодиагностика включает в себя и построение психологического исследования, и отбор соответствующих методов и методик, и статистическую обработку результатов.

Понятие психодиагностики появилось в 1921 году и принадлежит Роршаху, назвавшему так метод исследования личности на основе своего теста. На самом деле истоки психодиагностики уходят своими корнями еще в 19 в, когда врачи Эскироль и Сеген занимались классификацией видов умственной отсталости и обучением умственно отсталых детей. Они пытались разработать методы, позволяющие дифференцировать умственно отсталых от душевнобольных.

В это же время возникла и экспериментальная психология, где также разрабатывались различные тесты. Основная задача заключалась в описании целостного поведения, любые индивидуальные различия людей, обнаруженные в тестировании, считались погрешностью измерения. Сюда относятся работы В.Вундта по изучению ощущений, Г.Эббингауза по изучению памяти, Р.Кеттела по изучению внимания. Результатом этих работ стало возникновение тестологии.

Термин «тест» ввел в психологию Кеттел, который считал, что с их помощью психология станет объективной наукой. Тесты он предлагал стандартизировать, т.е. сделать так, чтобы условия их проведения были одинаковыми. Направлены они были на регистрацию индивидуальных различий, оценку их по некоторому критерию при сохранении условий.


В начале ХХ в А.Бине получил заказ Министерства Образования Франции разработать тест, позволяющий диагностировать умственное развитие детей. Вместе с Т.Симоном в 1905 г они создали первую шкалу. Они стремились изъять все задания, требующие специального обучения, т.к. считали развитие интеллекта биологическим процессом. Вторая шкала была создана в 1908 г, в ней был расширен возрастной диапазон – до 13 лет, увеличено количество задач и введено понятие умственного возраста. Детям до 6 лет давалось 4 задания, старше 6 лет – 6 заданий.

Умственный возраст определялся через количество решенных задач. Если ребенок решал все задачи своего возраста – он соответствовал возрастной норме; если еще решал задачи более старшего возраста – опережал свое развитие; если не справлялся с задачами для своего возраста – ставился диагноз умственной отсталости.

В 1916 г Л.Термен переработал тест Бине, введя понятия коэффициента интеллекта (IQ) и статистической нормы. Тест был рассчитан на детей от 2,5 до 18 лет, задания были разной трудности и сгруппированы по возрастам. С тех пор этот тест дополнялся, модифицировался, а понятие IQ прочно вошло не только в психологию, но и в жизнь в целом. С этого момента тестирование стало групповым, т.е. тесты предлагались не отдельному человеку, а одновременно группе людей, что расширяло возможности тестирования и сокращало время на сбор данных.

Следующим этапом развития психодиагностики стало разработка тестов специальных способностей и достижений для профотбора. Тесты способностей оцениваются методом факторного анализа. Если из методики в методику переходит некий фактор, его можно считать стабильным для личности. Эти факторы выявляются в исследованиях, а затем конструируются тесты, направленные на их диагностику. Они являются базовыми для характеристики личности, но сейчас их уже 120, что вызывает сомнение в данном подходе к диагностике.

Тесты достижений применяются для определения уровня обученности и применяются в школе, на выпускных экзаменах для проверки базовых знаний.

В отечественной психологии экспериментальные исследования проводились под знаком материалистических идей. У истоков находились И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Их взгляды оказали влияние на В.М.Бехтерева, который создал рефлексологию (направление психологии), старался связать психические процессы с нервными, мозгом, создал психоневрологический институт. В то же время, будучи физиологом, он относился к психологическим явлениям как к эпифеноменам, побочным продуктам мозга.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. Аналогичные лаборатории за 10 лет открылись почти при всех университетах. Везде работали врачи и студенты – медики. Исключение составила психологическая лаборатория при Новороссийском университете (в Одессе), которая была создана на историко-филологическом факультете Н.Н.Ланге.

Центральная проблема того времени – зависимость психики и мозга от внешнего мира и диагностика психических и нервных заболеваний. Также измерялись психические процессы (восприятие, память, внимание).

Но первые работы по тестированию, диагностике психологических особенностей человека появились лишь в 20 в и связаны с именем Г.И.Россолимо (1909). Его цель была найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. По сути это была система тестов для измерения умственной одаренности. Россолимо назвал её методикой индивидуального психологического профиля. Она определяла одиннадцать психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на десять произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного (первичного) ума, который считался устойчивым, в отличие от вторичного ума, который развивается. Психические процессы, измеряемые здесь, сводились к трем группам: внимание и воля; точность и прочность восприятия; ассоциативная деятельность. Вычерчивался профиль личности, который демонстрировал соотношение этих процессов. Отличительная особенность этого метода – независимость от возраста. К тому же он оказался надежным критерием диагностики умственной отсталости.

В это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию, где пытался создать классификацию характеров. Также он ввел в психологию естественный эксперимент, в процессе которого можно наблюдать за личностью в целом.

В 1928 г А.П.Болтунов создал тест «Измерительная шкала ума». За основу он взял шкалу Бине – Симона, но значительно модифицировал задания, ввел новые, предложил другую инструкцию, определил время выполнения заданий, разработал показатели возрастных ступеней. Кроме того, тест Болтунова позволял работать с группой. Но при этом основной упор, как в тестировании вообще, делался на формализацию проведения и обработки результатов в ущерб содержанию.

Особое место занимают работы М.Р.Сыркина, который изучал проблему сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения. Он доказал, что эта зависимость имеет линейный и весьма устойчивый характер.

Затем развитие психодиагностики шло в рамках психологии труда и психотехники. Её данные находили применение в народном хозяйстве. Создавались психотехнические лаборатории, готовились кадры, проводились конференции. Однако в 1936 г после знаменитого Постановления о запрещении педологии были запрещены и тесты, работы были свернуты, а психодиагностика прекратила свое существование до конца 60-х гг.

В конце 60-хгг в научных кругах возродился интерес к психодиагностике, начались научные дискуссии о месте психодиагностики в системе психологических наук, о её принципах и методах. Постепенно на место дискуссий приходит взвешенный анализ и разработка конкретных психодиагностических методов. Сейчас большинство исследователей приходят к выводу, что измерение, изучение индивидуальных особенностей недостаточно, необходимо еще и знание ситуации, её анализ, влияние на проявление индивидуальных особенностей. Появляются новые методики, а с 90-х гг идет интенсивное развитие психодиагностики и её внедрение в научные исследования и в практику.

Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные соотносятся с каким-либо критерием или нормой.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого на оси континуума по выраженности тех или иных качеств.

Области практического использования результатов психодиагностики:

а) оптимизация процессов обучения и воспитания;

б) профотбор, профобучение, профориентация;

в) клинико-консультационная и психотерапевтическая работа;

г) судебная практика, седебно-медицинская экспертиза, дефктология;

д) решение широкого круга практических проблем, средство фундаментальных исследований, например, в дифференциальной психологии для исследования природы, характера и степени индивидуальных различий, структуры психологических черт; измерения групповых различий и выявления биологических и культурных факторов; в возрастной психологии для определения возрастных изменений; в психологии личности для описания структуры личности и т.д.

Поскольку в основе психодиагностики лежит применение тестов, в современной зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:

Как синоним психологического тестирования;

Как получение данных о личности с помощью проективных методик, а также их разработка;

Как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов. В данном случае исходят из понятия «диагноз».

В массовом сознании психодиагностика также понимается как постановка диагноза и тестирование, а вслед за ней и всю психологию часто сводят к тестам.

диагностика психологическая) - постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве. В психологии сложилось два понимания этого термина.

1. Специфическая сфера деятельности психолога - связанная с практической постановкой диагноза психологического и решающая скорее сугубо практические вопросы организации и проведения диагностики; здесь решаются вопросы о профессиональных требованиях к диагностам, об определении перечня знаний, умений и навыков для успешной работы в этой сфере, о разработке средств и методов практической подготовки диагностов и оценке их компетентности, и пр.

Диагноз психологический описывает состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Производится на основе специальных методов (=> исследование психодиагностическое).

Психодиагностика может входить составной частью в эксперимент или же выступать самостоятельно - как метод исследования либо как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Понимается двояко:

1) в широком смысле - сближается с измерением (психологическим) вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение его свойств;

2) в узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально-психологических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) переработка и интерпретация данных;

3) вынесение решения - диагноз психологический и прогноз психологический.

Пока часто приходится ограничиваться диагнозом психологическим первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.

Основные методы диагностики - тестирование и опрос, их методическое воплощение - тесты и опросники.

2. Специальная область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Направлена на разработку и использование различных психодиагностических средств.

Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" и с применения тестов интеллекта, психодиагностика разрабатывала для измерения различий индивидуально-психологических методы исследования личности, в дальнейшем послужившие основанием для создания методик проективных и опросников. Но на ее развитии сказывалось отставание теоретического уровня осмысления от методического оснащения. Ее практическая эффективность возросла с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего анализа корреляционного и факторного, и с использованием психометрии. К типичным задачам психодиагностики относятся:

1) установление наличия у клиента некоего психологического свойства или особенности поведения;

2) определение степени развитости этого свойства с ее выражением в определенных количественных или качественных показателях;

3) при надобности - описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей клиента;

4) сравнение степени развитости и проявления этих свойств у разных индивидов.

Кроме применяемой методики, на результаты диагностики влияют: ситуация и ее понимание испытуемым; полученные им инструкции; личность и поведение самого диагноста.

Если ситуация воспринимается испытуемым как экзамен, он поведет себя соответственно. При наличии тревожности он будет беспокоиться, видеть угрозу своей личности, - то есть воспринимать ситуацию как потенциально опасную.

От инструкции особо требуется доступность и точность формулировок. Здесь не должно быть неоднозначно трактуемых слов и выражений. Нужно применять письменную форму инструкций: при этом минимально влияние на ее понимание особенностей речевыражения диагноста, к тому же устные инструкции легко забываются.

Отрицательное впечатление о личности диагноста вызывает подобное отношение у испытуемых, кои склонны давать такие ответы, что, по их мнению, не понравятся диагносту. Напротив, излишне положительное впечатление может привести к тому, что они постараются "угодить" ему. Поэтому диагносту надлежит, быть спокойным, уравновешенным, и вести себя достаточно ровно, доброжелательно и уважительно.

Интерпретация данных, полученных посредством некоих методов психодиагностики, может выполняться на базе двух критериев:

1) при качественном сравнении с/нормой или эталоном, в качестве коего могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы - с последующим заключением о наличии или отсутствии у испытуемого определенного признака;

2) при количественном Сравнении с группой - с последующим заключением о порядковом месте испытуемого среди других.

Развитие психодиагностики обуславливает, изменение и развитие соответственных процедур и методик, предназначенных для выявления различий индивидуально-психологических - соответственно развитию психологии теоретической и методологии измерений психологических.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Раздел прикладной (медицинской) психологии, изучающий качественно и количественно состояние основных психических функций при помощи психологических методов. В отличие от патопсихологии, П. в основном использует тестовые методы исследования интеллекта и личности, позволяющие дать оценку изучаемых факторов в количественных показателях.

Психодиагностика

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание.

Специфика. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г.Юнг, Г.Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.

Виды. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент-анализ).

ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Специальное значение – процедуры для диагностики психологической патологии, психических расстройств и т.д. 2. В более общем смысле – этот термин используется для обозначения любой процедуры оценки психологических или личностных свойств. Более подробно об употреблении см. диагностика. 3. Любая из более или менее валидных методик для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, особенно невербальных, например, выражения лица, положения тела, походки и т.д. 4. Иногда употребляется в отношении применения теста Роршаха.

Психодиагностика

англ. psychodiagnostics; от греч. psyche - душа + diagnosis - распознавание, определение) - наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Синоним - психологическая диагностика. Объектом П. могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - направление в психологии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. П. относится к числу научно-практических направлений и базируется, с одной стороны, на теории психологических измерений (психометрике), а с другой- на психологии способностей и индивидуальных различий. В инженерной психологии П. представляет собой измерение индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик оператора для выявления их соответствия требованиям деятельности. При этом могут измеряться характеристики анализаторов, процессов переработки информации (памяти, мышления, внимания и др.), сенсомоторные характеристики, индивидуально-типологические свойства нервной системы, индивидуально-личностные характеристики, электрофизиологические показатели и т, д. По результатам психодиагностического обследования выносится психологический диагноз, который используется в целях профессионального отбора, определения функционального состояния оператора, готовности к деятельности и других случаях. Обработка результатов психодиагностического обследования проводится статистическими методами, широко применяется корреляционный анализ и факторный анализ, методы распознавания образов. Основные методы П.- тестирование, опрос, измерения, их материальное обеспечение - тесты, опросники, аппаратурные средства.

Психодиагностика

область исследований, связанных с количественной оценкой и очным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно-проверенных методов, дающих цостоверную информацию о них.

Психодиагностика

Процесс выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных средств и методов. К последним относят тесты (на интеллект, достижения, специальных способностей, критериально-ориентированные и др.); опросники и анкеты для выявления склонностей, интересов, ценностных ориентаций личности; проективные техники для установления установок, фобий, предпочтений; методики диагностики свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость и др.); малоформализованные методики (наблюдения, беседы). Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и информативны.

Психодиагностика

греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля. Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди"). Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях. Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них - мера "объективности - субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей - это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека. 2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности. 3) Объективные тесты. Психологический тест - это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными. К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений, 4) Тесты - опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания. Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп: (а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI. (б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела. (в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов. 5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной. 6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида - в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы. Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980): - Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это - тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др. - Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.). - Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.). - Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.). - Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это - психодрама, проективная игра и др. - Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др. - Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека - варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. 7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные. 8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. 9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.). 10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия). 11) Ролевая игра - особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.