Нормы и приемы анализа почерка человека. Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка

Анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Чтобы понять причины информативности почерка, попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно интенсивно исследовали в прошлом веке, ученые в данной области.

Всем, что с нами происходит: нашим сознанием и подсознанием, любыми действиями, руководит единый центр – мозг. Без причин не происходит ничего. Все особенности нервной и остальных, действующих в нашем организме систем, обязательно будут отражаться на физиологическом, моторном, а то и болевом уровне.

Мозг управляет и определяет нашу способность к концентрации, к ориентации, запоминанию, способность реакций в разных ситуациях. Именно наши врожденные особенности определяют основной тип мышления, восприятие, определяют нашу психосоматическую конституцию.

Вопреки попыткам внушать нам обратное в советскую бытность, когда генетика и графология назывались «лженауками», - как уже давно известно - человек не рождается «чистым листом», из него невозможно «слепить идеального человека». Более того, смею добавить: наша сознательная воля, желание, какие-то внешние факторы отнюдь не являются основной частью всей личности, это – только малая видимая часть целого «айсберга», основной массив которого неизменен и покоится в толще океана подсознания и врожденных особенностей.

Как было сказано, наш мозг и личность оставляют свою «печать» во всех внешних проявлениях, в телодвижениях и т.д. Наглядной аналогией этого принципа, только в микро-масштабе, является наш почерк.

Взаимосвязь между мозгом и моторикой тела известна и используется ещё с древних времен: особые положения кисти, пальцев рук при медитации, релаксации, при такой популярной сегодня данс-терапии обусловлены отнюдь не случайностью или эстетическими соображениями. Так можно посылать в мозг желаемые импульсы, - ведь это постоянно делает сам мозг – он оставляет следы происходящего внутри него, через тело, во всем (в частности, в почерке), подобно подробному рентгеновскому снимку.

Анализируя почерк, специалисты используют знания физиологии, моторики и психологии. Мозг не даст солгать или скрыть что-либо, т.к. любое проявление внутреннего неблагополучия будет давать разного рода помехи в почерке: рука дрогнет, движение исказится, а иногда – возникнет невольное микродвижение, собьется скорость или нажим...

Один интересный пример – так называемые «белые дыры». Ими называют те части листа, что оставлены чистыми. Опытные графологи знают, что ничего не происходит без причин, - да и я, обучавшаяся у них, Ваша покорная слуга, не перестаю убеждаться в их правоте, - все действительно работает и подтверждается. Эти «белые дыры» в рукописном документе, письме или листе бумаги - есть ни что иное, как «черные дыры» подсознания! Иногда видно, как «вылезающее» подсознание буквально поглощает человека, как он чувствует себя буквально парализованным в некоторых областях жизни, оторванным, отчужденным, и без всяких объективных на то причин, глубоко одиноким, непонимающим и непонятым... Белые «черные» дыры имеют свои интерпретации, в зависимости своего расположения.

В анализе почерка очень важное значение имеют стороны, направления. Например, у каждого из четырёх «полей», обрамляющих текст, есть свое значение. Кроме того, анализ почерка исследует личность в трех измерениях, а не двухмерно: высота, ширина и глубина.

Как ни странно, но от руки почти ничего не зависит, она - лишь инструмент нашего мозга: именно МОЗГА в целом - не столько сознания. Это подтверждают и исследования под гипнозом (когда внушенные возраст, разные человеческие качества или эмоции подтверждали известные закономерности).

Ученые смогли «перевести» на графологический язык многие известные в психологии типологии и понятия (специальность графолога в Израиле требует академического образования и предусматривает основательную подготовку по другим направлениям психологии. Прим. ред.). Например, определять сенсорику-интуицию, логику-эмотивность, экстраверсию-интроверсию студентов графологии уже учат в рамках официальной учебной программы. Что касается Юнга, автор и сама обучалась, в частности, по преобразованной американской системе 16 психотипов Майерс-Бриггс. Графологи используют и другие типологии: Фрейда, Ле Сенна, Маслоу, Одема и др. Однако я предпочитаю Юнга, т.к. его типология хорошо и быстро «работает» в анализе почерка. На моем сайте есть «уроки графологии по Юнгу».

Психодиагностика по почерку является настоящим «лабораторным анализом» личности и она хороша тем, что:

а) системна и позволяет применять типологический подход,

б) её несомненным преимуществом является решение извечной проблемы любого психологического типирования – фактора субъективности в самом процессе типирования (с обеих сторон), к такой психодиагностике невозможно подготовиться или представлять, как примерно должно «ответить» такому человеку, как он (по его мнению), также – диагностироваться можно много раз, не опасаясь, что человек к чему-то уже «привык» или «слышал».

в) такая психодиагностика также не зависит и от каких-либо иных, не осознающихся помех, которые могут исказить картину его ответов или реакций: он мотивации человека, его самочувствия, настроения, усталости.

  • Примечание: особого внимания заслуживает тот факт, что в отличие от других методов тестирования, графологический анализ индивидуален: использование типологий - лишь предварительный этап. После того, как базовый психотип (точнее, типологические пропорции) личности установлен, картина личности дополняется определением неповторимых, присущих только ей, штрихов, особенностей развития, отклонений или проблем. Важно понять, что реальные люди редко в точности подходят под описание психотипов в чистом виде. Часто человеку присуще свойства нескольких типов.

Кроме того, определяющими моментами в личности часто могут стать лежащие за рамками определения психотипов как таковых, черты (это могут быть неврозы, психологические травмы, религиозные установки или убеждения, особенности воспитания, влияние среды.). Анализ позволяет определить и уровень жизненных сил, сексуальных притязаний и удовлетворённости данного человека.

Несколько слов о влиянии таких факторов, как пол и возраст в почерке. Почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека. Поскольку в большинстве случаев они совпадают, есть хороший шанс определить пол и возраст. Однако важно сказать, что хороший шанс – ещё не гарантия, и бывают исключительные случаи, когда «внутренние» данные противоречат внешним, поэтому знание фактических данных может открыть что-то очень важное о человеке.

Оговорившись и отказавшись от обобщений, все же опишем «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка. От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать бОльшую округлость и полноту букв, бОльшую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты (верхних и нижних отростков) меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.

Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка. Если представить крайности, то «женственность» пишет кругами, а «мужественность» – штыками. Но крайность – не норма, и излишняя гибкость также нехороша, как и излишняя жесткость.

Мужской почерк (почерк редактора сайта):


Женский почерк (почерк автора статьи):


Опять же, обобщая, можно сказать, что юношество, ищущее себя и беспокойное (психологически и гормонально) обычно пишет неустойчиво, меняет размер и наклон букв бессистемно, то исчезает, а то слишком силен нажим и цвет линий, непостоянство в большинстве графических признаков. Ещё юношеский почерк называют почерком «запретного плода»: человек невольно ощущает свои сильные внутренние импульсы и страсти, но или пугается, стыдится их, или не знает, куда направит свою энергию. Почерк то кругл и широк, то узок, часто встречаются какие-либо усложнения и запутанности, или «оборванность» в нижней зоне букв (нижние отростки), ассоциирующихся с ID, подсознаниями и первичными потребностями. Зрелый почерк характеризует постоянство в большинстве показателей. Старческий – сломленные линиии, внезапно пропадающие линии и продолжения букв, дрожание, низкая скорость письма, моторные нарушения. Несмотря на все сказанное, все же не стоит обобщать, каждый человек индивидуален, несмотря на свой пол, возраст и даже психотип!

В качестве дополнительного подтверждения или дополнения графологическому заключению, графологи применяют и графические, проективные, цифровые и др. тесты.

Анализ почерка является мощным инструментом психодиагностики. Сказанное выше дает лишь базовое представление о возможностях этого инструмента.

Примеры определения типа по почерку.

Образец №1


Описание почерка:

Бросается в глаза крайнее отклонение данного почерка от стандарта, диктуемого прописями. Он по сути сама изобретает свои, неповторимые элементы, находит необычные «гениально простые» решения в связывании букв. Для этого почерка характерна нитеобразность и изменчивость форм. Динамика и живость движения соседствует с чрезмерно увеличенными расстояниями между словами, буквами и строчками. Обращает на себя внимание мелкий размер, отрывистость и упрощенность почерка.

Автор почерка – одаренная личность, с особо развитой редкостной интуицией и острым умом. Он способен отлично ориентироваться в любых жизненных ситуациях, предвидит ход событий на несколько этапов вперед. Неожиданности и перемены никогда не застанут врасплох автора почерка. Ему присуще изобретательное, любознательное и быстрое мышление, рациональный и проницательный подход. Новые идеи, остроумие и находчивость. Однако бросается в глаза очень сильная интроверсия в сочетании с чувствительностью натуры. Человек испытывает трудности в выражении своих чувств, все свои сильные и богатые переживания держит в себе. Обладателя почерка тянет к импровизациям, всему новому, новым знаниям и областям науки и всему, что дает пищу богатому воображению. Это, в сочетании с очень быстрым мышлением и восприятием делает для этого человека все обыденное или банальное, привычное и рутинное, либо заранее определённое (так желанные для многих людей других типов, вещи) – в скучнейшую пытку! Из-за этого бывает нетерпелив. Мыслит глобально. Непрактичен. Не "пробивной". Именно такой – легко и не задумываясь променяет бытовой или материальный комфорт на перспективу интересной деятельности, саморазвития, интеллектуальные ценности.

Интровертированный Логический Интуит. Высокий уровень развития личности. Развиты все вспомогательные функции, осознает свои слабые места, "выезжает" на рационализации происходящего, проницательности и подконтрольной воле.

Сочетание мелкого размера букв, слабого нажима, больших расстояний между словами, зажатости центральной части букв.

Размеренное расположение слов и промежутков, частичная раздельность письма, большое расстояние между строками, прямой наклон, большой "разброс" высоты (выдающиеся верхняя и нижняя зона букв).

Нитеобразность и изменчивость форм, колебание в наклоне и основании букв. Максимальная упрощенность (почти не буквы, а намеки на них), слабый нажим, тонкие линии. Нестандартность и импровизация в стиле, межбуквенных пространствах и в связях между ними. Много "пустот".

Образец №2


Описание почерка:

Наиболее заметные особенности данного почерка – крупный размер, интенсивность и сила нажима, а также нарушение границ между строками: расстояния между ними имеют тенденцию к уменьшению, в то время как происходит экспансия и «вмешательство» нижних отростков предыдущей строки на территорию последующей. Стилизованность, форма, угловатость и другие признаки указывают на сниженную скорость письма.

Автор почерка – личность заметная и весьма доминантная. Такой человек имеет сильную волю, не сомневается ни в себе, ни своем авторитете. Находясь в преклонном возрасте, он также полон жизненных сил и оптимизма, как и в молодости. Исключительно практичен, реалистичен и серьезен во всем. Он имеет хорошие руки – талантлив к прикладным или физическим занятиям, обладает техническими способностями. Может «всё»: и дом построить и семью накормить. Он очень основателен и критичен к себе и окружающим, иногда до педантизма. Справедлив, но строг и частенько ведёт себя авторитарно, подсознательно копируя поведение своего строгого отца. Его характеризует вдумчивость, обстоятельность, он не позволит себе ни слова, ни поступка – без предварительного обдумывания последствий. Надежен, насколько только может быть надежен человек: и в разведку, и доверить государственную тайну – только такому. Обычно желает, чтобы его слово или мнение – было решающим. Автор почерка несколько прост, не утончен ни внешне, ни интеллектуально. Не использует и не понимает тонкого юмора, со стороны может казаться или «слишком серьёзным и важным», или наивным и «неуклюжим» в отношениях. Если он с вами дружит – вернее и надёжнее товарища не найти, он станет вам настоящей «защитой и опорой».

Экстравертированный Сенсорный Логик. Средний уровень развития личности. Временами проявляется вспомогательная функция.

В данном почерке функции проявляются следующими признаками:

Общая доминантность почерка на бумаге, практически отсутствие полей, крупный размер букв и акцент на центре букв, уменьшенные расстояния между словами (меньше среднего – норма между словами равна примерно двум буквам рассматриваемого почерка).

Малые (тесные) промежутки между строками, буквами. Развитая и акцентированная нижняя зона букв, "налезания" этой зоны на соседние строки. Интенсивность, сильный нажим.

Ритмичность, размеренность, сниженная скорость письма, частичная раздельность, подробность формы, читаемость, пунктуация и организованность.

«Вопреки написанному в популярных книжках и любительских статьях в Интернете, профессиональная графология не сводится к принципу “признак почерка = качество личности”». Что представляет собой современная графология, как её можно использовать в HR-практике, а также о преимуществах и особенностях этого периферийного метода психодиагностики рассказывает профессиональный графолог.

Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении…

И. М. Сеченов, физиолог, психолог

Почерк — отпечаток личности

Почерк — отражение на бумаге нашей психики, нервной системы, когнитивных качеств и черт личности. Почерк — не простое механическое движение руки, а сложный психомоторный навык, в формировании которого участвует подсознание человека. Когда мы только учимся писать буквы в школе — мы пишем с участием сознания. При автоматичном же, беглом письме — в почерке проявляются индивидуальные черты, продиктованные нашим подсознанием, психофизиологией, что в графологии мы и анализируем — уже с общих позиций.

Графология (анализ почерка, графоанализ) — традиционное для Европы и Израиля, но редкое пока для России и стран СНГ направление в психодиагностике и оценке персонала. Нередко, наряду с заполнением резюме, соискателя просят написать свободного содержания текст на листе формата А4 — для графологической проверки.

Владея приёмами психологического анализа почерка, можно более качественно проводить оценку кандидатов на любые позиции. Разумеется, речь идёт о личностных качествах, профессиональная квалификация оценивается отдельно.

Преимущества графологии

Графологический анализ удобен по нескольким причинам.

Прежде всего, он не требует сложной подготовки и не отнимает так много времени, как, например, батареи тестов: необходимо лишь написать свободный текст на листе бумаги, это занимает несколько минут.

Возможно повторное применение данного метода к одному и тому же лицу: например, при приёме на работу, а затем — при продвижении. Это допустимо потому, что к проверке почерка невозможно подготовиться, нельзя узнать «правильные ответы» — это не тест, и здесь их просто нет.

Кроме того, возможна дистанционная проверка: кандидат может выслать образец своего почерка (оригинал или качественный скан) из другого города или даже страны.

Усталость или утомлённость, которые могут сказываться на итогах при прохождении обычных тестов, не влияют на результат анализа почерка: он будет лишь более достоверен.

Что может определить анализ почерка

Поскольку графология служит для психодиагностики индивида, её методами можно оценить очень большой спектр личностных характеристик, важных как в жизни, так и в работе. Например:
  • уровень интеллекта, тип мышления, скорость восприятия, память, внимание;
  • креативность, творческие способности, воображение;
  • социальные навыки, поведение человека, эмоциональный интеллект, коммуникабельность, конфликтность, склонность к агрессии;
  • исполнительность, лидерский потенциал, отношение к авторитетам, лояльность;
  • консерватизм, инновационность;
  • принципы, мораль, ценности, благонадёжность, халатность и многое другое.

Главный принцип графологии

В графологии существует много правил и подходов к анализу почерка, однако здесь приведём главный принцип графоанализа.

Вопреки написанному в популярных книжках и любительских статьях в Интернете, профессиональная графология не сводится к принципу «признак почерка = качество личности». Наоборот, у каждого признака почерка есть целый спектр интерпретаций как позитивных, так и проблемных. Как же выбрать правильные?

В этом помогают «графические обстоятельства» конкретного почерка: с какими именно другими признаками сочетается обнаруженный признак, проявляется ли он при быстром письме или медленном, в крупном ли почерке или мелком? Только такой перекрёстный метод позволяет делать достаточно обоснованное заключение о том или ином качестве личности.

Примеры определения качеств кандидатов при помощи почерка

Когда анализируется почерк кандидата, конечно, определяется, прежде всего, соответствие выявленных признаков требованиям и компетенциям будущей должности. В этой части статьи мы приведём примеры почерка с его анализом и предположениями о выраженности у кандидатов нескольких универсальных качеств личности, таких как благонадёжность, лидерский потенциал, уровень интеллекта и эмоционального интеллекта, конфликтность, исполнительская добросовестность.

Эмоциональный интеллект, EQ

Средний размер, правый наклон, почерк «по женскому типу», читабельный, выразительный, относительно слитный, гирляндный (вогнутые дуги), но есть и немного углов, почерк хорошо организован на листе, буквы пропорциональны, несколько напоминают прописные, но самое главное — почерк беглый, быстрый, динамичный.

Неблагонадёжность

Отсутствие постоянства и однородности признаков в тексте, колебание строк, размера и ширины букв, наклона, нажима. Невнятность, затруднённая читабельность, подмены букв.

Лидерский потенциал

Правый наклон, крупный размер, очень важно — быстрый, беглый, стремительный почерк, размашистый, относительно читабельный, имеющий долю угловатости, с довольно сильным нажимом.

Высокий интеллект

В организации текста на листе просматриваются структурность, ровность строк, постоянство интервалов между строками и словами, «просторное» распределение текста и, самое главное, — нестандартная форма букв. Не украшенная, а нестандартная в своей непохожести на прописи: индивидуальный, узнаваемый стиль, иногда — с несколько сниженной читабельностью или нитеобразностью букв.

Конфликтность, до агрессии

Угловатость формы букв, сильный нажим, острые выпады штрихов в разные стороны, узость элементов букв, самое главное — искажённость букв, «спастичность» при сниженной читабельности.

Халатность, безразличие

Почерк со слабым на ощупь нажимом, штрихи вялые, безвольные, буквы бесформенные, аморфные, разъезжаются в стороны, наклон, размер, строки колеблются, нитеобразность почерка, подвешенные буквы. Почерк транслирует безжизненность, нехватку энергии и сил, словно писали при засыпании.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как узнать характер по почерку. Вы выясните, как по написанному тексту понять, что собой представляет личность. Вам станет известно, какие критерии учитываются при анализе написанных предложений. Выясните, как определить темперамент, личностные качества, внешность и род занятий человека по его почерку. Вы узнаете, о чем может говорить подпись.

Методики и характеристики

Графологический анализ позволяет узнать о человеке многое, даже то, о чем он и сам не задумывался. А это способствует определенным изменениям, корректировке личности. Если человек излишне эмоциональный об этом легко узнать по тому, как он пишет. Например, буквы в словах наклонены направо, пишутся с маленьким нажатием. Это указывает на подверженность фобиям. Возникновение любых переживаний способно выбить из равновесия.

Необходимо знать, что при письме можно определить черты характера, которые свойственны человеку долгое время, в частности с детства. Если человек находится в постоянном страхе, то его почерк будет дерганным, непонятным, неровным, указывающим на слабость характера. Если личность зациклена на своих фобиях, замкнута в себе, то написание будет сжатым, буквы при этом располагаются рядом друг с другом. Если же между ними большие расстояния, то страхи у человека отсутствуют.

Определяя характер личности, большое внимание уделяют тексту. Душевные страхи свойственны владельцу мелкого почерка. Такая личность боится общения людей, ей присущ замкнутый образ жизни, не исключено . Если же почерк крупный, то человек уверен в себе, он способен высказать свою точку зрения, заставляет прислушиваться к его мнению других людей.

Если уделить особое внимание разбору письма, то осознаешь, что графология не является лженаукой. Человек способен самостоятельно проанализировать свой почерк. Даже если выявится, что у него имеются не очень хорошие черты характера — это поспособствует возможности критически оценить себя, откорректировать свой характер.

Давайте детальнее разберем, что говорит почерк о характере испытуемого по первой методике.

  1. На что указывает наклон? Данный критерий указывает на отношение к людям, также на уровень эмоциональности хозяина почерка. При вертикальном расположении букв наблюдается спокойный характер и завышенная самооценка . Если слегка наклонены вправо — добродушная личность, мягкого склада характера. Присутствует сильный наклон вправо, то перед Вами порывистая натура, которая постоянно находится в напряженном состоянии. Буквы наклонены влево – эгоистичная особа . Слегка повернуты в левую сторону – обидчивая, злопамятная личность.
  2. Рассмотрим нажим. Данный критерий указывает на эмоции, которые преобладают у человека. Сильное надавливание указывает на взрывной характер, постоянные переживания, слабое — на слабовольность, подверженность чужому влиянию.
  3. Виды почерка. Небрежный — наблюдается у реалистов, имеющих порой вспыльчивый характер. Такие особы быстро прощают обиды, увлекаются творчеством, скептики по своей натуре . Если имеет место грубый, небрежный почерк, то его обладатель — общительный и щедрый человек, но ему редко везет в жизни, присутствует нервозность. Мелкий почерк, который сложно разобрать, характерен для стеснительных людей, которым сложно преодолевать трудности. Такие особы обладают логическим мышлением, имеют таланты, они часто необщительны, замкнуты в себе. Крупный почерк встречается у уверенных людей, лидеров. При этом им характерна доверчивость.
  4. Расстояние между символами. Когда литеры находятся рядом друг с другом, они указывают на прямолинейную личность с хорошей интуицией. Компактное письмо указывает на наличие независимого характера. Если в тексте мало мест с разрывами между буквами, то это указывает на наличие душевной гармонии . Если же присутствует много разрывов между знаками, то личность мечтательная, любит привлекать к себе внимание. Если это расстояние совершенно незначительное, то перед Вами дружелюбная особа, если разрывы большие — человек испытывает страх перед новыми знакомствами.
  5. Угловатость почерка указывает на критичный склад ума, желание соревноваться, доказывая свою значимость. Если буквы округлые, то перед Вами гостеприимная личность, которая обладает изумительным вкусом, как правило, добивается своих целей, при этом достаточно эгоистичная.
  6. Наличие завитушек. Если они присутствуют снизу на буквах и достаточно маленького размера, то перед Вами особа, которая быстро приспосабливается к изменениям, не любит вранья в отношениях. Если завиток присутствует только на одном знаке, имеет место любовь к семье, сильное сближение с родственниками. Если завитушки снизу и широкие — это характеризует личность, как целеустремленную, направленную на общение и материальное благополучие. Если завитушка находится снизу, но достаточно больших размеров, это указывает на ленивую личность, не имеющую никаких увлечений. Если большая завитушка и снизу и сверху, то человек достаточно свободолюбивый.
  7. Наличие каллиграфического почерка указывает на аккуратную, чувствительную особу, которая является хорошим семьянином. Однако, при этом может присутствовать и неуверенность в собственных силах, и потребность в слушателе.
  8. Заостренный почерк указывает на сочетание с интеллектом, при этом присутствует равнодушие к людям.
  9. Большая размашистость почерка указывает на гордого человека, который хочет быть на первом месте. При этом он может являться и романтиком, быстро забывать обиды.
  10. Печатный почерк указывает на заниженную самооценку, болезненное восприятие критики.
  11. Изменчивый — на переменчивость настроения.

Вторая методика является объективной для испытуемых в возрасте от 25 до 45 лет — это период с наиболее стабильными психофизическими характеристиками личности. Для диагностики исследуют не один, а несколько листков с почерком. Дело в том, что на первой странице особа, как правило, пишет скованно, на дальнейших – расслабляется, почерк становится естественнее. Самыми информативными являются последние страницы.

  1. Внешний вид листа. Если хозяин жадный, то листы будут грязными засаленными. Если добрый, педантичный , то чистыми.
  2. Осмотр полей. Узкие указывают на бережливость, слишком сжатые — на скупость, широкие — на открытость, чересчур просторные — на высокомерие, желание быть богатым.
  3. Размер букв. Необходимо учитывать, что по мере старения у одного и того же человека размер литер будет увеличиваться, так как ухудшается зрение. Если рассматривать общие характеристики, то мелкие буквы будут указывать на замкнутость характера, средние — на норму, а крупные — на лидерские качества и общительность.
  4. Характеристика заглавной буквы. Если она как-то выделяется, то автор не уверен в собственных силах, слишком подвержен чужому влиянию, старается привлекать к себе внимание. Если заглавная буква маленькая, то имеет место внутренняя скованность.
  5. Нажим. Интенсивность надавливания указывает на наличие переживаний у испытуемого, чем сильнее, тем их больше.
  6. Строки. Волнистые указывают на изменчивость настроения, лживость в поступках; ровные — на трезвый взгляд на жизнь, здравое оценивание собственных возможностей. Если при написании строчка поднимается вверх, то перед Вами оптимист , если съезжает вниз, то обладатель заниженной самооценки.
  7. Подпись:
  • обычная — указывает на уверенность;
  • с подчеркиванием — на изворотливость;
  • завитушки — проницательность;
  • наличие рамки – робость , подверженность фобиям;
  • перечеркнутая — взрывной характер.

Внешность и род занятий по почерку

Оказывается, держа в руках лист бумаги с написанным текстом, можно определить то, как именно выглядит его обладатель.

  1. На низкий рост указывают вытянутые буквы, которые кажутся размашистыми. На высокий — нерастянутые литеры, которые пишутся на одном уровне. На средний рост — сжатость литер на начале строчки, в конце они становятся реже, при этом последние буквы могут спускаться ниже строки.
  2. На стройность указывают мелко написанные знаки, удлиненные литеры. На полноту — неравномерный нажим у одной или же символ вовсе не окончен.
  3. У светловолосых людей присутствует неразборчивость письма, некрупные символы. У брюнетов — старательное выведение элементов, строки могут подниматься вверх.

По тому, как написан текст также можно выявить предполагаемый род занятий.

  1. У бизнесменов, как правило, почерк неаккуратный, у аптекарей — неровный.
  2. Для людей, связанных с филологическими науками — скачущий и отрывистый.
  3. У профессоров и личностей, занимающихся умственным трудом, присутствует множество штрихов.
  4. Для философов и поэтов характерен опускающийся почерк.
  5. Инженерам и математикам свойственно простое написание букв без наклона.
  6. Творческим личностям — волнистый почерк.

Определение личных качеств

Характер человека по почерку можно определить, зная, какие черты, как проявляются.

  1. Вспыльчивость. Буквы и строки будут подниматься вверх, крючки в буквах опускаются ниже строк.
  2. Ум. Присутствуют декоративные элементы. Практически отсутствует наклон, расстояние между словами одинаковое, средний размер букв.
  3. Уравновешенность. Строки ровные, почерк красивый, сначала может казаться неразборчивым.
  4. Чувствительность. Литеры незаконченные, но не все, нажим будет неравномерным, бледность букв, небольшой наклон.
  5. Глупость. Присутствуют непонятные крючки между словами, расстояние будет различаться, нажим наблюдается неравномерный, заглавные буквы не похожи на остальные, оригинальные, письмо выглядит пафосным.
  6. Хладнокровие. Написание строк будет неровным. Однако, последнее слово обязательно окажется на своем месте. При этом буквы будут аккуратными с расстояние между словами различное.
  7. Жестокость. У некоторых букв присутствует подчеркивание, они выглядят жирными, грубыми, старательно прописанными.

Подпись

Иногда сложно анализировать почерк, также бывают неоднозначные результаты. В таких ситуациях при исследованиях лучше заниматься анализом подписи испытуемого.

  1. Чем она проще, тем увереннее в себе испытуемый.
  2. Присутствие закорючек, петель указывает на наблюдательность и хитрость.
  3. Наличие разнообразных элементов — на неординарность.
  4. Завитки и штрихи указывают на находчивость, изобретательность, наличие живого воображения.
  5. Зачеркнутая подпись — на импульсивность характера.
  6. Подчеркивание подписи указывает на предприимчивость. При этом, если черта идет к началу, то имеет место эгоистичная личность, которая не умеет никому доверять.
  7. Подпись, которая находится в центре круга, указывает на застенчивость характера.
  8. Совпадение первой буквы с фамилией обладателя подписи указывает на здоровую оценку собственных возможностей, скромность характера.
  9. Если первая литера подписи сильно выделяется — это показатель честолюбия и самовлюбленности, невозможность сконцентрироваться.
  10. Волны и зигзаги — на веселый нрав.
  11. Подпись, которая стремится вверх, указывает на оптимизм.
  12. Горизонтальность — на рассудительность и уверенность.
  13. Спускающаяся вниз — на замкнутость.
  14. Точка, заканчивающая подпись, указывает на дисциплинированность.

Характерные примеры

Вы уже знаете, как определить характер по почерку, предлагаю Вашему вниманию образцы текстов, написанных разными людьми.

Пример №1. Почерк характерный для молодых женщин, заметно упрямство, капризность, сосредоченность на субъективных чувствах, способность к манипуляции.

Пример №2. Почерк демонстрирует способность идти на компромисс.

Пример №3. Принадлежит внимательной особе, которая осознает свои действия. Присутствует хорошая организованность и ясность мышления.

Пример №4. Почерк уверенного в себе, энергичного человека.

Пример №5. Принадлежит личности, которая не прислушивается к чужому мнению, упрямая и уверенная в себе.


Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «...он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».

Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».

Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности... Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.

Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:

Крупный почерк , по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст

вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный , но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания , мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх - инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии , — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, "как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.

Сложите полученные баллы.
35—51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63 : здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98 : самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются "неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121 : это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

Тяжело найти в мире двух абсолютно одинаковых людей (близнецы - это особая тема). Даже если личности внешне схожи, маловероятно, чтобы у них совпадали все индивидуальные характеристики.

Яркая отличительная черта - почерк человека. Может быть аккуратным и небрежным, мелким, крупным, растянутым или сжатым. С другими «выкрутасами» и «прибамбасами». Начинает формироваться со школьных лет. Когда-то были уроки чистописания в первом классе, когда учительница внимательно следила, как малыш выводит буквы, поправляла, чтобы они были красивыми, внятными и без помарок. Однако такая усердная нивелировка письма по «правилам» не срабатывала. Взрослея, каждый ученик обретал свойственную только ему психологию почерка, и учитель, проверяя школьные сочинения, даже не зная фамилии ученика, мог сразу определить, кто написал.

Как по почерку определить характер человека, этим занимается наука о письме - графология. Ученые-графологи уверены, что «закорючки» на бумаге раскрывают основные черты личности и даже могут рассказать о здоровье.

Например, такая патология нервной системы, как болезнь Паркинсона, характеризуется дрожанием рук. Больной интуитивно старается их удержать и пишет дробно. Когда недуг прогрессирует, почерк становится еще мельче. При болезни Альцгеймера буквы жмутся одна к одной или, наоборот, растягиваются.

Люди давно проявляли интерес к почерку. В древнем Китае философ Конфуций (551-479 г. до н. э.) считал, что по письму можно узнать о великодушии или вульгарности. Аристотель (384-322 г. до н. э.) утверждал, что «вид записи каждого человека» различается и свидетельствует о характере автора.

В Древнем Риме при императоре Нероне почерк стал политическим аргументом, когда нужно было свести с кем-либо счеты. Августейшему подсовывали тексты попавших в немилость, чтобы по характеру письма он убедился, что этот человек неблагонадежный.

В средние века английский ученый Роджер Бэкон (1214-1292) написал «Краткое руководство по изучению философии», где высказался, что по особенностям почерка можно определить характер личности.

В то время такие утверждения были просто догадками, не имеющими под собой серьезной научной почвы. Началом научной истории мировой графологии можно считать труд испанского врача и философа Иоанна Уарте Сан-Хуана «Исследование методов scienzias, где показаны различия в буквах, которые имеются у людей с отличной друг от друга гендерной принадлежностью» (1575). Позже появился не менее интересный трактат итальянского врача и философа Камилло Бальди «Как узнать природу и качество человека, взглянув на букву, которую он написал» (1620).

За прошедшие четыре столетия на Западе появилось много трудов, где авторы пытались дать достоверное объяснение характера человека по почерку. Только перечисление их займет много страниц. Назовем лишь нашу современницу Инессу Гольдберг - израильского графолога с мировым именем, ее перу принадлежит восемь книг из серии «Секреты почерка».

Труды по графологии российских авторов значительно уступают западным. Причина в советском прошлом, когда науку о письме считали псевдонаукой. Специалисты опирались на книги дореволюционных отечественных авторов: Зуева-Инсарова и Моргенштерна, брошюру Ф.Ф. Германа «О графологии. Человек по почерку» (1934).

Значительные работы написали советские почерковеды-криминалисты, занимающиеся экспертизой почерка при расследовании уголовных дел. Однако эти труды совсем не имеют отношения к анализу почерка в психологии. Потому считать криминалистов графологами нельзя.

Важно знать! Почерковедение - узкий раздел криминалистики, где почерк исследуется как вещественное доказательство преступления. Этим отличается от графологии, которая изучает взаимосвязь между письмом и психологическими особенностями личности.

Что можно узнать по почерку


О чем говорит почерк человека, с уверенностью скажут специалисты-графологи. Проведя психологический анализ «письмотворчества», они дадут объективную информацию о личности: расскажут о положительных и отрицательных сторонах характера, помогут выявить причины, допустим, неадекватного поведения.

И не нужно бояться графологического анализа. Он не только расскажет о человеке, но заставит задуматься, что, возможно, нужно что-то менять в своем образе жизни.

Если личность чересчур эмоциональная, об этом можно узнать по манере письма. Допустим, все буквы скособочены вправо и написаны с небольшим нажатием, это свидетельство эмоциональной неустойчивости и подверженности фобиям. Такого человека любые переживания выбивают из колеи.

В письме отображаются только устойчивые черты характера. Такие, что присущи личности долгое время, возможно, с детства. Постоянные скандалы в семье, беспризорность при живых родителях, бездушное отношение, травмы, другие негативные впечатления детских лет надолго остаются в памяти. Это влияет на психику, закрепляется в поведении. А внешне проявляется в манере письма, что можно назвать психологией почерка.

Когда человек постоянно боится (кого-то или чего-то), это отражается на стиле писания. Почерк становится неясным и дерганым - неровным. Такое быстрое написание свойственно людям со слабым характером.

Если же личность зациклена на своих душевных фобиях, письмо будет сжатое - буковка к буковке. Когда же между ними большие пробелы, это показатель, что сумятица не раздирает душу, страхи отсутствуют.

При графологическом анализе почерка обращают внимание на текст. Чересчур мелкий свидетельствует о душевных страхах. Они постоянно держат в напряжении и не позволяют выработать определенную жизненную позицию. Такой человек боится людей, избегает общения, склонный к замкнутому образу жизни, что может быть признаком психического заболевания - аутизма.

«Крупнокалиберный» текст характерен для уверенного в себе человека, умеющего высказывать свои мысли, заставляющего прислушиваться к своему мнению. Тщательный разбор почерка убеждает, что графология совсем не лженаука, как убеждали в советское время. Внимательное изучение графики написанного (размер букв, ширина раздела между ними, наклон, нажим, корявость или стройность текста) позволяет дать точную психологическую характеристику личности.

Стоит внимательно присмотреться к своему «письмотворчеству». И не нужно расстраиваться, если вдруг обнаружатся не очень приятные грани характера. Подробный графологический анализ почерка поможет критически осмыслить свой нрав и избавиться от его неприглядных черт.

Важно знать! Графология - это наука, опирающаяся на психологические методы исследования. Но графолог - не экстрасенс, предсказать будущее не в силах. По почерку можно определить психофизическое состояние личности только в данный момент.

Разновидности и характеристика почерка


У каждого человека только присущий ему индивидуальный стиль письма. В результате скрупулезных исследований манеры написания букв графологи вывели определенные закономерности, подсказывающие, как характер личности, темперамент, внешность и даже род работы сказываются на почерке.

Каким бывает «письмотворчество», что может рассказать специалисту, рассмотрим детальнее. Почерк может быть:

  • С наклоном . Эта характеристика говорит о эмоциональности и отношении к людям. Вертикальное расположение букв - завышенная самооценка, невозмутимый и спокойный характер, сдержанность по отношению к другим. Легкий правый наклон - свидетельство мягкого нрава, добродушия. Обладатель такого почерка не особенно сдержан в чувствах. Более сильный скос букв вправо - натура порывистая, в постоянном душевном напряжении. Буквы убежали влево - личность холодная, эгоистичная. Небольшой левый завал - смелый и осмотрительный человек, надеющийся только на себя. Сильный «левацкий» уклон подсказывает о плохих чертах характера: злопамятности, обидчивости. Обладатель такого почерка может быть меланхоликом с постоянно дурным расположением духа, не склонным к искусству.
  • С нажимом . Нажатие на ручку характеризует эмоции пишущего. Слабое - человек с интеллектом, романтик, но слабовольный, легко поддается чужому влиянию, не способен к глубокому переживанию. Сильное давление на «писало» показывает, что личность эмоционально взрывная, переживания всегда присутствуют в ощущениях.
  • Небрежный . Так пишут те, кто торопится, рука у них бежит впереди мысли. Такие люди реалисты по жизни, бывают резкими и вспыльчивыми, но быстро забывают обиду, любят творчество, часто испытывают приступы вдохновения, скептически относятся к всякого рода гаданиям о своем будущем. Вариант небрежного почерка - неуклюжий, грубый. Может принадлежать щедрому, общительному и отзывчивому, однако недальновидному, не всегда удачному в жизни человеку. Из-за своей нервозности он часто попадает впросак, но всегда удачно выбирается из неприятного положения.
  • Мелкий и неразборчивый . Принадлежит застенчивым, стеснительным людям, неспособным преодолевать серьезные трудности. Такие личности обладают определенным талантом и логическим мышлением, им есть что скрывать. Часто бывают замкнутыми и необщительными.
  • Крупный . Принадлежит уверенному человеку, привлекающему внимание, лидеру и душе компании, проницательному и открытому, совершенно не умеющему лукавить. Отрицательные черты характера - излишняя доверчивость к незнакомым, непрактичность в житейских делах.
  • Все буквы написаны слитно . Такое письмо характеризует прямолинейность, умение здраво мыслить, хорошую интуицию. Подчеркивание букв, слов, фраз свидетельствует об исполнительности, серьезном отношении к порученному делу. Семейная жизнь у обладателей такого почерка счастлива, их не терзают сомнения. Слитное и компактное письмо - свидетельство гордого и независимого характера, такие люди не любят лишних знакомств и стараются их избегать.
  • Разрыв между знаками . Если небольшое количество, это свидетельство ясного ума и гармонии в душе. Просветов множество - мышление наглядно-образное, личность мечтательная и «мутная» - неясная в своих поступках, любит, чтобы на нее обращали внимание. Незначительное расстояние между буквами свидетельствует об открытости, дружелюбном общении. Большой разрыв - боязнь контакта с незнакомыми.
  • Угловатый почерк . Указывает на независимость, критичный склад ума и любовь к состязанию в любом деле, будь то спорт или что иное, чтобы показать свою значимость. Ломаные и округлые буквы в письме - независимая личность, гостеприимная, умеет привлекать к себе, обладает отменным вкусом, всегда добивается своего. Однако такой человек очень эгоистичен, не любит, когда ему указывают как и что делать.
  • Завитушки . Маленькие и снизу на буквах - личность незамысловатая, довольствующаяся и быстро приспосабливающаяся к простому быту. Со своим независим суждением, не любит фальши в отношениях. Завиток на одном знаке - духовное развитие, любовь к семейному очагу, круг общения замыкается на родных и хороших знакомых. Широкие нижние «кудри» - целеустремленность, направленность на материальный достаток и общение. Загогулина внизу несоразмерная букве - много лени, нет любимого дела. Такая же кудряшка снизу и сверху - характер свободолюбивый, человек обходится совсем малым.
  • Каллиграфический . Человек с таким почерком - весьма чувствительный и аккуратный, отличный семьянин. В жизни у него нет больших перепадов, проблем на работе, все протекает без нервирующих душу приключений. С такими любят дружить. Недостаток обладателя такого почерка - неуверенность в своих силах, это вынуждает искать помощь того, кто способен внимательно выслушать и поддержать.
  • Заостренный почерк . Интеллект и наблюдательность сочетаются с агрессивностью и хитростью, недоверчивым, равнодушным отношением к людям, их образу жизни и мышлению.
  • С большим размахом . Такой почерк характеризует человека гордого, стремящегося к самоутверждению, желающего всегда быть в любом деле на первых ролях. Это совсем не мешает быть романтиком, видящим все вокруг в прекрасном свете. Такие люди быстро забывают и прощают обиды, у них любящее, доброе сердце, а потому нередко считают их странными.
  • Печатный . Некоторые люди пишут только печатными буквами. Это может говорить о закомплексованности: заниженной самооценке, зависимости от мнения других, болезненном восприятии критики. Такой человек постоянно держит себя на самоконтроле, чтобы не сорваться и не показать свою ранимую душу. Хотя со стороны кажется искренним и открытым.
  • Переменчивый . Когда буквы разные, а письмо быстрое и небрежное или медленное и старательное. Это говорит о сиюминутных переменах настроения. Почерк подсказывает, что писал с завышенной самооценкой или, наоборот, неуверенный, скрытый и подозрительный человек. Только детальный анализ личности может дать ясный ответ. Другой нюанс: пишется произвольно, независимо от ситуации. Тут можно говорить об открытости, внутренней свободе автора, свободного от многих условностей жизни.

Важно знать! Графология очень востребована в практической психологии. Как «отражение нашего мозга на бумаге», она помогает психологам более точно определить характер личности.

Методика определения характера по почерку


Такая методика объективна для людей возрастом 25-45 лет, когда психофизические характеристики личности наиболее стабильны. Исследуется несколько страниц почерка. На первой человек пишет скованно, а на последующих его «отпускает», письмо становится более естественным. Наибольший интерес представляют последние страницы.

Рассмотрим один из графологических способов определения характера:

  1. Внешний вид бумаги . Исписанные страницы много могут рассказать об авторе. Если человек неопрятный и жадный, они маленького формата, засаленные и грязные. А большие и чистые подсказывают, что писал педантичный и добрый.
  2. Внимание на поля . Узкие - бережливость, когда слишком сжатые, может означать мелочность, скупость. Широкие - душа нараспашку, открытость, доброта. Слишком уж просторные - высокомерие, бахвальство, стремление к богатству.
  3. Размер букв . С возрастом они становятся крупнее (ухудшается зрение). Маленькие буковки - личность, привыкшая довольствоваться тем, что есть, может быть замкнутой и страдать аутизмом. Из знаков среднего размера выудить какую-либо информацию невозможно. Так пишет подавляющее большинство людей. Здесь подходит выражение «такой, как все». Большие свидетельствуют о лидерских качествах, эмоциональности и общительности.
  4. Заглавная буква . Если с «наворотами», автор не уверен в своих силах, зависит от чужого мнения, старается, чтобы его заметили. Маленький первый знак характеризует внутреннюю скованность, закрепощенность, неспособность к непринужденному общению.
  5. Исследование нажима . Характеризует эмоции в настоящий момент. Чем сильнее давление на ручку (карандаш), тем больше переживания. Слабое нажатие - характер вялый, слабовольный. Буквы «жирные», четкие - бодрость, энергия, общительность.
  6. Внимание на строки . Волнистые - переменчивость настроения, авантюрность, изворотливость, лживость в делах и поступках. Аккуратные, ровные - эмоции на «приколе», человек трезво смотрит на жизнь, здраво оценивает свои возможности. Если строка убегает в «гору», автор - оптимистическая натура. Съезжающая вниз свидетельствует о пессимизме и заниженной самооценке.
  7. Наклон и форма написанного . Буквы могут быть угловатыми, острыми, округлыми, по-разному связанными между собой. Допустим, слишком закругленные буковки подчеркивают, что личность слабая, податливая чужому влиянию. Такие люди редко добиваются своей цели. А связь нескольких знаков говорит о спокойствии и сдержанности. Большой наклон вправо свидетельствует о властности. Такой человек может быть влюбчивым и ревнивцем. Резкий уклон влево характеризует упрямство, граничащее с неразумностью, когда твердо отстаивают свою пусть даже неправильную точку зрения.
  8. Подпись . Красноречиво свидетельствует о характере. Обычная - уверенность в себе, устоявшийся образ жизни. С подчеркиванием - предприимчивость, изворотливость в делах. Петельки-завитушки на буквах - наблюдательность, проницательность. Перечеркнутая - характер взрывной, принадлежит экстраверту. В «траурной» рамке - автор интроверт или подвержен фобиям, из робких.

Важно знать! Графология - серьезная наука, но не истина в последней инстанции. Тем не менее, исследование почерка может дать вполне достоверные сведения о характере и других чертах личности.


О чем говорит почерк человека - смотрите на видео:


Графология сегодня востребована. Графологи состоят в штате серьезных фирм, занимаются подбором кадров, оценивают по почерку поступающих на работу и дают характеристику конкурентам. Это официальная сторона их деятельности, но любому человеку будет интересно к ним обратиться, чтобы определить по своему письму черты характера. Вполне возможно, что это поможет избавиться от плохих, а значит, улучшить качество своей жизни.