Развитие формы правления древнего рима. Шпаргалка: Основные формы правления в Древнем Риме Какая форма правления в риме

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

"Основные формы правления в Древнем Риме"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98

Введение

1. Период правления рексов

Реформа Сервия Туллия

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики

Магистратура

Диктатор

«Коллективные» органы

Особенности римской аристократической республики

Кризис римской республики и переход к монархии

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат

Принципат

Заключение

Список литературы

Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).

1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;

3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;

4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга.

Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц);

4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;

5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

Магистратура.

Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями права и его творцами.

Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом - налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из пяти человек и избиралась на пять лет.

Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами. Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие центурии.

Диктатор.

Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.

Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.

По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в 220г. до н.э.

Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры», возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др.

«Коллективные» органы.

Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько.

На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они были полномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект, представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народным трибуном. Голосовали по центуриям.

Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войны и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т.д.

Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т.д.).

Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного из магистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами.

Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.

Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98).

Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.

К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.

Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики, приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.

Особенности римской аристократической республики.

В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?

На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Система сдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления:

Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским.

Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги.

Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей).

Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления.

Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные полномочия народных трибунов.

Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти.

В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической формы правления.

Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому правлению.

Кризис римской республики и переход к монархии.

Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.

В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии.

Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории и раньше всего конец республики.

Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.

Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшую жреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.

Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д.

3. Государственная организация Рима в период империи: принципат и доминат.

Принципат.

После победы внучатого племянника и приемника Юлия Цезаря - Октавиана - над своими политическими противниками (при Акции 31г. до н.э.) сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и его провинциями (да еще преподнес ему почетный титул Августа). Весте с тем в Риме и провинциях установился государственный строй, который мы называем принципатом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым ещё в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывшего цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» означал «первого гражданина римского государства», а в соответствии с неписаной римской конституцией - пост императора.

Историю монархического Рима принято делить на два периода: первый - период принципата, второй - домината. Границей между ними служит 3 век нашей эры.

Принципат сохраняет ещё видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики. Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но это все уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединяет в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, как трибун он отменяет по своей воле действие любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т.д. Как консул и диктатор, принцепс определяет политику государства, отдает распоряжения по отраслям управления; как диктатор он командует армией, управляет провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок и Цицерон пишет по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан в большей степени, чем собрания комиций. Обыкновенным явлением стали такие признаки крайней степени разложения комиций как подкуп голосов, разгоны собраний, насилия над их участниками и пр.

Император Август, хотя и реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей итальянских муниципий), отнял у собраний судебную власть - важнейшую из их былых компетенций.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать на должности магистратов. Сначала было решено, что кандидаты в консулат и претуру проходят проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию, затем, уже после смерти Августа, при его приемнике Тиверии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената.

Оставался, правда, сенат. Но уже при Августе он наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности те из всадников, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на «город Рим», сенат сделался своего рода общеимперским институтом. При всем том, положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие в сенат, исходили от принцепса и обеспечивались его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписанное правило, согласно которому: «всё, что решил принцепс, имеет силу закона».

Выборы самого принцепса принадлежали сенату, но и это сделалось чистой формальностью. Во многих случаях дело решалось армией.

Средоточием высших учреждений империи сделался «двор» и именно двор принцепса. Это и императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда ещё государство не выказывало такой изобретательности в отыскании источников обложения как этому научились в ведомствах империи, никогда ещё - до Августа - не было столь многочисленного количества имперских чиновников-бюрократов.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалование, а по выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

В 3 веке нашей эры (с 284г.) в Риме устанавливается режим ничем не ограниченной монархии - доминат (от доминус - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи - императора.

Среди этих ведомств особого упоминания заслуживают два: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финансовое ведомство. Военным ведомством командуют назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники получают особую организацию: им присваивается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначается пенсия и пр.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания заслуживают реформы императоров Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. (284-305). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи, наилучшей формы управления ею.

Реформа эта может быть сведена к следующему:

1. Верховная власть была разделена между 4-мя соправителями. Двое из них, носившие титул «августов», занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. При этом сам Диоклетиан-август сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул «цезарей». Так возникла «тетрархия» - правление четырех императоров, считавшихся членами единой «императорской семьи».

2. Армия, увеличенная на одну треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, служила для целей внутренней безопасности.

3. Административная реформа привела к разукрупнению провинций (по одним сведениям до 101, по другим до 120).

4. Провинции, в свою очередь, были сделаны частью диоцезов, которых было 12.

5. Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое считаться столицей империи).

Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельцев над крестьянством и прежде всего тем, что на землевладельце лежала ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное количество зависимых людей на военную службу в императорскую армию.

Начатое Диоклетианом дело продолжил император Константин (285-337). При Константине завершается процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Согласно императорской конституции 332г., колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому закону колон заковывался в кандалы как раб и в таком виде возвращался прежнему собственнику. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину полную сумму причитающихся с беглого колона платежей. Та же линия проводилась и в отношении ремесленников.

Непосредственное присвоение прибавочного продукта сделалось основной формой эксплуатации крестьян и ремесленников.

Именно при Константине столица римской империи была перенесена в старый Византий, названный затем Константинополем. Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и воссоздан Сенат.

Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395г.

Заключение.

С переводом столицы в Константинополь завершается история римской государственности и начинается уже история Византии. Случалось, что западная и восточная части империи ещё соединялись под властью удачливого императора, но ненадолго. В 4 веке Рим и Византия обособляются окончательно.

Римская империя существовала до 476г., когда глава германских наемников Одоакр свергает римского императора малолетнего Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. Что касается Восточной римской империи, то она просуществовала еще около 1000 лет.

Список литературы.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. - М.: Наука,1996.

2. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Наука,1996.

3. Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М.: Былина, 1997.

4. История древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1994.

5. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Норма, 1996. - Ч.I.


Заказать написание уникльной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98



Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).


1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;

3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;

4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга.

Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц);

4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;

5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

Магистратура.

Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями права и его творцами.

Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом - налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из пяти человек и избиралась на пять лет.

Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами. Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие центурии.

Диктатор.

Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.

Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.

По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в 220г. до н.э.

Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры», возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др.

«Коллективные» органы.

Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько.

На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они были полномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект, представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народным трибуном. Голосовали по центуриям.

Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войны и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т.д.

Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т.д.).

Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного из магистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами.

Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.

Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98).

Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.

К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.

Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики, приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.

Особенности римской аристократической республики.

В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?

На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Система сдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления:

Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским.

Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги.

Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей).

Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления.

Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные полномочия народных трибунов.

Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти.

В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической формы правления.

Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому правлению.

Кризис римской республики и переход к монархии.

Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.

В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии.

Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории и раньше всего конец республики.

Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.

Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшую жреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.

Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д.

... ; 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность. Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В...

В рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п. Таким образом, можно выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления: - существование единоличного носителя верховной государственной власти; - династическое наследование верховной власти; - пожизненная принадлежность власти монарху: законы...

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98


Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).


1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;

3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;

4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга.

Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц);

4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;

5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важных этапов всемирной истории. Римское государство занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции особенное место, как и, собственно, римское право, поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце. Таким образом, история Древнего Рима делится на следующие этапы:

Царский период (754-753 - 510-509 до н. э.).

Республика (509 - 27 год до н. э.)

3. Империя (30-27 г до н. э. - 491 г. н. э.)

Ранняя Империя Принципат (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.)

Поздняя Империя. Доминат (193 - 476 гг.)

Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским», который, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Этот период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественновойны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен), делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те - на сто родов. Таким образом, свободное население Рима насчитывало первоначально 300 родов. Земля находилась в собственности рода - лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Род состоял из больших отцовских семей.2 Хозяин (патер) такой семьи занимал главную роль. Семьи, во главе которых стоял патер, получили название патрицианских, а их члены назывались патрициями. Патриции были не только хозяевами земли, но имели право избирать и могли быть избранными во все органы власти. Часть населения Рима, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий или переселилась в город из других мест, называлась плебсом. Плебеи не были членами родовой организации Рима, поэтому они не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей. Некоторые плебеи владели небольшими участками собственной земли, добытой разными способами. Плебеи были лично свободными, но не имели политических прав и права вступать в брак с представителями патрицианских родов, а также они несли военную службу, платили налоги.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти, состоявший первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение

Народного собрания (первоначально был собранием римских курий). 4 На куриатных собраниях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Главой римской общины, ее гражданским управителем был рекс - царь, который избирался на общем собрании, участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Царь являлся верховным военачальником, жрецом и судьей, при необходимости ему помогали квесторы - должностные лица, осуществляющие суд по делам об убийствах.

С течением времени начинает увеличиваться численность плебеев. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие и превращаются в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связана с реформами рекса Сервия Туллия, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на имущественные разряды. В основе такого

деления был положен размер земельного надела, которым владел тот или иной человек: обладавшие полным наделом входили в - первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.


Республиканская форма правления изжила себя еще и потому, что она не могла более обеспечить необходимое управление огромными территориями завоеванными Римом. Пожертвовав «равнопра
вием» римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всем огромном пространстве. Была создана прочная социальная база того политического режима, который устоял 500 лет, столь же долго что и республика. Под владычество Рима попали самые различные народы и самого разного уровня социального и культурного развития: Малая Азия, Греция, Египет, Северная Африка, Галлия, Испания, Англия, Армения и др.
Рим - империя. Но он не был самодержавной монархией со всемогущим государем во главе государства. Считалось, что римский император пользуется властью не по захвату, и не по наследству, а в силу своего высокого положения. И жил то он в центре Рима на Палатине. Дом его мало чем отличался от других вельмож. Римское гражданство потеряло свой особый, привилегированный характер после того, как все италики получили права римского гражданина. Эдиктом императора Каракаллы в 212 году гражданство было распространено и на жителей римских провинций. Чем объяснить мощную волну распространения прав римского гражданина? Обширная торговля Рима со своими провинциями сделало нетерпимым существование одновременно трех правовых систем: квиритского права, преторского права и права народов. С точки зрения гражданского права все люди равны друг другу. Если это правило отсутствует в обороте и прежде всего в торговле, то всякие сделки между гражданами Рима и не гражданами становятся сущим наказанием.
Крупные земледельцы, ростовщики, купцы из провинций рвутся к рычагам государственной власти. Из их среды стал пополняться римский сенат и некоторые из них стали занимать высшие должности.
Социальной опорой монархии стали оптиматы и всадники. Литература донесла до нас страшные сцены императорского произвола, жестких казней, отвратительных придворных интриг, образы деспотов, обезумевших от неограниченной власти и всеобщего льстивого раболепия.
Колонат и пекулий. В условиях империи все тяжелее становилась жизнь крестьян. В конец разоренные сборщиками податей, многие крестьяне сами просили могущественного и богатого соседа взять их землю, а сами оставались на ней арендаторами - колонами. Жизнь таких колонов мало чем отличалась от положения рабов. Плантаторы находили, что труд колона, обязанного отдавать большую часть урожая хозяину, выгоднее, чем труд рабов. Ведь рабов можно было заставить трудиться только под неусыпным надзором и плетью надсмотрщика. Рабы постоянно угрожали восстаниями. Колон, оставляя себе часть урожая, старался работать продуктивнее. Рабов хозяин должен был содержать. Колоны же сами содержали себя и свои семьи.

Поэтому собственники обширных имений старались как можно больше увеличивать число арендаторов. Они обращали колонов в своих должников и заставляли обрабатывать долг на принадлежащих им землях.
В разных провинциях императоры имели свои имения. Завоеванные народы они переселяли в эти имения и придавали им статус колонов. Крестьяне и колоны все чаще стали выступать против властей и своих хозяев. Под давлением латифундистов император Константин издал закон, согласно которому беглый колон должен быть закован в цепи и возвращен в то имение, где он трудился.
Приток рабов уменьшается. Захватнические войны вести все труднее. В связи с этим меняют свой характер крупные поместья- латифундии. Их собственники предпочитают сдавать землю в аренду безземельным гражданам, которые платили арендодателю натуральный оброк. Экономическая зависимость арендаторов приводит к зависимости политической. Со временем они теряют свободу. Закон 322 года н.э. положил юридическую основу прикрепления арендаторов к земле.
В условиях империи стало распространенным представление рабу земельного участка или другого имущества, так называемого пекулия. Выданное рабу имущество, как и сам раб, оставалось собственностью господина. Однако извлекаемые рабом доходы от пользования пекулием отдавались господину не полностью, но значительная часть. Рабу было предоставлено право распоряжаться своей долей имущества. Таким образом, раб становится, участником договорных отношений, вытекающих из договоров купли-продажи, займа, ссуды и др.
Так в недрах Римской империи зарождается и получает свое развитие крепостная зависимость.
Все жившие по соседству с Римом племена и народы пришли в движение. Нападения на границы империи стали постоянными. Сотни тысяч воинов из фракийских, сарматских, славянских, германских и других племен вторгались в пределы империи. Римские крестьяне, колоны и рабы помогали врагам империи.
Империю раздирали внутренние смуты. То в одной, то в другой провинции появлялись претенденты на императорский престол, собирая вокруг себя недовольных. Восстания крестьян, колонов и рабов в границах империи не прекращались ни на один день. На их подавление войск не хватало. Армия вынуждена была защищать свои границы от варваров (так римляне называли все племена).
Римская империя имеет два этапа своей истории: до III века н.э. - период принципата, следом идет доминат.

Принципат. Во времена принципата продолжали существовать все республиканские органы власти и управления. Иногда собирались народные собрания, которые выражали поддержку принятым прин- ципсом решений. Принципсом называли императора по его первому званию первого сенатора. Он воплощал в себе как бы сразу всех магистратов. И в зависимости от обстановки выступал либо консулом (если надо было возглавить армию), либо претором (если следовало рассмотреть спор в гражданских отношениях), либо народным трибуном (если требовалось кого-либо арестовать) и т.д.
Законодательную деятельность о принципе осуществлял через сенат, формирование которого стало его компетенцией.
Избрание принципса- императора принадлежало сенату. В действительности император сам назначал себе приемников. Окончательное же слово оставалось за армией, а точнее за гвардией императора. Командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Все более активную роль в управлении стала играть императорская канцелярия.
Если первые римские императоры еще как-то считались с сенатом, то в дальнейшем сенат превратился в совещательный при императоре орган.
Особое место в государстве стала занимать армия. Она стала полностью наемной. Командный состав подбирался только из оптима- тов и всадников.
Доминат - второй период римской империи прежде всего характеризуется неограниченной властью императора. Власть монарха поддерживалась крупными латифундистами.
Если раньше императоры Рима пешком ходили по улицам города, то фигура императора периода домината была покрыта таинственностью. Император редко показывался на людях. Даже многие знатные люди, допущенные во дворец, могли говорить с ним только через занавес. А те, кто имел возможность его видеть, падали ниц, как бы пораженные его величием. Некоторым дозволялось целовать его туфлю, другим край его пурпурной одежды. И только самым высшим чиновникам - его сверкающими браслетами и кольцами руку.
Центральное управление империей сосредоточилось в руках высших чиновников, составивших государственный совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций во главе с презйдом. Среди высших должностных лиц нередко можно было встретить варваров. Большую часть солдат набирали за Рейном и за Дунаем и давали высшие командные должности вождям их племен. У императоров не бы
ло другого выхода. Ремесленники прикреплены к своим городам и служить в армии не могут. Сыновья ветеранов дезертируют. Господа, которые должны сдавать в рекруты часть своих колонов, предпочитают вносить за них выкуп или подсовывали вербовщикам больных и хилых. Государство становилось неуправляемым.
Реформы Диоклетиана и Константина. Среди других реформ периода империи особое внимание заслуживают реформы императоров - Диоклетиана и Константина.
Время правления Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ознаменовано двумя основными реформами. Верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них носили титул «августов», управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей - «цезарей». Армия была поделена на две части: одна часть размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности.
Провинции были разукрупнены. Их стало 120.
Вместо многочисленных налогов Диоклетиан ввел единый прямой налог- поземельно-подушный. Размер обложения значительно увеличен. Вводится полноценная золотая монета, наряду с медной и серебряной. Пытаясь остановить рост цен на товары первой необходимости введены максимальные цены, но вместе с этим установлена максимальная заработная плата работникам большинства профессий.
Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией, ранее гонимой государством. Миланским эдиктом 313 года Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян - колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Византии, произошло в 395 году.
Решив покинуть Рим и переселиться на берег Босфора - в Древний Византий, - названный теперь его именем, император Константин не жалел средств, чтобы «второй Рим» как можно скорее смог соперничать с первым. Для украшения зданий и площадей Константинополя опустошались древние города Греции и Малой Азии. Император приказал свозить оттуда статуи богов, барельефы, колонны. Храмы старым богам не строились, а воздвигались христианские церкви. И с этого периода начинается уже история Византии.
Императоры Западной империи теряли одну провинцию за другой, а сами попадали все в большую зависимость от своих наемных войск и их командиров. Один из варварских военноначальников

Одоакр лишил престола последнего императора - Ромула Августула. Случилось это в 476 году н.э. Это событие и подвело черту под историей гигантского рабовладельческого римского государства, просуществовавшего двенадцать столетий. Галлия, Испания, Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что же касается Восточной римской империи, то ей предстоит еще пройти тысячелетний путь в истории.
Рабовладельческий Рим оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности не ушли в историю. Участие народа в решении судеб государства, коллегиальность магистратур, постоянно действующий Сенат, ответственность должностных лиц - это и многое другое оставлено римлянами будущим поколениям.
Величие римского частного права испытали на себе Средние века и буржуазные кодификации. Оно не умерло и в наши дни, оказывая свое влияние и на право России.
Учебными планами подготовки юристов предусмотрено изучение курса Римского частного права, что дает основание ограничиться в данной главе лишь изложением права периода Римской республики.
Хронологическая таблица ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ


Дата

Древняя Греция

Древний Рим

1

2

3

VIII век до н.э.

Образование раннего государства в Аттики. Реформы Тесея

Первые греческие колонии в Италии и Сицилии

753 год до н.э.


Основание Рима (согласно легенде)

621 год до н.э.

Законы Драконта


VI век до н.э.

Оформление Ликургового строя в Спарте

Династия Тарквиниев в Риме, реформы Сервия Туллия

594 год до н.э.

Реформы Солона в Афинах


509 год до н.э.

Реформы Клисфена в Афинах

Изгнание Такрвиния Гордого. Начало республики в Риме. Появление Законов XII таблиц

478 год до н.э.

Образование Пелосского морского союза


середина V века до н.э.

Реформы Эфиальта и Перикла. Установление Афинской Демократической республики


Дата

Древняя Греция

Древний Рим

1

2

3

404 год до н.э.

Период олигархического правления в Афинах. Упадок Афин.


367 год до н.э. - 338 год до н.э.

Включение Афин в империю Александра Македонского

Законы Лициния и Секстия

326 год до н.э.


Закон Петилея о запрещении долгового рабства

287 год до н.э.


Закон Гортензия

215-197 год до н.э.


Войны Рима с Македонией и начало протектората Рима над Грецией

133-132 гг. до н.э.


Реформы братьев Гракхов

82-79 годы до н.э.


Диктатура Суллы

63 год до н.э.


Консульство Цицерона и заговор Катилины

60 год до н.э.


Первый триумвират

49-44 годы до н.э.


Диктатура Цезаря

27 год до н.э. - 14 год н.э.


Принципат Октавиана Августа. Начало Римской Империи (период принципата)

14-68 годы н.э.


Правление династии Юлиев Клавдиев

212 год н.э.


Эдикт Каракаллы по распространению римского гражданства на жителей провинций

284-305 годы н.э.


Правление Диоклетиана, реформы Диоклетиана, установление домината

306-337 годы н.э.


Правление Константина, перенесение столицы Римского государства на Восток. Образование Константинополя. Провозглашение христианства официальной религией

337-395 годы н.э.


Правление Феодосия I. Распад Римской империи на Западную и Восточную

476 год н.э.


Падение Западной Римской Империи.