Нужно ли с ребёнком учить уроки? Как нельзя учить уроки с ребенком? 3 причины не делать уроки с ребенком.

Начнем с самого главного — родителям ничего учить не надо! Ваши школьные годы уже закончились, и теперь образование получает ваш ребенок. Поэтому ни в коем случае не следует вместе с ним решать задачи или примеры, выполнять упражнения и делать проекты. Еще хуже, если вы решите сделать это вместо него!

Никакой практической пользы для ученика это не принесет. Более того, учитель может вовремя не среагировать на то, что у школьника появляются трудности с усвоением материала. Ведь он увидит правильно выполненное задание, значит, ребенок все понял и во всем разобрался.

Роль родителей должна заключаться в следующем.

Мотивация

Практически нет ни одного младшего школьника, который не старался бы своими действиями и поступками порадовать маму и папу. Все, что он делает, имеет только одну цель — ощутить проявление внимания от родителей, заслужить их похвалу. Поэтому нужно постоянно давать понять ребенку, как важны для вас его успехи в учебе, прилежание, как вы рады, когда у него получается быстро и правильно справиться с домашним заданием (но не нужно впадать в другую крайность: если ребенок «слабенький», то завышенные требования могут только испортить отношения и уверить ребенка в том, что он никогда не заслужит внимания и любви родителей).

Постепенно следует переходить к использованию других стимулов. В средних классах ребенок ищет способы самовыражения, пытается занять лидерские позиции. Родители могут преподнести хорошее образование как качество, помогающее ему достичь этих целей. Для старшеклассников необходимость учить уроки объясняется как одно из условий успешной сдачи экзаменов, возможности поступить в хороший ВУЗ, возможности в дальнейшем получить хорошую работу и построить успешную карьеру.

Всегда и во всех ситуациях нужно проявлять искреннюю заинтересованность успехами своего ребенка, узнавать, как у него обстоят дела с уроками. Большинство детей только ради этого будут самостоятельно и без пререканий садиться за выполнение домашнего задания.

В некоторых случаях, если не удается добиться доверительных отношений с ребенком, могут быть задействованы более кардинальные способы. Иногда срабатывают ультимативные требования. Дети понимают, что никакие отговорки не помогут, и выполняют домашнее задание только для того, чтобы не сердить родителей. Конечно же, этот способ не имеет ничего общего с физическим наказанием за невыученные уроки или плохо выполненную работу.

Второй способ довольно прост — договорные отношения. Родители ставят перед детьми условия, например, сделаешь уроки — можешь играть на компьютере, не будет проблем с выполнением домашнего задания — на выходных пойдешь гулять с друзьями и т.д.

Многие родители любят и очень часто используют такие приемы. Однако им следует помнить, что это крайне грубые меры, и они могут быть эффективны только непродолжительное время, это внешние стимулы для ребенка, тогда как образование должно быть ценно само по себе, а не подарки и возможность общения со сверстниками. А за этот период нужно постараться с помощью психолога или педагогов наладить контакт с ребенком.

Организация

Родители должны обеспечить все необходимые условия для того, чтобы школьнику ничего не мешало учить уроки. Нужно, чтобы у него было свое рабочее место и все необходимые предметы. Ведь даже такое мелкое обстоятельство, как сломанная или плохо пишущая ручка, может заметно затянуть выполнение домашнего задания.

Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Выключите или убавьте звук телевизора, закройте дверь, не пускайте в комнату домашних животных.

Будет лучше, если вы приучите своего школьника к определенному распорядку. Тогда у него выработается привычка в одно и то же время садиться за уроки, и он научится все делать быстро и организовано. Во второй половине дня у детей работоспособность повышается в период с 15:00 до 17:00. Необходимо так распределить время, чтобы до этого момента они успели отдохнуть от школьных занятий и покушать.

Обязательно продумайте и вместе с ребенком и выберите способ напоминания о необходимости садиться за уроки. Можно установить будильник, поставить напоминание в телефоне. Если вы находитесь на работе, в нужное время позвоните домой.

В ходе выполнения домашнего задания необходимо запланировать небольшие перерывы через каждые 20 - 30 минут. Не стоит в это время разрешать садиться за компьютер или играть на телефоне. Это должна быть динамическая пауза, когда ребенку нужно подвигаться или немного перекусить.

Нельзя отрывать школьника от выполнения домашнего задания. Например, отправить его срочно в магазин или вынести мусор. Если в какой-то день намечается особое событие (приход гостей, поездка и т.п.), то желательно заранее решить, когда именно будет время для уроков.

Организовывая работу школьника над домашним заданием, будьте последовательны. Если вы периодически забываете проверять уроки, разрешаете иногда их не делать, соглашаетесь на уговоры или жалобы ребенка, который не хочет выполнять упражнения, то вскоре он начнет пользоваться такой ситуацией и забросит учебу.

Планирование

В соответствии с нормами, на работу над домашним заданием младшему школьнику нужно 1 - 1,5 часа. Чтобы он уложился в это время необходимо помочь ему правильно спланировать свою деятельность. Рекомендуется начинать с легких предметов. Ребенок сможет быстро справиться с несложными заданиями, и у него будет достаточно интеллектуальных сил, чтобы приступить к изучению более трудного материала. Если делать все в обратном порядке, то он может очень устать и потрать настолько много времени, что просто не в состоянии будет выполнить все остальное.

Нет четких рекомендаций, к каким заданиям (устным или письменным) нужно приступать в первую очередь. Это зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Лучше сначала делать то, что хорошо получается. Такая деятельность поднимает настроение и позволяет получить удовлетворение от ее результатов.

Контроль

Обязательным условием при работе над домашним заданием является контроль родителей за фактом его выполнения. Достаточно приучить ребенка просто приносить и показывать тетрадки или кратко сообщать, что и по какому предмету он сделал.

Обратите внимание! Все перечисленные функции касаются только родителей младших школьников. Постепенно дети станут более самостоятельными и научатся справляться с уроками без посторонней помощи.

Если вы добросовестно и правильно отнесетесь к вопросу выполнения ребенком домашних заданий, то уже в средних классах достаточно будет только мотивировать его к хорошей учебе и изредка контролировать. В противном случае, проблемы с невыученными уроками будут регулярно появляться на протяжении всего школьного периода, и решить их будет крайне сложно.

Родитель — не учитель

Второе главное правило — родитель не является учителем. У вас нет педагогического образования, а значит, вы не должны проверять правильность выполненного задания. Вам нужно только убедиться в его наличии. Вы не можете оценить качество написанной работы. Поэтому родителям не следует заставлять детей переписывать или переделывать.

Допустимо только обратить внимание на самые грубые ошибки, который ребенок допустил механически при списывании, и попросить их аккуратно исправить. Но даже в этом случае не указывайте непосредственно на неправильное написание, а предложите найти ошибку самостоятельно.

Тем более не стоит объяснять ребенку, как именно надо выполнить упражнение или решить задачу. Ведь вы не знакомы с методикой такой работы. Обычно домашние задания подобны тем упражнениям, которые дети выполняли на уроке. Учитель в классе дает необходимые разъяснения к каждому заданию. Поэтому любой ученик вполне способен справиться с уроками самостоятельно.

Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, нужно предложить ему вспомнить, как выполняли подобное упражнение в школе. Обязательно укажите на необходимость прочитать правило или материал параграфа перед тем, как приступить к самому заданию.

Не обязательно приучать ребенка к использованию черновика. Он нужен только для решения сложных примеров и заданий, которые выполняются способом подбора или творческого конструирования. Ведь на уроках дети не делают одно и то же упражнение дважды (в черновом и чистом варианте) — не нужно требовать этого дома.

Нет ленивых детей

И, наконец, третье правило — если у школьника возникают проблемы с выполнением домашнего задания, то на это есть объективные причины. Обычно, родители склонны думать, что ребенок не учит уроки, . Это их сильно расстраивает, и они активно принимаются за перевоспитание. Но дело совсем в другом.

Усталость

Прежде всего, нежелание делать домашнюю работу может быть вызвано усталостью, как физиологической, так и интеллектуальной. В школе дети имеют очень большую нагрузку. Кроме этого часто они посещают дополнительные занятия в различных кружках и секциях. Такой интенсивный ритм не может не сказаться на их самочувствии.

Также надо учитывать, что в школьном возрасте происходит активное развитие организма с резкими скачками и гормональными перестройками. Поэтому желание детей просто полежать или отвлечься от мыслительной деятельности является вполне естественным. Так что при появлении проблем с домашними уроками рекомендуется обратить внимание на состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Трудности в учебе

Еще одна причина — проблемы с пониманием учебного материала. Никому не нравится делать то, что у него плохо получается. Поэтому у ребенка может появиться негативное отношение к домашнему заданию, если какой-то предмет ему трудно дается. Например, школьнику, у которого есть , довольно сложно читать или писать без ошибок. Конечно, он будет стараться увиливать от таких заданий или выполнять их без особого старания.

Необходимо учитывать подобные особенности и индивидуальные возможности ученика и не ставить перед ним слишком сложных задач. Это должен делать и учитель, и родители. Никогда не требуйте от ребенка, чтобы он учился не хуже его одноклассников и не сравнивайте его успехи с достижениями других детей. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Лучше постарайтесь привлечь специалиста к разрешению проблем, помогите ребенку сформировать нужные навыки.

Также трудности могут возникнуть, если ученик пропустил несколько занятий и не может понять суть заданий. Не у каждого школьника получится самостоятельно разобраться в учебном материале. Скорее, он просто забросит учебу. В этом случае необходимо организовать несколько дополнительных занятий (обратиться к учителю или репетитору), чтобы «подтянуть» ребенка.

Протест

Иногда ученик может отказываться от выполнения домашнего задания в знак протеста. Такие ситуации могут возникнуть на фоне конфликтной ситуации с родителями или учителем. Возможно, ребенок считает, что педагог к нему слишком придирается или что родители не интересуются его успехами. Лучше как можно раньше найти причину такого поведения и решить проблему.

В завершение хотим обратить внимание родителей, что домашнее задание — это не наказание. Качество его выполнения не имеет прямой зависимости от потраченного времени или количества упреков и окриков в адрес ребенка. Никогда не шантажируйте школьника уроками и не связывайте выполнение домашней работы с другими сферами жизни ребенка.

Есть страны, где дети не делают домашнее задание. Например, в Финляндии, но при этом, финские ученики занимают лидирующие позиции в рейтинге PISA каждый год. В нашей стране некоторые школы, также стараются не обременять детей учебой после школьных занятий, но это скорее исключение. Вот почему стоит узнать, как научить ребёнка самостоятельно делать уроки. Из статьи вы подробно узнаете, как, без лишних нервов, научить детей выполнять школьные домашние задания.

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки - Подробный план действий

«Нет, не знаю! Нет сил. Должен? Ничего не было задано! Позже, у меня мало уроков. Я пока не хочу … !», — вам это знакомо?

Выполнение домашних заданий может быть скучным и утомительным занятием. Ведь есть так много более интересных и менее трудоемких видов деятельности. В то же время достаточно правильно организовать процесс и домашнее задание перестанет быть полем битвы. Прежде всего, вы должны знать …

Зачем делать домашнее задание

Выполнение домашних заданий важно, потому что оно формирует ряд навыков, которые пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Так, создается привычка к обучению, консолидации и организации знаний.

Это нормально, что ребенок не помнит всё, о чём говорилось на уроке. Задача домашней работы — повторить и закрепить те знания, которые были получены за день.

В первые годы обучения в школе, в домашнем задании, самое главное – закрепить навыки чтения, письма и подсчета в диапазоне до 1000. Чтобы овладеть этими навыками, некоторым детям недостаточно школьных занятий, нужно практиковаться и дома.

Тренируем концентрацию внимания и усидчивость

Наблюдая за тем, как выполняет домашнее задание ребенок, родители могут оценить, насколько он умеет сосредоточиваться на выполняемой работе и сможет ли завершить начатое дело до конца. А это, в свою очередь, может привести к коррекции занятий – например, через игры и упражнения, которые стимулируют концентрацию внимания.

Не стоит ждать от младшего школьника, что он будет спокойно сидеть, в течение определённого времени и тихо выполнять задания. До третьего класса, такое поведение, свойственно очень немногим детям, в основной своей массе, дети не могут высидеть спокойно на месте более 30-35 минут. В этом возрасте, внимание, ещё очень рассеянное и ребёнку крайне трудно длительно сосредотачиваться на каком-то одном задании. Поэтому в начальной школе, проводятся физкультминутки прямо во время уроков. И сами уроки длятся не более 35 минут.

Эти физиологические моменты, родитель тоже должен учитывать, составляя домашнее расписание для ребёнка.

Учим планированию, управлению временем и самодисциплине

Родителям стоит помнить, что мы можем научить ребёнка, прежде всего на собственном примере. Если мы не можем распланировать свой день так, чтобы справиться с домашней работой, нас постоянно преследуют крайние сроки, и все делается в последний момент, тогда гарантировано наш сын или дочь будет такой же, как и мы.

Родители и дети могут использовать таблицу, которая поможет не упускать из виду цель. Просто напишите желаемое действие в одном столбце, например,

Начинать делать домашнее задание без напоминания

Заканчивать работу в нужное время

Правильность (качество работы)

Самому собирать рюкзак

Порядок на столе после занятий и т. д.

В следующих столбцах, мы помещаем названия дней недели или даты, и каждый день мы суммируем работу, выставляя + или -.

Прежде чем в таблице будут одни плюсы, понадобиться некоторое время.

Учим систематичности

Для того чтобы выработать привычку к чему-либо, человеку необходимо ежедневно, лучше в одно и то же время, приступать к работе.

Наметьте определённые часы, для выполнения ребёнком школьных домашних заданий.

Даже если ничего не задавали, нужно в обязательном порядке, сделать любое задание из школьной программы. Такие упражнения больше всего подходят, чтобы научить ребенка преодолевать трудности. Это, может быть, учебник за тот же класс, но опубликованный другим издателем. Особенно это актуально для математики — авторы учебников представляют одно и то же решение по-другому. А это, в свою очередь, учит ребенка, тому, что существуют разные способы решения одной и той же задачи.

Соблюдать регулярность и не нарушать её, это очень важно для закрепления навыка.

Учим самостоятельности и ответственности

Вы знаете, эти анекдоты: «Катя, скажи папе, что сегодня ему задали только четыре домашних задания, — говорит учитель ученику».

Может быть, это забавная, но отнюдь не смешная ситуация, когда ребенок приносит задания, сделанные его родителями. И это не редкость.

Родителям легче самим сделать домашнее задание, чем объяснить ребенку, как его делать. Легче самим сделать правильно что-то, чем кропотливо обучать их тому, как забивать гвозди, шить и т. д. Если поступать так, как поступают некоторые родители: «он должен сделать это на отлично, потому что он должен быть лучшим», — это в дальнейшем приведет к проблемам, которые рано и поздно появятся.

Домашнее задание задаётся ребенку, а не родителям! Конечно, это не означает, что мы должны полностью перестать контролировать этот момент, и не следить за тем, что ребёнок делает. Родитель должен быть осторожным наблюдателем и разведчиком, но все задания необходимо выполняться учеником самостоятельно.

Если ребенок только начал учиться в первом классе (особенно в первом полугодии), ему или ей по-прежнему нужна помощь. Прежде чем садиться делать домашнее задание, вам нужно поговорить с ним, что нужно сделать: совместно просмотрите учебники и тетрадки. Ребенок может рассказать, что они изучали на уроках, найдите задания, прочитайте их и объясните своими словами, что нужно сделать.

Озвучив всё это, родитель покидает ребенка и уходит из комнаты. Старшеклассник должен уметь справляться в одиночку, в то время, родитель может прийти после работы и проверить, все ли задания выполнены.

Он также может указать на ошибки, но не должен их исправлять. Ребенок должен найти их самостоятельно и исправить. В зависимости от возраста и способностей ребенка, можно сузить область поиска ошибки: для начала, можно сказать, что она находится в определенном слове, но для эффективного исправления мы указываем только строку или страницу.

Правильно организуем рабочее место

Стоит также отметить, что рабочее место ребенка должно быть снабжено учебными пособиями, которые могут понадобиться для выполнения домашнего задания.

Рабочее место ребенка должно быть:

светлым, но, если это возможно, находиться не напротив окна;

адаптированным к росту ребенка (чтобы он не горбился, а руки, от запястья и до локтя, лежали на столе);

быть укомплектованным, без ненужных предметов, таких как: игрушки, документы, книги;

организованным так, чтобы все предметы были легкодоступны, например, карандаши, ручки в стаканчиках, линейка и калькулятор всегда в ящике, на полках — удобные словари и т. д.

оборудованным расписанием или доской, где можно было бы разместить различную важную информацию, которую ему нужно запомнить.

Когда лучше делать домашние задания

— Не сразу после возвращения из школы, ведь ребенок, скорее всего, устал. Дайте ему отдохнуть час или больше.

— Не после обеда или ужина. В это время, организм сосредоточен на пищеварении и не готов к интеллектуальному труду.

— Не поздно вечером. Когда весь день позади, вряд ли получится хорошо думать.

Выбор правильного времени дня, очень важен. Если это будет всегда одно и то же время, ребенку будет гораздо легче, особенно если он знает, что отговорки не принимаются.

Он должен быть готов заранее. Однако в каждой семье, это может быть разное время, потому что это зависит от многих факторов (приход из школы ребёнка и родителей с работы, количество уроков, и другие моменты).

Как узнать, что задано

Дети забывают, что им было задано, поэтому с первых дней обучения покажите ему, как использовать ноутбук или дневник. Прежде чем ребенок сможет овладеть навыками письма, он может рисовать первые заметки, иногда достаточно нарисовать крестик карандашом на странице в книге или рабочей тетради.

Если, несмотря на это, он возвращается из школы и не знает, что было задано, стоит поговорить с учителем об этом и попросить, чтобы она обратила внимание на то, записал ли ваш ребёнок, что ему задали.

Нужно ли поощрять ребёнка

На этот вопрос у каждого из родителей свой ответ. Моё мнение, что хвалить за проделанную работу ребёнка можно и нужно. Если вы даёте ребёнку за хорошо и быстро выполненное задание бонус, в виде дополнительного времени на прогулку или компьютерную игру, просмотр мультиков — это вряд ли навредит вашему сыну или дочки, а, как правило, даже подстегнёт к выполнению задания. А вот материальные поощрения, которые некоторые родители практикуют, за сделанные уроки, ничего, кроме вреда, не принесёт.

Таким образом, они лишь создают зависимость ребёнка от внешних факторов. Дети начинают стремиться только к тому, чтобы получить как можно больше подарков. Они мешают развивать в ребёнке чувства, что он чего-то стоит в этом мире. Поощрения, в таком виде, препятствует развитию в ребёнке внутреннего чувства уверенности в себе и удовлетворения от личной инициативы.

Чрезвычайно важно научить ребёнка брать на себя всю ответственность за достижение положительных результатов в любом виде деятельности.

Правила, которые облегчают ребёнку выполнение домашней работы

Запрещается смотреть телевизор или слушать музыку во время выполнения домашней работы.

Друзья могут прийти только после того, как будет сделаны все задания.

После выполнения заданий все предметы и другие материалы возвращаются на свои места.

Ребенок самостоятельно собирает школьный рюкзак на следующий школьный день.

Вы не должны отвлекать его от работы.

Если ребёнок просит помощи, и вы видите, что без вас ему никак не справится, помогите советом, постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.

Заключение

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно дрессировать, как животных, их нужно учить и развивать. Только так, можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать, без помощи взрослых.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

На чтение 13 мин.

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы начинают недоумевать: «Почему наш ребенок не хочет делать уроки». В этой статье мы попробуем дать ответы на следующие вопросы: как научить ребенка делать уроки, как привить ему самостоятельность в выполнении домашних заданий, можно ли поощрять ребенка и как правильно это делать.

Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка

Часто родители пишут на различных форумах или в социальных сетях: что надо сделать, чтобы ребенок делал домашние задания с удовольствием? Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Сразу ответим: ничего . Есть вещи, которые делаются без удовольствия - чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Конечно, бывают исключения - например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах - это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», – как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей - он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа - самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком - это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу - это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Играет ли роль возраст

Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется, то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.

Можно ли заставить делать уроки старшеклассника

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

Используем методические приемы

Для того чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно можно применить следующие практические приемы:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Ряд отечественных психологов в своих трудах приводят следующие практические советы :

  1. Развивайте память, внимание, восприятие, мышление ребенка.Перед началом выполнения домашнего задания давать на 10-15 минут разные упражнения, которые развивают эти способности. Они помогут ребенку сконцентрироваться, сделать домашнюю работу быстро и без ошибок. Для этого используйте специальные книги или сайты. Достаточно сделать этот ритуал привычкой, и уже через неделю ребенок будет не так тяжело приниматься за уроки.
  1. Научите ребенка тайм-менеджменту. Этому навыку, как и многим другим, ребенок, прежде всего, учится на примере родителей. Поэтому, чем вы организованнее, и чем быстрее и в срок справляетесь со своими обязанностями, тем больше вероятность, что ваш ребенок будет поступать так же, и начнет ценить свое и чужое время, а значит делать уроки быстрее.
  2. Адекватно оценивайте уровень сложности домашнего задания.

Чтобы понять соответствует ли нагрузка в школе способностям вашего ребенка, понаблюдайте, как он делает уроки по разным предметам. Если ребенок не хочет делать уроки советы выше могут помочь. Но если он и правда не справляется, и постоянно просит у вас помощи и разъяснений, то задумайтесь, в подходящей ли школе учится ребенок. С каждым годом нагрузка будет возрастать, как и отставание. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе вообще, возможно, стоит задуматься о его переводе в другую школу. Тогда все встанет на свои места, и в вопросе, почему ребенок не делает уроки, совет психолога не будет нужен.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости - помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку - предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения - 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

Нужно ли поощрять ребенка

Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:

  • активная похвала и радость родителя;
  • сладости;
  • подарки;
  • билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
  • «стенд пятерок и четверок»;
  • послабления в режиме дня;
  • осуществление давнего желания – например, поездки;
  • увеличение времени пользования гаджетами;
  • семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;

Можно ли делать уроки за деньги или подарки

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения.

Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей.

Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать все больше и больше.

Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Доводим до ребенка ответственность за выполнения домашних заданий

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе - это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Когда лучше делать уроки

Лучшее время для выполнения домашних заданий с 15:00 часов до 18:00 . Весной и ранней осенью уроки лучше сделать сразу после обеда и смело идти гулять до самого вечера! Но зимой, когда темнеет рано, лучше сходить прогуляться на пару часов после обеда, покататься на лыжах, коньках, сыграть с друзьями в хоккей. А в пять, шесть часов вечера, когда уже стемнеет, садиться за уроки.

А как быть с уроками, которые задают на пятницу? Сразу их сделать или подождать выходных? Учителя советую с пятничной «домашкой» расправиться сразу. Ведь за выходные ты успеешь забыть то, что проходили в пятницу. Кроме того, как классно, когда все выходные ты свободен! И мысль о том, что тебе только еще предстоит заняться домашним заданием, не портит твое «выходное» настроение. Ведь учеба – это своеобразная работа и эту работу лучше выполнить в рабочие дни. А выходные предназначены для отдыха, и на них нужно отдыхать, а не работать. Удобно делать уроки каждый день в одно и то же время. Когда целую неделю, выполняешь уроки по расписанию, то замечаешь, что и задачки решаются легче, и времени на приготовление заданий тратится меньше.

Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот. Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту. Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

Ответить на извечный вопрос — помогать с уроками или пусть ребенок старается сам, мы попросили Ирину Трушину, доцента кафедры психологии и проректора по работе с молодёжью Челябинского государственного университета , и Викторию Нагорную, преподавателя русского языка и литературы с 20-летним стажем .

Виктория Нагорная: «Мамаша, вам два»

— Мое мнение жестко: в начальных классах, особенно в первом, ребенку необходимо помогать с уроками. Ведь отметок еще не ставят, и здесь речь идет больше не о выполнении заданного, а о формировании умений. Умений не только учиться, но и организовывать свой день, складывать портфель, заполнять дневник. Все знакомые мне коллеги именно по такому принципу воспитывают своих детей-школьников.

В более старшей школе, я не говорю уже о пятых классах и далее, я против «сидения с ребенком». Конечно, отказываться помочь нельзя. Все мы помним и из своего детства, как папы решали нам задачи, своим путем, не как нас учили, но ответ был правильным. А мамы проверяли сочинения и обязательно находили в них ошибки и описки. Ничего не изменилось: точные науки стали лишь гораздо сложнее, а дети, привыкшие к компьютерам, практически разучились сами придумывать интересные фразы и писать без ошибок: компьютер исправит. Поэтому, если дочь просит: «Мама, объясни, я не понимаю», я всегда иду на помощь. Если нет — делает уроки сама.

В первом классе контролировать ребенка рекомендуется. Фото: / Эдуард Кудрявицкий

Я советую донести до ребенка одну мысль. Сейчас учеба — это твоя работа. Ты ведь за меня не работаешь, почему я за тебя должна? Пусть несамостоятельный школьник сначала проспит первый урок, потом получит несколько двоек, затем придет в класс без дневника и формы на физкультуру. Набив шишек, он научится всему, что требуется, самостоятельно. Первоначально можно контролировать, управлять издалека и незаметно: к примеру, предупредить классного руководителя о нововведениях в вашей семье.

Родителям иногда самим сложно справиться с заданиями детей. Фото: / Надежда Уварова

В моей педагогической практике ситуации, когда родители не просто сидят рядом с ребенком, а полностью выполняют за него уроки, увы, нередки. Но это — медвежья услуга. Как-то моему коллеге, учителю биологии, пятиклассник сдал такой заумный реферат, что он зачитывал нам вслух выдержки, а мы не понимали, о чем идет речь. Родитель, очевидно, доктор биологических наук, решил потрясти всех своей эрудицией, и выдал такие познания об обитателях океана, что они явно не соответствуют десяти-одиннадцатилетнему уму. Причем реферат не был скопирован из интернета. Он заумен, а не умён. Коллега был старых правил, подумал и написал на титульном листе: «Мамаша, вам два».

Многие не верят, что ребенок сам будет делать уроки, если его бросить, как малька, в дальнее плавание. Будет, обязательно. Не растите трутней. Есть, видимо, какой-то этап, пережив который вместе с мамой за домашним заданием школьник уже не хочет идти дальше без мамы. Практика показывает, достаток и образование семьи тут ни при чем. Мамы учатся за таких чад и в институтах, и по работе помогают. Разве этого мы хотим для своих детей? Уверена, все ответят «нет». Пусть сначала у вашего ребенка будет три, но его, заслуженная.

Как говорил вождь, «лучше меньше, да лучше». Я педагог, но считаю, что не все обязаны быть отличниками. Главное для ребенка — внутренний стержень, желание чего-то достичь, приспособленность к обстоятельствам и самостоятельность.

Ирина Трушина: «Необходима ситуация успеха»

— Этим вопросом задается каждый родитель. Ответ зависит прежде всего от уровня психологической и физической готовности ребенка школе. Первый класс — время, когда ребенок адаптируется к новым условиям, системе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, иным правилам организации своей деятельности. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, помощь родителя или значимого взрослого бывает просто необходима. Помочь спланировать свое время, рационально распределить выполнение заданий и отдых, научиться чередовать выполнение домашней работы по разным предметам так, чтобы переключение с одного на другое давало возможность отдохнуть — очень важно, особенно в течение первого года обучения в школе. Необходимо, чтобы родители сумели найти золотую середину между двумя крайностями: брать на себя ответственность за выполнение домашних заданий, подготовку к проверочным контрольным и экзаменам, складывание портфеля и наведение порядка на рабочем столе даже тогда, когда ребенок готов к этой ответственности. Или полным невмешательством в дела ребенка. В первом случае велик риск того, что, повзрослев, ребенок так и останется «ребенком», инфантильным человеком, не умеющим брать на себя ответственность, принимать решения и делать обдуманный выбор. Во втором, если у него хватит собственных внутренних ресурсов, такая самостоятельность поможет ему стать сильнее и быстро повзрослеть, или наоборот — вырасти неуверенным в себе, не умеющим просить помощи.

Старшеклассники должны учить домашние задания сами. Фото:

Если навык к самостоятельному освоению информации не выработался в должное время — в начальной школе, то родителям приходится «садиться за уроки» и с семи-, девятиклассником. Проблема нежелания учиться самостоятельно в подростковом возрасте может возникнуть не только из-за несформированности навыков самодисциплины и самоконтроля, но и из-за нарушения мотивации. Это может быть связано с целым рядом причин: например, не сложились отношения с преподавателем, или ребенок не видит перспективы применения знаний по данной дисциплине. В этом случае родителям важно воздержаться от нотаций, скандалов, так как это может вызвать лишь сопротивление и дополнительное напряжение. Лучше всего направить свои усилия на создание «ситуации успеха» по конкретным дисциплинам или учебной деятельности в целом.

1. Когда человек видит, что результаты его деятельности ценны для окружающих и значимых для него людей, ребенок чувствует «вкус успеха», мотивация на ее выполнение возрастает (это может быть победа в конкурсе, расчеты для реализации какого-либо проекта, и т.п.).

2. Включение в группу сверстников, значимых для подростка, среди которых модно учиться самостоятельно, способно решить проблему. Иногда для этого требуется переход в другой класс или даже другую школу.

3. Формирование перспективы: например, знакомство с профессией во время захватывающей экскурсии на предприятие позволит подростку увидеть возможный итог его учебной деятельности, и если эта перспектива будет привлекательна, ребенок будет заинтересован в систематизации пути достижения этой перспективы, а значит, и систематизации самостоятельной деятельности.