Леош яначек. Знаменитый моравак леош яначек Средства массовой информации

ЯНАЧЕК Леош

(3 VII 1854, Гуквальды, Моравия - 12 VIII 1928, Моравска Острава, ныне Острава)

Л. Яначек занимает в истории чешской музыки XX в. такое же почетное место, как в XIX в. - его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Чешский музыковед Я. Шеда набросал следующий портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: ..."Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой".

Яначек принадлежал к поколению, жившему в угнетенной стране (долго находившейся в зависимости от Австрийской империи) в реакционную эпоху - вскоре после подавления национально-освободительной революции 1848 г. Не с этим ли связано его постоянное глубокое сочувствие угнетенным и страждущим, его страстное, неуемное бунтарство? Композитор родился в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной деревушке Гуквальды. Он был девятым из 14 детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию Органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.

Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует, определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковекому - моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский. Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты "Амарус" и "Вечное Евангелие"; секстет "Юность"; фортепианные циклы "Во мгле, По заросшей тропе" и др.). Атмосфера высокой и древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одной из вершин творчества композитора - "Глаголической мессе" (1926). Впоследствии Яначек закончил курс пражской Органной школы, совершенствовался в Лейпцигской и Венской консерваториях, но при всем глубоком профессиональном фундаменте, в главном деле своей жизни-творчестве - настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг, было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом ^проб и ошибок. С первых шагов на самостоятельном поприще Яначек - не просто музыкант, но и учитель, фольклорист, дирижер, музыкальный критик, теоретик, организатор филармонических концертов и Органной школы в Брно, музыкальной газеты и кружка по изучению русского языка. Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное творчество и на интонации живой звучащей речи. С 1886 г. композитор вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен, создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшим достижением здесь были симфонические "Лашские танцы" (1889). Одновременно с ними вышел знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека "О музыкальной стороне моравских народных песен", ныне считающимся классическим трудом в фольклористике.

В области оперы становление Яначека было более долгим и трудным. После одной-единственной попытки сочинения позднеромантической оперы на сюжет из чешского эпоса ("Шарка" - 1887) он решил написать этнографические балет "Ракош Ракочи" (1890) и оперу ("Начало романа" - 1891), в которых обильно цитировались народные песни и танцы. Балет даже ставился в Праге во время Этнографической выставки 1895 г. Этнографизм этих произведений был временным этапом в творчестве Яначека. Композитор шел по пути создания большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить отвлеченности - жизненность, древности - сегодняшний день, выдуманной легендарной обстановке - конкретность народного быта, обобщенным героям-символам - простых людей с горячей человеческой кровью. Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере "Ее падчерица" ("Енуфа" по драме Г. Прейссовой, 1894-1903). В этой опере уже нет прямых цитат, хотя вся она - сгусток стилистических черт и признаков, ритмов и интонаций моравских песен, народной речи. Опера была отвергнута Пражским национальным театром, и понадобилось 13 лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах всего мира, проникло наконец на столичную сцену. В 1916 г. опера имела оглушительный успех в Праге, а в 1918 г. в Вене, что открыло безвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к мировой славе. К моменту завершения "Ее падчерицы" Яначек вступает в пору полной творческой зрелости. В начале XX в. у Яначека отчетливо проявляются социально-критические тенденции. Он испытывает сильное влияние русской литературы - Гоголя, Толстого, Островского. Он пишет фортепианную сонату "С улицы" и помечает ее датой 1 октября 1905 г., когда австрийские солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем - трагические хоры на ст. рабочего поэта Петра Безруча "Кантор Гальфар, Маричка Магдонова, 70000" (1906). Особенно драматичен хор "Маричка Магдонова" о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную реакцию зала. Когда композитору после одного из исполнений этого сочинения сказали: "Да это же настоящий митинг социалистов"! - он ответил: "Именно этого я и хотел".

К тому же времени относятся первые наброски симфонической рапсодии "Тарас Бульба", полностью завершенной композитором в разгар первой мировой войны, когда правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против русских. Знаменательно, что в своей отечественной литературе Яначек находит материал для социальной критики (от хоров на ст. П. Безруча до сатирической оперы "Приключения пана Броучека" по рассказам С. Чеха), а в тоске по героическому образу обращается к Гоголю.

Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918-28) четко ограничено историческим рубежом 1918 г. (конец войны, конец трехсотлетнего австрийского ига) и одновременно поворотом в личной судьбе Яначека, началом его мировой славы. В этот период его творчества, который можно назвать лирико-филосафским, созданы самая лирическая из его опер "Катя Кабанова" (по "Грозе" Островского, 1919-21). поэтичная философская сказка для взрослых - "Приключения лисички-плутовки" (по новелле Р. Тесноглидека, 1921-23), а также оперы "Средство Макропулоса" (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925) и "Из мертвого дома" (по "Запискам из мертвого дома" Ф. Достоевского, 1927-28). В то же невероятно плодотворное десятилетие возникли великолепная "Глаголическая месса", 2 оригинальных вокальных цикла ("Дневник исчезнувшего" и "Прибаутки"), замечательный хор "Безумный бродяга" (ст. Р. Тагора) и широко популярная Симфониетта для духового оркестра. Кроме этого - многочисленные хоровые и камерно-инструментальные сочинения, в т. ч. 2 квартета. Как сказал в свое время об этих сочинениях Б. Асафьев, Яначек словно молодел с каждым из них.

Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили его в Брно. Собор Старобрненского монастыря, где он учился и мальчиком пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось невероятным, что ушел тот, над кем словно были не властны годы и старческие недуги.

Современники не до конца поняли, что Яначек - один из основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX в. Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур дерзкой для эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ЯНАЧЕК Леош" в других словарях:

    Леош Яначек, барельеф Леош ЯНАЧЕК (чешск. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава, Чехословакия) – чешский композитор, музыковед этнограф и педагог. Леош Яначек с женой, 1881 … Википедия

    Леош Яначек, барельеф Леош Яначек (чеш. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австр … Википедия

    Яначек, Леош - Леош Яначек. ЯНАЧЕК (Janacek) Леош (1854 1928), чешский композитор, музыкальный фольклорист, дирижер. Один из основоположников национальной композиторской школы. Оперы, в том числе “Ее падчерица” (1903), “Катя Кабанова” (1921; по “Грозе” А.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Janaček) (1854 1928), чешский композитор, фольклорист, дирижёр. Один из основоположников национальной композиторской школы, создатель чешской оперной драмы. Оперы, в том числе «Её падчерица» (1903), «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Н. Островского … Энциклопедический словарь

    Яначек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, ‒ 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865‒72 у П.… … Большая советская энциклопедия

    Яначек, Леош Леош Яначек, барельеф Леош ЯНАЧЕК (чеш. Leoš Janáček, 3 июня 1854, Хуквальды, в то время Австрия – 12 августа 1928, Острава … Википедия

    - (1854 1928) чешский композитор, фольклорист и дирижер. Оперы, в т. ч. Ее падчерица (1903), Катя Кабанова (по Грозе А. Н. Островского, 1921), Приключения лисички плутовки (1923), вокально симфонические сочинения, произведения для оркестра,… … Большой Энциклопедический словарь

Чешский композитор, дирижер, педагог Леош Яначек родился в 1854 году. Музыкальное образование получил в консерваториях Праги, Вены, Лейпцига. Его стиль оформился под влиянием народного фольклора и чешских классических традиций. Значительное воздействие оказало на него и русское искусство: несколько раз приезжал в Россию и даже изучил русский язык. Композитор прекрасно знал русскую литературу. Он написал симфоническую рапсодию «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю), оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Островского) и «Из мертвого дома» (по Ф. Достоевскому), а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Брно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.

Свою творческую деятельность Яначек начал на родине, в Брно (Моравия). Композитор внимательно изучал моравский фольклор, он выпустил сборник, в который вошли обработки народных мелодий. Кроме того, музыкант являлся организатором «Моравских народных праздников» (1895), помогавших распространять лучшие произведения народного песенного творчества. В этот же период Яначек преподавал музыку в учительском институте.

Известность в Чехии пришла к композитору в 1904 году, а в 1916 году, после успешной премьеры оперы Яначека «Ее падчерица» в Пражском театре, о музыканте узнали в других странах.

Необыкновенно активный и деятельный, Яначек принимал участие в международных фестивалях, музыкальных праздниках. Он был талантливым педагогом и после окончания Второй мировой войны занимался преподавательской деятельностью в Брно, а позднее – в Праге. Композитор являлся членом многих зарубежных академий и общественных организаций.

Яначек работал в самых разных жанрах, он создавал оперы, симфонические и камерные произведения, хоры, обработки народной музыки. Кроме того, композитор написал целый ряд теоретических трудов.

Первый успех Яначеку принесли «Лашские танцы» для симфонического оркестра (1889 – 1890), отразившие воспоминания детства и юности музыканта. Характерные черты этого произведения – тонкий юмор, очаровательные лирические эпизоды, в которых звучат интонации моравских песенных мелодий. Хотя «Лашские танцы» написаны в романтическом стиле, они свидетельствуют о яркой индивидуальности композитора, самостоятельности его мышления. Весь цикл, представляющий собой картинки народной жизни, состоит из шести частей: два «Стародавних» танца (комический и лирический), «Праздничный», «Дымак» и «Пилки» (оба представляют собой веселые жанровые танцевальные сценки), живой и энергичный «Челаденский» танец.

В 1918 году Яначек завершил работу над симфонической рапсодией «Тарас Бульба». О замысле этого произведения, задуманного еще в 1905 году, композитор писал: «Из-за слов „Не найдутся на свете такие огни, такие муки, которые сломили бы силу русского народа“ – из-за этих слов, падающих в горячие искры, в пламень костра, на котором окончил свою жизнь прославленный атаман казацкий Тарас Бульба (третья часть и заключение), сочинил я эту рапсодию по повести, написанной Н. В. Гоголем».

Рапсодия, состоящая из трех картин («Смерть Андрея», «Смерть Остапа» и «Смерть Тараса»), поражает своей мощью и драматизмом, хотя ее стиль, несколько изощренный и экспрессивный, не совсем соответствует ясности и величавой простоте эпического произведения Н. Гоголя. Лишь завершающие эпизоды рапсодии, в которых слышатся торжественные звучания колокола, переносят слушателя в образный мир, созданный великим русским писателем.

В 1919 году Яначек начал работу над вторым произведением на сюжет из русской литературы – оперой «Катя Кабанова» (1921), в основе которой лежат речевые и песенные интонации. Написано это произведение в декламационно-речитативной манере.

В некоторых эпизодах оперы есть элементы, напоминающие о русском песенном творчестве (оркестровое вступление, песня Кудряша и др.). И все же основу произведения составляет речевая, а не песенная интонация. Его гармония тональна, ей свойственно использование быстро меняющихся сочетаний и внезапных сдвигов, и в то же время – применение статичных конструкций, опирающихся на одну и ту же гармонию.

Создавая свою оперу, Яначек не избежал влияния экспрессионизма, что особенно заметно в глубоко лиричной партии Катерины Кабановой. В произведении все находится в подчинении сценическому действию, из-за чего исчезают некоторые особенности оперного жанра, но психологизм и искренность в передаче чувств персонажей выделяют «Катю Кабанову» среди других опер, построенных на речитативно-декламационных свойствах. Вызывает восхищение необыкновенно выразительная и красивая музыка произведения.

В 1923 году появилось сочинение для детей – чудесная опера-сказка «Приключения лисички-плутовки». Простая и удивительно трогательная история рассказывает о жизни лисички, ее отношениях с лесными зверями и домашними животными. В опере, полной лирических мотивов и тонкого юмора, отразилось любовно-поэтическое отношение автора к природе. Партитура «Приключений лисички-плутовки» очень изящна и колоритна.

В 1925 году Яначек написал оперу «Средство Макропулоса» (1925). Это самая сложная по музыкальному языку и замыслу работа композитора, отразившая экспрессионистические тенденции, хорошо заметные уже в «Кате Кабановой». Автор использует необычные, не характерные для его прежнего творчества мистико-психологические мотивы. Главная героиня оперы открыла для себя волшебную тайну эликсира жизни и смогла продлить свое существование на земле на триста лет. Но в результате она лишь поняла всю бессмысленность и пустоту земного бытия.

Экспрессионистические черты прослеживаются в музыке благодаря таким средствам, как напряженность диссонирующих гармоний, изломанность мелодических линий, причудливость оркестрового письма. Иногда Яначек облекает драматизм и мистицизм в форму гротеска. Несмотря на свою необычность, опера с ее причудливой и в то же время прекрасной музыкой привлекла внимание любителей искусства.

Не лишена экспрессионистических черт и последняя опера Яначека – «Из мертвого дома», написанная в 1928 году. Композитор сам создал для нее либретто по роману Ф. Достоевского и постарался отразить в своем сочинении высокий гуманизм, свойственный творчеству великого русского писателя. И в этом произведении музыкант обратился к прежнему приему мелодического воплощения речевых интонаций. Драматическая напряженность достигается благодаря чередованию диалогов персонажей с хорами. К сожалению, завершить работу над партитурой оперы музыкант не успел, и после смерти Яначека она была закончена его учениками Б. Бакалой и О. Хлубной.

Среди наиболее известных оркестровых произведений композитора можно выделить симфониетту (1926), состоящую из пяти частей. Каждая из них предназначена для особого оркестра. Музыка этого произведения проникнута радостным и светлым чувством, в ней много веселого юмора, фантазии и выдумки. Особая роль здесь отведена торжественным фанфарам, написанным композитором к спортивному празднику для молодежи. Они прекрасно сочетаются с моравскими песенными мелодиями. Благодаря своей ясной и чистой красоте симфониетта вошла в число самых популярных произведений современного симфонического репертуара.

С большим успехом Яначек работал и в жанре камерной музыки. Стиль зрелого композитора проявился в двух струнных квартетах, первый из которых создан в 1923 году. В него вошли фрагменты написанного ранее фортепианного трио, посвященного «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Однако, в отличие от повести русского писателя, проникнутое драматизмом произведение чешского композитора завершается не трагедией, а восхитительным гимном, воспевающим любовь.

Тонким лиризмом отмечен второй струнный квартет, названный «Интимные письма» (1928). Этому произведению присущи такие качества, как быстрая смена метра и темпа, свобода построения формы, внезапность сопоставлений, что придает квартету характер импровизации.

В творческом наследии Яначека большое количество фортепианных пьес, восхищающих слушателя мелодичностью и лирическим очарованием. Единственным исключением стала полная драматизма соната «1. Х. 1905 года», посвященная памяти рабочего, погибшего при разгоне демонстрации в Брно.

В один ряд с этим произведением можно поставить трагическую, пронизанную скорбным чувством хоровую поэму «Маричка Магдонова» (1906), которую композитор написал, вдохновленный стихотворением поэта П. Безруча, повествующего о горестной участи крестьянской девочки. Произведение основано на распевных речевых интонациях, сочетающихся с элементами старинных причитаний.

Помимо «Марички Магдоновой», Яначек создал еще целый ряд хоров a cappella, в которых центральное место занимают острые социальные темы («Семьдесят тысяч», 1909).

В области камерной вокальной лирики Яначека интересен песенный цикл «Записки исчезнувшего» для тенора, альта и трех женских голосов в сопровождении фортепиано (1919). В него включены миниатюры, восхищающие мастерством вокальной декламации и выразительности партии фортепиано. Интонации моравского песенного творчества переплетаются в этом произведении с фольклорными цыганскими мелодиями. «Записки исчезнувшего» повествуют о трагической любви девушки-цыганки и молодого крестьянина.

Дарование композитора проявилось и в многочисленных обработках народных песен («Народные ноктюрны» для двух голосов и фортепиано, 1906; «Двадцать шесть народных баллад», 1909 – 1916; «Шесть народных песен» для голоса с фортепиано; «Детванские песни», 1916; «Пять моравских песен» для мужского хора в сопровождении фортепиано, 1917).

Он считается одним из самых важных чешских композиторов.

биография

Ранний период жизни

Школа в Hukvaldy, родильном доме Яначека

Леоша Яначека, сын детоводителя Йиржи (1815-1866) и Амалия (урожденная Grulichová) Janáčkova (1819-1884), родился в Hukvaldy , Моравии (тогда часть из Австрийской империи). Он был одаренным ребенком в семье ограниченных средств и показал ранний музыкальный талант в хоровом пении. Его отец хотел, чтобы ему следовать семейной традиции и стать учителем, но он отложил на очевидные музыкальные способности Яначека. В 1865 году молодой Яначека поступил в отделение основания аббатства Сент - Томас в Брно , где он принял участие в хоровом пении под Павел Кризкавски и иногда играл на органе . Один из его одноклассников, Франтишек Neumann , позже описал Яначека как «отлично пианист, который играл Бетховен симфонии отлично в фортепианном дуэте с одноклассником под наблюдением Křížkovský в». Křížkovský нашел его проблематичный и своенравный студент, но рекомендовал его вход в Пражской органной школу. Яначека позже вспомнил Křížkovský как великий дирижер и педагог.

Яначека изначально предназначен для изучения фортепиано и органа, но в конечном итоге посвятил себя композиции. Он написал свои первые вокальные композиции, в то время как хормейстер Ассоциации Svätopluk ремесленной (1873-76). В 1874 году он поступил в Пражской органной школы, под Франтишек Skuherský и Франтишек Блажек. Его студенческие дни в Праге были обеднены; без какого - либо фортепиано в его комнате, он должен был сделать с клавиатурой, нарисованной на его столе. Его критика выступления Skuherský в григорианской массе была опубликована в марте 1875 г. издании журнала Сесил и привела к его исключению из школы, но Skuherský смягчился, и 24 июля 1875 г. Яначек закончил с лучшими результатами в своем классе.

По возвращению в Брно он зарабатывал на жизнь в качестве учителя музыки, и провел различные любительские хоры . С 1876 г. он преподавал музыку в Институте Учителей Брно. Среди его учеников был Zdenka Schulzová, дочь Эмилии Шульца, директор института. Она была позже быть женой Яначека. В 1876 году он также стал фортепиано учеником Амалия Wickenhauserová-Неруды, с которыми он совместно организовали камерные концерты и выступал на концертах в течение следующих двух лет. В феврале 1876 года он был признан хормейстером Beseda brněnská филармонии. Помимо прерывания от 1879 до 1881, он оставался его хормейстером и дирижером до 1888 года.

С октября 1879 г. по февраль 1880 г., он изучал фортепиано, органа и композиции в Лейпцигской консерватории . В то время как там, он написал Thema мошенника variazioni для фортепиано си - бемоль, подзаголовок Вариации Zdenka в . Неудовлетворенный со своими учителями (среди них Оскар Павла и Лео Grill), и отказали в студенчество с Камиль Сен-Санс в Париже, Яначека перешел к Венской консерватории , где с апреля по июнь 1880 года он изучал композицию с Францем Krenn . Он скрывал свою оппозицию неоромантизма Кренн, но он оставил Иосиф Dachs классов «s и далее пиано исследование, когда он был подвергнут критике за его фортепианный стиль и технику. Он представил скрипичная соната (ныне утрачена) на конкурс Венской консерватории, но судьи отвергли его как «слишком академический». Яначека покинул консерваторию в июне 1880 г., разочаровавшись, несмотря на очень лестно личного доклада Франца Кренн в. Он вернулся в Брно , где на 13 июля 1881 года, он женился на своей молодой ученик Zdenka Schulzová.

Бывший школьный орган в Брно. Яначек жил в маленьком домике в саду виллы. Его сад дом сегодня Леоша Яначека Мемориал.

В 1881 году Яначека основал и был назначен директором органной школы, и занимал этот пост до 1919 года, когда школа стала Брно консерватории . В середине 1880-х годов, Яначека начал сочинять более систематически. Среди других работ, он создал четыре мужского голоса хоров (1886 г.), посвященный Антонин Дворжак, и его первой оперы, Шарка (1887-88). В этот период он начал собирать и изучать народную музыку, песни и танцы. В первые месяцы 1887 года, он резко критиковал комическую оперу Женихи , чешским композитором Карел Коваровик , в Hudební Listy обзоре журнала?:? «Какая мелодия застряла в вашем уме Какой мотив этой драматической оперы Нет, я хотел бы написать на плакате: «Комедия выступала вместе с музыкой», так как музыка и либретто не связаны друг с другом». Обзор Яначека по- видимому, привело к взаимной неприязни и более поздних профессиональных трудностей при Kovařovic, как директор Национального театра в Праге , отказался ставить Яначека оперу Jenufa .

С начала 1890 - х годов, Яначека привел в основное русло фольклориста деятельности в Моравии и Силезии , используя репертуар народных песен и танцев в оркестровых и фортепианных механизмов. Большинство его достижений в этой области были опубликованы в 1899-1901 годах, хотя его интерес к фольклору будет на протяжении всей жизни. Его композиционная работа была по- прежнему зависит от декларативного, драматического стиля Сметаны и Дворжака . Он выразил очень негативное мнение о немецком неоклассицизме и особенно на Вагнере в Listy Hudební журнале, который он основал в 1884. Смерть его второго ребенок, владимир, в 1890 году последовал попытки оперы, начиная от романского (1891) и кантата Amarus (1897).

Более поздние года и шедевры

В первом десятилетии 20 - го века, Яначека в составе хоровой церковной музыки, включая Otčenáš (Отче наш, 1901 г.), СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (1903 г.) и Ave Maria (1904). В 1901 году первая часть его фортепианного цикла На Заросший Путь был опубликован и постепенно стал одним из его наиболее часто выполняемых работ. В 1902 году Яначек дважды посетил Россию. В первый раз он взял свою дочь Ольгу в Санкт - Петербурге , где она осталась изучать русский язык. Только три месяца спустя, он вернулся в Санкт - Петербург с его женой, потому что Ольга стала очень плохо. Они забрали ее в Брно , но ее здоровье ухудшилось.

Яначека выразил болезненные чувства к своей дочери в новой работе, его опера Енуф , в котором страдание его дочерей уже преобразилось в Енуфе лет. Когда Ольга умерла в феврале 1903 года, Яначека, посвященный Jenufa ее памяти. Опера была исполнена в Брно в 1904 году, с разумным успехом, но Janáček чувствовал, что это было не более, чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной Пражской опере, но Енуф отказал там (двенадцать лет прошли до его первого выступления в Праге). Удрученный и эмоционально истощен, Яначека пошел в Лугачовице спа восстановить. Там он встретил Камил Urválková, чья история любви поставляла тему для своей следующей оперы, Osud (Destiny ).

В 1905 году Яначека присутствовал на демонстрации в поддержку чешского университета в Брно, где насильственная смерть Франтишек Павлик, молодой столяр, в руках полиции вдохновила его фортепианная соната, 1. X. 1905 (с улицы ). Инцидент привел его к дальнейшему развитию антинемецкого и анти-австрийской этоса российского Круга , которую он соучредитель в 1897 году и который будет официально запрещен австрийской полицией в 1915 году В 1906 годе он подошел к чешскому поэту Безруче , с которым он позже сотрудничал, составляя несколько хоровых произведений, основанных на поэзии Bezruč в. К ним относятся Кантор Halfar (1906), Maryčka Magdónova (1908), и Sedmdesát страдающий туберкулезом (1909).

Жизнь Яначека в первое десятилетие в течение 20 - го века была осложнена личными и профессиональными трудностями. Он по- прежнему жаждал художественное признание от Праги. Он разрушил некоторые из его работ, другие остались незавершенными. Тем не менее, он продолжал сочинять, и будет создавать несколько замечательных хоровые, камерные, оркестровые и оперные произведения, наиболее заметными являются 1914 кантаты, Věčné Evangelium (Вечное Евангелие ), Pohádka (Сказка ) для виолончели и фортепиано (1910), то 1912 фортепианный цикл V mlhách (В Mists ) и его первая симфоническая поэма Šumařovo dítě (ребенок скрипача ). Его пятая опера, Vylet пана Broučka сделать Měšice , состоящий из 1908 по 1917 год, был охарактеризован как наиболее «чисто чешский в теме и лечения» всех опер Яначека.

В 1916 году он начал долгое профессиональные и личные отношения с театральным критиком, драматургом и переводчик Макс Брод . В том же году, Енуф , пересмотренный Kovařovic, был, наконец, принят Национальным театром. Его выступление в Праге в 1916 году был большой успех и принес ЯНАЧЕК свое первое признание. Он был 62. После пражской премьеры, он начал отношения с певицей Габриэлой Хорватовой, что привело к его жене попытке самоубийства Zdenka и их «неофициальному» развод. Через год (1917), он встретил Камила Стосслава , молодая замужняя женщина 38 лет моложе его, который должен был вдохновить его на оставшиеся годы своей жизни. Он провел навязчивый и (на его стороне, по крайней мере) страстную переписку с ней, почти 730 писем. С 1917 по 1919 год, глубоко вдохновлен Stösslová, он составил Дневник исчезнувшего . Когда он завершил свою окончательную версию, он начал свою очередную работу «Камила», оперы Катя Кабанова .

Камил Стосслав с сыном Отто в 1917 году

В 1920 году, Яначека в отставку с поста директора Брно консерватории , но продолжал преподавать до 1925 г. В 1921 г. он присутствовал на лекции индийского философа-поэта Рабиндраната Тагора и использовал стихотворение Тагора в качестве основы для хора Блуждающий Madman (1922). В то же время, он столкнулся с микротональными работами Алоиса Хаба . В начале 1920 - х годов, Яначека закончил свою оперу плутовка Vixen , который был вдохновлен сериализованном новеллы в газете Лидове новины .

В 70 - й год Яначека (1924), его биография была опубликована Макс Брод, и он дал интервью Олин Даунс для The New York Times . В 1925 году он ушел из преподавания, но продолжал сочинять и был награжден первым почетным доктором, который будет дан от Университета Масарика в Брно. Весна 1926 года он создал свою Симфониетту , монументальную оркестровую работу, которая быстро получила широкое признание критиков. В том же году он отправился в Англию по приглашению Розы Ньюмарча . Были проведены ряд его работ в Лондоне, в том числе его первый струнный квартет, секстет ветра молодежи , и его скрипичной сонаты. Вскоре после этого, и еще в 1926 году, он начал сочинять установку на старославянский текст. Результат был масштабный оркестровой глаголицы Масса . Яначека был атеистом, и критически организованной церкви, но религиозные темы часто появляются в его работе. [ Мертвой ссылке ] The глаголицы Mass был частично вдохновлен предложением клерикального друга и частично по желанию Яначека, чтобы отпраздновать годовщину независимости Чехословакии ,

В 1927 - год первых выступлений Симфониетты в Нью - Йорке, Берлине и Брно - он начал сочинять свою последнюю оперную работу, Из мертвого дома , третий акт, который был найден на его столе после его смерти. В январе 1928 года он начал свой второй струнный квартет, то Интимная Letters , его «Манифест о любви». Между тем, Sinfonietta была проведена в Лондоне, Вене и Дрездене. В последние годы, Яначека стал международной знаменитостью. Он стал членом Прусской академии искусств в Берлине в 1927 году, наряду с Шенберга и Хиндемита . Его опера и другие произведения были, наконец, выступали на сценах мира.

В августе 1928 года он принял экскурсию Штрамберской с Камилом Стосславом и ее сыном Отто, но простудился, которая переросла в пневмонию. Он умер 12 августа 1928 года в Остраве , в санатории доктора Л. Клейн. Он получил большой общественный похороны, который включал музыку из последнего эпизода его плутовка Vixen и был погребен в области почета на Центральном кладбище города Брно.

личность

Ольга Janáčkova

Яначека неустанно работал на протяжении всей своей жизни. Он возглавлял школу органа, был профессором в институте преподаватели и гимназии в Брно, собрал свои «речевые мелодии» и сочинял. С раннего возраста он представил себя как индивидуалист и его твердо сформулированные мнения часто приводит к конфликту. Он решительно раскритиковал своих учителей, которые считали его дерзкий и антиавторитарный студент. Его собственные студенты нашли его строгим и бескомпромиссным. Вилем Тааски , один из его учеников, описал свои встречи с Яначека, как несколько огорчает для кого - то неиспользованного к его личности, и отметил, что характерно стаккато речевые ритмы Яначковы были воспроизведены в некоторых из его оперных персонажей. В 1881 годе Яначки отдали свою ведущую роль с Brněnská Beseda , как ответ на критику, но быстрое снижение Beseda качества работы «s привело к его отзыву в 1882 году.

Его семейная жизнь, поселился и спокойствие в первые годы своего существования, становится все более напряженной и трудной после смерти его дочери, Ольги, в 1903. Годы усилия в неизвестности взяли свое, и почти закончил свои амбиции в качестве композитора: «Я был сбито», он писал позже,„Мои собственные студенты дали мне совет - как сочинять, как говорить через оркестр“. Успех в 1916 году - когда Карелы Коваровик наконец решили выполнить Jenufa в Праге - принес свои собственные проблемы. Яначека нехотя смирился с изменениями, навязанных его работы. Его успех привел его в музыкальной сцену Праги и внимание сопрано Габриэлы Horvátová, который вел его через Пражское общество. Яначека был очарован ею. По возвращению в Брно, он, кажется, не скрывал свою новую страсть от Zdenka, который ответил на попытку самоубийства. Яначека был разъярен Zdenka и попытался спровоцировать развод, но потерял интерес к Horvátová. Zdenka, желая избежать публичного скандала формального развода, убедил его согласиться на «неофициальный» развод. С тех пор, вплоть до смерти Яначека, они жили отдельной жизнью в том же доме.

В 1917 году он начал свою пожизненную, вдохновенную и безответную страсть к Камила Стосслава , кто не искал и не отверг его преданность. Яначека умолял первое имя членов в их переписке. В 1927 году она, наконец, согласился и подписал себе «TVA Камила» (Ваша Камила) в письме, что Zdenka найдено. Это открытие вызвало яростную ссору между Zdenka и Яначека, хотя их живые механизмы не изменились - Яначека, кажется, убедил ее остаться. В 1928 году, в год его смерти, Яначека признался в своем намерении обнародовать свои чувства к Stösslová. Макс Брод был отговорить его. Современники и сотрудники Яначков описали его как недоверчивый и сдержанным, но способный навязчивую страсть к тем, кого он любил. Его подавляющая страсть к Stösslová была искренна, но граничила на саморазрушение. Их письма остаются важным источником для художественных намерений и вдохновения Яначека. Его письмо к его многострадальной жене является, напротив, светским описательным. Zdenka , кажется, уничтожили все ее в Яначека. Всего лишь несколько открыток выживают.

Стиль

В 1874 году, Яначека подружился с Антонин Дворжак , и начал сочинять в относительно традиционном романтическом стиле. После того, как его оперы Шарка (1887-1888), его стиль впитывается элементы Моравской и словацкой народной музыки .

Его музыкальная ассимиляция ритм, контур основного тона и перегибов нормальной чешской речи (Моравский диалект) , помогла создать очень отличительные вокальные мелодии его оперы Енуфа (1904), чей успех 1916 в Праге был стать поворотным моментом в его карьере. В Енуфе , Яначек разработал и применил понятие «речевые мелодии» , чтобы построить уникальный музыкальный и драматический стиль совершенно независимый от «вагнеровского» драматического способа. Он изучил обстоятельства, при которых «речевые мелодии» изменились, психологию и темперамент ораторов и согласованности в рамках речи, все из которых помогли оказать резко правдивые роли его зрелых опер, и стал одним из наиболее значимых маркеров его стиля. Яначека взял эти стилистические принципы намного дальше в своем вокального письма, чем Модеста Мусоргского , и, таким образом, предполагает позднюю работу Белы Бартока . Стилистическая основа для его последующих работ происходит в период 1904-1918, но Яначека сочинил большую часть своей продукции - и наиболее известные его работы - в последнем десятилетии его жизни.

Большая часть работы Яначека проявляет большую оригинальность и индивидуальность. Он использует значительно расширенное представление тональности , использует нестандартные аккорд расстояния и структуры, и часто, модальность : «нет музыки без ключа . Атональность отменяет определенный ключ, и, таким образом, тональная модуляция .... Народная песня знает не атональностей.» Яначека особенности аккомпанемента фигуры и узоры, с (в соответствии с Джимом Самсоном) «Продолжающийся движение его музыки... так же достигается за счет нетрадиционных средств, часто дискурс Короче говоря,„незавершенные“ фразы , содержащие постоянные повторы коротких мотивов , которые собираются импульс с накоплением «. Яначека назвал эти мотивы «sčasovka» в своих теоретических работах. «Sčasovka» не имеет строгого английского эквивалента, но Джон Tyrrell , ведущий специалист по музыке Яначека, описывает его как «небольшой вспышкой времени, почти своего рода музыкальная капсула, которая Яначека часто используется в медленной музыки как крошечные быстрые мотивы с удивительно характерные ритмы, которые, как предполагается, поперчить музыкальный поток «. Использование Яначковы этих повторных мотивов демонстрирует удаленное сходство с минималистским композиторам (Sir Charles Маккеррас под названием Яначека «первый минималистский композитор»).

вдохновение

стиль Яначковы основывается на нескольких источниках.

фольклор

Яначека был глубоко под влиянием фольклора, и Моравской народной музыки , в частности, но не повсеместной, идеализированный вариант романтической фольклорного 19 - го века. Он реалистичный, описательный и аналитический подход к материалу. Моравские народные песни, по сравнению со своими коллегами Богемии, гораздо свободнее и нерегулярные в их метрическом и ритмическом строе, и более разнообразные в своих мелодических интервалах. В своем исследовании моравских режимов, Яначека обнаружил, что крестьянские музыканты не знали названия режимов и имели свои собственные способы ссылки на них. Он считал их модуляцию Моравский, как он это называл, общая характеристика народной музыки этого региона.

Яначека частично состоит оригинальные фортепиано аккомпанемент более 150 народных песен, уважительные их первоначальной функцию и контекста, а также частично используются народным вдохновение в своих собственных работах, особенно в его зрелых композициях. Его работа в этой области не было стилистически подражательной; вместо этого, он разработал новую и оригинальную музыкальную эстетику, основанную на глубокое изучении основ народной музыки. Благодаря своей систематической записи народных песен, как он слышал их, Яначека разработал исключительную чувствительность к мелодиям и ритмам речи, из которых он составил сборник отличительных сегментов он назвал «речевые мелодии». Он использовал эту «сущность» разговорного языка в его вокальных и инструментальных произведениях. Корни его стиля, отмеченного в lilts человеческой речи, появляются из мира народной музыки.

Россия

Глубокая и пожизненная привязанность Яначкова для России и русской культуры представляет собой еще один важный элемент его музыкального вдохновения. В 1888 году он принял участие в работу пражского Чайковского музыки «s, и встретил старший композитор. Яначека глубоко восхищались Чайковского, и особенно ценил его высокоразвитой музыкальной мысли в связи с использованием русских народных мотивов. Русское вдохновение Яначково особенно заметно в его последующей камере, симфонической и оперной продукции. Он внимательно следил за развитием событий в русской музыке с ранних лет, и в 1896 году, после его первого визита России, он основал российский Круг в Брно. Яначека чтения русских авторов на языке оригинала. Их литература предложила ему огромный и надежный источник вдохновения, хотя это не ослепить его к проблемам российского общества. Ему было двадцать два года, когда он написал свою первую композицию на основе русской темы: мелодрама, Смерть , установите лермонтовского стихотворения. В более поздних работах он часто использовал литературные модели с резко фасонными участками. В 1910 году Жуковская Сказка о царе Берендее вдохновила его написать сказку для виолончели и фортепиано . Он написал рапсодия Тарас Бульба (1918) на Гоголя новеллы, а пять лет спустя, в 1923 году закончил свой первый струнный квартет, вдохновленный Толстого Крейцеровой сонаты . Два из его более поздних опер были основаны на русские темы: Катя Кабанова , составленный в 1921 году, Александр Островский пьесы «s, The Storm : и его последняя работа, Из мертвого дома , который преобразованного Достоевского видение мира в захватывающий коллектив драма.

Другие композиторы

Яначека всегда глубоко восхищались Антонин Дворжак, которому он посвятил несколько своих работ. Он переставить часть Дворжак моравских дуэтов для смешанного хора с оригинальным сопровождением фортепиано. В первые годы 20 - го века, Яначека становится все более заинтересованы в музыке других европейских композиторов. Его опера Судьба была ответом на еще один важный и известной работы в современной Чехии - Луизе , французского композитора Густава Шарпантье . Влияние Джакомо Пуччини проявляется особенно в более поздних работах Яначека, например, в своей опере Катя Кабанова . Несмотря на то, что он внимательно наблюдал события в европейской музыке, его оперы оставались прочно связаны с чешскими и славянскими темами.

наследие

Яначек принадлежит к волне композиторов двадцатого века, стремившихся больший реализм и большую связь с повседневной жизнью, в сочетании с более всеобъемлющим использованием музыкальных ресурсов. Его опера, в частности, демонстрирует использование «речь» -derived мелодических линий, народные и традиционных материалы, а также сложного модального музыкального аргумент . Работы Яначека по - прежнему регулярно выступал по всему миру, и, как правило, считается популярным среди зрителей. Он также вдохновит позже композитор у себя на родине, а также музыкальные теоретик, среди них Ярослав Волек , чтобы поместить развитие модального наряду гармонии важности в музыке.

Сопоставимая камера работа для еще более необычного набора инструментов, то Каприччио для фортепиано левой руки, флейта, две трубы, три тромбона и тенор тубу, была написано для пианиста Отакара Hollmann , который потерял использование его правой руки во время Первой мировой войны. После его премьеры в Праге 2 марта 1928 года Каприччио получил значительное признание в музыкальном мире.

Другие хорошо известные пьесы Яначека включают Симфониетта , в глаголицы Масса (текст, написанный в старославянском), и рапсодия Тарас Бульба . Эти части и вышеупомянутые пять поздних опер были написаны в последнее десятилетие жизни Яначека.

Яначека создал школу композиции в Брно. Среди его выдающихся учеников были Ян Кунц , Вацлав Капрал , Вилем Петржелка , Ярослав Квапил , Освалд Члубна , Бретислав Бакала и Павла Хааса . Большинство его студентов ни подражали, ни разработал стиль Яначека, который не оставил ему никаких прямых стилистических потомков. По словам Милана Кундеры, Яначека разработал личный, современный стиль в относительной изоляции от современных движений модерниста, но был в тесном контакте с событиями в современной европейской музыки. Его путь к инновационному «модернизму» в последние года своей жизни был долгим и одиноким, и он достиг истинной индивидуализации как композитор вокруг его 50 - я года.

Французский дирижер и композитор Пьер Булез , который истолковал оперы Яначека и оркестровых произведений, назвал свою музыку на удивление современно и свежо: «Его повторяющийся пульс изменяется через изменения в ритм, тон и направление.» Он описал свою оперу Из мертвого дома , как «примитивная, в лучшем смысле этого слова, но и очень сильным, как картины Леже, где рудиментарный характер позволяет очень энергичный вид выражения».

Жизнь Яначковы была отмечена в нескольких фильмах. В 1974 году Ева Мари Каньковой сделал короткий документальный Fotograf Muzika (фотограф и музыка) о чешского фотографа Судек и его отношение к работе Яначека. В 1983 году братья Куэй произвели остановка движения анимационный фильм, Леоша Яначека: Интимные экскурсии , о жизни и творчестве Яначека, а в 1986 году директор чешской Яромил Жирес сделал Лев сек Bilou hřívou (Лев с Белой Гривы), который показал любовное вдохновение за работами Яначека. В поисках Яначека это чешский документальный режиссер в 2004 году Петр Канка сделал, чтобы отпраздновать 150 - летие со дня рождения Яначека. Анимационный мультипликационную версию The плутовка Vixen было сделано в 2003 году BBC , с музыкой в исполнении Deutsches симфоническим оркестром Берлина и проведенного Кент Нагано . Перегруппировка открытия Симфониетты была использована прогрессивным рок - группа Emerson, Lake & Palmer на песню «острие ножа» на их 1970 дебютном альбоме .

опер

Леоша Яначека считается одним из первых оперных композиторов, которые использовали прозу для его либретто, не стих. Он даже написал свою собственную либретто к его последних трех опер. Его либретто были переведены на немецкий язык Макса Брода .

оркестровый

Ранние оркестровые произведения под влиянием романтического стиля, и особенно оркестровых произведений Дворжака. В более поздних работах, созданных после 1900 года, Яначека нашел свое собственное, оригинальное выражение.

Вокально-хоровое

Хоровые произведения Яначека, известные особенно в Чешской Республике, считаются чрезвычайно требовательна. Он написал несколько хоров словам чешского поэта Безруч .

Камерная и инструментальная

Его струнные квартеты лежат в основе 20-го века классического репертуара. Большая часть его другой заметной камерной музыки написано для нетрадиционных ансамблей.

пиано

Яначека состоит его главная пианино работает в относительно короткий период двенадцати лет, с 1901 по 1912 г. Его ранние Thema мошенника variazioni (подзаголовок вариации Zdenka в ) является работа студента состоит в стилях известных композиторов.

Избранные труды

  • O dokonalé představě dvojzvuku (на идеальный образ диады Аккорд) (1885-1886)
  • Бедржих Сметана о formách hudebních (Бедржих Сметана: На музыкальных форм) (1886)
  • O představě tóniny (на идее Key) (1886-1887)
  • О vědeckosti наук о harmonii (О сциентизме Гармонии теорий) (1887)
  • О trojzvuku (На триады) (1887-1888)
  • Slovíčko о kontrapunktu (Слово о контрапункт) (1888)
  • Ново гордиться v Hudební теории и (Новый поток в теории музыки) (1894)
  • O skladbě souzvukův jejich spojův (О строительстве хорд и их прогрессий) (1896)
  • Moderni harmonická HUDBA (Modern Harmonic Music) (1907)
  • Můj názor о sčasování (rytmu) (Мое мнение о "sčasování" (Rhythm)) (1907)
  • Z praktické Casti о sčasování (rytmu) (На "sčasování" Из практики) (1908)
  • Ваха reálních motivů (Тяжесть Real Мотивы) (1910)
  • O průběhu duševní práce skladatelské (О ходе психического композиционной работы) (1916)
  • Úplná наука о harmonii (Гармония теории) (1920)

Средства массовой информации

Яначека в литературе

Яначека является центральным персонажем Дэвид Herter «s First Republic трилогии, включающий романы на Заросший Путь , светящаяся Глубина и Тот, Кто Исчез .

источники

  • Černušák, Gracian (ред.); Štědroň, Bohumír; Nováček, Zdenko (под ред.) (1963). Československý Hudební Slovnik I. (A-L) (на чешском языке). Прага: Státní Hudební vydavatelství. ссылка)
  • Чишолй, Эрик (1971). Operas Леоша Яначека . ISBN .
  • Drlíková, Ева (2004). Леоша Яначека, Život Dilo v Datech obrazech / хронология его жизни и работы . Брно: Opus Musicum. ISBN . (на чешском языке) (на английском языке)
  • FeNoMeN Яначека včera днесь. СБОРНИК г mezinárodní hudebněvědné с конференц - (на чешском языке). Брно: Брно консерватория. 2006. ISBN .
  • Firkušný, Леош (2005). Janáčkův život (на чешском языке). Прага.
  • Холландер, Ганс (1963). Яначека . Лондон. п. 119.
  • Яначека, Леош; редактор Леош Faltus; Eva Drlíková; Svatava Přibáňová; Иржи Zahrádka (2007). Teoretické Dilo серии I / Том 2-1 ISBN . CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов (ссылка)
  • Яначека, Леош; редактор Eva Drlíková; Феодора Strakova (2003). Литерарни Dilo серии I / Volume 1-1 (в Чехии). Брно: Editio Яначека. ISBN . CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов (ссылка) (Заметки на основе резюме на английском языке)
  • Яначека, Леош; Zahrádka, Йиржи (предисловия); Peters-Графов, Сара (перев.) (2006). По zarostlém chodníčku (На Заросший Пути). Urtext . Прага: Editio Bärenreiter . Б. А. 9502. ИСМН М-2601-0365-8
  • Кундера, Милан (1996). Заветы Преданные . Лондон: Faber и Faber. ISBN .
  • Кундера, Милан (2004). Můj Яначека (на чешском языке). Брно: Атлантида. ISBN .
  • Орт, Йиржи (2005). Pozdní divoch. Láska в Život Леоша Janáčka против operách dopisech (в Чехии). Прага: Млада фронта. ISBN .
  • (ред.) Přibáňová, Svatava (2007). Thema кон variazioni. Леоша Яначека, korespondence s manželkou Zdeňkou dcerou Olgou (на чешском языке). Прага: Editio Bärenreiter.

Дата рождения: 3 июля 1854
Место рождения: Гуквальды
Страна: Чехия
Дата смерти: 12 августа 1928

Леош Яначек (3 июля 1854 г. - 12 августа 1928 г.) - чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Был приверженцем народной чешской и всей славянской музыки и на её основе создал свой оригинальный современный музыкальный стиль.

До 1895 г. главным образом уделял внимание исследованию фольклора. В первых ранних его произведениях чувствуется влияние современников, таких как Антонин Дворжак. Его поздние, зрелые работы включают результаты предыдущих исследований национальной народной музыки в синтезе с современным стилем. Очень показательным примером стала опера "Её падчерица" ("Енуфа"), премьера которой состоялась в 1904 г. в г.Брно. Успех "Енуфы" (её часто называют "Моравской национальной оперой") в Праге в 1916 г. открыл Яначку доступ к большим сценам мировой оперы. Поздние работы Яначека являются самыми знаменитыми его работами. Они включают в себя симфоническую поэму "Симфониетта", вокальную "Глаголическую мессу", рапсодию "Тарас Бульба", струнные квартеты и другие камерные произведения и несколько опер. Наряду с Антонином Дворжаком и Бедржихом Сметана, он является одним из самых известных чешских композиторов.

Леош Яначек родился 3 июля 1854 г. в селе Гуквальды, Моравия (в то время часть Австро-Венгерской империи) в небогатой семье школьного учителя. Его дед и отец были потомственными музыкантами и учителями. Леош был пятым из девяти детей. Он был талантливым музыкальным ребенком в семье с ограниченными средствами, его отец хотел, чтобы он последовал семейной традиции и стал учителем, но очевидные музыкальные способности Яначека привели к тому, что он в возрасте 11 лет был отправлен в аббатскую хоровую школу в Брно. Учителем Яначека был Павел Кржижковский, о котором впоследствии Яначек отзывался как о великом композиторе. Кржижковский считал Яначека своенравным и проблематичным студентом, но немного спустя всё же рекомендовал его в органную школу в Праге.

В 1873 г. в Брно Леош Яначек стал хормейстером хора мужского монастыря и хормейстером хора ремесленников "Святопулк", в это же время он написал свои первые произведения. В 1874 г. он поступил в Пражскую органную школу, за неимением средств и благодаря своему таланту он закончил её за один год вместо положенных двух. Во время обучения был инцидент с его учителем Франтишеком Скухерским, когда Яначек раскритиковал своего учителя и был отчислен из школы, но потом восстановлен и окончил её с отличием. После обучения он возвращается в Брно, становится преподавателем музыки и продолжает руководить несколькими хорами, объединенными в хоровое общество. Яначек основал органную школу в Брно и стал её руководителем.

С октября 1879 г. по февраль 1880 г. он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории. Не найдя взаимопонимания со своими учителями, он в 1880 г. перешел в Венскую консерваторию, которую тоже в скором времени покинул. В целом Яначеку не повезло с учителями, не было профессионального наставника, который мог бы дать ему хорошую подготовку, так что всё, чего он добился, он добился самостоятельно. Он вернулся в Брно, где 13 июля 1881 г. женился на своей молодой ученице Зденка Шульцовой, но их брак был несчастлив, сопровождался смертью детей, и они много времени провели раздельно.

Яначек был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 г., когда школа стала консерваторией. С середины 1880-х гг. Яначек начал сочинять на систематической основе, он создал несколько вокальных, камерных, симфонических произведений и свою первую оперу "Шарка"(1887 - 1888 гг.). В этот же период он начал собирать и изучать народную музыку, песни, танцы. В начале 1887 г. он резко раскритиковал оперу композитора Карела Коваровича и неприязинь стала взаимной, из-за чего впоследствии, когда Коварович стал директором Национального театра в Праге, он отказал Яначеку в постановке оперы "Енуфа" ("Её падчерица"). В 1890 г. в семье Яначека случилась трагедия - умер их второй сын, Владимир.

С начала 1890-х гг. Яначек начал обрабатывать и использовать собранные фольклорные материалы в своих оркестровых и фортепианных произведениях, большинство которых было опубликовано в 1899-1901 гг., хотя его интерес к фольклору останется на протяжении всей жизни.

В первом десятилетии 20-го века Яначек написал несколько произведений духовной музыки, в том числе "Отче наш" (1901 г.) и "Ave Maria" (1904 г.), навеянных воспоминаниями о монастырской юности. В 1901 г. была опубликована первая часть его фортепианного цикла "По заросшей тропе", который постепенно стал одним из самых часто исполняемых произведений. В 1902 г. Яначек дважды посетил Россию, Санкт-Петербург. Первый раз он взял с собой дочь Ольгу, она осталась жить и учиться в Санкт-Петербурге. Три месяца спустя он с женой вернулся Петербург за дочерью, которая очень сильно заболела. Они забрали её обратно в Брно, но её здоровье ухудшилось. Свои чувства к дочери и её страдания Яначек выразил в новой работе - опере "Енуфа", когда Ольга скончалась на следующий год, он посвятил ей эту оперу и элегию "На смерть дочери Ольги".

Премьера оперы в Брно в 1904 г. была успешной, но Яначек чувствовал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной пражской опере, но до первой постановки в Праге прошло 12 лет. Удрученный и эмоционально исчерпанный Яначек отправился в курортный город Лугачовице для восстановления. Там он встретил Камилу Урвалкову, её история любви стала темой его следующей оперы "Судьба"(1904 г.).

В 1900-х гг. Яначек начал активно учавствовать в антинемецкой и антиавстрийской борьбе за независимость Чехии. Он был одним из основателей и активных членов революционного "Русского круга", который позже был запрещен властями. В 1906 г. он сблизился с поэтом Петром Безруч и на его стихи написал несколько хоровых произведений. К их числу относятся драмы "Кантор Халфар" (1906 г.), "Маричка Магдонова" (1908 г.) и "Семьдесят тысяч" (1909 г.).

Его жизнь в это время была осложнена многими личными и профессиональными трудностями, он уничтожил некоторые свои работы и часть оставил незавершенными, по-прежнему мечтал о художественном признании в Праге. Тем не менее, он продолжал сочинять, а также создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее заметные из которых - кантата "Вечное Евангелие (1914 г.), "Сказка для виолончели и фортепиано" (1910 г.), фортепианный цикл "В тумане" (1912 г.) и его первая симфоническая поэма "Sumarovo dite" (1912 г.). Его пятая опера "Путешествия пана Броучека" (1908-1917 гг.) характеризуется как "исключительно чешская опера по сюжету и героям".

В 1916 г. опера "Её падчерица" была поставлена в Национальном театре в Праге. Представление имело большой успех и принесло Яначеку признание. Ему было 62 года. После премьеры у него завязались личные отношения с певицей этого театра, что привело к попытке самоубийства его жены и неофициальному разводу. Год спустя в 1917 г. он встретился с Камилой Стоссловой (Kamila St?sslov?) , молодой замужней женщиной на 38 лет моложе его, которая стала его музой и вдохновением на оставшиеся годы жизни. Отношения были односторонние, он проявлял навязчивость и писал ей очень много страстных писем (около 730), она всегда оставалась эмоционально прохладной. Несмотря на двойственность их чувств, она вдохновила Яначека на создание главных героев в трех его лучших операх : Катя в "Кате Кабановой" , лисица в "Приключения лисички-плутовки" и Эмилии Марти в "Средство Макропулоса".
Другие работы того периода включают вокальные циклы "Дневник исчезнувшего", крупномасштабную оркестровую "Глаголическую мессу", а также монументальное оркестровое произведение "Симфониетта" и "Струнный квартет № 2" (с подзаголовком - интимные письма).

В 1920 г. Яначек ушел в отставку с поста директора консерватории в Брно, но продолжал преподавать до 1925 г., после окончания педагогической деятельности он продолжал сочинять музыку. 20-е годы самые плодотворные годы в творчестве Яначека, он выпускает свои лучшие произведения, становится мировой знаменитостью и ставится на всех мировых сценах: Вена, Берлин Дрезден, Лондон, Нью-Йорк. В августе 1928 г. на экскурсии в городе Штрамберк он простудился и болезнь перешла в воспаление лёгких. Леош Яначек умер 12 августа 1928 г. в г. Острава и похоронен на центральном кладбище города Брно.

Леош Яначека вырос в середине романтической эпохи, но лучшие его произведения была написаны в 1920-х гг., когда музыкальные стили уже изменились. Тем не менее он никогда не писал в стиле модернизм, как Стравинский или Шоенберг, его музыка оставалась музыкой Романтизма , в сочетании с моравскими народными традициями и иногда с идеями французских импрессионистов, таких как Дебюсси. Вокальная его музыка для хора часто находит продолжение в операх, которые он начинал писать в стиле Б.Сметана, но внёс много изменений, сокращал дуэты и ансамбли, использовал народные песни в своих мелодиях. Леош Яначек важен не только как композитор, но и как исследователь народной музыки, теоретик, педагог.

Известен во всём мире, как знаменитый чешский композитор, но только сам он считал себя, в первую очередь, мораваком. Ведь родился Яначек в самом центре моравского региона Лашско – в .

В его биографии нет белых пятен, о нём можно прочитать на многих сайтах, посвящённых композиторам. Но есть в его жизни нюансы, о которых в официальных биографиях не пишут, но именно они помогают понять Яначека, как композитора и человека.

Здание бывшей школы в Хуквалдах, где родился Леош Яначек.

3 июня 1854 года в небольшой деревеньке Хуквалды в комнатке при простенькой сельской школе родился будущий композитор . Он был девятым ребёнком в семье, при этом не последним. Отец его Иржи Яначек был школьным учителем и регентом в сельском храме св. Максимилиана. Жизнь школьного учителя не была устлана розами, хлопот хватало и с учениками, и с хозяйством. Единственным утешением были пчёлы и музыка. В качестве дирижёра церковного хора Иржи Яначек не мог проявить себя в полной мере, так как для исполнения какой-нибудь торжественной мессы с инструментальным сопровождением клирос местного костёла был слишком тесен. И тогда он искал какой-нибудь другой ближайший храм. Чаще всего это был костёл в Рыхалтице, где регентом был его приятель, с которым его связывала не только любовь к музыке, но и увлечение пчеловодством. Для придания блеска своим выступлениям Иржи Яначек часто приводил с собой дочку Леонору, игравшую на альте, и сына, обладавшего красивым дискантом. Этим маленьким сыном был .

Леош рос в общении с музыкой, природой. Семья была бедной, но всё-таки фрукты из школьного сада, мёд с отцовской пасеки и домашние гуси, куры, утки всегда были в наличии. А после торжественной литургии в рыхалтицком храме для музыкантов организовывали не менее торжественный обед. К сожалению, дружба двух регентов неожиданно закончилась, а с ней и походы в Рыхалтице на торжественные мессы. Дети очень переживали, и чтобы не остаться на Пасхальной мессе без литавров (в Хуквалдском костёле литавров не было), отправились ночью в Рыхалтице литавры «одолжить». Благополучно дотащив литавры до Хуквалд, они столкнулись с непониманием отца, и были побиты палочками от литавр. Этот разбойничий налёт на костёл в Рыхалтице, ночной поход с литаврами вблизи кладбища стал для Леоша Яначека самым романтическим воспоминаем детства, а любовь к литаврам осталась на всю жизнь. «В каждом моём сочинении литавры получают особое соло», – писал он.


Старобрненский августианский монастырь.

1865 год стал переломным в судьбе Леоша Яначека. Ему было одиннадцать лет, и отец, видя его необыкновенную музыкальную одарённость, решил отправить его учиться в профессиональную школу. Выбор был из двух школ: архиепископская хоровая школа в Кромнержиже, где Иржи Яначек также регентовал и был в хороших отношениях с архиепископом, или августианский монастырь в Брно, где руководителем хора в музыкальной школе при монастыре был Павел Кржижковский. Когда-то Кржижковского, рано лишившегося отца, взял под своё покровительство Иржи Яначек, выучил его музыке и помог встать на ноги. Кржижковского считают основоположником хоровой музыки на Моравии. К тому времени, когда Иржи Яначек думал, куда отправить сына учиться, Кржижковский был уже известным композитором. И отец сделал выбор в пользу Брно и Кржижковского.

Школа при августианском монастыре в Старом Брно была основана в 1648 году графиней Сибилой Поликсеной Монтани и была создана по подобию типичных итальянских консерваторий. Напомню, что консерватории изначально имели совсем не те функции, к которым мы привыкли. Это была школа для бедных детей или вообще сиротский приют, где детям давали разностороннее образование, в том числе и музыкальное.

Учеников в школе было немного, не более 13 человек. Они должны были быть безукоризненных нравов, получали бесплатное образование, питание, жильё и медицинское обслуживание. По праздникам их наряжали в торжественные красные, расшитые золотом, одежды, а обычная форма была голубой с синим, за что в Брно их прозвали «голубочками».

Учились там только особо одарённые дети, которые уже при поступлении умели играть на нескольких музыкальных инструментах. Детей принимали от 9 до 12 лет. За плату брали на обучение детей свыше нормы, но тоже только одарённых. «Голубочки» были известны всему городу. Ни один концерт, церковный хор или музыкальное представление не обходилось без них. Существовал учебный оркестр, а хор был просто уникальным. Самую крупную Коронационную мессу Керубини они разучивали 5 дней. Увертюру к опере «Оберон» Вебера и квинтет Моцарта играли с листа.

В школе давали очень серьёзную музыкальную подготовку. Занятия вокалом, хор, игра на музыкальных инструментах, причём каждый должен был уметь играть на всех духовых инструментах. Но при этом в программу школы входила философия, логика, грамматика, языки, математика и другие предметы. Выпускники школы становились потом успешными музыкантами в оркестрах, оперных театрах, а также многие стали композиторами, учителями музыки и руководителями музыкальных коллективов.

Требования в школе были суровыми. Каждый день подъём в 5 утра, молитва и занятия, в 7 – месса, потом завтрак и уроки в школе, в 12 часов – обед, небольшая прогулка и занятия, с 6 до 7 вечера – репетиция хора, потом опять занятия и молитва перед сном.

В 1866 году популярность в западных странах стала набирать так называемая цецилианская реформа, которая пересматривала подход к церковной музыке. Проще говоря, торжественные инструментальные мессы с литаврами отходили в прошлое, в католические храмы возвращались грегорианские хоры. Так и в школе при августианском монастыре перестали изучать духовые инструменты, делая всё больше упор на хоровое пение.


Монастырь в Велеграде, где проходили торжества, посвящённые 1000-летию прихода св.Кирилла и Мефодия на Моравию.

Не только получил в школе прекрасное образование и основы самодисциплины, но и смог выработать свою жизненную позицию, в первую очередь, обусловленную его моравским происхождением, позицию принадлежности с славянским корням. Он стал сторонником кирилло-мефодиевской идеи, символа возрождения Моравии. Для Моравии, где культ святого Вацлава не был никогда так силён, как в Чехии, именно стали символами патриотического, религиозного и культурного возрождения. «Голубочки» должны были петь в Велеграде на торжествах, посвященных тысячелетию прихода святых братьев на Моравию, и Яначек с таким трепетом ожидал поездки в Велеград, что даже попросил своего дядю купить ему славянский национальный костюм.

После окончания школы, повинуясь желанию своего отца стать учителем, Яначек заканчивает Славянский институт в Брно. А когда Кржижковский по просьбе архиепископа уезжает в Оломоуц руководить хором кафедрального собора, регентом в школе августианского монастыря он оставляет восемнадцатилетнего Леоша. Перед Яначеком открылась дорога к концертной деятельности в Брно.

В то время на всплеске патриотизма на Моравии стали в большом количестве создаваться различные общества рабочих, ремесленников, где изучали чешский язык, историю Моравии и обязательно пели. Так в 1873 году сообщество ремесленников, преимущественно ткачей, «Святополк» приглашает Яначека в качестве хормейстера. Конечно же, хор «Святополка» сразу поднялся на более высокий исполнительский уровень. Регулярно Яначек дополнял хор мальчиками из хоровой школы. Кроме приобретённого опыта хормейстера, в это время он пишет свои первые произведения для хора на основе моравских народных песен. Но чувствуя нехватку теоретических знаний, в 1874 году Яначек решил отправиться в Пражскую органную школу.

У него был всего один год отпуска, который дали ему в Славянском институте. За этот год Яначек хотел закончить сразу два курса. Учился он с утра до ночи, не было времени подрабатывать, давать уроки, чем всегда зарабатывали студенты. Поэтому денег катастрофически не было ни на еду, ни на дрова, чтобы отапливать свою коморку, которую он снимал у дворника, не было денег, чтобы взять в прокате пианино. Он играл на столе по нарисованным клавишам. Но через год, сдав экзамены, он вернулся в Славянский институт в Брно уже настоящим учителем музыки. Опять началась хормейстерская деятельность в «Святополке» и в хоровой школе, а также появились новые произведения для хора. Через некоторое время Яначека пригласили руководить хором в другое городское общество «Беседа». Общество было более богатое, поэтому Яначек озаботился созданием оркестра, выступив даже с инициативой создать специальную школу, но пока заключил договор только с несколькими музыкантами. Для своего оркестра Яначек начинает писать инструментальную музыку.

Почувствовав, что ему опять не хватает знаний, Яначек опять решил оставить свою хормейстеркую деятельность и отправиться учиться. Более всего ему в то время нравился Антон Рубенштейн , и Яначек написал ему письмо. Вот только письмо не нашло адресата и через несколько месяцев вернулось нераспечатанным. И в 1879 году он решает отправиться в Лейпцигскую консерваторию. Но к этому времени в его жизнь вошла любовь. Её звали Зденка Шульцова, дочь Эмиля Шульца, начальника Яначека в Славянском институте.

В Лейпциге Яначек хотел за год закончить сразу три курса, но уже за первые полгода он так разочаровался в учителях, что в январе сбежал оттуда. И отправился доучиваться в Вену. Но и там он не нашёл с учителями общего языка. В Вене его творчества попросту не замечали. В отчаянии он уехал в июне из Вены, даже не получив диплом. И отправился к своему дяде в Моравскую Словакию. Только Моравия давала ему жизненные силы и желание творить.

Леош Яначек и Зденка Шульцова

После возвращения в Брно Яначек приступил к своим обычным обязанностям учителя и хормейстера. В это же время должна была состояться его свадьба. Надо сказать, что хотя отец его будущей жены был директором Славянского университета, а вот мать была немкой, поэтому родным языком её был немецкий, дома говорили на немецком, училась Зденка тоже на немецком. Мало того, мать Зденки вообще придерживалась мнения, принятого во всех немецких кругах того времени, что чешский язык годится только для служанок. Ну можете себе представить, с какой силой столкнулись здесь два мировоззрения – матери Зденки и Яначека, который не переносил всё немецкое, потому что для славян немцы были поработителями.

В Брно Яначек принципиально не посещал немецкие концерты и оперы, а так как городским транспортом управляли немцы, то он даже не пользовался трамваем. Родители Зденки были против этого брака, но девушка была непреклонна, отвечая, что «лучше она будет несчастлива с Яначеком, чем счастлива с кем-то другим».

Свадьба состоялась, и молодожёны отправились в путешествие по Чехии и Моравии. А через два года Зденка родила дочь Ольгу. У Яначека был в ту пору кризис, он ждал сына, и расстроился из-за дочери. Да ещё решил взять в их маленькую квартирку свою мать, чтобы Зденка за ней ухаживала. Зденка обиделась и ушла к родителям. Два года длился их разрыв, но потом Яначек решил всё начать сначала, начал ухаживать за женой, видеться с ребёнком, и в конце концов супруги примирились.

Через несколько лет в 1888 году у супругов родился долгожданный сын Владимир, тоже получивший русское имя. Радости Яначека не было предела, Владимир был красивым весёлым ребёнком и подавал надежды музыкальной одарённости. Но в октябре 1890 года Ольга заболела скарлатиной. Её организм справился, но заразился маленький Владимир, болезнь дала осложнение, начался менингит, и в два с половиной года ребёнок умер. Вместе с этим рухнули мечты Зденки о семейном счастье. Яначек замкнулся, и с головой ушёл в работу.


Леош Яначек на фестивале Моравский год в Брно.

К тому времени он уже инициировал открытие в Брно органной школы, которая базировалась тогда в помещении Славянского института, а когда в Брно открылся первый Чешский национальный театр, начал издавать газету «Музыкальные страницы», которая пропагандировала чешскую музыку и драматургию. Ну и не переставал, конечно, писать музыку. Появилось у него и ещё одно увлечение. Яначек всегда проявлял интерес к моравским народным песням, но после знакомства с этнографом Франтишком Бартошом, начались их совместные этнографические экспедиции по различным регионам Моравии. Дело в том, что Чехия всегда испытывала на себе большее влияние немецкой культуры, и чешский фольклор практически не существовал, а вот Моравия смогла сохранить свой национальный славянский колорит.

Благодаря этим экспедициям были написаны «Лашские танцы», да и все последующие произведения Яначека всегда носили ярко выраженный национальный моравский колорит. Яначек основал этнографический союз музыкантов Моравии, и к 1995 году подготовил выступление моравских фольклорных коллективов на этнографической выставке в Праге.

В 1896 году Леош Яначек решил отправиться в Россию, в Нижний Новгород на художественно-промышленную выставку. Эта поездка так укрепила его в идеях панславизма, что он решил основать в Брно «Русский кружок», выучить русский язык, и позже множество своих произведений создал на основе русской литературы, например, оперу «Катя Кабанова» по драме А.Н. Островского «Гроза».

Дочь Леоша Яначека Ольга.

Русским языком Яначек занимался и со своей дочерью Ольгой. Она не имела большого музыкального дарования, но обладала прекрасной памятью, и родители хотели, чтобы она стала учительницей русского языка. Ольга в результате перенесённых в детстве ангин, имела очень слабое здоровье. Ангины дали осложнение, и у девочки развился ревматизм суставов и порок сердца. Её берегли, не разрешали кататься на коньках, плавать, всё время кутали. Она выросла красивой изящной девушкой, и однажды на балу познакомилась со студентом-медиком Ворелем. Девушка им увлеклась, но родители не одобрили её выбора. А чтобы Ольга отвлеклась, решили отправить её в Петербург, где жил брат Яначека Франтишек. Он был инженер, и переехал в Петербург, так как ему предложили там неплохие условия на заводе. Ольга должна была не только отвлечься, но и попрактиковаться в русском языке. Поездка оказалась для девушки роковой. Она заболела там тифом. И хотя уже шла на выздоровление, и родители смогли перевезти её на Моравию, но слабое здоровье оказалось окончательно подорвано, и на пороге своей двадцать первой весны Ольга умерла.

Здоровье самого Яначека тоже оставляло желать лучшего, и он часто проводит время на своём любимом курорте Лугачовице. Летом 1903 года там знакомиться с Камиллой Урвалковой, молодой женой лесника. До конца своей жизни он испытывал к ней платонические чувства, посвятил оперу и многие произведения. А Зденка продолжала его любить и всегда поддерживать.


Лисичка- Быстроушка в Хуквалдах

К 1920 году Яначек завершает обустройство собственного дома в Хуквалдах. По состоянию здоровья ему нужен был покой, который Хуквалды могли обеспечить. Была у него здесь небольшая вилла с садом, а вокруг горы и хуквалдский лес. Именно здесь появилась задумка написать оперу про лисичку. Тогда в газете выходила повесть Рудольфа Тесноглидка «Лисичка-Быстроушка». Сначала она была, правда «Быстроножка», но наборщик в типографии ошибся, а автору понравилось, он не стал исправлять, так лисичка в повести и стала называться Быстроушкой. На основе этой повести Яначек написал либретто и музыку. Появилась опера из жизни обитателей хуквалдского леса. Кстати, если вы отправитесь к крепости Хуквалды, то по дороге встретите памятник хуквалдской лисичке, которую прославил Яначек.

Конечно, жить постоянно в Хуквалдах не мог, он приезжал сюда отдыхать, продолжая свою преподавательскую, композиторскую и концертную деятельность. Летом 1928 года он отправился в Хуквалды вместе с Камиллой Урвалковой, её супругом и ребёнком. Он показывал своим гостям окрестности, рассказывал об этнографических особенностях моравских регионов, а ребёнок Камиллы заблудился в лесу. Забыв свой возраст Яначек бегал по лесу, а потом уставший и разогретый уселся на скамейке несмотря на то, что дул сильный ветер. Мальчик через некоторое время благополучно вернулся, а вот маэстро заболел, но первые дни пытался скрывать простуду от своих гостей. Только когда ему стало совсем плохо, Яначек пригласил врача, который констатировал начало воспаления лёгких. В Остраву его привезли уже с температурой 40. Через два дня 12 августа 1928 года Леоша Яначека не стало.

Вся Моравия оплакивала своего «великого моравака» и подлинного моравского композитора Леоша Яначека . И сейчас почти в каждом городе есть улицы и площади, названные его именем, в Брно его имя носит музыкальное училище, Академия музыки, театр, Международный музыкальный конкурс и многое другое. А в Хуквалдах каждый год проходит Международный фестиваль классической музыки «Яначковы Хуквалды».

Программы туров по Моравии, сроки и цены вы найдёте на страничке