Сочинение Чехов А.П. Душевная деградация человека Душевная деградация человека в рассказе ионыч таблица

Сочинение

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч».

В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни. И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе — Туркиными.

Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами. Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте…

Чехов не спешит обвинять своего героя. Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это?

Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души. Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично». Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение.

Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно. Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…»

Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом. В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты…

Котик отказала герою — у нее были грандиозные планы на будущее. После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции — оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, — думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой».

Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить. Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…»

И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне — это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата — у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию.

Название рассказа полностью отражает степень деградации героя — из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека - все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества?! Но проходят годы, и иной человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он всеми силами старается быть полезным людям. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Впрочем, сам же Чехов как-то заметил, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города; его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов мастерски рисует нам эту “талантливость”. Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра на рояле дочки Катерины и надуманные романы, которые сочиняет ее мать, понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах у Туркиных и ни о чем не думать. Скоро Старцев влюбляется в Катерину, которую в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий готов на все ради нее, но Котик лишь кокетничает с ним, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично слоняться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Однако он получил отказ. Впрочем, доктор недолго переживал это. Ему было всего лишь “немного стыдно”, что все так глупо и пошло закончилось. Раньше в городе Старцева звали “поляк надутый”, тем самым подчеркивая, что он чужой здесь. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда доктор пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Горожане действительно ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно встречает эту весть, но с этого времени он теряет интерес к работе, несмотря на то что в городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. По вечерам он любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются “безобидные” страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая “лучшую” семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: “Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?” Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делать с деньгами, он, по-видимому, просто ради удовольствия скупал недвижимость. Чехов нас предупреждает: “Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека”. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но даже не пытается с этим бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Ионыч уже давно умер, и ничто не может вывезти его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Название этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили не только его современники, но и писатели XX века. Алексей Николаевич Толстой, например, говорил: “Чехов - это Пушкин в прозе”, а его однофамилец - Лев Толстой - утверждал: “Какой превосходный язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я - не могли бы так писать”.

А.П. Чехова можно назвать знатоком человеческой души. Его произведения отличаются ненавязчивой психологичностью, глубиной анализа личности человека. Одна из главный тем писателя – опошление человека, его уход от жизни в футляр. Эта тема ярко раскрывается в его рассказе «Ионыч».

Рассказ начинается с того, что перед нами предстает молодой человек, Дмитрий Ионыч Старцев. Он земский врач, только недавно вступил в должность и полон энтузиазма в работе и в жизни. Герой приезжает в город С., мечтает плодотворно трудится, быть хорошим врачом, мечтает обрести личное счастье. Ему хочется содержательной жизни, насыщенной различными впечатлениями, культурными, духовными. Он начинает действовать в этом направление, очень быстро происходит его знакомство с самой интересной семьей в городе – с семьей Туркиных.

Весь город С. считает Туркиных самыми образованными, талантливыми, необычными людьми в городе. В их доме постоянно ведутся приемы, они радушны с гостями, с удовольствием демонстрируют им свои таланты. Хозяин дома, Иван Петрович, знает множество анекдотов, часто устраивает любительские спектакли и сам в них с удовольствием участвует. Его жена, Вера Иосифовна – писательница, любящая читать свои романы гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, играет на рояле для гостей, мечтает уехать в Москву учиться в консерватории. Даже щекастый Пава, юный слуга Туркиных, обладает своим талантом «изображать», то есть говорить высокопарные фразы с трагическим выражением лица.

Но все это лишь оболочка. Несколькими чертами Чехов показывает нам подлинное лицо этой семьи. Это добрые, беззлобные люди, но все их таланты фальшивы. Шутки Ивана Петровича на самом деле пошлы и бездарны, романы Веры Иосифовны скучны, бесталанны, игра Котика на рояле сравнивается с тем, как «с высокой горы сыплются камни».

Но Дмитрий Ионыч пока еще этого не видит. Он, конечно, подозревает, что игра Котика на рояле не так хороша, как все делают вид, но в целом он очарован этим семейством, безумно рад знакомству с ними. Ему нравится Екатерина Ивановна, а потом, после частых встреч с ней, он влюбляется в эту девушку. Можно сказать, что весь рассказ построен вокруг двух признаний в любви, вокруг двух встреч героев, между которыми проходит несколько лет.

Старцев не встречает в душе Котика ответа своим чувствам. Она еще совсем ребенок, не понимает жизни, не умеет ценить любовь, преданность. Екатерина Ивановна мнит себя великой пианисткой, считает, что не может жить без музыки, поэтому замужество – это не для нее.

Детскость Котика мы видим во всем: ее смешит фамилия писателя Писемского, по-детски глупо она назначает Старцеву свидание ночью на кладбище. Екатерина Ивановна отказывает молодому человеку в ответ на его предложение руки и сердца, но… Нельзя сказать, что Старцев сильно расстроился из-за этого отказа. И мы начинаем понимать, что на самом-то деле этот герой не вполне похож на влюбленного всей душой человека. Он не мучился бессонницей от любви, не искал каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Все происходит у него как-то серо и буднично. Даже получив записку Котика о ночном свидании, Старцев колеблется, ехать ли ему туда. Он понимает, что Котик дурачится, что «не к лицу» солидному человеку делать глупости, «таскаться по кладбищам», боится общественного мнения. А когда все-таки приезжает на свидание и не встречает там своей возлюбленной, садится в коляску с мыслями: «Ох, не надо бы полнеть!» В момент сватовства Старцев рассеянно думает о приданном, а после отказа Екатерины Ивановны он срывает с себя жесткий галстук и «вздыхает всей грудью». Очень похоже на вздох облегчения. Конечно, у героя есть негативные эмоции по поводу отказа. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Затем, с третьей главы мы начинаем наблюдать очень быструю деградацию главного героя. Он перестал подпускать к себе какие-то чувства, эмоции. С этого момента его начинают волновать только деньги и процесс питания. Старцев начинает неотвратимо превращаться в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Конечно, часть вины этой деградации можно отдать и окружению героя. Ведь все местные жители могли поиграть в карты, выпить, закусить и все. Духовное развитие никого не интересовало. Но, если бы герой хотел развиваться, я уверена, он нашел бы способ не поддаться влиянию окружающей среды.

Второе появление Котика в его жизни также не смогло ничего изменить: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа не столько печален, сколько страшен. Здесь подводится итог всего произошедшего: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне Ионыч преуспел. Он стал богат, знатен, имя его знали все в округе, вот только в свои еще молодые годы он превратился в вечно брюзжащего, раздраженного, бесцеремонного старика. В его жизни было место только деньгам, финансовому благополучию. Так, мы видим яркий пример того, как человек практически добровольно загнал себя в футляр, отказался от жизни. И название рассказа как нельзя лучше отображает степень деградации главного героя. Молодой, полный жизни и надежд Дмитрий Старцев превратился в «пустую оболочку из-под человека», нарекаемую уже просто Ионычем.

Своим рассказом Чехов хотел донести до читателя, что каждому необходимо сопротивляться внешним обстоятельствам, течению жизни, хранить внутри себя свои лучшие качества и всегда сохранять подвижность, отзывчивость души.

Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч"

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало"). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: "Хорошо, что я на ней не женился". Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: "Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования".

Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: "Чехов это Пушкин в прозе". И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. "Какой превосходный язык!... Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать," утверждал Лев Толстой.

Тема: Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: 1. Образовательная: изучить рассказ А. П. Чехова «Ионыч» методом целост­ного анализа, дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловлен­ность художественной формы произведения его содержа­нием, непосредственно ознакомить их с особенностями ху­дожественного метода писателя, наблюдая вместе с ними посте­пенное углубление характеристики героя, раскрытие основных идей произведения в хо­де развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отноше­ние писателя к герою. Сосредоточить внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) .

2. Развивающая : развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие сп особности, монологическую речь.

3 . Воспитательная : вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный, лингвистический анализ текста.

Формы работы: беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

Ход урока:

    Вступительное слово. .

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

Сообщение ученика «История создания рассказа »

    Определение темы урока.

(сл.6) Тема: «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

Цель:

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

( Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.)

Для этого обратимся к композиции

    Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)

«Найдите соответствия»

    Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности - от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании - дви­жение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх - к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз - к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы по­казать постепенное превращение интеллигента в обывателя, докто­ра Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, по­терявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью.

(Беседа)

Как развиваются отношения Старцева и Котика?

Выстроим цепочку из ключевых фраз.

«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

Вывод

В) Анализ эпизода.

- Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище?

Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)(черный фон, выход: «Я устал…» жить(?)

Вывод:

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого чело­века в стяжателя, довольствующегося тусклой, обы­денной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

    Проблемное задание.

Что же является причиной этой духовной деградации?

(Беседа. Устный монологический ответ. Лингвистический анализ текста).

А) Среда .(Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин,

Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал

любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых

генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна,

худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно

читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь

свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои

таланты весело, с сердечной простотой <…>» (X, 24). Однако при более

близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что

это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович

Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене

затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского

права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из

фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет

фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную

естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» (Х, 28).

Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его

поведение. 1) Например, при первой встрече с Ионычем Вера Иосифовна

говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив,

это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не

заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и

читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также

игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все

слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле

Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять,

и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь

рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что

она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван

Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из

какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все

захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов,

музыки, поступков.

Так, постепенно узнавая членов этой семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Читателю сразу становится не по себе в обществе этой «умной, интересной, приятной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни и никчёмности существования. Закономерно возникает вопрос: если таковы самые талант­ливые люди во всем городе, то каков же должен быть город? За Туркиными - губернский город, они его олицетворение, та среда, которая обступает Ионыча, на­ступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле. Не утрачивая реальных житейских и бытовых масштабов и очертаний, семья Туркиных как-то незаметно вырастает до боль­шого обобщения, до символа, не теряющего при этом образной конкретности. Это своеобразный мирок - со своим собственным театром, конферансом, литературой, музыкой и даже трагедией, низведенной до кривляния лакея перед расходящимися по домам гостями.

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходи­мости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплод­ные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Жители города С. как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько одно­образно, скучно, обыденно, что оно несовместимо с понятием «жизнь».

Вывод: Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала.

Б) Внутренний конфликт.

Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных.

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему .

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.

«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует .

В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя про­винциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» - считать получен­ные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает день­ги, полученные от больных.

    Заключение.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общест­венника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким обра­зом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Рассказ «Ионыч» - не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопро­тивляться окружающей обывательской среде и перестал быть че­ловеком.. Виновата в этом среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению. Его губит стремление к сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота.. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).