Существует мнение что отклоняющееся поведение отдельных людей. Отклоняющееся поведение

1

Лафицкая Н. В. 1

1 Современная гуманитарная академия (СГА)

Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Одной из причин девиантного поведения является опыт, который индивид приобретает в своей семье. Семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. Вряд ли можно говорить о преступных генах, но особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться. Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт.

девиация

ранний детский опыт

семейный стиль воспитания.

1. Барулин В. С. Экзистенциально-индивидуальный человек: грани духовности. Философия и современность. – М.: Профиздат, 2009. – С.16-19.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988. – (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 1964.

4. Гилжский Я. И., Афанасьев B. C. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М., 2004.

6. Ильин И. А. О любезности: Социально-психологический опыт // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. – М.,1996. – Т.6. – Кн.1. – С. 9.

7. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

8. Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1997.

9. Лафицкая Н. В. Феномен агрессии у вида HomoSapiens. Пытки и казни. – СПб., 2006.

10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.

11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1991.

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. – М., 1994.

13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1989.

14. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1988.

15. Шаповалов В. Ф. М.: Изд-во «Наука». С.95

На современном этапе развития нашей цивилизации вряд ли можно найти общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Прежде чем описывать патологии или отклонение от них, необходимо хорошо понимать норму. Следовательно, нужно понимать, что такое общество с его нормативными требованиями. Самое приближенное представление об обществе предполагает необходимость объединения определенного количества людей для решения определенных проблем и поставленных перед конкретным обществом целей. При этом следует учитывать, что отдельная личность не в состоянии самостоятельно решить проблемы и цели, заявленные как социальные, тогда как такое становится возможным для личностей, объединенных в общество. Для нормального функционирования общества (системы, социомира) необходимы правила и нормы, которые все его члены сформировали и по которым конвенционально живут. Соблюдаемые правила и нормы налагают на участников системы (членов общества) обязанности и обязательства, которые формируются в систему ценностей данного общества, которая, в свою очередь, становится нравственно-правовым основанием данного общества (системы, социомира). Разрушение этих оснований приводит к слому всей общественной системы, причем, в отличие от процесса создания социально структурирующих условий, который всегда значительно растянут во времени, процесс распада, или слома, происходит стремительно и лавинообразно, приводя к социальному хаосу. Хаосу, который, в свою очередь, «имеет тенденцию к самоуглублению и саморасширению» . Эти процессы «подобны цепной реакции или сходу снежных лавин: первоначально незначительные очаги стремительно разрастаются, увлекая за собой все большие массы участников» .

В современном обществе человек обретает все большую свободу в поведении и в выражении своего «Я». Устои, догмы, нормы изменяются, трансформируются, нарушаются. Многие из форм поведения, которые ранее трактовались как преступные (деликвентные) на сегодняшнем этапе развития воспринимаются как отклоняющиеся или же допустимые. Само понятие преступление сливается с понятием отклонение (но не равно ему). Понятие нормы становится расплывчатым, многозначимым, мультисемантичным, а иногда и вне или надсмысловым. Нередко происходит и другая ситуация: «дословное» соблюдение нормы относит человека в область, от нормы далекую. И такой человек рискует получить ярлык «зануды», или педанта и т. д. Вместо ожидаемого положительного социального подкрепления, личность может столкнуться с определенным социальным отторжением или социальной холодностью.

Особое значение следует придавать тому факту, что нормальное поведение имеет культуральную основу и во многом определяется ею.

В данной статье нас будет интересовать феномен отклоняющегося поведения. Что же такое отклоняющееся или девиантное поведение? Если человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, от вранья до различного рода аддикций, от сексуальной распущенности до разбоя, от упорного отказа выполнять свои обязательства в семье до убийства. Таким образом, к основным видам девиантного поведения относят, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркоманию, другие виды аддиктивного поведения: игроманию, геймблинг, компьютерную зависимость, шопоманию, пристрастие к опасным видам деятельности или экстремальные хобби, а также суицидальное поведение со всеми его разновидностями, проституцию, эгосинтонность как ведущую характеристику личности, вандализм. В этот перечень может быть добавлено жестокое отношение к людям и животным, а также трудоголизм как разновидность самодеструктивного и самоповреждающего поведения. Видимо, этот ряд может быть дополнен явлением анорексии и другими видами пищевого поведения.

Несоответствие социальным нормам, их несоблюдение или недостаточное их соблюдение, является отклоняющимся поведением или девиацией. Девиантное поведение по своей сути является одной из наиболее важных проблем современности. Особенно, если принять во внимание, что подобное поведение имеет тенденцию к нарастанию. По данным статистики, до 20 % молодёжи склонно к девиациям и примерно такой же процент ненормативного поведения характерен для взрослого населения. Следовательно, 40 % населения проявляет те или иные формы девиантности.

В любом обществе на каждом этапе его развития существовали и существуют люди, не сумевшие социализироваться. Следовательно, явление девиации противоположно явлению социализации, которая является составной частью процесса социальной адаптации (другой частью процесса социальной адаптации является социальный контроль). Можно выделить несколько типов адаптации человека. Под типом адаптации мы понимаем структурно- организованную совокупность относительно устойчивых социально-психологических характеристик личности, обеспечивающих реализацию жизненно важных потребностей. Согласно Е. В. Змановской, существуют пять типов социальной адаптации (социализации):

  1. Радикальная адаптация - самореализация посредством изменения личностью существующего социомира;
  2. Гиперадаптация - самореализация посредством влияния личности на социомир собственными сверхдостижениями;
  3. Гармоничная адаптация - самореализация посредством ориентации на социальные требования;
  4. Конформистская адаптация - приспособление за счет подавления индивидуальности, делающим процесс самореализации практически невозможным;
  5. Девиантная адаптация - (ложная) самореализация посредством негативного выхода за существующие нормы и правила.

Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, в основе которого лежат различные причины; вторичная девиация - это устоявшееся мнение социума о поведении того или иного человека . Также различают девиантное поведение в широком и узком смысле. В широком смысле девиантное поведение - это поведение человека, нарушающего социальные нормы, в узком - нарушение таких поведенческих форм, которые не влекут за собой уголовного наказания .

Некоторые человеческие поступки, или трансакции, рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения. К примеру, не существует социальной системы, поощряющей убийство своих членов (сделаем оговорку, что есть определенные виды правонарушений, которые в ряде стран караются смертной казнью, отдельной строкой стоит поведение людей во времена войн, отдельно оценивается убийство в целях самозащиты или защиты своей семьи) или экспроприацию собственности других людей, или грабеж и осквернение могил и т.д. Употребление алкоголя - серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения. Список подобных примеров может быть продолжен.

Итак, девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения и/или социального ожидания в том или ином сообществе (с учетом его культуральной основы). Подчеркнем, что деструктивное, как и самодеструктивное, поведение является в полной мере девиантным. В этом аспекте можно отметить, что девиантное поведение условно делится на две группы: направленное на причинение вреда другим и на причинение вреда себе. Мы говорим «условно», поскольку любые виды деструктивного поведения одновременно, в широком смысле, являются и самодеструктивными.

Продолжим определять понятие девиантное поведение (лат. deviatio - отклонение). Это:

а) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

б) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно социальной философией, этикой, этологией человека, психологией, педагогикой и другими науками о поведении. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность является предметом социологии, социальной психологии, юриспруденции. Говоря о юриспруденции, целесообразно упомянуть термин делинквентное поведение. Различие между девиантностью и делинквентностью следующее: девиантное поведение относительно, а делинквентное - абсолютно. Относительность девиантного поведения заключается в том, что человек нарушает культурно-социальные нормы, а делинквентное поведение абсолютно к законам страны .

Все социальные системы имеют свои законы, и в рамках каждой из них нарушители наказываются. Но невзирая на этот факт, определенная часть людей нарушает установленные правила и законы. Вопросы, на которые ученые-гуманитарии пытаются найти ответ, состоят в следующем: почему девиантное поведение продолжает существовать, почему наблюдается его рост, существуют ли теории (общие или локальные), объясняющие эти процессы, есть ли способы влияния на девиантное поведение, насколько эти способы эффективны и долгосрочны.

Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. В современном обществе считается, что наиболее существенными являются нормы поведения, затрагивающие интересы других людей, они вписаны в законы, и их нарушение рассматривается как преступление. Можно сказать иначе, при девиантном поведении нарушается процесс общения, нарушаются трансакции. Девиант оказывается неспособен к целостному восприятию себя и, как следствие, окружающего мира; он оказывается вне мира и вне самого себя, он утрачивает (или не приобретает) навыки полноценного общения с другими членами социума.

Коль скоро мы коснулись феномена общения, нам следует, хотя бы в общих чертах, рассмотреть этот феномен. «У человека, находящегося в обществе других, душа как бы непрерывно содрогается от воспринимаемых ею касаний и от реагирующих на это касание ответных разрядов».

Общение играет в нашей жизни одну из главных ролей, если не главную. И жизнь каждого члена общества (социомира) зависит от качества общения и его количества. Мы можем вспомнить факт из истории наказаний, что одной из самых тягостных форм наказания являлось лишение человека общения (депривация общения): перевод его в одиночную камеру. Зачастую, такая мера воздействия имела катастрофические последствия на психику заключенного и, следовательно, его дальнейшую судьбу .

«Общение представляет собой способ существования индивида, выражающийся в различных формах взаимодействия людей, их взаимовлиянии, взаимозависимости, воздействии друг на друга» .

Способов, форм и видов общения огромное количество. В. С. Барулин классифицирует их следующим образом:

  1. Общение необходимо для самореализации, саморазвития, раскрытия своего внутреннего потенциала.
  2. В общении человек получает оценку себя как части общества.
  3. Общение мотивирует человека продолжить идти выбранной дорогой, либо отказаться от нее и выбрать иной путь самореализации (это положение напрямую связано с предыдущим).
  4. В общении человек может реализовывать свои самые глубинные устремления и желания (любви, заботы, власти и т.д.).
  5. «В общении и посредством общения человек как бы преодолевает слабость и ограниченность своей единичности, обретает поддержку и защиту, ... создает своеобразную жизненную устойчивость» .
  6. Общение дает возможность активации жизненных сил.
  7. Общение оказывает постоянное информационное и духовное воздействие.
  8. Можно отметить способность общения оказывать сдерживающее воздействие на человека.
  9. Общение развивает способность человека, испытывая трагедии и утраты, развиваться душевно-духовно.

Список форм и видов общения, безусловно, можно продолжить, хотя, по нашему мнению, наиболее значимые для человека формы в нём отражены. «Общение - это огромный дар индивида, его несомненная ценность, это возможность универсального и всестороннего развития» .

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что с людьми, чье поведение принято характеризовать как девиантное, происходят глубинные изменения в сфере общения, так называемые количественно-качественные изменения. Поскольку именно у категории девиантов серьёзным образом нарушен процесс общения.

Негативные явления подобного рода (девиации), присутствующие в жизни людей столь значительный период социально-исторического времени, безусловно, свидетельствуют о наличии исторических предпосылок, а также объективных и субъективных условий.

Существует достаточное число теорий, пытающихся объяснить причины отклоняющегося поведения. Все эти теории дают ответы на ряд вопросов, связанных с девиантным поведением, но ни одна из них не отвечает на вопрос, каковы корни девиантного поведения и каковы его социальные перспективы. Все теории условно можно разделить на три группы, в основе одних лежит биологическое объяснение, в основе других - социальное, социально-психологическое или культурно-историческое, третья группа объединяет первые две.

На наш взгляд, одной из причин девиантного поведения является тот опыт, который индивид приобретает в своей семье. Ребенок усваивает, в той или иной степени, тот стиль отношений, который преобладал в его родительской семье. Основываясь на наших наблюдениях и данных (на базе кризисно-семейного центра «КоВоКа» при муниципалитете Ломоносовский), семейный стиль в огромной степени влияет на развитие психоэмоциональной и волевой сферы ребенка. С полученными и усвоенными знаниями, традициями, привычками ребенок, а затем молодой человек, начинает осваивать общество, социомир.

Он постигает свои границы, ставит цели и формирует способы их достижения, создает свой модус операндэ, развивает свое «Я». Но все это происходит в тех самых границах его личности, которая была сформирована в родительской семье. Даже отрицая семейные традиции и ценности, молодой человек формируется и формирует себя теми способами, которые были заложены в его раннем детстве.

Нельзя говорить о врождённых преступниках, люди преступниками не рождаются. Однако особенности темперамента, когнитивный стиль, скорости мыслительных процессов, способность к эмпатии или ее отсутствие могут наследоваться.

Таким образом, если речь не идет о психопатологических или патохарактерологических особенностях личности, а также об органических нарушениях, повлекших за собой нарушения когнитивной, мировоззренческой или эмоционально-волевой сферы, в основе той или иной формы девиации лежит ранний детский опыт. Наиболее влиятельными триггерами девиантного поведения являются:

  1. Жестокое отношение к ребенку его родителей, или лиц, их заменяющих, к этой же категории мы относим сексуальный деликт.
  2. Пренебрежение основными потребностями и правами ребенка.
  3. Холодное, отчужденное и отчуждающее поведение родителей, особенно, матери.
  4. Гиперопека, подавление, контроль, стремящийся к тотальному.
  5. Делегирование ребенку прав и свобод, чрезмерных для его возраста при отсутствии равнозначных обязанностей.
  6. Чрезмерный, не по возрасту, труд и другие обязанности.

Исследуя феномен девиантного поведения, следует принимать во внимание тот факт, что девиация всегда вторична к личности, что это не причина, но следствие. А истинной причиной подобного явления, его фундаментом является как родительская семья, так и собственно особенности личности.

Рецензенты:

Щеглов Б. С., д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры философии, Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П.Чехова, г. Таганрог.

Никифоров А. Л., д-р филос. наук, г.н.с. Института философии РАН, ФГБУ науки Институт РАН, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Лафицкая Н. В. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9318 (дата обращения: 10.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Урок обществознания 11 класс.

Тема: Отклоняющееся поведение.

Цель : пропаганда значения здорового образа жизни.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», рассмотреть его отдельные формы.

2. Описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины отклоняющегося негативного поведения.

Основные понятия : отклоняющееся поведение, ложные друзья человека, алкоголизм, никотин, курение, наркотики.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатки дополнительной информации.

Ход урока.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.


Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens - совершающий проступок) (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.
--Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социологическое

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma - угол, пятно)


Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д

Отклоняющееся поведение.

Девиантное (от лат. deviatio – отклонение), отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.

12.1.1. На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.

12.1.2. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально преступное) поведение. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Делинквентное поведение (от лат. delictum – проступок, англ. – delinquency – правонарушение, провинность) – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

12.2. Формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.

12.3. Виды отклонений.

12.3.1. Культурные и психические отклонения.

Часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

12.3.2. Индивидуальные и групповые отклонения.

Индивидуальное отклонение: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

Групповое отклонение: конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры).

12.3.3. Первичное и вторичное отклонения.

Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

12.3.4. Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.

12.4. Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).

Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.

1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам.

Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.

2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.

Инновация (от англ. innovation) – нововведение.

3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.

4) Ретретизм (от англ. retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.

5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.

12.5. Причины девиантного поведения.

12.5.1. Причины культурно осуждаемых отклонений.

1) Биологические объяснения (теории физических типов):

Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики (например, Лафатер). Они называли в числе таких признаков маленькие уши, пышные ресницы, маленькие носы, большие губы и т. д. Однако какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Физиогномика (от греч. φύσις – природа, γνώμων – знающий) – учение о существовании однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические и физические характеристики этого типа.

Френология (от греч. φρην – грудобрюшая преграда; переносное знач. – дух, душа, сердце и греч. λογος – слово, наука) – псевдонаука о связи психики человека и строения поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Ф. Й. Галль. Он утверждал, что все психические свойства, якобы локализующиеся в полушариях мозга, при развитии вызывают разрастание определённого участка мозга, а это, в свою очередь, - образование выпуклости на соответствующем участке черепа; при недоразвитии каких-либо свойств в черепе образуются впадины

Основные признаки, присущие прирождённым преступникам: 1) необычно маленький или большой рост; 2) маленькая голова и большое лицо; 3) низкий и наклонный лоб; 4) отсутствие чёткой границы роста волос; 5) морщины на лбу и лице; 6) большие ноздри или бугристое лицо; 7) большие, выступающие уши; 8) выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей; 9) высокие скулы; 10) пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами; 11) кривой или плоский нос; 12) выдающаяся вперёд челюсть; 13) мясистая нижняя и тонкая верхняя губа; 14) ярко выраженные резцы и вообще ненормальные зубы; 14) маленький подбородок; 15) тонкая шея, покатые плечи при широкой груди; 16) длинные руки, тонкие пальцы; 17) татуировки на теле.

2) Психологические объяснения.

Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.

По мнению Конрада Лоренца источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно. Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.

3) Социологические объяснения.

Теории конфликта.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.

В нормальных условиях человек ощущает ограничения, накладываемое обществом и подчиняется его коллективному авторитету, его требования не превышают некоего социально-приемлемого уровня. Однако в случае, когда в обществе отсутствуют устоявшиеся пределы стремлений для отдельных его членов, как это бывает при различных общественных потрясениях, до прихода общества в равновесие ни один его член не знает точно, какие потребности окажутся чрезмерными, а какие нет. Это состояние Дюркгейм называет социальной аномией.

Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон), беззаконность, безнормность, неуправляемость – 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры).

12.5.2. Причины культурно одобряемых отклонений.

1) Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера.

2) Особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

3) Сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества , испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

4) Личностные качества – личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности.

5) Счастливый случай. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

12.6. Личность преступника.

Признаки, присущие личности преступника:

1) биофизиологические – состояние здоровья, антропометрические характеристики (рост, вес и т. д.), врождённые свойства и аномалии как нервной системы, так и других органов;

2) социально-демографические – пол, возраст, образование, род деятельности, семейное положение, уровень доходов, место жительства и т. д;

3) социально-ролевые – признаки, связанные с общественными функциями лица, обусловленными его положением в обществе и членством в определённых социальных группах;

4) нравственно-психологические – интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентации, отношение к нормам права и морали, потребности и предпочтительные способы их удовлетворения.

К последним относятся: ограниченность потребностей и интересов; нарушение равновесия между разными их видами; искажённое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов.

12.7. Преступность.

12.7.1. Преступность – понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками.

Особенность преступности: наличие определённого контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.

12.7.2. Виды преступности.

1) По сфере общественной жизни, в которой проявляется преступность и которой она наносит ущерб: организованная преступность, политическая преступность, экономическая преступность, налоговая преступность, таможенная преступность, государственная преступность, коррупция, компьютерная преступность, экологическая преступность, преступный оборот наркотиков (криминальный наркотизм); преступность на почве ненависти;

2) По субъекту (в зависимости от признаков личности преступника): преступность несовершеннолетних, преступность военнослужащих, женская преступность, преступность мигрантов, профессиональная преступность, рецидивная преступность, беловоротничковая преступность, синеворотничковая преступность;

3) По характеристикам вины и преобладающей преступной мотивации: корыстная преступность, насильственная преступность, терроризм, неосторожная преступность.

12.7.3. Особенности организованной преступной группы:

1) два или более человек, которые объединились для совершения преступлений; 2) группа построена по принципу иерархии; 3) наличие материально-технической базы (денежные средства, транспорт, средства связи, вооружение); 4) каналы для «отмывания» денег; 5) коррупция, т.е. связь с представителями органов власти и управления; 6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

Опасность организованной преступности:

1) для личности: подавление её прав и свобод актами насилиями и другими средствами («рэкет»), распространение влияния на профсоюзы, принуждение женщин и подростков заниматься проституцией.

2) для общества: перехват прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества, проникновение в область законного предпринимательства, насаждение идеологии преступного мира.

3) для государства: создание на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, подготовка и финансирование прямых антиконституционных действий; проникновение в политические партии и государственный аппарат. .
III. Закрепление изученного материала.

Какие формы отклоняющегося поведения вы узнали?

Каковы по-вашему, причины отклоняющегося поведения?

Заполните таблицу.

ЧТО МНЕ СКАЗАТЬ ТЕМ, КТО ГОВОРИТ: «ПОПРОБУЙ…»

2) Составить презентацию по теме «Здоровый образ жизни».

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.
Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству.
Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).
Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.
Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.
Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.
Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.
Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.
Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных - преступность.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы