Молитвы перед иконой «Вознесение Господне. Вознесение господне Иконы вознесения господа нашего иисуса христа

Праздник Вознесения Христова приходится на сороковой день после Пасхи. Сорок дней Спаситель по Воскресении Своем пребывал на земле. Отчего срок пребывания Спасителя на земле определяется сорока днями? Какой смысл в этом сроке? Сорок дней составляли срок ветхозаветного поста перед Пасхой. Сорок дней изливалась вода из туч во время потопа. Сорок дней продолжается и . На сороковой день душа скончавшегося видит Лице Божие, что и является основой для совершения сорокоуста. Все эти сроки, определенные числом сорок, говорят о посте, о покаянии, об очищении. Какое же это может иметь отношение ко Христу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Думается, как пост является предвратием наступающего праздника, так и для Спасителя эти сорок дней пребывания на земле были предварением возвращения к Отцу. Это праздник благословенной любви, это исполнение Божественной любви. И сорокадневное пребывание Христа на земле было делом предельного человеколюбия Христова, заботой о людях и об учениках, которым и явил Себя “по страдании Своем со многими”, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Пасхальное пребывание Спасителя на земле было приготовлением апостолов и всего человеческого рода к принятию Царствия Божия. Это тоже можно назвать умалением Спасителя “нас ради человек и нашего ради спасения”. И этот сорокадневный срок – срок воздержания, поста, предварение праздника, – стал временем Пасхи, которая празднуется от Воскресения до Вознесения. В Вознесении Христовом есть некоторый как бы ущерб, некоторая утрата. Спаситель оставляет Матерь Свою и учеников. Но в Вознесении Спасителя было обетование ниспослания ученикам и всей Церкви Утешителя Духа Святого. И еще другое обетование, возвещенное Ангелами ученикам: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. В Вознесении Спасителя, которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обетование непреходящей, немеркнущей, вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествие Христово.

И во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор – Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандорлу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле.

Таково изображение Спасителя на иконе Вознесения, но, быть может, с еще большей силой эта слава, эта державность Спасителя выражена в росписях храмов. В тех росписях, которые сосредоточены обычно в самом куполе храма и часто захватывают и стены находящейся под куполом “шеи”, или “барабана”. Спаситель изображен в самой середине купола, как бы вписанный в небесный свод, который создан самой архитектурой храма – сферическая, округленная поверхность купола представляет небесный свод и своим видом, и символическим значением, которое придает ему Церковь. Вписанный в купол образ Христа еще более, быть может, чем в иконе, выражает славу и вседержавное величие. Это Пантократор – Господь Вседержитель. И здесь изображенный в куполе Спаситель как бы подобится солнцу, и образ этот, вознесенный над молящимися, изображает Вознесение . Но есть в нем некоторые черты, говорящие о будущем пришествии Его во славе, что связано воедино словами Ангелов: “Сей Иисус придет таким же образом, как вы видели Его восходящим”. По краю купола изображены силы небесные, поддерживающие купол, – небесную сферу со Спасителем в середине. Ниже, обычно в поле, в котором помещены окна, в простенках между ними, изображена Божия Матерь, по правую и левую руку которой стоят два Ангела, вещающие апостолам, и апостолы, обращенные лицом к небу, как указано в Деяниях.

Что неизменно во всех иконах и росписях Вознесения, относящихся к самым разным временам, это безусловное, не имеющее, кажется, исключений, присутствие Матери Божией и Ее участие в празднике. А между тем ни в Деяниях – в первой главе, говорящей о Вознесении, ни в каких-либо местах Писания не указывается прямо на то, что Матерь Божия присутствовала на Елеонской горе во время Вознесения.

Св. Иоанн Златоуст так говорит о Вознесении Спасителя: “Взираем горе на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, – Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе”.

В празднике Вознесения Спаситель вознес воспринятую Им человеческую плоть выше ангельских чиноначалий и не без плоти сел на престол одесную предвечного Отца. Эта божественная слава Спасителя, о которой говорит еще св. Иоанн Златоуст, которая исполняет и одевает ризой божественного света все человеческое естество Спасителя и облекает собой самую Его плоть, вознесенную превыше небес, и дает возможность понять хотя бы отчасти смысл и природу почитания икон.

И эта видимость, осязаемость воплощенного Слова сделала возможным для Церкви иметь и почитать святое изображение Христово. Основа святой иконы покоится в том, что: “Слово стало плоть, и с нами поживе, полное благодати и истины”.

Но если Спаситель изображается видимо и телесно, то событие Вознесения дает хотя бы отчасти представление, как это понимали отцы Седьмого Вселенского Собора. Это изображение Христа воплотившегося, “описуемого плотью”, но неизменно прославленное, исполненное не человеческого только, но божественного достоинства, того достоинства, которое наполнило Спасителя на горе Фавор несотворенным светом Божества, в то же время доступным восприятию. Это то достоинство, которым облекся Христос в Вознесении, в сидении одесную Отца и в которое облечется и в славном Втором Своем пришествии.

Святой иконой можно назвать лишь ту, где в той или иной степени присутствует эта слава, где образ отмечен печатью божественного преображения. И надо думать, в полном смысле слова святая икона может возникнуть и существовать только в недрах святой Православной Церкви, там, где сотворенный мир таинственно приобщается вочеловечением Христовым несотворенному Божественному Бытию, которое во всей своей полноте и неприкровенно будет явлено в жизни Будущего Века. И лишь иконы, которые имеют печать этой непреходящей славы, могут быть вечной закваской мира.

,
иконописец Юрий Кузнецов

В Евангелии от святого Иоанна Христос сказал ученикам на прощальной беседе: «В дома Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: ″Я иду приготовить место вам″. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» (Иоан. 4; 2–4). В этих Его словах – предвестие будущего воскрешения и вознесения, которое последовало через сорок дней.

Сорок дней Он был с ними, беседуя и уча, как дальше созидать им новую Церковь, как им уже самим распространять Христову веру, при этом ел с ними, чтобы они уверились совершенно, что Он вернулся к ним по воскресении Его. Так Господь готовил их к апостольскому служению, чтобы, получив в Пятидесятницу Святого Духа, они могли выйти на путь апостольского служения. Но сам Он уже не неотлучно находился с ними, а лишь являлся время от времени.

Сорок дней – это особое число в священной истории человечества, по закону Моисееву на сороковой день после рождения младенцы мужского пола должны были быть принесены в храм родителями, чтобы представить их Богу. Так и Господь, будто рожденный вновь в Светлое Его Воскресение, на сороковой день по Пасхе взошел в Небесный храм Отца Своего как Сын Божий. Он продолжил Закон, тем самым указав дальнейший путь всем, кто последует за ним в земной жизни.

И вот на сороковой день Господь в последний раз в земной Своей жизни явился ученикам, когда они и Его Пречистая Матерь находились в Иерусалиме по данному Им повелению. Он вновь беседовал с ними и вновь сказал, чтобы никуда они не уходили из Иерусалима, пока не получат Утешителя. Вот тут кроется ответ на вопрос, отчего в первые годы христианства все ждали второго Христова пришествия вот-вот, совсем скоро – ученики Его все-таки тогда не избавились в достаточной мере от уверенности в том, что Он говорил им не о земном царствии, а об ином – Божием, и потому спросили Его: «Господи! Не в сие ли время восстановишь Ты царство Израилево?» А Он, не желая пока до конца открывать им то, что словами земными невозможно сказать, ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних стран земли» (Деян. 1, 6–8).

Когда все вместе они вышли к Вифании, к Масличной – Елеонской горе, Он взошел на самую вершину ее и простер руки в благословении над всеми, и, благословляя, стал подниматься ввысь. Там, над вершиной, парило белое легкое облако и вскоре скрыло его из глаз всех, кто с трепетом наблюдал за Его вознесением: «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1; 9). Так они стояли и смотрели ему вслед, печалились опять о том, что вновь разлучились с любимым Учителем, однако в памяти хранили Его слова: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

Они бы так, наверное, долго еще стояли, но тут перед ними возникли два ангела в светлых одеждах и произнесли: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небе? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, некогда придет опять на землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо» (Деян. 1; 8–14). И ученики вернулись домой, обнадеженные и Господом, и ангелами, славя Спасителя, и ожидавшие всего прочего, о чем Он заповедал им дожидаться.

История празднования

В Четвероевангелии наиболее подробно описано событие вознесения у евангелистов Марка и Луки и в первой главе Деяний апостолов. Празднование Вознесения Господня началось уже в I веке от Рождества Христова, о чем записано в Апостольских постановлениях, ведь ученики были свидетелями этого великого события.

Песнопения к празднику были написаны такими замечательными творцами многих молитв и других богослужебных произведений, как святой Иоанн Дамаскин и преподобный Иосиф Песнописец – им принадлежат каноны к празднику, которые датируются VII веком. Кондак и икос – сочинение Романа Сладкопевца, оно относится по времени создания примерно к V веку.

Повсеместное празднование Вознесения как самостоятельного праздника началось только в IV веке, когда после победы равноапостольного царя Константина Великого над языческим Римом христиане получили достаточно свобод, чтобы, не таясь, исповедовать Христову веру. До этого времени Вознесение праздновали вместе с праздником Сошествия Святого Духа, то есть в Пятидесятницу, то есть не на сороковой, а на пятидесятый день после Пасхи.

Тогда же в IV веке равноапостольная царица Елена, мать Константина Великого, по велению своего царственного сына отправилась в Иерусалим и разыскала и путь, которым шел на Голгофу Христос, и место Его распятия, и сам Крест Животворящий, на котором был распят Господь, и место Его вознесения. Святая царица воздвигла храм над тем местом, где остался отпечаток Его стопы, теперь там стоит величественный cобор Вознесения Господня.

Значение иконы

О вознесении Его свидетельствовали такие Святые Отцы древности, как Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Толкование Иоанна Златоуста к этому явлению, которое возвышает человека до его истинного масштаба, к которому он должен стремиться, чтобы быть достойным себя самого, сотворенного по образу Божию и подобию, удивительно, трогательно и полно Божественного величия одновременно: «Ныне – в день Вознесения, род человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо. Ныне наследуем Царство Небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на небо, наследуем Престол Царя и Владыки, и естество человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь превыше всякаго херувима».

«… И естество человеческое… вознесено теперь превыше всякаго херувима». Вот где величие, вот конечная точка прибытия человечества, за которой начинается Вечность с Ним. Это наследие – истинный дом людей, здесь же, на земле, мы только учимся быть такими, чтобы там, у Престола Божия мы смогли существовать, не погибнув. Чтобы быть ТАМ, жить естественно в условиях Царствия Божия, надо обладать определенными качествами, иначе нам просто не удержаться, не вынести той чистоты, того Света Фаворского, который высветит каждую тень, каждый темный уголок души, представшей перед Богом. Все темное будет уничтожено этим Светом, Духом Святым, и в душах останется только Истина и Красота, достойные пребывания при Нем одесную Его…

Так завершилось земное служение Сына Божия. Он указал нам путь, Он открыл нам двери, о которых говорили ветхозаветные пророки, связав мир здешний с миром горним. Это такая драгоценность, что если ее осознать – то становится ясно, что с радостью к человеку пришла и огромная ответственность перед Богом, прежде всего, за себя самого. Если уж Бог готов был стать человеком, чтобы спасти всех, то как нам, получившим возможность обожения, пренебречь ею! Да, Царство Божие силою дается, но Господь никогда не оставляет без помощи тех, кто стремится быть с Ним и здесь и ТАМ, куда Он зовет за Собою всех в Царство Отца, которое люди когда-то оставили. Теперь Сын Божий вознесением Своим открыл путь, по которому мы можем вернуться под кров Отчий, и звучат на праздничном светлом богослужении слова, обращенные к Спасителю: «Возшед на небеса, отонудуже и сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови, покажи сыном человеческим дела силы Твоея, Господи Человеколюбче».

Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - великий праздник для каждого православного человека. Икона Вознесения может стать лучшей защитой вашей семье: святой образ способен уберечь дом от любой, даже самой страшной угрозы.

История иконы

Самая известная икона Вознесения Господня принадлежит кисти Андрея Рублева. Иконописец создал ее в 1408 году для Успенского собора в городе Владимире. Рублев написал образ Вознесения Иисуса Христа в соответствии с историей Нового Завета.

Как сказано в Священном Писании, после чуда Воскресения Господь еще 40 дней пробыл среди своих учеников. На 40 день он собрал всех на Елеонской горе и сказал ученикам, что те будут свидетельствовать народу о новом чуде.

Пришедшие апостолы увидели, как разверзлись небеса и появились ангелы, приветствующие своего Господа. Спаситель в снизошедшем ярком свете поднялся над земной твердью и вознесся в Царствие Небесное, заканчивая свое земное служение. Голос ангела утешил апостолов, рассказав им, что Спаситель обязательно вернется на землю, когда придет время.

Описание иконы Вознесения Господня

На иконе изображен момент окончания земного служения Иисуса Христа. Искупивший грехи всех людей Сын Божий возвращается в Царствие Небесное в своем теле, возносясь над учениками в неземном сиянии.

В верхней части иконы видны ангелы, ожидающие Спасителя. Эта часть образа символизирует открытые Врата для каждого, кто чист сердцем и сподобился принять благодать Господа.

Ученики, стоящие на земной тверди, наблюдают за явленным им чудом. Рядом с апостолами изображается и Богоматерь, давшая жизнь Спасителю и тем самым позволившая грешникам получить возможность раскаяться и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся святой иконе

Образ Спасителя, возносящегося на небеса, является символом вечной жизни и искупления прегрешений для каждого православного человека. Традиционно принято молиться иконе Вознесения Господня об отпущении грехов, даровании милости Божьей и изменении жизненного пути и Судьбы в сторону истинной православной веры.

Икона Вознесения способна укрепить духовные и телесные силы, помочь обрести твердость духа для следования своему предназначению. Молитвы перед образом Спасителя, возносящегося на небеса, способны полностью изменить жизнь любого, кто будет искренен в своей просьбе.

Вознесение Господне - один из великих двунадесятых православных праздников. Это событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо. Именно этот великий момент и изображает икона «Вознесение Господне».

Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.


1. (Лк. 24:50-53) «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда во храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Деян. 1:9). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

2. Эти тексты обходят молчанием присутствие Божией Матери. Но на иконе "Вознесение Господне" Она занимает центральное место среди апостолов и ангелов. Внешне ничем не оправдано здесь и противоречит историческим данным и присутствие апостола Павла (он не имел еще никакого отношения к христианству и был еще Савлом), который изображается во главе апостольского круга вместе с апостолом Петром. Евангелисты Лука и Марк из числа семидесяти, хотя и были в числе присутствующих, к кругу собственно двенадцати апостолов не принадлежат; однако они изображаются именно в числе двенадцати. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе "Вознесение Господне", еще не были написаны и т. д.


3. Но икона "Вознесение Господне" - это образное выражение Священного Предания Церкви, живущего в Священном Писании и богослужебных текстах. Поэтому вне службы праздника в целом невозможно ни понять, ни разобрать ни одной праздничной иконы.

4. Богослужение Вознесения подчеркивает присутствие Богоматери в завершительном акте присутствия на земле Ее Сына. Например, "…пришел еси со ученики Твоими на гору Елеонскую, имея Рождшую Тя Творца и всех Содетеля…" (стихира литийная на Слава и ныне). Или что может быть выразительнее прямого обращения к Ней: «Се Сын Твой, Богородице… востече к небесным» (тропарь 8-й песни канона). Причина Ее присутствия здесь вытекает очевидно из Ее роли в деле воплощения. Николай Кавасила: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии.


Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью, лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле». В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она «рождшая всех Творца и всех Содетеля» и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, «матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости» (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.

5. Будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, храмом предуготованным ветхозаветным человечеством, Она изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви.

6. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове, и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то что в новозаветных текстах нет на это ни малейшего намека. В Пятидесятнице наоборот: из текста первой главы Деяний вытекает, что Она присутствовала в Сионской горнице; служба же в связи с Сошествием Святого Духа нигде Ее не упоминает, и традиционная икона праздника Ее не изображает. (120)


7. В иконе Сошествия Святого Духа апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, которого они благословляют. (129)

8. Если Вознесение Господне обусловило пришествие Святого Духа в мир, то пребывание третьей ипостаси в Церкви обуславливает и подготавливает в мире второе и славное пришествие Спасителя, когда 12 апостолов воссядут на престолах судить 12 колен Израилевых. В этом смысле Церковь ведет нас к эсхатологическому свершению, к явлению того, что показывает нам икона Вознесения: Спаситель «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). Спаситель вознесения есть спаситель второго пришествия.

9. Апостолы изображаются благословляющими. Это тот жест благословения, источником которого является благословение возносящегося Христа, переданное Им апостолам, а через них их преемникам и всем тем, котого они благословляют. (129)

10. В иконе Вознесения, праздника «завершенного спасения», Богоматерь находится в центре и во главе группы, которая есть достояние Спасителя, стяжанное Его кровью, оставляемое Им телесно на земле, Церковь, которая через обетованное сошествие Святого Духа в наступающую Пятидесятницу, получит всю полноту своего бытия. (133)26.* Церковь основана на двойном схождении в мир Сына Божия и Духа Святого. В цепи двунадесятых праздников Пятидесятница имеет особое значение, как начало домостроительства третьего Лица Святой Троицы. В Вознесении «кончились дела Христовы телесные …",- говорит святой Григорий Богослов.


"Что же относится ко Христу?" - спрашивает он и отвечает: «Дева, рождение, ясли…", то есть то, к чему Богоматерь имеет непосредственное отношение как Осуществительница воплощения с человеческой стороны, то, что имеет отношение к нашей природе, воспринятой Христом. С Пятидесятницы «начинаются дела Духа»,-продолжает святой Григорий Богослов, начинается земной путь Церкви в полноте ее благодатной жизни. (133-134)* Мы не приемлем римско-католического догмата о непорочном зачатии, пресекающем связь Пресвятой Богородицы со всем человеческим родом, делающим из Нее особое, сверхъестественное существо, отличное от других. Не приемлем мы и учения об обожении Богоматери в Благовещении. В этом смысле Евангелие категорично, и притом именно Евангелие, читаемое на Литургии первого дня Пятидесятницы: «Не у бе Дух Святый (то есть еще не был в мире), яко Иисус не у бе прославлен» (Ин. 7:39); то до прославления Сына Божия, до Его вознесения, не могло совершиться Сошествие Святого Духа и, следовательно, невозможно было обожение человека, то есть почивание Духа Святого во святых, в том числе в первой из них - Богоматери.

Вознесе́ние Госпо́дне (греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini) — церковный праздник, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи — в четверг шестой недели.

В этот день вспоминается одно из главных событий Священной истории — восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима «и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо». (Лк. 24, 51). «И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 9-11).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк. 24, 26; Деян. 5, 31; (Еф. 4, 8-10; Флп. 2, 6-11; 1 Тим. 3, 16; Евр. 1, 3, 5; Евр. 2, 9; Евр. 5, 5; Евр. 12, 2; Откр. 3, 21; Евр. 12, 5; о «прославлении» после Воскресения — в 1 Пет. 1, 21; о «седении одесную Бога» — в Рим 8, 34; Еф 1, 20; Еф. 2, 5-6; Кол 3, 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк. 12, 35-37; Мк. 14, 62). В Откр. 3, 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4, 14; Евр. 6, 20; Евр. 7, 26; Евр. 8, 1; Евр. 9, 11-12, 24; Евр. 10, 12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф. 16, 27; Мф. 24, 30; Мф. 26, 64; Мк. 8, 38; Мк. 13, 26; Лк 21, 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3, 13; Ин 13, 1-3; Ин 16, 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3, 17, 31; Ин. 6, 38; Ин. 8, 23; Ин 13, 3; Ин 16, 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4, 8-10 и 1 Пет 3, 18-22 (ср.: Пс 67, 19 и Пс 138, 8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа . В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Цареградском Символе: «И воскресшаго в третий день по писанием. И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6, 22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1, 3; Евр 9, 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9, 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7, 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24, 30; Лк 21, 27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» .

Установление праздника Вознесения Господня

До конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) ). В IV веке Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е правило I Вселенского собора), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е правило Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. императрицы Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до конца IV века Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи . Одной из последних, видимо, об этой практике пишет западная паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении . Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи , но, по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи — Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения встречаются у свт. Григория Нисского и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста . Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) . Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (τεσσαρακοστή), о которой идет речь в 5-м правиле I Вселенского собора, следует понимать праздник Вознесения Господня . Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) , где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения Господня и Пятидесятницы). В другом месте Филастрий говорит, что Вознесение справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост. Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста — до или после Пятидесятницы; к VI веку было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста . К V веку практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно — напр., блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» .

Иконография

Самым ранним дошедшим до нас изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях (ок. 430) церкви Санта-Сабина в Риме: стоящий Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и Ω , внизу — Богоматерь, над Ней 2 апостола держат крест в круге. Этот образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви ; подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения в Свящ. Писании и изображение этого события в христ. иконографии отличаются одной важной чертой, свидетельствующей о том, что в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Христовой на небеса.

На рельефе и на всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господнем свидетельствует Церковное Предание: творения св. отцов, тексты службы праздника Вознесения. На ампуле Монцы представлена полностью сложившаяся композиция: мандорлу с возносящимся Христом, который сидит на престоле, поддерживают 4 ангела, внизу изображена Богоматерь оранта и 12 оживленно жестикулирующих апостолов. На миниатюре Евангелия Раввулы Христос со свитком в руке стоит в ореоле, под ним — колесница прор. Иезекииля (тетраморф и колеса), 2 ангела поддерживают ореол, 2 других подносят победные венки, внизу, в центре,- Богоматерь, по сторонам — ангелы и апостолы, в т. ч. ап. Павел с книгой в руках.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует несколько псалмов. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс 23, 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут 2 ангела, в небесном сегменте — двери; на другой, к Пс 46, 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46 об.), Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.
В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе или на сводах . В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, которые несут ореол с возносящимся Христом .

В церкви вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г., в мандорле Христа изображены фантастические облачные фигуры зверей и рыб. Сцена Вознесения на миниатюре из Слов Иакова Коккиновафского, XII в. , представлена в интерьере 5-купольного храма, в люнете которого — «Сошествие Св. Духа», в боковых пространствах — пророки Исаия и Давид с развернутыми свитками. На иконах XV в. Богоматерь, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью .

Встречающееся у русских паломников («Хождение игумена Даниила», нач. XII в.) описание камня с оставленными на нем, по преданию, отпечатками стоп Спасителя оказало влияние на сложение иконографии Вознесения Господня в псковских иконах XVI в., где этот камень изображен на горе, под мандорлой возносящегося Спасителя (напр., икона 1542, ПИАМ).

Литература
Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 176-177;
Benoit P. L’Ascension // RB. 1949. Vol. 56. P. 161-203;
Davies J. G. He Ascended into Heaven: A Study in the History of Doctrine. L., 1958;
Lohfink G. Die Himmelfahrt Jesu: Untersuch. zu den Himmelfahrts- und Erhöhungstexten bei Lukas. Münch., 1971. (StANT; 26);
Alsup J. E. The Post-Resurrection Appearance Stories of the Gospel Tradition. Stuttg., 1975;
Harris M. J. Raised Immortal: Ressurection and Immortality in the NT. Grand Rapids, 1983;
Kasper W. Christi Himmelfahrt: Geschichte und theologische Bedeutung // Communio: Intern. Katol. Zschr. 1983. Bd. 12. S. 205-213;
Fitzmyer J. A. The Ascension of Christ and Pentecost // Theol. Studies. Baltimore, 1984. Vol. 45. P. 409-440;
Parsons M. C. The Departure of Jesus in Luke-Acts. Sheffield, 1987. (JSOT. Sup.; 21);
Farrow D. Ascension and Ecclesia: On the Significance of the Doctrine of the Ascension for Ecclesiology and Christian Cosmology. Edinb., 1999;
Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники / Пер. с новогреч. Д. Гоцалюка. Симферополь, 2001. С. 321-355
Schmid A. A. Himmelfahrt Christi // LCI. Bd. 2. Col. 268-276.

Использованные материалы
А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич, Н. В. Квливидзе. Вознесение Господне. Православная энциклопедия, т. 9, с. 197-203 (материал использован частично)
http://www.pravenc.ru/text/155108.html

1 Тим. 3, 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1

Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296

Tertull. De orat. 23

Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955

Eger. Itiner. 43. 5

Eger. Itiner. 42

Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693

Ioan. Chrysost. De st. pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; in Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753

Const. Ap. V 19

CCSL. 9A. P. 32-37

CCSL. 9. P. 304, 312

Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3

Aug. Ep. 54; ок. 400 г.

Н. В. Покровский

VI в., сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия

Laurent. Plut. I. 56. Fol. 13b, 586 г.

ГИМ. 129. Л. 22., сер. IX в.

Церковь Св. Софии в Фессалонике, 880-885 гг.,- 2 ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы — среди деревьев на склонах купола; храмы Каппадокии, X-XII вв.; церковь св. Апостолов в Пече (Сербия, Косово и Метохия), 1230-е гг.

Церковь Св. Софии, 840-е гг.; ц. Богородицы Перивлепты, 1295-1296 гг., в Охриде (Македония)

Спасский собор Мирожского монастыря, сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, 1160-е гг.; церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199, разрушена

Vat. gr. 1162. Fol. 2

2 иконы (одна из «Кашинского чина») XV в., ГТГ