Как стать другом своему ребенку. Как быть другом ребенку? Взаимное доверие и искренность

Быть друзьями значит понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга в трудных ситуациях и искренне радоваться за успехи друг за друга. Как писал Экзюпери: «Друг – это тот, кто не возьмется тебя судить». Но как часто родители с высоты прожитых лет и обширного жизненного опыта начинают поучать своих подросших детей, осуждая их решения и пытаясь контролировать не только их действия, но даже мысли. и сохранить взаимопонимание и уважение?

Личные отношения родителей и детей нередко строятся на принципах подчинения младших старшим, опираются на финансовую зависимость детей от родителей и их более слабую позицию в семье. Почему-то взрослые считают, что любовь к ребенку полностью оправдывает их строгость и дает им право относиться к сыну или дочке без всякого уважения. Родители нередко называют грубое вмешательство в личное пространство своего чада заботой, полагая, что ребенок нуждается в родительском контроле для его же блага. И в результате дети вырастают замкнутыми и безинициативными, они обиженны на родителей за непонимание и мечтают поскорее вырваться из-под их опеки. Но уезжая из родительского дома, такие люди сталкиваются с неприятностями, так как из-за постоянного навязчивого присутствия в их жизни родителей, они ничего не научились делать самостоятельно.

Как же построить отношения в семье к ребенку так, чтобы быть для него близким другом, надежной опорой и лучшим советчиком? На самом деле ничего особенного от взрослых не требуется. Родители изначально являются для любого человека самыми родными людьми. Главное со своим чадом и пронести существующее между Вами доверие через всю жизнь.

Как стать другом своему ребенку

«Тот, кто не помнит своего собственного детства, — плохой воспитатель» (М. Эбнер-Эшенбах)

Вспомните, как часто Вы говорили себе в детстве, что когда вырастете, никогда не повторите «ошибки» своих родителей. Вы будете идеальной мамой или хорошим папой, всегда будете кормить своего малыша только сладостями, и всегда-всегда будете отпускать сына или дочку на дискотеку. Но прошли годы, и Вы, так же как родители, начали читать журналы с советами педиатров и криминальные сводки по району. И если младшенькому Вы еще можете позволить маленький кусочек шоколада раз в неделю, то старший может даже и не мечтать ни о каких прогулках после 9 часов вечера.

Что же получается, Вы должны стать теми самыми строгими и занудными взрослыми, которыми обещали никогда не быть?! Вовсе нет. Выход из любой ситуации можно найти всегда. Главное помнить, как важно это для Вашего ребенка. Да и любой запрет, если уж он неизбежен, может звучать по-разному. Главное говорите с сыном или дочерью открыто, четко объясняйте причины своих решений и обязательно скажите ребенку, что Вы понимаете, как это важно для него, и очень жаль, что обстоятельства не позволяют Вам исполнить его желание.

«Дети видят все недостатки родителей, и самый худший из всех недостатков – лицемерие, теряя к родителям всякое уважение» (Л.Н. Толстой)

Никогда не обманывайте ребенка, и всегда исполняйте свои обещания. Это абсолютно не означает, что Вы должны во всем ему потакать. Не бойтесь говорить «нет», если Вы действительно не можете исполнить какую-либо просьбу. Но пусть это слово звучит в Вашем доме как можно реже.

Если Вы думаете о том, как быть другом своему ребенку, постарайтесь общаться с ним на равных, проявляя уважение и прислушиваясь к его мнению. При этом не бойтесь высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию, Вы ведь действительно имеете больше опыта. Главное не давить авторитетом, а основываться на реальных фактах и бесспорных доказательствах. О фразах, «Потому что я сказал!» и «Я так решила!» лучше забудьте раз и навсегда.

«Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда Вы с ним разговариваете… Вы воспитываете детей в каждый момент Вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома» (Л.С. Макаренко)

Вы можете поучать детей бесконечно, но в результате они все равно возьмут пример не с Ваших слов, а с Ваших реальных поступков. Разговоры о пользе учебы не приведут ни к чему хорошему, если Вы с двумя высшими образованиями работаете целыми днями за копейки. Поймите, что дети гораздо проницательнее взрослых, и они способны интуитивно чувствовать что для них действительно важно. Главное прислушивайтесь к их ощущениям и поддерживайте все их начинания. Отношения со взрослыми детьми должны основываться только на принципах партнерства, и ни в коем случае не на основе подчинения.

«У Вас никогда не будет настоящих мудрецов, если Вы не будете позволять своим детям шалить» (Жан-Жак Руссо)

Позволяйте детям совершать свои собственные ошибки и набивать свои собственные шишки. Не останавливайте их, а наоборот старайтесь проникать в их мысли и разделять их мечты. Говорите как можно чаще, и никогда не смейтесь над безумными идеями и нелепыми фразами своего ребенка. Многие родители закрывают рот своим детям, только чтобы они не взболтнули какую-нибудь глупость на людях. Как будто мнение других людей для них важнее мыслей их собственного сына или дочери. Пусть это делают другие! А Вы должны всегда быть рядом и до последнего верить в правоту своего ребенка.

«Детей трудно назвать идеалом нравственного совершенства, но они все равно намного нравственнее взрослых» (Н.А. Добролюбов)

Не нужно слишком строго осуждать поступки детей, и уж точно не стоит их при этом оскорблять. Если ребенок совершил плохой поступок, прежде чем судить его, постарайтесь понять, почему он это сделал. Зачастую причиной плохого поведения детей является их боль и обида на взрослых. Поэтому если Вы думаете о том, как наладить отношения с ребенком, подойдите к нему и поговорите о его чувствах. Не бойтесь просить друг у друга прощения, и старайтесь всегда искренне прощать и забывать все обиды.

Если вы задумались о том, как стать другом своему ребенку, то это первый шаг к успеху. Дружба между родителями и детьми самая крепкая, так она основывается на огромной любви и полном доверии. Сломать эту дружбу сложно, но важно работать над тем, чтобы ее преумножать, чтобы Ваши отношения оставались очень теплыми и нежными на протяжении всей жизни.

Эта статья рассказывает о том, как заслужить доверие детей к взрослым. Как научиться понимать своего ребёнка?

Часто в жизни каждого родителя наступает такой момент, когда ребёнок начинает от него отстраняться. Чтобы остаться для своего дитя лучшим другом, очень важно вовремя его поддержать и сохранить драгоценную «нить доверия».

Как стать ребёнку лучшим другом?

Так что же стоит сделать, чтобы доверительные отношения в семье остались такими же крепкими. Вот самые главные советы:

1) Умение слышать.

Очень важно внимательно вслушиваться во всё, что говорит ребёнок, будь это вздор из-за игрушки, школьные конфликты, проблемы с товарищами или даже какие-то незначительные мелочи. Даже в самые ничтожные на первый взгляд проблемы родителям важно вникать.

2) Совместное творчество.

Игры и занятия вместе с ребёнком налаживают контакт и сближают.

3) Преодоление детских страхов.

Если он маленький и боится темноты, поиграйте с ним. Например, в случае боязни темноты, можно прочитать ребёнку на ночь спокойную и жизнеутверждающую сказку, а у кровати поставить плюшевого мишку – надёжного стража детских снов.

4) Уважение.

Ребёнок станет более самостоятельным и ответственным, если относиться к нему как к взрослому, как к равному.

5) Умение прислушаться.

Взрослым следует чаще интересоваться мнением детей, даже если они всё равно остановятся на своём решении. Ведь порой ребёнок может дать правильный и оригинальный совет, до которого не додумается даже родитель.

6) Традиции и праздники.

Когда в семье есть свои особенные повседневные ритуалы, как например вечернее чаепитие и обмен накопленными за день впечатлениями, это очень сближает всех её членов. А совместная и основательная подготовка к празднику очень сплачивает родителей и детей и вдобавок поднимает всем настроение. Семейные традиции и праздники передаются из поколения в поколение.

7) Понимание.

Взрослому всегда важно ставить себя на место ребёнка и помнить, каким он сам был в детстве, что думал и чувствовал.

8) Искренняя любовь.

И, самое главное, важно принимать и любить ребёнка таким, какой он есть. Не стесняться своих чувств и постоянно напоминать о них.

Найти время

Ведь любая проблема ребёнка, которая на первый взгляд кажется незначительной, для него может быть очень важной. И если родитель всегда поддержит и выслушает, то доверие к нему будет постоянно возрастать, и дитя станет просить совета в более значимых делах.

Родители для своих детей должны быть друзьями в первую очередь. Тогда ребёнок всегда будет вам доверять, даже когда повзрослеет.

Самое важное, прежде чем добиваться чего-либо - четко осознавать, что Вы хотите получить. Родители, выстраивающие дружеские отношения с детьми стремятся воспитать независимую личность без комплексов, получить доверие и уважение собственного ребенка.

Чтобы заслужить подобное отношение следует с пониманием относиться к малышу, давать ему все большую свободу, ограничится минимумом запретов. На мой взгляд - это действительно верно. И именно в этом отношении стремиться быть другом своему ребенку необходимо. В конце концов, здоровая семья и строиться на таких принципах.

Как заслужить доверие и уважение своего ребенка

Ребенок - это личность

Прежде всего, следует понимать, что ребенок - уже маленький человек и задача родителей направить его, помочь найти себя и свое место в жизни, определиться с собственными взглядами. Если мы чересчур опекаем малыша, одергиваем по мелочам, запрещаем знакомиться с окружающим миром - мы мешаем ему развиваться.

Стоит смириться с тем, что выводы, к которым придет подрастающая личность, будут отличны от мнения родителей в силу врожденного темперамента, особенностей развития и просто потому, что он - это не Вы.

Если малыш что-то хочет Вам рассказать - выслушайте, поговорите с ним, посмотрите построенный дом или новый рисунок, задайте вопросы. Помогите решить проблему, дайте совет, не относитесь к ней снисходительно. И напротив - старайтесь сами начать диалог с ребенком, поддерживая его в том ключе, который ему интересен.

Играть с ребенком - важно

Излишне говорить, что и взрослые чувствуют себя комфортнее среди людей со сходными интересами. Подобное окружение часто помогает раскрыть собственные таланты и способности. Все это еще более верно для ребенка. У родителей шире возможности - предложить новые правила, сделать игру полезнее и интереснее.

При этом необходимо не только навязывать свои правила, но и принимать условия малыша. У меня была одна ошибка - я все время пыталась трактовать то или иное действие с игрушками по-своему и сын очень обижался, что правил я не понимаю и на любое предложение следовал один ответ: «Нет».

Потом я стала просто задавать вопросы: «Как ты думаешь, что будет делать эта машинка? А может быть ей стоит поступить так?». И игра наладилась. Я приняла правила сына, и он стал принимать мои. Это наглядно показывает, что через совместную игру мы сами учимся взаимодействию со своим чадом.

Проявляйте уважение, как к равному

Это означает равно уважительное отношение к своим и его желаниям, стремлениям, взглядам. Прислушиваетесь к мнению ребенка и высказывайте свое. Если Вы не позволяете ребенку в чем-то вмешиваться в личное пространство родителей - заранее подумайте, в чем и мама с папой не станут вмешиваться в жизнь малыша.

Довольно абсурдно звучит, например, что ребенок выбирает маме платье. Так же и она не должна навязывать свою точку зрения малышу в отношении гардероба, интерьера его комнаты, игрушек, личных вещей и интересов. Мама может советовать, высказывать свою точку зрения, но не диктовать.

Не лишайте ребенка права голоса в общесемейных решениях: как провести выходной, куда поехать отдыхать, что приготовить на ужин и тд. Извиняйтесь, если оказались неправы или не выполнили обещание. Проявляя уважение к своему ребенку, Вы заслужите в его глазах такого же отношения.

Минимум запретов

По мере роста ребенка слово «нельзя» должно звучать все реже. Если малышу Вы можете запретить некоторые вещи, потому что он еще не способен понять, то чем старше ребенок, тем больше придется объяснять и договариваться без слова «нет». Запретами можно добиться послушания, но не понимания.

Кроме того, сложно воспитать независимую личность, если решать за ребенка, что можно и что нельзя. По мере взросления оставляйте все больше пространства для принятия чадом собственных решений. Так вы дадите ему понять, что доверяете и создадите условия для развития ответственности за свои поступки куда лучше, чем наказаниями.

Капля дегтя в бочке меда

Взаимное уважение и доверие - очень важные составляющие семьи. Но не является ли дружба между родителями и их детьми очередной утопией? Если под «дружбой» в данном случае понимать именно умение понять, принять, выслушать, помочь советом, то, конечно, дружба между родителями и детьми быть должна.

Но рассматривая этот вопрос родители, как правило, видят только одну сторону и не замечают другую. Дружба предполагает равенство во всем. Родители же просто не могут позволить себе подобного. Они вынуждены выполнять функции, которые не входят в понятие «дружбы».

Правила нужны

Взрослые в семье всегда сами устанавливают правила. Да, они могут от них отступить, могут изменить, но всегда решающее слово за ними. Какой друг будет устанавливать четкие рамки?

Да, об этих ограничениях можно сказать тактично, их можно объяснить, но снять полностью просто невозможно. Мы, взрослые, составляем детям режим дня, контролируем выполнение домашних заданий, распределяем обязанности в семье. Можем мы отказаться от подобного, чтобы достичь абсолютной гармонии и взаимопонимания?

Если отменить границы, устанавливаемые родителями, взрослый просто откажется от роли ведущего в отношениях, отнимет у малыша чувство защищенности и ориентир для подражания.

Родитель - формальный лидер

Еще один важный аспект, тесно связанный с предыдущим - это вопрос лидерства. Полностью отказываясь от любых авторитарных действий как то запреты, занудное напоминание об уборке и выполнении тех же уроков, мы полагаемся исключительно на выстроенные с ребенком отношения. «Он поймет, что так делать нельзя, поймет, как следует себя вести, будет брать пример», - примерно так рассуждают родители. Но в любом коллективе, будь то семья или группа друзей, есть лидер - формальный или не формальный.

Может наступить момент, когда у ребенка появится новый друг, который подаст другой пример и иную идею и родитель потеряет авторитет. Добровольно отказываясь от формального лидерства, мы можем создать ситуацию, когда родителям придется либо коренным образом менять свое поведение, чтобы защитить чадо, вызвав непонимание и недовольство с его стороны, либо остаться наблюдателями. Последнее абсолютно нормально, когда ребенок уже взрослый, но в случае с подростком может обернуться катастрофой.

Не лучше ли сразу сохранить за собой право быть и формальным лидером для малыша, постепенно сдавая свои позиции, чем потом оказаться бессильными перед дурной компанией или алкоголем? Ребенок должен знать, что так или иначе - последнее слово за родителями, и они определяют, какие решения он уже готов принимать сам.

Нельзя перекладывать свои проблемы на ребенка

Друзья делятся друг с другом проблемами и переживаниями, и как ни странно многие родители считают, что то же допустимо в отношении собственных детей. Но разве это так?

Да, с ребенком надо разговаривать, рассказывать о своих проблемах и помогать ему разрешить его собственные. Но имеет ли право взрослый делиться с ребенком абсолютно всеми проблемами? Разумеется, нет - если мама начнет рассказывать дочери о личных переживаниях в отношении с отцом, это вряд ли принесет пользу последней. Если взрослый начнет привлекать ребенка, даже подростка, к решению своих проблем, спрашивать совета, как заведено между друзьями, то продемонстрирует собственную несостоятельность, растерянность и слабость.

Для ребенка - родители это люди, на которых он полагается, его уверенность в себе напрямую зависит от них. Поэтому говоря о своих неудачах и сложностях, подавать их следует в виде: «проблема - решение». В противном случае Вы, конечно, будете другом своему ребенку в полном смысле этого слова, но отнимете у него ощущение защищенности, ориентир для подражания и можете нанести значительный вред психике.

Задача родителей - вырастить самостоятельную личность

Родители должны понимать, что не могут создать ситуацию полного равенства между собой и ребенком. И вполне нормально, что чадо, подрастая, будет искать понимания и поддержки не только у мамы с папой, но и у своих друзей-ровесников.

Устанавливая чересчур близкие отношения, полностью удовлетворяя потребность в общении и понимании, мы привязываем своих детей. И тут уже речь не идет о дружбе - это зависимость, потому что ни один друг не будет находиться с ребенком постоянно и под одной крышей.

Не стоит перегибать палку - ребенок должен знать, что у родителей есть свои интересы, свои друзья, свой круг общения. Так же и у него должен быть свой круг общения и личные интересы, которыми он не обязан делиться.

Говоря о дружеских отношениях с детьми, важно чувствовать грань между непосредственно дружбой и положением наставника. По мере взросления ребенка эта грань должна стираться, а отношения сменяться с авторитарных на демократические, но именно родители решают, когда и в каких аспектах. Не стоит гнаться за утопией абсолютного равенства - в данном случае оно ни к чему, просто будьте заботливыми и чуткими родителями.

Стремление родителей оградить своего ребёнка от проблем и неудач очень часто даёт обратный эффект: будучи ограниченным в праве выбора и высказывании своего мнения, ребёнок закрывается от нас, получая от нас лишь контроль и критику, а вовсе не поддержку. Чаще всего, причина, по которой наши дети предпочитают не делиться с нами своими переживаниями, - мы сами. Какие ошибки в воспитании совершает большинство родителей и как вести себя, чтобы ребёнок начал нам доверять?

5 ошибок, которые совершают родители при общении со своими детьми

  1. Мы относимся к детям, как начальник к подчинённому : разговариваем в приказном тоне, требуем беспрекословного послушания. При такой иерархии дистанция между родителем и ребёнком значительно увеличивается, и ему трудно открываться и доверять нам.
  2. Мы слишком много запрещаем : «не ешь столько конфет», «не смотри телевизор», «не кричи, не балуйся» - чем больше «не» слышит ребёнок, тем неувереннее он чувствует себя в отношениях с нами. Он боится раскрыться, опасаясь очередного «не».
  3. Мы не всегда слышим своих детей : некоторым детям стоит больших усилий набраться смелости и рассказать родителям о ссоре с одноклассниками или проблеме с учителем. Часто бывает так, что ребёнок собрался с духом и рассказывает нам о своём беспокойстве, а мы так заняты, что либо не уделяем его рассказу должного внимания, либо не считаем нужным серьёзно подойти к вопросу и ограничиваемся 2-3 банальными репликами. Один раз не найдя отклика у нас, ребёнок в следующий раз нескоро решится повторить попытку.
  4. Мы захваливаем детей : конечно, похвала очень важна в воспитании, но во всем необходим чёткий баланс. Иногда мы так восхищаемся нашим ребёнком, что потом совершенно не понимаем, когда это он стал таким неуправляемым и перестал прислушиваться к нашему мнению.
  5. Мы не держим слово : бывает так, что мы пообещали нашему ребёнку поход в кино или в кафе, но забыли или отменили мероприятие под предлогом занятости. Если мы сами позволяем себе так поступать, не стоит удивляться, что и ребёнок по отношению к нам поведёт себя так же.

Как стать ближе своему ребёнку?

    Не ущемляйте его свободу выбора

    Если бы друзья ребёнка постоянно наставляли его и говорили, что ему делать, такая дружба вряд ли продлилась бы долго. Дайте возможность ребёнку почувствовать равноправие с вами, дайте ему шанс высказывать своё мнение, делать свой собственный выбор. Да, поначалу это мнение может быть ошибочным, а выбор - неправильным, но только на своих ошибках ребёнок научится принимать решения, а вовсе не на нашем опыте, который мы пытаемся транслировать ему посредством требований и указаний. Чем раньше ребёнок научится иметь и отстаивать свою точку зрения, тем более социально адаптированным он будет во взрослой жизни.

    Воспринимайте всерьёз его детские проблемы

    Когда у нас проблемы на работе или болен кто-то из родственников, бывает сложно серьёзно отнестись к рассказу ребёнка о поломанной одноклассником линейке. На самом деле, это не менее важно: вероятно, вопрос и правда очень беспокоит ребёнка, раз он делится с вами переживаниями. Если вы внимательно выслушаете его, вместе проанализируете случившееся и найдете выход, ребёнок будет с благодарностью вспоминать этот эпизод и в дальнейшем не побоится рассказывать вам о своих проблемах.

    Проводите время вместе

    Чем дети занимаются со своими друзьями? Как правило, играют. Попробуйте применить такой же метод для налаживания отношений с ребёнком - совместные игры. Психологи отмечают, что игры не только формируют навыки командного взаимодействия, сплачивают семью и разнообразят досуг, но и дают основы жизненного опыта, который потом они могут применить в повседневной жизни. Дети учатся действовать сообща и полагаться друг на друга, генерировать новые идеи и развивать творческое мышление, расслабляться, а также собираться в условиях напряжения, концентрироваться, переживать победы и поражения.

    Делитесь воспоминаниями

    Чтобы ребёнок стал ближе к вам, он, в первую очередь, не должен чувствовать с вашей стороны безусловное превосходство. Подавляя детей своим авторитетом, мы мешаем им раскрываться, и они не воспринимают нас как друзей. Если ребёнок подрался в школе, не спешите читать наставления о том, что драться плохо: вспомните, разве вы сами никогда не попадали в такую ситуацию? Расскажите о ней ребёнку, вспомните, какие эмоции вы испытывали, честно признайтесь, в каком эпизоде вы были неправы. Тогда он почувствует себя свободнее и сможет более искренне поведать все детали происшествия.

    Совместные дела

    Когда ребёнок постоянно чувствует грань между миром взрослых и детей, ему сложнее открываться родителям. Например, он привык, что взрослые строят планы без него, не советуются с ним при выборе мебели для его комнаты, не приглашают поучаствовать в составлении списка покупок. Подсознательно ему кажется, что эту грань не следует переступать, поэтому он не стремится откровенничать с вами. Пригласите его к участию в общих делах: создайте вместе рисунок или поделку, спросите, куда он хотел бы поехать на каникулах, попросите придумать, что подарить бабушке на день рождения. Пусть он поможет вам приготовить ужин, а когда гости придут, обязательно объявите, что он принимал участие в подготовке стола. Так вы сможете сократить дистанцию между вами и ребёнком, и со временем он станет больше доверять вам.

    Будьте надёжной опорой

Анжелика Арутюнова
Консультация для родителей «Как стать другом своему ребенку»

Как стать другом своему ребенку

Дружба родителей и детей - это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка , сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время родитель остается старшим , опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада .

Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами , ее будут ждать, - безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители возмущены , и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность перед другими , интерес к общению со сверстниками для девочки оказались важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не понимающие его интересы, желания. Непонимание начинает казаться ребенку главным в отношении к нему родителей . Неверие взрослых в силы ребенка вызывает у него протест уже в трехлетнем возрасте. У младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно стремление быть на уровне своихсверстников, быть «не хуже других » . Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою самостоятельность. В дей-ствиях взрослых нередко проявляется стремление застраховаться от неприятностей, неожиданных поступков ребенка . Они стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может привести к каким-либо неожиданностям. Именно неверие в возможности ребенка вызывает конфликты , создает у малыша представление, что его считают маленьким, несмышленышем. Страх быть униженным, особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии ребенка . Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика : материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила - всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей , их мнений, требований. Но возможно и другое : постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

Основы дружбы с родителями

Умение слушать по-настоящему - одно из главных способов взаимопонимания между родителями и детьми .

Интересуйтесь у ребенка , почему он вел себя тем или иным образом. Возможно окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Подскажите малышу как можно было справиться в подобной ситуации иначе.

Давайте ребенку выговориться , не перебивайте его.

Когда ребенок говорит смотрите ему в глаза,чтобы он понял : вы его слушаете.

Обращайте внимание какими движениями ребенок сопровождает свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.

Спросите у ребенка : Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит?

Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно решать проблемы, если осознаем чувства и реакцию других людей .

Выслушав ребенка , предложите другие решения .

Помогите ребенку побороть его страх .

Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи ? Единственный способ узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет , то для избавления от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать вам о том, чего боится. Если же ребенок старше и страхи совеем другие , вы должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его беспокоит.

Совместные игры с ребенком - еще один способ наладить контакт.

Уже не одним исследованием доказано, насколько важны регулярные игры для ребенка : именно игры дают детям основы жизненного опыта, который потом находит применение в повседневной жизни. Дети учатся действовать сообща и полагаться друг на друга ; генерировать новые идеи и развивать творческое мышление; расслабляться, а также действовать в условиях напряжения; концентрироваться; переживать как победы, так и поражения; разрабатывать и придерживаться определенных правил. Если ваш ребенок совсем маленький , то подойдут игры по возрасту, ну а если подросток, то с ним можно весело поиграть в более сложные интеллектуальные игры. Учитесь возвращаться назад в детство и снова становиться ребенком , ведь резвится со своим чадом очень весело и приятно.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

1.Правило первое : игра не должна включать ни малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

2.Правило второе : игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички за поражение в игре.

3.Правило третье : Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят,даже когда у вас появилось свободное время : «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

4.Правило четвертое : не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка , не проявляйте свое нетерпение . Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком . Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

5.Правило пятое : поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку , в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось» .

Совместные дела укрепляют семейные отношения.

Занимайтесь со своим ребенком общими делами , пусть это будет творчество или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам предложит вам свою помощь.

Как и какие поручения давать ребёнку в семье

От 2 до 3,5 лет

В этом возрасте у ребенка могут появиться собственные небольшие, но постоянные обязанности. Малыш вполне способен повесить в отведенное место собственную одежду; аккуратно поставить обувь, придя с улицы; поставить свою тарелку в мойку (если тарелка пластиковая, а мойка находится не слишком высоко) . Также в этом возрасте дети очень интересуются хозяйственными повседневными делами, будь то мытье посуды, мытье и подметание полов, участие в приготовлении пищи и мелком ремонте и т. п. Они стремятся помочь в этом взрослым и очень гордятся тем, что им разрешают это сделать. Конечно, о настоящей помощи в таких «серьезных» делах говорить пока не приходится, но, тем не менее, нужно позволить малышу попробовать свои силы и обязательно похвалить за то, что он стремится помочь.

От 3,5 до 5 лет

Познание ребенком норм поведения и ответственности продолжается.В этом возрасте у малыша могут появиться новые зоны обязанностей : он может (и уже должен) убирать свои игрушки перед сном, заправлять свою кровать. Также дети могут выполнять простые действия по уходу за домашними животными (наливать в миску воду или насыпать корм, помогать накрывать на стол перед семейным обедом. В этом возрасте часть ухода, который был на плечах взрослого, должен перейти к ребенку . Теперь ему можно доверить открыть и закрыть воду, чтобы он сам помыл руки, не контролируя этот процесс. Малыш должен нести ответственность за свои игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи» ).

Будьте надежной опорой для своего ребенка .

Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например, ваш ребенок ударил другого ребенка в детском саду или порезал ножницами рубашку папы. Не спешите его сразу ругать и наказывать, сначала разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным способом, но все же. Или ударив ребенка в саду , он просто защитил себя или дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам , главное, чтобы он знал, что вы ему верите, и тогда он не будет вас обманывать.

Уважайте ребенка , как взрослого.

Давайте своему ребенку участвовать в принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на выходные. Он должен ощущать себя в семье равноправным ее членом. Прислушивайтесь к мнению ребенка . Если поступили неправильно по отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым человеком.

И самый главный совет - любите свое чадо , каким бы оно порой вредным и непослушным ни было.

Любовь - это самая большая потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и вера формирует у ребенка уверенность в себе , чувство собственного достоинства.

Подготовила : Арутюнова А. М.