Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы попович алексей эмильевич. Институт «Системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства На защиту выносятся

А.Э. Попович

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Управления образования ЮВАО г.Москвы *

К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников

общеобразовательных школ

В условиях интенсивного поиска путей дальнейшего экономического развития страны, сочетающего дифференцирование рыночных отношений и государственное регулирование, у молодежи возникает потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости и способности определять свое будущее. В сложившейся ситуации выпускники школ серьезнее относятся к выбору профессии, так как перед ними остро стоит вопрос о самоопределении в современных социально-экономических условиях. Особая роль в формировании таких качеств личности принадлежит общеобразовательным учреждениям.

В педагогической энциклопедии под самоопределением понимается становление личностной зрелости, осознанный выбор человеком своего места в системе социальных отношений, что подтверждает достижение личностью такого уровня развития, который позволяет ставить цели занять собственную позицию в структуре различных связей между людьми, в том числе профессиональных1.

Самоопределение может рассматриваться как процесс освоения человеком различных социальных ролей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется под влиянием воспитания. А.Г. Асмолов, например, полагает, что личностное самоопределение связано с тем, что «личность овладевает ролью (социальной. -А.П.), используя ее как инструмент для перестройки своего поведения в

* Попович Алексей Эмильевич, e-mail: [email protected]

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999, т. 2, с. 307.

различных ситуациях»1.

Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Все виды самоопределения - личностное, жизненное, социальное, профессиональное, семейное - постоянно взаимодействуют.

Объектом нашего исследования является процесс профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ, который занимает особое место в становлении зрелой личности.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития и первым этапом в профессиональной карьере человека, из чего следует, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна быть приоритетной задачей общеобразовательного учреждения.

Существуют разные подходы к определению сущности профессионального самоопределения. Представители психологической науки (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) считают, что профессиональное самоопределение играет особую роль в общем процессе развития личности. Так, Е.А. Климов подчеркивает: «Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека - органическое звено целостного процесса его развития»2.

В педагогических работах (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.) профессиональное самоопределение определяется как «процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой

сфере и способности ее самореализации» , «процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности»4, система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессии.

1 Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990, с. 335.

2 Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983, с. 72-73.

3 ПряжниковН.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: Учеб. пособие. М., 2008, с. 33.

4 Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Науч. рук. С.Н. Чистякова. Ярославль, 1993, с. 37.

Профессиональное самоопределение базируется на выборе профессии, но не заканчивается этим, так как в течение жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью профессиональных выборов в процессе обучения, повышения квалификации, при потере работоспособности или места работы и т.д.

Н.С. Пряжников выделяет следующие типы профессионального самоопределения: а) в конкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограничен рамками своей деятельности; б) в рамках определенного трудового процесса, где возможности самореализации несколько расширяются; в) при самореализации в рамках специальности, которая позволяет человеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организации при сохранении своей основной специальности; г) при выборе профессии, позволяющей человеку маневрировать в рамках смежных специальностей"1.

Задачи профессионального самоопределения усложняются по мере взросления учащихся. В связи с этим перед педагогами стоит задача -использовать возможности каждого возрастного периода в формировании растущей личности. Как известно, социальная ситуация подросткового возраста такова, что именно в этот период в силу достигнутого воспитанниками уровня развития появляются новые возможности для того, чтобы направить их деятельность на благо общества. Установлено, что осознание подростком своих отношений к окружающей действительности выступает одной из предпосылок возникновения социальной ситуации развития старшего школьного возраста, для которой характерно эффективное формирование мировоззрения, убеждений, развитие опосредованных потребностей.

Старшеклассники находятся на этапе уточнения социально-профессионального статуса. С учащимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профессиональная

1 См.: Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М. - Воронеж, 1997, с. 83-84.

деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы; сосредотачивается внимание на формировании профессионально важных качеств, контроле и коррекции профессиональных планов с использованием различных способов оценки результатов труда. Целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников.

Нами был проведено анкетирование старшеклассников школ ЮВАО г. Москвы «Чем Вы руководствуетесь при выборе профессии?» В ответах были названы следующие мотивы: интерес к профессии - 29%; возможность применить свои знания и способности - 16%; легкость в приобретении профессии - 4%; возможность хорошо зарабатывать - 51%. В результате мы выявили определенную искаженность ценностных установок, связанную с меркантильными соображениями. Возможность творческого труда и становления мастером своего дела, наличие практического опыта по этой профессии, романтику, возможность завоевать уважение и почет не указал никто из опрошенных учащихся. Данные опроса свидетельствуют о необходимости стимулирования самопознания и самореализации личности, а также создания базиса поиска стратегии профессионального и личностного самоопределения учащихся.

На основе изучения различных исследований нами выявлены различные подходы к определению уровней готовности школьников к выбору профессии. Так, С.Н. Чистякова выделяет три уровня профессионального самоопределения по следующим характеристикам: знание об избираемом виде трудовой деятельности; сформированность интересов, склонностей, способностей, психических процессов; соответствие личностных качеств и черт характера избираемой профессии; убежденность в правильном выборе профессии; наличие адекватной самооценки; активность в общественно полезном труде. В зависимости от глубины и степени сформированности этих характеристик ею выделяются высокий, средний и низкий уровни профессионального

самоопределения1. Существуют также и более сложные градации этих уровней.

Мы определили следующие критерии сформированности профессионального самоопределения, взяв за основу сформулированные С.Н. Чистяковой: а) идейно-нравственный критерий, предполагающий наличие общественно значимых мотивов выбора профессии, осознание долга перед обществом, стремление принести ему как можно больше пользы своим трудом; б) общетрудовой критерий, показывающий наличие интересов и уважения к людям труда и любому труду, потребности в трудовой деятельности, сформированность общетрудовых умений и навыков; в) практико ориентированный критерий, свидетельствующий о склонности и способности к конкретному виду трудовой деятельности, о наличии адекватной самооценки соответствия личностных качеств и черт характера требованиям избираемой профессии, убежденности в необходимости выбора именно данной профессии.

На основе анализа данных, полученных в ходе исследовательской работы, мы пришли к выводу, что всю совокупность обследованных учащихся можно условно отнести к трем уровням развития профессиональных интересов.

Старшеклассники с высоким уровнем характеризуются наличием сформированной мотивационной основы выбора профессии, положительным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в выборе профессии, наличием обоснованного плана профессионального самоопределения, включающего запасные варианты выбора профессии; наличием адекватного представления об индивидуальных особенностях, знанием о предъявляемых профессией требованиях к человеку, умением анализировать и сопоставлять их между собой. Выбор профессии осуществляется ими самостоятельно и обычно не расходится с рекомендациями родителей, учителей.

Средний уровень профессионального самоопределения характеризуется неокончательной сформированностью мотивационной основы выбора профессии; учащиеся, находящиеся на этой ступени, имеют неясное

1 См.: Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ / Науч. рук. С.Н. Чистякова.

представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий; не всегда адекватно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности; нерегулярно, от случая к случаю пополняют информацию о профессиях и особенностях человека. Нечеткие цели не позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг

БАЗЕЛЮК В.В., РОМАНОВ Е.В., РОМАНОВА А.В. - 2015 г.

  • Учет индивидуальных особен-ностей выпускников школ в процессе профессионального самоопределения

    ПОПОВИЧ АЛЕКСЕЙ ЭМИЛЬЕВИЧ - 2011 г.

  • Институт «Системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства» (САИТиП), образован вследствие слияния институтов САИ и ИИТП (бывший РГУИТП) МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ) приказом от 11 сентября 2015 года.

    ИИТП (бывший РГУИТП) образован в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года, подписанным В. Путиным.

    Институт предоставляет своим студентам большие возможности для участия в научной работе с младших курсов. Этому способствует активная работа научных школ факультета и современное оснащение лабораторий кафедр.

    В состав образованного института САИТиП вошли 3 выпускающие кафедры: «Информационные системы и технологии», Кафедра систем автоматизированного управления, и «Управление качеством и инновациями», а также одна не выпускающая: «Химия, физика и математика».

    Состав института

    Методисты:

    1. Алхимова Анна Олеговна (курирует студентов 1, 3, 4 курсов заочной формы обучения)

    2. Анохина Татьяна Владимировна (курирует всех студентов очной формы обучения и студентов 2 курс заочной формы обучения)

    3. Белякова Анна Андреевна (отвечает за профориентационную работу, курирует всех студентов-магистров)

    4. Бойко Оксана Игоревна (отвечает за составление расписание, курирует всех студентов очно-заочной формы обучения)

    Кафедры
    Институт для абитуриентов

    Институт объявляет прием на следующие направления подготовки:

    • Кафедра «Информационные системы»
      • Бакалавриат:
        • 09.03.02 Информационные системы и технологии
          Профиль: сетевые технологии информационных систем.
        • 09.03.03 Прикладная информатика
          Профиль: прикладная информатика (в экономике)
          Информатика, математика, русский язык
        • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника
          Информатика, математика, русский язык
        • 38.03.05 Бизнес-информатика
          Профиль: электронный бизнес
          Обществознание, математика, русский язык
      • Магистратура:
        • 09.04.02 Информационные системы и технологии
        • 09.04.03 Прикладная информатика
          Междисциплинарный экзамен
    • Кафедра «Управление инновациями»
      • Бакалавриат:
        • 27.03.05 Инноватика
          Профили: управление инновациями по отраслям и сферам экономики; инновационное предпринимательство в сфере интернет-технологий.
          Информатика, математика, русский язык
      • Магистратура:
        • 27.04.05 Инноватика
          Междисциплинарный экзамен
    • Кафедра «Управление качеством инновационных наукоёмких производств
      • Бакалавриат:
        • 27.03.02 Управление качеством
          Профиль: управление качеством в технологических системах.
          Информатика, математика, русский язык
      • Магистратура:
        • 27.04.02 Управление качеством
          Междисциплинарный экзамен
    • Кафедра «Информационные технологии»
      • Бакалавриат:
        • 15.03.04 Автоматизированные системы обработки информации и управления
    • Кафедра «Автоматизация и управление в технических системах»
      • Бакалавриат:
        • 27.03.04 Управление в технических системах
          Физика, математика, русский язык
        • Автоматизация технологических процессов и производств
          Физика, математика, русский язык
        • Инноватика
          Физика, математика, русский язык
      • Магистратура:
        • Управление в технических системах
          Автоматизация технологических процессов и производств
    Работодатели института

    Студенты имеют возможность проходить учебную, производственную и преддипломную практики на ведущих предприятиях отрасли с перспективой дальнейшего трудоустройства.

    Наши партнеры:

    • АО "НИИ "Аргон"
    • «Schneider-Electric»
    • Физический институт Академии наук
    • Индивидуальный предприниматель «Емельянов А.А.»
    • Индивидуальный предприниматель «Даньшин С.В.»
    • ОАО «Серпуховский электромеханический завод»
    • ОАО «Группа «Илим»»
    • ООО «Энергия-98»
    • МУП «ИРЦ г. Пересвет»
    • ООО «Копак.ру»
    • ООО «ЛТСтрой»
    Контакты

    Адрес:

    Телефон:

    8-495-640-54-36, доб. 4461

    Режим работы деканата:

    Понедельник 10.00 - 18.00 обед 13.00 - 14.00

    Вторник - НЕПРИЕМНЫЙ ДЕНЬ

    Среда 10.00 - 18.00 обед 13.00 - 14.00

    Попович Алексей Эмильевич

    Попович Алексей Эмильевич – директор ГОУ ЦО № 1477 ЮВАО, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования, депутат муниципального собрания, победитель конкурса Менеджер года.

    Окончил в 1993 году Московский государственный открытый педагогический институт по специальности учитель математики и информатики.

    Мы очень хорошо поняли, что современное качественное образование тесно связано с задачами построения гражданского общества, эффективной экономикой и безопасностью государства, поэтому все усилия педагогического коллектива с самого первого дня открытия школы направили на участие в инновационных проектах.

    С 2002 года в школе работают гимназические классы, с 2003 года школа переведена в режим работы полного дня, полного дня». С 2004 года педагогический коллектив работает в направлении обеспечения предпрофильного и профильного обучения учащихся в рамках городской экспериментальной площадки по темам: «Модель принятия управленческих решений как средство перевода деятельности образовательного учреждения на качественно новый уровень», «Совершенствование структуры и содержания общего образования (профильное обучение)». Результатом работы в данных экспериментах явился перевод школы на качественно новую ступень развития: создание на базе школы центра образования.

    Школа активно сотрудничает с Московским авиационным институтом, Московской государственной академией ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, Российским новым университетом, Московским государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Московским педагогическим городским университетом, Московским государственным техническим университетом им. Н.Э.Баумана, предоставив возможность части старшеклассников определить уже в школе свою профессиональную направленность.

    В начальной школе используются развивающие программы «Система Л.В.Занкова», «Гармония», «Школа 2000-2100», используется развивающая программа по математике Л.Г.Петерсон, ведется экспериментальная апробация курса «Проектная деятельность» Пахомовой Н.Ю., осуществляется знакомство с основами профессиональных знаний через факультативы и индивидуально-групповые занятия.

    В среднем звене происходит углубление и развитие образовательных и творческих интересов до уровня устойчивого интереса в результате формирования гимназических классов и предпрофильной подготовки учащихся 8 - 9 классов. В результате полноценной и рациональной деятельности учащихся в школе полного дня создана возможность корректировать и уточнять свои знания, полученные на уроках и при изучении элективных курсов при выполнении проектных, проектно-исследовательских и научно-исследовательских работ.

    В старшем звене учащиеся определяются с профилем дальнейшего обучения, на основе их выбора комплектуются профильные класса, в соответствии с социальным заказом родителей и учащихся. Деятельность этой категории учащихся характеризуется самостоятельным творчеством в школьном научном обществе «Архимед», в школьном музей "Мир камня", при выполнении проектных, проектно-исследовательских и научно-исследовательских работ.

    Учащимся 9-11 классов предоставляется возможность ускоренного прохождения учебной программы через экстернатную форму обучения. Педагогический коллектив центра образования стремится повышать качество обучения учащихся и в настоящее время все силы отдает работе городской экспериментальной площадки «Управление качеством образования». Каждый выпускник нашей школы должен иметь высокий уровень обученности, быть готов к успешной сдаче итогой аттестации в форме ЕГЭ и легко адаптироваться к потребностям рынка труда.

    К настоящему времени удалось сформировать работоспособный, творчески относящийся к своей работе коллектив, который любое новое начинание поддерживает и активно работает по его внедрению в повседневную жизнь школы.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Попович Алексей Эмильевич. Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2004 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/2836

    Введение

    Глава 1 . Теоретическиеи основы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе

    1.1. Сущность формирования у старших школьников готовности к выбору профессии 14

    1.2. Своеобразие формирования у старших школьников готовности к выбору профессии 32

    Глава 2 Основы методики формирования у старших школьников готовности к выбору профессии

    2.1. Характеристика модели системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы 54

    2.2 Опыт экспериментального изучения формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе 75

    2.3.Педагогические условия эффективности формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе 100

    Заключение 139

    Библиография 143

    Приложения 156

    Введение к работе

    Модернизация российского образования требует активного поиска новых форм, методов, средств обучения и воспитания, направленных на совершенствование педагогического процесса, подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях рыночной экономики.

    В условиях - интенсивного поиска путей "экономического развития страны, сочетающих функционирование рыночных отношений и государственного регулирования, у молодежи возникает потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости и способности определять свое будущее. Особая роль в формировании таких качеств личности принадлежит общеобразовательным учреждениям.

    Повышенные требования общества к качеству образования в целом, уровню образовательной подготовки школьников и готовности к выбору профессии, к личностному становлению, определяют цель и содержание воспитательного процесса в школе.

    В сложившейся ситуации выпускники школ серьезнее относятся к выбору профессии нового века, острее стоит вопрос о самоопределении в современных социально-экономических условиях.

    Школа призвана обеспечить готовность к выбору профессии, развивать профессиональные интересы и склонности личности. На завершающем этапе обучения в школе у старшеклассников должна быть сформирована готовность к выбору профессии и продолжение получения образования.

    Однако, как показывают исследования, школьники слабо подготовлены к выбору профессии, их около 50% (11, с. 92).

    Такая неопределенность приводит к тому, что в профессиональные учебные заведения часто поступают случайные люди, которые не стремятся овладеть избранной профессией в совершенстве.

    С этой целью в школах активно стали внедрять профильное обучение. Однако проведенный анализ состояния практики свидетельствует о том, что обеспечение необходимыми знаниями не позволяет решить проблему готовности школьников к выбору профессии и к адаптации в динамичных социально-экономических условиях нашей действительности.

    Потенциальные возможности сегодняшней школы, социальная среда, не позволяют учащимся обладать достаточным уровнем достаточных знаний износят сугубо теоретизированный характер, - оторванный от реальной действительности. Современные школьники не смогут противостоять негативным явлениям рыночной среды. В этой связи возникла проблема формирования таких ценностей, которые способствуют нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики. Поэтому формирование готовности к выбору профессии школьников в контексте нравственного развития приобретает особую значимость и требует эффективного педагогического руководства формированием названного процесса. Таким образом, возникло противоречие между: требованием общества к сформированности готовности к выбору профессии учащихся и консервативностью школы, как социального института; необходимостью разработки и внедрения эффективных форм и методов новых технологий, повышающих эффективность формирования готовности школьников к выбору профессии и преобладанием в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе разнообразных программ по профилям обучения и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности. Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки педагогических условий эффективности формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

    В 70-80-е годы XX века была разработана стройная система
    профессиональной ориентации школьников, сегодня же

    общеобразовательная школа испытывает острую необходимость в разработке и внедрении новых подходов к формированию готовности старших школьников к выбору профессии.

    Теоретическому осмыслению разных аспектов проблемы выбора профессии способствовали труды различных ученых. Важность ее исследования отмечали в своих работах известные отечественные педагопг П.П. Блонский, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий.

    Социальный аспект проблемы выбора профессии молодежью проанализирован учеными И.Н. Назимовым, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкиным.

    Психофизические и медико-биологические основы выбора профессии представлены в работах В.Г. Ананьева, И.Д. Карцева, Е.А. Климова, И.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова.

    Выбор профессии на политехнической основе в процессе соединения обучения и воспитания учащихся с производительным трудом рассматривали в своих трудах П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, А.Ф. Ахматов, С.Я. Батышев, А.А. Васильев, А.А. Кыверялг, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко и др.

    Педагогические условия, руководство процессом выбора профессии обобщены и представлены в работах Ю.П. Аверичева, Л.В. Ботяковой, Е.Д. Варнаковой, Ю.К. Васильева, А.Е. Голомштока, Н.Н. Захарова, А.Я. Наина, В.Л. Савиных, А.Д. Сазонова, Г.Н. Серикова, С.Н. Чистяковой и др.

    Как известно, произошли изменения приоритетов в ценностях и целях образования, переход от технократического подхода к реализации его культурно-гуманистической сущности продиктовали изменение и характер подготовки школьников к выбору профессии. Академик П.Р. Атутов отмечал, что необходимо «признание в качестве ведущей развивающей функции трудовой подготовки», «коренное изменение цели, задач

    5 "

    профориентации» (12, с. 3). На разработку личностно ориентированной концепции профессионального самоопределения направлены докторские диссертации Н.Э. Касаткиной, Н.С. Пряжникова, СВ. Сальцевой, И.Д. Чечель, Т.И. Шалавиной.

    Однако до сих пор формирование готовности к выбору профессии старших школьников в воспитательном процессе недостаточно исследовано, не выявлены его основные педагогические условия.

    Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность обусловили-тему нашего исследования «Формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы».

    Выявленное нами противоречие между потребностями массовой практики и состоянием исследуемой нами области педагогической науки позволило сформулировать следующим образом проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования готовности старших школьников к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы?

    Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования у старших школьников готовности к выбору профессии.

    Объект исследования: целостный воспитательный процесс в условиях общеобразовательной школы.

    Предмет исследования: формирование у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

    В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что: эффективность формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе предопределяется двумя группами иерархически взаимосвязанных условий: а) общими условиями эффективности целостного и вместе с тем многогранного воспитательного

    процесса, влияющим и на результативность формирования готовности у старших школьников к выбору профессии; б) частными условиями, непосредственно влияющими на процесс формирования готовности к выбору профессии. Реализация этих двух групп условий в их органической взаимосвязи может обеспечить результативность исследуемого нами процесса, если будет разработана и внедрена модель формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе.

    С учетом проблемы, цели, объекта и предмета исследования были определены его задачи:

      Рассмотреть сущность готовности старших школьников к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

      Исследовать своеобразие формирования у старших школьников готовности к выбору профессии.

      Разработатьмодель(цель,задачи,факторы,противоречия,закономерно сти, принципы, содержание, формы, методы, средства, педагогические условия, результат) формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

      Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия(общие и частные) эффективности формирования у старших школьников готовности к выбору профессии.

    Методологической основой исследования являются:

    материалистическая диалектика и системный подход как ее важнейшая грань и общеметодологический принцип науки (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Кузьмин, И.В. Юдин и др.); осуществление деятельностного, культурологического подходов, идеи гуманизма и демократизации общества и образования, положение о единстве теории и практики, учение о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности.

    Теоретической основой исследования послужили: психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); теория профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (Е.А. Климов, И.Н. Назимов, Е.М. Павлютинков, О.Г. Максимова, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова и др.); современные концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, Г.Н. Волков, Н.И. Щуркова, Б.Т. Лихачев).

    Методы исследования. Центральное место среди них занимали организация автором как руководителя общеобразовательного учреждения целостного педагогического опыта и проведение на нем опытно-экспериментальной работы. Наряду с ними, для реализации цели и задач исследования, применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ учебной документации и статистических данных, обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших школьников готовности к выбору профессии, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися, учителями и родителями, моделирование педагогического процесса.

    Исследование осуществлялось в несколько этапов.

    1 этап (1993-1995 гг.) - накопление и осмысление личного
    педагогического опыта деятельности общеобразовательной школы,
    теоретический анализ психолого-педагогической и методической
    литературы, законодательных и нормативных актов по вопросам
    исследования, а также изучение опыта формирования у старших школьников
    в условиях средней общеобразовательной школы. Основное внимание на
    этом этапе было обращено на определение исходных параметров
    исследования и его общей гипотезы.

    2 этап (1996-2000 гг.) - осмысление целостного педагогического
    опыта, накопленного нами в общеобразовательной школе и формирование в
    нем готовности старших школьников к выбору профессии.

    Совершенствование этого опыта на основе разработанной нами общей гипотезы. Организация опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку выдвинутой гипотезы.

    3 этап (2000-2004 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку общей гипотезы исследования. Определение критериев и уровней сформированности у старших школьников готовности к выбору профессии.

    Разработанная автором модель формирования у старших школьников готовности к выбору профессии была внедрена в практику общеобразовательных школ. Формирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

    Научная новизна исследования заключается в том, что:

      Уточнена сущность готовности старших школьников к выбору профессии и своеобразие их формирования в воспитательном процессе.

      Разработана и экспериментально проверена модель формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе.

      Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы две группы педагогических условий(общие и частные) эффективности формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

    Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: расширены имеющиеся теоретические представления о сущности готовности старшеклассников к выбору профессии, разработана модель формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в педагогическом процессе общеобразовательной школы, а также определены педагогические условия,обеспечивающие эффективность формирования готовности к выбору профессии, которые представляют новые знания,будут широко использоваться исследователями данной проблемы, прежде всего при

    разработке новых подходов к формированию готовности к выбору профессии старшими школьниками.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в школах. Они могут быть использованы при подготовке пособий по педагогике, на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

    Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются научно-обоснованным методологическим подходом, базирующимся на системном понимании педагогической действительности, адекватностью методики исследования поставленным задачам, разнообразием дополняющих друг друга исследовательских методов, центральное место среди которых занимали опытно-экспериментальная работа и целостный педагогический опыт, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, тщательностью анализа полученных результатов.

    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе организации целостного учебно-воспитательного процесса в школах № 1977, 936. Основные результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку.

    Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогического совета школы, методических объединениях учителей, родительских собраниях школы, на семинарах для зам. директоров и директоров школ г. Москвы (2001, 2002, 2003 гг.), посвященных формированию готовности старших школьников к выбору профессии, на ежегодных заседаниях лаборатории центра системного подхода к воспитанию Ассоциации «Воспитание», на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов МГОПУ им. М.А. Шолохова, на межвузовских конференциях города Москвы (2002 г.), на заседаниях лаборатории ИОО МО РФ.

    На защиту выносятся:

    1. Характеристика сущности готовности старших школьников к выбору
    профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы, а также
    своеобразие ее развития в старшем школьном возрасте.

    2. Характеристика модели формирования у старших школьников готовности
    к выбору профессии (компоненты, модели - цель, задачи, факторы,
    противоречия,закономерности,принципы,содержание,формы,методы,средств
    а,педагогические,условия,результат).

    3. Теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических
    условий эффективности формирования у старших школьников готовности к
    выбору профессии в воспитательном процессе средней общеобразовательной
    школы. Первая группа условий -общие педагогические условия,влияющие
    на эффективность и целостность воспитательного процесса, а так же и на
    формирование готовности к выбору профессии у старших школьников:

    Выполнение общеобразовательной школой функций, как общих, так и

    специфических, присущих только тому или иному образовательному

    учреждению.

    Организация и оптимальное функционирование воспитательных коллективов общеобразовательной школы как форм функционирования образовательно-воспитательных систем.

    Обеспечение высокого уровня учебного процесса и оказание помощи каждому старшему школьнику в достижении успеха в учении.

    Сочетание учения старших школьников с разнообразной внеучебной деятельностью и создание на этой основе условий для их всестороннего развития.

    Вторая группа условий - частные условия, непосредственно влияющие

    на формирование у старших школьников готовности к выбору

    профессии:

    Систематическая профессиональная диагностика и профориентация

    старших школьников.

    Систематическое включение учащихся в разнообразный и последовательно развивающийся труд, подчиненный задачам формирования у старших школьников готовности к выбору профессии, проявлению творчества в труде, -использование игровых технологий формирования у старших

    школьников готовности к выбору профессии.

    Содружество школы в формировании у старших школьников

    готовности к выбору профессии с профессиональными образовательными

    учреждениями, при ведущей роли школы.

    Индивидуальный подход к старшим школьникам в формировании

    у них готовности к выбору профессии.

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.

    Во введении обосновывается актуальность исследования, характеризуются основные его параметры, методологические основы и методы, его основные этапы, гипотеза, процесс ее проверки и обогащения, научная новизна и теоретическая значимость исследования, его практическая значимость, обосновывается достоверность его результатов, показывается их апробация и внедрение, излагаются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе «Теоретические основы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе» раскрывается сущность готовности старших школьников к выбору профессии, своеобразие формирования у старших школьников готовности к выбору профессии, критерии и уровни.

    Во второй главе «Основы методики формирования у старших школьников готовности к выбору профессии » на основе анализа целостного педагогического опыта, организованного на базе его опытно-экспериментальной работы теоретически и экспериментально

    обосновывается модель готовности старших школьников к выбору профессии; педагогические условия эффективности ее формирования. В заключении диссертации представлены выводы исследования.

    Сущность формирования у старших школьников готовности к выбору профессии

    Решение поставленной в нашем исследовании проблемы потребовало от нас, прежде всего, формирование четких исходных теоретических позиций. Необходимость их разработки заставила нас обратить внимание на анализ сущности понятия формирование «готовности к выбору профессии». В ходе разработки исходных теоретических позиций - настоящего диссертационного исследования, прежде всего, обратимся к анализу сущности понятия «готовность». Как известно, понятие «готовность» не имеет однозначной трактовки. Одни исследователи определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность (31, с. 41). Есть и такое определение: «Готовность к тому или иному виду деятельности - целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, трудовые умения и навыки» (54, с. 41). В ходе проведенного анализа работ можно сделать вывод, что готовность к деятельности -0 это личностное качество, интегральное выражением всех подструктур личности. Готовность имеет структурное строение и носит многоуровневый характер. М.И. Дьяченко отмечает, что готовность - это фундаментальное первичное условие успешного выполнения любой деятельности. Он подчеркивает, что возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание (41, с. 38). Б.Г. Ананьева отмечает,что определение готовности к деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства, производительности труда, его качества в тот момент, когда совершается соответствующая деятельность; не менее важно при оценке готовности определить внутренние силы личности, ее потенциалы и резервы, существенные для повышения производительности ее профессиональной деятельности в будущем (4, с. 168). Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности позволяет сделать вывод, что большинство исследований базируются на теории деятельности, в разработку которой внесли вклад отечественные ученые (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.) (4,79, 106, 124, 158). В психолого-педагогической литературе «готовность» имеет ряд интерпретаций при исследовании различных проблем и определяется как: - психологическая установка (Д.Н. Узнадзе) (141); - социально-фиксированная установка, характеризующая общественное поведение личности (Е.С. Кузьмин, В.А. Ядов и др.) (75, 174); - наличие способностей (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн) (4,124); - качество личности (К.К. Платонов) (107); - состояние подготовленности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий и др.) (41, 73); - способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль, строить планы и программы деятельности (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская) (77). В исследованиях отмечается, что кроме готовности как психического состояния у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Ее не нужно формировать, она действует постоянно Такая готовность - предполагает успешную деятельность. Она относится к длительной, или устойчивой готовности, имея определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной, адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, навыки, умения. Можно обобщить самые разные подходы к характеристике понятия готовности и выделить три основных направления: - готовность как особое состояние личности, которое проявляется на функциональном уровне; - готовность как интегративное проявление личности, то есть на личностном уровне; - особое психологическое состояние личности, которое может проявляться как на функциональном, так и на личностном уровнях. Рассмотрим более узкое понятие «готовность к выбору профессии», под которым исследователи рассматривают: - устойчивое состояние личности учащегося, в основе которого лежит динамическое сочетание определенных свойств, включающее направленность интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих особенностей в связи с выбором профессии (155, с. 79); - внутреннюю убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку (88, с. 7); - способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу профессий и принятия решения на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии (154). Исследователи отмечают, что для определения сущности готовности к выбору профессии следует учитывать оба вида готовности: временную и длительную, так как подготовка и осуществление выбора профессии- есть совокупность умственной и практической деятельности. Процессы планирования, выдвижения альтернатив, гипотез следует отнести к умственным, а развитие и тренировку качеств и навыков, необходимых для профессионального выбора - к практическим действиям. Можно отметить, что длительная готовность к выбору профессии - это устойчивая система профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, организованность, самообладание и т.д.), ее опыт, необходимые навыки, умения, знания. В.А. Поляков и С.Н. Чистякова отмечают, что готовность к выбору профессии формируется с помощью специальных форм и методов профориентационной работы в общественно-полезном, производительном труде. Н.С. Пряжников отмечает, что результатом рассматриваемого процесса является сформированность у школьника «внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности». Формирование такой готовности будет составлять главный результат профконсультативной помощи (121, с. 30). Определенный вклад в решение проблемы готовности к выбору профессии внес А.Д. Сазонов.(126) Его позиция- готовность к выбору профессии входит в состав формулы выбора профессии: - хочу (выбор предмета и цели труда, орудий производства, определение личностных возможностей); - могу (профессиональные интересы, склонности, способности, состояние здоровья, работоспособность, необходимые знания, умения, навыки); - надо (гражданская зрелость, чувство долга и т.д.). «МОГУ» в этом случае является психологической готовностью к профессиональному самоопределению, а «НАДО» - анализом (самоанализом) готовности к выбору профессии (знания, умения, навыки, интересы, склонности, способности, призвание) (59). С позиции личностно-деятельностного подхода можно рассмотреть готовность к выбору профессии как личностное образование, с сформированным профессиональным интересом и соответственно с высокой мотивацией выбора учебной и профессиональной области. Большое значение в понимании сущности, готовности к выбору профессии имеет изучение мотивов выбора профессиональной области. Они отражают влияние объективного мира на человека через его сознание и его отношения. От мотива зависит ценностная ориентация деятельности - на подготовку к будущей профессии или на удовлетворение своей потребности в бытовой деятельности. Можно выделить несколько мотивов: 1) интерес к профессии вообще. При этом мотиве наблюдается недостаточная осознанность своих интересов. 2) интерес к практической деятельности. Учащихся увлекает процесс овладения приемами, умениями, навыками. 3) интерес к знаниям, теориям. Этот мотив побуждает учащихся заниматься теоретическими вопросами.

    Своеобразие формирования у старших школьников готовности к выбору профессии

    В характеристике особенностей формирования готовности к выбору профессии в старшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы исходим из признания того, что развитие личности есть процесс сложный, длительный, многоэтапный. Вместе с тем, как и сама личность, ее развитие есть процесс одновременно и целостный, и многогранный.

    Как известно, каждая личность в своем развитии проходит определенные, качественно отличающиеся друг от друга этапы. Наиболее общая периодизация жизни, охватывающая её в целом, сводится выделению трех весьма продолжительных отрезков жизненного пути: 1) взросление - до 30 лет; 2) зрелость - до 60 лет; 3) старость - до конца жизни.

    Педагогическая психология, исследующая особенности развития человека в период его становления и выделяет следующие этапы: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. В подростковом возрасте выделяется младший подростковый и старший подростковый возраст.

    Как известно, что развитие личности - это постепеннбе накопление незаметных количественных изменений и их переход на каком-то этапе в качественные. Соответственно, возрастные особенности отдельных этапов развития не существуют как статичные для данного этапа и изменяющиеся лишь с переходом личности к следующему этапу. Можно отметить,что возрастные особенности каждого из этапов развития личности существуют как определенные тенденции.

    Педагоги в своей деятельности должны использовать возможности каждого возрастного периода в формировании личности, упущенное в детстве, никогда не возвратить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило относится ко всем сферам жизни школьника и особенно этапа формирования готовности к выбору профессии. Показателем его развития является появление чувства «взрослости», которое является центральным образованием подросткового возраста, так как оно «является тем новообразованием, через которое подросток отождествляет, сравнивает себя с взрослыми, товарищами, находит образцы для подражания, строит отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность» (5) .

    Следует помнить, что социальная ситуация подросткового возраста такова, что именно в этом возрасте в силу достигнутого воспитанниками уровня развития появляются новые возможности для того, чтобы направить их деятельность на благо общества. Но и в тоже время в этом возрасте представляются все большие возможности для того, чтобы труд и другие виды деятельности организовывались силами самих воспитанников. В этой последовательно усложняющейся, развивающейся деятельности подростков происходит формирование их самосознания. Осознание своего «Я» и своего отношения к окружающему выступает как единый процесс, стороны которого взаимно проникают, переплетаются.

    Установлено, что осознание подростком своих отношений к окружающей действительности является одной из предпосылок возникновения социальной ситуации развития старшего школьного возраста, для которой характерно формирование мировоззрения, убеждений, развитие опосредованных потребностей (24). В этом возрасте происходит переход от достаточно осознанных, неустойчивых и, часто не соотнесенных с требованиями общества, мотивов младших школьников к формированию определенной нравственной направленности у старших школьников.

    Наукой установлено, что особенности воспитания учащихся старших классов во многом определяются спецификой юношеского возраста. Дадим её краткую характеристику.

    В этом возрасте старшие школьники оказываются на этапе вступления в самостоятельную жизнь. Для них становится характерной нацеленность в будущее. Она неизбежно накладывает отпечаток на все поведение и психику юношей и девушек, Растет их самосознание, развивается потребность в самоопределении, в выборе будущей профессии, повышается роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение. Следует отметить, что процесс формирования готовности к выбору профессии девушек и юношей во многом предопределяется и состоянием экономики современного общества, и постановкой работы по их воспитанию в тех педагогических системах, в которых они оказываются включенными - в семье, школе, учреждениях дополнительного образования. Недостатки в профориентационной и вообще воспитательной работе ведут к проявлению инфантилизма при формировании готовности к профессиональной деятельности, не воспитанности профессиональных интересов, неготовности к выбору профессии старшими школьниками. Массовое изучение в ходе опытной работы готовности к выбору профессии старших школьников показало, что уровни ее готовности оказываются различными. Выделяются три уровня - низкий, средний и высокий. Проведенный нами констатирующий этап эксперимента показал, что обычно основная часть учащихся старших классов имеет низкий уровень готовности к выбору профессии. Обобщая материалы массового изучения учащихся, мы пришли к выводам: причина этого заключается в том, что старшеклассники не включены в профессиональные пробы, содержащие в себе творческие компоненты разных видов профессиональной деятельности от идеи до конечного результата. Формирование готовности к выбору профессии, интереса к разнообразной деятельности, в целом будет эффективным тогда, когда старший школьник будет участвовать в разнообразной деятельности.

    Как отмечают психологи, что ведущей деятельностью в этом возрасте продолжает оставаться учение, но вместе с ним все большую роль в жизни школьника играет трудовая и профессиональная деятельность, обычно выходящая за пределы школы и учреждения дополнительного образования. Важным фактором нравственного становления личности старшего школьника, выработки у него готовности после окончания школы продолжить образование выступает труд. Интересы старшеклассников, по сравнению с подростками, становятся более избирательными и устойчивыми, у них наблюдаются перерастание интереса к предмету в интерес к науке.

    Характеристика модели системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы

    Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки модели системы формирования у старших школьников готовности к выбору профессии. Как известно, метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающей действительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Моделированию, как методу научного посвящены работы философов Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, В.А. Штоффа, и педагогов А.И. Архангельского, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.И. Журавлева, А.А. Кирсанова, В.В. Краевского, И.И. Логинова и др. Анализируя назначение метода моделирования, Б.А. Глинский отмечает, что наиболее простой его функцией является воспроизведение свойств и отношений предметов и процессов. Вместе с тем, в качестве его специфической черты как метода научного познания автором подчеркивается его исследовательская роль. В.В. Краевский рассматривает моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях. На основе модели происходит познавание свойств и отношений окружающего мира. Слово «модель» произошло от латинского слова modus, modulus (мера, образ, способ) и его первоначальное значение было связано со строительством. В.А. Штофф под моделью понимает мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме. (166, 212) О.Б. Корнетов рассматривает модель как «обобщенный мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса». (67, 34) Две характеристики модели выделяет Н.Г.Салмин: 1) модель является заместителем изучаемого объекта; 2) модель и изучаемый объект находятся в состояниях соответствия: модель нетождественна оригиналу, она только отображает изучаемый объект. «Модель выступает в виде совокупности понятий и схем. Она выражает педагогический процесс не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех ею многообразных проявлений и свойств, а обобщенно, акцентируя внимание на мысленно выделяемых свойствах». Под моделью понимается система, отражающая определенное явление или объект так, что это дает новую информацию о нем. Модель - образ, в том числе условный или мысленный (изображение, описание, чертеж, график, план, карта и т.д.), или прообраз какого - либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый в определенных условиях в качестве «заместителя» или «представителя» В педагогических исследованиях на разных этапах используется моделирование: в процессе апробации научной гипотезы, внедрения результатов исследования. С целью получения средства изучения и совершенствования реальности в педагогике конструируются модели; для апробации или демонстрации новой системы, идеи или метода; получения средства прогнозирования; для анализа исследуемых процессов; для внедрения в практику образования новых достижений педагогической науки, инноваций. Определены и выделены такие модели, как: модель урока, модель технологии, информационно-развивающая модель, модель учебного плана, объективно-математическая модель, модель деятельности преподавателя, модель саморазвития, модель учебного заведения, структурно-функциональная модель научения. Объективной возможностью моделирования, Б.А. Глинский считает закономерную связь элементов, входящих в целостные предметы. Элементы, включенные в предмет должны закономерно согласовываться друг с другом, вместе с тем элементы и отношения, составляющие модель, обязаны соответствовать элементам и отношениям, принадлежащим оригиналу. Оригиналом является объект, непосредственно интересующий исследователя и замещаемый моделью, однако, под оригиналом понимается «не целостный объект в его качественно-количественной специфике во всем богатстве разнообразных свойств, связей и отношений, а именно тех, которые непосредственно интересуют исследования». Объектом нашего моделирования является система формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в воспитательном процессе общеобразовательной школы. Для построения выбранной модели, вначале необходимо определить ее тип. Нами была избранна структурная модель, имитирующая внутреннюю организацию структуры оригинала. Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру. Во-вторых, структурные модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости. В-третьих, для одного и того же оригинала может быть создано несколько структурных моделей, что позволяет изучать разные уровни структуры объекта. В ходе рассмотрения гносеологической природы моделируемого объекта особое значение имеет правильная организация процесса моделирования, осознание роли каждого этапа. Этапы процесса моделирования В.В. Краевский рассматривает через последовательность процедур всего педагогического исследования.

    Опыт экспериментального изучения формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе

    Решение поставленной в нашем исследовании проблемы потребовало проведения специальной опытной работы. Ее задачей было выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования готовности к выбору профессии учащихся старших классов общеобразовательной школы, проверка надежности и эффективности разработанной нами модели системы формирования готовности к выбору профессии у старших школьников. Основным содержанием опытной работы явилась экспериментальная проверка общей гипотезы исследования как предварительного решения его проблемы. В качестве исходных положений в ее подготовке и организации выступали те ведущие идеи нашего исследования, которые были изложены в предыдущей главе. Для получения более точных результатов исследования мы стремились реализовать заложенные в гипотезе ряд мер, позволяющих, на наш взгляд, повысить уровень готовности к выбору профессии у старших школьников. Это определило логику организации и методику исследования. Экспериментальное исследование проходило в три этапа, которые отражают реальную динамику формирования у старших школьников готовности к выбору профессии. На констатирующем этапе осуществлялись: - обоснование, изучение и подбор критериев и уровней готовности к выбору профессии у старших школьников; - определение исходного уровня готовности к выбору профессии у старших школьников до проведения формирующего опытного этапа экспериментальной работы; - изучение состояния готовности к выбору профессии у старших школьников. На прогностическом этапе была разработана программа эксперимента, предполагающая: - конкретизацию объекта и предмета исследования; - постановку цели и задач опытно-экспериментальной работы и ее декомпозицию в задачи; - определение экспериментальной базы; - отбор критериев оценки эффективности результатов опытно-экспериментальной работы; - прогнозирование ее положительных результатов и негативных последствий, а также коррекцию последних. На формирующем этапе осуществлялись: - реализация в воспитательном процессе общеобразовательной школы модели системы формирования готовности к выбору профессии у старших школьников; - отслеживание результатов опытно-экспериментальной работы; - корректировка уровней готовности к выбору профессии у старших школьников. Заключительный этап объединил обработку полученных данных, сопоставление установленных результатов с поставленной целью, качественный и количественный анализ, корректировку гипотезы, описание хода и результатов эксперимента. В ходе нашего исследования подверглись изучению более 250 старшеклассников в общеобразовательных школах №№ 141, 1976, 1977. Наша опытно-экспериментальная работа проводилась во всех перечисленных общеобразовательных школах. В целях получения достоверных результатов исследовательской работе участвовало 8 экспериментальных классов в общеобразовательной школе № 1977 и 6 контрольных классов в общеобразовательных школах №№ 141, 1976. В ходе подготовки к опытной работе были созданы две группы исследовательских документов: 1. Документы, программирующие опытную работу, ее задачи, содержание и организацию. Таких документов было разработано два, это - «Методические рекомендации по формирования готовности к выбору профессии у старших школьников» и «Программа-характеристика формирования у старших школьников готовности к выбору профессии в общеобразовательной школе № 1977». Если в первом из этих документов были изложены детально рекомендации по основным направлениям формирования готовности к выбору профессии у старших школьников, то в «Программе-характеристике» эти рекомендации были изложены в предельно кратких тезисах. Эти тезисы служили легко воспринимаемыми ориентирами в экспериментальной работе, вместе с тем здесь же были даны и возможные уровни их выполнения. В таком виде «Программа-характеристика» выполняла две функции: а) выступала для каждого участника опытной работы ее своеобразной программой; б) выступала средством фиксации степени выполнения каждого пункта программы - путем выбора и подчеркивания по итогам каждой четверти того уровня, на котором педагогам удалось выполнить эту программу. 2. Документ позволяющий программировать изучение уровня готовности выбора профессии учащихся школы и фиксировать результаты этого изучения для статистико-математической обработки. Это «Анкета для среза уровня сформированности готовности к выбору профессии у старших школьников». В ходе проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы изучили состояние готовности к выбору профессии. Нами были получены следующие выводы.