Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь ставропигиальный женский монастырь. Зачатьевский монастырь – самая древняя женская обитель столицы Зачатьевский монастырь где

Имеет великую историю величиной в 6 с половиной столетий. В 1360 г. митрополит Алексий (Бяконт) благословил устройство на землях, подаренных когда-то ханом Узбеком митрополиту Петру, женской обители по просьбе родных своих сестер монахинь Иулиании (в миру — Ульяны) и Евпраксии (в миру — Иулии), ставших первыми его насельницами. Первый соборный был освящен в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы, а также имел второй престол в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя митрополита, поэтому называли и Зачатьевским, и Алексеевским.

Так выглядел до революции

Надо отметить, что это была первая сугубо женская обитель в Москве (до этого монастыри просто делились на 2 половины – мужскую и женскую).

В 1547 г. монастырь сильно пострадал от пожара и по повелению Ивана Грозного был переведен ближе к Кремлю (впоследствии на его месте возвели Христа Спасителя). Однако на Остоженке (от сенокосных лугов) осталась небольшая «Зачатейская» община сестер, которые продолжали нести молитвенный подвиг и обустраиваться на пожарище.

Икона Божией Матери «Милостивая»

Сын Ивана Грозного Федор с супругой Ириной, страдая от отсутствия детей, в надежде зачать все же наследника возобновили в 1584 г. на прежнем месте. Каменный собор Зачатия св. Анны (с приделами Феодора Стратилата и св. Ирины) и Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) пережили Смутные времена, наступившие после смерти последнего царя из династии Рюриковичей (у Федора с Ириной родилась-таки девочка, но умерла на втором году жизни).

Ворота с храмом
Спаса Нерукотворного

В 1696 г. на пожертвования стольного боярина А.Л. Римского-Корсакова были в монастыре сооружены парадные ворота с надвратным храмом в честь Спаса Нерукотворного. Над могилами сестер Иулиании и Евпраксии в 1766 г. возвели иконы Богородицы «Неопалимая Купина».

В 1804 г. Зачатьевский собор разобрали по причине ветхости и возвели новый – Рождества Пресвятой Богородицы в неоготическом стиле с приделами Зачатия святой праведной Анны (на хорах), свт.Алексия, св.вмч.Феодора Стратилата и с колокольней. Архитектурный проект строительства монастыря приписывают гению замечательных русских зодчих того времени Казаковых (Родиона и Матвея). К 1807 г. строительство было завершено, однако освящен монастырь был лишь после изгнания французов из Москвы – в 1813 г.

Кадр из кинофильма «Ликвидация»

В середине XIX в. для престарелых и недееспособных монахинь была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа в русско-византийском стиле по проекту М. Быковского.

Революция 1917 г. сыграла роковую роль в истории Зачатьевского монастыря. Уже в 1924 г. советская власть упразднила обитель, но собор еще некоторое время функционировал.

2005 г. Подклеть разрушенного собора Рождества Богородицы до консервации

16 марта 1925 г. именно здесь отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию Патриарх Тихон (Белавин) и почил в Бозе 9 дней спустя в Бакунинской больнице по соседству. После его смерти все храмы закрыли, монахинь выселили, а в помещениях разместили всевозможные учреждения, в числе прочих – тюрьму и детскую колонию. В 1934 г. Рождественский собор и трехъярусную колокольню взорвали, остальные же храмы обезобразили до неузнаваемости.

Рождественский собор

Лишь в 1991 г. сестричество в честь иконы Богородицы «Милостивая» (одной из особо почитаемых икон Зачатьевского монастыря, перенесенной в 1920-е годы в храм Илии в Обыденном переулке и, таким образом, спасенной) взяло на себя тяжкий труд по возрождению обители. В 1993 г. в надвратном храме Образа Спаса Нерукотворного была совершена первая Литургия, а в 1995 г. монастырю вернули прежний статус.

Последовали годы напряженного труда, увенчавшегося возвращением в монастырь иконы Божией Матери «Милостивая» (с 1999 г. размещается в надвратном храме) и прославлением в лике святых сестер митрополита Алексия Иулиании и Евпраксии (2001 г.). Археологические изыскания открыли фундаменты всех (четырех) соборов Зачатьевского монастыря, но восстановить их в прежнем великолепии оказалось невозможным.

Храм Сошествия Святого Духа

Приняли решение законсервировать старые основания при помощи саркофага, а над ним возвести новый собор Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2004 г. (день празднования «Милостивой» иконы) была совершена первая Литургия в восстановленном храме Сошествия Святого Духа, а ровно через год Патриарх Алексий II освятил закладной камень в основание Рождественскобогородичного собора.

Рождественский собор

5 лет спустя, 25 ноября 2010 г., во время празднования 650-летия обители (1360-2010 гг.) Патриарх Кирилл освятил новый собор Рождества Богородицы великим чином. Пятикупольный собор построен в упрощенном псевдорусском стиле по проекту архитектора А.Н. Оболенского при финансовой поддержке предпринимателя Д.Е. Рыболовлева, удостоенного патриархом Орденом Серафима Саровского I степени.

27 ноября 2011 г. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил памятник основателю Зачатьевского монастыря Митрополиту Алексию (Бяконту). Его установили прямо перед входом в обитель.



Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь был основан в 1360 году св. Митрополитом Алексием. Это был первый женский монастырь в Москве, где подвизались родные сестры святителя - игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, причисленные к лику святых в 2001 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Икона Божией Матери "Милостивая" - одна из главных святынь Зачатьевского монастыря - появилась здесь в XVIII в. После закрытия монастыря в 1927 г. чтимая икона Божией Матери "Милостивая" и некоторые другие святыни находились в храме св. Илии Пророка в Обыденском переулке. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме св. Пророка Илии было создано сестричество во имя иконы Божией Матери "Милостивая", которое начало работы по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1995 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Церкви приняли решение о возобновлении Зачатьевского монастыря. В 1999 г. образ Божией Матери "Милостивая" возвращен в монастырь.
О даровании чада молились бездетные царь Федор Ионаннович с женой Ириной Годуновой. Царица молилась перед иконой «Милостивая». Вскоре у нее родилась дочь.

В мае 2001-го г. в Москве совершилось большое событие. Русской Православной Церковью в лике святых были прославлены основательницы первого в России женского монастыря (Зачатьевского) игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Родные сестры прославленного и всеми чтимого святого - митрополита Московского Алексия. Пересказывать их житие невозможно без обращения к житию их брата по плоти. Происходили они из знатного боярского рода Бяконт. Кроме самого старшего брата Симеона-Елевферия (будущего святителя), у них в семье было еще четверо братьев. Ульяна родилась в 1300 г., а Иулия - в 1302 г. О жизни их в родном доме мы знаем мало. Известно лишь, что родители их - Феодор и Мария - воспитывали их в правилах благочестия. Глядя на брата, сестры полюбили чтение Священного Писания. Уже после смерти отца они испросили благословение у матери и брата-инока на поступление в монастырь. Ульяна в постриге стала зваться Иулианией, а Иулия - Евпраксией. В Москве не было раньше женских монастырей. Обители просто делились на две половины - мужскую и женскую. В сердце своем сестры положили основать женскую обитель. Глубокое духовное почитание брата-митрополита выразилось в том, что они основали обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия. Основан был монастырь недалеко от Кремля, на луговых землях Остоженки (от слова - стог) в 1360 г. Зачатьевским монастырь стал зваться потому, что соборная церковь в монастыре была посвящена Зачатию святой праведной Анны. Когда в Москве стали возникать иные женские монастыри, Зачатьевский (по старшинству) стал зваться еще и стародевичьим.

Большую роль в установлении монастырских правил сыграл святитель Алексий, требовавший от монахов истинно монашеского жития. Он повелел отобрать из московских монастырей тридцать достойных сестер. Но уже скоро их стало девяносто. Игумения Иулиания следовала опыту древних подвижников, наставляла сестер монашескому житию прежде всего собственным примером. Все труды по устроению обители Евпраксия несла вместе с сестрой-игуменией. Преподобные сестры отличались любящими сердцами, во время бед, обрушивавшихся на русскую землю, они становились для многих людей не только молитвенницами, но и кормительницами, целительницами страждущих и болящих. Вот почему сегодня православные обращаются к ним с просьбами об исцелении и пропитании. Матушка игумения дожила до 93-х лет и почила в ночь на 3 мая 1393 г. в день Преполовения Пятидесятницы. О ее праведной кончине летописец того времени замечает: "По великом дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви". Время честной кончины Евпраксии неизвестно. По молитвам святых совершалось после их успения такое множество исцелений, что в конце концов монахини стали вести специальные записи, которые были прекращены лишь с закрытием обители в 1925 г., а теперь возобновлены.

Одна монахиня 28 лет служила при преподобных сестрах, зажигала лампады. После своей кончины она приснилась некоторым сестрам Зачатьевской обители и просила их усердно молиться преподобным, ибо они велики у Господа. В частности, она рассказала, как они заступились за нее на воздушных мытарствах и спасли ее от беды. Другая монахиня рассказала чудесный случай заступничества преподобных. Однажды ей приснился сон, как две монахини, ей не знакомые, поспешно носят ведрами воду от колодца, что возле трапезной, к собору. Сон свой она рассказала старицам, и те признали в незнакомых монахинях игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. Стали ждать беды. Через два дня она и пришла. Огромная туча нависла над монастырем. Гремел гром и блистали молнии. От удара молнии загорелся купол собора, тушить который сестры не имели никакой возможности. Однако ж к радости и удивлению всех пожар вскоре прекратился сам по себе. Стало ясно, что помощь пришла от основательниц обители и что сон сбылся самым чудесным образом.

Преподобные являются всегда вместе. Но известны случаи, когда к их помощи советовал прибегнуть сам святитель Алексий. Одна женщина испытывала большие скорби в семье. Однажды она видела сон, что стоит перед ракой святителя Алексия и горько плачет. И вдруг она услышала голос: "Обратись в Зачатьевский монастырь к покоящимся там преподобным". Она пошла в монастырь, заказала панихиду по Иулиании и Евпраксии. Скорби ее прошли. Она усердно благодарила святителя и преподобных за их молитвы о ней.

Преподобные матушки помогали бесчисленное множество раз и в болезнях. В 1896 г. у лютеранки, перешедшей в православие, Анны, заболело горло. Лечилась долгое время совершенно без пользы. Наконец, усердно помолилась и призвала на помощь преподобных, которых очень почитала. Взяла от их лампадки маслица и приняла несколько капель с верой. В ночь она увидела их во сне. Одна из них сказала: "Ты больна". И маленькой палочкой провела по больному горлу. После пробуждения Анна почувствовала себя совершенно здоровой.

Таких случаев известно очень много, Помогают преподобные во многих болезнях, в том числе и онкологических. Одна женщина лежала в онкологической больнице и готовилась уже к операции. Здесь и услышала о преподобных и подаваемой ими помощи. Прочла их житие и стала ежечасно обращаться к ним, прося об исцелении. Накануне операции видит сон: две монахини стоят на высокой горе. На следующее утро состоялась операция, но когда вскрыли брюшную полость, раковой опухоли уже не было. Врачи лишь руками развели.

В последнее время помощь святых как бы еще усилилась. Поэтому многие люди приходят на их могилку, кладут на святые надгробия свои вещи, молятся. После прославления преподобных им служится ежедневный молебен (в 8 часов утра). Молитвами святых монастырь сегодня успешно восстанавливается. И не только внешне. Те, кто попадал на службу в Зачатьевском монастыре, снова и снова захочет прийти туда: так там тихо, спокойно - при всей тесноте малого храма - идет богослужение. Под сводами храма висят паникадила - настоящие, с лампадками вместо электрических свечей! Перед Божественной Литургией лампадки под самым потолком зажигают, а после службы - тушат. Но дело, конечно, не в лампадках, а в общей атмосфере монастыря, в том, как встречают там богомольцев. Помнят и сегодня сестры-монахини, что для приходящих были святые основательницы обители всем: и молитвенницами-заступницами в скорбях, и кормительницами, и врачующими. Молятся преподобные с нами в храме и сегодня, зная нужды и скорби каждого.

Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году на месте существовавшего здесь до 1547 года Алексеевского монастыря. После переноса Алексеевского монастыря на новое место здесь оставалась церковь Зачатия святой Анны. По этой церкви новый монастырь и получил название Зачатьевского. В августе 1612 года около Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского вели тяжелые бои с польскими войсками. Сам монастырь был разорен поляками, но вскоре восстановлен. Существенно пострадал монастырь и во время французского нашествия 1812 года.

В 1804-07 годах в монастыре по проекту М.Ф. Казакова был построен Зачатьевский собор (собор Рождества Богородицы и Зачатия святой Анны), ставший главным храмом монастыря. В 1844-46 годах по проекту М.Д. Быковского была построена церковь Сошествия Святого Духа.

В 1924 году Зачатьевский монастырь был закрыт. На его территории была организована детская колония. В дальнейшем в помещениях монастыря размещались различные учреждения.

В 1930-х годах часть построек монастыря была разрушена. Был уничтожен и Зачатьевский собор (на его месте была построена школа). Церковь Сошествия Святого Духа была перестроена до неузнаваемости.

Главной достопримечательностью Зачатьевского монастыря является надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь была построена в 1696 году на средства А.Римского-Корсакова, бывшего тогда стольником Петра I. Сохранились также корпуса кельи и часть монастырской стены. В настоящее время Зачатьевский монастырь возвращен церкви. В 1995 году здесь был возрожден женский монастырь. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.



Зачатиевский Алексеевский монастырь, 3 класса, в Москве, близ Пречистенских ворот, на Остоженке. Основан в 1547 году, на месте переведенного отсюда Алексеевского женского монастыря оставшимися инокинями этого монастыря. В смутное время был сожжен; возобновлен в 1623 году. При монастыре богадельня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери "Милостивая", прославившаяся в народе обилием чудес. После октябрьского переворота 1917 года, обитель была разорена, но чудотворный образ удалось спасти, перенеся его в соседний с монастырем храм пророка Илии, что в Обыденном переулке. И только в 1999 году, после возрождения древнейшей обители, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа Божией Матери "Милостивая" обратно в Зачатьевский монастырь. 16 мая 2001 года состоялось прославление в лике святых, основательниц Зачатьевского ставропигиального монастыря столицы, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В настоящее время в обители действуют храмы: Спаса Нерукотворного, Зачатия святой праведной Анны и Сошествия Святаго Духа. Полным ходом идет восстановление собора Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме чудотворной иконы Божией Матери "Милостивая", находящейся в церкви Зачатия Анны, особо почитается и то место, где покоятся мощи преподобных Иулиании и Евпраксии.

Со страниц издания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря



Зачатьевский монастырь имеет великую историю величиной в шесть с половиной столетий. В 1360 г. митрополит Алексий (Бяконт) благословил устройство на землях, подаренных когда-то ханом Узбеком митрополиту Петру, женской обители по просьбе родных своих сестер монахинь Иулиании (в миру — Ульяны) и Евпраксии (в миру — Иулии), ставших первыми его насельницами. Первый соборный храм был освящен в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы, а также имел второй престол в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя митрополита, поэтому монастырь называли и Зачатьевским, и Алексеевским. Надо отметить, что это была первая сугубо женская обитель в Москве (до этого монастыри просто делились на 2 половины - мужскую и женскую).

В 1547 г. монастырь сильно пострадал от пожара и по повелению Ивана Грозного был переведен ближе к Кремлю (впоследствии на его месте возвели храм Христа Спасителя). Однако на Остоженке (от сенокосных лугов) осталась небольшая «Зачатейская» община сестер, которые продолжали нести молитвенный подвиг и обустраиваться на пожарище. Сын Ивана Грозного Федор с супругой Ириной, страдая от отсутствия детей, в надежде зачать все же наследника, возобновили в 1584 г. Зачатьевский монастырь на прежнем месте.

Каменный собор Зачатия св. Анны (с приделами Феодора Стратилата и св. Ирины) и храм Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) пережили Смутные времена, наступившие после смерти последнего царя из династии Рюриковичей (у Федора с Ириной родилась-таки девочка, но умерла на втором году жизни).

В 1696 г. на пожертвования стольного боярина А.Л. Римского-Корсакова были в монастыре сооружены парадные ворота с надвратным храмом в честь Спаса Нерукотворного. Над могилами сестер Иулиании и Евпраксии в 1766 г. возвели церковь иконы Богородицы «Неопалимая Купина».

В 1804 г. Зачатьевский собор разобрали по причине ветхости и возвели новый - Рождества Пресвятой Богородицы в неоготическом стиле с приделами Зачатия святой праведной Анны (на хорах), свт. Алексия, св. вмч. Феодора Стратилата и с колокольней. Архитектурный проект строительства монастыря приписывают гению замечательных русских зодчих того времени Казаковых (Родиона и Матвея). К 1807 г. строительство было завершено, однако освящен монастырь был лишь после изгнания французов из Москвы - в 1813 г. В середине XIX в. для престарелых и недееспособных монахинь была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа в русско-византийском стиле по проекту М. Быковского.

Революция 1917 г. сыграла роковую роль в истории Зачатьевского монастыря. Уже в 1924 г. советская власть упразднила обитель, но собор еще некоторое время функционировал. 16 марта 1925 г. именно здесь отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию Патриарх Тихон (Белавин) и почил в Бозе 9 дней спустя в Бакунинской больнице по соседству. После его смерти все храмы закрыли, монахинь выселили, а в помещениях разместили всевозможные учреждения, в числе прочих - тюрьму и детскую колонию. В 1934 г. Рождественский собор и трехъярусную колокольню взорвали, остальные же храмы обезобразили до неузнаваемости.

Лишь в 1991 г. сестричество в честь иконы Богородицы «Милостивая» (одной из особо почитаемых икон Зачатьевского монастыря, перенесенной в 1920-е гг. в храм Илии в Обыденном переулке и, таким образом, спасенной) взяло на себя тяжкий труд по возрождению обители. В 1993 г. в надвратном храме Образа Спаса Нерукотворного была совершена первая Литургия, а в 1995 г. монастырю вернули прежний статус.

Последовали годы напряженного труда, увенчавшегося возвращением в монастырь иконы Божией Матери «Милостивая» (с 1999 г. размещается в надвратном храме) и прославлением в лике святых сестер митрополита Алексия Иулиании и Евпраксии (2001 г.). Археологические изыскания открыли фундаменты всех (четырех) соборов Зачатьевского монастыря, но восстановить их в прежнем великолепии оказалось невозможным. Приняли решение законсервировать старые основания при помощи саркофага, а над ним возвести новый собор Рождества Пресвятой Богородицы.

25 ноября 2004 г. (день празднования «Милостивой» иконы) была совершена первая Литургия в восстановленном храме Сошествия Святого Духа, а ровно через год Патриарх Алексий II освятил закладной камень в основание Рождественскобогородичного собора.

5 лет спустя, 25 ноября 2010 г., во время празднования 650-летия обители (1360-2010 гг.) Патриарх Кирилл освятил новый собор Рождества Богородицы великим чином. Пятикупольный собор построен в упрощенном псевдорусском стиле по проекту архитектора А.Н. Оболенского при финансовой поддержке предпринимателя Д.Е. Рыболовлева, удостоенного патриархом Орденом Серафима Саровского I степени.

27 ноября 2011 г. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил памятник основателю Зачатьевского монастыря Митрополиту Алексию (Бяконту). Его установили прямо перед входом в обитель.

http://mos-churches.ru/blog/2013/02/21/zachatevskiy-monastyir/



Московский Алексеевский девичий монастырь - это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского - в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.

Зачатьевский Алексеевский стародевичий монастырь

Монастырь был основан около 1360 г. по благословению Святителя Алексия, митрополита Московского, по просьбе его младших сестер Иулиании и Евпраксии (прославлены в лике святых в 2001 г.). Место для устроения первой женской обители выбрали на Остоженке, где находились земли, принадлежавшие Святителю Алексию по праву митрополита Московского. Рядом протекала Москва-река, тогда еще широкая и полноводная, вокруг простирались леса и рощи. Немаловажно, что располагался монастырь недалеко от кремлевских стен, служивших защитой на случай нашествия неприятеля. Было здесь и село Семчинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Вначале в обители был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия. Маленький и тесный, он освещался узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя прп. Алексия человека Божия - Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве - стародевичьим.

В XIV в. жизнь церковная и гражданская составляли одно целое - святую Русь православную. Государи перед смертью принимали схиму, схимники умирали в сражении. Православная церковь блистательно сияла и церковными и государственными заслугами своего Первосвятителя Алексия, почитаемого не только на Руси, но и в Царьграде, и в степных улусах татарских. Русская земля собиралась около московского князя Дмитрия Донского, крепла, устраивалась под его рукою, и плодом этого была славная Куликовская битва.

В новоустроенной обители было введено общежитие. Первой игуменией монастыря стала Иулиания, которая скончалась в 1393 г. К этому времени и Алексий митрополит (1374) и Дмитрий Донской (1389) уже ушли в мир иной. Обитель пережила вместе с Москвой и многими городами опустошительное нашествие Тохтамыша (1382 г.). Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского (1392 г.), как обитель постигла утрата горячо любимой игумении Иулиании. Через год скончалась и ее сестра монахиня Евпраксия. Погребли преподобных сестер в монастыре. Благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевского Алексеевского стародевичьего монастыря при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

На Остоженке монастырь просуществовал почти 200 лет и пережил немало бедствий: и пожары, и даже землетрясение, во время которого треснули монастырские стены. В 1451 г. обитель разграбили татары. Упоминание о монастыре встречается в летописи 1473 г. В связи с тем, что по приказу Великого князя московского Иоанна III игумения монастыря была приглашена для облачения в новые ризы мощей Великой княгини Марии (в иночестве Фотинии), супруги Великого князя московского Симеона Гордого, найденных в притворе церкви Спаса на Бору в Кремле. Сохранилось также завещание князя Михаила Верейского, согласно которому он дарил в 1486 г. одну из своих деревень "к Олексию святому в монастырь…". Этими скудными сведениями и завершается справка о монастыре со дня его основания до 1514 г., т. е. почти до конца первой половины периода княжения Великого князя Василия III.

В летописи под этим годом упоминается о сооружении после опустошительного пожара итальянским зодчим Фрязином Алевизом каменной церкви Алексия человека Божия. А после страшного пожара в 1547 г. царь Иоанн Грозный перевел монастырь ближе к Кремлю в урочище Чертолье (ныне улица Волхонка). После перенесения обители на новое место на Остоженке осталась небольшая монашеская община, но уже к 1584 г. она была преобразована в Зачатьевский монастырь, у которого своя богатая история и который существует и в наши дни.

Алексеевский монастырь в Чертолье XVI - XVII в.в.

Сведения о дате перемещения монастыря с Остоженки в урочище Чертолье противоречивы. В одних источниках это 1547 г., в других - 1571-й. Дело в том, что в период между 1547-1571 г.г. о монастыре не найдено упоминаний ни в одном документе. Известно только, что после разрушительного пожара 1547 г. монастырь по воле Государя Иоанна IV перенесли на Чертольский холм (место, где ныне стоит храм Христа Спасителя). Отсюда взору открывалось все пространство от Воробьевых гор вдоль по течению Москвы-реки до Кремля и далее к монастырям Андроникову, Крутицкому и Симонову. Москва теперь была обширная, красивая и богатая. Кремль красовался не только каменными стенами с высокими стройными башнями, но и величественными постройками Иоанна III, каменными соборами, дворцом с Грановитой палатой.

На новом месте - в черте Белого города и около Кремля - монастырь принял характер городского; значительно увеличилось число его посетителей. Однако монастырская слобода стояла на рубеже Москвы опричной, а данное соседство, конечно, не могло быть безопасным для обители. И на новом месте обитель перенесла немало бедствий. В 1611 г., в Смутное время, Алексеевский монастырь был разорен поляками и сгорел. Казалось бы, история его должна была бы окончиться. Однако Царь Михаил Федорович по совету отца Патриарха Филарета в 1625 году построил на пепелище новую теплую каменную церковь прп. Алексия человека Божия с приделами Тихвинской Божией Матери и Зачатия святой Анны. Обитель была восстановлена. Прошло четыре года, и вновь сильный пожар (1629) уничтожил все постройки монастыря.

В марте этого же года у Царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия. Государь опять разрешил возобновить старую обитель на том же месте. Уже в 1634 г. каменщики Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре архитектурное чудо средневековой православной Москвы дониконовской эпохи - знаменитый двухшатровый храм, который был освящен во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а другой престол - во имя преподобного Алексия человека Божия (откуда и пошло название монастыря - Алексеевский).

XVII в. - время процветания обители. Цари Михаил и Алексей почитали святого Алексия, они усердно заботились о благосостоянии обители, много жертвовали, посещали монастырь, особенно в день прп. Алексия человека Божия. По книгам царских выходов видно, что Михаил Федорович в течение двенадцати лет (1646-1676) был на празднике преподобного восемь раз, а Алексей Михайлович за тридцать лет (1646-1676) - двадцать пять раз.

Алексеевский монастырь славился дарами, преподнесенными обители царской семьей и другими знатными людьми. Так, перед образом св. Алексия висела красивая серебряная лампада, подаренная монастырю в 1629 г. первым царем династии Романовых, Михаилом Федоровичем, в честь рождения у него наследника престола, будущего Царя Алексея Михайловича. Дары в Алексеевский монастырь присылали и Патриарх Филарет, и Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, и князь Ромодановский, и безвестные миряне. Это были кресты, утварь, Евангелия, кадила, водосвятные серебряные чаши, облачения. В Алексеевском монастыре находилась чудотворная икона Грузинской Божией Матери, которую ежегодно праздновали 15 октября в память об избавлении Москвы от моровой язвы в 1655 г.

В 1674 г. монастырь получил в собственность земли в пустоши Сетуньского стана. Монастырь имел земли и крестьян в Коломенском уезде. В 1722 году к обители приписали село Дегунино Московского уезда. В обители стегали пуховые одеяла и вышивали затейливые изделия. По учету 1744 года за монастырем было записано 1586 крестьян. Обитель была богата. Однако беды ее не оставляли: в 1737 г., как ни единожды в прошлом, монастырь сгорел, и, как не раз, был снова восстановлен.

В 1764 г. с утверждением штатов монастырь был зачислен во второй класс с отобранием земель и крестьян. Древний Алексеевский монастырь имел много преданий - как письменных, так и устных. Известно, что в монастыре приняла постриг под именем Таисия жена будущего Патриарха Никона, когда муж уговорил ее уйти в монахини и принял постриг сам. Здесь же - на монастырском кладбище - инокиня Таисия и была погребена. В монастыре в заключении содержалась княгиня Евдокия Урусова - сестра боярыни Морозовой, поборницы старообрядчества.

В соборном храме был погребен князь А. Шаховской, сподвижник Петра I, князь Щербатов и многие другие известные люди. Во времена нашествия Наполеона неприятельские гренадеры разорили монастырь. Все здания, кроме соборного храма, пострадали от пожара. Церковное имущество было зарыто в трапезной церкви под полом и в келье казначеи. Над ямами, где спрятали имущество, монахиня Магдалина поставила лавки с больными и престарелыми. К кроватям, как известно, враги даже не подошли, испугавшись эпидемии и заразы. Зарытое имущество уцелело. После ухода оккупантов из Москвы обитель сравнительно быстро восстановили и привели в прежнее благолепие, о котором заботился Преосвященный Августин, архиепископ Московский, имевший особенное усердие к дому прп. Алексия человека Божия, тезоименитого ему.

В 1837 году для обители наступил тяжкий час испытаний. Император Николай I решил на месте Алексеевского монастыря построить храм Христа Спасителя в память о победе русского оружия и в благодарность Богу за победу в Отечественной войне 1812 года, а монастырь перевести в окраинное Красное село к стоявшей там приходской Крестовоздвиженской церкви. Было приказано снести все постройки, в том числе и уникальный соборный храм. Для древнего Алексеевского монастыря, простоявшего на Чертольском холме 300 лет, предстояло начать все сначала на третьем месте - в Красном селе.

http://www.st-alexis.ru/p-istoriya-letopis.shtml

Женский монастырь основан около 1360 г. (или несколько позже) св. Алексием митрополитом. Известен под именами Алексеевского и Зачатьевского. Истреблён пожаром 1547 г., после чего перенесен в Чертолье, а на прежнем месте осталась небольшая община. Возобновлен в 1584 г., при этом выстроены Зачатьевский и Богородицерождественский храмы. К революции имел собор и две церкви. Упразднен в 1924 г., однако службы продолжались по крайней мере до 1929 г. С 1991 г. ремонтируется, богослужения возобновлены в 1993 г. В 1995 г. присвоен статус ставропигиального монастырь. В 2010 г. освящён восстановленный по новому проекту собор, сломанный в советское время.

https://svyatsy.org/churches/moskva/zemlyanoy_gorod/zachatevskiy_zhenskiy_monastyr/

Дата создания: 1360 г. Описание:

История

Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю.

На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден.

В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков).

С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа.

В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов.

В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

Вконтакте

Зачатьевский монастырь в Москве - православный женский монастырь Русской православной церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой.

Anirina , CC BY-SA 3.0

Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная из сохранившихся в советское время, - архитектурный памятник конца XVII–начала XVIII века.

История

Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским - по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Алексеевский монастырь был уничтожен пожаром в 1547 и возобновлён ближе к центру города, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя; в XIX веке он переместился на Верхнюю Красносельскую улицу.


N.A.Naidenov , Public Domain

На пожарище осталась небольшая община, в 1584 вновь ставшая монастырём при поддержке Фёдора Иоанновича . Между 1584 и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.

Парадные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного были выстроены в 1696 на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. Его род издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом; вплоть до закрытия в 1924 она была не монастырской, а приходской.

Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, выстроена в 1724 специально для Римских-Корсаковых.


Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

В 1766 была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (разобрана в 1887 в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора).

В 1804 древний собор зачатия св. Анны был сломан, и на его месте в 1805–1807 выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону Казакову, документально не установлено. В 1812 году при нашествии Наполеона монахини оставались в монастыре, служба не прекращалась.

В 1844–1850 внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия св. Духа под византийским куполом по проекту . В 1912 году по заказу монастыря архитектором Л. В. Стеженским на был построен доходный дом. С 1904 по 1907 гг. рядом с монастырём жил Фёдор Шаляпин, дом которого в полуразрушенном виде сохраняется в 3-м Зачатьевском переулке.


Shakko , CC BY-SA 4.0

В 1922 монастырь был разграблен, но продолжал действовать; 16 марта 1925 здесь отслужил последнюю службу патриарх Тихон, умерший девятью днями позже.

В 1927 монастырь был закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости. Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована в 1960-е годы.

Современность

После возобновления обители в 1991 году и возвращения монастырского статуса в 1995 году внутри монастыря был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа (2001-2005).

Фундаменты старого собора Зачатия св. Анны расчищены от позднейших построек и обследованы по заказу мэрии Москвы. Московская Патриархия предпринимала шаги для воссоздания собора Зачатия св. Анны, однако отказалась от постройки его в готических формах 1805-1807 годов. Проект, впервые выдвинутый архитектором Ильёй Уткиным, предполагает консервацию фундаментов старого собора и старого кладбища и возведения над ними плиты - саркофага. На этой плите предполагается поставить пятиглавый собор в традиционном «узорочье» по образцам XVII века.

Новый собор по проекту Уткина был бы выше, чем казаковский. 30 ноября 2006 года Ю. М. Лужков в целом одобрил аналогичный проект «Моспроекта-2», выполненный в псевдорусском стиле А. Н. Оболенским, но потребовал уменьшить его высоту.


Shakko , CC BY-SA 4.0

31 марта 2008 года было сообщено о подписании распоряжения мэра Москвы о разрешении восстановления собора Рождества Богородицы к 2010 году. Финансирование взял на себя предприниматель Д. Е. Рыболовлев. 25 ноября 2010 восстановленный собор освятил патриарх Кирилл, наградив благотворителя Орденом Серафима Саровского I степени.

25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Среди уникальных особенностей собора: центральное пятикуполье, вызывающее аллюзии с Архангельским собором (1508 год) Московского Кремля и Смоленским собором (1525 год) Новодевичьего монастыря, пол из камня, специально привезенного из Святой Земли, музей и костница в подклете, звонница в псковско-новгородском стиле с действующими курантами, золоченая фигурка архангела под главным паникадилом, отсылающая к древнерусской мистерии - «пещному действу». В настоящий момент монастырь насчитывает пять храмов, включая пещерный храм Успения.

Архитектура

Здание 1696 года постройки является самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете - фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского.

Внешняя реставрация проводилась в 1960 годах, тогда же на куполе восстановлена керамическая поливная черепица. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники).

Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница, использующая била.

В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект был заказан М. Д. Быковскому.

В 1849 году начались строительные работы. Здание состояло из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом - трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной - деревянный. В 1850 году храм был освящен Филаретом.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор, построенный в 2008-2012 годах на месте разрушенных храмов XVI-XIX веков, находится в центре монастырской территории. Состоит из надземной части, представляющей собой несколько одноэтажных храмов, и подземного уровня.

В надземной части расположены пятиглавый главный храм с крестово-купольной системой сводов, включающий главный алтарь и два боковых придела; малый храм, построенный на месте разрушенной церкви XVIII века; трапезная с двумя приделами. В подземном уровне, в подклете, законсервированы фрагменты стен снесённых монастырских храмов.

Пятикуполье собора составило органичный ансамбль с надвратной церковью Спаса Нерукотворного. Майолика нового собора отсылает к эстетике васнецовского особняка Цветкова и малютинского дома Перцовой, находящихся неподалеку. Главный вход выполнен в традиции «красных крылец», украшен шатриком, венецианским фонарём и резьбой по камню. Крылатые львы в устоях подсвечников цитируют образы Псалтири и Храма Соломона, а также соотносятся с аналогичными фигурками в основании «тощих свечей» (1649 г.) из кремлёвской церкви Ризположения. Среди икон Собора выделяются исторические иконы, находившиеся в Зачатьевском монастыре до революции (образ Милостивой Божией Матери - главная святыня обители, образ святых Иоакима и Анны).

Общая площадь храма - 3,8 тыс. м 2 ; высота собора до верха креста составляет 48 м. Новый собор стал архитектурной доминантой района, уступая по высоте колокольне «Иван Великий» (81 метр) почти в два раза, он хорошо просматривается с достаточно отдалённых точек: Большого Каменного и Крымского мостов, Никитского бульвара.

В начале 2000-х на территории монастыря проводились археологические раскопки. Среди особо ценных находок - образцы керамики XIV века, древние погребальные принадлежности, образцы древнерусских тканей с уцелевшими изображениями единорога. Сенсацией стала находка бивня мамонта, которому не менее 7000 лет.

Палаты Киреевского

В 2014 году Зачатьевский монастырь приступил к реставрации фасадов палат Киреевского на Остоженке (вне монастырских стен), в результате памятник архитектуры XVII века был незаконно снесён, на месте полностью разрушенного трёхэтажного строения началось новое строительство. Архитектором проекта выступает Александр Рыжов, ранее уничтоживший под видом реконструкции Шталмейстерский дом в Малом Знаменском переулке.

Среди ближайших реставрационных планов монастыря - восстановление палат Римских-Корсаковых (17 век, за территорией монастыря) и храма Воскресения на Остоженке.

Фотогалерея