Житие алипия столпника. Преподобный Алипий столпник! Тропарь преподобному Алипию Столпнику

Раб Христов Алипий был родом из Пафлагонского города Адрианополя 1 . Господь избрал его на служение Себе еще до его рождения. Однажды ночью, незадолго до рождения сына, мать его имела следующее видение.

Ей показалось, что она держит на руках агнца, весьма красивого, с двумя горящими свечами на его рогах. Когда же наступило время рождения Алипия, то комната наполнилась Божественным сиянием: это было предзнаменованием сияния будущей праведной жизни Алипия, так как ему было назначено стать светильником мира.

После рождения Алипия мать его заснула, и во сне ей снова было следующее видение: все жители города стекались в ее комнату и окружали младенца, воспевая псалмы и священные песнопения. Эти видения мать запомнила, слагая их в сердце своем и размышляя о будущей судьбе сына своего.

Через некоторое время скончался муж ее, и, не пожелав вторично выйти замуж, она стала проводить время своего вдовства в посте и молитве, угождая Богу чистотой своей жизни, и вместе с сыном, возлагая все свое упование на истинного Отца сирот и вдовиц.

Вскормив своего сына, и обрекши его на служение Богу, она, как древле Анна, мать Самуила (1Цар.1:24-28), отвела его в храм Божий и вручила Адрианопольскому епископу, блаженному Феодору. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию. Придя в возраст, Алипий превзошел своих сверстников мудростью и разумом; добрым же поведением и добродетелями стяжал себе любовь у Бога и людей. Душа его была полна страха Божия, смирения и кротости; по мудрости же своей он показывал как бы мудрость седины и имел "мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости " (Прем.Сол.4:9). Ради этих добродетелей он был назначен церковным экономом, а затем рукоположен в сан диакона, и в этом сане совершал свое непорочное служение Богу.

Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая, подобно Анне пророчице 2 , не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу; она уже давно раздала свое имущество нищим и, обрученная Христу, была поставлена в диакониссы. Этой-то богоугодной рабе Господней, своей же матери, святой Алипий поведал о своем намерении:

Я хочу пойти на восток, - сказал он ей, - потому что я слышал, что там, в пустынях, живет в безмолвии много святых отцов; я поселюсь с ними и, взирая на их богоугодное житие, постараюсь, с Божьей помощью, подражать их добродетельной жизни. Ты же, мать моя, молись обо мне, чтобы Господь, по Своей святой воле направил мой путь и чтобы Ему было угодно мое начинание.

Нисколько не огорчаясь разлукой с сыном, мать подняла к небу свои руки и, после усердной молитвы к Богу, благословила его и отпустила с миром. Не сказавшись никому, кроме матери, святой Алипий покинул родной Адрианополь и, горя божественным желанием, устремился в путь, как стремится олень к источнику водному. Известие об его уходе сильно опечалило епископа Феодора, клир и мирян, лишившихся в нем доброго согражданина, который украшал Церковь Божию примером своей добродетельной, ангельской жизни, и приносил многим из верных чад ее большую пользу. Епископ тотчас же разослал повсюду на поиски святого своих слуг которые, спустя немного времени, нашли его в Евхаите 3 в день празднования памяти святого мученика Феодора. Только с большим трудом, прибегая, - то к мольбам, то к угрозам, удалось вернуть его обратно в отечество; ибо Богу не было угодно, чтобы Пафлагония лишилась такого светильника, которым многие должны были быть призваны из греховной тьмы к свету богоугодной жизни. Возвратившись в свой дом, святой Алипий сильно скорбел о неудавшемся путешествии и неисполненном желании. Но Бог всякого утешения утешил и его печаль божественным явлением. Некий дивный муж, лучше сказать - Ангел Божий явился ему в видении и сказал:

Не скорби, Алипий, о возвращении с желанного пути, но твердо знай, что свято всякое место, которое избирает любящий Бога человек для благочестивой и богоугодной жизни.

Утешенный этим видением, Алипий перестал скорбеть и продолжал свою иноческую жизнь, прилежно подвизаясь и служа Богу. Однако его не оставляло желание уединиться в каком-нибудь пустынном месте. Поэтому он много раз выходил из дому и обходил окрестные горы, поля и леса, ища места, удобного для богомыслия. Поднявшись однажды на гору, расположенную к югу от города, он нашел на ней высокое и живописное место, удаленное от городского шума и суеты. Оно понравилось ему и, принеся орудия для копания, он вырыл себе тут колодец. При этом, он не столько работая заступом, сколько устами прилежно молясь Богу, извел из земли воду. Окончив этот труд, святой Алипий пошел к епископу, прося разрешить ему поселиться там и построить церковь. Епископ, хотя и не возбранял ему исполнить это желание, однако тайно послал слуг завалить источник большими камнями и засыпать его землей: ему не хотелось, чтобы блаженный поселился на этом месте, так как гора была очень высока и почти неприступна для всякого, кто бы пожелал посетить святого, и притом находилась далеко от города; епископ желал, чтобы Алипий поселился ближе к городу и в более удобном месте. Найдя свой источник засыпанным, блаженный покинул эту гору и сталь искать себе другое место в окрестностях города,

Перед самым городом была расположена пустыня, в которой в древние времена язычники-эллины хоронили своих покойников. Пустыня была населена легионами нечистых духов; вследствие этого все боялись того места и никто не мог пройти через него по причине ужасов, наводимых бесами. Заметив, что все избегают этой пустыни, блаженный Алипий поселился там в одном из гробов 4 ; над гробом стоял каменный столп, а на столпе идол. Сокрушив идола, как глиняный сосуд, преподобный воздвиг на его месте честный крест. Таким образом, нисколько не боясь ужасов бесовских и нападений, он начал там жить, далеко прогоняя от себя бесовские полки оружием креста и стрелами своих молитв. Однажды во время сна святому Алипию предстали в видении два честных мужа, облеченных в священнические ризы и сказали ему:

Зачем ты так долго заставил нас ждать тебя здесь, человек Божий? Если ты тот Алипий, которому предназначено от Бога освятить это место и умножить на нем славословие Божие, то приступи немедля к тому делу, которое тебе подобает совершить.

Проснувшись, преподобный удивился словам виденных им мужей, недоумевая, кто они такие, и что ему надлежит совершить на этом месте, чтобы умножить славословие Богу. Вскоре после этого епископу Адрианопольскому Феодору понадобилось для чего-то съездить к царю, и святой Алипий должен был сопровождать его в качестве клирика. Против своего желания и подчиняясь лишь воле епископа, он отправился в путь и проводил его до Халкидона, где епископ намеревался сесть на корабль, чтобы отплыть в Царьград.

Тем временем Алипий вошел в одну церковь, находившуюся на берегу моря и, помолившись в ней, задремал. И вот предстала ему в видении дева прекрасная, как солнце, и сказала:

Встань скорее, Алипий!

Изумленный ее красотой, Алипий спросил ее:

Кто ты, госпожа, и почему велишь мне скорее встать?

Я Евфимия 5 , раба Христова и мученица, - ответила она. - Встань и, если хочешь, пойдем в твое отечество! По воле Божией я буду твоей спутницей и помощницей.

Когда святая мученица произнесла эти слова, Алипий проснулся и не увидал никого перед собой, но сердце его было полно духовной радости. Он понял, что Бог хочет его возвращения к безмолвию. Поэтому, оставив епископа, он вернулся в отечество, сопровождаемый невидимой помощью и молитвами святой великомученицы Евфимии, чудный образ которой и сладкую беседу он всё время хранил в сердце своем и радовался духом.

Придя в Адрианополь, в свою безмолвную пустыню, он задумал построить на этом месте церковь во имя святой Евфимии. Потребных средств для сего он не имел, ибо, раздав всё свое имение и последовав за обнищавшим нас ради Господом, он, как нищий, не имел ни золота, ни серебра, ни даже меди при поясе. Тогда он умолял знакомых ему граждан и соседей помочь ему. Узнав о его желании, они с усердием приносили ему всё нужное и в скором времени между языческими гробами была создана церковь во имя святой мученицы Евфимии. Когда основание было вырыто, святому Алипию снова явились во сне два вышеупомянутых мужа в иерейских облачениях. Один из них держал в руке кадильницу и кадил основание, знаменуя этим, какая великая здесь имеет быть церковь, другой же пел:

Осанна месту сему!

Неизвестно, кто были эти мужи, - но некоторое время спустя, там были обретены нетленные и благоуханные мощи тех двух мужей, которые дважды являлись в видении святому Алипию. По его повелению, эти святые мощи были положены в выстроенной им церкви.

Еще до освящения церкви легионы бесовские, видя, что, по старанию святого Алипия, среди их жилища воздвигается селение святых, и там, где они наводили на всех страх и ужас, начинает являться Божия благодать, с великим криком и воплем устремились на новозданную церковь и на келлию святого, желая разрушить здание до самого основания и, устрашив святого мужа, изгнать его оттуда. В своей ярости бесы вопили разными голосами, как раздраженные звери, или разгневанные ратники: но воин Христов стал на молитву, вооружился ею, как непобедимым оружием и тотчас победил призрачную силу бесовскую, так что бесы бежали с позором, как пыль, возметаемая ветром.

Когда церковь была освящена, то из города начал стекаться к ней народ, чтобы славословить Бога и послушать душеполезных поучений святого. Тогда Алипий, вооружаясь еще сильнее против врага, поднялся на столп, подобно святому Симеону 6 , первому столпнику, и стал как бы страж, издалека усматривая наступающая ополчения бесовские и мужественно борясь с ними день и ночь. Бесы же, хотя всегда бывали побеждаемы им, однако не прекращали своих бесстыдных нападений на святого.

Однажды ночью злые духи начали бросать в Алипия камнями, причиняя ему сильные поранения. Перенося удары камней святой сказал бесам:

Что вам надо от меня, человеконенавистные и гибельные бесы? Напрасно возмущаетесь вы и злобно восстаете против рабов Божиих. Эти камни, которые вы мечете в меня, будут свидетельствовать перед Христом в день второго пришествия о вашей бесстыдной дерзости и злобе. Знайте, что я ни во что вменяю ваше метание камней и считаю его как бы детской игрой. Вот я снимаю легкие доски, служившие покровом над моей головой, чтобы с большим удобством принимать удары и претерпеть ради Господа моего то, что претерпел святой первомученик Стефан 7 . Вы убили его руками Иудеев, с которыми и унаследуете геенну огненную.

Слыша эти слова и понимая, что непобедимый страдалец готов всё претерпеть для Бога, бесы разбежались во все стороны от того места. Это слышали в ту ночь некоторые прохожие, видевшие также и бесов, бежавших оттуда под разными; видами, громко рыдавших и вопивших:

Алипий изгнал нас из нашего жилища! Куда нам идти? Нам нигде нет места!

Преподобный же снял со столпа легкий навес, бывший над его головой, и стоял, имея небо своим единственным покровом, мужественно перенося стужу и зной, дождь и град, снег и мороз. И был он таким добровольным мучеником не краткое время, но 53 года, страдая на своем столпе, как бы пригвожденный ко кресту. И стекалось к нему в это время множество народа, мужей и жен, юношей и старцев, чтобы послушать его полезных поучений и получить исцеление недугов. В виду того, что многие из них поселились тут же при нем, святой повелел устроить два монастыря, мужской и женский, один по одну сторону столпа, другой - по другую. Сам же стоял на столпе посередине, просвещая оба монастыря своим учением и примером своей Ангельской жизни и защищая их своими молитвами. Алипий дал им законы и уставы иноческого жития, повелев тщательно блюсти себя от козней бесовских, притом женщинам он особенно заповедал никогда не показываться на глаза мужчин.

В женском монастыре жила мать блаженного Алипия со своей дочерью, а его сестрой Марией, и другие знатные жены Адрианопольские и между ними некие Евфимия и Еввула, оставившие всё свое имение, детей, родных и друзей и всю суету и сладость мира сего, чтобы облечься в Ангельский образ, жизнью же своею уподобиться самим Ангелам.

Мать преподобного была в сане диакониссы и, хотя жила по иночески, однако не хотела постригаться,

Одно и тоже - быть диакониссой или инокиней,- говорила она.

Сын неоднократно молил ее облечься в иноческое одеяние, но она не слушала его, пока не получила указания на это в ночном видении. Тогда она уже сама стала просить сына о пострижении ее в иночество. Ей представились в видении богатые палаты, внутри которых слышалось сладкогласное пение, славящее Бога. Когда она захотела войти туда, то некий славный и светоносный муж, стоявший у входа в палаты, заградил ей вход и сказал:

Ты не войдешь сюда, потому что здесь ликуют рабыни Господни, послужившие Ему в иноческом сане. На тебе же нет одеяния иноческого, потому ты и не можешь войти сюда и принять участие в их радости.

Слова эти сильно пристыдили мать святого Алипия, и, проснувшись, она стала просить сына, чтобы ее постригли в иноческий сан. После пострижения она удвоила подвиги, прилагая к прежним своим трудам новые труды.

Прожив еще много лет в монашестве, она отошла ко Господу, благоугодив Ему на земли. Сын же ее, преподобный отец наш Алипий, был так угоден Богу, что еще при жизни своей был осияваем небесным светом: несколько раз над головой его являлся огненный столп, достигавший до облаков и озарявший всё место окрест его. Явление это происходило часто, иногда днем, иногда ночью, большей же частью ночью, и, когда случались гром и молния, то этот небесный свет над святым являлся выше того каменного столпа, на котором он стоял.

Многие из верующих свято живущих сподоблялись видеть это; другие, кому случалось наблюдать свет издалека, думали, что столп святого горит настоящим вещественным огнем. Достойные же ясно могли глядеть на это несказанное знамение небесной славы: так прославлял Бог Своего угодника.

И много чудес сотворил святой благодатью Христовой, исцелял больных, изгонял бесов из людей, прорекал будущее. За четырнадцать лет до кончины, ноги его были поражены лютой болезнью, так что всё это время он не мог стоять и до самого своего преставления лежал на одном боку. Когда ученики святого хотели перевернуть его на другую сторону, он не позволял им, но терпел всё, как второй Иов, благодаря Бога, к Которому и отошел с радостью 8 . И по преставлении его много исцелений подавалось больным от его святых мощей во славу Христа, Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Терпения столп был еси, ревновавый праотцем преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Алипие отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 8:

Яко добродетелей вину, и постников удобрение, церковь славит тя днесь, и воспевает Алипие: молитвами твоими подаждь чтущым любовию доблести твоя и борения, лютых прегрешений избавление, яко тезоименитый.

________________________________________________________________

1 Пафлагония - провинция Римской империи на юге Малой Азии с главным городом Гангрой.

3 Евхаит - город на севере Малой Азии ныне Мереиван.

4 Гробами обыкновенно были тогда пещеры в горах, иногда природный, иногда вырытые, или высеченные искусственно, в которых и полагали тела умерших, завернутые в особые пелены или простыни.

5 Святая великомученица Евфимия (память ее 11-го июля и 16 сент.) была родом из Халкидона, где и почивали ее мощи до 620 г., когда они были перенесены в Константинополь.

7 Память святого первомученика архидиакона Стефана - 27-го декабря. Иудеи побили его камнями за обличение их неверия и исповедывание Христовой веры. (См. Деян.8).

8 Преподобный Алипий скончался при императоре Ираклии (610-641 гг.) близ Адрианополя Пафлагонского. Честная глава его в настоящее время находится на Афоне в монастыре Кутлумуш.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

День памяти

Алипий Столпник († VII век) - христианский святой , почитаемый в лике преподобных . Память в Православной церкви совершается 26 ноября (по юлианскому календарю) .

Житие

Мать его, христианка, рано овдовела и, согласно житию святого, зная о божественном призвании сына, поручила его воспитание Феодору, епископу Адрианопольскому.

Епископ Феодор посвятил святого Алипия в сан диакона. Однажды Алипию, сопровождавшему своего епископа в Константинополь, явилась во сне святая мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь её имени .

Тот исполнил указание и начал подвижническую жизнь. Рядом с храмом, под открытым небом святой соорудил себе из старинной колонны столп , находясь на котором 53 года он постоянно молился Богу, а также поучал и наставлял многих, приходящих к нему . Как писал Дмитрий Ростовский ,

Бесы, однако, по утверждению жития, побежденные молитвой и стойкостью святого, навсегда покинули это место. За свою деятельность он удостоился дара пророчества, изгнания бесов и исцеления болезней.

Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Бога.

Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский, в которых он ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей смерти. Скончался преподобный Алипий в возрасте более 100 лет, в царствование Ираклия I (610-641 гг.).

Источники

Из источников об Алипии повествует житийная литература. Сохранилось два его жития - одно более древнее, VII века, написанное одним из учеников Алипия, второе - переложение Симеона Метафраста . В России житие известно в основном по пересказу Дмитрия Ростовскому (конец XVII века), который в своей работе пользовался материалом Симеона Метафраста.

Историческое восприятие

В христианстве Алипий - один из трех наиболее известных столпников , наряду с Симеоном Столпником и Даниилом Столпником . В то же время в научной литературе подчеркивается характер действий Алипия по отношению к языческому прошлому, типичный для христиан IV-V веков - основанный им храм располагался на месте языческого кладбища, а столп, на котором он стоял был остатком древней колонны языческого храма .

Почитание

Напишите отзыв о статье "Алипий Столпник"

Примечания

Литература

  • // Православная энциклопедия .
  • Daniel F. Stramara Jr. Double Monasticism in the Greek East, Fourth through Eighth Centuries // Journal of Early Christian Studies - Volume 6, Number 2, Summer 1998, pp. 269–312
  • Helen Saradi-Mendelovici. Christian Attitudes toward Pagan Monuments in Late Antiquity and Their Legacy in Later Byzantine Centuries // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 44, (1990), pp. 47–61
  • Дмитрий Ростовский. в Викитеке.

Ссылки

  • (описание иконы Алипия XVII века, англ. яз.)

Отрывок, характеризующий Алипий Столпник

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.

Житие

Преподобный Алипий Столпник родился около 515 года (в церковных календарях говорится о рождении в 522 году ) в городе Адрианополе в Пафлагонии (источники сообщают о нескольких городах с именем Адрианополь в Малой Азии , один из которых принадлежал географически к Вифинии, а политически к Пафлагонии ). Мать его, христианка, рано овдовела и, согласно житию святого, зная о Божественном призвании сына, поручила его воспитание Феодору, епископу Адрианопольскому. Житие говорит, что во время рождения сына мать видела чудесное видение, вся комната была наполнена Божественным сиянием - в предзнаменование будущей праведной жизни Алипия .

Епископ Феодор посвятил святого Алипия в сан диакона. Однажды Алипию, сопровождавшему своего епископа в Константинополь, явилась во сне святая мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь её имени .

Тот исполнил указание и начал подвижническую жизнь. Рядом с храмом, под открытым небом святой соорудил себе из старинной колонны столп, находясь на котором 53 года он постоянно молился Богу, а также поучал и наставлял многих, приходящих к нему . Как писал Дмитрий Ростовский,

Бесы, однако, по утверждению жития, побежденные молитвой и стойкостью святого, навсегда покинули это место. За свою деятельность он удостоился дара пророчества, изгнания бесов и исцеления болезней.

Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Бога.

Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский, в которых он ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей смерти. Скончался преподобный Алипий в возрасте более 100 лет, в царствование Ираклия I (610-641 гг.).

Источники

Из источников об Алипии повествует житийная литература. Сохранилось два его жития - одно более древнее, VII века, написанное одним из учеников Алипия, второе - переложение Симеона Метафраста. В России житие известно в основном по пересказу Дмитрия Ростовскому (конец XVII века), который в своей работе пользовался материалом Симеона Метафраста.

Историческое восприятие

В христианстве Алипий - один из трех наиболее известных столпников, наряду с Симеоном Столпником и Даниилом Столпником. В то же время в научной литературе подчеркивается характер действий Алипия по отношению к языческому прошлому, типичный для христиан IV-V веков - основанный им храм располагался на месте языческого кладбища, а столп, на котором он стоял был остатком древней колонны языческого храма .

Почитание

[греч. ̓Αλύπιος ὁ Κιονίτης] († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.). Происходил из пафлагонского г. Адрианополя, прославился в правление имп. Ираклия (610-641). Воспитанный матерью в благочестии, А. С. с юных лет посвятил жизнь церковному служению; местный еп. Феодор рукоположил его во диакона и назначил экономом. Возжелав уединенной жизни, юноша отправился на Восток, но был возвращен земляками. А. С. поселился в пещере в окрестностях родного города, очистив это место от злых духов. Однажды, сопровождая епископа в К-поль, А. С. остановился в Халкидоне, где ему явилась мц. Евфимия , в честь к-рой преподобный по возвращении в свою пустынь основал храм. Когда после этого на него ополчились бесы, он взошел на столп и провел там 53 года. Рядом возникли муж. и жен. обители; в последней подвизались мать и сестра А. С. Преподобный прославился чудесами: над его головой являлся огненный столп - знамение небесной славы; святой исцелял больных, изгонял бесов, предрекал будущее. Последние 14 лет жизни он по причине болезни провел лежа на одном боку. По преставлении А. С. множество людей исцелилось у его мощей. В К-поле память А. С. совершалась в мон-ре его имени рядом с Ипподромом (Cod. Paris. 1594). Сохранились 2 жития А. С.: древнее, написанное одним из его учеников, и обработка Симеона Метафраста . Рим. мартиролог и К-польский синаксарь упоминают 26 нояб. св. Стилиана Адрианопольского, «отшельника из Пафлагонии», к-рого, видимо, следует отождествить с А. С., чья память отмечается в тот же день. Краткое житие А. С. помещено в составе 1-й и 2-й редакций Пролога (древнейший список (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.) - Абрамович Д. И. Софийская библиотека. СПб., 1907. Вып. 2. С. 175). В XVI в. житие А. С., написанное Симеоном Метафрастом, вошло под 26 нояб. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 205-206).

Ист.: BHG, N 64-66d; Delehaye H . Les saints stylites. Brux., 1923. (SH; 14). P. 148-184 [жития]; Halkin F . Inédits byzantins d"Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. (SH; 44). P. 170-208 [житие с энкомием Антония, пресвитера К-польского]; SynCP. P. 257, 969; ЖСв. Ноябрь. С. 723-731.

В. А. Бугаевский

Гимнография

А. С. упоминается в Месяцесловах Типикона Великой ц . IX–Х в. (Mateos . Typicon. Т. 1. P. 114-115), Стишного Пролога XI в., сочиненного к-польским поэтом Христофором Митилинским , и во мн. др. греч. и слав. литургических источниках (Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 366). В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно нек-рым к-польским редакциям Студийского устава - Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 100, XII в.) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в.- 26 нояб. отмечалась память 2 святых - сщмч. Меркурия и А. С., совершалась служба с Аллилуия ; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали житие А. С., а по Евергетидскому (Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 326) - обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с Аллилуия только А. С. и чтение его жития (Arranz . Typicon. P. 62). В ранних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- см. Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 33) указана служба с Аллилуия А. С. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 нояб. попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с Аллилуия; в др. случаях - службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова) - А. С. и вмч. Георгия Победоносца (в память освящения одноименной церкви в Киеве). По принятому в наст. время в РПЦ Типикону А. С. положена служба с Аллилуия или без знака (Типикон. Т. 1. С. 289), по Типиконам греч. Церквей служба без знака 2 святых - А. С. и Никона Метаноита.

Служба А. С., зафиксированная во многих Минеях студийского типа (напр., РНБ. гр. 227-1. Л. 152об.- 151об.; гр. 551. Л. 198-200об., обе XII в.), совершается в совр. богослужебной практике рус. и греч. Церквей. Канон (5-го гласа) А. С. с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем († 886); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной б-ке, изданы Хр. Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греч. рукописях христ. Востока, не вошедших в печатную Минею канонов А. С. гимнографов Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 205v - 207v, XI-XII вв.), Иосифа (Paris. gr. 259. Fol. 266v - 269, XI в.; Vat. gr. 2309. Fol. 57-57v, XIV в.), Леонтия (Sinait. gr. 640. Fol. 183-189, 1539 г.), Феофана (Paris. gr. 259. Fol. 264-266v, XI в.) и 3 анонимных (Paris. gr. 259. Fol. 270v - 271, XI в.; Patm. 196. Fol. 200v - 207v, XIV в.; Sinait. gr. 572. Fol. 81-84, XI-XII вв.; Vatic. Reg. gr. 63. Fol. 118v - 121, 1260 г.).

Лит. Hannick Chr . Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεῖον. Ν 279-285. Σ. 106-108.

А. Ю. Никифорова

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоn. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швеция); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г.(Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об А. С. сказано: «Старец с длинною бородою» (Ч. 3. § 14. № 4). В Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., помещено изображение святого на столпе, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, причем отмечено: «Сед, ряска санкир з белилом» (Маркелов . С. 286). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., А. С. описан: «Сед, аки Иоанн Богослов, риза преподобническая, испод санкирь с белилом, неции же пишут его на столпе».

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; Ровинский Д . А . Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 3. C. 373-380; Menol. Bas. Tab. 208; Millet . Athos. Tab. 227,1; Ricci . P. 30; R é au . Vol. 3/1. P. 59; Chatzinikolaou A . // RBK. Bd. 2. S. 1076-1077; Dufrenne S . L"illustration des Psaultiers grecs du Moyen Âge. P., 1966. Fig. 5, 29, 47; Kaster K . G . // LCI. Bd. 5. Sp. 105-106; Миjовић . Менолог. С. 195, 198, 200, 201, 326, 349, 381; Лифшиц Л . И . Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. М., 1987. С. 408, 518; Евсеева Л . М . Афонская книга. С. 254. № 97; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 2. С. 286. Ил. 3; Большаков . Подлинник иконописный. М., 1903, 1998р. С. 52.

Алипий Адрианопольский ( -), столпник , преподобный .

За богоугодную жизнь епископ посвятил св. Алипия в сан диакона . Однажды преподобному, сопровождавшему своего владыку в Константинополь , явилась в сонном видении св. мученица Евфимия и сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее святого имени. Преподобный исполнил Божественное указание и положил начало подвижнической жизни. Рядом с храмом, под открытым небом, на верху языческого гроба, святой соорудил себе столп, на котором подвизался 53 года в непрестанных молитвах к Богу, поучая и наставляя многих, приходящих к нему. Жившие на языческом кладбище бесы искушали подвижника, но побежденные молитвой и стойкостью святого, навсегда покинули это место. За свои подвиги избранник Божий удостоился благодатного дара пророчества, изгнания бесов и исцеления недугов. Лишь за 14 лет до смерти святой не смог больше стоять и из-за болезни ног лежал на боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Господа. Постепенно около столпа возникли два монастыря: мужской и женский, в которых преподобный ввел строгие монашеские уставы и управлял ими до своей кончины.

Почил преподобный Алипий в г., в возрасте 118 лет. Тело почившего столпника было погребено в основанной им церкви в честь святой мученицы Евфимии. Святые мощи угодника Божия исцеляли многих приходивших к ним с верой.

Тропарь, глас 1

Терпения столп был еси, / ревновавый праотцем, преподобие, / Иову во страстех, Иосифу во искушениях, / и Безплотных жительству сый в телеси, / Алипие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Яко добродетелей вину, и постников удобрение, церковь славит тя днесь, и воспевает Алипие: молитвами твоими подаждь чтущым любовию доблести твоя и борения, лютых прегрешений избавление, яко тезоименитый.

Литература

  • Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. 26 ноября.