В какую школу лучше отдать ребенка. К какой школе относится ребенок по адресу прописки? Платные частные школы

Один из новых этапов жизни каждого ребенка – это начало школьной поры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для многих ребят первое сентября – это праздник: белые банты, красивая школьная форма, модный рюкзак и кипа учебного материала. Для родителей же это особо ответственный момент. При этом, хлопоты по устройству ребенка в школу начинаются задолго до первого осеннего дня.

Для начала родителям необходимо определиться с выбором учебного заведения. Именно с этого этапа все и начинается.

Право на образование

Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что образование в школах (основное общее образование) является для граждан нашей страны обязательным. Это означает, что каждый родитель должен обеспечить своему ребенку обучение. В то же время, родители ни в коем случае не должны препятствовать своим детям обучаться. Данное правило также имеет законодательное закрепление в Конституции РФ.

В общем смысле слова образование в школах Российской Федерации предполагается бесплатным. Однако существуют и так называемые частные школы, где обучение происходит на платной основе. Это, скорее, исключение из правила. Выбирать такие учебные заведения – это право родителей, а не обязанность.

Кроме того, официальным представителям детей дается право выбирать школы, гимназии, лицеи по уровню подготовленности и развития ребенка.

Это означает, что родитель может подобрать образовательное учреждение с той программой обучения, которая бы полностью смогла подготовить и развить личностные качества ребенка на должном уровне. Но в некоторых случаях, такие школы могут отказать родителям в приеме детей, если все вакантные места будут заняты, а школа не находится по месту прописки ребенка.

Территориальный фактор

Если обратить внимание, то в каждом районе (микрорайоне) города находится несколько школ. Может оказаться и так, что они будут расположены и в непосредственной близости друг от друга. Может возникнуть закономерный вопрос о том, какая школа имеет привязку к месту жительства ребенка и существует ли вообще таковая.

Действительно, российский закон «Об образовании» закрепляет в своих нормах, что существует привязка жилых объектов к образовательным учреждениям . Сделано это, в первую очередь, с целью предоставления образовательных услуг максимальному числу учеников, проживающих в непосредственной близости от школ, так как удобство посещения учебного заведения по территориальному признаку является очень важным моментов для качественного образования детей.

Итак, после получения ответа на вопрос, можно ли устроиться в школу рядом с домом, стоит озвучить другую часть вопроса: как узнать, к какой школе мы относимся по прописке.

Как узнать, к какой школе относится прописка

Современные реалии позволяют использовать несколько методов получения информации об образовательных услугах. Многие из них являются максимально доступными для каждого гражданина.

К таковым методам можно отнести:

  • изучение интернет ресурсов об образовании: сайты школы, департамента образования и т.п.;
  • посещение уполномоченных государственных органов, например, отделов образования в городе, районе и т.п.;
  • личный визит в школу.

Можно использовать один из этих вариантов, а можно воспользоваться несколькими методами, чтобы ответ был как можно больше достоверным, полным и развернутым. Также, так предполагается сделать, если есть сомнения в достоверности полученной информации, ее правильности и законности.

Изучаем просторы глобальной сети

В настоящее время каждая школа, а также иное учебное заведение, обязаны иметь свой интернет ресурс. Объем информации, конечно, на каждом из них может бить различным. Некоторые учреждения образования освещают каждый важный этап в жизни своих учеников и учителей, рассказывают подробно о различных мероприятиях, достижениях и т.п. Некоторые же школы ограничиваются общей информацией.

Однако в обязательном порядке каждый такой сайт должен раскрывать сведения о том:

  • какие дома закреплены за учебным заведением;
  • правила приема учеников;
  • количество доступных мест на будущий учебный год;
  • какие направления обучения осуществляются в школе и др.

В специальном разделе на сайте можно получить информацию о территориальной принадлежности школы, какие улицы и дома закреплены именно за ней. Этот вариант является самым оперативным из всех, так нет необходимости покидать свой дом, заранее записываться на прием, стоять в очередях и т.д.

Отделы и департаменты образования

В каждом российском городе есть уполномоченные органы по вопросам образования. Посещение их гражданами по личным вопросам возможно, чаще всего, в определенные часы и дни недели. Эту информацию лучше узнать заранее, чтобы не тратить время зря.

Обычно прием осуществляется по предварительной записи по телефону. Однако в некоторых случаях и по живой очереди.

Компетентные сотрудники в области образования обязательно должны дать вам ответ на вопрос, какая школа закреплена за вашим местом проживания. Но идти ради одного только этого вопроса в отдел или департамент образования – это не самый удобный способ. Он подходит больше тем лицам, которые имеют и другие дополнительные вопросы, если их решение возможно только при личном посещении.

Личный визит

Каждый родитель имеет полное право зайти в близлежащую или понравившуюся школу и узнать все, что является важным для него.

С легкостью можно получить информацию о том:

  • прикреплена ли школа к месту жительства ребенка;
  • сколько учебных мест имеется;
  • каковы правила приема в школы;
  • насколько вероятно попасть в данную школу, если она не относится к прописке и многое другое.

Отказ в предоставлении информации или запрет в посещении школы родителями потенциальных будущих учеников невозможен.

Рекомендуется использовать данный способ для получения сведений, так как таким образом можно не только познакомиться с администрацией школы, но и посмотреть условия, в которых происходит процесс обучения детей, состояние здания и т.п.

Отказ в приеме

Такие случаи не являются частыми, но возможны. Самой распространенной и частой причиной отказа в приеме ученика становится отсутствие учебных мест, то есть, если все классы укомплектованы в полном объеме. Данные ответы администрации школ должны быть документально подтверждены.

Каждый родитель может потребовать доказательства того, что действительно в школе нет свободных мест, особенно, если отказ поступил в адрес тех, за кем школа закреплена по прописке.

Существуют возрастные ограничения для приема в школу. По общему правилу, ребенку должно исполниться к 1 сентября текущего учебного года 6 с половиной лет. Но это правило не является жестким. Иногда, уровень подготовки детей настолько высок, что такое ограничение по возрасту снимается до 2-3 месяцев в меньшую сторону.

Не рекомендуется отдавать детей раньше установленного возраста, так как в более раннем возрасте у детей существуют определенные различия не только в интеллектуальном развитии, но и в эмоциональном и психическом . Каждому ребенку должно быть комфортно обучаться в коллективе.

Всем родителям стоит помнить, что состояние здоровья не является категоричной причиной отказа в принятии ребенка в школу, если по медицинскому заключению он способен полностью воспринимать информацию и контактировать со взрослыми и сверстниками. Это касается и ряда психических заболеваний.

Если ребенок не прописан по месту проживания

В настоящее время отсутствие регистрации не является причиной отказа в приеме в учебное заведение. Следует помнить, что наше государство обязано предпринимать все возможные меры к тому, чтобы каждый российский ребенок получал образование в школе.

Если родителям отказали в приеме ребенка потому, что он живет не по прикрепленному к школе адресу, то это является основанием для подачи жалобы в министерство образования и в другие инстанции.

Отказать могут лишь при полной комплектации классов. Однако родителям должна быть предоставлена информация о том, в каких школах есть еще свободные учебные места. Конечно, бывают различные жизненные ситуации, но родителям необходимо заранее позаботиться о том, чтобы ребенок пошел именно в ту школу, которая имеет удобное территориальное расположение или отвечает всем требованиями родителей, чтобы не было паники при устройстве малыша в учебное заведение.

Подавать документы можно и в две школы одновременно. Но существует правило о том, что раньше всех, до 31 июля зачисляются ученики по прописке. А вот уже с 1 августа и вплоть до 5 сентября идет последующая комплектация классов теми учениками, которые не имеют прикрепленной к школе прописки.

Льготы при зачислении в школы

В каждом субъекте Российской Федерации существуют льготы при приеме детей в учебные заведения. Перечень таковых лучше уточнять в соответствующем департаменте образования.

По общему правилу к льготникам относят детей:

  • военнослужащих;
  • судей;
  • прокуроров;
  • сотрудников полиции;
  • родителей пострадавших и погибших при исполнении воинского долга;
  • родителей, пострадавших, получивших увечья или погибших при выполнении служебных обязанностей.

Некоторые регионы нашей страны могут относить к льготникам:

  • детей матерей-одиночек;
  • ребят, которые находятся под опекой;
  • детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные семьи и др.

Если при школах существуют дошкольные курсы, то те дети, которые являются их выпускниками, могут быть первостепенно зачислены в данное учебное заведение.

Постоянная и временная регистрация

Как известно, у граждан есть право оформить временную прописку в месте своего проживания. Но это является и обязанностью, если в ином населенном пункте, отличном от места постоянной регистрации, гражданин находится более 3 месяцев подряд (90 суток ). Оформление временной прописки на несовершеннолетнего ребенка рекомендуется делать, если именно в данной местности он пойдет в школу. Это облегчит родителям процесс зачисления.

Стоит отметить, что родитель, который уже имеет временную регистрацию по месту жительства, может беспрепятственно прописать на территорию жилплощади своего несовершеннолетнего ребенка без согласия собственника жилья. Данное положение дел гарантирует полное осуществление прав ребенка, в том числе на получение среднего образования в школах, лицеях, гимназиях и других подобных учебных заведениях.

В этом году льготы при поступлении в школу будущих первоклассников отменили (см. нашу справку), так что теоретически вы можете выбирать любое учебное заведение - как по местоположению, так и по уклону или методике преподавания (подробнее об этом в следующих номерах). Но как не ошибиться с выбором? На что ориентироваться - на степень облезлости входной двери или на китайский язык с первого класса?

Не гонитесь за крутизной

«Не смотрите на «крутизну» школы, я на этом в своё время обожглась, - предостерегает Галина Кольцова, мама второклассника Тимофея. - Выбрала сыну самую «навороченную» - с языковыми и компьютерными курсами вместо продлёнки - и пристроила Тимофея в подготовительный класс. Он учился хорошо, и, хотя будущие учителя постоянно нагнетали нервность по разным поводам, я была довольна. Ещё бы - лучшая школа в районе! Тимоша легко сдал тесты и пошёл в первый класс в 6 лет. Но атмосфера в классе не изменилась - учителя стали ещё больше придираться, а сын начал жаловаться на постоянную головную боль. Классная руководительница звонила и истерила по телефону: мы портили ей успеваемость. Тимофей фактически перестал спать по ночам. Обратились к психологу, и он категорически потребовал забрать ребёнка и отдать в первый класс на будущий год! Я пожалела замученного сына. Выбрала в этот раз более простую школу, зато со спортивными секциями для поправки здоровья. Так что поинтересуйтесь перед поступлением, чем ребята занимают после уроков. Любые кружки на первом году обучения незаменимы для адаптации. Сейчас Тимофей ходит во второй класс, блестяще учится и отлично плавает».

Чем ближе - тем здоровее

«Многие родители мечтают отдать будущего первоклассника в самую-самую школу в центре, - говорит Юлия Гриценко, клинический психолог. - Но я бы посоветовала выбрать учебное заведение поближе к дому. Тогда ребёнку не придётся вставать в 6 утра, чтобы за час-полтора выезжать из дома. Ведь если в сентябре это не проблема, то зимой, когда утром светает поздно, подъём «в середине ночи» может превратиться в ежедневную катастрофу. Задача начальных классов - приучить малыша к образовательному процессу, так что пусть он спокойно привыкнет к «околодомашней» школе, а потом отдавайте его «куда подальше», он уже психически закалится».

Пробивайтесь любой ценой!

«В прошлом году я устраивала дочку в школу, - вспоминает Алёна Бестужева, мама первоклассницы. - И поначалу опешила. Ни в одном учебном заведении моего района не было мест! Я не сложила руки. В трёх школах преодолела отпор охранников, пробилась к учителям, набиравшим первые классы. В двух из трёх школ мою дочь готовы были принять. Из разговоров с друзьями узнала, что приём «мест нет» применяется широко: где-то таким образом вымогают взятки, где-то искусственно повышают престижность школы. Так что не сдавайтесь, и вашего ребёнка зачислят!»

Выбирайте учителя

«Главное - не стены с позолотой, а чтобы ребёнку понравилась учительница, - советует Марина Лилеева, замдиректора школы для одарённых детей «Интеллектуал». - Ведь от этого человека зависит, будет ли малыш полноценно отдаваться обучению. Если в школе отказываются знакомить с педагогами, набирающими первые классы, обратитесь к директору. А если «оборона» непробиваемая - лучше ищите другое учебное заведение, потому что симпатия между будущим учеником и его учителем необходима. И не спешите с началом учёбы, лучше отдать ребёнка в школу в 7,5 лет, чем в 6,5. Как бы талантлив ни был ваш малыш - отдавайте его в первый класс в положенное время, чтобы он не утомлялся и не капризничал. Иначе при гораздо более высоком интеллектуальном потенциале он будет отставать от сверстников - если не в учёбе, то в эмоциональном развитии, что чревато серьёзными проблемами в подростковом периоде».

Наша справка

Чтобы записать ребёнка 1 апреля в выбранную школу, родителям придётся дежурить около неё ночами. Столичная прокуратура уверена, что прописанные в московском законодательстве привилегии для некоторых категорий первоклашек ущемляют права остальных малышей. «Поэтому теперь никакие льготы, как то: учёба старших детей в этом учебном заведении или проживание рядом - не учитываются, - подтвердил «АиФ» Александр Гаврилов, пресс-секретарь столичного Департамента образования. - Кто первый придёт, того и зачислят. Поэтому рекомендую разузнать всё о процедуре записи уже сейчас».

В какой детский сад пойти? Через 1,5 года встанет этот вопрос ребром, а сейчас просто начинаю постепенно прощупывать почву.

Итак, мы живем в Северном Тушино в Москве.

У меня бзик на обучении ребенка Китайскому языку. С репетитровами никак не получается — происходит перегруз (мы водим ребенка в шкуол английского языка).

В соответствии с этим бзиком, был найден детский сад с углубленным изучением Китайского языка. Точнее — школа-интернат №11 http://schisz11.mskobr.ru/ . При этом она относится к СЗАО, т.е. в неё ходят дети из районов Северное/Южное Тушино, Митино, Щукино, Строгино и некоторых других. Да, находится далековато, но это решается переездом в другой район — ведь есть еще 1,5 года впереди. Однако, почитав отзывы о школе, я сделал выводы: школа идеальна в начальных классах, а в средних и старших классах обучение ОЧЕНЬ слабое. Тому есть и подтверждение — если в первом классе у школы более 50 учеников, то к 11му классу остается не более 10…

Класс Предметы углубленного изучения Профиль класса Режим обучения Смена Количество учащихся ФИО классного руководителя
1-А Первая 29 Мазничка Надежда Викторовна
1-Б Первая 26 Кутляева Елена Павловна
11-А Филологический профиль Первая 6 Савельзон Ирина Самуиловна

Не вариант. Поэтому пришлось смотреть другие школы (не с углубленным изучением китайского языка — таких в Москве всего 2 школы, и вторая находится ну очень далеко, поэтому её даже рассматривать не стал).

В моем райончике (Северное Тушино) я нашел школу №1399 с углубленным изучением иностранных языков, находящуюся на улице Лациса. Однако, почитав о преподавательском составе и новой директриссе школы, понял, эта школа далека от идеала — учителя хамят, и не дают знаний, даже английского языка. Тем более, мы ходим на английский язык дополнительно, а смысл изучать второй иностранный даже на базовом уровне (и не китайский при этом) — не то, чего бы я хотел от школы. Ну и с приходом новой директриссы сильные преподаватели ушли из школы. Не вариант.

Прямо рядом с моим домом находятся две общеобразовательных школы: №827 и №1057.

В принципе, плюсом для них является то что ребенок сможет самостоятельно ходить в школу даже в первых классах. Поэтому просто привожу ссылки на отзывы о школах.

Судя по информации на официальном сайте школы №827, у них даже присутствуют лицейские и гимназистские классы. Однако, преподавательский состав …. настораживает. В отзывах учителя даже занимаются рукоприкладством. А раз они забывают что такой метод «вообще не педагогический», то что у них происходит на профессиональном уровне — остается только догадываться.

"По прописке" ребенок должен быть принят в обязательном порядке. В других школах по выбору детей принимают на свободные места, в школе не "по прописке" придется конкурировать с другими, если желающих будет больше чем свободных мест.

Статья 43 Конституции РФ гласит "Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях".

Вопросы получения образования в нашей стране регулирует Закон "Об образовании в РФ", все подзаконные акты не могут вступать с ним в противоречие.

Закон "Об образовании РФ"

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация .

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест , за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Механизм реализации права на получение доступного образования

Порядок приема в школы детально определен в .

Закон Об образовании в РФ закрепляет за родителями право выбора образовательных учреждений. На практике это означает, что при поступлении в 1 класс в соответствии с Приказом №32 при поступлении в школу "по месту жительства" ребенка обязаны принять в приоритетном порядке. Чтобы реализовать гарантии доступности, сначала принимают всех детей, закрепленных за школой по месту жительства, затем на оставшиеся места всех желающих, выбравших данную школу, вне зависимости от их места жительства.

Если в закрепленной школе нет свободных мест, ребенка обязаны устроить в другую. Но при этом никто не ограничивает право выбора школы, поступать можно в любую школу, но только на свободные места. Как говорится в законе, школа не вправе отказать в приеме при наличии свободных мест.

Право на выбор школы сохраняется после поступления

При поступлении в школу переводом действуют требования установленные Приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" , которые также предоставляют свободу выбора школ. Фактически при поступлении в течение учебного года приоритет в приеме для проживающих на закрепленной территории перестает действовать, т.к. отказать не могут никому.

Период обучения в школе оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, поэтому к выбору образовательного учреждения родителям следует подходить со всей ответственностью. Не стоит рассматривать возможность перевода ребенка в другое учебное заведение, если выбранная школа чем-либо не устроит родителей: смена школы, особенно в самом начале обучения, может очень негативно отразиться на маленьком школьнике. Поэтому выбирать, в какую школу отдать ребенка, рекомендуется за несколько месяцев до начала учебы, чтобы успеть рассмотреть все подходящие варианты и окончательно остановиться на каком-то одном.

Выбирая, в какую школу пойдет ребенок, родители должны будут собрать немало информации об учебных заведениях своего города. На какие критерии следует ориентироваться при выборе школы?

Близость от дома. Если школа находится недалеко от дома, со временем ребенок сможет ходить туда самостоятельно. Однако основывая выбор только на этом условии, вы значительно сужаете круг учебных заведений, так как поблизости от дома может находиться только одна или две школы. С другой стороны, если отдать ребенка в школу по месту прописки, высока вероятность, что он будет учиться там вместе с теми детьми, с которыми посещал детский сад или дружил, а это поможет ему быстрее адаптироваться в новых условиях.

Питание. Во многих школах есть столовые, где ребенок может питаться полноценно, но в некоторых имеются только буфеты. Важно обратить внимание, не продаются ли в пункте питания вредные продукты (газированная вода, шоколадные батончики, чипсы). Конечно, это не имеет решающего значения для родителей, которые тщательно выбирают, куда отдать ребенка в школу, ведь при отсутствии качественно организованного питания ребенок может брать в школу обеды из дома.

Педагогический состав. В школе должны работать квалифицированные педагоги, причем желательно, чтобы большинство учителей имели опыт работы именно в рассматриваемом учебном заведении. Также важно обратить внимание на педагогический опыт и квалификацию учителя начальных классов, который может стать первым педагогом вашего ребенка.

Уровень образования. В большинстве школ утверждена стандартная школьная программа обучения, но в некоторых учебных заведениях действует усиленная или ускоренная программа. В этом вопросе ни в коем случае нельзя ориентироваться на собственные амбиции: важно объективно оценивать возможности ребенка и осознавать, готов ли он к повышенной учебной нагрузке. Одним из показателей качества образования, которое обеспечивается школой, является постоянное участие в различных олимпиадах. Также косвенно указывать на хороший уровень образования может связь школы с каким-либо высшим учебным заведением: она свидетельствует о том, что школьная образовательная программа соответствует требованиям, которые ВУЗы предъявляют к абитуриентам.

Стабильность состава школьников. Выбирая, в какую школу отдать ребенка, обязательно обратите внимание, нет ли в рассматриваемом учебном заведении заметной «текучки» учеников. Она может наблюдаться, если многие родители переводят детей в другие школы, или из школы слишком часто исключают неуспевающих или нарушающих дисциплину учеников.

Развитая внешкольная работа. Обратите внимание, есть ли в школе кружки, спортивные секции, проводятся ли культурные мероприятия (тематические экскурсии, походы в театр и т.п.).

Специализация школы. Перед многими родителями встает выбор, в какую школу пойдет ребенок: в обычную, которая, как правило, находится рядом с домом, или в специализированную, куда придется ездить каждый день, но в которой, как ожидается, ребенок получит более высокий уровень образования. Хотя плюсом таких учебных заведений является лучший контингент (ведь туда берут не всех подряд, а только хорошо подготовленных детей из благополучных семей), здесь нужно ориентироваться только на способности ребенка и его склонность к определенным предметам.

Наиболее важным условием успешного обучения является хороший первый учитель. От него во многом зависит и успеваемость, и психологический комфорт ребенка, поэтому выбирая, куда отдать ребенка в школу, постарайтесь узнать как можно больше информации именно о потенциальном первом преподавателе вашего будущего первоклассника. В некоторых случаях ради хорошего учителя можно закрыть глаза на несоответствие школы каким-то другим критериям.

Стоит ли отдавать ребенка в специализированную школу?

В школах с углубленным изучением детям обеспечивают высокий уровень обучения по тем предметам, на которых специализируется учебное заведение. Это физико-математические школы, школы с углубленным изучением одного или нескольких иностранных языков, юридические, экономические, художественно-эстетические школы, а также школы широкой гуманитарной направленности.

Принимая решение о том, в какую школу отдать ребенка, помните, что он еще даже не начал учебу не попробовал себя в разных сферах. Задайте себе вопрос: не получится ли так, что через несколько лет углубленного изучения языка ребенок начнет демонстрировать способности в точных науках? Кроме того, важно учитывать, что помимо высокой нагрузки, повышенное внимание к одному предмету способно приводить к однобокому развитию личности. Как правило, в таких школах на изучение специализированных предметов тратится столько же времени, сколько на все остальные предметы, вместе взятые.

В то же время обучение в специализированной школе может сделать ребенка более дисциплинированным и целеустремленным. Но не стоит забывать, что выбирать определенную специализацию с первого же года обучения необязательно – это можно сделать и через 4–6 лет. Поэтому перед тем, как выбрать для ребенка школу с углубленным изучением какого-либо предмета, тщательно взвесьте все «за» и «против», и только потом принимайте окончательное решение.