Лечебное дыхание по аюрведе. Аюрведическое средство (вати) «Дыхание вселенной

Вати - это традиционная таблетированная форма аюрведических препаратов. В Аюрведе лекарственные составы используют в виде чурн (порошков), кватов (гранул), прашей (паст) и вати (таблеток). Вати дольше чурн сохраняют силу трав и чаще выпускаются аюрведическими производителями на экспорт. Для их изготовления используют как смолотые травы, так и травяные пасты и экстракты. Способ производства вати отличается в разных областях Индии, так в Керале для смешивания приготовленных трав с жидкостью (этот процесс называется "бхавана") последней берут совсем немного, после чего из полученной пасты готовят таблетки. В западной Индии используют пропорцию 1:1 и полученный состав перетирают в ступках снова до состояния сухой смеси.

Кстати, не поддающееся логике действие аюрведических препаратов можно увидеть на примере упомянутого процесса смешивания трав с жидкостями. Бхавана подходит под определение "обработки, придающей предмету другие свойства". Так процесс смешивания молотого имбиря с соком имбиря в средстве, называемом "Вишвабхешая вати", может усиливать свойства первого в 7 раз.

Препарат "Дыхание Вселенной" понижает вату и капху, выравнивает питту, увеличивает агни, снижает аму. Улучшает метаболические процессы во всех тканях (дхату) и органах, особенно в органах желудочно-кишечного тракта. Рекомендуется принимать при разнообразных заболеваниях вата доши (вата вьяди). Воздействует на проблемы, связанные со скачками в настроении или психике (дисбаланс ваты (ветра)). Снимает блоки в дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системе. Улучшает вялое пищеварение и обмен веществ.

Неправильные привычки в питании и образе жизни ослабляют пищеварительную систему. В результате пища недостаточно переваривается и в организме образуется ама (токсины). Ама по качествам тяжелая и липкая, она блокирует каналы, загрязняет доши. Вата является сочетанием эфира и воздуха. Эта доша отвечает за движение, именно с ее помощью двигаются другие доши. Вата доша имеет пять видов: прана вайю (дыхание), удана вайю (речь), самана вайю (пищеварение), вьяна вайю (питание клеток) и апана вайю (телесные функции ниже пупка: мочевыделение, дефекация, менструация, эякуляция и процесс родов). В то время как вата пронизывает все тело, ее основные места локализации — толстая кишка, прямая кишка, мочевой пузырь, таз, нижние конечности, кости, уши и кожа. Как правило, апана вайю перемещается из своего места нахождения в нижней части живота в круговом направлении и вниз, но заблокированная амой, она смещается и отклоняется от своего нормального пути и двигается вверх. Впоследствии она толкает прана вайю вверх, что перемещает питту, капху и аму до дыхательных путей и головы. В конечном счете, доши которые вышли из баланса и мест локализации, вызывают физические проблемы: головные боли, повышение кислотности, метеоризм, жжение. Происходит и дисбаланс на ментальном уровне, возникают чувства тревоги и депрессии, ощущение дисгармонии во всем теле.

"Дыхание Вселенной" регулирует пищеварение, стимулируя джатхар агни пищеварительный огонь) и дхату агни (метаболический огонь в тканях) и содействует производству необходимых ферментов желудка. Препарат также проникает глубоко через накопленную аму, в результате чего направляет апана вайю в нормальное русло — вниз и восстанавливает нормальное движения прана вайю. Кроме того, "Дыхание вселенной" уменьшает избыточную вату и особенно хорошо при слабости пищеварения, возникающей из-за нервных расстройств, беспокойств и депрессии, поскольку в результате налаживания пищеварения оказывает благотворное влияние на разум и эмоции.

Травы, которые входят в этот препарат, удаляют газы из кишечника, снижают боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и улучшают усвоение микроэлементов. Они помогают уменьшить аму, закупоривающую желудочно-кишечный тракт, и способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Травы в составе препарата "Дыхание Вселенной" богаты эфирными маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю - силы ваты, управляющие биохимическими процессами в желудке и кишечнике), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Рассасывая закупорки во всех каналах, шротах, они налаживают процессы в нервной системе и снимают спазмы и боль. Они улучшают общее настроение и праны в теле.

Воздействие на доши

Вата-ануломан. В состав входят травы, обладающие ветрогонным действием, приводят вату в естественное состояние, способствуя ее гармоничному движению в теле.

Капхашамак. Балансирует (уменьшает) капху (слизь) и выводит токсины из организма.

Ватагхна. Травы, входящие в состав формулы увлажняют, смазывают ткани, благодаря своим тяжелым качествам уменьшают вату на последнем этапе пищеварения, снимают патологии ваты, включая боли, онемение, слабость, головокружение.

Воздействие на агни

Дипан. Cтимулирует аппетит, выработку желудочного сока и других ферментов, способствующих перевариванию.

Пачан. Влияет на выработку ферментов, способствующих перевариванию в кишечнике.

Кримигхна. Обладает глистогонным, антибактериальным, противоамебным действием, нейтрализует пагубную флору, которая производит аму, снижает огонь пищеварения, нарушает выработку ферментов в желудке и кишечнике.

Воздействие на шроты

Ведана и стхапан. Снимает абдоминальные боли и колики.

Тикшна. Обладает способностью глубоко проникать в ткани, минуя блоки, созданные амой, практически мгновенно, не дожидаясь окончания процесса переваривания.

Все о рыдающем дыхании. Здоровье, долголетие, стройность, красота. Более 100 рекомендаций на разные случаи Людмила Мартынова

Полное дыхание и Аюрведа

Полное дыхание и Аюрведа

В соответствии с Аюрведой выполнение техники полного дыхания должно быть строго индивидуальным для каждого человека.

Аюрведа - первая и самая важная для человека «наука о естественной жизни». Аюрведические методы оздоровления основаны на принципах целостности и гармонии между человеком и природой. Они рассматривают личность как многомерную систему, состоящую из тела, души и жизненной энергии - праны. Забота о физической материи представляется как начальная ступень духовного совершенствования.

В основе Аюрведы лежит понятие о том, что каждый человек принадлежит к определенному конституционному типу энергии: Капха, Питта или Ватта. Преобладание той или иной доши закладывается в людях с рождения и влияет на их физическое и психическое развитие.

Капха - это доша слизи. Она управляет структурой, выделениями и лимфой. Капха облекает жизнь в её вещественные выражения. Она контролирует потенцию, силу, выдержку, сдержанность и жадность. При ее дисбалансе появляются заболевания дыхательной системы, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, опухоли.

Питта - это доша огня. Она отражает идею трансформации в течение жизни и отвечает за пищеварение, метаболизм (обмен веществ) и энергетический обмен. Питта контролирует естественные чувства жажды и голода, зрение и кожу, формы тела, пробуждает интеллект и хорошее настроение. При дисбалансе Питы проявляется гнев, озлобленность, зависть, язвенная болезнь желудка, кишечные расстройства, заболевания кожи и аллергические реакции.

Вата - это доша ветра. Она заключает в себе идею мобильности. В человеке ватта руководит движением, жизненной энергией, нервно-мышечной активностью, дыханием и кровью. При дисбалансе Ваты обнаруживается бессонница, заболевание нервной и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Человек конституции Капха

Обычно имеет массивное, плотное телосложение. У таких людей маслянистая, гладкая кожа; волосы густые, с тенденцией к тёмному цвету. Эти люди обладают большой силой и выносливостью, все свои дела и движения делают медленно, методично. Им характерно хорошее самообладание и миролюбие. Новую информацию такие люди воспринимают размеренно, не спеша, но надолго. Это - типичные флегматики (в европейской классификации темпераментов). Они, как правило, обладают спокойным, уравновешенным характером, медленно приходят в возбуждение или раздражение. Но, если уж «заведутся», то потребуется время, чтобы их успокоить. Сон у людей типа Капха обычно глубокий и долгий, память также прочная и долговечная. Для них характерно медленное пищеварение, и, благодаря этому, умеренное чувство голода. Часто побочным эффектом заторможенного обмена веществ является накопление лишней жидкости в органах и тканях, явные и скрытые белковые отеки.

Люди с конституцией Капха должны чаще дышать правой ноздрей. При выполнении полного дыхания следует поставить указательный палец правой руки между бровями, а большой и средний пальцы - на правую и левую ноздрю соответственно. При вдохе откройте правую ноздрю, при выдохе - левую. Это упражнение вызывает горячительное действие в теле и тонизирует психику.

Человек конституции Пита

Обычно имеет пропорциональное телосложение, отличается средним ростом и не слишком обильной мускулатурой. У таких людей, как правило, красноватый, медный или желтый цвет лица, тонкие шелковистые волосы рыжих оттенков, мягкие ногти. Обычно их называют «полнокровными» из-за тенденции к красноватому цвету лица и волос. Внешне таких людей легко узнать по многочисленным родинкам и веснушкам. Они, предприимчивы, доводят начатое до конца, легко находят контакт с другими, некоторая резкость не мешает им становиться прекрасными ораторами. Обычно люди этого типа легко схватывают новую информацию и обладают средней памятью. Хотя у них есть тенденция к раздражительности и гневливости. Согласно представлениям врачей Аюрведы, в теле таких людей наблюдается избыток огня. Они не любят жаркую погоду. У них обычно хороший аппетит и активное пищеварение.

Люди конституции Пита должны во время дыхательных упражнений вдыхать левой ноздрей, а выдыхать - правой. Это упражнение оказывает охлаждающее действие внутри тела и успокаивающий эффект при возбуждении ума.

Человек конституции Вата

Имеет лёгкое, худощавое телосложение. У него отчетливо видны вены, сухожилия и суставы. У такого человека всегда холодный взгляд. Он все делает быстро, но при этом легко устает. Человек Вата-конституции мгновенно схватывает и запоминает новую информацию. Правда, такая память недолговечна. Сон у таких людей, как правило, неглубокий и прерывистый. Они очень беспокойны и тревожны. Про таких обычно говорят: «До всего есть дело, суют свой нос во все дела». У людей этого типа отмечается нерегулярный голод и такое же нерегулярное пищеварение: то он готов опустошить холодильник, то может целый день пробегать, ни имея во рту маковой росинки. На фоне нестабильного пищеварения происходит нерациональная выработка ферментов, что в свою очередь ведет к запорам. Так же есть тенденция к сухости кожи и, возможно, разнообразным кожным реакциям на непривычную пищу, лекарственные аллергии в виде кожных проявлений и т. д.

Люди, обладающие конституцией Вата, должны вдыхать и выдыхать попеременно обеими ноздрями. Это приносит состоянии равновесия и гармонии.

Концепция Аюрведы завоевывает все больше поклонников по всему миру, в том числе, и в нашей стране. Основная ее идея состоит в том, чтобы не равнять всех под одну гребенку, а следовать природе именно отдельно взятого человеческого организма.

Признаюсь честно, сначала я воспринимала технику йоги как обычный эксперимент над своим организмом. Но через некоторое время стала замечать новые ощущения после занятий. Появилось чувство легкости, спокойствия и удивительного прилива жизненных сил. После дыхательных упражнений я готова была горы свернуть. Кроме того, улучшился цвет лица, разгладились морщины и глубокие складки на коже, усилился тембр голоса. Я, наконец-то поняла, что значит ощущение легкого и свободного дыхания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ayurveda and the Breath

Дата записи:

Местонахождение

записи: Минск, Беларусь

Лекцию читает: Шри Шри Рави Шанкар

Тип и продолжитель-

ность записи: Аудио, минуты

Русский текст

Компьютер: IBM

Процессор: Windows 98

Название файла: Ayurv and Breath

Перевод: Симоненко Т.И.

Редакция: Симоненко Т.И.

Телефон архива: 272-91-17

Аюрведа и дыхание

Настоящая беседа “Аюрведа и дыхание” проведена Шри Шри Рави Шанкаром в январе 1997 г. в Санта Моника, Калифорния.

Аюрведа и дыхание. Таково название нашей темы. Жизнь имеет четыре характеристики. Она существует, развивается, выражает себя и угасает. И для того, чтобы она существовала, развивалась, выражала себя и угасала, она зависит от пяти элементов: земля, вода, воздух, эфир и огонь. Для того чтобы легче было понять, можно сказать: пять органов чувств и их объекты - зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Аюрведа – это изучение жизни. Веда – означает ‘знание", ‘желание знать’. Аюс – жизнь. Согласно Аюрведе, жизнь не является жесткой изолированной структурой. Существование не является жесткой изолированной структурой. Это гармоничный поток. Даже эти пять элементов, из которых состоит вся Вселенная, не являются изолированными структурами различимых объектов. Они вытекают один из другого. Каждый элемент содержит четыре остальных. Аюрведа рассматривает жизнь с холистической точки зрения, как что-то целостное. Самым тонким элементом является пространство, из которого состоит ум. Самым грубым элементом является земля, из которого состоят наши кости, костный мозг, кожа и скелет. Далее, все это делится на три доши: вата, питта и капха. Я думаю, вам знакомы эти названия. Это способ понимания физиологии, ее характеристик, ее отражения в уме. Когда приходит болезнь, сначала она появляется в форме мысли. В своей самой тонкой форме - звуке. Затем она проявляется в форме света, то есть в ауре. Затем эта болезнь проявляется в теле. Появляются ее простые симптомы, в форме флюидов, которые могут быть устранены. А затем она проявляется в наиболее грубой форме, когда уже необходимо медикаментозное лечение. Вы, должно быть, знаете об ароматерапии, цветотерапии. С помощью аромата, запаха можно воздействовать на болезнь или вылечить ее. Это аспект самой начальной профилактики. Еще до того, как появляется болезнь, можно задержать ее развитие с помощью ароматерапии, аромата, запаха, через дыхание.

Холистический подход в Аюрведе включает упражнения, дыхание и медитацию. Дыхание - синоним жизни. Наша жизнь – это дыхание или дыхание – это наша жизнь. Мы может выразить это чисто практически следующим образом: если кто-то не дышит, то это является признаком, что в нем нет жизни. Каково же соотношение между дыханием и различными дошами в теле? Это очень интересно отметить. Вата, питта и капха - эти три доши оказывают влияние на определенные части тела в большей мере, чем на другие. Так, вата доша доминирует в нижней части тела: желудок, кишечник (скопление газов), боли в суставах, все это связано с ватой. Капха доша – в средней части тела. Кашель, возможно слово ‘кашель" произошло от этого слова, так как они тесно связаны. Капха оказывает влияние на среднюю часть нашего тела. Питта – на верхнюю часть нашего тела, голову. Раздражительность, вспыльчивость – это признак питты. Итак, вата, капха и питта доминируют в трех различных частях тела. В йоге дыхательные практики, трехступенчатая пранаяма оказывают влияние на эти три доши. В пранаяме, в дыхательных техниках есть упражнения для нижней части тела, затем для средней части тела и для верхней части тела. Вы, должно быть, заметили, что когда выполняете трехступенчатую пранаяму, вы чувствуете, как доши в вашем теле уравновешиваются. Что-то в вашем теле меняется, вы уже чувствуете себя по-другому, более уравновешенными. Это равновесие приносит в ваш организм пранаяма. При овладении этими практиками имеются некоторые трудности, однако выполнение практик несложно. Немного трудно выработать привычку, так же как и при выполнении любых других упражнений. Когда вы начинаете делать какие-либо упражнения, в начале вы немного ленитесь, но как только вы почувствовали этот ритм, скажем даже в беге трусцой.… Поначалу вы немного ленитесь. Но как только вы начинаете им заниматься, то замечаете, как хорошо себя чувствуете, занимаясь бегом.

Итак, три доши связаны с различными частями тела, и определенные ритмы, лежащие в основе моделей дыхания, вносят коррекцию в доши или уравновешивают эти части тела. Точно также в наших пальцах можно найти три доши и нервный индекс. Так например, вот этот палец – указательный – это капха. Средний палец – вата. Безымянный палец – питта. Если посмотреть на чьи-либо пальцы, то по форме этих пальцев можно видеть, какие доши преобладают в теле. Выполнение некоторых мудра-пранаям, очень мягкое массирование нервных окончаний, дыхание уджай, также уравновешивают доши в теле.

Как же обеспечить здоровье своего организма? Санскрит. Прежде всего необходимо заняться таким элементом, как эфир. Это элемент ума. Если ваш ум связан слишком большим количеством впечатлений, в нем слишком много мыслей, то от этого снижается ваша сила сопротивления. Таким образом, ваше тело готовится к какой-либо болезни. Если ум чист, спокоен, в приятном медитативном состоянии, то сопротивляемость тела болезням значительно возрастает. Поскольку он не позволит болезни войти в тело. Это первостепенное средство – успокоить свой ум. Подходить от самого тонкого аспекта мироздания – эфира. Затем, подходим к элементу воздух, к дыханию. Вот здесь нужна ароматерапия и все остальное. Затем, свет или цвета, можно назвать это цветотерапией. Прежде, чем болезнь проявит себя в теле, ее можно увидеть в ауре человека. Вы когда-нибудь слышали о методе фотографирования ауры? Некоторые врачи занимались исследованиями этого вопроса. Особенно, когда дело касается язвы, рака, диабета, вот этих заболеваний. Они делали фотографию ауры еще за шесть месяцев проявления этих болезней в теле человека и обнаруживали пятна. Повышая уровень энергии в нашем теле с помощью праны, жизненной энергии, дыхания, можно почистить ауру и предотвратить болезнь до ее проявления. Вот этого можно достичь с помощью йоги. Целью йоги является: (санскрит), т.е. предотвращение несчастья до его появления.

Патанжали в Йога сутрах (это одно из самых прекрасных толкований)

говорит, там дается только одно предложение, как формула: "Какова цель йоги? Предотвратить несчастье до его появления. Сжечь семя до того, как оно прорастет".

Затем следует вода. Элемент воды. Голодание на воде, очищение тела с помощью воды может принести равновесие в организм. И, конечно же, различные травы, лечебные травы. И, наконец, лекарства, хирургия, все это идет на последнем этапе, когда другое уже не помогает. Или же когда мы пренебрегаем этими предварительными мерами. Тогда неизбежно приходится использовать крайние меры.

Наше дыхание имеет много секретов, которые помогают нам. Каждой эмоции, возникающей в уме, соответствует дыхание в определенном ритме. Каждый ритм воздействует на определенную часть тела на физическом уровне. Нам только необходимо наблюдать за этим. Вы можете почувствовать. Сильная зависимость между ощущениями на уровне тела и настроением ума и есть медитация. Постижение этого, изучение этого и есть медитация.

Что вы испытываете, когда вы чувствуете себя счастливыми? Какие у вас ощущения, когда вы чувствуете себя счастливыми? Вам приходилось наблюдать? Вы чувствуете расширение. Кто-то вас хвалит. “О, вы божественны, вы великолепны!” Что при этом происходит? Что-то в вас расширяется. “О!”. Или кто-то скажет вам комплимент. Или вы чувствуете себя счастливыми, наблюдая закат солнца. Или встречаете кого-то, кто вам очень близок, очень дорог. Что происходит? Вы чувствуете расширение. Вы замечали это? Мы счастливы и при этом происходят какие-то ощущения, но мы не замечаем их связь. Очень редко мы замечаем, что происходит, как это связано, потому что наше внимание снаружи, на этом объекте, а не на ощущениях. Если вы наблюдаете за ощущениями, когда вы счастливы, появляется чувство расширения ума, сознания. А если вы наблюдали, когда вы несчастны, то замечали, что возникает ощущение сжатия. Наблюдали вы такое? Вы чувствуете себя натянутым, как струна. Где-то внутри вы чувствуете себя уставшими, напряженными, это - сжатие. Сознание сужается. Это и есть несчастье, печаль. Знание - означает, узнавание того, что расширяется. Что же это такое в нашем теле, что расширяется и сужается. Это ощущение счастья и несчастья, которое выражает себя и которое испытывает опыт, эволюционирует, проходит через события, что же это такое? Это знание, этот вопрос ведет к изучению сознания, изучению жизни, изучению праны, изучению Аюрведы.

Знаете, в одну минуту мы делаем семнадцать вдохов и выдохов, почти 16-17 раз. Вы когда-нибудь считали, кто-либо из вас? Просто посмотрите на время и посчитайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете? Это первое действие в нашей жизни и это последнее действие в нашей жизни. Не так ли? Что первое мы сделали, когда пришли в этот мир? Мы сделали глубокий вдох и начали плакать. Первое действие – мы сделали вдох, второе – начали плакать. А последнее действие в нашей жизни – мы выдыхаем и заставляем других плакать. В промежутке - вся жизнь, когда мы вдыхаем и выдыхаем, но не обращаем внимание на дыхание. Итак, если мы обратим внимание на дыхание, то заметим, что в одну минуту мы делаем 16 - 17 вдохов и выдохов, примерно так. Если вы очень огорчены, то может быть до 20 вдохов и выдохов. Если же вы очень напряжены и сердиты, то 25 в минуту. А если вы очень спокойны и в приятном настроении, счастливы, то 10 раз. Если вы в медитации, то 2 дыхания … или 3. Глубокая медитация снижает дыхательные движения до такого уровня. Вы можете сами понаблюдать за этим. Это просто.

Если вы понаблюдаете за годовалым детьми, как они дышат, то будете поражены, насколько уравновешено у них дыхание. Они используют все три уровня тела. Их дыхание очень глубокое. Когда они вдыхают, выпячивается их живот, на выдохе он втягивается. Но чем более нервным и напряженным вы становитесь, вы начинаете делать обратное. На выдохе ваш живот округляется, на вдохе он втягивается. Этому вы не научитесь в школе или у кого-либо. Если ваш ум очень острый, наблюдательный, то простое наблюдение людей вокруг, детей и природы вокруг вас очень многому может научить. Однако наш ум так занят многими вещами, в нем так много суждений, мнений, так много впечатлений в нашем уме, что мы не способны наблюдать, постигать очень тонкие моменты в природе. Нам надо учиться этому. Йога или йоговские асаны – это то, что все мы когда-то делали, когда были детьми. Вы наблюдали, как ребенок 6 месяцев лежит на спинке, ноги его подняты и он ими ударяет друг о друга, голова его тоже поднята, почти так, как делаете вы, когда используете тренажер. Голова и плечи подняты, бьет руками. Потом ребенок что делает? Он поворачивается на спинку и принимает позу кобры из йоговских асан. Это вторая поза в асанах. Затем ребенок наклоняется, поворачивается и принимает позу треугольника: поднимает одну руку, а вторую держит на полу. Если вы понаблюдаете, как ребенок спит, то увидите, что он спит вот с этой мудрой. Его большой и указательный пальцы касаются друг друга. Вы наблюдали такое? Затем дети делают вторую мудру, иногда они спят с этой мудрой. Когда они набирают немного силы и начинают ходить, они держат свой большой палец вот так. Дети во всем мире, будь это Африка, Австралия, Америка или Азия, повсюду делают одно и тоже. Обезьяны делают тоже самое. Сходите в зоопарк и понаблюдайте за ними, что они делают. Они делают многие асаны, многие упражнения, которые помогают им сохранить себя в форме, здоровыми. Вот эти моменты координируют тело, ум и дыхание. Аюрведа придерживается холистического подхода – рассматривает тело, ум и дыхание. Если вы хотите добавить еще одно измерение, то можно назвать дух. Тело, ум и дух.

Когда вы испытываете какое-то удовольствие, то, если вы замечали, ваше дыхание более сосредотачивается на кончике носа. Обоняние и удовольствия очень тесно связаны. Вкус, запах и секс связаны между собой. Любое удовольствие, когда вы его испытываете, ассоциируется с определенным ритмом дыхания, которое больше концентрируется на кончике носа. И любой опыт боли ассоциируется с основанием носа, вот здесь у основания носа. На теле очень много разных точек, соответствующих различным ощущениям. Но это все отражение чего-то, что стоит за пределами всего этого. Что же это такое? Источник жизни.

Хорошо. У вас есть вопросы? Что мы еще не обсудили?

У кого-нибудь есть вопросы?

Вопрос: Известно, что 90% токсинов выходят через дыхание. Означает ли это, что ….

Ответ : Да, 90% токсинов выходят из тела через дыхание. Вы дышите 24 часа. Выделение мочи, испражнений - это занимает всего лишь несколько минут. А дышите вы каждую минуту. Когда вы выдыхаете, то выбрасываете множество токсинов, углерод и множество других токсинов уходят через дыхание. Происходит непрерывный процесс. Но мы используем возможности наших легких только на 30%. Вдыхаем и выдыхаем. Имеет значение не только само дыхание, но также и ритм дыхания. Знаете, ум подобен воздушному змею, а дыхание – ниточке, ум идет выше, дыхание при этом должно быть более продолжительным. Немного больше внимания следует уделить дыханию, и ум будет чувствовать себя более счастливым, возвышенным. Вы можете раздавать прасад, а не брать прасад, если вы сможете уделить внимание дыханию, во время которого каждую минуту поток воздуха входит и затем выходит …

Вопрос: Мой вопрос состоит в следующем: по мере того, как вы учитесь дышать, делать определенные по глубине и качеству вдох и выдох, и они, в конечном счете, неуловимы, вы едва слышите дыхание, вы скорее чувствуете его?

Ответ: Да. Вы чувствуете дыхание и вы можете также его слышать, мягкий звук.

Вопрос: Итак, когда вы в медитации, вы слышите свое дыхание?

Ответ: Это подготовка к медитации. До медитации вы делаете дыхание уджай. После этого в медитации вы просто все отпускаете. Без усилий. Что бы не происходило, пусть происходит.

Вопрос: Я хочу задать два вопроса. Первый вопрос: Вы можете что-либо сказать каким образом или почему мудры оказывают влияние на физиологию человека или на его энергетическое тело? Как это происходит?

Ответ: Как это происходит? Это происходит потому, что наше тело ничто иное, как статическое электричество. Ум ничто иное, как импульс электроэнергии. Так? Вот так и происходит. Как вы чувствуете боль, когда вас ущипнули? Вы чувствуете боль, потому что возникают какие-то ощущения, проходят какие-то импульсы через нервные клетки, и вы чувствуете ее. Точно также, когда вы делаете мудры, вы можете это почувствовать. Почувствовать, как движется прана, энергия, электричество.

Вопрос: Вы сказали, что когда человек счастлив, то происходит расширение, а когда грустит или болеет, то возникает ощущение сужения. Когда вы ощущаете что-то и осознаете это, вы чувствуете это сужение и вы чувствуете, что внешний мир очень агрессивен, то разумно ли будет оставаться у себя внутри и не слишком проявлять себя, чтобы вас толкали, или же лучше проявить себя и заниматься делами?

Ответ: Это подобно тому, когда вы чувствуете себя подавлено или вы употребили алкоголь, чтобы избавиться от этого. В этот момент вы забыли об этом. Но позже, когда вы приходите в себя, вы все еще чувствуете, что это еще там. Так? Вот об этом я и говорю. Или сон, принимаете снотворное и идете спать и спите. Потом вы просыпаетесь, и это ощущение спустя какое-то время всплывает. Дыхание через них, наблюдение за этими ощущениями, медитация, только они могут убрать их. Конечно же, иногда вы можете выйти на улицу и поиграть, погулять, побегать. Все это без сомнения может дать вам временное облегчение. Но вы хотите избавиться от этого навсегда. Постоянное расширение. … Убрать это зерно грусти, которое где-то есть, помогут только дыхание и медитация. Я бы предложил сочетание того и другого. Проделайте это в течение некоторого времени. Затем прогуляйтесь. Сделайте что-то на улице.

Вопрос: Вы сказали, что существует ритм, но вы не продемонстрировали какой ритм. У вас есть инструктора, которые могут показать, как правильно дышать?

Ответ: Я не верю в пищу по частям. Но, конечно же, вы можете обучиться ему. Вам необходимо выделить для себя примерно 15 часов, и вы сможете обучиться ступенчатому дыханию, дыханию уджай, Сударшен Крие, дыханию в ритмах. Для этого нужно время. Для обучения этим видам дыхания и для их выполнения вам необходимы определенные условия. Их необходимо делать перед едой. Поскольку после приема пищи или при полном желудке скорость метаболизма увеличивается. А во время выполнения практик происходит обратное: метаболизм снижается. Так что или вы будете страдать несварением или не получите опыта. Скажем так, для этого необходимо некоторое время. Нам нужно снять галстук, пальто, почувствовать себя свободнее и приземленнее … и тогда вы можете этим заняться.

Вопрос: Вы уверены, что когда мы появляемся на этот свет, то не знаем, как дышать? Как происходит, что мы приходим сюда, не зная как дышать.

Ответ: Именно это и вызывает больше всего недоумение. Как случилось, что мы утратили эту невинность, радость. Смотрите, ведь ребенок, шестимесячный ребенок, годовалый ребенок - он полон радости, света, любви, энтузиазма, но когда ребенок идет в школу, все это уменьшается и уменьшается. И к тому времени, как человек начинает учиться в колледже, он все теряет. Он едва ли может смеяться от всего сердца. Не так ли? Это поразительно, как мы утрачиваем все человеческие ценности по мере того, как становимся старше! Как мы становимся такими сложными, закомплексованными в наших мыслях, в наших отношениях к людям, в нашем поведении. Ум становится таким подозрительным. Так забавно наблюдать, как искажается выражение ценностей в нашей жизни. Не правда ли, это удивительно? Нам необходимо что-то делать. Образование есть возвращение этих общечеловеческих ценностей. Успех в жизни означает – иметь такую улыбку, которую никто не может забрать у вас. Все эти негативные эмоции, через которые проходит человек, являются признаком отсутствия успеха в жизни. Это происходит из-за недостаточности образования в области самой жизни. Не так ли?

Вопрос: У меня к вам вопрос. Я занимаюсь йогой три-четыре месяца. Мне это нравится. Я научилась расслабляться, делать аура йогу. Затем, когда я научилась медитации, у меня это не получилось. Я не смогла сидеть и медитировать. Я думаю, что это потому, что я в действительности не понимаю, что же я должна делать. Как говорят, успокой свой ум, сиди не двигаясь. Я сижу, а мой ум все равно продолжает работать: "Что будет на обед? Что еще может случиться?" Затем, я думаю: «Ладно, хватит». Но я все продолжаю заниматься йогой. Вы могли бы подсказать таким, как я, начинающим медитировать, как это можно сделать очень эффективно. Я слышала рассказы об этом, но я не могу внедрить это в свою жизнь.

Ответ: Да, вы можете обучиться этому за два-три дня. В йоге необходимо приложить больше усилий. Медитация не занимает столько времени. Чтобы обучиться йоге, вам потребуется, по меньшей мере, один-два месяца, даже иногда шесть месяцев. Но ум работает совершенно по другим законам. Смотрите, тело работает по своим законам, а ум – совершенно по другим. На уровне тела ключом является приложение усилий. Чем больше вы прилагаете усилий, тем больше вы можете развить мышцы. Чем больше вы прилагаете усилий, тем более гибкими вы можете стать. Так ведь? Тогда как для ума ключом является отсутствие каких-либо усилий.

Вопрос: Вы говорите, что источниками энергии являются пища, дыхание, сон и медитация, и что медитация дает в 8 раз больше энергии, чем отдых во время сна. Если дыхание является источником праны, почему же тогда во время медитации дыхание уменьшается в очень значительной степени?

Ответ: Вот почему существует два разных вида энергии. Ритм дыхания отличается, когда вы едите, является другим, когда вы спите, и он другой, когда вы медитируете. Вы не прилагаете усилий, чтобы замедлить дыхание. Метаболизм в теле автоматически замедляется. Когда метаболизм замедляется, дыхание, которое соответствует метаболизму, в свою очередь также замедляется. Что происходит во время медитации? Высвобождаются некоторые токсины. Когда вы выходите из медитации, при этом делаете некоторые пранаямы и снова дышите, то эти токсины выходят из организма. В противном случае происходит следующее: многие люди чувствуют себя после медитации гораздо более уставшими. Возможно, вы слышали об этом или имели такой опыт? Те, кто постоянно медитируют, находятся в состоянии медитации один, два часа и после этого чувствуют себя еще более уставшими. У них недостаток в движении, нет достаточно энергии, чтобы выполнять какую-то работу. Это происходит потому, что токсины в теле освободились, но они не удалены. Это происходит очень медленно. Понимаете, о чем я говорю? Эти действия относятся к разному уровню, но они дополняют друг друга.

Вопрос: Меня интересует вопрос о том, как лучше для детей, когда они могут начать медитировать. Интересно, что я сам занимаюсь ТМ уже много лет. Мне известно, маленькие дети начинают с медитации в движении и затем … А как с медитацией, с дыханием. В каком возрасте, с каких лет в детстве можно начинать ее заниматься?

Ответ: Примерно с 8 – 10 лет можно обучить их определенному дыханию, мы называем его “Счастливое дыхание”. Что касается детей, нам просто необходимо расчистить в них общечеловеческие ценности, которыми они обладают, взращивать их.

Вопрос: Занимаются ли у вас голоданием с употреблением жидкости или чем-то подобным?

Ответ: Голодание, да! Это хорошо для нашего организма. Дает отдых системе пищеварения. Однако выходить из него необходимо очень осторожно. Если вы принадлежите к типу питта, то голодание для вас не очень хорошо, т.е. слишком длительные голодания. Для людей типа капха и вата голодание показано, чем больше, тем лучше. Но при этом необходимо употреблять большое количество жидкости: воду, соки и другие жидкости. Это очень важно.

Вопрос: Я лично гетеросексуальна. Мне бы хотелось бы знать, что вы думаете о гомосексуализме или бисексуальности. Сама я из Европы, живу в Америке и знаю, что многие мои друзья из Америки пробовали и то, и другое. Влияет ли это на раскрытие, человечность, духовный рост, если вы тот или другой.

Ответ: Это не внешняя фигура или объект. Это ведь ощущения или удовольствие, которое вы чувствуете внутри. Вот что важно. Внешнее – это только зеркало, которое дает то удовольствие, чем вы являетесь изнутри. Понимаете, о чем я говорю? Это движение праны, энергии, понимаете? Потому что все тенденции, существующие внутри нас, когда нам что-то нравится или не нравится, они не постоянны. Они все время меняются. Я видел много гетеросексуалистов. У них было влечение к своему полу. Это их потрясало: “Что со мной случилось? Со мной было все в порядке все эти годы? “ И многие люди, которые считали себя гомосексуалистами, вдруг также замечали в себе влечение к лицам противоположного пола. Они обращались ко мне с этой проблемой. Я хочу сказать, что вам не нужно вешать на себя ярлык, что вы кто-то или что-то. Вместо того чтобы придавать так много значения кусочку плоти снаружи, повернитесь и загляните внутрь на тот дух, который является источником радости. Вы знаете, радость от секса длится минуты, а радость от ощущения бытия в тысячу раз больше. Это устойчивая радость, поток энергии внутри вас, который заставляет вас вдруг осознать, что вы не просто тело, вы не просто мужчина или женщина, вы не просто кусок плоти, а вы есть свет, вы есть дух. И избавившись от этой идентификации, вы увидите как много радости в жизни, непоколебимой радости, постоянной радости. Вы знаете, те люди, которые всегда проводят время в барах, которые ходят в кино. Если вы посмотрите на их лица, вы не найдете там чувство большого удовлетворения. Разве не так? Они не в состоянии блаженства. Конечно же, секс является частью нашей жизни. Мы не отрицаем его. Хорошо, идите через него. Но что я хочу сказать? Когда вы испытываете секс и идете через него в своей жизни, вы можете больше повернуться к духовной стороне. В таком случае вы поддерживаете развитие жизни в этом направлении. Есть очень хороший баланс, не отрицать, но в тоже время не слишком увлекаться. И это происходит автоматически. Просто уделите внимание пране, дыханию.

Вопрос: Как лучше достичь этого уровня блаженства?

Ответ: Как лучше достичь? Первое: выполнять медитацию, второе: служить окружающим вас людям. Заниматься активно служением. Вы знаете, есть техника, приводящая вас к депрессии. Сядьте и все время думайте: “Что будет со мной? Что будет со мной?” Она достаточно быстро действует. Очень скоро вы придете в состояние депрессии. Видеть Бога внутри себя – это медитация. Видеть Бога в окружающих вас людях – это любовь или служение. Они идут рука об руку.

Вопрос: Я сама пробовала. И обычно дышу пять-шесть раз в минуту. Я думала, что со мной не все в порядке. Как гипнотерапевт, я использую гипноз каждый день. Является ли это частью медитации. Я дышу, когда выполняю это. Это что, почти одно и тоже или...?

Ответ: Конечно же, это усиливает то, что у вас уже есть. Но каким образом это связано с гипнозом, необходимо подумать. Насколько мне известно, в основе гипноза и медитации лежат два различных механизма. В гипнозе потребление кислорода повышается. Тогда как во время медитации обмен веществ снижается, потребление кислорода соответственно уменьшается. Необходимо провести исследование, чем отличаются эти два процесса. Если вы медитируете, вас нельзя загипнотизировать. Вот почему люди говорят: ”Если человек занимается медитацией, он не подвержен гипнозу”. Даже анестезия на вас не действует.

Вопрос: Пандитджи, могли бы вы объяснить такой эффект? Когда человек воздействует на каналы ментального, эмоционального и физического плана. Я видела людей, которые это делали и они не выглядят счастливыми. Это выглядит так, будто они как-то физически настраиваются. Что это такое?

Ответ: Вы можете видеть, как люди, которые проводят психологическое воздействие, экстрасенсы, они часто не отличаются хорошим здоровьем. Конечно же, могут быть исключения. Но большинство из них не выглядят веселыми и здоровыми. Вы замечали такое? У них часто бывают ухудшения или улучшения их физического состояния. Я бы сказал, лучше не слишком увлекаться этими вещами. Будьте очень простыми, медитируйте и будьте счастливы. Этого достаточно. Когда вы все хотите знать в жизни, то жизнь теряет свою прелесть, отсутствует элемент неизвестности. Когда вы заранее знаете результат футбольного матча еще до его начала, то нет особого интереса к игре, вы не будете смотреть её, раз вы уже знаете результат, нет ничего волнующего, захватывающего. Пусть в жизни будет немного неопределенности. И двигайтесь с этим. Конечно же, вы знаете, что природа обеспечит вас всем в изобилии, когда вы идете по пути любви. Скажем так: это самое высшее. Путь любви, медитации, служения. Конечно же, вы занимаетесь и другим. Время от времени вы можете показать свою руку астрологу или хироманту, пригласить друга-психолога и услышать какие-то предсказания от них? Это не имеет значения. Ну и что! Божественное внутри нас, оно может управлять вещами, может вносить изменения. Не только давать предсказания. Предсказания может давать кто угодно. Но когда мы так тонко чувствуем дух внутри нас, то мы можем внести изменения в нашу жизнь и в жизнь любого человека к лучшему. Хорошо, хорошо, хорошо.

Джай Гуру Дев


Похожая информация.


Прана — это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Ирана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием. Внутреннее движение праны — это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.
Физическое проявление праны — дыхание, поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление — как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.
Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма — это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана — «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

Секрет пранаямы
Риши также обнаружили важное различие между правым и левым дыханием. Возможно, вы замечали, что временами вам легче дышать через левую ноздрю, а иногда через правую. Такой сдвиг происходит примерно

каждые 45 — 90 минут. Так же как правая сторона тела управляется левой стороной мозга и наоборот, дыхание преимущественно через левую ноздрю активирует правое полушарие мозга, а дыхание преимущественно через правую ноздрю активирует левое полушарие. Левое полушарие мозга связано с мужской энергией, а правое — с женской. Левое предназначено для логического мышления, изучения, исследования, агрессивности, соревнования и суждения. Когда мы судим о чем-либо, что-то исследуем и так далее, у нас преобладает правый дыхательный цикл и в активную работу вовлечено левое полушарие мозга. В точности наоборот, когда действует правое полушарие и преобладает левый цикл дыхания, мы проявляем женскую энергию, которая связана с любовью, состраданием, интуицией, искусством, поэзией и религией. Так что когда художник рисует картину или поэт пишет стихотворение, они используют какую-то часть правого полушария. А когда ученый работает в лаборатории, исследуя и решая проблему, он в это время использует какую-то часть левого полушария.
Секрет пранаямы — это секрет управления мужской и женской энергиями, действующими в нашей нервной системе. Когда мы в пранаяме Чередуя Ноздри вдыхаем через левую ноздрю, то заряжаем правую сторону мозга, а когда вдыхаем через правую ноздрю, то заряжаем левую сторону мозга. Когда йоги выполняют дыхание Чередуя Ноздри, их мужская и женская энергии точно уравновешивают друг друга. Когда эти энергии уравновешены, то пробуждается нейтральная энергия, и йог переживает чистое осознавание, которое именуется Брахман.
Когда мы выполняем пранаяму, очищаются нади (тонкие каналы нервной системы), ум становится управляемым, и мы можем выйти за пределы женской и мужской энергии в чистое, не различающее, пассивное осознавание.
Это основа пранаямы. Существует много различных пранаям — для согревания или охлаждения тела, для пробуждения большей мужской или женской энергии и так далее.

ШЕСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Пранаяма чередуя ноздри
Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение — это пранаяма Чередуя Ноздри.
1. Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.
2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.
3. Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.
4. Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.
5. Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).
Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5 — 10 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на кажущуюся простоту, этой пранаяме, равно как и другим, описанным в данной книге, лучше обучаться под руководством опытного учителя.

Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание )
Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.
Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.
Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали — слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

Бхастрика пранаяма (дыхание огня )
Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает все тело.
Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.

Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание )
При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля.14
Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.
Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.
Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы — это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием. 14 При выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м». (Прим. ред.)

Уджайи пранаяма (дыхание победы )
Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознавание в область горла.
Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.
Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник — как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук.15
Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию — пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием. 15 Этот шипящий звук совсем не сложно произвести как на вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот же звук, как в Бхрамари, но издаваемый шепотом. (Прим. ред.)

Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)
Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.

Дыхание — это жизнь. Невозможно жить, не дыша. При дыхании происходит газо-обмен между воздухом, поступающим в лег-кие, и кровью.

При вдохе диафрагма сокращается, груд-ная клетка расширяется, объем ее увеличи-вается и воздух поступает в легкие. Вдох — это произвольный акт. В отличие от вдоха выдох происходит большей частью непроизвольно, т.к. воздух изгоняется из легких под действи-ем их собственных эластических свойств. Дыхание преимущественно с помощью ди-афрагмы называется брюшным; преимуще-ственно с помощью грудной клетки и груд-ных мышц — грудным. Газообмен достигает максимума при комбинированном трудно-брюшном дыхании. Однако брюшное дыха-ние считают более выгодным для здоровья.

Каждый человек дышит со своей ско-ростью, которая определяется жизненной емкостью легких и их состоянием. Нормаль-ная скорость дыхания взрослого человека составляет 14-20 дыхательных движений в минуту. Скорость дыхания автоматически приспосабливается к потребностям в кисло-роде (уровню его поглощения) и скорости образования углекислого газа. Во время стресса дыхание становится поверхностным и тело накапливает напряжение в тканях и органах. Дыхание связывает сознательный ум с подсознанием. Поэтому, концентриру-ясь на дыхании и меняя его, мы можем изме-нить состояние сознания, расслабить ткани.

Правильное дыхание стимулирует регене-рацию клеток, укрепляет жизненность и здо-ровье. Вместе с началом работы с дыханием (пранаямами) в жизнь приходят новые силь-ные впечатления. Постепенно исчезают бло-ки, ограничения, происходит отказ от при-вычных моделей поведения. Йоги, риши, мудрецы, святые всегда пользовались дыха-нием для достижения состояния блаженства. Работа над дыханием преобразует наши убеждения и поведение. Наблюдайте за ды-ханием в течение дня. Сознательное замед-ление и углубление дыхания позволит вам справиться с гневом, страхом и другими сильными эмоциями, которые время от вре-мени вторгаются в ваш мир.

Десять причин задуматься над необходи-мостью сознательного дыхания:

Сознательное дыхание помогает:

. контролировать эмоции;

Избавиться от негативных мыслей;

Изменить к лучшему наш способ мышле-ния;

Укрепить все системы организма;

Расслабиться;

Решить проблемы со сном;

Улучшить кровообращение;

Замедлить старение и быть здоровыми;

Поддерживать высокий уровень энергии;

Принять на себя ответственность за свою жизнь.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПРАНАЯМЫ)

Непрерывное дыхание и Попеременное дыхание

Непрерывное дыхание: Вдохните через нос, выдохните через рот. Во время такого дыхания вообразите, что вы отпускаете от се-бя все эмоции, кроме любви. Этот вариант дыхания используется для интеграции ума и тела, а также для гармонизации связи тела с духом.

Вдыхать можно с любой скоростью, одна-ко выдох должен быть абсолютно непроиз-вольным. Не подталкивайте воздух, дайте ему свободно вытечь наружу.

Попеременное дыхание: Поместите указа-тельный и средний пальцы правой руки себе на лоб. Большим пальцем вы будете закры-вать правую ноздрю, безымянным же — ле-вую. Итак, закройте правую ноздрю. Медлен-но и глубоко вдохните. Задержите дыхание. Откройте правую ноздрю и закройте левую. Медленно и плавно выдохните. Затем повто-рите все в обратном порядке. Закройте левую ноздрю. Медленно и глубоко вдохните. За-держите дыхание. Откройте левую ноздрю и закройте правую. Медленно и плавно выдох-ните. Дышите таким образом в течение 5 мин. Такое дыхание уравновешивает деятельность правого и левого полушарий мозга. Хорошо выполнять это перед медитацией.

Диафрагмальное (брюшное) дыхание, или дыхание огня

Сядьте удобно с прямой спиной (это мо-жет быть поза лотоса, "по-турецки", или по-ложение сидя на стуле). Положите кисти рук себе на колени, ладонями вверх. С силой вы-дохните через рот, активно помогая себе ди-афрагмой, произнося на выдохе слог "CAT” ("Великая”), При вдохе с помощью диафраг-мы выпятите живот несколько вперед, объем же грудной клетки оставьте неизменным. При этом (на вдохе) произнесите слог "НАМ” ("Истина”). Выполните такой цикл 108 раз. Закончите глубоким вдохом, который нужно удерживать внутри себя как можно дольше. Такое дыхание пробуждает и стимулирует энергию кундалини.

Упражнение "Звезда"

Займите положение стоя, широко расста-вив ноги. Вытяните руки в стороны, левой ла-донью вверх, правой вниз. Медленно от-киньте голову назад, чтобы смотреть на звезды. Выберите одну, сконцентрируйте внимание на ней. Оставаясь в такой позе, выполните 108 циклов быстрого диафраг-мального дыхания через нос. На последнем цикле сделайте глубокий вдох, напрягите при этом мышцы тазового дна и представьте, как энергия поднимается ко лбу. Выдохните.

Это упражнение укрепляет нервную систе-му, придает телу выносливость, способствует восстановлению тканей.

Дыхание, активирующее элементы в орга-низме

Эти упражнения лучше всего выполнять на природе.

Земля

Сядьте на землю, по возможности — со скрещенными ногами. Позвоночник — пря-мой, словно сверху спускается нить и тянет макушку к небу. Левую ладонь приложите к земле, правую — поверните к небу (кисть пра-вой руки лежит на колене). Почувствуйте, как на вдохе энергия земли входит через вашу левую руку и насыщает весь организм. Почу-вствуйте, как на выдохе избыток энергии зем-ли покидает организм через правую руку. По-желайте, чтобы эта энергия уравновесила вас, дала устойчивость и спокойствие. Всего нужно выполнить 7 дыхательных циклов.

Воздух

Медленно и спокойно дышите через нос. Сконцентрируйте внимание на сердечном центре. Медленно наклоните голову назад и направьте свой взгляд в небо, ни на чем конкретно не фокусируясь. Постарайтесь "потерять" очертания тела, слейтесь с прост-ранством и воздухом.

Вода

Зайдите в воду не менее чем по колено (чем больше водоем, тем лучше). При невоз-можности этого опуститесь на землю рядом с водоемом или, уж совсем в крайнем случае, хотя бы перед емкостью с водой. Попросите воду очистить вас. Дышите медленно и плав-но. Следите за своим дыханием. Почувствуй-те, как на вдохе энергия воды насыщает весь ваш организм.

Огонь

Зажгите свечу. Сядьте так, чтобы левая ру-ка покоилась на колене, ладонью вверх. Правой рукой возьмите свечу. Поднесите свечу к паховой области. Сделайте вдох и за-держите дыхание. Сделайте семь круговых движений по часовой стрелке свечой в вер-тикальной плоскости. Сделайте выдох. По-местите свечу на уровень около 7 см ниже пупка. Повторите указанный цикл. Далее, выполните этот цикл последовательно на уровнях диафрагмы, сердца и горла.

Следующий этап. Держите свечу на уровне середины лба, в 30 см перед собой. Сделай-те вдох. Смотрите на пламя свечи левым гла-зом в течение трех дыхательных циклов, за-тем такое же время — правым глазом, затем еще три цикла — обоими глазами. Опустите свечу. Закройте глаза и помедитируйте