Какой из подходов в трактовке личности. Основные психологические подходы

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный. Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства . Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар , соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей , выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля . Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование . Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт , т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основные и поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт .

Экзистенционально – трансперсональный (гуманистический подход ). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход , во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

10 класс Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.+ Семья

1. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

2. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

а) индивид б) индивидуальность в) личность

3. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями

4. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

5 . Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

6. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

7. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

8. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения

9. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста

10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной

11. Индивидом человек становится:

а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность

12. Социализация человека начинается:

а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста

13. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны

14. Общение протекает:

а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

15. Интерактивная сторона общения - это:

а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

16. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

а) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.

17 . Социальная норма – это:

а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.

18. Приспособлением называется:

а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.

19. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2) К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

20. К каждому определению,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.

21. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:

а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность

22. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:

Проявление функций семьи Функции семьи

А) Распределение семейных обязанностей; 1. Рекреационная

Б) Совместное проведение досуга; 2. Хозяйственно-экономическая

В) Планирование семейного бюджета; 3. Воспитательная

Г) Передача традиций и ценностей;

Д) Снятие психологических нагрузок;

23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Креймером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физической . Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. . Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. ). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. , А. Н. Леонтьев).

Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности - это становление единой системы личностных смыслов.

Павлова Анеля Васильевна

учитель истории

МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.

    2 Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

А) антропологический б) социологический

В) персоналистический г) научный

2. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

А) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

3. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2)К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

А) индивид б) индивидуальность в) личность

5. Специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях – это……………

6. Структура личности: (дополнить недостающий элемент таблицы).

7. Соотнести понятие и определение.

А) Уровень рассмотрения личности с точки зрения индивидуальных отличий от других людей

Б) личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только при взаимодействии с другими людьми.

В) определяет воздействие личности на других людей.

1)метаиндивидный 2) интроиндивидный 3) интериндивидный

8. Исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам З. Фрейд определил как

…………………………………..

9. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

10. Высшей формой направленности личности называют:

А) стремления Б) убеждения В) желания Г) влечения

11.Соотнести понятие и определение.

А) Система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Б) Осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями.

В) Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Г) Глубокие переживания, огорчения

1) альтруизм 2) мировоззрение 3) убеждение 4) фрустрация

12. Какой из перечисленных терминов лишний?

Мимика, речь, поза, жесты.

13. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

14. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»

В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

Ключ.

    А1, Б3, В2

    Структура личности

    Ценности, идеалы, убеждения

    А2, Б3, В1

    Ид

    А2, Б3, В1, Г4

    Речь

    А2, Б3, В2, Д1

    А3, Б1, В2

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке мы можем встретить выделение и описаниетрёх компонентов личности:

1. Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему взаимодействующих потребностей и интересов, из которых складывается мировоззрение личности, т. е. другими словами говоря, направленность личности - это система ее отношений к окружающему миру, это мотивы поведения личности.

2. Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему способностей и склонностей, которая обеспечивает успех в каком-то виде деятельности.

3. Сталь поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент и характер. В системе характера можно выделить, во-первых, моральные качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых - волевые качества.

Структура в общем понимании - это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими. Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков).

Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К. К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства. Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.

Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными,хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.

Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности. В личности человека эти процессы, в отличие от животных, несут преимущественно социальный характер.

Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.

Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора - способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).

Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту;

личность оказывается погруженной во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них. Сущность этой идеальной представленности -в техреальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно -потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток.Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет ни мистики,ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.