История новой жизни. Больничная симфония

Во многих лечебных учреждениях Петербурга есть храмы и часовни. Только роль их различна: от скромного помещенияв дальнем уголке, открываемого по определенным часам, до настоящего духовного центра, где находят поддержку и пациенты, и их родственники, и медперсонал. В числе таких центров — приход храма святой Марии Магдалины в одноименной детской больнице № 2 на Васильевском острове.

Беднякам Васильевского острова

История этой больницы и находящегося на её территории храма связана с именем вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, известной благотворительницы. Её стараниями были собраны средства для покупки у известного купца и промышленника Ивана Кусова особняка, выполненного по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска. Особняк переоборудовали в больницу для бедных жителей Васильевского острова(отдельных детских больниц тогда не было). Лечебное учреждение освятили и запустили в 1829 году.

К сожалению, императрица не дожила до этого события несколько месяцев. В честь её небесной покровительницы святойравноапостольной Марии Магдалины освятили храм, который был открыт одновременно с больницей. А потом и сама больница стала носить имя этой святой.

— С самого начала здесь был храм, — рассказывает главный врач детской больницы № 2 Марии Магдалины Автандил Микава. — Он находился в главном здании, над ним до революции располагался крест с куполом, дававший понять, что в этих стенах протекает церковная жизнь. Единственное, что было не очень удобно для прихожан — в храм надо было проходить через коридор больницы.

Службы и служение

Сегодня это неудобство устранено. Современный храм святой Марии Магдалины освятили десять лет назад, переоборудовав под него помещение бывшей котельной. Храм расположен прямо у главных ворот детской больницы № 2. С одной стороны, он находится в больничной ограде, с другой, имеет отдельный вход с улицы, что позволяет прихожанам, среди которых немало жителей прилежащих домов, не нарушать покой пациентов.

Помещение храма небольшое, но очень уютное, с красивым резным иконостасом и настоящими хорами (регентует в храме детский врач-психолог больницы Павел Мамаев). Литургия здесь служится каждый день. Закрывается храм поздно. Причина проста: здесь всегда ждут тех, кому требуется духовное утешение. И в первую очередь родителей попавших в больницу детей.

— Здесь каждый день приходится сталкиваться с самой большой болью — болью детей, — рассказывает клирик храма иерей Михаил Ковач. — Подходят родители со слезами на глазах: «Батюшка, идет операция, сделайте что-нибудь!» Идем, служим молебен. Бывает, что заходят при выписке, благодарят.

— Мы стараемся, чтобы храм был таким местом, где любой человек мог бы успокоиться, — говорит настоятель иерей Даниил Василевский, руководитель координационного центра помощи малоимущим при отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. — Стараемся всех принимать и любовью покрывать. Болезнь ребенка — всегда самая большая тревога для родителей. Редко, но бывает, что дети умирают. Кроме того, у нас в больнице находится морг, куда привозят детей из других больниц. Наши свечницы очень внимательно смотрят, кто пришел в храм. И готовы первыми поддержать человекав горе.

О каждом ребенке, попавшем в реанимацию, сразу сообщают отцу Даниилу. Пока медики борются за жизнь пациента, настоятель и прихожане молятся. Священник один за другим рассказывает случаи, когда дети чудесным образом выздоравливали. И несколько историй, когда спасти их не удалось. Он помнит «тяжелых» ребятишек по именам.

Врач, ктитор, прихожанин

Ктитором и прихожанином больничного храма стал главный врач больницы Автандил Микава. Он тридцать три года посвятил этому лечебному учреждению, из них последние тринадцать — в должности главного врача. Именно им придуман слоган «Традиции русского милосердия», украшающий ворота больницы. Это не только отсылка к историческому прошлому, но задача, стоящая перед персоналом сегодня. В её решении существенно помогает храм.

— Уважая людей других конфессий, важно учитывать, что большая часть населения России относится к православию, — говорит Автандил Георгиевич. — И я не вижу никакого разрыва между больницей и храмом. Считаю их сосуществование совершенно естественным, абсолютно симфоническим. Храм является своего рода подразделением больницы и влияет на её жизнь. Многие отмечают, что наша больница отличатся атмосферой душевности, сердечности, любви к ближнему. Любовь к своему делу, к пациентам, к своему городу, к своей стране должна присутствовать обязательно, только тогда у нас всё получится. И в этом большое подспорье — наш храм и наши священники.

Заронить зерно

Однажды в больницу привезли «тяжелого» ребенка из детского дома, за ним некому было присматривать. Сотрудники больницы попросили о помощи в храме — выручила свечница. Из этого случая родилась идея создать на базе прихода сестричество.

— Наше сестричество имени святой царственной страстотерпицы Александры Феодоровны и святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны существует более пяти лет, — рассказывает его координатор Ольга Соколова. — У нас два направления. Первое — круглосуточное дежурство при детях с серьезными диагнозами из детских домов. Второе — творческие занятия — открытки, поделки, стенгазеты — в группах «домашних» детей, многие из которых тоже, к сожалению, обделены родительским вниманием. Каждый раз мы идем к ним с некоей миссионерской — нет, не целью, но пожеланием — рассказать о Боге, о вечном и высоком. Не прямо… если зайдет разговор. Заронить зерно — такая цель есть.

Редко, но встречаются родители, которые, узнав, что с их детьми работает православное сестричество, действующее от лица Церкви, просят их ребенку ничего не рассказывать.

— Мы никогда в таком случае не противоречим, — говорит Ольга Соколова. — Многие, наоборот, нас благодарят. Нередко родители, лежащие в больнице с ребенком, сами с удовольствием мастерят поделки и общаются. В больнице сложнее всего — оторвать детей от гаджетов. Мы рады, когда у нас это получается.

Сестры милосердия записывают детей на Причастие — тоже исключительно по согласованию с родителями. Каждый день кто-то из священников (в храме кроме настоятеля двое клириков: иерей Михаил Ковач и иерей Евгений Николин) после Литургии проходит со Святыми Дарами по палатам и причащает тех, кто заранее изъявил желание.

Требуются сестры!

Первоначально в сестричество брали всех женщин и девушек, желавших помогать. Ольга сама пришла сюда, имея почти атеистические взгляды. В атмосфере прихода постепенно воцерковилась.

Сегодня костяк сестричества составляют три десятка человек, проживающих в разных концах Петербурга. По списку сестер милосердия намного больше, но люди, приходя сюда, путают понятия добровольной помощи и служения:

— Пришла, когда хочу, делаю, что хочу… нет, такого у нас нет, — объясняет Ольга Соколова. — Божие дело непростое, бывают разные проблемы, от жизненных обстоятельств до угасания духа. Очень нужно, чтобы ряды сестричества пополняли люди, ищущие именно христианского служения с больными детьми.

Для того чтобы стать сестрой милосердия, нужно пройти специальные полугодичные курсы при храме. На них врачи из медицинских вузов города преподают основы первой помощи (это на самый крайний случай: как правило, сестры милосердия не оказывают медицинский уход), а священники храма — основы катехизации. После окончания курсов сестре вручается сертификат, а приступить к служению она может только по благословению духовника сестричества священника Даниила Василевского.

Не только больница

Храм святой Марии Магдалины известен и в деле социального церковного служения Петербурга. Около 14 лет настоятель прихода иерей Даниил Василевский возглавляет благотворительный фонд святого Димитрия Солунского. Сегодня фонд существует не только за счет состоятельных благотворителей (среди них учредитель фонда Дмитрий Зайцев, внесший большую лепту и в открытие этого храма), но и на пожертвования горожан. Отец Даниил также руководит координационным центром помощи малоимущим при епархиальном «социальном» отделе. Именно поэтому приход храма святой Марии Магдалины стал опорным пунктом по сбору средств и вещей для нуждающихся людей.

Социальная помощь от лица Церкви оказывается практически всем категориям нуждающихся. Для бездомных в трех точках города раздаются еда и медикаменты, по определенному маршруту курсирует «Автобус милосердия», где можно спастись от холодов. Для мам с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в съемной квартире организован женский приют. Еще одна комната снимается для мужчин, которым негде жить.В рамках церковной благотворительности учреждаются ежемесячные пособия для будущих мам, оставшихся в одиночестве, собираются средства для погорельцев, одиноких пенсионеров, беженцев, людей с тяжелыми заболеваниями, выпускников детских домов.

Вся помощь адресная, истории нуждающихся людей можно прочитать на сайте фонда. Там же размещены и списки того, чем можно помочь. Это не только деньги: случается, что и пачка стирального порошка или межкомнатные двери, о приобретении которых взывает семья с онкобольными, могут сделать чью-то жизнь немного легче. На особом попечении находятся многодетные семьи:

— Многодетные — герои нашего времени, им надо помогать, — говорит отец Даниил, сам отец шестерых детей. — В нашем списке 170 семей, каждая из которых получает ежемесячную материальную помощь в размере от 3 до 20 тысяч рублей, еду, одежду. Также мы стараемся их воцерковлять, детей причащать. Есть семьи, которые мы находим — и знаем, как они живут. Многие обращаются сами.

В атмосфере сострадания

Вещи, которые собираются для нуждающихся, люди приносят в часовню Марии Магдалины. Она находится в двух шагах от церкви, в павильоне при главном входе в больницу. Часовня была открыта в больнице раньше храма, сейчас в ней ежедневно служатся молебны о болящих.

Кроме часовни, других помещений у прихода нет. Конечно, в таких условиях тяжело организовать воскресную школу для детей или взрослых. Но ежедневное прикосновение к детскому страданию и желание помочь по-особенному сплачивают людей, делают их более чуткими к окружающим и друг к другу.

— Здесь особая атмосфера, — делится прихожанка храма Инесса Дранишникова. — Отец Даниил, прихожане настолько участливы, настолько неравнодушны к тому, что с тобой происходит, — придя сюда однажды, ты чувствуешь, будто попал в семью.

Фотограф: Станислав Марченко

В день памяти равноапостольной Марии Магдалины, 4 августа, благочинный Социального благочиния протоиерей Николай Брындин возглавил праздничную Божественную Литургию в храме, посвященному мироносице, при Детской городской больнице №2 на Васильевском острове.

Его Высокопреподобию сослужили настоятель храма иерей Даниил Василевский , клирики прихода иереи Евгений Николин , Михаил Ковач , Андрей Ващенко , а также гости из Выборгской епархии – протоиерей Костантин Синельщико в, и Тихвинской епархии – протоиерей Артемий Могутов . В алтаре молился благочинный Василеостровского благочиния протоиерей Виктор Московский . Участие в престольном богослужении также приняли клирики Спасо-Преображенского собора – протодиакон Артемий Лебедев и диакон Антоний Заровский .

Несмотря на рабочий день – храм был переполнен. За богослужением молились ктитор Храма святой равноапостольной Марии Магдалины, главный врач Детской городской больницы №2 Автандил Микава, подопечные настоятеля иерея Даниила Василевского - сестры милосердия из Александро-Елизаветинского сестричества, которые несут служение в этой же больнице, сотрудники Фонда св. Димитрия Солунского, медперсонал и администрация учреждения. Протоиерей Николай Брындин вознес особую молитву о здравии детей, находящихся на лечении в больнице, и о всех ее врачевателях.


После причащения Святых Христовых Таин и праздничного молебна, протоиерей Николай Брындин в пастырской проповеди вспомнил житие святой равноапостольной Марии Магдалины и обратился к собравшимся с поздравительным словом:

«Каждый раз, когда мы приходим в храм Божий и каждый раз, когда мы соприкасаемся с Богом, когда делаем шаг навстречу Бошу – это и есть праздник. Праздник истинный – нашего сердца и души.
Вспоминая житие этой святой подвижницы - равноапостольной Марии Магдалины, мы пониманием, что наверно только женское сердце умеет так любить – без страха, жертвенно и глубоко. Женщина – это и мать, и жена – на женских плечах лежит великое бремя. Под этим крестом женщина уповает не на свои силы, а на силы Господа – идет в храм, чтобы просить у Него помощи в несении своего креста.
Сегодня мир, который нас окружает, прославляет женщин-феминисток. И даже установлен особый день их поздравления. Но это женщины иного склада. Церковь же предлагает нам другой пример для подражания - жен-мироносиц. Пример преданности Господу нашему, пример наполненного любовью к Богу сердца. Церковь прославляют люди. Пусть мир вокруг нас бушует – но мы с вами христиане, а значит – мы знакомы с самим Господом Иисусом Христом, знакомы со святыми угодниками Божьими! И здесь собравшиеся – лично знакомы с Марией Магдалиной.
Мы сегодня собрались в этом месте, чтобы прославить великую святую – равноапостольную Марию Магдалину. Мы ее знаем и наше сердце откликается на ту любовь, которую она проявляет к каждому приходящему. Мы знаем, как она молится за нас, как откликается на наши молитвы. Мы благодарим ее и в благодарность славим ее и приходим вновь и вновь в это место, чтобы встретиться здесь с Господом и святыми угодниками Его»


Также отец Николай Брындин поблагодарил настоятеля храма св. Марии Магдалины иерея Даниила Василевского , отметив его труды и неустанное служение:

«Пусть служения в священническом сане - есть путь жертвенной любви – к Богу и ближнему. Отец Даниил являет пример, который достоин подражания – пример заботы о ближних и милосердного служения людям. Как председателю епархиального Отдела по церковной благотворительности и социального служения, мне особенно хочется отметить его заслуги на этом поприще»


Отец Николай отметил, как важно наличие при лечебных учреждениях таких храмов и выразил надежду на устроительство домовых храмов во всех больницах города:

«Я, как благочинный Социального благочиния, радуюсь, что в нашем благочинии есть такой замечательный храм - при Детской городской больнице №2. Мы вспоминали сегодня в наших молитвах пациентов, руководство и сотрудников этой больницы – или, как раньше принято было называть – врачебницы. Во всех подобных учреждениях, построенных до революции, есть домовые храмы – чтобы каждый, придя в них, мог найти там облегчение в болезнях своих, испросить у Господа помощи и сил. В связи с этим особенно хочется отметить заслуги ктитора этого храма – главного врача больницы Автандила Георгиевича. Через заботу о своих подопечных, через деятельное служении ближним и заботу о них – вы прославляете тем самым святую Марию Магдалину, явившую всем нам пример любви к Богу и к людям!»


Настоятель храма св. Марии Магдалины иерей Даниил Василевский выразил радость от красоты престольного богослужения, поблагодарил благочинного протоиерея Николая Брындина за совместную молитву и преподнес икону святого великомученика и целителя Пантелеимона:

«Ваше служение вместе с нами, отец Николай, всегда большая радость для нас. Вы привносите и свою благодать, и благословение Владыки Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. То служение, которое вы несете в епархии, возглавляя Социальный отдел – самое христианское, ибо это служение врачевания - призванное помочь страждующим людям»




Благочинный Василеостровского благочиния протоиерей Виктор Московский вспомнил, как по благословению Митрополита Владимира совершил освящение храма св. Марии Магдалины и поздравил клириков, гостей и прихожан храма с престольным праздником:

«Отрадно видеть, как этот храм живет и процветает – пройдя за совсем недолгое время путь от голых стен до настоящего величия и великолепия! Этот храм лично для меня стал очень дорог и любим. У вас особая покровительница – великая подвижница Мария Магдалина, которую знает весь христианский мир. Это действительно самая великая жена из всех великих жен. Она была со Христом – видела его страдания, славу и скорби. Она была мироносицей, помогая Христу и апостолам в их проповедях, в их трудах и в быту. Она получила великую радость – быть свидетельницей Воскресения Христова. Поздравляю всех вас с этим престольным праздником и благодарю, что наши имена живут в жизни вашего прихода!»




Главный врач Детской городской больницы №2 Автандил Микава в своем приветственном слове торжественно пообещал посвятить свою жизнь делу возрождения храмов при лечебницах, вспомнив слова В.В.Путина о том, что храмов при государственных учреждениях должно больше. А также рассказал о значимости храма для возглавляемого им учреждения:

«Этот храм для нашей больницы стал бесценным. Без храма наша больница уже не сможет и не будет. Отец Николай Брындин сегодня сказал много очень мудрых и глубоких слов, руководствуясь которыми мы во славу Божью будем творить добро, любовь и чудеса в нашей больнице. Нет подходящих слов, чтобы выразить нашу благодарность отцу Николаю за ту безграничную любов, что он нам дарит, за его вовлеченность в наши дела и отеческую заботу, которой он нас окружил. Самое главное, что мы – все вместе! А вместе с верой во Христа нам все под силу! И лечить, и возвращать к жизни, и наполнять коридоры нашей лечебницы светом, добром и надеждой. Никакие новейшие роботизированные компьютерные технологии не могут заменить доброго человеческого сердца. Как не могут заменить главного – Любви, которая ощущается бы с порога нашей больницы»

+++
Свое название детская городская больница №2 получила от церкви, которую устроили и 14 октября 1829 года освятили во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
В период богоборческой власти, в 1922 г. храм был закрыт и обращен в склад, иконостас вывезен в Музей истории религии.
Указом от 15 января 2006 г. Высокопреосвященнейший Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил возродить храм. Под храм было выделено здание бывшей котельной больницы на 2-й линии Васильевского острова, где была восстановлена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.
20 апреля 2007 г. храм освятил малым чином протоиерей Виктор (Московский). В настоящее время настоятелем является иерей Даниил Василевский.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Пулково)

Расположение

Санкт-Петербург, МО посёлок Шушары, Пулковское, Петербургское шоссе, дом 68

Конфессия

православие

Санкт-Петербургская

Тип здания

Архитектурный стиль

классицизм

Д. Кваренги

Основатель

Екатерина II

Первое упоминание

Строительство

2011-2016 годы

Дата упразднения

1938, разрушена в войну

Состояние

восстановлена на другом месте

Ранние храмы

Каменная церковь

Восстановление храма

Духовенство

Церковь Смоленской иконы Божией Матери - православный храм в историческом районе Пулковское в составе муниципального образования «посёлок Шушары». (Пушкинский район города федерального значения Санкт-Петербурга). Современное здание располагается на территории конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум», старое здание располагалось ниже по склону Пулковских высот в селе Пулково и было разрушено во время боёв за высоты в 1943 году.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Настоятель - иерей Даниил Александрович Василевский.

История

Ранние храмы

Первое упоминание о храме в «селе на Полколе» относится к 1500 году. По данным Писцовых книг здесь находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая была уничтожена в XVII веке, в годы шведского владычества.

14 (25) октября 1749 года в Нижней Подгорной слободе села Большое Пулково архиепископом Феодосием (Янковским) была освящена деревянная церковь. В 1755-1757 годах храм был возобновлён после пожара и освящён 28 июля (8 августа) 1757 года епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села. Храм был разобран в 1793 году.

Каменная церковь

Решение о возведении нового, каменного, храма родилось, вероятно, в 1782 году, поскольку2 (13) октября 1782 года Контора строения села Царского заключила контракт с подрядчиком Германом Афанасьевым, предусматривавший полную готовность храма к освящению к 1 (12) сентября 1784 года. 29 мая(10 июня) 1783 года Екатерина II определила место нового храма, который и был заложен 30 мая (11 июня) благочинным священником Стефаном Ивановым.

Храм строился по проекту архитектора Д. Кваренги на казенные средства, выделенные императрицей.

Церковь была торжественно освящена в 1785 году. В 1831 году в церковной ограде, ближе к тракту, была построена каменная часовня. В 1908 году в храме был произведён ремонт.

Церковь была закрыта в 1938 году. Здания храма и часовни были разрушены до основания в годы Великой Отечественной войны во время контрнаступления советских войск.

К началу 2011 года сохранились лишь фундаменты храма и находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. При работах по восстановлению в подвале храма были найдены остовы кроватей и дымоход для «буржуйки». Остатки храма, вероятно, будут законсервированы.

Восстановление храма

Летом 2009 года на фундаменте храма был установлен деревянный восьмиконечный поклонный крест. Тогда же, в связи с планами создания в этой местности конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум», появился проект восстановления храма. 10 августа 2011 года на месте храма впервые был отслужен молебен.

14 сентября 2011 года в стороне от старого фундамента в основание храма был заложен первый камень. Закладку совершил епископ Петергофский Маркелл (Ветров) в сослужении протоиереев Виктора Московского и Геннадия Зверева и иерея Даниила Василевского. Новый храм является репликой первоначального здания и располагается на более высокой точке, чем изначально.

Теперь он располагается на территории конгрессно-выставочного комплекса «ЭкспоФорум». По словам архитектора Рафаэля Даянова, старая церковь главенствовала над территорией, и здание в связи с изменением градостроительной ситуацией пришлось переместить, чтобы оно не оказалось в ложбине. Проект строительства был разработан архитектурным бюро «Литейная часть-91». Строительство выполнила компания ООО «СМУ-837». 4 июля 2014 года были установлены и освящены кресты. По состоянию на май 2016 года, завершено внутреннее убранство храма, выполнены работы по благоустройству территории.

Архитектура, убранство

Храм был построен в стиле классицизма. Его непривычный для русской церковной архитектуры внешний вид полностью соответствует увлечению императрицы Екатерины II «оживлением античности». Кваренги воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехристианскую древность в представлении эпохи классицизма. По композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов храм очень близок построенным архитектором в то же время церквям: Вознесенской в Фёдоровском посаде и Преображенской в Московской Славянке. Сходство проектов такое, что исследователи не всегда были уверены в верности их атрибуции.

Храм имеет простой кубический объём с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом. Здание покрыто четырёхскатной крышей без купола и шпиля. Западный фасад храма увенчан двумя квадратными башнями, в одной из которых располагалась колокольня. В здании три входа: центральный, северный и южный. Притвор был пристроен в 1823 году на средства петербургского купца Василия Семьянова и при воссоздании храма не был восстановлен. В нише алтарной апсиды расположена Смоленская икона Божией Матери, выполненная в темперной технике.

Угол здания для сдерживания распора сводов был усилен изнутри пилонами, что делает внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши внутри также перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образуется крестовый свод. Храм освещается через большие полуциркульные окна в верхней части ниш. Внутри стены храма золотистые, с белыми тягами, карнизами и филёнчатыми рамами. Под карнизом проходит орнаментальная полоса. Центральный свод (как и алтарный с западным) окрашены голубым цветом, по его сторонам - образы четырёх Евангелистов.

Церковь однопрестольная. На Горнем месте расположен образ Воскресения Христова. Четырёхярусный иконостас белый с позолотой, восстановлен как копия первоначального, написанного по рисункам и указаниям Кваренги академиком живописи Императорской Академии художеств Иваном Акимовичем Акимовым. Вырезал первый иконостас в 1784-1785 годах мастер Франц Брюлло.

Среди святынь в храме до разрушения почитался напрестольный крест с мощами святых святителя Афанасия Цареградского, великомученицы Варвары, мученика Василия, святителя Григория Чудотворца, преподобного Никона Сухого, преподобного Тита Печёрского.

Территория прихода

В начале XX века в приход входили:

  • село Большое Пулково
  • Каменка (район пересечения Пулковского шоссе и Кольцевой автомобильной дороги)
  • Катлино (местность к югу от Казанского кладбища)
  • Пески (район Погорелово)
  • Подгорное Пулково (район пересечения Пулковского и Петербургского шоссе)
  • Редкое Кузмино (улица Редкое Кузьмино посёлка Александровская)
  • Толмачёво (территория к востоку от Погорелово)

Духовенство

Настоятели церкви

Настоятель

в 1749 году

священник Андрей Игнатьев

священник Пётр Иевлевский

священник Пётр Феодоров

священник Стефан Иоаннов (1734-после 1785)

сентябрь 1785-1794

священник Василий Васильев (1746-после 1794)

священник Иоанн Михайлов (1732-после 1800)

священник Пётр Васильевич Осторожнов (1769-1822)

священник Димитрий Георгиевич Молчанов (1800-1866)

протоиерей Константин Иоаннович Хутынский (1843-1900)

священник Димитрий Григорьевич Тихомиров (1867-1901)

протоиерей Николай Петрович Зимнёв (1862-после 1919)

священник Николай Николаевич Успенский (1875-1955)

священник Александр Димитриевич Старопольский (1877-…)

протоиерей Николай Петрович Соколов (1876-…)

обнаружить сведений пока не удалось

священник Петр Петрович Вихров (1882-1933)

протоиерей Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955)

приход не существовал

2011 - настоящее время

священник Даниил Александрович Василевский (род. 1976)

Принимать помощь – на это тоже нужны силы. Жизнь без дома так ломает психику человека, что чаще всего он оказывается способен принимать только разовые подачки в виде еды, одежды. Жилье, работа – все это не так-то просто найти, но и найдя, сложно не потерять вскоре вновь.

История ныне покойного Даниила – это не столько рассказ о том, как добрые люди помогли с крышей над головой и работой, скорее, это история обретения человеком новой жизни. Какова была его жизнь прежняя? Вырос в Узбекистане, сын узбека и русской, в детстве ходил с отцом в мечеть, но позже активно ислам не исповедовал. Учился в Харькове, вернулся в Ташкент, где женился, родилась дочь. С женой вышла размолвка, уехал в Россию, какое-то время жил у родственников под Ярославлем, потом оказался в Санкт-Петербурге, поначалу жил вполне благополучно, но тяжело переживал расставание с семьей, из-за чего начал злоупотреблять алкоголем, потерял работу, оказался на улице. Вместе с тремя другими бездомными какое-то время жил в старом заброшенном морге неподалеку от железнодорожной станции Удельная. Там его и его товарищей около четырех лет назад нашли работники благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского. С этой-то встречи и началась его новая жизнь.

Клавдия Прасолова , бывшая сотрудница Фонда Св. Димитрия Солунского:

— Для меня история Даниила – явное чудо, Господь показал на нем, как Он зрит сердце человека. Все четверо мужчин, которых мы встретили, оказались очень разными людьми. Даниил (его тогда еще не так звали) был среди них единственным некрещеным, но давно этим интересовался. Ему тогда было около 40 лет. До этого все они были у протестантов в реабилитационном центре, но он чувствовал, что там не было чего-то настоящего в отношении к ним, их просто заставляли работать. Потом они все четверо оттуда ушли. Я спросила его по поводу крещения, он сказал, что креститься хочет. Мы ходили в Александро-Невскую Лавру, а потом я его познакомила с отцом Даниилом.

Иерей Даниил Василевский , настоятель храма св. равноап. Марии Магдалины
при детской городской больнице №2 св. Марии Магдалины, исполнительный директор фонда:

— Как-то в субботу перед службой Клавдия Николаевна привела в храм бездомного с просьбой его покрестить. Времени было мало, мы стали думать, крестить его или нет – выяснилось, что он очень мало о христианской вере знает. Я сказал Клавдии Николаевне, чтобы она его подготовила к Таинству Крещения. Она его увела, как потом выяснилось, устроила в наркологическую больницу, отнесла ему молитвослов, научила молиться. Прошло около месяца, и к нам в храм пришел мужчина средних лет, нормально одетый – стоял, молился. А после службы подходит и говорит: «Батюшка, я креститься пришел. Вы меня помните?» Я отвечаю: «Не помню». «Так я тот бездомный, что приходил». Ну, я его начал крестить. А он до этого был мусульманином. И я достал требник, в котором есть чин отречения от мусульманской веры, а в этом чине вопросы. Я посмотрел на них, думаю: «Долго мы будем его крестить потому, что вопросы сложные». И начинаю задавать ему вопросы, ожидая, что сейчас буду подсказывать ответы. А он отвечает почти точь-в-точь, как написано в требнике. У него было какое-то имя не из наших святцев. Я спрашиваю его: «Каким именем-то тебя называть? Когда у тебя День рождения?» Он говорит: «День рождения у меня 24-го декабря». А это как раз мои именины – день памяти святого Даниила Столпника. Вот я его и покрестил с именем Даниил. Потом он приходил, причащался.

Интересно, что имени, которое этот человек получил при рождении, никто из сотрудников не помнит. В их памяти он и остался, как Даниил, возможно, и для него самого новое имя быстро стало родным. Фонд Св. Димитрия Солунского помог всем четверым, встреченным в районе Удельной бездомным, но общение у его сотрудников продолжилось только с Даниилом. Его приютил знакомый Клавдии, который потом даже очень подружился с ним – по воспоминаниям людей, знавших Даниила, с ним было общаться легко. Хотя самому ему было нелегко – он продолжал переживать свои несложившиеся отношения с семьей. Только вот опускаться больше не стал – устроился на работу охранником в храме Воскресения Христова на Обводном канале, а еще до этого сам стал помогать бездомным.

К. П. : Я Даниила знала хорошо. Он был довольно молчаливым, но никогда никого не подводил и не бросал в тяжелых ситуациях. Бывал у меня дома, помогал в чем-то. Мы обращались к нему, и он ездил с нашим автобусом кормить бездомных – никогда не отказывал. Вообще, ездить кормить бездомных он изначально вызвался сам. Просто потом он устроился на работу и уже не мог ездить с нами регулярно, но иногда, когда нам не хватало волонтеров, мы просили его. Даже если ему что-то давали на работе при храме, он нес бездомным. Он не забывал тех, с кем он общался, когда жил на Удельной. Приезжал туда, спрашивал, кто где, кто как живет. Иногда сердился – когда кто-то был слишком напорист, говорил про такого: «Нагло себя ведет». С такими людьми Даниил старался не общаться. И с нами он ездил кормить бездомных приблизительно в течение года или полутора лет – хотя бы раз в неделю.

Когда он ездил с вами, он общался с вашими подопечными?

Мне вспоминается евангельская история, как Господь исцелил десять прокаженных, и только один из них пришел Господа поблагодарить. Так и здесь. Мы встретили четырех человек и всем им помогли. Но благодарным был только Даниил, остальные – как и многие другие, которые после получения помощи будто сбегают. Кто-то уезжает и даже не отзванивается, не говорит, как устроился. Нам важно не признание наших заслуг, а просто порадоваться вместе с человеком, если у него дела пошли хорошо. А Даниил поддерживал с нами общение, благодарил. Он был рад нашей помощи, брался за любую работу, которую мы ему предлагали – даже помогал ребенку-инвалиду, ходил с ним гулять.

В прошлом году однажды Даниил почувствовал себя плохо. Вызвали врача, тот приехал – поставил диагноз, что отказывает одно легкое. Даниила положили в больницу, где выяснилось, что проблема не с легким, а с сердцем. На следующий день он вышел из больницы и, возможно, хотел вернуться домой – но на ходу у него остановилось сердце. Сотрудники фонда Св. Димитрия Солунского собрали деньги на похороны – многие из тех, кто узнал Даниила за эти несколько лет, с радостью пожертвовали, сколько смогли. Похоронен Даниил в городе Тутаеве Ярославской области, там, где живут его родственники.

К. П. : Мы не знали телефона родственников Даниила, но оказалось, что у его знакомого по работе остался какой-то номер телефона – так мы им сообщили. Потом приехала его тетя из Ярославской области. Когда мы купили гроб, одежду и пришли в больницу забирать его тело, мы увидели, что на его лице была улыбка. Знаете, человек при жизни так не улыбался. И вот как при его жизни с ним было легко, так и после того, как он преставился, о нем очень легко вспоминать, молиться, говорить с общими знакомыми. Конечно, грустно, молодой еще человек, думаешь, мог бы еще жить, быть рядом. Но, наверно, что-то уже было решено для него.

У Даниила была вера, он искренне исповедовался. В храм он ходил в Кронштадте, где он жил на квартире у нашего знакомого. Нельзя сказать, что он много читал, но верил искренне. Ездил и к одному старцу в монастырь в Ивановской области. Тот сказал ему: «У тебя все будет хорошо». Помню, вернулся Даниил счастливый. Я с самого начала старалась ему объяснить, что Господь нам дал возможность покаяния, исправления, говорила: «Если хочешь измениться, то только Господь может помочь тебе». А он хотел.

Детская городская больница № 2 святой равноапостольной Марии Магдалины на 2й линии Васильевского острова. Храм при больнице во имя этой же святой. Вход в храм с улицы, зайти может любой прохожий. Здесь и можно найти настоятеля храма иерея Даниила Василевского, который также является исполнительным директором фонда святого Димитрия Солунского. Полгода назад отец Даниил стал настоятелем еще одного храма: восстанавливающейся Смоленской церкви в Пулково.
Рассказывает отец Даниил:
Фонд создан его нынешним президентом Дмитрием Зайцевым в честь его святого покровителя. Он задумывался, как создать организацию, способную объединить силы обыкновенных граждан в помощи нуждающимся. Когда фонд был создан только на бумаге, мы стали думать, что делать. Ездили в тюрьму поздравлять заключенных, устраивали концерты, дарили детям из детских домов подарки на Рождество. Но когда ты появляешься где-то один раз, то не можешь повлиять на ситуацию. Чем поздравить тысячу, лучше взять одного и ухаживать за ним постоянно: ведь просто поздравление с праздником, к сожалению, мало чью жизнь может изменить к лучшему.
Постепенно сложилось так, что мы стали помогать многодетным семьям, увидев, в какой ситуации живут многие из них. Какие бы ни были обстоятельства, какие бы ни были сложности в характере у этих людей, все равно дети в этих семьях удивительно хорошие, очень добрые, терпеливые. Они более жизнеспособные, они скорее принесут пользу обществу. При этом каждый ребенок — это ценность, это душа, которая может в рай попасть. Если мы хорошо знаем сложную ситуацию в какой-то многодетной семье, мы стараемся курировать ее как можно дольше, некоторым семьям мы помогаем уже 5-6 лет.
Вскоре возникло еще одно наше служение — поддержка беременных женщин. Ведь важно не только обличать аборты, а помочь конкретной женщине, хотя бы даже финансово поддержать ее во время беременности и после рождения малыша. Это дает свой плод. Обычно мы помогаем до того момента, когда женщина может выйти на работу, то есть когда ребенок пойдет в детское дошкольное учреждение. Но! Мы понимаем, что, если просто дать женщине деньги, это не решит основной проблемы, ведь большинство из них не имеет представления о том, что такое христианская нравственность, поэтому мы пытаемся донести до них Слово Божие, конечно, если они сами этого хотят.
В результате сейчас у нас такой объем работ, что боимся, что не хватит сил: сотрудников немного. Но как-то получается, что хватает. Увеличивается количество обращающихся женщин, кажется, все, больше не сможем поддерживать, но вдруг находятся средства.
Еще мы вместе с отцом Артемием Могутовым (это мой бывший одноклассник, он служит в Введено-Оятском монастыре) окормляем два детских дома в области: Свирьстройский и Молодцовский. Туда мы возим подарки, а попутно стараемся побеседовать с детьми. Отец Артемий крестит всех детей, которые поступают в детский дом. Причем неформально: дети на протяжении определенного времени готовятся ко Крещению, для них это осознанное действие. Когда мы пришли в Свирьстройский детский дом, многие дети крест не носили, к беседам со священником относились крайне настороженно. За два года ситуация изменилась: дети с радостью идут на встречу, задают вопросы, спорят. Иногда удается ребят привезти погулять в монастырь.

Больничные дети

Чаще всего люди вспоминают о Боге, когда болеет ребенок. В домовом храме Детской больницы святой Марии Магдалины готовы принять и болящих, и их родителей. Детей отец Даниил причащает, с родителями ведутся просветительские беседы. Некоторые ребята, выздоровев, продолжают сохранять связь с храмом на 2й линии, даже несмотря на то, что воспоминания о пребывании в больнице для них тяжелы.
Отец Даниил:

Однажды фонду удалось найти средства на приобретение аппарата искусственной почки. Так мы познакомились с главврачом больницы Автандилом Георгиевичем Микавой. Потом руководство больницы обратилось к нам с просьбой помочь в открытии больничного храма. Наш президент Дмитрий Петрович живо откликнулся на предложение главврача, и в сжатые сроки появился храм святой равноапостольной Марии Магдалины.
Теперь мы здесь пытаемся заниматься с детьми. Работа фонда стала пересекаться с пастырской деятельностью. Еще мы работаем с детьми в больнице на 14й линии, где лежат дети с заболеваниями почек, сердца, ревматизмом. Там занимается с детьми специальная группа женщин — выпускниц Епархиальных богословских курсов. Они готовят деток к Причастию. Мы стараемся их причащать не реже двух раз в месяц. В больнице лежат дети по большей части неверующие. Но ситуация, в которой они оказываются, очень располагает к обращению к Богу. Некоторые дети лежат в больнице по нескольку раз и постепенно воцерковляются. Выписываются и начинают в какие-то другие храмы ходить. Еще у нас есть программа «Родительский клуб»: родители собираются вместе, какие-то проблемы вместе обсуждают, слушают лекции.

Самая сложная работа

У фонда есть программа помощи бездомным, нищим и старикам, попавшим в трудную ситуацию.Помощь бездомным — работа сложная и, как правило, неблагодарная. Общество относится к бездомным, как к каким-то пропащим людям. Но кто из благополучных сегодня людей может гарантировать, что не опустится за считанные месяцы, если окажется без жилья, документов и знакомых, готовых помочь?Отец Даниил: История многих бездомных: приезжают подработать, а здесь уже их ждут, забирают деньги и документы, избивают. Если такой несчастный попадает к нам, дня два надо потратить только на одного человека: помыть, произвести дезинфекцию (есть службы в городе, которые этим занимаются), одеть, нужно искать его родственников... При этом его нельзя нигде оставлять одного, потому что он опять куда-то убредет. Потом надо купить ему билет, посадить на поезд, позвонить, удостовериться, что он доехал. Порой важно не столько чем-то обеспечить нуждающегося, отчаявшегося человека, сколько дать ему надежду, показать, что не все так плохо, что нужно приложить какие-то усилия, тогда ситуация исправится.
Вот случай: одна женщина привела бездомного окрестить. Он страшный, грязный... Вроде хочет креститься, но ничего не знает. Мы решили, что так крестить нельзя. Наша сотрудница сказала: «Я с ним позанимаюсь». Вот она научила его молитвы читать, пристроила его в наркологическую больницу. Приходит он через месяц, я его не узнал — подстриженный, чисто одетый, лицо такое светлое. И мы его окрестили с радостью. Причем он осознанно к этому Таинству подошел. Я взял требник, задаю ему вопросы на церковнославянском языке, собираясь объяснить смысл вопросов. А он мне сходу отвечает. Говорю: «Зачем Вы хотите христианскую веру принять?». А он: «Чтобы наследовать жизнь вечную и спасение». В требнике почти то же самое написано. Он уже несколько раз приходил, причащался, слава Богу.

Кризисный телефон

Пока фонд не может себе позволить организовать полноценный телефон доверия, но сотрудники нашли выход. Сегодняшний «телефон доверия» фонда,— это номер мобильника, на который можно звонить почти круглосуточно. На звонки отвечают опытные психологи. Очень часто людей нужно просто проконсультировать, дать рекомендации по оформлению социальной помощи. Но бывают и критические ситуации, когда приходится сообща работать, чтобы помочь человеку. Номер этого телефона опубликован в некоторых справочниках, есть он и в женских консультациях, на листовках против абортов. Знают этот номер и социальные службы города, которые, обращаются в фонд, если сами кому-то помочь не могут. При фонде открыт и консультативный юридический пункт.Отец Даниил: Люди нас находят, звонят, рассказывают свою ситуацию. Дальше мы выезжаем на место, смотрим, что происходит. Мы должны лично удостовериться в том, что человек нуждается в помощи, а если нуждается, то в каком объеме. Ведь мы отвечаем перед нашими благотворителями. Они должны быть уверены в том, что их помощь действительно идет нуждающимся. С нами сотрудничают в основном частные благотворители, даже если они являются руководителями крупных компаний, благотворительность — это их личное участие. Если есть согласие человека, мы публикуем его историю в интернете, на нашем сайте и в Петербургском разделе сайта miloserdie.ru. Обычно деньги переводят на наш счет с указанием, кому они направлены, или на Яндекс кошелек. Также стараемся собрать помощь через знакомых.Конечно, пытаемся как-то людям объяснить, что надо к Богу обращаться, но не хотим, чтобы это выглядело так: мы вам поможем, но вы должны в храм ходить. Пробуем тактично рассказывать. Кто-то прислушивается. Хотя, конечно, много у нас недочетов. Трудно выработать в себе христианский подход к любому человеку: не смотреть на то, что он в чем-то виноват, а смотреть на то, что надо ему помочь. Сострадание — самое важное. И пока есть это чувство, работа идет. Как только оно куда-то пропадает, появляются усталость, раздражение, работать становится очень тяжело.Дай Бог, чтоб на каждом приходе такой фонд был. Важно, чтобы все общество этим занималось. Ведь есть люди, которые никогда милостыню просить не будут, никогда не пожалуются,— благородные, выносливые. Часто нам звонят не те, кому помощь нужна, а их знакомые. Очень приятно помогать людям, которые каждый раз говорят: «Может, вам лучше кому-то другому помочь, мы и так справимся»... А еще хочется поблагодарить всех наших боголюбивых жертвователей, молитвенников, многочисленных помощников, партнеров, самоотверженных волонтеров — всех-всех, кто трудится для нашего общего дела.