Святой князь андрей боголюбский. Андрей Боголюбский: краткая биография

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков. Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны. В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

Вконтакте

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150-1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157-1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины , выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове .

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились , среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

XI. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО И ЕГО СЫНОВЬЯ

(продолжение)

Андрей Боголюбский. – Предпочтение Владимира-на-Клязьме, стремление к единовластию и самовластию. – Походы на Камских Болгар. – Подвижники и епископы Суздальской земли. – Сооружение храмов. – Отношения к дружине. – Кучковичи. – Убиение Андрея.

Андрей Боголюбский и возвышение Владимира

Не таков был сын и преемник Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским. Как отец, воспитавшийся на юге в старых княжеских преданиях, стремился в Южную Русь; так сын, проведший свою молодость на севере, всю жизнь сохранял привязанность к Ростово-Суздальскому краю и скучал на юге. При жизни отца он не однажды ходил с его дружинниками в Рязанскую землю, а также должен был со своими братьями участвовать в военных походах для завоевания Киевского стола Юрию. Мы видели, как он отличился отвагой в Южной Руси, особенно под Луцком, хотя в то время был уже далеко не первой молодости, имея около сорока лет от роду. Когда Юрий окончательно занял великий стол и роздал своим сыновьям уделы в Приднепровской Руси, то Андрея как старшего посадил подле себя в Вышгороде. Но тот усидел здесь недолго. Его, очевидно, тянуло на север в Ростовскую область, где можно было жить спокойно, мирно заниматься правительственными и хозяйственными делами посреди трудолюбивого покорного населения, вдали от бесконечных княжеских распрей, от половецких набегов и всех тревог Южной Руси. В том же 1155 году он покинул Вышгород и уехал на север "без отней воли", замечает летописец, т.е. вопреки желанию отца иметь его при себе на юге. Андрей воротился в свой прежний удел, Владимир-на-Клязьме. Спустя два года, когда отец его умер, старшие северные города, Ростов и Суздаль, признали Андрея своим князем вопреки завещанию Юрия, который по обычаю назначил суздальскую область своим младшим сыновьям; а старшим, вероятно, предоставил Переяславль-Русский и другие уделы в Днепровской Руси. Андрей, однако, и на этот раз не поселился в Ростове или Суздале; а предпочел им все тот же младший город Владимир, где и утвердил главный княжеский стол. Такое предпочтение, естественно, возбуждало неудовольствие в старших городах, и они начали питать вражду к Владимиру, который называли своим "пригородом".

Неизвестно, что, собственно, заставило Андрея предпочитать младший город старшим. Новейшие историки объясняют такое предпочтение вечевыми порядками и присутствием в старых городах сильного земского боярства, что стесняло князя, стремившегося водворить полное самовластие. Это весьма вероятно и согласно с характером Андреевой деятельности. Говорят также, что Юрий предпочитал Суздаль Ростову потому, что первый южнее второго и ближе к Днепровской Руси и что Андрей на том же основании перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. И это предположение не лишено некоторого значения, так как из Владимира, благодаря Клязьме и Оке, действительно было удобнее сноситься с Киевом и всей Южной Россией, нежели из Суздаля, а тем более из Ростова, который стоял в стороне от больших путей. Кроме того, можно полагать, что в этом случае действовала сила привычки. Андрей провел много лет на своем прежнем удельном городе, много трудов положил на его обстройку и украшение, привязался к нему и, естественно, не имел охоты расстаться с ним. Народная легенда указывает еще на одно основание, имеющее связь с известной набожностью Андрея. Уезжая из Вышгорода, он взял с собой образ Богородицы, который, по преданию, принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукою, и привезен из Царьграда вместе с образом Богородицы Пирогощей. По словам северной легенды, князь хотел было отвезти икону в старейший город Ростов; но явившаяся ему во сне Пресвятая Дева повелела оставить ее во Владимире. Эта икона с тех пор почиталась как драгоценная святыня Суздальской земли.

Самовластный характер Андрея

Главное значение Андрея Боголюбского в русской истории основано на его государственных стремлениях. Он является перед нами первым русским князем, который ясно и твердо начал стремиться к водворению самодержавия и единодержавия. Вопреки родовым княжеским обычаям тех времен он не только не раздавал своим родственникам уделов в Суздальской земле; но даже выслал из нее в Южную Русь (т.е. на южнорусские уделы) троих братьев, Мстислава, Василька, Михаила, и еще двух племянников Ростиславичей. А вместе с ними изгнал и старых отцовских бояр, которые не хотели исполнять его волю и стояли за соблюдение старинных обычаев по отношению к себе и к младшим князьям. Летописец под 1161 годом прямо говорит, что Андрей изгнал их "хотя самовластец быти всей земли Суздальской". Нет сомнения, что этот князь владел умом поистине государственным и что в данном случае он повиновался не одной только личной жажде власти. Конечно, он сознавал, что дробление русских земель служило главным источником их политической слабости и внутренних смут. Предания о могущественных князьях старого времени, особенно о Владимире и Ярославе, которых, может быть, представляли тогда единодержавными и неограниченными властителями, эти еще живые предания вызывали подражание. Опыты собственной жизни и знакомство с другими краями также не могли не действовать на подобные стремления. Перед глазами Андрея был его шурин, галицкий князь Ярослав Осмомысл, которого сила и могущество основывались на безраздельном владении Галицкою землею. Перед ним был еще более разительный пример: империя Греческая, которая не только снабжала Русь церковными уставами и произведениями своей промышленности, но и служила ей великим образцом политического искусства и государственного быта. Вероятно, и книжное знакомство с библейскими царями не осталось без влияния на политические идеалы князя, на его представления о государстве и верховной власти. Опору своим самодержавным стремлениям он мог найти в самом населении северо-восточного края, рассудительном и трудолюбивом, которому уже сделались чужды некоторые беспокойные привычки Южной Руси. Как бы то ни было, все остальное время своего княжения Андрей, по-видимому, владел Суздальской землей безраздельно и самовластно; благодаря чему он и явился самым сильным из современных князей и мог держать в зависимости не только своих муромо-рязанских соседей, но также иметь влияние на судьбы других русских земель. Известно, как он воспользовался взаимными несогласиями старшей линии Мономаховичей: войска его взяли Киев, и Суздальский князь начал распоряжаться старшим столом, оставаясь в своем Владимире-Залесском. Излишняя горячность и неумеренные выражения самовластия рассорили его с Ростиславичами Смоленскими. После поражения его войск под Вышгородом Киевская Русь освободилась от зависимости, но только на короткое время. Андрей успел восстановить эту зависимость, когда его застигла смерть. Точно так же он смирил строптивых новгородцев, и заставил их уважать свою волю, несмотря на неудачную осаду Новгорода его войсками. Будучи уже довольно преклонных лет, он не принимал личного участия в этих походах, а посылал обыкновенно сына своего Мстислава, давая ему в руководители воеводу Бориса Жидиславича, отличавшегося, вероятно, опытностью в ратном деле. По смерти отца только один раз мы встречаем Андрея во главе Суздальской рати, именно в походе на Камских Болгар.

Походы Андрея Боголюбского на камских болгар

Летописцы наши не объясняют, из-за чего происходили войны между суздальскими и болгарскими князьями; так как владения их в то время даже не были пограничными, а разделялись землями Мордвы и других финских народцев. Может быть, причиной ссоры были обоюдные притязания на собирание дани с этих народцев. А еще вероятнее, что причина была торговая. Мы знаем, что русские гости издавна ездили в Камскую Болгарию, а Болгары в Русь; что князья наши заключали торговые договоры с болгарскими державцами. Очень возможно, что договоры эти иногда нарушались и ссора доходила до войны. Возможно также, что новгородские, суздальские и муромские повольники своими грабежами в Камской Болгарии вызывали кровавое возмездие со стороны болгар и нападение их на русские пределы; а затем русские князья в свою очередь должны были предпринимать трудные походы в ту сторону, чтобы восстановить прочный мир. Подобные войны мы видели уже при отце и дяде Андрея, В 1107 году Юрий Долгорукий находился с Мономахом в походе на половцев, причем вступил в брак с дочерью половецкого хана Аепы (матерью Боголюбского). Пользуясь отсутствием князя, Болгары пришли в Суздальскую, землю; разорили много сел и осаждали самый город Суздаль, хотя небезуспешно. Тринадцать лет спустя Долгорукий Волгою ходил на Болгар и, по словам летописи, воротился с победой и великим полоном. Точно такой же поход совершил сын его Андрей Боголюбский в 1164 г,

В этом походе участвовал подручный ему князь муромский Юрий. Кроме отдаленности и трудности пути, самые Болгары, очевидно, были в состоянии оказывать значительное сопротивление. Естественно поэтому, что набожный Андрей, не полагаясь на одну силу своей рати, прибегал к покровительству божественному. Он взял с собой в поход помянутую святыню, т.е. греческую икону Богородицы. Во время главной битвы икона была поставлена под стягами, посреди русской пехоты. Битва окончилась полною победою. Князь Болгарский с остатком войска едва успел спастись в стольный, или Великий, город. Воротясь из погони за неприятелем, русские князья со своими дружинами совершили земные поклоны и благодарственное молебствие перед иконою. Затем они пошли далее, сожгли три неприятельских города и взяли четвертый, который летопись называет "славный Бряхимов".

Война, однако, не окончилась одним этим походом. Спустя восемь лет Андрей снова отправляет рать в ту же сторону; но сам нейдет, а поручает начальство сыну своему Мстиславу и воеводе Борису Жидиславичу, с которыми должны были соединиться сыновья подручных князей Муромского и Рязанского. Новый поход был предпринят зимой в неудобное время. Соединясь с муромцами и рязанцами, Мстислав две недели простоял на устье Оки, поджидая главную рать, которая медленно двигалась с Борисом Жидиславичем. Не дождавшись ее, князь с одной передовой дружиной вошел в Болгарскую землю, разрушил несколько сел и, захватив полон, пошел назад. Узнав о малочисленности его отряда, Болгары погнались за ним в числе 6000 человек. Мстислав едва успел уйти: неприятели были уже в двадцати верстах, когда он соединился с главной ратью. После чего войско русское воротилось домой, сильно потерпев от непогоды и всяких лишений. "Не годится зимою воевать Болгар" – замечает летопись по сему случаю.

Христианство во Владимиро-Суздальской Руси времен Андрея Боголюбского

Наряду с политической деятельностью Андрея замечательны также его заботы о делах церковных в своем княжении.

Начало христианства в том отдаленном краю положено было еще во времена Владимира и Ярослава. Но его утверждение встречало здесь те же или еще большие препятствия, чем в Новгородской земле, со стороны как русского, так и особенно финского населения. Летопись неоднократно повествует о мятежах, произведенных языческими волхвами, которым не раз удавалось возвращать к старой религии многих жителей, уже принявших крещение. При утверждении греческой иерархии на Руси Суздальская земля не вдруг составила самостоятельную епархию. Будучи отнесена к Переяславскому уделу, она иногда управлялась переяславскими епископами, а иногда имела своих особых архиереев, которые пребывали в старейшем ее городе Ростове. Положение этих ростовских иерархов первое время было особенно трудное, потому что они не имели такой опоры в князьях и дружине, как другие епископы. Князья еще не жили сами в той земле; а приезжали сюда только временно и управляли ею посредством своих наместников. Из первых ростовских епископов особенно славны своею просветительною деятельностью св. Леонтий и преемник его Исайя, оба постриженники Киево-Печерской лавры, подвизавшиеся на север в последней четверти XI века.

Житие Леонтия повествует, что он был изгнан из Ростова упорными язычниками и некоторое время жил в окрестностях его, собирая вокруг себя детей, которых привлекал ласками, научал христианской вере и крестил. Потом он воротился в город и продолжал здесь апостольские подвиги, пока не принял мученического венца от мятежных язычников. Его подвиги и кончина, очевидно, относятся к той эпохе, когда на севере происходили народные возмущения от языческих волхвов, по примеру тех, которых встретил на Белоозере воевода Ян Вышатич. Следующий за ним епископ Исаия, по словам его жития, ходил по Суздальской земле со своею проповедью, укреплял веру вновь крещенных, обращал язычников, сожигал их требища и строил христианские храмы. Ему помогал Владимир Мономах во время своих поездок в Ростовскую землю. В одно время с Исаией подвизался и третий святильник Ростовского края, св. Авраамий, который сам был уроженцем этого края. Он является основателем иноческого жития на северо-востоке, и в этом отношении походит на первых киево-печерских подвижников. Подобно им, он с юных лет чувствовал склонность к благочестию и уединению, удалился из родительского дома на лесистый берег озера Неро и поставил себе здесь келию. В Ростове жители "Чудского конца" еще поклонялись стоявшему за городом каменному идолу Белеса и приносили ему жертвы. Авраамий жезлом своим разрушил этот идол; а на месте его основал первый Ростовский монастырь в честь Богоявления. Подобно Леонтию он привлекал к себе юношей, учил их грамоте и крестил; потом многие из них приняли пострижение в его монастыре. Язычники не раз хотели напасть на него и сжечь монастырь; но преподобный не смущался их угрозами и энергично продолжал свою проповедь.

Трудами сих трех местночтимых подвижников христианство умножилось в Ростовской земле и пустило здесь глубокие корни. Со времени Юрия Долгорукого, т.е. с тех пор, как князь и его дружина утвердили здесь пребывание, а Ростовская кафедра окончательно отделилась от Переяславской, мы видим православие уже господствующим в этом краю; население главных городов отличается своей набожностью и усердием в церкви. При Юрии Долгоруком епископом ростовским был Нестор, при Андрее Боголюбском – Леон и Феодор. Усиление Суздальского княжества и возвышение его над Киевским естественно повело за собой и притязания ростовских епископов: Нестор, Леон и особенно Феодор уже делают попытки встать в независимые отношения к Киевскому митрополиту и самую Ростовскую кафедру возвысить на степень митрополии. По известию некоторых летописей, Андрей сначала покровительствовал этим стремлениям, имея в виду утвердить новую митрополию за своим любимым Владимиром. Но, встретив неодобрение со стороны Константинопольского патриарха, он оставляет мысль об отделении митрополии, и ограничивается желанием или просто перенести епископию из,Ростова во Владимир, или завести здесь особую кафедру.

В это время русскую церковь волновал спор о том, можно ли вкушать масло и молоко по средам и пятницам в Господские праздники. Мы видели, что иерархи из греков решили его отрицательно; но решение это не нравилось некоторым князьям, которых поддерживала и часть собственного русского духовенства. Спор местами принял острый характер. Мы видели, как черниговский князь Святослав Всеволодович, раздраженный упорством епископа Антония, изгнал его из Чернигова. Но еще прежде того и почти то же самое произошло в Суздальской земле. Ростовский епископ Леон, обвиняемый в лихоимстве и разных притеснениях, оказался к тому же ревностным противником употребления мяса в Господские праздники. На борьбу с ним выступил Феодор, племянник известного киевского боярина Петра Бориславича, постриженник Киево-Печерской обители, муж книжный и бойкий на словах. Прение происходило в присутствии князя Андрея; по свидетельству летописи, Феодор переспорил ("упре") Леона. Однако дело на том не кончилось. Решили обратиться в Грецию, куда и был отправлен Леон в сопровождении послов киевского, суздальского, переяславского и черниговского. Там он отстаивал свое мнение в присутствии императора Мануила Комнена, стоявшего в то время с войском на Дунае. На сей раз спор против него вел епископ болгарский Адриан. Император склонялся в сторону последнего. Леон выражался так дерзко, что царские слуги схватили его и хотели утопить в реке (1164).

Но эта так называемая Леонтианская ересь продолжалась и после того. Ростовскую кафедру, по желанию Андрея, занял Феодор. Однако он недолго пользовался расположением князя. Гордый и дерзкий, он не хотел признать над собой власть Киевского митрополита и не ехал к нему на поставление. Кроме того, Феодор отличался еще большим корыстолюбием и жестокостью, чем его предшественник; вымогал чрезвычайные поборы с подвластного ему духовенства разными пытками и мучительствами; даже подвергал пыткам княжеских бояр и слуг. Гордость его дошла до того, что на укоризны князя он отвечал приказом запереть все церкви в городе Владимире и прекратить богослужение в самом соборном храме Богородицы. Этот удивительный русский епископ, вероятно, хотел подражать примерам и образу действия властолюбивых иерархов Латинской церкви. Князь вначале сам покровительствовал Феодору; но наконец всеобщими жалобами на него и его дерзостью был выведен из терпения, низложил его и отправил на суд в Киев к митрополиту. Последний, следуя своим византийским обычаям, велел отрезать ему язык, отсечь правую руку и выколоть глаза (1171).

Постройки Андрея

Благочестие Андрея с особою силою выразилось в его усердии к построению и украшению храмов, в чем он не только подражал своему отцу, но и превзошел его. В 1160 г. был страшный пожар в Ростове; в числе других храмов сгорела соборная церковь Успения Богородицы, "дивная и великая", по замечанию летописца. Она была построена при Владимире Мономахе в том же архитектурном стиле и в тех же размерах, как Успенский храм в Киево-Печерском монастыре. Андрей на месте сгоревшей заложил каменную в том же стиле. Он докончил начатый его отцом каменный храм св. Спаса в Переяславле-Залесском; воздвиг несколько новых храмов и по другим городам. Но главное попечение, конечно, он обратил на свой стольный Владимир. Уже в 1158 году Андрей заложил здесь каменный соборный храм в честь Успения Богородицы; чрез два года окончил его и приступил к стенному расписанию. Для постройки и украшения этого храма он призывал мастеров из разных земель, т. е. не только из Южной Руси, но также из Греции и Германии, в чем ему помогали находившиеся в дружественных с ним сношениях знаменитые его современники Мануил Комнен и Фридрих Барбаросса. Храм этот стал называться "Златоверхим" от своего позлащенного купола. Князь поставил в нем драгоценную святыню, икону Богородицы; одарил его селами и разными угодьями; по примеру киевской Десятинной церкви назначил на содержание его причта десятую часть от торговых пошлин, от княжих стад и жатвы. Как Киевская Богородица имела в своем владении город Полонный, так и Владимирский Андрей отдал целый город Гороховец или доходы с него. Так же по образцу Киева он построил в городской стене каменные ворота, названные Золотыми, с церковью наверху; а другие ворота, по замечанию летописца, украсил серебром. Андрей любил похвалиться изяществом и богатством воздвигнутых им храмов, особенно Успенским собором. Когда во Владимир приезжали какие-либо гости из Царьграда, Германии или Скандинавии, то князь приказывал вести их в Златоверхий храм Богородицы и показать красоту ее. То же он делал с гостями болгарскими и евреями, чтобы расположить их к принятию христианской веры.

Боголюбов

С особенным тщанием Андрей украшал храм Рождества Богородицы, воздвигнутый им в городке Боголюбове, который лежал в десяти верстах от Владимира ниже на Клязьме, около впадения в нее реки Малой Нерли. Священная легенда (впрочем, позднейшего времени) связала построение этого городка и храма с перенесением чудотворной иконы Богородицы из Вышгорода в Суздальскую землю. Когда Андрей из Владимира продолжал путь с иконою в Ростове, – повествует сказание, – лошади вдруг остановились; напрасно их били, впрягали других коней, колесница с иконою не двигалась. Сопровождавший ее священник совершил перед нею молебствие; причем сам князь молился усердно. Потом он заснул в шатре и в полночь удостоился видения: сама Богородица явилась перед ним и повелела оставить икону во Владимире, а на сем месте воздвигнуть каменный храм в честь Рождества. Это место чудного видения названо им "Боголюбимое". Как бы то ни было, Андрей, по замечанию летописца, построил городок Боголюбивый в таком именно расстоянии от Владимира, в каком находился Вышгород от Киева. А посреди городка соорудил храм Рождественский почти одновременно с владимирским Успенским в том же архитектурном стиле, об одном верхе, или об одной главе. Церковь эта так же богато была изукрашена стенным расписанием, узорчатой резьбой, позолотой, иконами и дорогой церковной утварью. Тут же подле нее великий князь соорудил себе терем и пристроил особую каменную храмину, ведущую из терема на полати церкви. Кроме того, в окрестностях городка, на самом устье Нерли, он воздвиг подобный же храм в честь Покрова Богородицы, при котором был устроен монастырь. Вообще Андрей последнее время своей жизни проводил преимущественно в Боголюбове, откуда и получил свое прозвание. Здесь он вполне предавался своей страсти к постройкам; сюда собирал отовсюду мастеров и ремесленников и, бережливый во всем другом, не щадил на них своей богатой казны. Иногда посреди ночи набожный князь уходил из своего терема в Рождественский храм; сам зажигал свечи и любовался его красотой или молился перед иконами о своих грехах. Набожность его выражалась в щедрой раздаче милостыни нищим и убогим. Знакомый, конечно, с летописью Сильвестра Выдубецкого, Андрей, подражая предку своему Владимиру Великому, приказывал развозить по городу брашно и питие больным и убогим, которые не могли приходить на княжий двор.

Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове

Предпочтение, которое великий князь под конец жизни оказывал малому городку, пребывая в нем более, чем в стольном городе, это предпочтение нельзя объяснять исключительно политическими соображениями, например, желанием находиться вдали от земских бояр и вечников, чтобы тем беспрепятственнее утверждать свое самовластие. Мы уже знаем, что русские князья того времени вообще мало пребывали в стольных городах; а обыкновенно с своими ближними дружинниками проживали в загородных дворах где-то поблизости от столицы. Тут они устраивали свои терема, сооружали придворные храмы и целые монастыри, окружали себя разными хозяйственными заведениями и занимались охотой в окрестных лесах и полях. Однако предпочтительное пребывание Андрея в Боголюбове, очевидно, соответствовало его вкусам и хозяйственным, и политическим. Здесь он не окружал себя старшим боярством, предоставляя ему службу в городах, в качестве наместников и посадников, или пребывание в собственных селах и, таким образом, не обращался постоянно к его советам в делах земских и ратных. Он держал при себе младших дружинников, которые в сущности были его слугами, его двором, следовательно, не могли перечить князю, стеснять его самовластие. Но вполне удалить от себя больших бояр он не мог; иначе жестоко вооружил бы против себя все это сильное сословие. Были, конечно, у него некоторые заслуженные или любимые бояре; наконец были между ними его свойственники. Эти-то последние и послужили орудием к его гибели.

Убийство Андрея Боголюбского

Никого из близких родственников Андрея мы не встречаем в Боголюбовском уединении. Братья и племянники оставались в Южной Руси; старшие сыновья Изяслав и Мстислав умерли; а младший, Юрий, сидел на княжении в Новгороде Великом. Андрей был женат на дочери боярина Кучка. Предание говорит, что Юрий Долгорукий казнил этого боярина за какую-то вину, присвоил себе его поместье, в котором и основал город Москву. Живя в Боголюбове, Андрей, по-видимому, был уже вдов; при нем оставались два Кучковича, братья его жены, в качестве ближних и больших бояр. К этим большим боярам принадлежал также зять Кучковичей Петр и еще какой-то пришлец с Кавказа из ясов или алан, по имени Анбал. Сему последнему великий князь доверил ключи, то есть управление своим домом. Но эти люди, осыпанные милостями, не питали к нему любви и преданности. Умный, набожный князь не отличался мягким нравом в отношении к окружающим, а под старость характер его сделался еще тяжелее и суровее. Избегая слишком близкого общения с подданными и отличаясь трезвостью, Андрей не любил пить и бражничать с своею дружиною, как это было в обычае у русских князей. С таким характером, с такими привычками он не мог пользоваться большим расположением дружинников, которые прежде всего ценили в князьях щедрость и ласковое обхождение. Не видно также, чтобы и земские люди питали к нему привязанность. Несмотря на строгость князя, его корыстолюбивые посадники и тиуны умели преследовать свои собственные выгоды, притеснять народ неправдами и поборами.

Один из Кучковичей каким-то проступком до того прогневал великого князя, что последний велел казнить боярина, подобно тому, как отец его Юрий казнил самого Кучка. Это событие сильно возмутило бояр, и без того роптавших на самовластие Андрея. Брат казненного, Яким, собрал на совет недовольных и говорил им в таком смысле: "Сегодня казнил его, а завтра дойдет черед до нас; подумаем о своих головах". На совещании решено было убить великого князя. Число заговорщиков простиралось до двадцати; вожаками их, кроме Якима Кучковича, явились помянутый зять его Петр, ключник Анбал и еще какой-то Ефрем Моизович, вероятно, перекрест из [евреев], которых Андрей любил обращать в христианство, так же, как и болгар. Подобное возвышение и приближение к себе инородцев, может быть, происходило из недоверия князя к коренным русским боярам и его расчета на преданность людей, всем ему обязанных. Но, без сомнения, и этих, взысканных им проходимцев раздражали непрочность его благоволения и опасение уступить свое место новым любимцам. Именно в то время самым приближенным лицом к князю сделался какой-то отрок Прокопий, следовательно, возвышенный из младших дружинников или дворян. Прежние любимцы завидовали Прокопию и искали случая его погубить.

Была суббота 29 июня 1175 года, праздник свв. апостолов Петра и Павла. Зять Кучков Петр праздновал свои именины. К нему на обед собрались недовольные бояре и тут окончательно порешили замысел свой немедля привести в исполнение. Когда настала ночь, они вооружились и отправились на княжий двор; умертвили сторожей, охранявших ворота, и пошли в сени, т.е. в приемный покой терема. Но тут на них напали страх и трепет. Тогда – конечно, по приглашению ключника Анбала – они зашли в княжию медушу и ободрили себя вином. Затем поднялись опять в сени и тихо подошли к Андреевой ложнице. Один из них постучал и стал кликать князя.

"Кто там? " – спросил Андрей.

"Прокопий", – получил он в ответ.

"Нет, это не Прокопий", – сказал князь.

Видя, что нельзя войти хитростью, заговорщики устремились всей толпой и выломали двери. Князь хотел взять свой меч, который, по преданию, принадлежал когда-то св. Борису; но коварный ключник спрятал его заранее. Андрей, несмотря на годы, еще сохранявший телесную силу, схватился впотьмах с двумя прежде других ворвавшимися убийцами и одного из них поверг на землю. Другой, думая, что повержен был князь, нанес ему удар оружием. Но заговорщики вскоре заметили ошибку и налегли на князя. Продолжая обороняться, он горячо укорял их, сравнивал с Горясером, убийцей св. Глеба, грозил Божьей местью неблагодарным, которые за его же хлеб проливают его кровь, но тщетно. Вскоре он упал под ударами мечей, сабель и копий. Считая все конченным, заговорщики взяли своего павшего товарища и пошли вон из терема. Князь, хотя весь израненный, вскочил и в беспамятстве со стенаниями последовал за своими убийцами. Те услышали его голос и воротились назад. "Я как будто видел князя, сходящего с сеней вниз", – сказал один из них. Пошли в ложницу; но там никого не было. Зажгли свечу и по кровавому следу нашли князя, сидящего за столбом под лестницей. Увидя их приближение, он начал творить последнюю молитву. Боярин Петр отрубил ему руку, а другие его докончили. Умертвили также его любимца Прокопия. После того убийцы занялись расхищением княжего добра. Собрали золото, драгоценные камни, жемчуг, дорогие одежды, утварь и оружие; поклали все это на княжих коней и еще до света развезли по своим домам.

Андрей Боголюбский. Убиение. Картина С. Кириллова, 2011

На следующее утро, в воскресенье, убийцы поспешили принять меры для своей безнаказанности. Они опасались дружины, сидевшей в стольном Владимире; а потому начали "собирать полк", т.е. вооружать на свою защиту всех, кого могли. В то же время они послали спросить владимирцев, что те намерены предпринять. И велели сказать им, что совершенное дело задумали не от себя только, но от всех (дружинников). Владимирцы на это возразили: "Кто был с вами в думе, тот пусть и отвечает, а нам его не надобно". Ясно было, что главная дружина встретила ужасную весть довольно равнодушно и не показала охоты мстить за смерть нелюбимого господина. Так как поблизости не было никого из князей, кто бы мог схватить власть твердой рукою, то немедленно гражданский порядок был нарушен. Начался неистовый грабеж. В Боголюбове по примеру дружинников чернь бросилась на княжий двор и растаскивала все, что попадалось под руку. Потом принялись грабить дома тех мастеров, которых Андрей собирал отовсюду для своих построек и которые, по-видимому, успели нажить от них значительное имущество. Чернь напала также на посадников, тиунов, мечников и других княжих слуг, нелюбимых за неправедный суд и разные притеснения; многих из них перебила и дома их разграбила. Из соседних сел приходили крестьяне и помогали горожанам в грабеже и насилиях. По примеру Боголюбова, то же самое произошло и в стольном Владимире. Здесь мятеж и грабежи утихли только тогда, когда соборный священник Микулица и весь клир облеклись в ризы, взяли из Успенского храма всеми чтимую икону Богородицы и начали ходить по городу.

Между тем как происходили эти мятежи и разные беззакония, тело убиенного князя, брошенное в огород, лежало там ничем не прикрытое. Бояре грозили убить всякого, кто вздумает оказывать ему почести. Нашелся, однако, честный и добрый слуга княжий, какой-то Кузмище Киевлянин, который, по-видимому, не был во время убийства в Боголюбове, а пришел сюда, услыхав о случившемся. Он начал плакать над телом, причитая, как покойный победил полки "поганых" болгар, а не мог победить своих "пагубоубийственных ворожбит".

Подошел Анбал-ключник.

"Амбале, вороже! Сбрось ковер или что-нибудь, что можно подостлать и чем бы прикрыть тело нашего господина", – сказал ему Кузмище.

"Поди прочь. Мы хотим выбросить его псам".

"О еретиче! Уж и псам выбросить! Помнишь ли, жuдовин, в чем ты пришел сюда? Теперь ты в оксамите стоишь, а князь наг лежит. Но молю тебя, сбрось что-нибудь".

Ключник как бы усовестился, сбросил ковер и корзно.

Кузмище обвернул тело князя, отнес его к Рождественской церкви и просил отпереть ее.

"Вот нашел о чем печалиться! Свали тут в притворе", – отвечали ему пьяные приставники, которые, очевидно, предавались буйству наравне со всеми.

Кузмище со слезами вспомнил по этому случаю, как, бывало, князь приказывал водить в церковь всяких нехристей и показывать им славу Божию; а теперь в эту же изукрашенную им церковь его самого не пускали его собственные паробки. Он положил тело в притворе на ковер и прикрыл корзном. Тут оно пролежало два дня и две ночи. На третий день пришел Арсений, игумен Козмодемьянского (вероятно, Суздальского) монастыря и начал говорить боголюбским клирошанам:

"Долго ли смотреть нам на старших игуменов? И долго ли лежать тут князю? Отоприте-ко божницу; я отпою его; а вы положите его в (деревянную) буду или в (каменный) гроб, и когда прекратится мятеж, то пусть придут из Владимира и отнесут его туда".

Клирошане послушались; внесли князя в церковь, положили в каменную гробницу и отпели над ним панихиду вместе с Арсением.

Только в следующую пятницу, то есть уже на шестой день после убийства, владимирцы опомнились. Бояре, дружина и городские старцы сказали игумену Феодулу и Луке, домественнику (уставщику церковного пения) при Успенском храме, чтобы снарядили носилки и вместе с успенскими клирошанами отправились за телом князя. А священнику Микулице велели собрать попов, облечься в ризы и стать за серебряными воротами с иконою Богородицы, чтобы встретить гроб. Так и было сделано. Когда со стороны Боголюбова показался княжий стяг, который несли перед гробом, владимирцы, столпившиеся у Серебряных ворот, прослезились и начали причитать. При этом вспоминали добрые стороны князя и его последнее намерение: ехать в Киев, чтобы соорудить там новую церковь на Великом дворе Ярослава, для чего он уже и мастеров послал. Затем с должной честью и молитвенными песнопениями князь был погребен в своем златоверхом Успенском храме .


О стремлении Андрея к самовластию см. П. С. Р. Л. VII. 76 и IX. 221. Походы на Болгар Камских в Лавр., Воскреси., Никонов., в Степей. Книге и у Татищева. О попытках его образовать Владимирскую митрополию, о епископах Леоне и Федоре в Лаврент. и особенно Никон. В последней под 1160 и у Татищева, III. помещено пространное, витиеватое послание патриарха Луки к Андрею о митрополии и о посте в Господские праздники. Карамзин считал его подложным (К т. III прим. 28). Сводный текст этого послания см. в Рус. Ист. Библ. VI. Жития Леонтия и Исайи изданы в Православном Собеседнике 1858 г., кн. 2 и 3; а Житие Авраамия Ростовского в Памятниках Русс. Старинной Литературы. I. Разбор их различных редакций у Ключевского "Древнерусские жития святых как исторический источник". М. 1871. гл. I. О споре Леона с Федором см. Мансветова "Киприан митрополит". 174. См. также Рус. Ист. Библ. VI. 68. О построении храмов во всех летописях. Сказание о принесении иконы Богородицы из Вышгорода и основании Боголюбова в Степей, книге и в рукописном житии Андрея, приведенному Доброхотова ("Древний Боголюбов, городи монастырь". М. 1850). В числе пособий для Андрея укажу Погодина "Князь Андрей Юрьевич Боголюбский". М. 1850. "Сказание о Чудесах Богородицы Владимирской". Издано В. О. Ключевским в трудах Общества Древнерусской письменности. № XXX. СПб. 1878. И. Е. Забелин полагает, что это сказание сочинено Андреем Боголюбским (Археологические Известия и заметки. 1895. № 2 – 3. Ibid его же о празднике Спаса 1 августа в день победы Андрея над Болгарией, одновременно с Мануилом Византийским над сарацинами).

Убиение Андрея как бы составило предмет особой повести. Оно почти во всех летописях повествуется одинаково; но самое подробное сказание сохранилось в Киевском своде (т.е. в Ипатьевском списке); в нем только и встречается любопытный эпизод о Кузьмище Киевлянине, со слов которого, вероятно, и составлена эта повесть. Позднее оно украсилось еще народным домыслом о казни Андреевых убийц, тела которых зашили в короба и бросили в озеро, прозванное оттого "Поганым". По некоторым, эта казнь учинена Михалком Юрьевичем, по другим – Всеволодом Большое Гнездо. Самый рассказ о ней и носящихся по воде коробах, превратившихся в плавучие острова, подвергся разнообразным вариантам. Вкратце известие о казни убийц в Степенной книге (285 и 308) и пространнее у Татищева (III. 215) с указанием на разнообразие описаний и со ссылкой на Еропкинскую рукопись (прим. 520).

; князь вышгородский, дорогобужский, великий князь владимирский.

Свое прозвище «Боголюбский» получил благодаря тому, что дал указ основать г. Боголюбый на р. Нерли.

Андрей Боголюбский является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена его правления столица государства была перенесена из Киева во Владимир, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.

В 18-м в. был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее - Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. - поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных .

Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева. А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города. Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.

Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.

Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось. Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.

Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей - Новгород, Киев - с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

Итоги правления Андрея Боголюбского

По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра - Владимира.

Андрей Юрьевич Боголюбский. Родился около 1111 года - убит 29 июня 1174 года. Князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150-1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157-1174). Сын Юрия Долгорукого. Святой Русской православной церкви.

Андрей Боголюбский родился около 1111 года. Достоверно дата не известна (официально принятые сведения о дате рождения Боголюбского содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева).

Отец - (1090-1157), князь ростово-суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы.

Мать - дочь половецкого хана Аепы Осеневича (посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами).

Дед - (1053-1125), князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094), переяславский (1094-1113), великий князь киевский (1113-1125).

О годах детства и молодости Андрея Боголюбского почти ничего не известно.

Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции.

Первое значимое упоминание о нем в 1146 году, когда Андрей вместе со старшим братом Ростиславом изгнали из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Личная жизнь Андрея Боголюбского:

Женился в 1148 году на Улите - дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки. Такова была воля отца. Улита отличалась необыкновенной красотой.

Улита родила ему пятерых детей.

Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году;
- Мстислав, умер 28.03.1173;
- Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года;
- Ростислава, была замужем за Святославом Вщижским;
- Глеб Владимирский (1155-1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

Улита участвовала в заговоре против Андрея Боголюбского и за это в 1175 году была казнена. Хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского.

Внешность Андрея Боголюбского:

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом - подлинник (1939) хранится в ГИМ. В 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краеведческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии - «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. Луцк взять не удалось. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова, закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич изгнал его. Андрей бежал в одном сапоге.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал каменный город Боголюбый (ныне Боголюбово), который стал его резиденцией.

Великое княжение Андрея Боголюбского

После смерти отца в 1157 году он стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир.

В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил своё прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве. Согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге.

Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго - Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но незначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году.

Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан, был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский укрепленный пункт Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича.

В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В политической жизни Андрей опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников («милостников»), которым раздавал в условное владение земли, - прообраз будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV-XVI веков. Историк В.О. Ключевский называл его первым великороссом.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Но Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отказался посвятить Феодора, Андреева кандидата, и в митрополиты, и в ростовские епископы, поставив епископом византийца Леона. Некоторое время в епархии имело место фактическое двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона - Ростов.

В конце 1160-х годов Андрею пришлось отправить Феодора к киевскому митрополиту Константину, где он подвергся жестокой расправе - низложенному епископу урезали язык и отрубили правую руку.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) церкви праздники Всемилостивому Спасу (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Поход Андрея Боголюбского на Киев (1169)

После смерти Ростислава в 1167 году старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский).

Мстислав Изяславич Волынский занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска.

Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Среди союзников Андрея, участвовавших в походе, были князь полоцкий и дружины муромо-рязанских князей.

Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский, Ярослав Изяславич луцкий, Иван Юрьевич туровский и Всеволодовичи городенские) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.

12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне и полочане грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Деятельность Андрея Боголюбского оценивается большинством историков как попытка произвести переворот в политическом строе Русской земли. Андрей Боголюбский впервые изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве. Князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение.

Поход Андрея Боголюбского на на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Хронологически между взятием Киева и походом на Новгород летопись ставит рассказ о столкновении новгородцев с суздальцами в Заволочье, победа в котором досталась новгородцам.

Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год - Юрия Андреевича.

Осада Андреем Боголюбским Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича в 1171 году Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману.

В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика - уйти к брату в Смоленск, от Давыда - в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич; численность войска оценивается летописью в 50 тыс. чел.

Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули.

«Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряжённости взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия.

Убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами .

Согласно Ипатьевской летописи, обстоятельства убийства князя Андрея в княжеском замке в Боголюбово таковы. Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» - спросил Андрей. «Прокопий!» - отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» - сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя.

Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору.

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву.

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков - убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Рака с мощами князя была вскрыта в феврале 1919 года комиссией по осмотру Успенского собора. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки были переданы в Институт истории феодального общества ГАИМК (Ленинград). Там они были подвергнуты анализу в рентгено-антропологической лаборатории Государственного рентгенологического института профессором Д. Г. Рохлиным, подтвердившим летописные данные об обстоятельствах убийства князя. В феврале 1935 года останки возвратились в музей, и их экспонировали в центре зала музея на первом этаже в стеклянном саркофаге.

Череп был отправлен в 1939 году в Москву Михаилу Герасимову, затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году.

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского - 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино:

1998 - Князь Юрий Долгорукий - в роли Андрея Боголюбского актер Евгений Парамонов.


Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном . При правлении Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.

В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.

Биография Андрея Боголюбского

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.

В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.

По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.

Правление Андрея Боголюбского

Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.


Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.


Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил , изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.

Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.


Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.


Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.


Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт .

Понравился пост? Нажми любую кнопку.