Слова с удвоенными согласными примеры. Удвоенная согласная правило

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

3 ноября 2016

Удвоенный согласный в корне слова встречается в иностранных заимствованиях и словах исконно русского происхождения. Правила и примеры представлены в статье.

Двойное «ж»

Удвоенный согласный в корне слова пишется в таких словах, как жжение, дрожжи, жужжать, можжевельник . Но не следует путать подобные случаи с сочетанием звуков «ж» и «з». Пример:

  1. Каждый вечер навстречу ему выбегала огромная немецкая овчарка и принималась неестественно и заунывно визжать .
  2. Приезжать к нему становилось все сложнее, потому как водитель единственного автобуса в этом городе игнорировал расписание, вывешенное на остановке.
  3. Во дворе его дома темно, только огонек, который едва брезжит из окна флигеля, освещает дорогу.
  4. Преподаватель зашел в аудиторию и первым делом вывесил над доской схему мозжечка .

Двойное «с»

Удвоенные согласные «сс» пишутся в таких словах, как касса, ассорти, пассажир, кассета, класс, компромисс . Написание этих лексических единиц нужно запомнить. Этот удвоенный согласный в корне слова пишется в иностранных заимствованиях. За исключением лексемы ссора и слов, которые являются однокоренными с ней. Примеры:

  1. К старости ее характер испортился до такой степени, что она умудрилась рассориться со всеми родственниками.
  2. Поссорившиеся в тот день соседки больше не тратили сил на скандалы, но почти три года сохраняли полное молчание, словно между ними была объявлена холодная война.

Удвоенное «с» пишется также в таких словах, как поэтесса, стюардесса .

Сложносокращенные слова

Удвоенные согласные буквы пишутся в словах, образованных из двух частей. Но только в том случае, если первая заканчивается на тот же согласный, с которого начинается вторая. Примеры: роддом, главврач.

Если в сложносокращенном слове первая часть образована от лексической единицы, в которой присутствует удвоенный согласный, пишется лишь один. Примеры:

  1. В ветхом сарае, который находился за домом, хранилось больше ста грампластинок , выпущенных лет сто назад, пара колченогих стульев и прочая ненужная рухлядь.
  2. В кабинет зашли трое, один из которых представился групоргом. Должности других звучали так же загадочно.
  3. Писатель был в прошлом конармейцем , и за то, насколько честно он изобразил классовую борьбу, свидетелем которой он стал, в 1938 году его расстреляли, назвав изменником родины.

Имена

С удвоенными согласными пишутся полные формы некоторых имен. Уменьшительные формы - с одной согласной. Примеры:

  1. Младшая дочь - Алка - была ребенком непоседливым и чрезмерно любопытным.
  2. Кирилка рос быстро и все чаще задавал родителям неудобные вопросы.
  3. Анка была женщиной простой, по-крестьянски доброй.

В вышеприведенных примерах присутствуют имена с удвоенными согласными: Алла, Кирилл, Анна . Написание полной и уменьшительной форм различно.

Прилагательные

В словах, которые образованы от существительных, удвоенный согласный в корне слова сохраняется и пишется непосредственно перед суффиксом. Примеры:

  1. Родители привыкли к пятибалльной системе и долго не могли разобраться в том, хвалить или наказывать сына за то, что в его дневнике, рядом с подписью учителя, стояли цифры «6», «7» и «8».
  2. Все эти племена объединились в так называемый гуннский союз.
  3. Дискутировать он не любил и при возможности пытался принять компромиссное решение.

То же самое можно сказать и об уменьшительной форме существительного. Примеры:

  1. Кладбище, на котором покоятся деятели советской и русской культуры, иностранцы покинули. Осталась лишь группка степенных, но любознательных японцев.
  2. Спектакль ему не нравился, а потому он во время первого действия устало смотрел в программку и думал о своем.
  3. Телеграммку - а именно так можно назвать послание столь легкомысленного содержания - принес к вечеру усталый и, как всегда, раздраженный почтальон.

На стыке корня и приставки

Существительные, в которых приставка заканчивается на ту же букву, на которую начинается корень, также пишутся с удвоенными согласными. Примеры:

  1. На его воззвания уже давно никто не обращал внимания, а потому ему пришлось сойти с трибуны.
  2. Подделывать подпись отца он научился еще в третьем классе.
  3. Педагогические воззрения этого воспитателя ничего общего не имели с теориями Макаренко и Сорока-Росинского.

Заимствования

Написания слов иностранного происхождения с удвоенными согласными следует запомнить. Примеры:

  1. Викентий Тимофеевич занимал должность коллежского асессора .
  2. Кислородные баллоны запретили использовать как дома, так и в офисах.
  3. На перроне он встретил ее мужа и испугался вдруг, что путешествие, которое так долго планировалось, сорвется.
  4. Дощатая терраса была покрыта тонким слоем раннего чистого снега.
  5. Идиллия , царившая в их доме почти пять лет, как оказалось, была мнимой.

Одна согласная

Есть слова в русском языке, в которых нередко ошибочно пишут удвоенные согласные. Возможно, дело все в том, что эти лексические единицы, как правило, имеют иноязычное происхождение. Например: балюстрада, дилер, вернисаж, дилетант.

Правило

Удвоение в русских словах

Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня , если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжёшь, жжёт, жжёный, жжение, жжёнка.

Удвоение в заимствованных словах

Слова иноязычного происхождения в своих языках пишутся по тому же принципу, удвоение согласных чаще всего сохраняется и при переходе слова в русский язык, но мы не можем объяснить удвоенную согласную, не зная морфем языка, из которого пришло слово. Правописание таких слов остаётся заучивать, что и рекомендует нам грамматика 1956 года:

"§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт."

Для того, чтобы выучить иностранные слова с удвоенными согласными, нужно как минимум составить их список. В коллекции нашего сайта сейчас более 300 таких слов. Список слов с удвоенными согласными и упражнения, которые помогут быстро выучить эти слова содержатся в курсе .

Примеры

алл игатор

терр аса - слово греческого происхождения: terr a - земля.

атт ракцион

окк упант

бесс онн ица - удвоение на стыках приставки, корня сон и суффикса.

расс ыпать

сс ора

На что обратить внимание

  • Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
  • В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа - группка, группочка; программа - программка, программный; киловатт - киловаттный; Калькутта - калькуттский; класс - классный; гунн - гуннский; балл (единица меры, оценки) - пятибалльный, галл - галльский; либретто - либреттист. Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонка (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
  • О выборе Н и НН читайте отдельный материал. Н и НН во всех частях речи .
  • Иногда иностранные слова, обрусев, утрачивают второй согласный. Так слово офис, вошедшее в русский язык вместе с бизнесом в 90 годы 20 века сначала писалось с удвоенной ФФ (как в английском слове), но достаточно быстро люди стали употреблять его с одним Ф. Слово траффик сейчас пишут то с одной, то с двумя ф.
  • Нет удвоенных согласных в словах:

    гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

«Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда».

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна – мера веса, тона – падежная форма слова тон – оттенок звука или цвета;
  • касса – устройство для хранения денег, касание – соединение в какой-либо точке;
  • балл – единица оценивания, бал — вечер отдыха с танцами.
  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.
  • 2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна — пятитонка.

    Удвоенных согласных нет

    Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква «л». Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.
  • Перенос слов с удвоенными согласными

    Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. Правила переноса удвоенных согласных таковы:

    • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
    • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.
    • К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

      Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

      На стыке морфем

      Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

    • бессменный;
    • бесстрашный;
    • беззаветный;
    • беззубый;
    • беззаконный;
    • раззадорить;
    • раззява;
    • рассказ;
    • рассвирепеть;
    • рассусоливать;
    • рассекать;
    • иссушить;
    • иззябнуть;
    • преддверие;
    • поддать;
    • поддеть;
    • оттаять;
    • отток;
    • оббить;
    • вводить,
    • вверх;
    • вверенный;
    • искусство;
    • русский;
    • матросский;
    • новочеркасский;
    • картинный;
    • старинный;
    • истинный;
    • картонный;
    • подстаканник;
    • подоконник;
    • сторонник;
    • странник;
    • избранник;
    • карманник;
    • малинник;
    • осинник.
    • Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

    • главврач;
    • роддом.
    • В суффиксах прилагательных

      В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

      Удвоенные согласные. Правила для прилагательных

      Ин-: осиный, орлиный, соколиный;

      Ан-(-ян-): полотняный, кожаный;

      Онн-: станционный, лекционный;

      Енн-: клюквенный, соломенный;

      Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

      Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

      В суффиксах причастий

      Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

    • исходить – исхоженный;
    • выкрасить – выкрашенный;
    • написать — написанный;
    • изгнать — изгнанный;
    • желать — желанный;
    • купить — купленный;
    • искоренить — искоренённый;
    • избрать — избранный;
    • раскалить — раскалённый;
    • поджарить — поджаренный;
    • разбудить — разбуженный;
    • разграничить — разграниченный;
    • распечатать — распечатанный;
    • начертить – начерченный;
    • опросить — опрошенный;
    • схватить — схваченный.
    • Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

      В кратких причастиях

      Все задания выполнены.

      В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

      Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

      Есть зависимые слова

      Скамейка, крашенная вчера.

      Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

      В суффиксах наречий

      В словах-наречиях пишется столько же Н , сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

    • искренний – искренне;
    • нечаянный – нечаянно;
    • прекрасный – прекрасно;
    • интересный – интересно.
    • Теперь, когда изучена тема «Удвоенные согласные», правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

      А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

      2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

      А. Нужно оставить обе буквы на строке.

      Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

      В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

      3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

      А. Обязательно нужно проверить.

      А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

      5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

    • бры…жущая жидкость;
    • задребе…ало железо;
    • прое…жать через мост;
    • надоедливая и…жога;
    • ра…жать капкан;
    • ра..жалобить маму;
    • вы…женная земля;
    • вые…жанная лошадь;
    • ви…жащий ребёнок.
    • буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

      Задания в формате ГИА

    • Снег уже по..таял.
    • Берега по…тапливаются весной.
    • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
    • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
    • Ручьи и..сохли.
    • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
    • Все ра..селись вокруг костра.
    • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
    • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
    • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
    • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
    • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
    • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
    • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
    • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
    • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
    • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти. ые штаны.
    • Афиши были расклее. ы по всему городу.
    • Все уехали, и только холё. ые лица лакеев мелькали в коридорах.
    • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка. ой золотом скатертью.
    • 3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

    • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
    • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
    • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
    • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
    • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
    • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)
    • 1. Какое слово написано неправильно?

      Б. Нет, нужно запомнить.

      4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

      5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

      6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

      Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

      1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

    • Ручьи иссохли.
    • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
    • Все расселись вокруг костра.
    • 2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

    • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
    • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
    • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
    • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.
    • На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

      Слова с двойными (удвоенными) согласными

      Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

      Двойными в словах могут быть следующие согласные:

    • бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат
    • фф — дифференцировать
    • кк — аккуратный, аккордеон, хоккей
    • сс — профессия, искусство, русский
    • тт — аттракцион, аттестат
    • рр — терраса, перрон
    • жж — жужжание, жжение
    • лл — коллекция, аллея, миллион
    • мм — грамматика, килограмм
    • нн — ванна, колонна, лимонный
    • Двойные согласные могут стоять:

    1. В начале слова — жжение
    2. В середине слова — мировоззрение
    3. В конце слова — килограмм

    Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня : бес сроч ный, воз зрен ие, под держ ать

    Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса : камин н ый, лимон н ый.

    Двойные согласные могут находится и в самом корне : искусств о, грамм.

    Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

    Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.

    ! Обрати внимание:

    Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

    При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются : суб-бота, ап-петит.

    «Правописание слов с двойными согласными. Состав слова. Обобщение» (3 класс)

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    «Правописание слов с двойными согласными.

    Учитель начальных классов

    Московская обл., г. Чехов

    Тема урока : «Правописание слов с двойными согласными. Состав слова. Обобщение».

    Цель : научатся переносить слова с удвоенными согласными, разбирать слова по составу с удвоенными согласными; развивать внимание; воспитывать интерес к русскому языку.

    Предметные УУД: научатся писать слова с удвоенными согласными, различать произношение слов с удвоенными согласными и правильно обозначать их на письме.

    Регулятивные УУД: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, планировать с помощью учителя свои действия при написании удвоенных согласных

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его .
    Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

    Личностные УУД: осознание своей этнической и национальной принадлежности; проявляют навыки сотрудничества, умеют избегать конфликтов и находить выход из спорных конфликтов.

    Тип урока: обобщение и систематизации знаний

    Формы: индивидуальная, в парах

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, у каждого ученика карточки с текстом.

    I Организационный момент

    II Адаптационный этап

    — Вспомните, с какой орфограммой знакомились и работали в течение последних уроков?

    — С какими правилами познакомились?

    (Долгий согласный звук слышится один, а пишется две буквы.)

    — Еще с каким правилом познакомились?

    (Правилом переноса слов с двойными согласными.)

    Как надо переносить слова с двойной согласной?

    Проверка домашнего задания

    (Ак – ку – рат — но, ал – лея, бас – сейн, ис – кус – ство, ки – ло – грамм, ко – лон – на, мед – лен – но, ме – талл, от – те – нок, рас – сказ, рас – стоя — ние, хок – кей, шос – се.)

    — На какое правило слова?

    — Кто справился с заданием?

    — Какая удвоенная согласная чаще других встречалась в словах? Ответы детей.

    Пропишите целую строчку.

    Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс

    — Запишите слово, поставьте ударение, выделите безударную гласную, разделите слово на слоги.

    — Какая орфограмма встретилась в слове?

    — Объясните значение слова аппарат.

    Учитель на доске выставляет карточки

    для для делает снимки

    под изображения быстро выполняет пробивает для разговора

    водой на расстоянии математические действия чеки на расстоянии

    — Сравните буквы, когда пишем слово с удвоенной согласной и звуки, когда произносим. В чём отличие?

    — Какой вывод можно сделать?

    (Долгий звук слышим, пишем две буквы)

    — Расшифруйте ещё одно слово.

    К О С Р Р П О Е Н Д Е Т Н

    Запишите слово, разделив на слоги для переноса, поставьте ударение, выделите безударную гласную.

    Кор – рес – пон – дент

    — Какая орфограмма встретилась в слове? Как переносим слова с удвоенной согласной?

    — Объясните, кто такой корреспондент?

    (Корреспондент пишет статьи, заметки в газеты и журналы)

    — Как называют корреспондента, который делает фотографии для газет и журналов?

    Придумайте предложение со словом корреспондент.

    (Корреспондент написал интересную статью.)

    — Выделите грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи над каждым словом.

    — С какими новыми словами познакомились?

    — Как их будете писать? Почему?

    Сообщение темы урока

    — Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

    (Правописание двойной (удвоенной) согласной. Обобщение изученного)

    III Основной этап

    Обобщение правописания слов с двойной согласной

    Работа с текстом. Озаглавливание текста.

    (У детей текст на карточках)

    — Прочитайте статью, которую написал корреспондент.

    Подумайте, как доказать, что это текст.

    На интерактивной доске дан текст.

    «Ущелье имело удивительно живописный и праздничный вид! Образующие его горы стояли то вертикальными стенами, то сбегали уступами. Несмотря на позднюю осень, казалось, что едешь по а__ее какого-то сказочного сада. Дно ущелья представляло широкую дорогу, посыпанную песком. По сторонам её росли гру__ы крупных тополей, перевитых каким-то вьющимся растением. Местами встречались посадки роскошного шиповника с дли___ыми белыми, точно когти кошки, шипами.

    — К какому типу относится текст?

    — О чём говорится в тексте?

    Назовите тему текста.

    — Запишите заголовок в тетрадь.

    В тексте слова с пропущенными буквами. Какое правило надо знать, чтобы написать слова правильно?

    Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы. Разделите слова на слоги для переноса. Удвоенные согласные выделите одной линией.

    — Найдите в тексте слова с двойными согласными.

    Разберите по составу.

    (Посыпанную, длинными, рассказ)

    — Как могут образовываться слова с двойными согласными?

    (С помощью приставок, суффиксов)

    — Какая ещё орфограмма встретилась в тексте?

    (Разделительный мягкий знак)

    — Найдите в тексте слова на это правило.

    — Прочитайте первое предложение. Спишите.

    Ущел ь е – 6 б., 6 зв.

    Ущел ь е имело уд и вител ь но ж и вописный и праз д ничный ви д !

    — Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

    — Определите в слове ущелье количество букв и звуков.

    — Какую роль выполняет разделительный мягкий знак в слове?

    Найдите в тексте предложения с разделительным мягким знаком. Спишите предложения. Выделите орфограммы.

    Дно ущел ь я предст а вляло ш и рокую д о рогу, посыпа нн ую п е ском.

    По ст оро нам её р о сли гру пп ы крупных т о п о лей, перевитых каким-то в ь ющимся р а стением.

    — Какие правила повторили на уроке?

    IV Творческий этап

    — Запиши слова, разделяя на слоги для переноса.

    Сотрудник газеты, журнала.

    (Кор – рес – пон – дент)

    Помещение в школе.

    По долинам, по отрогам

    Мчит широкая дорога,

    И она, как знают все,

    Называется (шос – се)

    Вдоль дороги по бокам

    Липы, клёны тут и там.

    Всем идти здесь веселее

    Этот путь зовут (ал – лея)

    (дрес – си – ров – ка)

    Рисунки в журнале, газете, книге.

    (ил – лю – стра – ции)

    — Составьте по одному слову к схемам с двойными согласными.

    У класса классный удлинённый

    VI Домашнее задание

    Выписать из словаря 10 слов с удвоенными согласными.

    Слова С Двойными Согласными Словарь

    (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне) А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова. Учи слова. Двойные согласные могут быть в корнях: русских слов: вожжи, жужжать,; заимствованных слов: аттестат, терраса. Определяй производящую.

    Правописание двойных согласных в слове – один из слов с двойными согласными надо за поминать. ва с двойными согласными): Словарь с. В 1990 г. в Москве, в издательстве ‘Русский язык’ вышел его словарь — справочник ‘ Слова с двойными согласными ‘. Автор учебных пособий для. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, См. словари на Яндексе. Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, С одной согласной пишутся слова: акустика СЛОВАРИ на GRAMMA.

    «Удвоенная согласная в корне слова». 3-й класс. Презентация к уроку. Загрузить презентацию (1,2 МБ). Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными. Образовательные. ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;. способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;. развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;. развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;.

    Воспитательные. воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;. совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь. воспитывающего обучения;. активности (игровой момент);. учет возрастных особенностей. Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:.

    словесный (рассказ, беседа);. практический (упражнения);. исследовательский;. информационно-коммуникативный. Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий). Контроля и самоконтроля:. устный и письменный;.

    фронтальный и групповой;. Самостоятельность ученика:. под руководством учителя;. самостоятельная учебная деятельность. Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление). Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов. Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

    Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний. Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический). Форма работы: коллективная, в парах, в группах. Организационный момент. Мотивация.

    Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

    Введение в игровой сюжет. Работа по теме урока. Физкультминутка. Работа в группах. Итоги урока. Рефлексия.

    Домашнее задание. Вопросы и задания: по ходу урока. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

    – Начинаем урок русского языка. Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3). Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

    – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля.

    Классная работа. II.

    Чистописание. Актуализация знаний. (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

    – Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный). – Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук). – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р).

    1) Где доска и парты есть. Чтоб всем детям сразу сесть. 3) Вдоль дороги по бокам. Липы, клены тут и там.

    Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея). – Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного. – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую. – Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах. III. Постановка учебной задачи.

    – Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне). – Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная). – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением).

    Например, …. – О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …. – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …. Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвое нн ой согласной? (СЛАЙД 14). – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей).

    – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова. – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу). – А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте). IV.

    Физминутка для глаз (СЛАЙД). V. Работа по теме урока. 1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант.

    «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов. – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет. 1) Если в доме много (с, сс)ора. Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

    – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. – Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие).

    Написание двойных согласных в корне слов

    В рус­ском язы­ке в ряде слов суще­ству­ет двой­ное напи­са­ние соглас­ных в корне.

    Двойные согласные в словах исконно русского происхождения

    В сло­вах искон­но рус­ско­го про­ис­хож­де­ния пишут­ся двой­ные соглас­ные «жж» в корне:

  • во жж и, дро жж и, мо жж евель­ник, мо жж евё­ло­вый, жу жж ать, жу жж ание;
  • в обра­зо­ва­ни­ях от гла­го­ла жечь - со жж ённый, жж ёнка, жж ёт, жж ение .
  • Следует отли­чать эти напи­са­ния от слов, в кото­рых пишет­ся соче­та­ние соглас­ных «зж» , зву­ча­щее как длин­ное [ж ‘]:

    В корне этих слов про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соче­та­ний соглас­ных «зг» и «зж» :

  • брю зг а - брю зж ать
  • ви зг - ви зж ать
  • мо зг - мо зж ечок
  • дре­бе зг - дре­бе зж ать
  • Двойное «сс» пишет­ся в кор­нях слов « сс ора», « сс орить­ся», «Ро сс ия», «ро сс иянин» и дру­гих одно­ко­рен­ных сло­вах.

    Написание двойных согласные в сложных словах

    Двойные соглас­ные пишут­ся в слож­ных сло­вах на сты­ке кор­ней, если пер­вая часть сло­ва закан­чи­ва­ет­ся, а вто­рая начи­на­ет­ся одной и той же соглас­ной, напри­мер:

    ро дд ом, гла вв рач

    Если осно­ва сло­ва закан­чи­ва­ет­ся напи­са­ни­ем двой­ных соглас­ных, то в про­из­вод­ном сло­ве тоже пишут­ся две бук­вы перед суф­фик­сом, напри­мер:

    • гру пп а - гру пп ка;
    • теле­гра мм а - теле­гра мм ка;
    • ба лл - пяти­ба лл ьный;
    • про­гра мм а - про­гра мм ка;
    • ком­про­ми сс - ком­про­ми сс ный.

    Исключения

    В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют сло­ва- исклю­че­ния из пра­ви­ла напи­са­ния двой­ных соглас­ных в корне сло­ва.

    Слово «кри­сталл» и все его про­из­вод­ные име­ют двой­ные напи­са­ние соглас­но­го «л» :

    кри­ста лл ик, кри­ста лл иче­ский, кри­ста лл изи­ро­вать­ся,

    кри­ста л ьный, кри­ста л ьно, кри­ста л ьчик, кри­ста л ьность.

    Продолжим этот спи­сок слов-исключений:

  • опе­ре тт а - опе­ре т ка, опе­ре т очный;
  • коло нн а, коло нн ада - коло н ка, бензо-, водо­ко­ло н ка;
  • ма нн ая (кру­па), ма нн ик - ма н ка;
  • фи нн ы - фи н ка, фи н ский, Фи н лян­дия;
  • то нн а, то нн аж - трех­то н ка, полу­то­ра­то н ка;
  • анте нн а - анте н ка, анте н щик.
  • В сло­вах, заим­ство­ван­ных из дру­гих язы­ков, напи­са­ние двой­ных соглас­ных запо­ми­на­ем, напри­мер:

    дре сс иров­щик, ко мм ерсант, а сс истент, а пп арат, те рр аса, ба лл ада, э фф ект, а нн ули­ро­вать, о пп ози­ция, си мм етрия, пе рр он, сте лл аж, ре сс ора, те нн ис, тро лл ейбус.

    В слу­чае затруд­не­ния справ­ля­ем­ся об их напи­са­нии в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

    Следует пом­нить, что в сле­ду­ю­щих заим­ство­ван­ных сло­вах пишет­ся толь­ко один соглас­ный в корне сло­ва:

    адре с, а л юми­ний, актри с а, а т рибут, а ф ера, ба л юстра­да, бизне с, га л ерея, га л ета, гу м анизм, га л анте­рея, де с ерт, и м ита­ция, имп­ре с арио, ка л ория, кава л ерия, кари­ка­ту р а, ко р идор, при­ви л егия, про­дю с ер, ра с а, ра с ист, пано­ра м а, пу д инг и пр.

    Видеоурок «Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными»

    Двойные согласные. Слова с двойными согласными.

    В русском языке слова с двойными согласными в корне встречаются достаточно часто в иностранных словах, а также в некоторых русских словах. Наиболее часто в русских словах удвоенная согласная встречается на стыке корня и суффикса, а также на стыке приставки и корня.

    Двойные согласные в корнях

    В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

    Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

    Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

    Двойные согласные на стыке приставки и корня

    Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

    Примечания:

    1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

    2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

    Двойные согласные в иностранных словах

    Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

    Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • классик
  • Правописание согласных в корне включает три типа правил:

    1) правописание звонких/глухих согласных;
    2) правописание непроизносимых согласных;
    3) двойные согласные.

    Правила 1 и 2 рассмотрены нами в п. 1.14. Изменения согласных в речи , п. 1.15. Правопи-сание согласных . В данном пункте остановимся более подробно на правописании двойных согласных в корне .

    О правописании двойных согласных на стыке морфем, в суффиксах, приставках см. п. 2.5. Приставки , п. 2.7. Суффиксы. Постфиксы .

    1. В корне слова двойные согласные пишутся, как правило, в заимствованных словах.

    Аллея, ассамблея, баллада, колонна, корреспон-дент, репрессия, теннис, тонна, терраса, эффект.

      Слово балл имеет значения:

      1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов );
      2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл ).

      Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал ).

    2. В корнях русских слов две одинаковые согласные пишутся в следующих случаях:

    3. Корневые двойные согласные сохраняются в производных словах.

    Ср.: программа - программировать - программный - программка, Канны - каннский.

    4. Исключения:

    Пишется одна согласная Пишется двойная согласная
    1. В первой части сложносокращенных слов: Ком партия (комм унистическая партия ), кор пункт (корр еспондентский пункт ).
    2. В уменьшительно-ласкательных формах личных имён с суффиксом -к- , ср.: Алл а - Ал ка, Анн а - Ан ка, Кирилл - Кирил ка, Римм а - Рим ка, Савв а - Сав ка . В других случаях пишется двойная согласная - Алл очка, Анн ушка .
    3. В некоторых производных от слова кристалл (если после л пишется ь ): кристаль ный, кристаль но, кристаль ность, кристаль чик . В других производных пишется двойная согласная: кристалл ический, кристалл ик и др.
    4. В некоторых производных от слова колонна : колон ка, колон очный, колон чатый, колон ковый . В остальных словах пишется двойная согласная: колонн ый, колонн ада, колонн ообразный и др.
    5. В некоторых производных от слова оперетта : оперет ка, оперет очный, оперет очник .
    6. В некоторых производных от слова финн : фин ский, Фин ляндия, фин ка . Но: финн о-угорский .
    7. В одном из производных отдельных слов, ср.: антенна - антенка, тонна - трёхтонка, пятитонка . Но: антенн очка, антенн ый .
    Но: тонн аж и др.

    Упражнения к теме «2.4. Правописание согласных в корне»

    • 2.4. Правописание согласных в корне