Значение письма татьяны к онегину. Сочинение по А

Письмо оказывалось ключом к роману - оно раскрывало обновленный нравственный мир Онегина, помогало понять драму Татьяны. Одинокий и лишний в своей среде, Онегин после путешествия все острее испытывал потребность в другом человеке. Одиночество, культивируемое романтизмом, наслаждение своим страданием тяготили его после путешествия. Так он возродился к любви:

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Как изменился Онегин! С юности посвященный в таинства «науки страсти нежной», он оказывался «жертвой заблуждений и необузданных страстей». Душевное оцепенение, характерное для Онегина первых глав романа, делало его чуждым «возвышенным чувствам». Вслед за пушкинским Демоном «не верил он любви, свободе, на жизнь насмешливо глядел». А теперь к нему пришла любовь. Быть с найденным вдруг человеком, понимать совершенство души другого, его мысли, его думы, внимать ему, желать вырваться и уйти навсегда от неотступного одиночества в «омуте света» - вот в чем испытывал нужду Онегин. Он сознавал всю трагическую сложность своего положения и положения Татьяны - она была замужем, и он не мог не дорожить ее честью и покоем. Но речь шла о жизни, о жизни их обоих, и он, ничего не скрывая, молил понять его чувства, просил о помощи, не смея отказаться от вдруг открывшейся возможности счастья…

Решившись излить свое признание в письме, Онегин с тревогой предчувствовал, что его исповедь могут не понять: «Боюсь, в мольбе моей смиренной увидит ваш суровый взор затеи хитрости презренной». Предчувствие не обмануло Онегина. Письмо раскрывает нам богатую и прекрасную личность Онегина. Как всегда, Пушкин лаконичен, но бесконечно емко и содержательно его слово: Онегин «как дитя влюблен» в Татьяну. «Как дитя» - со всей непосредственностью, со всей чистотой и верой в другого человека. Любовь Онегина к Татьяне - так, как она раскрыта в письме, - это жажда другого человека. Такая любовь не могла отделять человека от мира - она прочно связывала с ним. Оттого так потрясают мольбы и целомудренные заклинания онегинского письма, открывшие громадность и красоту онегинского чувства.

Отнесемся внимательно к каждому пушкинскому слову последней, заключительной сцены романа. Онегин входит и застает плачущую Татьяну за чтением своего письма:

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!

Несколькими строфами раньше, при встрече с Татьяной на светском рауте, «и следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести». Ныне в плачущей княгине он узнает прежнюю Таню. Это вступление к «отповеди» не случайно. Пушкин напоминает читателю, что сегодняшняя Татьяна, Татьяна, которая получила письмо Онегина, - это и «княгиня», и «прежняя Таня». Княгиня, с новым опытом, в котором главное - утрата доверия к людям, и прежняя Таня - искренняя, не умеющая скрывать свои чувства, быть равнодушной. Только после такого вступления о двух Татьянах, после того, как «проходит долгое молчание», Татьяна, наконец справившись с волнением, заговорила:

Довольно, встаньте.

Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Очередь! Одним этим словом мгновенно была разверста страшная пропасть между двумя любящими людьми, не могущими пробиться друг к другу. С Онегиным заговорила княгиня:

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной.
Я благодарна всей душой…

Белинский уже давно понял истинный смысл этих холодных слов: «Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание мести за оскорбленное самолюбие». И далее иронически: «В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяною в том, что он не полюбил ее тогда, когда она быт моложе и лучше и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, красота и взаимность! Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов!»

Белинский в этих словах Татьяны увидел «и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения, и хитрые силлогизмы ума, светской моралью парализировавшего великодушные движения сердца»

Хотя «Письмо Татьяны к Онегину» является частью рома­на в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Оне­гин», оно стало одним из шедевров любовной лирики поэта. Главное его отличие от других лирических произведений на эту тему заключается в том, что здесь Пушкин выражает чувства молодой девушки.

С точки зрения морали того времени, само обращение Та­тьяны к малознакомому человеку с признанием в любви под­лежит осуждению: идеи эмансипации тогда еще не нашли своего места в общественной жизни. Поэтому в проблемати­ке романа такое поведение Татьяны оказывается выражением Пушкиным взгляда на равные права женщины в отношени-

ях с мужчиной. Именно с осознания того, что ее поступок может вызвать общественное осуждение, Татьяна и начинает свое письмо:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.

Почему же, понимая возможность осуждения и даже «пре­зрения» со стороны Онегина, девушка все же продолжает пи­сать? Потому что считает своего возлюбленного человеком, стоящим выше распространенных предрассудков и способным ее понять:

…Судьбу мою Отныне я тебе вручаю.

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю…

От чего же должен защитить ее Онегин? Прежде всего от одиночества и непонимания близких ей людей:

Вообрази, я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Татьяна страдает от того, что рядом с нею нет родной души, нет человека, который мог бы разделить ее стремления и иде­алы. Верой девушки в то, что избранник поймет ее, проникну­ты следующие строки:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души…

Но главное значение письма Татьяны состоит все же в дру­гом. Оно выражает глубину души и искренность чувств моло­дой девушки. Она полностью уверена, что Онегин не нарушит ее доверия, и с этой верой заканчивает свое письмо:

Кончаю! страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

763.14kb.

  • План. Роман "Евгений Онегин" лиро-эпическое произведение. Автор лирический центр повествования , 26.27kb.
  • «Сравнительная характеристика Татьяны Лариной и Ольги Ильинской по романам А. С. Пушкина , 135.69kb.
  • А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» А. С. Грибоедов «Горе от ума» , 5.49kb.
  • Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина , 48.47kb.
  • А. С. Пушкина «евгений онегин» в контексте мировой культуры» Кафедра теории и истории , 9.11kb.
  • Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» , 153.92kb.
  • Евгений Онегин". Роман А. С. Пушкина , 42.52kb.
  • Сочинение При всем многообразии проблематики романа "Евгений Онегин" Пушкина занимал , 42.95kb.
  • 3 билет 2 вопрос

    «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

    Роман "Евгений Онегин" – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы. «Энциклопедия русской жизни", по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же, любовь.

    3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.

    Следует учесть, что письмо Татьяны – перевод с французского языка . Писать по-французски, думать на чужом языке – показатель высокой образованности , что типично для любого русского дворянина того времени.

    Татьяна понимает, на что обрекает себя в случае разглашения Онегиным тайны письма. И "стыд" и "презренье" действительно обрушатся на Татьяну. В XIX веке это позор – писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но Татьяна пишет твёрдою рукою, это её выбор. Она всегда сама решает свою судьбу . Впоследствии лишь от неё зависело решение о свадьбе и переезде Москву.

    Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её: "Хоть каплю жалости, храня, // Вы не оставите меня" . Значит, знала, что её полюбят. Это говорит о её интуиции , ведь потом, несколько лет спустя он полюбит её. Или это вовсе не уверенность, а надежда, мольба. Белинский скажет: "Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности…". Татьяна догадывалась об этой возможности.

    До этого момента Татьяна видела Евгения мельком, несколько раз, она внимательно слушала его, но достаточно ли этого для возникновения настоящей высокой любви? Кто этот чужой человек, к которому Таня обращается на вы, он намного старше 18-летней героини, воспитан столицей. Она права: глуши, в деревне всё вам скучно" . Ей остаётся только "всё думать, думать об одном и день, и ночь до новой встречи" . О чём могла думать юная Таня, воспитанная на французских романах?

    Влияние сентиментальной литературы легко угадать по эпизоду письма "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,// Вся обомлела, запылала//. И в мыслях молвила: вот он!".

    Но так и быть!
    Судьбу мою
    Отныне я тебе вручаю.

    Татьяна самостоятельна в суждениях и поступках . Она выбрала из всех буяновых, петушковых, пыхтиных, а своего героя, способного и любить её, и быть мужем, и отцом детей. Далее следует ещё более интересная фраза:

    Перед тобою слёзы лью,
    Твоей защиты умоляю.

    Возникает вопрос: от кого просит Татьяна защиты? Татьяна боится одиночества, своей любви, а значит и самой себя, своих необдуманных поступков, один из которых она уже совершила.

    Ни няне, ни сестре, ни матери не понять "тоску волнуемой души". Для её скрытного характера исключена возможность "сердечного признания" кому бы то ни было, кроме Евгения. Лишь его признаёт Татьяна как равного себе по интеллекту, по начитанности, по способности чувствовать. И если потерять его, единственно достойного, то останется только погибнуть среди отвергнутых женихов, а это очень страшно.
    Татьяна безропотно примет всё: и отказ Онегина, и его ответ на любовь.

    Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством.

    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво-его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна »,— справедливо писал в одной и своих ста-тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский . Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения, именно их характеры стали объектом пристального авторского внимания. Раскрыть как можно глубже внутренний мир «милой» Татьяны и «доброго приятеля» Онегина — было одной из важ-нейших задач поэта.

    Огромное значение в этом плане имеют письма ге-роев друг к другу. Письмо, в особенности таящее в себе любовное признание,— это опрокинутая чаша мыслей и чувств. Подлинная искренность и откровен-ность такого послания являются залогом того, что душа автора письма будет действительно обнажена.

    Кроме того, настоящая сущность человека проявляет себя именно в критические моменты жизни, а любов-ное признание — одно из тяжких испытаний.

    Итак, Татьяна решается писать Онегину. Ее пись-мо, как отмечал В. Г. Белинский, «высочайший обра-зец откровения женского сердца». И с ним нельзя не согласиться. Критик полагал, что «сочетание просто-ты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела, и выражения....», потому что в послании Татья-ны, действительно, рядом с предельной откровенно-стью соседствует простота.

    Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Уже в самом начале письма звучит глубокая вера Татьяны в порядочность ее избранника и доверие к нему. Боясь быть наказанной презрением, Татьяна все же изливает откровения «души неопытной». Она уверена, что пишет именно тому человеку, который послан ей Богом, а потому она будет верна ему до кон-ца. Сколько страсти в ее словах, сколько подлинного умения любить! Не признаться Онегину Татьяна не может: ее душа пылает чувством, которое она давно ждала и о котором мечтала. Кокетничать и пытаться заслужить внимание иным способом не в ее характе-ре. Такое поведение — доказательство исключитель-ности героини.

    Онегин отвечает на откровения Татьяны холодным и отрезвляющим разговором, но наступает момент, когда и этот знаток «науки страсти нежной» берется за перо. Что же толкает его на это? Новое свидание с когда-то отвергнутой им женщиной. Самая первая ре-акция Онегина на появление Татьяны — смятение, сомнение, шок:

    Ужели,— думает Евгений,— Ужель она? Но точно... Нет... Как! из глуши степных селений...

    Он ожидает того же и от Татьяны. Робкая, молча-ливая, некогда пораженная стрелой Амура , она не-пременно должна была испытать замешательство, ра-дость, стыд.... Что угодно! Онегин надеялся поразить ее своим появлением. И героиня, конечно, «удивлена, поражена», но внешне... абсолютно спокойна. А ведь скольких душевных сил стоило ей, страстной и по-прежнему любящей, это самообладание. Она «дру-гому отдана » и будет «век ему верна». Ни тени посто-роннего чувства не может появиться на ее лице.

    Независимость Татьяны, ее неприступность, сдер-жанность, положение в свете задели Онегина, взвол-новали его. Она уже не деревенская девочка, а «равно-душная княгиня», «неприступная богиня роскош-ной, царственной Невы». Сраженный, Евгений садится за письмо.

    «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски», — отмечал Белинский. Но уже первые строки этого письма отличают его от послания Татьяны:

    Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Какому злобному веселью Быть может, повод подаю!

    Онегин, в отличие от Татьяны, не доверяет адреса-ту письма, он воображает себе ее злорадство, счастье от осознания отомщения, высокомерие. Но ведь этих качеств в Татьяне никогда не было и появиться уже не могло.

    Любви Татьяны Евгений так и не понял, да и ее саму тоже вряд ли «раскусил». А тот огонь подлинно-го чувства, который терзает ее сердце и заставил неко-гда сделать первый шаг, Евгений называет всего лишь «искрой нежности».

    Теперь у него изменилось отношение к пониманию счастья, теперь он осознает, что «вольность и покой» не могут заменить любовь и счастливую семейную жизнь. Но это не утешает героиню, потому что Онегин и не задумывается о том, что Татьяна осталась преж-ней: положение в свете нисколько не переменило ее. Замечательно сказал об этом Ф. М. Достоевский: «...это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!» Но именно прежнюю-то Онегин и не понял, он не смог ее полюбить, не оценил, пренебрег ею. И, явись она ему в прежнем образе, он пренебрег бы Лариной и сей-час.

    «А счастье было так возможно, Так близко! » — с грустью замечает Татьяна. Онегин так и не понял, что такие натуры, как она, любят один раз в жизни. По-следние слова героини, адресованные Евгению, явля-ются свидетельством высокого душевного благородст-ва, нравственной чистоты, верности долгу, целомуд-рия.

    Два письма... Оба о любви, и оба совершенно раз-ные. Они дают ясное представление читателю о герое и героине, помогают увидеть, понять, почувствовать их характеры, прожить вместе с ними маленькую час-тичку их духовной биографии.

    В своем письме к Татьяне Онегин сожалеет об упущенных возможностях, говорит о том, что в свое время не посмел поверить «искре нежности» от Татьяны, к тому же печальные обстоятельства, связанные с гибелью Ленского, послужили причиной их расставания. Онегин откровенно признаётся, что он считал, познакомившись с Татьяной, что «вольность и покой» заменят ему семейное счастье, но он ошибался в этом:

    Я думал, вольность и покой
    Замена счастью. Боже мой!
    Как я ошибся, как наказан.

    Онегин понимает, что его письмо может неприятно задеть чувства Татьяны, ведь она замужем за важным человеком, благодаря которому и сама занимает высокое положение в обществе. Но он не теряет надежду на ее благосклонность, говоря ей о своей любви и преданности, подбирая самые красивые слова, способные тронуть сердце любой женщины:

    Нет, поминутно видеть вас,
    Повсюду следовать за вами,
    Улыбку уст, движенье глаз
    Ловить влюбленными глазами,
    Внимать вам долго, понимать
    Душой все ваше совершенство,
    Пред вами в муках замирать,
    Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

    Онегин говорит о совершенстве Татьяны, признаваясь в том, что испытывает настоящие муки любви.
    Теперь он не тот самовлюбленный красавец, который легко мог отвергнуть любовь девушки, в своем обращении к Татьяне он предстает перед читателями как поверженный любовью, как несчастный и одинокий человек, так и не сумевший найти своего счастья. Он раскаивается в том, что в своё время когда-то не оценил чувств Татьяны и отверг ее любовь, считая тогда, что он не создан «для блаженства». В письме он обращается к Татьяне не как к той нежной девушке, которую знал раньше, а как к важной и уважаемой даме с гордым взглядом, как к женщине из высшего общества. Именно к такой Татьяне у Онегина проснулась любовь, а это говорит о том, что, скорее всего, он был очарован именно ее положением в обществе, а не ей самой.