Биджа-Мантры. Рам

Существует много разных комплексов улучшения здоровья, притягивания энергии и жизненных сил. Одним из них является Сурья намаскар (Om Mitraaya Namah Om Ravaye Namah). Она идеально подойдет в качестве утренних упражнений, а также поможет обрести внутренний покой.

Мантра Сурья Намаскар помогает обрести душевный покой

Описание

Сурья намаскар - мантра, которая посвящена Сурье. Переводится ее название, как «приветствие Солнцу». Сам ритуал – это:

  • 12 асан, поз, которые удобны и устойчивы: выполняя их, человек пребывает в своей истинной форме, они составляют своеобразный ритуал поклонения;
  • мантра включает в себя пранаямы, т. е. дыхательные упражнения, которые помогают управлять жизненной энергией;
  • слова, что могут влиять на эмоции и разум человека, на вещи вокруг;
  • обязательная медитация, которая помогает достичь состояния внутренней гармонии и духовного прозрения, уйти в себя.

Существует подобный ритуал, посвященный Луне. Называется он «Чандра-намаскар» и содержит уже 14 поз, которые символизируют фазы Луны. Он выполняется вечером.

Понятие о Сурье

Так называют бога Солнца в индуизме. Он тот, кто несет свет и исцеляет. Его считают всевидящим оком Богов и небесным стражем. Признак этого Бога – колесница, в которую запряжены 7 лошадей. Каждая из них символизирует луч солнца.

Предназначение Сурья, по мнению приверженцев индуизма – освещать всю вселенную, отгоняя зловещую темноту и всяческие болезни. Изображают его как человекоподобное существо, имеющее 4 руки и 3 ока.

Сурья — бог солнца в индуизме

История

Сурья-намаскар изначально встречалась в текстах Древней Индии, но только как ритуал поклонения божеству, а не комплекс физических упражнений. С этой стороны мантра начала рассматриваться только с ХХ века.

О ней пишет Свами Шивананды Сарсавати в своих работах, а также Шри Тирумалай Кришнамачарьи в работе «Йога-макаранде». Есть версия, что Кришнамачарьи придумал эти упражнения сам. Некоторые же считают, что он их позаимствовал из других обрядов.

Асаны

Обязательное условие для этой мантры – выполнение 12 асан. Они связаны между собой. Перед каждой из них, кроме шестой, нужно сделать либо вдох, либо выдох. На шестой дыхание надо задержать.

Чтобы полностью выполнить Сурья намаскар, нужно встать в 24 асаны: 12 раз они будут начинаться с правой ноги, а 12 – с левой.

Выполняя эти позы, человек использует 34 % своего максимального резерва кислорода.

Проведение обряда Сурья намаскар

Эти упражнения нужно выполнять утром, на рассвете, чтобы поприветствовать приходящий день и само солнце. Для лучшего результата сначала надо научиться выполнять все позы по отдельности, а затем приступать к полному циклу.

  1. Пранамасана. Этап известен как поза молящегося человека. Надо встать лицом к солнцу, выровнять спину, руки поднести к груди так, чтобы ладони соприкоснулись. Глаза нужно закрыть, а тело расслабить. Эта асана предполагает вдох и выдох.
  2. Хаста уттанасана. Надо полностью поднять руки над собой так, чтобы они были прямыми, затем прогнуться назад, тело должно быть вытянутым, и сделать вдох.
  3. Уттанасана. Нужно наклониться как можно ниже, пытаясь достать колени головой. Руками надо обхватить ноги, держа колени и спину прямо. Выполнять эту асану надо выдыхая.
  4. Ашва санчаласана. Известна как поза всадника. Согните левое колено так, чтобы получился угол 90°. Правую ногу отведите как можно дальше назад. Затем вдохните и оторвите грудь от бедра, вытянув ее вверх. Руки должны находиться возле стоп.
  5. Чатуранга Дандасана I напоминает планку. Выдыхая, встаньте на руки. Отведите левую ногу назад, чтобы она оказалась возле правой.
  6. Баласана. Нужно встать на четвереньки. Вдохнув, ягодицами потянуться назад к стопам, как будто приняв позу ребенка.
  7. Аштанганамаскар. Оставаясь на четвереньках, надо с выдохом изобразить кошку: лоб и грудь, ладони, пальцы ног и колени должны касаться пола. Ягодицы надо оставить вверху, а спину прогнуть. Эту позу надо делать на выдохе.
  8. Бхуджангасана. Надо лечь на живот на пол, чтобы ладони уперлись в пол под плечами, затем вытянуться вверх, прогибаясь в пояснице и опираясь на ладони. Надо смотреть только на потолок. Эту асану также называют позой кобры и выполняют на вдохе.
  9. Адхо мукх шванасана. Еще ее называют «собака лицом вниз». Лежа, опираясь на руки, нужно поднять копчик вверх, а туловище поднимать как можно выше. Спина с головой образуют прямую линию, ноги – отдельную. Пятки нельзя отрывать от пола. Выполняется поза на выдохе.
  10. Ашва санчаласана. Еще раз, вдыхая, сделайте позу 4, но только с опорой на правую ногу.
  11. Хастападасана. Повтор асаны 3.
  12. Хаста уттанасана. Повтор позы 2.

Затем завершаем цикл пранаманасаной (асаной 1) и повторяем все 12 асан, но уже в опоре правую ногу.

Произношение текстов

Когда вы научитесь делать все упражнения и достигнете мастерства, нужно добавить к ним слова – мантру. На каждый этап понадобится отдельная.

  1. ОМ МИТРАЯ НАМАХ – «Поклонение другу вселенной». Солнце – лучший друг этого мира, оно дарит красоту и мощь.
  2. ОМ РАВАЙЕ НАМАХ – «Поклонение излучающему свет». Солнце – неисчерпаемый источник света, который освещает все божественными лучами.
  3. ОМ СУРЬЯЯ НАМАХ – «Поклонение тому, кто несет свет». Солнце мотивирует людей, побуждает к действию, дает силы изменять свою жизнь.
  4. ОМ БХАНАВЭ НАМАХ – «Поклонение озаряющему». Солнце приносит нам просветление, вот почему его называют Бханава. Оно наставник, который рассеивает тьму незнания, подобно тому, как рассвет приходит вместо ночи.
  5. ОМ КХАГАЯ НАМАХ – «Поклонение движущемуся в небесах». Кхагая олицетворяет время. Солнце перемещается по небу, давая осознавать незамедлительность жизни, ее скорость. Оно помогает тем, кто внимателен ко времени.
  6. ОМ ПУШНЭ НАМАХ – «Поклонение тому, кто дарит жизненную энергию». Пушне – источник энергии. Солнце дарит физическую силу и силу духа, ума. Оно влияет на все аспекты жизни.
  7. ОМ ХИРАНЬЯГАРБХАЯ НАМАХ – «Поклонение небесному Свету – золотой сфере». Солнце (Хиранья гарбха) – источник всего живого, золотая сфера, из которой появляется жизнь и красота.
  8. ОМ МАРИЧАЙЕ НАМАХ – «Поклонение лучезарному Владыке рассвета». Свет дарит просвещение, мудрость и богатство.
  9. ОМ АДИТЬЯЯ НАМАХ – «Поклонение ребенку Адити». Это энергия Вселенной, космическая материя, а Солнце ее идеальный ребенок, совмещающий жизненную силу и ум.
  10. ОМ САВИТРЭ НАМАХ – «Поклонение тому, кто пробуждает мир». С рассветом просыпается все живое: растения, животные и люди. Солнце – сила, которая заставляет мир двигаться.
  11. ОМ АРКАЯ НАМАХ – «Поклонение достойному восхваления». Солнце выступает силой, которая заставляет бороться, жить, действовать, мечтать. Оно зажигает души людей.
  12. ОМ БХАСКАРАЯ НАМАХ – «Поклонение тому, кто указывает путь к просветлению». Солнце – абсолютная истина, мудрость и познание. Оно позволяет понять самого себя и мир вокруг, найти путь спасения.

Повторяя эти мантры и упражнения, вы научитесь воспринимать вещи под другим углом, отбрасывать все переживания и ненужные эмоции, любить себя и мир вокруг. Сурья намаскар можно делать каждое утро. Это зарядит позитивной энергией и настроем на весь день, поможет достичь состояния покоя.

Мантры в психиатрии

Демонологии посвящен раздел Аюрведы, называемый граха-чикитса . Здесь рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными программами, или психическими вирусами. Физический мир связан с более тонкими мирами, и между этими мирами происходит постоянное энергоинформационное взаимодействие. Силы, обитающие на более тонких планах, могут оказывать на нас как позитивное, так и негативное, разрушительное влияние. В зависимости от того, с какого рода сущностями происходит такое взаимодействие, в Аюрведе выделяются различные виды одержимости. Такой взгляд на природу одержимости является не наивным суеверием, а отражением длительных экспериментов в области сознания. Психические расстройства рассматривались как различного рода одержимость злыми духами, и для лечения проводились процедуры их изгнания, в основном основанные на мантрах и молитвах к божествам-хранителям.

Недопущение неправильных действий (телом, умом и речью в стремлении нарушить законы жизни), контроль чувств, памятование о правилах праведной жизни (и следование им), хорошее знание местности проживания и правильные привычки, знание времени (сезона, возраста) и себя самого, мораль и нравственность, знание ритуалов, описанных в Атхарваведе, планирование действий в соответствии с рекомендациями гороскопа, невступление в контакт с бхутами (демонами) – всё это методы профилактики болезней и способы их облегчения.

Общей причиной таких болезней, которые связаны с одержимостью духами (бхутами ), являются всякого рода злые, неблагие деяния, особенно осквернение или разрушение святынь, оскорбление божеств-хранителей, писаний, небожителей. Воздействию демонов легко подвергаются люди, испуганные пребыванием в незнакомой пустынной местности, в темноте или предающиеся сильной скорби.

В аюрведических текстах перечисляются более 15 разновидностей великих демонов класса бхута . В целом человека, одержимого демонами, характеризуют изменение в поведении – физическом, речевом, ментальном, душевное беспокойство, вспыльчивость, неуравновешенность, путаница в мыслях. Одержимость конкретными божествами и демонами выражается через досконально описанные симптомы.

Говоря об одержимости божествами, Аюрведа имеет в виду божеств низшего порядка. Эти божества получают наслаждение от роскоши, празднеств, красоты и утонченных эстетических переживаний.

Подобные божества овладевают людьми исключительно ради игры, они не причиняют своим жертвам явного вреда и даже могут наделить их знанием, творческой силой, талантом и вдохновением. Многие из медиумов пребывают в состоянии такой одержимости и находят его восхитительным.

Однако с точки зрения Аюрведы и йоги любая форма одержимости опасна. Всякая одержимость возбуждает вату , ослабляет нашу связь с собственной душой и вызывает такие нарушения ваты , как бессонница, мечтательность или преждевременное старение.

Эти божества не любят чеснок, и с его помощью их можно отпугнуть. С этой целью хорошо также использовать мускатный орех, валериану, асафетиду. Избавиться от подобного рода одержимости можно через открытие себя высшим божественным силам. Вообще же следует сохранять контроль над собственным умом и вести правильный образ жизни. Этих божеств успокаивают специальными умиротворяющими мантрами. Если эти мантры не приносят желаемого эффекта, то используют защитные мантры и ковачи (амулеты и талисманы).

Если в человека вселился дух дэва , его лицо приветливо, любезно; у него добрый взгляд; он не бывает злым, молчаливым; он равнодушен к еде, поклоняется богам и придерживается религиозных ритуалов; чист телом; заботлив; его тело источает приятный аромат; он совершает много благочестивых поступков. От него исходит особая обворожительность. Любит белые цветы и одежды, реки, горы и красивые здания; не оскорбляет и не пугает других людей. Его речи красивы, сладостны, изысканны, он цитирует многих известных философов и поэтов, он мастер создания прекрасных иллюзий и соблазнов. Но в словах его нет духовной глубины и силы.

Одержимому гандхарвом нравится петь, танцевать, сочинять стихи, музицировать, он склонен делать подарки, меценатствовать, у него игривые глаза, быстрые ум и речь, он много шутит и смеется, ему нравится нравиться другим, он артистичен, ему по душе праздники и шумные пиры, он любит всё красивое – жилье, украшения, одежду, умащения. Его настроение всегда приподнято. Он легкомыслен, удачлив, обворожителен. Он без труда учится. Он предпочитает изысканную пищу, дорогие вина и красивых женщин.

Человеческая жизнь описана в Ведах как битва между дэвами и асурами – божествами света и демонами тьмы. Асуры постоянно стремятся проникнуть в жизнь человека, чтобы повлиять на нее. Они управляют низшим миром. Преступления и большинство войн – дело их рук. Цель асуров – воспрепятствовать эволюции человечества, не дать человеку постичь свою истинную духовную природу.

С асурами связаны самые тяжелые случаи умопомешательства, в частности психозы, и эта форма одержимости наиболее опасна. Демоны могут вселиться в человека, который находится в состоянии безудержного гнева, ненависти и фанатизма, когда его самоконтроль полностью утерян.

Как правило, подобная одержимость представляет собой состояние питты , и лечат ее так же, как психические расстройства питта -типа. Важную роль при этом играют любовь, терпимость и сострадание.

Одержимый асуром пристрастен к мясу и вину, у него раздражительный характер, он смотрит искоса, очень гневлив и заносчив, груб и безбожен в речах, склонен к тирании. Он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки. Он бесстрашен, горд, смел, но зол, находится в постоянном действии ради удовлетворения своих амбиций.

У человека, в которого вселяется ракшас , злобный взгляд, сдвинутые брови, резкие движения; он гневен, раздражителен, топает ногами, бросает предметы, кричит, угрожает, сжимает кулаки, стискивает зубы. Он жаждет подчинения, он запугивает, делает страшное выражение лица; он сильный, хотя ничего не ест, гнев и злоба, переполняющие его сердце, лишают его сна и покоя. Насилие дает ему силы, грязное распутство приносит ему удовлетворение, жестокость и бесстыдство порождают в нем радость. Преступления для него хлеб. А отвратительная брань – поэзия. Он мстителен, непредсказуем и ревнив, говорит вызывающе и зло. Из пищи он любит больше всего кровавое мясо, он ест его и не наедается, он любит вино, но долго не пьянеет. Ему нравится грубый секс с насилием, жестокостью и извращениями, но страсть его ненасытна.

Если в человека вселяется пишача , он то смеется без повода, то плачет без всякой причины. Он не может контролировать ум и язык, и поэтому высказывает все сумбурные мысли, которые проходят через его ум. Он слезлив, истеричен, склонен к извращениям, постоянно почесывается, строит гримасы, часто мигает, жалуется на сухость кожи, любит рассказывать о своих несчастьях; рассеян, злопамятен, хитер, коварен; любит в уединение предаваться низким эротическим фантазиям, ему нравится обнажаться перед другими, он одевается обычно в грязные дурнопахнущие вещи, подобранные на улице, он склонен общаться с порочными людьми и блудницами, он ест много и предпочитает вареные внутренности нечистых животных, ему нравится несвежая пища с душком и дешевые крепкие вина. Он подобострастен, пресмыкается перед сильными и насильственен по отношению к слабым.

прета , он становится похож на труп и источает трупный запах. Такие люди трусливы, мнительны, не скрывают своего отвращения к людям. Они оказываются от еды, боятся воды, огня, солнца. Днем они пребывают в сонном состоянии, а по ночам им нравится бродить по темным улицам.

Если в человека вселяется дух нишада , он перестает следить за своим внешним видом, не моется, одевается в старье, собирает на свалках тряпье, ненужный хлам, часто его сопровождают грязные бездомные собаки, питается отбросами, предпочитает жить в заброшенных домах или в подвалах, ему нравится проводить время на кладбищах и свалках. Он смотрит исподлобья, его речь груба и резка. Он агрессивен и труслив. Он может убить даже свою мать и при этом не будет испытывать никакого раскаяния.

Он предпочитает испорченную мясную пищу. Чистота, просвещенность и радость других вызывают в нем дикую злобу. Он постоянно занят поисками еды в мусорных баках и наслаждается суррогатами алкоголя.

Общая методика лечения всякой одержимости: произнесение заклинаний, огненные жертвоприношения, чтение священных текстов, что изгоняет демонов, а также процедуры и лекарственные средства.

Общими причинами, вызывающими безумие, являются упадок духа или же, наоборот, напряженная работа мысли, связанная с переживаниями и беспокойством, а также длительное употребление в пищу несовместимых продуктов, алкоголя, наркотиков или воздействие на человека демонов.

Для изгнания асуров в наибольшей степени подходит мантра ХУМ – особая мантра огня и звук Шивы. Она способна нейтрализовать любые негативные воздействия и полезна для изгнания духов. Однако, чтобы использовать ее, нужно обладать особой чистотой, поскольку объектом сокрушительной атаки могут стать наши собственные негативные качества.

Призывать защиту и покровительство божественного света можно с помощью мантры РАМ . Эта мантра раскрывает ауру для божественного разума и охраняет от воздействий низших сил астрального плана. Она совершенно безопасна и полезна при любых психических заболеваниях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медитация - искусство внутреннего экстаза автора Раджниш Бхагван Шри

ПОВТОРЕНИЕ МАНТРЫ Можно пользоваться мантрой, чтобы успокоить ум, чтобы заставить его совершенно замолчать. Вы постоянно повторяете какое-то имя: Рама, Кришна или Иисус. Мантра может помочь вам освободиться от всех других слов, но, как только ум достиг молчания и покоя,

Из книги Пространство сознания. Опыт практики автора Беляев Илья

19. Сила мантры Один тибетский учитель объявил своему ученику, что собирается скоро уходить. Ученик спросил его:- Учитель, вы как-то упомянули, что так и не открыли главного секрета учения. Уместно ли попросить поведать его сейчас?- Конечно, - согласился учитель, -

Из книги Очищение. Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Из книги Я – меняющий реальность автора Каюм Леонид

Из книги Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] автора Кхьенце Дзонгсар Джамьянг

Визуализация мантры С сердцем, исполненным преданности, призывайте своего гуру, читая семистрочную молитву Гуру Ринпоче, а после неё – мантру ваджра-гуру.Произнеся молитву призывания, сосредоточьтесь на мандале, которую вы представляли, и в особенности на своём гуру.

Из книги Исцеляющие мантры в Аюрведе автора Неаполитанский Сергей Михайлович

Мантры и беременность Один из важнейших принципов Аюрведы состоит в том, что сознание ребенка зависит от сознания родителей в момент зачатия. Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал здоровым телом, развитым интеллектом и чистой душой, им необходимо проводить обряд

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Пранаяма и мантры Пранаяма – йогический метод контроля над дыханием – следует рассматривать как основной вид терапии при долговременном лечении легочных заболеваний. Дыхательные практики способствуют устранению различных заболеваний легких, в частности астмы, а

Из книги автора

Мантры и марматерапия Мармы напоминают точки акупунктуры китайской медицины, однако у марм более широкий спектр функций. Название марма означает «зона жизни» или «особо чувствительная точка». Мармы, как и малые чакры, похожи на миниатюрные нейрокомпьютеры, управляющие

Из книги автора

Защитные мантры ОМ УГРАМ ВИРАМ МАХАВИШНУМ ДЖВАЛАНТАМВИШВАТОМУКХАМ НРИСИМХАМ БХИШАНАБХАДРАМ МРИТЙУМРИТЙУМ НАМАМЙАХАМЭта мантра, обращенная к Нрисимхе, может защитить от всех опасностей, бед и дурных воздействий.ДЖАЙА ДЖАЙА ШРИ НРИСИМХАБожество этой мантры – Нрисимха.

Из книги автора

Мантры для медитации ОМ ШРИ МАХА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ«ОМ. Почтение великому Ганеше».ОМ ШРИ ГАНЕШАЙА НАМАХ«ОМ. Почтение Ганеше».Божество мантры – Ганеша. Качества: разрушает все препятствия на пути. Дарует совершенство в интеллектуальной деятельности и правильное

Из книги автора

Из книги автора

Мантры для привлечения На санскрите слова «мохан» и «акаршан» означают – привлекать. С помощью этих мантр вы сможете привлечь человека, с которым вы хотели бы побеседовать или которому хотели высказать свою точку зрения, но у вас не хватает времени или возможностей. С

Мантры Мантры – это универсальный космический код, который открывает определенные каналы, или двери, в тонкий, духовный мир для всех желающих! Когда практикующий концентрируется на произнесении мантры, его чувства утончаются, карма улучшается, что не может не сказаться

Это одна из популярных и могущественных мантр древнеиндийских Вед. В учении буддистов она занимает особо место. Сурья Намаскар мантра позволяет достичь самых положительных результатов буквально во всем. Во время , усиливается приток Космической жизненной энергии, и человек становится более устойчивым к всевозможным жизненным трудностям.

Сурья Намаскар мантра – это молитва-обращение к Солнцу, которая включает в себя работу сознания, тела и ума. Эта практика йоги считается духовной, но становится эффективной, благодаря движениям человеческого тела. Чтение Сурьи мантры в совокупности с асанами, выполняющимися в строгой последовательности, позволяет добиться очищающих и омолаживающих эффектов. Практиковать их необходимо ежедневно, соблюдая все правила. Результат будет заметен уже после трех занятий.

Проведение обряда мантры Сурья Намаскар

Идеальным временем, для проведения обряда считается раннее утро, перед восходом солнца. Лучше всего читать Сурью мантру где-нибудь на природе, на свежем воздухе. Если у вас нет такой возможности, можете практиковать их в любом другом месте. Повернитесь лицом на восток и обеспечьте приток свежего воздуха в вашу комнату. В этой духовной практике необходимо научиться создавать энергетическую связь с солнцем, тогда вы получите максимальный . Перед ритуалом обязательно примите прохладный душ, ваше тело и одежды должны быть чистыми. А желудок – пустым, поэтому перед ритуалом ничего не ешьте и не пейте.

Практика мантры Сурьи намаскар очень эффективна, ее даже можно сравнить с неким магическим ритуалом. Существует несколько вариантов проведения этого обряда, но наиболее эффективным считается — классический.

Этапы проведения ритуала мантры Сурьи Намаскар

  • Первый этап – пранамасана. Это поза глубокого почтения, связана с областью сердца и анахата чакрой. Встаньте прямо и сложите руки перед собой, как во время молитвы. Произнесите такую мантру-приветствие: ОМ ХРАМ ОМ МИТРАЙА НАМАХА
  • Второй этап – хаста уттанасана. На вдохе наклонитесь назад, на сколько сможете, и вытяните руки за голову, параллельно полу. Поза вишудхи чакры, отвечает за горло. Сурья мантра, произносимая при этом: ОМ ХРИМ ОМ РАВАЙЕ НАМАХ
  • Третий этап – хастападасана. На выдохе приложите ладони к ступням ног. Поза свадхистаны, отвечающей за низ живота.
  • Четвертый этап – ашва санчаласана. Выдвиньте как можно дальше назад левую ногу, спину прогните назад, руки находятся параллельно полу. Это поза аджны чакры. Мантра: ОМ ХРАМ ОМ БХАНАВЕ НАМАХ
  • Пятый этап – адхо мукха шванасана. На выдохе прогнитесь вперед, касаясь ладонями пола, ноги должны быть прямые. Поза вишудхи. Мантра: ОМ ХРАМ ОМ КХАГАЯ НАМАХА
  • Шестой этап – аштанганамаскара. Лягте на пол, лицом вниз, касаясь восемью точками своего тела пола. Поза манипуры. Мантра: ОМ ХРАМА ОМ ПУШНЕ НАМАХА
  • Седьмой этап – бхунджангасана. На вдохе, не поднимаясь, вытяните ноги назад, а верхнюю часть туловища поднимите на руках. Поза свадхистаны, отвечающей за низ живота. Мантра: ОМ ХРАМ ОМ ХИРАНИЯ ГАРБХАЙА НАМАХА.
  • Восьмой этап – адхо мукх шванасага. На выдохе повторяется пятый этап Сурья мантры. Мантра: ОМ ХРИМ ОМ МАРИЧАЙА НАМАХА.
  • Девятый этап – ашва санчаласана. Поза наездника на вдохе. Мантра: ОМ ХРУМ ОМ АДИТЬЯ НАМАХА.
  • Десятый этап – падахастасана. Поза ладоней на стопах, выполняющаяся на выдохе. Мантра: ОМ ХРАМ ОМ САВИТРЕ НАМАХА.
  • Одиннадцатый этап – хастауттанасана. Поза с вытянутыми руками на вдохе. Мантра: ОМ ХРАМ ОМ АРКАЯ НАМАХА.
  • Двенадцатый этап – пранамасана. Возвращение к первой позе на выдохе. Мантра: ОМ ХРАХ ОМ БХАСКАРАЙА НАМАХА.

Слушать на видео мощную медитацию Сурью мантра

Описание Сурья Намаскар Мантры

Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу) – Солнце называют другом, потому что оно непрерывно дает нам свет, тепло и энергию для поддержки не только нас, но и всего космического проявления. В трактатах Митра описывается как пробуждающий людей к активности и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.

Ом Равайа Намаха (приветствие светящему) – Как источник света Солнце называют Равая – тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни.

Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность) – Мы сказали, что Солнце вдохновляет человека на активность и в этой роли его называют Сурьей. Солнце не просто бюрократ, просиживающий рабочий день в своем пыльном кабинете, он крайне активен и постоянно путешествует по всему миру в своей огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Семь коней Солнца представляют все семь уровней планетных систем, по которым он проезжает с инспекторской проверкой. Никто не должен остаться без его влияния.

Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет) – Солнце не просто светит, Солнце нас просветляет. Поэтому его зовут Бханава. Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. Помните, Солнце – не просто атомная бомба в небе, Солнце – это наш учитель, который видит все глупости, которые мы совершаем.

Ом Кхагая Намаха (приветствие тому, кто движется через небо) – Солнце представляет для нас время, поэтому его зовут Кхагая. Солнце движется через небо и позволяет нам видеть течение времени. Солнце даст силы и счастье тому, кто будет пунктуален и точен во всех своих делах. И конечно же, Солнце даст всю свою милость тому, кто внимательно отнесется к смене дня и ночи, а значит будет стараться не пропустить ни одного лучика Солнца, а в темное время суток будет спокоен и умиротворен.

Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание) – Солнце является источником всех сил, поэтому его зовут Пушне. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. И сила ума, и сила физическая, и сила духа – все это проявление милости Солнца. А значит, мы полностью зависим от него во всех аспектах своей жизни.

Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности) – Солнце пробуждает и творческую активность человека, поэтому его зовут Хиранья Гарбха. Это значит, что Солнце представляет собой силу творчества, силу всего космического творения. Это сила, с помощью которой Брахма сотворил этот мир. Поэтому в некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция и это является великим космическим принципом.

Ом Маричайа Намаха (приветствие лучам Солнца) – Солнце рассеивает иллюзии и миражи. Поэтому его называют Маричи в честь его лучей и сыновей. Лучи света тоже являются сыновьями Солнца. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте.

Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити) – Солнце так же является и сыном. Поэтому мы обращаемся к нему как к Адитьи, что значит сын Адити. А это значит, что мы должны уважать родителей во всех их проявлениях, начиная с родителей, которые дали жизнь нашему телу и завершая родителями, давшими жизнь нашей душе: это сам Бог и конечно же духовный учитель, который является представителем Бога, и дающий нам второе, духовное рождение.

Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца) – Солнце является пробуждающей силой. Поэтому к нему обращаются как к Савитри. Солнце оживляет человека с рассветом и позволяет ему добиваться поставленной цели.

Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) – Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в этом мире. Так как сейчас никто не поклоняется Богу, а Солнце – основной представитель Бога в этом мире, оно представляет взгляд Бога, то и всех одолевает проблема отсутствия энергии, которое теперь называется не атеизм, а депрессия. Слово депрессия звучит поприятнее, чем слово атеизм, так как подразумевает лечение любым другим способом, кроме обретения духовного знания.

Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению) – Солнце открывает для нас духовный путь к вечному счастью, поэтому его называют Бхаскарая. Это приветствие тому, кто ведет к просветлению. Солнце – это символ открытия всех трансцендентальных и духовных истин. Оно освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению от материальной иллюзии.

тематический обзор

Часть 1. Теория и Классические варианты

Вступление

Сурья Намаскар (приветствие солнцу) - практика, связанная с древней традицией поклонению солнцу.
С одной стороны, этот комплекс можно посоветовать новичкам в йоге, поскольку его легко запомнить. И выполняя этот несложный комплекс всего несколько раз каждый день, можно поддерживать своё тело в хорошей форме.
С другой стороны, эту практику можно выполнять как тантрическую технику, работающую сразу с несколькими каналами восприятия. Тогда занимающийся выполняет сложное задание с переключением внимания между объектами, постоянно поддерживая концентрацию.
Так же практика может выполняться как поклонение солнцу, как динамическая молитва.

У многих школ хатха йоги и некоторых преподавателей есть свои варианты (иногда даже несколько) комплексов Сурья Намаскар. Сложность комплекса можно менять, путём добавления или замены асан, изменения ритма дыхания или добавления задержек.

В данной статье предложен обзор существующих вариантов комплексов приветствия солнцу и других практик, которые могут выполняться, для получения подобного результата.

Мантра

12 месяцев в году и столько же строк мантры. Каждая строка описывает одно имя солнца.
Варианты исполнения
  • Некоторые стили (например Аштанга Виньяса Йога) выполняют Сурья Намаскар без мантр
  • Другие при возвращении в положение стоя (первую асану в комплексе) поют по одной строке мантры
  • Третьи поют по одной строке при каждом следующем положения тела

Мантры приветствия солнцу:

No Строка мантры Длинный перевод Короткий перевод
1 Ом Храм Митрая Намаха Поклонение тому, кто любит всех Другу
2 Ом Хрим Равае Намаха Поклонение тому, кто является причиной всех изменений Сияющему
3 Ом Хрум Сурьяя Намаха Поклонение тому, кто причина деятельности Солнцу
4 Ом Храим Бханави Намаха Поклонение тому, кто распространяет свет Блистающему
5 Ом Храум Кхагая Намаха Поклонение тому, кто движется в небесах Идущему по небу
6 Ом Храха Пушне Намаха Поклонение тому, кто кормилец всех Питающему
7 Поклонение тому, кто вмещает всю вселенную Золотому эмбриону
8 Ом Хрим Маричайе Намаха Поклонение Лучистому Лучистому
9 Ом Хрум Адитьяя Намаха Поклонение первому среди полубогов Изначальному
10 Ом Храим Савитры Намаха Поклонение тому, кто создает все Светилу
11 Ом Храум Аркая Намаха Поклонение Достойному почитания Яркому
12 Ом Храха Бхаскарая Намаха Поклонение тому, кто является причиной света Просветителю

Обзор видов

Сурья Намаскр школы Дхиренды Брахмачари

Встаньте лицом на восток в направлении восходящего солнца. Сложите руки в почтительном приветствии к богу Солнца.


Рис.1 Встаньте прямо, сложив руки.
Рис.2 Затем вытягивайте руки вверх и назад и прогибайтесь, сохраняя ноги прямыми в коленях.
Рис.3 Медленно наклонитесь вперед и коснитесь руками земли, а головой коснитесь колен. Выполняя наклон, не сгибайте ноги в коленях.
Рис.4 Поднимая тело, максимально вытяните назад левую ногу. При этом максимально раскрывайте грудную клетку.
Рис.5 Поднимите руки вверх и прогнитесь назад.
Рис.6 Опустите руки и одновременно с этим верните левую ногу в исходное положение. Вытяните назад правую ногу.
Рис.7 Снова поднимите руки вверх и прогнитесь, максимально раскрывая грудную клетку.
Рис.8 Опустите обе руки на землю и вместе с тем вытяните левую ногу назад. Ягодицы тянутся вверх, а все тело остается напряженным и неподвижным. Прогните спину и удерживайте тело на руках и ногах.
Рис.9 Опуститесь вниз. Вес тела целиком поддерживается на ладонях согнутых рук и пальцах ног.
Рис.10 Выпрямляя руки, максимально прогибаемся, раскрываем грудную клетку и уводим голову назад. Тело по-прежнему удерживается на ладонях и пальцах ног.
Рис.11 Прыжком верните ноги к рукам. Складываемся в наклоне, ноги абсолютно выпрямлены, голова покоится на коленях.
Рис.12 Встаньте в стойку с руками сложенными перед грудью, как в самом начале.

Сурья Намаскар в Аштанга Виньяса Йоге


Выполняется в начале комплекса Аштанга Виньяса Йоги как разминка и разогрев. Бывает двух вариантов:
Если выполнять в полном варианте, то этот вид приветствия имеет ряд отличий:

  1. Специальное дыхание – Уджджайи.
  2. Переход из Уттанасаны в Чатуранга Дандасану и из Собаки мордой вниз в Уттанасану происходит прыжком, а не шагом.
  3. Руки поднимаются и опускаются через стороны.

В варианте А на Шат и в варианте В на Чатурдаша происходит удержание собаки мордой вниз в течение пяти циклов дыхания.

Сурья Намаскар Шивананда Йоги

выдох - вдох - выдох - вдох - задержка (или выдох-вдох) - выдох - вдох - выдох - вдох - выдох - вдох - выдох

Существуют усложнения этого комплекса. Например, в позе 4 и 9 прогиб с отведением рук вверх и назад.
Традиционно выполняется 12 раз. И при каждом возвращении в пранамасану пропевается следующая строка мантры

Сурья Намаскар Бихарской школы Йоги

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923, с 1942 по 1954 был учеников Свами Шивананды, а в начале 1964 года основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.

От предыдущего комплекса отличается одной асаной – вместо Ардха Чатуранга Дандасаны (Планки) выполняется Собака мордой вниз.

Стадии освоения и усложнения практики:

  • разучиваем асаны
  • добавляем пранаяму - специальное дыхание
  • осознаём чакры
  • пропеваем мантры
    • биджа мантры - при быстром выполнении сурья намаскара или сложности запоминания
    • 12 имён солнцу

Асана

Название и описание
Рис.1 Пранамасана или «поза молящегося». Встаньте прямо, стопы вместе или слегка расставлены. Поверхность обеих ладоней соедините перед грудью (намаскара мудра) и полностью выдохните, удерживая свое осознание на мудре, на силе ладоней и на эффекте от этой мудры в области груди.
Рис.2 Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на кривизну верхней части спины.
Рис.3 Падахастасана или «поза голова к ногам». Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.
Рис.4 Ашва санчаланасана или «поза всадника». Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.
Рис.5 Парватасана или «поза горы». Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания направить на область шеи.
Рис.6 Аштанга намаскарасана . или «приветствие восемью членами тела» Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы № 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.
Рис.7 Бхуджангасана или «поза змеи». Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед.
Рис.8 Парватасана или «поза горы». Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе № 5. Выдох на протяжении входа в позу.
Рис.9 Ашва санчаланасана или «поза всадника». Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе № 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Рис.10 Падахастасана или «поза голова к ногам». Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. Эта позиция, как и № 3. Выдох на протяжении входа в асану.
Рис.11 Хаста уттанасана или «поза с поднятыми руками». Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе № 2. Вдох на протяжении входа в асану.
Рис.12 Пранамасана или «поза молящегося». Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе 1.

Осознание чакр (психических центров)

В тонком теле человека находится 7 наиболее важных психических центров, называемых чакрами. На физическом уровне они представляют различные сплетения нервов и эндокринные железы. В процессе Сурья намаскар эти точки используются для фокусирования на них ума и развития концентрации внимания. Их расположение:

  • Муладхара - у мужчин на полпути между анусом и гениталиями, в промежности, у женщин - в точности за шейкой матки. Цвет чакры - красный.
  • Свадхистана - в крестцовой области позвоночника, на копчике. Точка наблюдения - в точности поверх лобковой кости впереди тела. Цвет чакры - оранжевый.
  • Манипура - на позвоночнике, на уровне пупка. Точка наблюдения - сам пупок. Цвет чакры - жёлтый.
  • Анахата - на позвоночнике позади грудной кости. Точка наблюдения - грудная кость. Цвет чакры - зелёный.
  • Вишудх а- на позвоночнике за гортанью. Точка наблюдения - гортанная ямка. Цвет чакры - голубой.
  • Аджна - на полпути между межбровным центром (бхрумадхья) и затылком, т.е. в центре головы. Точка наблюдения - межбровный центр. Цвет чакры - синий (или фиолетовый).
  • Сахасрара - область макушки. Цвет чакры - феолетовый (или белый).
Концентрация происходит в следующем порядке:
  • Пранамасана - анахата
  • Хаста уттанасана - вишудха
  • Падахастасана - свадхистана
  • Ашва санчаланасана - аджна
  • Парватасана - вишудха
  • Аштанга намаскара - манипура
  • Бхуджангасана - свадхистана
В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию.

Солнечные мантры

Мантры являются комбинациями звуков, которые предназначены создавать специфическое действие на ум и его функционирование. Мантры формулируются из букв санскритского алфавита, каждая буква имеет свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание. Эти 52 звука известны как деванагари.
Каждый год солнце проходит через 12 различных стадий, известных как знаки зодиака в западной астрологии. Каждый знак зодиака имеет специфические атрибуты или настроения, и в каждом настроении Солнце берет другое имя. Эти 12 имен включены в 12 солнечных мантр.
Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом, так же как и для людей с духовным (большим) уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
  1. Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу) Первая поза пранамасана, она воплощает позу вверяющего себя первоисточнику всей жизни, как мы это знаем: Солнце рассматривается как универсальный (всеобщий) друг, непрерывно дающий свет, тепло и энергию для поддержки нашей и всех других планет.
  2. Ом Равайа Намаха (приветствие светящему) Равайа значит тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни. Во второй позе хаста уттанасане мы вытягиваем все свое существо вверх, к первоисточнику света, чтобы принять это сияние.
  3. Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность) Здесь Солнце является в очень динамичном аспекте, как Божество Сурья. В древней ведической мифологии Сурья был объектом поклонения как Господин Небес, изображаемый пересекающим небо в огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Сурья относится к наиболее конкретным солнечным Богам; один из Богов первой ведической троицы, его место пребывания - небо, в то время как Агни (огонь) - его представитель на Земле.
  4. Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет) Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. В 4-ой позе (ашва санчаланасана) мы поворачиваем наше лицо по направлению к этому сиянию и молимся за окончание темноты ночи невежества.
  5. Ом Кхагайя Намаха (приветствие тому, кто движется через небо) Солнечное ежедневное движение по небу, которое является основой нашего измерения времени от прежних, используемых как солнечные часы, до искушенных изобретений, используемых сегодня. В парватасане мы предлагаем поклон тому, который измеряет время, и молимся за прогресс в жизни.
  6. Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание) Солнце является источником всех сил. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. Мы предлагаем уважение в аштанга намаскаре, касаясь Земли всеми восемью точками нашего тела. В сущности, мы предлагаем всего себя в надежде, что он может подарить ум, физическую и духовную крепость и питание для нас.
  7. Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности) Хиранья Гарбха (золотое яйцо), блистательное как Солнце, в котором был рожден Брахма, как проявление личного аспекта бытия. Хиранья Гарбха - семя причинности. Вся эта Вселенная, прежде чем проявиться, была в потенциальном состоянии заключена в пределах Хиранья Гарбха. В некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция, и это является великим космическим принципом. Мы оказываем почтение Солнцу в бхуджангасане, седьмой позе и молимся за пробуждение творчества.
  8. Ом Маричайя Намаха (приветствие лучам Солнца) Маричи - один из сынов Брахмы. Лучи света тоже являются сынами Солнца. Но это имя также означает мираж. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте. В 8-ой позе (парватасане), мы молимся за истинное озарение и распознавание, чтобы быть способным отличить действительное от недействительного.
  9. Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити) Адити одно из многих имен, данных космической матери Махашакти. Она является матерью всех Богов, безграничная и неисчерпаемая творческая мощь, от которой произошли все дивизионы сил. Солнце - один из ее сыновей и проявлений. В 9-ой позе (ашва санчаланасана) мы приветствуем Адити, безграничную Космическую Мать.
  10. Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца) Савитри известен как стимулирующий, пробуждающий, он часто ассоциируется с Сурьей, который также представляет ту же самую позу падахастасану. О Савитри говорят, чтобы представить Солнце перед восходом, стимулирующим и пробуждающим человека к дневной деятельности, а о Сурье говорят, чтобы представить Солнце после восхода, когда деятельность началась. Следовательно, в натяжении позы падахастасана мы приветствуем Савитри, чтобы получить оживляющую силу от Солнца.
  11. Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) Арка значит энергия. Солнце - самый большой источник энергии в нашей системе, как мы знаем. В 11-ой позе (хаста уттанасана) мы предлагаем почитание этому источнику жизни и энергии.
  12. Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению) В этом финальном приветствии мы предлагаем уважение к Солнцу, как символу великого открывателя всех трансцендентальных и духовных истин. Он освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели - освобождению. В 12-ой позе (пранамасане) мы молимся, чтобы эта тропинка была открыта для нас.
Биджа мантры - это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела. Вот эти биджа мантры:
1 и 7 Ом Храм
2 и 8 Ом Хрим
3 и 9 Ом Хрум
4 и 10 Ом Храим
5 и 11 Ом Храум
6 и 12 Ом Храха

Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы

Применяется последовательность асан Бихарской школы йоги. Но есть ряд отличий:
  • другая последовательность прохода по чакрам
  • добавлена муладхара чакра
  • если в бихарском варианте предлагалось только переносить внимание на чакры, то здесь именно представлять цвета этих чакр
  • в бихарском варианте предлагалось пропевать либо биджа мантру, либо 12 имён солнца. Здесь же они слиты в одну мантру
  • добавлена концовка комплекса с визуализацией белого цвета вверху и гаятри мантрой

Мантра Чакра Дыхание
Произношение Значение Но Расположение Цвет
Ом Храм Митрая Намаха Другу 4 Центр грудины Зеленый выдох
Ом Хрим Равае Намаха Сияющему 5 Горло, ключичная впадина Синий вдох
Ом Хрум Сурьяя Намаха Солнцу 3 Солнечное сплетение Желтый выдох
Ом Храим Бханаве Намаха Блистающему 2 Лобковая кость, крестец Ораньжевый вдох
Ом Храум Кхагайя Намаха Идущему по небу 6 Точка межбровья Фиолетовый выдох
Ом Храха Пушне Намаха Питающему 1 Основание позвоночника Красный вдох-выдох
Ом Храм Хиранья Гарбхая Намаха Золотому эмбриону 1 Основание позвоночника Красный вдох
Ом Хрим Маричайе Намаха Лучистому 6 Точка межбровья Фиолетовый выдох
Ом Хрум Адитьяя Намаха Изначальному 2 Лобковая кость, крестец Ораньжевый вдох
Ом Храим Савитры Намах Светилу 3 Солнечное сплетение Желтый выдох
Ом Храум Аркая Намаха Яркому 5 Горло, ключичная впадина Синий вдох
Ом Храха Бхаскарая Намаха Просветителю 4 Центр грудины Зеленый выдох

Когда визуализировать цвет становится просто, начинаем представлять чакры как цветы с лепестками и продолжаем произносить мантры.
Выполняется 108 раз на каждую ногу (108 кругов). После садимся, читаем Гаятри мантру и визуализируем над собой белый свет (слияние цветов всех чакр).

Текст Гаятри мантры:

Особенности:

Поскольку этот комплекс повторяется многократно, то некоторые асаны упрощаются. Выпад выполняется с постановкой задней ноги на колено, а вместо чатуранги используется аштанганамаскара асана.
В таком виде комплекс Сурья Намаскар похож на буддистские простирания: в которых тоже читаются мантра, визуализируется дерево преемственности, и совершаются движения телом.

Цель практики

  1. почитание солнца
  2. увеличение гибкости
  3. разминка и разогрев тела
  4. улучшается циркуляция крови и лимфы. Укрепляются сердечные мускулы. Тренируются кровеносные сосуды, в том числе головного мозга, путём чередования положения головой вверх и положения головой вниз
  5. если добавлять мантры и визуализации, происходит тренировка концентрации на всех трёх каналах восприятия: кинестетическом – позы, аудиальном – мантры, визуальном – чакры и цвета
  6. очищение энергетических каналов

Шавасана, как часть практики

После комплекса лучше полежать в Шавасане (позе трупа). Ложимся на спину в симметричную позу с чуть разведёнными руками и ногами. Руки кладём ладонями вверх. Стараемся расслабить всё тело.

Медицинский взгляд

Показания

Многие йогатерапевты рассматривают Сурья Намаскар, как пример динамической практики. Поэтому его можно рекомендовать людям, которым необходимо движение. Например людям с:
  • повышенным весом (если давление не слишком высокое)
  • апатией, депресией - работая с телом уравновешивает эмоциональное состояние
  • функциональными нарушениями в работе внутренних органов (на уровне управления работой органов)
  • плохой подвижностью суставов - чтобы постепенно увеличивать амплитуду движения
  • варикозном расширении - динамическая работа очень полезна
  • многим другим…

Противопоказания и ограничения

  • Людям с сильно повышенным давлением - следует перед началом практики посоветоваться со специалистом - поскольку в комплексе встречаются положения с головой ниже таза (наклон и собака мордой вниз), повышающие давление
  • Людям со слабым сердцем, пожилым - выполнение комплекса в быстром темпе, особенно если его выполнение сложно практикующему, может сильно ускорить сердцебиение и тоже спровоцировать повышение давления и перегрузить сердце
  • При клапанах сердца - нельзя принимать положения с головой ниже таза
  • При повышенной температуре и острых воспалительных заболеваниях
  • В течении нескольких месяцев после полостных операций
  • Во время беременности - нельзя давить на живот
  • В случае грыжи, протрузии или корешкового синдрома - наклоны и прогибы должны выполняться с амплитудой не приводящей к боли. Особенно аккуратным надо быть с положением Собаки Мордой Вверх
  • Болезненные месячные, если это мешает практике

Часть 2. Альтернативные практики

Чандра Намаскар или комплекс «Приветствие Луны»

Общие сведения

Чаще всего содержит 14 позиций, которые соотносятся с четырнадцатью лунными фазами. В лунном календаре 14 дней до полнолуния известны как «2 яркие недели», 14 дней после полнолуния как «2 темные недели». Выполняется либо до восхода, либо после захода солнца по направлению к луне. Можно выполнять с мантрой:

No Строка мантры Значение строки
1 Ом Камешварайя Намаха приветствуем исполняющего желания
2 Ом Бхагамалиньяйя Намаха поклоняемся ему, увешенному гирляндами благополучия
3 Ом Нильяклиннаяйя Намаха поклоняемся сострадательному
4 Ом Бхерундайяйя Намаха поклоняемся сильнейшему
5 Ом Вахнивасиньяйя Намаха приветствуем существующую в огне
6 Ом Ваджрешварайя Намаха приветствуем носящего ваджру (молнию), украшенную алмазным орнаментом
7 Ом Датьяйя Намаха поклоняемся той, кто получает вести от самого Шивы
8 Ом Тваритаяйя Намаха приветствуем быстрейшего
9 Ом Каласундарайя Намаха приветствуем уважаемого и притягательного
10 Ом Нитьяйя Намаха поклоняемся Вечному
11 Ом Нилапатакиньяйя Намаха приветствуем носящего голубые одеяния
12 Ом Виджайяйяя Намаха приветствуем победоносного
13 Ом Сарвамангалайя Намаха поклоняемся источнику удачи и благополучия
14 Ом Джваламалиньяйя Намаха приветствуем защищённого ярким пламенем

Виды

Чандра Намаскар от Мастера Джитендра Дас www.yogatoday.ru

Позы 5 и 8 переходные между асанами и без мантры.

Вариант 2

Похож на Сурья Намаскар в стиле Шивананда Йоги.

Вариант 3

Вариант 4 от Шивы Ри yogajournal.ru

Позы не сильно отличаются от известных «солнечных» асан. Однако Шива Ри предлогает иные интенсивность, темп и качество движений - без спешки, только так можно будет создать подходящее настроение для практики. Практикуя в таком темпе не нужно синхронизировать движения и дыхания.

Анджали-мудра (печать Приветствия, вариация). Расставьте стопы на ширину таза, разверните ладони к потолку и соедините мизинцы в Анджали-мудре. Расслабляйтесь и направляйте внимание внутрь себя.
На вдохе вытяните руки в стороны. На выдохе положите ладони на крестец. На вдохе направьте живот и область сердца вверх. (Из этой позы три раза совершается переход в лунную Уттанасану.)
Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях. Приведите грудную клетку к бедрам, разверните ладони к потолку. Отпускайте по­звоночник, чувствуя, как из него уходит напряжение.

Высокий выпад. На выдохе шагните левой ногой назад, а правую согните как в Вирабхадрасане I – позе Воина I. Оставляя руки на полу рядом с правой стопой, мягко вытяните корпус параллельно полу.
Сомачандрасана I (плавная Лунная виньяса I). На вдохе вытяните правую руку над головой, одновременно разворачивая обе стопы по часовой стрелке. При этом передняя стопа должна располагаться под прямым углом, а задняя – находиться в положении позы Боковой планки.
Сомачандрасана II (плавная Лунная виньяса II). На выдохе вытяните правую руку вдоль бока. Потянитесь к задней стопе. При этом раскройте грудную клетку, выровняйте плечи на одной линии и активно работайте ногами. Повторите переход из Сомачандрасаны I и II еще два раза.

Переход в Сахаджа ардха маласану (спонтанная поза половины Гирлянды). На выдохе медленно разворачивайтесь против часовой стрелки до тех пор, пока не окажетесь в положении стоя с широко расставленными ногами и стопами, параллельными друг другу.
Сахаджа Ардха Маласана (спонтанная поза половины Гирлянды). На вдохе согните левую ногу в колене и вытяните правую. При этом позвоночник должен остаться удлиненным. На выдохе направьте энергию внутренней поверхности ног к тазовому дну. На вдохе так же внимательно переместитесь в другую сторону. Плавно переходите из стороны в сторону еще два раза, перемещая руки и ноги в спонтанном потоке, подобно морским водорослям.
Высокий выпад. Развернитесь к левой ноге и сделайте высокий выпад. Настройтесь на Лунную виньясу.

Поза Планки. На вдохе шагните левой ногой назад в позу Планки, расположив ладони под плечами. Активизируйте центральные мышцы туловища. Ощутите вытяжение энергии от макушки к копчику и далее к пяткам.
Анахатасана. На выдохе опустите колени на пол, не расслабляя мышцы нижней части живота. Вытяните руки вперед, расставив их на ширину плеч. Опустите область сердца к полу. Останьтесь в этом положении на несколько циклов дыхания, затем полностью опуститесь на пол.
Сахаджа Бхуджангасана (спонтанная поза Кобры I). Поместите ладони под плечи и поднимите грудную клетку вверх, поочередно вращая плечами назад и освобождая шею. Пусть позвоночник движется плавно, без всяких ограничений.

Швананада (поза Счастливой собаки). На выдохе перейдите в позу Собаки мордой вниз. Помните о расслабленном лунном настроении. Поочередно отрывайте пятки от пола и прижимайте их обратно, словно жмете на педали. Чувствуйте свободу в позвоночнике и области таза. Отпустите челюсть и позвольте шее двигаться свободно.
Адхо Мукха шванасана (поза Собаки мордой вниз, вариация). Войдите в традиционную позу Собаки мордой вниз. На вдохе вытяните правую ногу вверх к потолку. На выдохе опустите ее рядом с левой стопой. На вдохе вытяните левую ногу к потолку. На вдохе приведите ее в положение Вирабхадрасаны I.
Высокий выпад. На выдохе шагните правой стопой вперед к краю коврика, слегка раскачивая таз из стороны в сторону.

Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами). Наклонитесь вперед в лунную Уттанасану. При этом руки должны тяжело свисать к полу, а ладони – смотреть в потолок.
Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца). Поднимитесь и поместите руки на крестец. Пригвоздив стопы к полу, удлиняйте ноги, область сердца и макушку вверх и вытягивайтесь вверх ногами. Расслабьте челюсть.
Анджали-мудра (вариация). Выполняя мудру, направьте внимание внутрь себя. Повторите последовательность в другую сторону и завершите практику Анджали-мудрой. Пусть это будет посвящением, благодарностью и молитвой за мир и обновление всего сущего.

5 тибетских жемчужин (око возрождения)

Источник: П. Кэлдер. Книга "Око возрождения"

Во 2-5 действиях необходимо координировать движение с дыханием. Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением эфирной силой. Поэтому дышать при выполнении ритуальных действий «Ока возрождения» необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.

Ритуальное действие первое

Исходное положение – стоя с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Совершать вращение вокруг своей оси (слева направо – это важно), пока не возникнет ощущение легкого головокружения.
Количество раз: Начинающим рекомендуют ограничиваться тремя оборотами и довести до десяти-двенадцати. Максимальное число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.
Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.
Действие выполняется с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению скорость и стабильность.

Ритуальное действие второе

Исходное положение - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой-нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке. Нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине.
Затем поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Можно ноги уводить еще дальше «на себя» – до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола. Главное – не сгибать ноги в коленях.
Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз.
Дыхание. В начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания – полный выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Ритуальное действие третье

Выполняется сразу же вслед за первыми двумя. Исходное положение - стоя на коленях. Колени расположены на расстоянии ширины таза, бедра строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер под ягодицами.
Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад-вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала.
Дыхание. Требуется строгого согласовывать движений с ритмом дыхания. В начале следует сделать глубокий и полный выдох. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение – выдыхать.

Ритуальное действие четвёртое

Исходное положение - сидя на полу с вытянутыми перед собой прямыми ногами со ступнями, расположенными на ширине бёдер. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.
Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом – поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки – располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом – расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем – повторить все сначала.
Дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову – выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения – задержать дыхание, и опускаясь – полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями – сохранять неизменный ритм дыхания.

Ритуальное действие пятое

Исходное положение - упор лежа прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями – немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног – такое же.
Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение – упор лежа прогнувшись – и начинаем все сначала.
Дыхание. Здесь схема дыхания несколько необычная (приближенное подобие «парадоксального дыхания»). Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тела пополам. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

Ритуальное действие шестое (не обязательное)

Это действие предназначено лишь для тех, кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.
Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный. После этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше – столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, – расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Отдышавшись, повторите.
Число повторений. Обычно, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. Желательно не выполнять более девяти повторений за один раз.
В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из нескольких повторений. Практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Буддийские простирания

Простирания (поклоны) - одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего), чтение мантр (вслух или про себя) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики - обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм, алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом. Известны многочисленные случаи, когда верующие буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров - вокруг священной горы Кайлас, во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

Простирания являются, также, важным элементом буддийского этикета - каждый из учеников склоняется трижды перед учителем, перед получением учения, фиксируя этим отношения "учитель-ученик" и свою готовность с благодарностью, вниманием и почтением внимать словам учителя.

Простирания входят в одну из предварительных практик (нёндро) во многих школах Буддизма. Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях сопровождается выполнением 111 111 простираний.

Техника выполнения простираний
    Во время простираний практикующий:
  • представляет, что стоит перед деревом прибежища и что за нами стоят все живые существа. Совершает необходимые визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, Защитников и йидамов и представляет себе бесчисленное количество тел, которыми он обладал во всех своих жизнях, и которые сейчас будут выполнять простирания в его нынешнем теле
  • читает мантру прибежища
    Положения тела:
  • Сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, которому подобен непросветленный ум, практикуюий подносит их к макушке головы. Затем прикладывает их последовательно к следующим частям тела:
    • ко лбу - в этот момент практикующий раскаивается и очищается от 3-х негативных действий тела (убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение), совершённых в этой и всех предыдущих жизнях
    • к горлу - в этот момент практикующий раскаивается и очищается от всех загрязнений, которые он получил через свою речь (от 4-х негативных действий речи: ложь, внесение разлада между людьми, грубая речь и пустословие). Пусть очистится карма от негативных действий речи, и пусть я обрету речь Будды
    • к сердцу - в этот момент практикующий раскаивается и очищается от всех загрязнений кармы, накопленных от 3-х негативных действий ума: злонамеренность, алчность (зависть) и ложные воззрения. И обрету я ум Будды, обладающий просветлением
  • Практикующий касается ладонями земли, затем опускается на колени
  • Практикующий ложится на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытягивает руки перед собой, затем поднимает их над головой (это делается лишь в некоторых видах простираний)
  • Практикующий встает
  • После выполнения простираний посвящаем заслуги практики всем живым существам.

Буддизм зародился в Индии, а оттуда начал распространяться по другим странам. При этом традиции немного менялись, чтобы местным жителям было проще его понять и практиковать. Поэтому внешне простирания могут сильно отличаться. Могут отличаться исполняемые мантры.
Но суть одна. В простираниях обячно мало внимания уделяется внешней форме. Оснавная работа направлена на управление вниманием и формирование чистого намерения.

Существует 2 принципиально отличающихся варианта выполнения:

  1. скольжением - обычно этот вариант выполняется, если вы имеете специально оборудованное место. Это обычно отполированная доска. Человек либо одевает перчатки, либо кладёт руки на подкладки из ковролина или дощечки (если это делается на земле). Используя их, человек скользит руками вперёд.
  2. перешагиванием ладонями из короткого простирания в длинное простирание и обратно. Есть 2 варианта:
  • Если делать на медленной скорости, то руки складываются в намасте
  • Если делать на быстрой скорости, то руки ставятся и переносятся на ширине плеч

Перешагиванием


Скольжением

Вариант 1. Буддийский храм в Индии.


Вариант 2. Непал.


Вариант 3. Китай. Интересный вариант, он похож на комплекс сурья намаскар. Здесь есть собака пордой вверх и вытяжение с руками вверху.

Посвящение заслуг. По завершению полного цикла практики простираний, надо исполнить посвящение заслуг на благо всем живым существам.

Часть 3. Авторские варианты

Михаил Баранов

Сурья Намаскар 1

Часть 1 - начало


Выдох


Вдох


Выдох-Уд.Бандха


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох

Часть 2 - первая сторона


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох

Часть 3 - между сторонами


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Вдох


Выдох

Часть 4 - вторая сторона


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Вдох


Выдох

Часть 5 - концовка


Выдох


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох


Прыжок-Вдох


Вдох


Выдох


Вдох


Выдох

Сурья Намаскар 2

Часть 1 - общая для многих комплексов
Часть 2 - первая сторона