Упражнения для развития сильных сторон личности. «Конспект занятия «Тренинг личностного роста Упражнения направленные на развитие личности

Разделы: Коррекционная педагогика

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Перед собой мы ставили цель - создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками - метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия - рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков» , а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская» ).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки - «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети - «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя - упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике...».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги - НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов - НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога - НА, два раза - схему предлога - ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре - он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит - не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения - бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки - А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело - то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы :

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

Конспект психокоррекционного занятие по развитию личности.

«Давайте дружить» для детей старшей группы

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива.

Задачи :

1. Развитие координации и снятие мышечного напряжения.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Оборудование

Магнитофон.

Клубок ниток.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

- Ритуал приветствия.

Дети встают в круг

Пальчиковая игра под песню Фунтика «Про дружбу»:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

«Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба».

(Совместное озвучивание слова).

«А как вы понимаете, что такое дружба?» (Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)

«Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно».

Давайте споём первую часть песенки.

Игра «Это я – узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.

2. Динамическая пауза под музыку «Если есть Хороший друг»

Садятся.

3. Знакомство с пословицами о дружбе.

«В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Дружным любая беда нипочем.

4. Найди друга

«Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры)».

После того, как каждая пара рукавичек встретится, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Игра “живые картинки” под веселую музыку.

Давайте поиграем в “живые картинки”.

Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

Садятся.

5. Узнай друга

«Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего)».

«Связующее звено».

«А сейчас Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие вы дружные.

Релаксационная музыкальная пауза.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

III. Заключительная часть.

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас давайте мы с вами станцуем танец дружбы.

Рефлексия.

«Ребята, что вы узнали о дружбе? Нужна ли нам дружба? … Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».

Наше занятие закончено! До свидания!

Профилактика девиантного поведения. Тренинг личностного роста.
Введение
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности. У детей и подростков часто наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения, которое проявляется в отгороженности, закрытости, агрессивности, повышенной конфликтности, немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир. Следствием этого является развитие неуверенности в себе, комплекса неполноценности, агрессивности, депрессии, социальной апатии. Отсутствует культура общения: подростки не умеют общаться и дружить, «слушать и слышать» другого; не умеют анализировать свои переживания и говорить о них, бояться быть осмеянными и непонятыми.
В связи с этим современные подростки ведут себя или демонстративно, вызывающе, заносчиво или, наоборот, стараются быть незаметными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Все перечисленные особенности поведения нуждаются в коррекции, т. к. страдают сами подростки и окружающие их люди. Таким образом, остро встает проблема общения подростков как друг с другом, так и с взрослыми.
Цель: Коррекция установок каждого члена группы, более полное и точное представление о себе как индивидуальности; понимание и принятие себя и другого человека.
Задачи:



Работа в группе позволяет рассматривать многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании и терапии. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя, не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками. Здесь каждого принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый шаг участника, благодаря чему он чувствует себя защищенным. Безусловным требованием является полная уверенность в конфиденциальности информации.
Важно помнить, что групповая работа не требует полного контроля со стороны ведущего, значительное место должно отводиться инициативе самих участников группы.
Цель работы психолога – организация сотрудничества с ребенком, активизация его самопознания, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Проигрывая определенные ситуации, человек «пробует» себя в них, у него складывается опыт различных стилей общения, личное отношение к происходящему.
Конспект тренинга «Личностное развитие подростков»
Цели занятия:
Коррекция установок каждого члена группы,
Получить более полное и точное представление о себе как индивидуальности;
Понять и принять себя и другого человека.
Задачи:
1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях.
3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы – задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель – помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка)».
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
на улице хорошая погода,
я рад, что наконец-то наступят каникулы,
я пришел сюда, потому что мне это нравится,
я люблю общаться с друзьями,
у меня хорошее настроение,
я готов к работе в нашей группе.
ПРАВИЛА ГРУППЫ
Сейчас мы вспомним правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать. Ведь именно тогда мы группа, когда у нас есть свои правила, по которым мы живем и работаем.
Психологический комментарий:
Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Говорит кто-то один.
3. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь
4. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
5. Право каждого на свое мнение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«КЕМ БЫ Я БЫЛ?»
Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
БЕЗ МАСКИ
Цель – самораскрытие каждого участника группы.
Все садятся в большой круг.
Ведущий: «Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто готов? Начинайте!»
Психологический комментарий:
Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Их должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
Особенно меня раздражает, что я…
Каждое утро я…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мне очень трудно забыть, но я...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
Мне бывает стыдно, когда я...
Знаю, что это очень трудно, но я...
Иногда люди не понимают меня, потому что я...
Верю, что я еще...
Думаю, что самое важное для меня...
Когда я был маленьким, я часто...
Мои родители...
Мои друзья редко...
Когда на меня кричат…
Текст, написанный на карточках, должен помочь участникам раскрыть себя.
ЛАДОШКИ
Все сидят в кругу. Каждому дается лист бумаги и карандаш, или фломастер. На листе бумаги каждый обводит свою ладонь. В центре пишется свое имя, используемое в группе. В каждом из нарисованных пальцев записывается хорошее, любимое в себе качество. На этом листе каждый член группы может написать пожелание его владельцу, или то, что ему нравится в этом человеке. Листы передаются одновременно по кругу.
Психологический комментарий: Желательно звучание спокойной музыки. Когда «ладошки» пройдут круг и вернутся к своим владельцам, их можно прочитать и оставить себе на память.
ЖОНГЛЕРЫ
Цель – развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?
"ЗАТО..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;
после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
ВСТАНЬТЕ С МЕСТ
Цель – развитие уверенности в себе. Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
ВОСПОМИНАНИЕ
Цель – способствует развитию концентрации, успокоения.
Ведущий: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо и радостно на душе. Вспомните свои мысли, чувства, ощущения. Побудьте в этой ситуации, прочувствуйте ее еще раз. Откройте глаза. Закройте глаза опять и вспомните ситуацию, когда вам было грустно, неприятно, нехорошо. Откройте глаза. Снова закройте глаза и вернитесь в то состояние, в каком бы вы хотели быть сейчас».
Психологический комментарий: При желании и готовности группы можно обсудить состояния участников в той и другой ситуации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).
Группа разбивается на два круга – внешний и внутренний – друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо – к другому партнеру.
Следующие задания:
- побороться руками,
- помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Последней процедурой каждого занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему. Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз – не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь – средне, так себе.
Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Затем оговаривается время следующего занятия. Ведущий благодарит всех и прощается с группой.

ГБ(О)С(К)ОУ СКО школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида №5 г.Ельца Липецкой обл.

Целыковская Светлана Анатольевна.

Учитель начальных классов, воспитатель высшей квалификационной категории.

Конспекты занятий к воспитательной программе «Окно в мир».

ТЕМА: Что я хочу узнать о себе?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении и личностном росте.

ЗАДАЧИ: обеспечение средствами самопознания;

коррекция личностной сферы через осознание своих личностных качеств;

воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Эмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

    Упражнение «Моё представление о себе».

Мой рост__________

Мой вес___________

Моё настроение____

Моя внешность_____

    Беседа по теме.

Знаешь ли ты, откуда произошла твоя фамилия? (Краткий рассказ воспитателя об истории некоторых фамилий).

Что ты знаешь о своих родителях?

Что бы ты хотел знать о себе?

Почему человек должен интересоваться своей семьёй, своими особенностями?

3. Тест «Самое прекрасное в тебе…»

Прежде чем отправится на вечеринку, ты полдня…

    Готовишься

    Выбираешь муздиски

    Слоняешься по дому, пока не наступит время выходить

Какой человек никогда не сможет стать твоим другом?

    Скучный

    Лживый

    Грубый

Ты на прогулке, и вдруг начинается ливень. Ты…

    Воспользуешься шансом попрыгать по лужам!

    Забежишь в первый попавшийся кинотеатр

    Начнёшь переживать из-за промокших волос и одежды

Самый лучший способ приятно провести вечер…

    Посмеяться с друзьями

    Отправится туда, где никогда не был

    Пойти в кружок.

Преобладают ответы под №1: у тебя хорошо развито чувство прекрасного. Ты уделяешь много времени своей внешности. Ты добрый, вежливый.

Преобладают ответы под №2: твои плюсы: сильный характер и уверенность в себе. Ты не боишься приключений и перемен.

Преобладают ответы под №3: ты обладаешь чувством юмора. Ты избегаешь конфликтов и уверен, что получать желаемое проще всего с помощью улыбки.

4. Упражнение « Доволен ли я собой?»

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я хотел бы стать…

ТЕМА: Я повзрослел.

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: предоставление подростку возможность осознавать свои индивидуальные возможности;

коррекция мышления через стимулирование навыка самоанализа;

воспитание уважения к окружающим.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Встреча».

II . Основная часть.

1. Работа с текстом.

Я стою у ворот и смотрю в Зеркало, чтобы запомнить себя перед дальней дорогой. С первых шагов меня заполнила Любовь к жизни, идти было легко и приятно. Вскоре показалась большая гора. Я зашла в пещеру, и меня заполнила Тепло Щедрости. Я поняла, что должна подарить это Тепло своим Друзьям, к которым я иду.

Я побежала дальше по дороге, и вдруг случайно я попала в Болото Жадности. Чем глубже я проваливалась, тем больше мне хотелось всё оставить себе. Из последних сил я ухватилась за ветку, и я вылезла из болота. Отряхнув остатки Жадности, я побежала к Дому Друзей. Но в доме никого не было.

Я вновь пошла по дороге. Вскоре меня облепили репейники Зависти. Отцепляя колючки, я не сразу заметила Туман Зла. Я заторопилась назад и побежала к Дому, где меня ждали Друзья.

Отдохнув, я перешла по мосту Доброты к дороге Любви. По краям дороги поблёскивали цветные камушки. Я стала собирать их, и меня охватило сильное желание обманывать. Я поскорее избавилась от них.

Вскоре замерцало Зеркало Волот. Там меня ждали Друзья. За время пути я повзрослела. Я теперь знаю, что есть Зло, Жадность, Ложь, Зависть. Дорога Любви не так легка, как мне показалось вначале. Но она продолжается.

Обсуждение.

Что происходит с каждым человеком по мере его взросления? С чем приходится сталкиваться на своём жизненном пути? Что самое важное в жизни?

2. Практическое задание.

Я повзрослел

Мои важные изменения________________

3. Коллективное обсуждение записей.

4. Оздоровительная минутка.

5. Рисунок «Это я».

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я повзрослел, потому что…

Игра «Спрячь игрушку». Называются только позитивные качества человека.

ТЕМА: Мои важные изменения.

ЦЕЛЬ : способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ: мотивация подростков к позитивному самоизменению;

коррекция личностной сферы через формирование нравственно-волевых устремлений в реализации поведения;

воспитание доброжелательных взаимоотношений с окружающими.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: упражнение «Цвет настроения». Выбрать цвет своего настроения. Сообщить результат.

Почему именно такое настроение?

II . Основная часть.

1. Работа с плакатом.

Вывешивается плакат с позитивными качествами. Подростки по очереди стараются прочитать эти качества по алфавиту на время.

2. Работа по теме.

Раздаются карточки с возможными позитивными изменениями.

Я становлюсь более сдержанным.

Я стараюсь не обижать других.

Я могу спокойно сидеть на уроке и т. д.

Дети зачитывают те высказывания, которые им подходят. Дополняют своими.

3. Работа с текстом.

Далеко на севере среди одиноких гор стоял небольшой домик с крыльцом. В нём жил маленький зверёк Егорка. Он всегда и во всём любил порядок. Все вещи у него стояли на своих местах и никогда ничего не менялось.

Но вот однажды на горы налетел большой и грозный ураган. Он летел быстро, снося всё на своём пути. Ураган набросился на маленький домик и перевернул всё в нём вверх дном. Вскоре ветер стих.

Егорка сидел в своей разрушенной гостиной. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил разговор горных бабочек. Они говорили о том, что с тех пор как перестала гореть керосиновая лампа Егорки, никто не может найти дорогу домой. Услышав это, Егорка подумал: «Есть на свете те, кто нуждается во мне. Им нужен свет моей лампы».

Он побежал домой искать лампу. Но, увы, она была разбита…Тогда он собрал в кучу всю разломанную и разбросанную ураганом мебель и зажёг костёр. Пламя костра залило светом долину и склоны гор. Обрадованные бабочки полетели домой. Егорка сидел у костра радостный и спокойный. Он понял кое-что важное: он остался прежним, но в то же время изменился.

Обсуждение.

Каким был Егорка до урагана?

Что он предпринял? Почему он так поступил?

Какие важные изменения с ним произошли?

III . Итог занятия.

Записать свои мысли после прочитанной истории.

Нарисовать себя учеником 5 класса и теперь учеником 6 класса.

Изменилось ли что-то? Почему?

ТЕМА: Какого человека можно назвать уверенным (неуверенным)?

ЦЕЛЬ: создавать условия для самоизменения подростков.

ЗАДАЧИ: дать возможность подростку осознать свои личностные качества;

коррекция личностной сферы через формирование позитивной самооценки;

воспитание чувства взаимопонимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Запись на доске: Человеку нужно верить в себя.

Обсуждение.

Для чего человеку нужна вера в себя? (для развития, для достижения успехов, для долгой и счастливой жизни)

2. Беседа по теме.

Какую одежду носит уверенный в себе человек?

Как уверенный человек общается с друзьями?

А как выглядит неуверенный в себе?

Выбери: постоянно боится сделать ошибку; с трудом знакомится; смотрит на других свысока.

3. Работа над ситуацией.

В чём проблема у каждого ребёнка?

Вадик во всём старается быть похожим на других ребят. Его мама не понимает, почему он просит купить такой же телефон как у Вани и Коли.

Марина хорошо подготовилась к уроку, но когда учитель спросил её, она сказала, что не выполнила задание.

4. Оздоровительная минутка.

5. Упражнение «Надень маску».

« Надеть» маску уверенности-неуверенности.

Подойти и спросить» «Как тебя зовут?»

Улыбнуться.

III . Итог занятия.

Рефлексия.

Что нас делает более уверенными в себе? (знания, душевные качества, друзья, семья)?

ТЕМА: Я становлюсь уверенней.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростка.

ЗАДАЧИ: формирование позитивной самооценки;

коррекция мышления через развитие способности к самоанализу;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Что или кто делает нас увереннее?

2. Работа с текстом.

В далёкой стране на берегу моря рос сад. Там было много разных деревьев. В этом саду отдыхали путники, а птицы вили гнёзда. И было там одно молодое дерево. Ему предстояло его первое лето.

Молодое дерево чувствовало себя неважно. Его ветки стали быстро расти и от этого всё время ныли. Корни уставали тянуть влагу из земли. Его нездоровый вид раздражал взрослые деревья. Молодое дерево очень переживало.

Шли дни, и наступило лето. И вот однажды на море поднялся шторм. Поднялся сильный ветер и стал трепать деревья. Нашему дереву было очень страшно. Но вот шторм стих. Оглянувшись вокруг, оно увидело сломанные ветки своих соседей. Само оно потеряло много листьев и бутонов.

Следующий день выдался солнечный и жаркий. Молодое дерево грустило. Тут к саду подошла старушка. Видно было, что она устала. Облокотившись о ствол Молодого дерева, старушка посмотрела на корявые ветки с редкой листвой и вздохнула. Дерево расстроилось, что не может укрыть старушку от жары, что ему захотелось плакать. На коре выступила маленькая блестящая капелька. Старушка заметила появление смолы и немного собрала его в чашку.

«Оказывается это непростое дерево». Старушка погладила дерево и ушла. Молодому деревцу впервые стало спокойно и хорошо.

Проснувшись следующим утром, Молодое дерево взглянуло на себя и увидело на своих ветках нежно-розовые цветы. Оно так обрадовалось! Зашелестело листьями. Все вокруг стали поздравлять его с первыми цветами.

В то лето было ещё много бурь. Молодое дерево, хотя и боялось каждый раз. Всё-таки пережило их. А в августе на нём появились плоды.

Обсуждение.

Каким было Молодое дерево вначале? Как оно себя чувствовало?

Что произошло после бури?

Что произошло с деревом, когда оно почувствовало себя нужным? Стало ли оно уверенным в себе?

3. «Звезда уверенности».

На доске вывешивается плакат с положительными качествами.

Дети рисуют звезду с лучиками. Выбирает из списка качества, которые находят у себя, и записывают.

4. Оздоровительная минутка.

5. Мини-дискуссия.

Обсуждение фразы «Уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

«Я уважаю…. за его….».

III . Итог занятия.

«Портрет». Нарисовать словесный портрет уверенного в себе человека.

ТЕМА: Моё мнение.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному развитию подростков.

ЗАДАЧИ: формирование лидерских качеств;

коррекция личностной сферы через развитие коммуникативных способностей;

воспитание и развитие позитивных качеств личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

II . Основная часть.

1. Коррекционное упражнение.

Дети запоминают и записывают в обратном порядке качества: доброжелательность, приветливость, вежливость, трудолюбие.

2. Работа по теме.

Какое из этих качеств, по твоему мнению, присутствует в твоём характере?

Почему хорошо иметь данное качество?

Составь предложение с одним из этих слов.

Все ли выбрали одинаковое качество?

Почему у людей существуют разные интересы, вкусы?

Что значит иметь своё мнение? Хорошо ли это? Почему?

3. Продолжи фразу.

По-моему мнению, знания нужны…

По-моему мнению, каникулы нужно проводить….

Высказывания детей.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я имею своё мнение. Это мне поможет…..

ТЕМА: Важный разговор: наркотики.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту воспитанников.

ЗАДАЧИ: изучение ориентации подростков на привлекательный для них образ жизни;

коррекция личностной сферы через стимулирование волевых усилий в реализации поведения;

воспитание уверенности в себе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Анализ ситуации.

- Будь осторожна! – сказала как-то большая рыбка маленькой. – Вот это крючок! Не трогай его! Не хватай!

- Почему? – спросила маленькая рыбка.

- По двум причинам, - ответила большая рыбка. – Начнём с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.

- Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?

- А вторая причина в том – объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!

Обсуждение.

В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?

Может ли человек оказаться в подобной ситуации?

Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые предметы, пробовать незнакомые продукты?

2. Беседа по теме.

Существуют одурманивающие средства, попробовав которые, человек попадает в очень серьёзное опасное положение. Эти вещества называются наркотиками. От наркотической зависимости очень тяжело избавиться, вылечиться. То, кто распространяет наркотики, совершает преступление.

Вопросы детей.

3. Практическая работа.

Я никогда не буду принимать наркотики!

Какой вред приносят наркотики?

Из-за чего начинают принимать наркотики?

4. «Моё свободное время».

Чем можно заменить вредные привычки?

Назовите свои любимые интересные дела.

III . Итог занятия.

Наркотики опасны для моего здоровья.

ТЕМА: Важный разговор: алкоголь.

ЦЕЛЬ: способствовать личностному росту подростков.

ЗАДАЧИ : ориентация подростков на здоровый образ жизни;

воспитание твёрдости и решительности характера.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Коллективное рисование «У нас дома праздник».

Как вы думаете, какие напитки пьют гости?

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Зачем пьют алкогольные напитки?

Что такое алкоголь?

Алкоголь – вещество, которое содержится в спиртных напитках.

Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?

Какое чувство вызывают у вас пьющие люди?

2. Рассказ воспитателя о вреде алкоголя.

Организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его всё больше. Возникает болезнь – алкоголизм. Алкоголь – средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудного. У ребёнка негативные изменения происходят через 3-4 года.

3. Оздоровительная минутка.

4. Выбери правильный ответ.

    Спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь

    Спасибо, у меня тренировка

    Спасибо, но я вынужден уйти, меня ждут дома

    Спасибо, с удовольствием попробую

Свои примеры отказа от алкоголя.

III . Итог занятия.

«Дерево решений».

Вывешен плакат. Решение: «Я никогда не буду пить!»

Дети рисуют и раскрашивают выбранную половину дерева.

Вывод: Каждый - хозяин своей жизни и здоровья. Как каждый из вас решит, так и будет.

ТЕМА: Что такое агрессия?

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном самоизменении.

ЗАДАЧИ: помощь подросткам в осознании негативности агрессивного поведения;

коррекция мышления через развитие навыка анализа;

создание условий для воспитания доброжелательной личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мой друг».

II . Основная часть.

1. Задание «Мои положительные и отрицательные качества».

Записать негативные и позитивные личностные качества.

Какие из качеств относятся к агрессивным?

2. Работа по теме.

Агрессия – поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Иногда проявлять агрессию это нормально. В каких случаях?

3. Покажи агрессивного человека.

Мимически показать агрессивного человека.

Привлекательны ли вы в таком состоянии?

4. Ассоциация слов агрессия и улыбка .

В чём вы видите отличие?

5. Работа над ситуациями.

Как поступить?

На перемене Лёва обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня…

На уроке Лена постоянно залезала локтями на парту Светы. И тогда Света…

Петя рассказал Саше свой секрет. Но Саша передал его другим ребятам. И тогда Петя….

III . Итог занятия. Как я обычно реагирую на агрессивное поведение?

ТЕМА: Как справиться с упрямством.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в личностном росте.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать последствия своего поведения;

коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыка самоконтроля;

создание условий для воспитания послушания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. «Портрет».

Составить коллективный портрет ученика, которым все довольны.

    Чистит зубы

    Слушает взрослых

    Учит уроки

    Сидит спокойно

    Разговаривает вежливо

Затем перед словами ставится не .

Как выглядит непослушный, упрямый ученик?

2. Закончи предложение.

Упрямство мешает, когда…

Упрямство помогает, когда…

Вывод. Можно быть упрямым, если не вредит другим.

3 «Корзинка непослушания».

Вспомнить случаи упрямства.

«Копилка слов»: не хочу, не буду, не так, нет, никогда.

В чём различие между упрямством и агрессией?

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом «Упрямые ослики».

Придумать своё окончание. Инсценирование.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Как справиться с упрямством?

ТЕМА: Говорите правильно.

ЦЕЛЬ: формировать потребность в самоизменении.

ЗАДАЧИ: развитие навыка речевого этикета;

коррекция мышления через развитие основных видов восприятия;

воспитание качеств вежливого человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Волшебный стул».

Сидящий на стуле теряет все плохие качества.

II . Основная часть.

1. Задание.

Расскажите о своих друзьях таким тоном, чтобы было понятие, что они вам нравятся, вы заботитесь о них и любите с ними играть.

2. Беседа по теме.

В каких ситуациях мы говорим громко, а в каких тихо?

Как надо разговаривать в кино, театре? А на улице?

Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?

3. Работа со скороговорками.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

4. Объяснить смысл пословиц.

За твоим языком не поспешишь босиком.

Пищит как цыплёнок.

5. Оздоровительная минутка «Гора».

6. Работа с текстом.

Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своём велосипеде. Глаза вытаращил, а ноги – в разные стороны. Как каракатица! Ну как тут не засмеяться! Я и начал хохотать. Или как-то играл с Вовкой в футбол, а он раз – и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слёз. И так всё время.

Как-то раз я сказал отцу: « Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!» «Да? – удивился отец. – А сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит какому-то мальчишке про тебя: «Егор осёл! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!» Вот так-то!

Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:

- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?

- Над кем?

- Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.

Обсуждение.

Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я знаю, как нужно разговаривать…

ТЕМА: Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

ЦЕЛЬ: формирование позитивных взаимоотношений со взрослыми и детьми.

ЗАДАЧИ: расширение представлений подростков об общении;

воспитание доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Игра «Буква».

Участники становятся в затылок друг друга. Воспитатель выводит букву на спине последнего. Он в свою очередь должен угадать букву и «нарисовать» её на спине впереди стоящего.

II . Основная часть.

1. Игра «Ассоциации».

Называть любые слова, приходящие на ум в ответ на слово класс.

2. Упражнение «Групповая оценка».

Раздаются листки со списком класса. Дети отмечают по 2 положительных качества у одноклассников.

Выбор трёх качеств, повторяющихся чаще всего.

3. Упражнение «Сказочники».

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети 6а класса…

Продолжить, добавляя по предложению от каждого.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я считаю…

Я думаю…

ТЕМА: Умею ли я проявлять уважение к людям?

ЦЕЛЬ: создание условий для развития положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: формирование умения проявлять уважение к людям;

коррекция личностной сферы через стимулирование нравственно-ценных мотивов поведения;

воспитание добрых чувств к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра «Комплимент».

II . Основная часть.

1. Обсуждение надписи на доске Настоящий человек относится с уважением к окружающим.

2. Упражнение «Я уважаю (имя) за его (качество личности).

3. Задание «Подумай».

Бывает ли так, что человека не за что уважать?

Вывод. У каждого человека есть «светлая» сторона, и соответствующие качества, за которые его можно уважать.

4. Оздоровительная минутка.

5. Работа с текстом.

В одном лесу среди цветов и душистых трав жила юная и удивительно красивая бабочка Марго. Она была робкой и воспитанной. Весь день она порхала с цветка на цветок, лакомясь нектаром, и танцевала.

И вот один раз пчёлка Галя, собирая нектар в свой улей, сказала Марго, что нехорошо целыми днями только танцевать, надо обязательно заниматься чем-то полезным. Марго решила по совету пчелы собирать нектар. Но быстро устала, перепачкала свои прекрасные крылья и загрустила.

В следующий раз кузнечик Кузя посоветовал бабочке научиться высоко-высоко прыгать. На что червячок. Предложил Марго научиться рыхлить землю. Насекомые стали спорить, что должна уметь делать бабочка. И вскоре пришли к выводу, что Марго самое бесполезное существо на земле.

Марго тихонечко заплакала. Оглянувшись, она заметила, что солнце уже зашло за горизонт, и вокруг стало темно и страшно. Тяжело вздохнув, она полетела домой. И вдруг она увидела миллионы ярко переливающихся огней, повисших на травинках, а вокруг странные звуки. Марго присмотрелась. Чем больше она прислушивалась, тем ей больше нравился этот звук. Подойдя совсем близко, бабочка увидела, что огоньки – это жучки!

- Вы кто? – спросила у них Марго.

- Мы – сверчки. Ты очень красивая. Но почему ты не спишь?

Марго рассказала им всё. Сверчки успокоили Марго. Они сказали ей, что у каждого своё предназначение и Марго, когда вырастет, сама решит, чем ей заниматься.

Марго добралась до дома и заснула. Ей больше не было грустно.

Обсуждение.

Что значит уметь проявлять уважение к другим?

Кто из насекомых проявил уважение к бабочке? Как это помогло ей?

Приведите примеры ситуаций, когда вы проявляли уважение к другим и этим помогли им?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я умею проявлять уважение к людям, потому что….

ТЕМА: Умею ли я вести себя в обществе?

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: расширение знаний подростков о правилах поведения в обществе;

коррекция межличностных отношений через моделирование нужных форм поведения;

воспитание доброжелательности и общительности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Я рад встрече».

II . Основная часть.

1. Анализ текста.

Пете не нравились уроки «вежливости», которые он часто получал от мамы и в школе. Почему-то не хотелось им следовать.

Однажды Петя вышел в школьный двор, сел на лавочку и задумался. Вдруг на край скамейки села маленькая фея и позвала Петю с собой. В какой-то момент они оказались в странном городе, где было мало света, много мусора и бегали невысокие длиннорукие люди. К Пете подошёл мальчик, и сказал: «Пошли со мной в гости к приятелям». «Спасибо», - ответил Петя. Мальчик рассмеялся: «В нашем городе не говорят спасибо». Они вошли в большую грязную комнату. За столом сидели дети и ели кашу с черносливом прямо руками. Косточки бросали на пол. «Здравствуйте», - поприветствовал их Петя. Никто не ответил. «Мы не знаем такого слова», - сказал мальчик. Дети за столом мешали друг другу, толкаясь локтями, хватали со стола конфеты, пирожные и складывали их в карманы.

Пете стало грустно. Он захотел домой. Следовать советам длиннорукого мальчика не хотелось. Внезапно появилась фея, и Петя вновь оказался дома.

Обсуждение.

Перечислите известные вам правила поведения в обществе.

2. Беседа по теме.

Словарная работа. Значение слова общество.

Назвать известные общественные места.

Почему следует соблюдать правила поведения в обществе?

3. Вспоминаем правила поведения.

    На улице, в транспорте, в кино, в школе.

4. Оздоровительная минутка.

5. Игра «Правильный ответ».

Во время поездки на автобусе можно:

Громко разговаривать, петь песни, требовать себе место, вставать ногами на сиденье, уступать место старшим, ставить на сиденье грязные вещи.

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я соблюдаю правила поведения, потому что…

ТЕМА: К чему приводит грубость.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию социального интеллекта.

ЗАДАЧИ: демонстрация подростку последствий неправильных реакций и поступков в общении;

коррекция личностной сферы через развитие навыка самоконтроля;

привитие доброжелательности и дружелюбия.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Найди лишнее слово.

Дружелюбный, весёлый, доброжелательный.

Грубый, драчливый, ленивый.

2. Беседа по теме.

Как выглядит агрессивный человек?

Какие слова чаще всего употребляет грубый человек?

В каких ситуациях вы были грубыми?

Как вы себя чувствуете после такого?

3. Мини дискуссия.

Грубым быть плохо…

Грубым быть хорошо…

4. Оздоровительная минутка.

5. Разыгрывание ситуаций.

Как можно исправить ситуацию?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Я бываю грубым, и это мне мешает….

ТЕМА: Просто ли помириться?

ЦЕЛЬ: создание условий для положительных взаимоотношений.

ЗАДАЧИ: знакомство детей с возможными способами разрешения конфликтов;

коррекция межличностных отношений через расширение поведенческого диапазона;

воспитание дружелюбия и доброжелательности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Психоэмоциональный настрой: игра-приветствие «Ты мне нравишься».

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Какие чувства возникают в начале конфликта? А по его окончанию?

Все ли люди одинаково ведут себя во время конфликта? Почему?

Можно ли предвидеть конфликт? Поясните.

2. Угадай ссорящихся.

Загадывают двух человек, которые будут ссориться. Водящих отгадывает конфликтующих.

3. Анализ ситуации.

Учительница Вера Антоновна сделала Вале несправедливое замечание.

Мама лишила Валю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.

Матвей подговорил ребят обстрелять Валю на прогулке из трубочек.

Варианты развития.

4. Работа с текстом.

Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. «О, вчера снег был светло-синий, а сегодня розовый», - радовался он.

Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком. У него теперь не было времени разговаривать со снегом. Человек стал носить тёмные очки. Через них снег всегда казался коричневым.

Но однажды машина сломалась, и он пошёл пешком. Его внимание привлекла женщина, копающаяся в мусорном баке. «Надо дать ей денег», - подумал человек и полез в карман за бумажником. Но его не оказалось. Тогда он снял очки и протянул их женщине. Сняв очки, он зашатался от удивления: вокруг лежал розовый, зелёный, синий снег. Он искрился, и, казалось, пел.

- Я не буду больше носить очки. Я хочу видеть, так как умею.

А вокруг лежал разноцветный снег, и разноцветными улыбками были раскрашены лица людей.

Обсуждение.

Почему человек перестал пользоваться своим даром?

Что помогло ему вновь стать самим собой?

Почему важно быть таким, какой ты есть?

III . Итог занятия.

Рефлексия. Просто ли помириться?

ТЕМА: Привычки и вкусы поколений.

ЦЕЛЬ: формирование интереса и уважения к людям Земли, их деятельности, культуре и быту.

ЗАДАЧИ: познакомить с понятиями предок, потомок, поколение;

коррекция личностной сферы через развитие нравственно значимых качеств (уважение, толерантность);

воспитание толерантного отношения к людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I . Орг. момент.

Кроссворд с ключевым словом поколение.

Словарная работа со словами предки, поколение .

II . Основная часть.

1. Беседа по теме.

Цветущий луг. Тропинки и дорожки.

Осинки. Старый дом и тишина.

Ну, разве что-то может быть дороже,

Чем ты, моя родная сторона?

Что вы знаете об истории родного края?

Чем занимались наши предки?

Семья – это муж и жена, дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, привычки и традиции.

2. Словарная работа.

Род ина, род ители, род ственники, род ные.

Очень часто познания о собственном происхождении обрывочны. Это беда.

3. Работа по теме.

Подумай «Неуважение к предкам – явный путь к безнравственности » Пушкин.

Словарь безнравственность.

Почему важно знать свои корни?

4. Оздоровительная минутка.

5. Это надо знать.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний предшественник роду.

Семейные реликвии – семейные фотографии и старинные вещи рода.

III . Итог занятия.

Человеку важно знать свои корни . Как вы понимаете эти слова?