Апрельское восстание (1876). Апрельское восстание – героизм обреченных Память, отражение в культуре и искусстве

Предпосылки восстания

Во второй половине 19 века на болгарских землях в составе Османской империи то и дело вспыхивали стихийные бунты, во главе которых обычно стояли представители молодой болгарской интеллигенции. А в составе заговорщиков - крестьяне, ремесленники и редко, представители мелкой буржуазии – нового класса, который только начал зарождаться среди болгарского населения.

Дополнительно в то время Османская империя испытывала и внешнеполитические трудности и в целом ее роль на международной арене весьма ослабла.

При создавшейся благоприятной внутренней и международной обстановке, группа молодых болгарских революционеров в конце ноября 1875 года создает в румынском городе Гюргево так называемый Гюргевский революционный комитет. Комитет принимает решение о немедленной подготовке общего восстания в Болгарии весной 1876 года.

В каждом округе – свой апостол

Для большей оперативности революционный комитет делит болгарскую территорию на четыре революционных округа: I. - Тырновский, II. - Сливенский, III. - Врачанский и IV. - Пловдивский с центром в Панагюриште.

Для руководства округами были избраны так называемые "Апостолы свободы" с помощниками. Апостолом свободы Тырновского округа, с центром Горна Оряховица, был избран Стефан Стамболов, в Сливенском округе - Илия Драго­стинов. Апостолом свободы Врачанского округа стал Стефан Заимов, а в Пловдивском округе апостолом сначала был избран П. Волов, однако, в ходе подготовки восстания его сменил Георги Бенковский, выдвинувшийся благодаря организационным способностям.

Главной задачей апостолов свободы становится активизация в болгарских городах и селах уже имеющихся революционных комитетов, создание новых, а также руководство подготовкой к восстанию и последующими боевыми действиями. Поначалу восстание было назначено на промежуток между 18 и 23 апреля 1876 года. Позже деятели отдельных округов решили объявить восстание 1 мая.

Перед окончательным выступлением, для последней проверки готовности, каждый округ был обязан созвать представителей революционных ко­митетов своего района на общее собрание.

Подготовка

В январе 1876 года апостолы свободы и их помощники начинают перебираться в Болгарию. Под их руководством местные революционные ячейки активно занимаются пропагандой среди населения идеи восстания, запасаются продовольствием, оружием, организуют связь, обсуждают планы и тактику будущего выступления и даже создают тайную полицию для выявления предателей.

Наиболее активная работа ведется в Тырновском и Пловдивском округах, что объясняет активность восстания именно в этих районах. Только в этих округах прошли окончательные собрания для проверки готовности к восстанию. На этих собраниях не обошлось и без обсуждения вопроса распределения полномочий, поскольку некоторые делегаты считали, что у апостолов свободы слишком много власти.

Впрочем, большинством голосов были подтверждены полномочия апостолов подни­мать восстание, назначать воевод, руководить военными действиями и т.п. На собраниях также был определен центр будущего восстания - город Панагюрище, где должен был проводить свои заседания военный совет.

Предательство и фальстарт

Разумеется, действия представителей революционных комитетов привлекли внимание турецкой полиции. Да еще и в среде революционеров оказались предатели. Так или иначе, но турецкие власти узнали о предстоящем восстании и приняли превентивные меры.

Когда турки попытались арестовать в Копривштице руководителей местного революционного комитета, те, руководимые Тодором Каблешковым , напали и перебили турецких полицейских. После чего был только один выход – объявить о восстании.

20 апреля 1876 года Тодор Каблешков посылает деятелям в Панагюриште и в другие революционные ячейки так называемое "кровавое письмо" – записку, написанную кровью убитого турецкого полицейско­го. Этим письмом все болгары призывались к восстанию.

Жестокий разгром

Первые пару дней после объявления восстания революционеры беспрепятственно захватывают села и небольшие городки. В них новая болгарская власть объявляет себя "Временным пра ­вительством" или "Военным советом", в состав которого входят члены революционных комитетов. В основном это происходит в Тырновском и Пловдивском районах.

Во всех селениях, захваченных повстанцами, проводятся торжественные ритуалы, колокольные звоны, церковные богослужения. 22 апреля в Панагюриште торжественно освящается повстанческое знамя с девизом "Свобода или смерть!", вышитое местной учительницей Райной Георгиевой Футековой . Освобожденные территории постепенно распространяются к северо-западу, западу и юго-западу от Панагюриште, охватывают ряд сел, рас­положенных к югу от Пазарджика и на северо-востоке от Пловдива .

Турецкая власть принимает срочные меры для подавления восстания. Объявлена полная мобилизация магометанского населения в Южной Болгарии, перебрасываются дополнительные войсковые части из Малой Азии . Уже 23 апреля башибузукские отряды дают бой повстанцам около села Стрелча. Еще через три дня армия Тосун бея захватывает Клисуру и сжигает город. Затем 30 апреля захвачено Панагюриште, где уничтожается все оставшееся в городе население.


Особенно страшным было так называемое "Баташко клане", когда в селе Батак турки вырезали все население, более 3 тысяч человек, мужчин, женщин и детей. А всего в ходе подавления восстания было убито более 30 тыс. болгар.

Последним событием Апрельского восстания была высадка 17 мая близ села Козлодуй на Дунае сформированного в Румынии отряда, под командованием Христо Ботева. Однако, к моменту высадки отряда Ботева, восстание уже было подавлено по всей стране.

Не получив поддержки со стороны запуганного турецкими властями населения, отряд Ботева дошел до города Враца , и в горах близ города был уничтожен. Сам Христо Ботев погиб в результате смертельного ранения.


Значение Апрельского восстания

Несмотря на поражение, Апрельское восстание оказало огромное влияние на судьбу Болгарии. Жестокая резня, учиненная в самом сердце "просвещенной Европы ", вызвала возмущение европейской передовой общественности и взрыв негодования в России , считавшей болгар православными братьями.

При этом, начиная восстание, его инициаторы и участники мало рассчитывали на победу. Цанко Дюстаб, один из активистов революционного движения, так обращался к повстанцам: "Хлопцы. . ., мы должны. . . поднять на восстание как можно больше сел и как можно больше удер­жать созданное положение. Только в этом наше спасение, только таким образом мы привлечем внимание Европы, а без Европы мы ничего не сможем сделать.. . . Этим восстанием мы не сможем освободить Бол­гарию. В этом я убежден. Но мы привлечем внимание и дадим возможность России поднять шум."

Один из апостолов Апрельского восстания Георгий Бенковский также заявил: "Моя цель уже достигнута! В сердце тирана я вскрыл такую лютую рану, ко­торая никогда не заживет, а Россия - пусть она придет!"

Апрельское восстание достигло своей цели –"восточный вопрос" достигает своего наивысшего накала и вводит в действие "стратегический резерв" болгарского национально-освободитель­ного движения - русское военное вмешательство. Через год после Апрельского восстания Россия объявила войну Турции , в результате которой болгарский народ освободился от османского рабства и получил возможность строить свое государство.


Тема участия черкесов в подавлении антитурецкого Апрельского восстания 1876 г. в Болгарии остаётся, к сожалению, малоизученной. Однако прежде чем переходить к освещению этого вопроса, следует сказать, чем в истории болгар было восстание 1876 г.

Апрельское восстание - осевое событие в истории болгарского народа, история которого делится на «до» и «после» восстания. Данное восстание носило национально-освободительный характер, и привело, в конечном итоге, к постепенному падению 500-летнего османского владычества над болгарами. Этому событию болгарские писатели посвящали свои произведения как сразу же после него, так и в течение многих лет после его завершения.

Руководители Апрельского восстания - национальные герои Болгарии (Васил Левски, Георги Бенковски, Христо Ботев и др.). В болгарской истории они известны как «апостолы свободы». Им посвящено множество книг, в их честь названы сотни улиц и даже горные вершины (гора Ботев - высочайших пик на Балканах). Всё, что связано с Апрельским восстанием - свято для каждого болгарина.

О восстании писали не только его рядовые участники, но и сами «апостолы свободы». Книги эти имеются практически в каждой болгарской семье. Особенно многочисленно литературное наследие Христо Ботева. Он писал не только об общем положении болгар в период восстания, но и поэтические произведения и прозу, а также касался частностей, например, участия черкесов в подавлении национально-освободительного движения болгарского народа в XIX в.

«Одно из самых больших несчастий, которое поразило наш народ, которое его убивает и экономически, и политически - это черкесы, которые в последние несколько лет наводнили… наше отечество… Разбойничье турецкое правительство приняла хищных сынов Кавказа, и дало им такую свободу, которой они не имели даже во времена своей независимости в Азии», - пишет Х. Ботев в статье «Черкесы в Турции» (1).

Согласно болгарским источникам, количество черкесов, переселившихся в Болгарию после Крымской войны 1863-1856 гг., достигало двухсот тысяч. Турки использовали черкесов в качестве вспомогательных отрядов для подавления выступлений болгар, в ответ давая им почти полную свободу действий в отношении местного населения.

Х. Ботев изображает черкесов как исключительно жестоких и высокомерных воинов («…может ли быть что-то более унизительное, варварское и бесчеловечное, чем насмешка над человеческим трудом и жизнью, которые терпит болгарин от… переселения этих жадных воров и кровопийц?»), влагая в их уста следующие слова, адресованные болгарину: «…воровство, грабежи и убийства увеличат твои муки…, и ты никогда не перестанешь быть рабом…»

Эпитеты, которыми Х. Ботев наделяет черкесов, предельно эмоционально окрашены, т.к. он был либо непосредственным участником соответствующих стычек, либо получал сведения о них из первых рук («кавказские звери», «убийцы» с «азиатской презрительной ухмылкой тирана»). Бросает он упрёк и европейским правозащитникам той эпохи: «И это всё реформы в глазах Европы!», подразумевая благосклонное отношение европейцев к туркам, несмотря на жестокости, чинимые теми в Болгарии. Как известно, в XIX в., в эпоху Танзимата, Османская империя взялась за проведение социальных реформ, в т.ч., в Болгарии, облегчив, в некоторой степени, быт покорённых народов. Европейцы, по геополитическим соображениям поддерживая Константинополь в его противостоянии с Россией, преподносили Османскую империю как якобы ставшее на путь реформ цивилизованное государство, и потому горести болгар оставались не услышанными.

В своей статье Х. Ботев приводит выдержки из «репортажа из Оряхово»:

«Черкесы! Ах, Боже мой, как горько! Уже и днём человек не смеет отойти далеко… Эти злодеи бесчестят невест и женщин, убивают невинность молодых девчат…» Далее Х. Ботев приводит перечень населённых пунктов, подвергшихся черкесским набегам - Тырновско, Бурувин, Мадан, Соколаре.

В Букевице молодую женщину черкесы исполосовали ножами за сопротивление при попытке её изнасилования. В Липнице, близ Оряхово, при попытке похищения девушки та ранила одного из черкесов мотыгой. Разъярённые налётчики обесчестили болгарку и отрезали ей косы в знак презрения, обрушившись на находившихся рядом односельчан девушки с ножами и ружьями.

В Кремени черкесы убили 5 чел., ограбили 3 дома. В Мряморене изнасиловали и обрили наголо молодую девушку. В Рашково убили 3 торговцев. В Пештени убили 1 чел. Всего же за 2 месяца в окрестностях Оряхово черкесами убито 30 чел. (1).

В статье «Бой между черкесами и болгарами» Х. Ботев пишет о том, что с появлением черкесов в Болгарии «нет числа грабежам и убийствам» (2). В с. Койнаре черкесы напали на помаков и болгар. В ответ болгары и помаки затеяли с черкесами перестрелку. Бой длился до самого вечера, и был таким напряжённым, что турецкая администрация вынуждена была послать жандармов для наведения порядка. Жандармы арестовали нескольких черкесов, чтобы доставить их для судебного разбирательства в Рущук, но по пути отпустили задержанных (2).

Х. Ботев не дожил до освобождения Болгарии от османского ига. Он был убит из засады, и существует три версии его убийства: Ботев пал от турецкой пули; Ботев пал от рук своих же; Ботева убили черкесы. Последнюю версию озвучил учёный-«ботевед», проф. Йоно Митев, автор книги «Кто убил Ботева?»: «…великий Ботев был убит из засады черкесскими предводителями Джумбулетом и Мустафето. Кто сделал фатальный выстрел, неизвестно… Они были вооружены американскими (sic! - ред.) ружьями «Винчестер», которые поражали насмерть с расстояния в 1200 м! Отметим на всякий случай, что позже Мустафето носил куртку Ботева» (3).

Й. Митев утверждает, что Джумбулат и Мустафето отрубили уже мёртвому Ботеву голову, и «на следующий день выставили её на площади во Враце» (3).
Активный участник Апрельского восстания Захарий Стоянов оставил богатое литературное наследие, в т.ч. знаменитые «Записки о болгарских восстаниях», где некоторые рассказы посвящены черкесской тематике. В документальной повести «Восстание в Перуштице» З. Стоянов отмечает, что на село Перуштица, расположенное вблизи от Пловдива, один из лидеров повстанцев, Георги Бенковски, возлагал большие надежды. Село было чисто болгарским, его жители отличались активной патриотической позицией, за что турецкие власти обрушили на жителей невиданные репрессии, вплоть до массовых казней, в которых участвовали и черкесы: «Картина была самой душераздирающей. Там белобородый старец падал в ноги хищному башибузуку, моля о пощаде…молодая мать бросалась на окровавленный нож, чтобы оставили в живых милого её ребёнка, но бесчеловечная чалма, под которой виднелся человеческий образ, рубила и матерей, и детей…» (4)

Далее З. Стоянов описывает, как дети хватались за лезвия ятаганов, и отрезанные пальчики падали на землю, как мать воздела руки к небу в отчаянной молитве, но ей отрубили обе руки. Башибузуки подожгли село, и уцелевшим болгарам угрожала смерть если не от пули и ятагана, то от огня. Местные жители взялись за оружие, и турки с черкесами вынуждены были отойти, чтобы расположиться лагерем у околиц Перуштицы. Опасаясь снова штурмовать село, командир турецкого отряда сообщил в Пловдив, что в Перуштице засели крупные силы русских и сербов, и запросил подкрепление. Подкрепление прибыло, разгорелся жестокий бой.

Болгары искали спасения во дворе церкви св. Атанаса, но черкесские стрелки, взобравшись на деревья, расстреливали их и там. В отчаянии перуштинцы послали к османам парламентёром старую женщину, но её убили. Затем были убиты ещё три парламентёра. З. Стоянов приводит их имена (Митя Попов, Рангел Харчиев, Стамен Кармов), указывая, что их, уже мёртвых, секли ятаганами.

Из церкви св. Атанаса сельчане бросились в церковь св. Архангела, но и она была ненадёжным приютом. В дыму и гари внутри окружённой церкви от удушья умирали женщины и дети. Автор сравнивает эту церковь с гробницей, и приводит описание коллективного самоубийства, когда болгары сначала застрелили своих жён и детей, чтобы спасти их от мук, а затем покончили с собой. Турки, войдя в церковь, тут же принялись рыскать по карманам убитых. Одна из лежавших на полу женщин подняла голову, но подскочивший черкес снёс ей голову саблей.

Эпитеты, которыми З. Стоянов награждает черкесов и турок, по эмоциональной нагрузке равны словам Х. Ботева - «человекообразные звери», и приводит количество жертв в Перуштице - 248 чел.

В статье «Подавление восстания» З. Стоянов описывает подавление выступления болгар в Панагюриште (5). Черкесы и башибузуки подожгли село с четырёх сторон, а спасавшихся жителей рубили саблями. Как и Х. Ботев, З. Стоянов упрекает за равнодушие к болгарским страданиям «любителей прав человека» (Англию и Францию), и пишет, что «панагюрцы дали Апрельскому восстанию 600-650 мучеников, но не павших в сражениях мужчин, а убиенных в своих домах безоружных женщин и детей… Панагюрцы обессмертили свой город!»

На помощь панагюрцам Г. Бенковским был послан отряд восставших болгар, но прибыли они слишком поздно. Как непосредственный участник событий, З. Стоянов делится впечатлениями: «Я видел своими глазами, как от голода умирал трёхлетний ребёнок…возле своей раненной матери!» (5). Подозревать автора в русофильстве, и потому, в заранее предубеждённом отношении к черкесам не приходится, т.к. З. Стоянов был представителем антироссийского крыла среди восставших.

Историю участия черкесов в подавлении Апрельского восстания болгарские авторы освещали и позднее. В 1940-х из печати выходит книга первого болгарского социолога и философа Ивана Хаджийского «Моральная карта Болгарии». Объездив практически всю страну, И. Хаджийский составляет социологическую карту Болгарии, описывает нравы и народную психологию болгар. Касаясь рассказов своих респондентов о черкесах и Апрельском восстании, И. Хаджийский указывает, что «это разбойничье население в союзе с низшей турецкой администрацией… занимается ежедневным и поголовным грабежом сельского населения и путешествующих… торговцев». Доведённые этим до отчаяния, болгары поднимаются на борьбу против турок (6). И. Хаджийский, ни много ни мало, считает черкесские грабежи, и равнодушие к участи болгар местной администрации одной из причин Апрельского восстания! К революционному движению присоединились даже зажиточные слои населения (чорбаджии), которые стремились уберечь своё имущество от черкесов, и видели только один путь - освобождение от турецкой власти, неспособной обеспечить безопасность своих подданных. Автор приводит вопрос, который он задавал своим респондентам в ходе соцопросов: «Подняли бы вы восстание, если бы не было черкесских грабежей?» Ответ всегда был один: «Никогда» (7).

Не привыкшие к земледелию, прибывшие в Болгарию черкесы вселялись в дома болгар, и принимались вместо труда за разбой: «Началась эра черкесских грабежей. Засновали по беззащитным болгарским полям… загорелые на солнце фигуры черкесских разбойников. Запищали дети у матерей». И. Хаджийский ссылается также на слова З. Стоянова, что «как пришли черкесы, крестьяне не знают, что принадлежит им, а что - черкесам».

Замирали торговые маршруты, а на обочинах то и дело находили трупы опрометчивых торговцев, решивших рискнуть жизнью, и отправиться на базар или ярмарку. Черкесы забирали всё - одежду, скот, продукты, деньги. Особенной ценностью были традиционные болгарские белые «навуща». Как только болгарин видел вдали черкеса, сразу же снимал и прятал «науща», т.к. иначе получал пулю. Вечером женщины боялись покидать дома. Чтобы уберечь скот от черкесов, его загоняли прямо в дом, на нижний этаж, а вход заваливали брёвнами. Крестьяне вынуждены были ходить группами, чтобы хоть как-то защищаться от черкесских разбойников, особенно, если нужно было идти через лес: «Можете себе представить, в каком душевном состоянии покидали село крестьяне, подвергаясь ежедневным грабежам, с какими чувствами ложились и вставали, с какими мыслями шли в поле на работу… И только этот ужас, эта ежечасная тревога издёргала нервы этим кротким и незлобивым людям…, которые от ужаса перед жизнью пошли на борьбу и смертельный риск».

И. Хаджийский перечисляет сёла, восставшие именно по причине черкесских грабежей - Бяла Черква, Мусина, Михалцы. «До прихода черкесов никто и не помышлял о восстании. Но как они появились… жизнь стала невыносима», - цитирует автор слова одного из респондентов. Там, где черкесов не было, не было и восстаний. В Самоводене и Хотнице, где черкесских грабежей не случалось, несмотря на созданные там революционные комитеты, восстание так и не подняли (7).

И. Хаджийский выявил закономерность: чем больше слоёв населения страдало от черкесских набегов в том или ином селе, тем большее количество революционеров это село давало. И, напротив, никакая нехватка земли, никакие налоги и никакая бедность не приводили к восстанию, если село не знало, что такое черкесские набеги. Напомню, И. Хаджийский рассматривал черкесский фактор, как один из основных в цепочке других, приведших к Апрельскому восстанию.

Таким образом, черкесские мухаджиры принесли в Болгарию привычный им социально-бытовой уклад, не вписывающийся в традиционный социальный ландшафт этой страны. Данный факт опровергает утверждения о том, что черкесы до мухаджирства вели спокойный образ жизни, и только перипетии Кавказской войны вынудили их прибегнуть к набеговой тактике. Если бы это было так, черкесские грабежи болгарского населения не имели бы массового характера, и не устоялись, как традиционная форма жизненного уклада черкесских мухаджиров. Не выдерживает критики и тезис о том, что главной причиной жестокости к болгарам было русофильство последних, поскольку из болгарских письменных источников известно, что жертвами черкесских набегов становились не только болгары, но и влахи, помаки (исламизированные болгары) и даже турки.

1) «Черкезите в Турция» («Знаме», г. 1, брой 21, 6 юли, 1875 г.). Очевидно, под «Азией» имеется в виду Северо-Западный Кавказ - Прим. ред.
2) «Бой между черкези и българи» («Знаме», г. 1 брой 25, 27 август 1875 г.)
3) «Ботев не бил убит от своите, твърди историк-ботевед» (вестник «анализи», 13 юни 1994 г.)
4) Захари Стоянов «Из «Записки по българските въстания» (Том 3, гл. 8, София, 1979 г.)
5) Захари Стоянов «Из «Записки по българските въстания» (Том 3, гл. 5, София, 1979 г.)
6) Иван Хаджийский «Исторически корени на нашите демократически традиции» («Моральната карта на България», София, 2008)
7) Иван Хаджийский «Психология на Априлското въстание» («Моральната карта на България», София, 2008)

Ускоренное непредвиденными обстоятельствами (на собрании проник предатель, выдавший планы и сроки предстоящего выступления турецким властям), восстание началось ранее намеченного срока, а именного 20 апреля 1876 г. В этот день власти предприняли попытку арестовать руководителей восстания в г. Копривштице. Повстанцы оказали отпор турецким властям и разослали письма в другие населенные пункты Болгарии с призывом подняться на восстание. В тот же день восстали города Клисура и Панагюриште в Четвертом революционном округе. Повстанцы образовали Временное правительство. Один из апостолов - Г.Бенковский должен был известить о начавшемся восстании села этого округа. 22 апреля в Панагюриште торжественно освятили знамя повстанцев. Восстание, распространяясь на запад от Панагюриште, охватывало все новые и новые районы. На его подавление были брошены турецкие войска. Почти невооруженным повстанцам противостояла регулярная армия.. 26 апреля под ударами карателей пал город Клисура, а 30 апреля - центр восстания - Панагюриште. В начале мая турки захватили Копвриштицу и начали наступление на селение Батак. В Батаке болгары заплатили страшную цену: было уничтожено почти три тысячи его мирных жителей. Долго и героически сопротивлялись жители Перуштицы. После захвата города часть населения укрылась в местной церкви, где все собравшиеся погибли.

В других революционных округах события не были столь интенсивны. На события в Четвертом округе откликнулись в Тырновском (Первом округе). Там был сформирован отряд повстанцев, который однако был быстро разгромлен карателями в районе Старой Планины. Около недели сражались крестьяне сел в районе г. Габрово. В Сливенском (Втором округе) отряды повстанцев были быстро рассеяны наступающими турецкими войсками. Во Врачанском округе (Третьем) восстание поднять не удалось.

Завершающим аккордом восстания стало формирование отряда Христо Ботева. 17 мая 1876 г. ок. 200 повстанцев во главе с Ботевым, овладев австрийским пароходом, переплыли Дунай и высадились на его болгарском берегу у села Козлодуй. С целью извещения мировой общественности о миссии четников была разослана соответствующая информация в ряд зарубежных газет. Четники отправились вглубь страны, но 20 мая были разгромлены превосходящими турецкими силами. В бою погиб и предводитель отряда Христо Ботев. В июне 1876 г. восстание против османского режима было подавлено силами карателей.

Причины поражения восставших - очевидны: османской армии с ее современным вооружением противостояли почти безоружные мирные жители. Однако военное поражение восстания стало его политической победой - на защиту болгарского народа встало общественное мнение цивилизованного мира, содрогнувшегося от чудовищных злодеяний турецкой власти, уничтожившей при подавлении восстания свыше 30 тысяч мирных жителей. Карателями были сожжены сотни населенных пунктов. Мировую прессу заполнили материалы о турецких зверствах в Болгарии. По инициативе России была создана Международная анкетная комиссия, целью которой стало обследование пострадавших районов Болгарии. Общественность всех славянских стран откликнулась на болгарские события. Видные представители русской интеллигенции - Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Д.И.Менделеев и др. выступили в защиту болгарского народа. Во Франции выступил В.Гюго. “Болгарский вопрос” приобретал важнейшее значение в сложном комплексе проблем, рожденных всем Восточным кризисом.

национально-освободительное и антифеодальное восстание в Болгарии 18 апреля-23 мая 1876. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом (См. Болгарский революционный центральный комитет), находившимся в Джурджу (Румыния), и революционными комитетами в Болгарии. Началось ранее намеченного (на 1-е мая 1876) срока, ввиду возникшей из-за предательства опасности ареста руководителей. Наибольший размах получило в южной Болгарии, где главными центрами восстания, во главе которого стояли Т. Каблешков, Г. Бенковский и др., были города Панагюриште, Копривштица, села Батак, Перуштица. Однако плохо вооруженные отряды повстанцев были разгромлены турецкими войсками и башибузуками. В других частях страны восстание свелось к разрозненным действиям небольших отрядов, которые также были разгромлены. Последним событием А. в. была высадка 17 мая близ д. Козлодуй сформированного в Румынии отряда (четы) Х. Ботева. Отряд дошёл до г. Враца и близ него был уничтожен турецкими властями. В ходе А. в. крупная болгарская буржуазия заняла враждебную ему позицию. О роли других общественных групп в современной исторической науке существуют 2 точки зрения. Одни историки (А. Бурмов, Х. Гандев, Д. Косев и др.) считают А. в. кульминационным моментом крест. движения, руководство которым принадлежало интеллигенции. По мнению др. (С. А. Никитин, Н. Тодоров), движущей силой А. в. были крестьяне и ремесленники, руководство же принадлежало представителям мелкой и средней буржуазии и интеллигенции. Несмотря на поражение, А. в. поколебало турецкое феодальное господство в Болгарии, а жестокое подавление А. в. способствовало обострению международного положения и явилось одним из поводов к русско-турецкой войне 1877-78, в результате которой Болгария была освобождена от турецкого господства.

Лит.: Никитин С. А., Революционная борьба в Болгарии в 1875-1876 гг. и Апрельское восстание, в сборнике: Освобождение Болгарии от турецкого ига, М., 1953; Страшимиров Д., История на Априлското въстание, т. 1-3, Пловдив, 1907; Гандев Х., Априлското въстание, С., 1956; Априлското въстание 1876-1966. Доклади и изказвания на юбилейната науч. сесия в София, С., 1966; Априлско въстание 1876. Препоръчителна библиография..., С., 1966.

С. А. Никитин.

  • - был заключен между Японией и Кореей 26 февр. на о. Канхва...
  • - России, Австро-Венгрии, Германии и присоединившихся к ним Франции и Италии турецкому правительству в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине...

    Дипломатический словарь

  • - предъявлен турецкому правительству Австро-Венгрией, Россией и Германией, а также присоединившимися к ним Францией, Италией и Англией в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине...

    Дипломатический словарь

  • - меморандум, адресованный тур. пр-ву в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине; принят 13 мая 1876 в Берлине на совещании представителей России, Австро-Венгрии и Германии, поддержан пр-вами Франции и Италии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - вступила в силу 30 июня 1876. Принята учредит. кортесами, созванными в марте 1876, после восстановления монархии, свергнутой в ходе Испанской революции 1868-74. Явилась выражением политич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня во время свидания Александра II и А. М. Горчакова с Францем Иосифом и Д. Андраши в замке Рейхштадт...

    Советская историческая энциклопедия

  • - строитель Улейминского монаст. Москов. еп.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...
  • - строитель Улейминского монаст. Москов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - восстание против немецко-фашистских оккупантов и их итальянских фашистских приспешников, завершающий этап национально-освободительной войны итальянского народа 1943-45...
  • - первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге...

    Большая Советская энциклопедия

  • - был заключён между Японией и Кореей 26 февраля на острове Канхва. К. д. открывал для японской торговли корейский порт Пусан, а через 20 мес. - Вонсан и Инчхон...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кокандское восстание 1873‒1876, восстание на территории Кокандского ханства. Началось как антифеодальное движение кочевников-киргизов, вызванное увеличением налогов и податей кокандским ханом Худояром...

    Большая Советская энциклопедия

  • - восстание на территории Кокандского ханства. Началось как антифеодальное движение кочевников-киргизов, вызванное увеличением налогов и податей кокандским ханом Худояром...

    Большая Советская энциклопедия

  • - секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1876 - крупнейшее выступление болгарского народа против турецкого ига. Подготовлено Болгарским революционным центральным комитетом. Наибольший размах получило в южной части Болгарии...
  • - 1945 - всенародное вооруженное восстание в Сев. Италии против немецко-фашистских оккупантов и их итальянских приспешников; завершило освобождение Италии от фашизма. 25 апреля - в Италии национальный праздник...

    Большой энциклопедический словарь

"Апрельское восстание 1876" в книгах

1876 г.

Из книги Путешествия на берег Маклая автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

1876 г. Июнь. Прибыл 27 июня на маленькой шхуне под английским флагом по имени «Sea Bird». Заметил значительное изменение физиономий высоких вершин гор.Туземцы были очень обрадованы, но нисколько не изумлены моему приезду, будучи вполне уверены, что я сдержу слово{88}. Когда я

1876 год

Из книги Дневник автора Башкирцева Мария Константиновна

АПРЕЛЬСКОЕ УТРО

Из книги автора

АПРЕЛЬСКОЕ УТРО лауреата Ленинской премииВ каком бы высоком звании - научном или служебном - ни был человек по профессии врач, он всегда остается врачом. Конечно, при условии, если это настоящий врач и настоящий человек.Путь исследователя и экспериментатора Илизаров

1876

Из книги Хронологическая канва жизни и деятельности Г. И. Успенского автора Успенский Глеб Иванович

1876 15 января. В журнале «Вперед» в Лондоне напечатан очерк Успенского «Шила в мешке не утаишь».Апрель. В «Отечественных записках» печатаются «Книжка чеков» и «Неплательщики»; в «Русских ведомостях» - очерки «Из памятной книжки. II. Люди среднего образа мыслей».Конец

Апрельское

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Апрельское Сорт выведен на Россошанской опытной станции садоводства М. М. Ульянищевым от скрещивания сортов Мекинтош и Россошанское Полосатое. Проходит государственное и производственное испытание на юге Центрального региона и севере Ростовской области.Дерево с

1876

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон