Причины кризиса подросткового возраста. Переходный возраст и кризис у подростков — советы психолога

Подростковый кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов в жизни человека, а именно время между детством и взрослой жизнью. Но давайте не будем бояться этого слова. Слово «кризис» греческое, означает решение, поворотный пункт, исход. Возрастные кризисы это не нарушение и не болезнь, а именно поворотный пункт в развитии человека. Они связаны с переходом от одного этапа жизни к другому. Они завершают один период и помогают адаптироваться к следующему.

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ .
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, .
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит . Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них — кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.

Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.

Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:

  • Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
  • Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы . Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
  • Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:

  • Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
  • Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.

Важно помнить, что чаще всего в поведении тинейджеров проявляются обе эти направленности. Наш подросший малыш будет с пеной у рта доказывать, что он прав, что ему хорошо и «не трогайте меня вообще». Но на самом деле в этот момент ему будет больше всего хотеться, чтобы вы подошли и обняли его, защитили, как в детстве.

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям . Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

  • Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых . Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
  • Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
  • Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, . Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
  • Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
  • Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на , нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, . Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти. Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами. Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

  • Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много . Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
  • Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
  • Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
  • Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
  • Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов. Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
  • Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
  • Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.

Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.

Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему. Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.

Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:

  • особенности физического и умственного развития;
  • умение общаться в группе себе равных;
  • отношение с родителями.

Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.

Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.

Доклад состоялся в рамках

Подростковый период жизни человека является одним из самых амбивалентных периодов развития. Именно в этом возрасте наблюдается сочетание дерзкого, агрессивного поведения подростка и его внутренней ранимости; слепого эгоизма и психологической зависимости. Подростки отличаются тем, что слепо верят и повинуются своему лидеру, кумиру и, при этом, обесценивают опыт взрослых и противостоят попыткам привнести в их дихотомичный черно-белый мир оттенки других цветов. Подростки всегда готовы к бунту. Стэнли Холл, прародитель понятия «подростковый кризис» и отец психологии переходного возраста выделил эту стадию как стадию невероятных противоречий и назвал её этапом «бури и натиска».

Основной задачей данного периода взросления является формирование эгоидентичности, собственного образа «Я». Подросток в этот период познает себя через общение, через осмысление своих поступков и действий. И самое главное – через противостояние. Именно в этом противостоянии, если ребёнок найдёт в себе смелость и силу, то он почувствует себя равным тому, на кого он хочет быть похожим, с кем он идентифицирует себя. В этом процессе заключены как разрушительная, так и созидательная составляющие кризиса подростничества.

Этот возраст можно определить двумя понятиями: амбивалентность и маргинальность. Их противоречивость и обобщенная позиция в обществе добавляют тревоги и непонимания в определении самости.

Анна Фрейд говорила о том, что быть нормальным в период отрочества является ненормальным. Однако именно в подростковом возрасте наблюдается манифестация различных заболеваний, в том числе и психических. Поэтому, особую значимость в изучении эмоциональных проявлений в данном периоде уделяется дифференциальной диагностике психического развития ребёнка.

Нейрофизиологические детерминанты, такие как: усиленная работа эндокринных желез, гипоталамо-гипофизарный дисбаланс, нестабильное взаимодействие корково-подкорковых связей, приводят к многочисленным изменениям в работе всех функциональных систем организма подростка.

Приведём пример: со стороны сердечно-сосудистой системы: размер сердца увеличивается непропорционально размеру сосудов сердца и создаёт высокий объём кровотока. Вследствие чего наблюдаются флюктуации артериального давления, головокружения, носовые кровотечения. Со стороны костно-мышечной системы: костная ткань опережает в росте мышечную ткань. В результате наблюдаются ночные болевые ощущения в ногах, нарушения координации движений. Со стороны дыхательной системы: ткань бронхов опережает в росте лёгочную ткань, что может вызывать прерывистое дыхание, приводящее к «нехватке» воздуха. При гипоталамо-гипофизарной дисфункции повышается секреция серотонина, одного из основных нейромедиаторов, обеспечивающего тонусное, приподнятое настроение. В этот же период снижается уровень гормона мелатонина, который регулирует суточные ритмы и влияет на процессы засыпания и сна. Колебания выработки данных веществ, приводят к скачкообразному, разбалансированному состоянию детей подросткового возраста. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребёнок «вспыхивает» как спичка и не может справиться с возбуждением.

Подкорковые структуры, выполняющие энергетическую функцию в работе головного мозга (в их составе гипоталамус) и влияющие на тонус коры, находятся в функциональной депривации и не обеспечивают должного рабочего состояния фронтальным зонам мозга. Лобная кора (фронтальные зоны) выполняет регулятивную роль в поведении человека. Поэтому при нестабильной работе энергетического блока мозга наблюдается неспособность сконцентрироваться на задаче, оттормозить возбуждение, и поведение ребенка может быть резким и агрессивным. И данные изменения являются функционально-нормативными в период кризиса (10 – 16 лет). Но подростки и родители мало знают об этих изменениях. Подобным состояниям приписывается болезненный характер и вызывает тревогу, как у детей, так и их родителей.

Поэтому очень важно с профилактической целью организовывать открытые лекции и др. формы общения, в которых рассматриваются анатомо-физиологические особенности подростков.

Чтобы отличить «нормальные» характеристики возрастного кризиса от патологических форм необходимо тесно сотрудничать с ребенком и его семьёй.

Уделить внимание следующим составляющим:
1. Состав семьи и особенности состояния внурисемейной системы.
2. Личностный статус:

  • способность идти на контакт;
  • общий фон настроения;
  • эмоциональные реакции на успех – неуспех;
  • критичность и самокритичность;
  • целеустремленность;
  • адекватность эмоциональных реакций на различные жизненные ситуации;
  • адаптивность, способность менять модели поведения в соответствии с изменениями ситуаций;
  • перенесенные соматические заболевания;
  • область интересов;
  • планы на будущее.

3. Социальный статус:

  • отношения со сверстниками;
  • особенности выбора компаний;
  • отношения с родителями;
  • изоляция, отсутствие друзей;
  • отношения с учителями.

4. Наличие хронических заболеваний и особенностей развития.

А.М. Прихожан выделила следующие критерии, отличающие нормальные характеристики от психопатологических


Безусловно, прерогативой дифференциальной диагностики состояний ребенка-подростка, находящегося в пубертатном кризисе, является заключение врачей: психиатров и неврологов. Однако учителя и специалисты, работающие с детьми данного возраста, могут помочь скоординировать родителей и детей в выборе направления помощи. Более того, общение с подростками является одновременно индикатором состояния детей и способом помощи в этом сложном кризисном периоде.

Франсуаза Дольто, относившаяся с теплотой и пониманием к этому нежному, но взрывоопасному возрасту, писала о том, что о подростках говорят много, но с ними не говорят.

Думаю, что в наше время, о подростках уже и говорят мало. Если и говорят, то с позиции девиантологии. Ещё меньше говорят о том, как помочь им противостоять, выстоять и двигаться дальше.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4., М.: Педагогика, 1984.-433 с.
2. Дубынин В.А. Регуляторные системы организма. М.: 2003.- 368 с.
3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
4. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. М.:1997. – 526 с.
5. Лебединская К.С., Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М., 1988. С. 153-158.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. – 130 с.

На чтение 6 мин.

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.
Возрастные кризисы – определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.


Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой. Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.


Общение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.


Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» – противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет. У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко. Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.

Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться.

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.


Кризис независимости – проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.


Признак кризиса – отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.


Кризис зависимости – признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы: Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.


Основа проблем подростков – притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.


Советы родителям как пережить подростковый кризис
  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления человека. В этот период ребенок преодолевает ту неуловимую грань между детством и зрелостью, которая в корне ломает его мировоззрение. Насколько благополучно произойдет судьбоносный переход, зависит от особенностей подростка и позиции ближайшего окружения.

В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что суицид занимает третье место среди причин подростковой смертности, уступая место лишь ДТП и инфекционным заболеваниям.

Задача родителей - разобраться в причинах происходящих метаморфоз, деликатно объяснить их ребенку, вместе с ним преодолеть нелегкую пору возмужания с наименьшими потерями.

Подростковый возраст начинается с 12 и продолжается до 17-18 лет. Специалисты отмечают, что сложность возрастного периода заключается в комбинации множества физиологических и психологических факторов. Разобраться в их хитросплетениях подчас по силу только опытному детскому психологу. Огромное преимущество близких людей - безусловная любовь и неподдельное желание помочь своему чаду.

Физиологические основы кризиса у подростков

С 12 лет в физиологии человека происходит серьезнейшая гормональная перестройка. Организм запускает на полные обороты три эндокринные фабрики: гипофиз, надпочечники, щитовидную железу. Они начинают вырабатывать большое количество андрогенов и гормонов роста. Роль вилочковой железы, наоборот, постепенно снижается.

Гормональные бури, присущие подростковому кризису, сопровождаются яркими внешними проявлениями. Среди них:

1. Интенсивный рост. Стремительный рост отмечается у мальчиков в 13-15 лет, у девочек - двумя годами ранее. При этом изменение пропорций тела происходит неравномерно. Телесные диспропорции выражаются неуклюжестью, угловатостью, порождают неудовлетворенность собственной внешностью, застенчивость.

2. Половое созревание. Особенности пубертатного периода зависят от национальности, климатических условий, наследственности. У девочек пубертат начинается в 12-13 лет, у мальчиков - в 13-15, заканчивается к 18 и 20 годам соответственно.

Помимо конституционных изменений, половое созревание сопровождается проявлением интереса к противоположному полу. Тайные фантазии и инстинктивные желания, безусловно, сказываются на поведении ребенка.

3. Эмоциональная нестабильность. Полярная смена настроения имеет физиологические корни. Для подростков характерны скачки нервного и мышечного тонуса, утомления и возбуждения, периодов подавленности и эйфории. Родителям следует запастись самообладанием: незначительный повод, невзначай брошенное слово могут привести к сильному раздражению или агрессии.

Психологические мотивы кризиса подросткового возраста

Специалисты выделяют две вероятные кризисные модели:

1. «Кризис независимости».

Характерные проявления:

  • негативный настрой;
  • чрезмерное упрямство;
  • грубость;
  • непризнание авторитетов;
  • ограничение личного пространства;
  • замкнутость, скрытность.

2. «Кризис зависимости».

Отличительные особенности поведения:

  • внушаемость;
  • подчиненность окружению;
  • неумение принимать самостоятельные решения;
  • покладистость;
  • стремление слиться с толпой;
  • инфантильность.

Протекание кризиса подросткового возраста в зависимой форме представляется родителям благоприятным вариантом. Они рады, что удалось сохранить доверие, контроль над ребенком. Позитивен ли такой вариант для становления личности подростка?

Эволюционная суть взросления - обретение самостоятельности, независимой жизненной позиции. Настает болезненный, но необходимый момент: птенцы «встают на крыло» и покидают ставшее тесным гнездо. Родителям следует осознать, что ранее зависимый от них малыш уже не нуждается в постоянной опеке.

Подросток вырабатывает зрелую позицию, собственное мировоззрение. Оно не обязательно соответствует родительским представлениям об идеале. Вряд ли «вечный ребенок» станет успешным в жизни, поэтому «кризис независимости» хоть и труднее преодолевается, но гораздо продуктивнее.

Изменение жизненных ценностей

Мы подошли к главному - сути происходящего явления. Проблема заключается не в том, что ребенок переживает трудный кризис, а в том, насколько позитивен будет его итог. Сможет ли он адаптироваться к новым непростым реалиям взрослой жизни? Помимо обретения независимости, о гармоничном развитии личности свидетельствуют некоторые моменты.

Развитие внутреннего мира

До 12-13 лет интерес ребенка направлен на познание внешнего мира. Он с неподдельным интересом изучает незнакомые явления, пробует все на зуб, обжигается, учится на ошибках. В подростковом возрасте количество познаний переходит в новое качество: сформировавшаяся личность исследует свою истинную суть.

Направление поиска меняется на противоположное: от внешнего созерцания к внутреннему самопознанию. Подростки склонны к рефлексии, переживания и эмоции обретают для них самоценность.

Критическое мышление

Умом подростка завладевает жесткая логика, требующая однозначного ответа. Окружающий мир становится биполярным: в нем правит правда или ложь, дружба или ненависть, плюс или минус. Такие чеховские понятия, как «плохой хороший человек», непонятны подростку.

Юношеский максимализм вынуждает «навсегда» ссориться со сверстниками и родителями, испытывать глубокое разочарование из-за пустяковых по взрослым меркам проблем. Сложная палитра человеческих взаимоотношений настолько парадоксальна, что не укладывается в понятную дилемму добра и зла.

Необходимость близкого окружения

Друзья приобретают для подростка большую значимость, нежели семья. Их мнение возносится на недосягаемую высоту, преодолеть которую родители не в силах. Молодые люди начинают обретать опыт построения личных отношений.

Возникают первые влюбленности, которые чаще всего бывают безответными. Подросткам нравятся взрослые юноши и девушки, но они редко воспринимают такие привязанности всерьез. У впечатлительных особ личные неудачи вызывают глубокие страдания и депрессию.

Характерные проявления подросткового кризиса

Суммируем особенности подростков:

  • Критичное отношение к внешности.
  • Образование групп по интересам.
  • Обостренный интерес к сексуальным темам.
  • Нарушение «табу»: первый опыт употребления алкоголя, курения.
  • Ревностное соблюдение личной дистанции.
  • Резкость, категоричность оценок.
  • Чувствительность и ранимость, скрываемые под маской показного равнодушия.

1. Пересмотрите отношение.

Ситуация изменилась. Перед вами уже не бывший послушный ребенок, не способный принимать решения, но и не взрослый человек, готовый к самостоятельной жизни. Ваша позиция должна измениться соответственно. Постарайтесь придерживаться серединного пути между тотальным надзором и подростковой анархией.

Взрослеющему ребенку необходима свобода, но контролируемая. Как бы он ни гордился независимостью, инстинктивно он нуждается в воспитании, разумном руководстве. Будьте лояльнее, терпеливее, учтите, что у ребенка появляется

2. Проявляйте искреннюю заинтересованность.

К сожалению, занятые родители ограничивают интерес общей ежевечерней фразой: «Что в школе?» Дети отвечают на такую заботу адекватной формальностью. Резкие слова «не лезь в мою жизнь» скрывают искреннюю потребность во взаимопонимании, признании значимости своих интересов.

Почаще интересуйтесь, чем «дышит» ребенок. Если его заботы окажутся несерьезными, не называйте их ерундой. Переживания, характерные для подросткового кризиса, кажутся наивными только умудренному опытом взрослому. Обесценивая идеалы тинейджера, вы лишаете смысла все его существование. Он нуждается совершенно в другом: добром совете и надежной поддержке.

3. Найдите точки соприкосновения.

Постарайтесь увлечь ребенка полезным хобби, ходите на экскурсии, выставки, занимайтесь вместе спортом. Для девочек и мам продуктивные сферы - рукоделие, кулинария, мода. Для мальчиков и пап - автомобили, техника, рыбалка. Совместный поход в кино или театр, поездка в книжный магазин позволит многое узнать о пристрастиях, внутреннем мире тинейджера.

4. Деликатно объясните ребенку причины происходящего.

Выберите для доверительного разговора оптимальный момент. Например, спустя некоторое время после глупой ссоры, когда эмоции улеглись, но воспоминание о случившейся размолвке еще свежо. Избегайте обвинительных оценок. Постарайтесь беседовать в позитивном ключе, проявляя участие.

Расскажите о процессах, происходящих в растущем организме, как они отражаются на настроении. Подростку полезно узнать о физиологической подоплеке нервных срывов. Если преподнести эту информацию объективно, он почувствует желание помочь.

5. Контролируйте близкое окружение.

Постарайтесь собрать сведения о друзьях сына или дочки. Если вы обнаружите нежелательные связи, например, способные затянуть в дурную компанию, пристрастить к алкоголю или наркотикам попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь авторитарно запретить общаться с дурными знакомыми. Это может спровоцировать конфликт и скрытность.

6. Не навязывайтесь.

Некоторым подросткам требуется уединение, не нарушайте его против воли. Дайте ему возможность побыть одному, чтобы осмыслить новый поток ощущений и перемен. Тинейджеры трепетно относятся к личным вещам и обстановке. Не выбрасывайте и не меняйте что-либо в комнате без согласования с ее обитателем.

7. Личный пример.

Не забывайте, что ваши советы будут восприняты достойно, если вы подтвердите их личным авторитетом. Дети чувствительны к лицемерию. Ложная проповедь о моральных ценностях, основанная на книжных истинах, вряд ли возымеет у них успех.

Несмотря на чуткое отношение родителей, встречаются ситуации, когда кризис у подростка превращается в серьезную проблему. Он становится бунтарем и бросается во все тяжкие: уходит из дома, не хочет учиться, пробует алкоголь и наркотики. В таких случаях правильное действие - не медлить и обратиться за профессиональной помощью психолога. Грамотный специалист поможет ребенку пережить переходное время без опасных осложнений.

Мне нравится 2

Похожие посты

Родители наслышаны о подростковом возрасте немало, поэтому, когда ребёнок приближается к опасному порогу, стараются максимально к нему подготовиться. Особенно ярко и импульсивно проявляет себя кризис 13 лет, когда начинаются разговоры на повышенных тонах, хлопанье дверями, гулянки до полуночи в непонятных компаниях и прочие проблемы.

Как себя вести в конфликтных ситуациях, не наломать дров и не навредить неокрепшей детской психике? Помогут советы психологов, для выполнения которых сверхъестественных сил не понадобится.

Причины

Почему максимальная точка кипения подросткового кризиса наступает именно в 13 лет?

Развитие самосознания

В подростковом возрасте самосознание совершенствуется и заставляет ребёнка предъявлять повышенные требования как к себе, так и к окружающим людям. Однако нередко они невыполнимы. С одной стороны, это приводит к формированию внутренних комплексов, так как дети оказываются ещё не готовыми принимать на себя ответственность за совершаемые поступки. С другой, ухудшаются отношения с родными, близкими, друзьями.

Родительский (учительский) контроль

Считая себя взрослым, 13-летний подросток хочет больше свободы. Ему кажется, что он справится с трудностями без посторонней помощи, что может принимать верные решения. Но практический навык ещё не отработан, опыта нет. Поэтому, когда со стороны родителей (учителей) поступают какие-то запреты, ребёнок их демонстративно нарушает, но при этом оказывается в смешной или опасной ситуации. Взрослые злятся из-за открытого сопротивления и стараются доказать детям, что они ещё маленькие, чем обижают их и только обостряют кризис.

Желание самоутвердиться

В 13 лет, как ни в какой другой возраст, ребёнка охватывает настоящая жажда самоутверждения. Он хочет выделяться на фоне остальных во всех микроколлективах: в классе, в семье, в секции, в кругу друзей, даже в общественном транспорте. Появляется стремление к лжеидеалам, подгонка под них своего уже частично сформировавшегося характера. Когда в итоге ничего не получается, начинается самокритика, самобичевание и самоуничижение. В 13 лет они принимают катастрофические обороты: недовольные своей внешностью, учёбой, достижениями, подростки нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Половое созревание

Пубертатный период влечёт за собой полную трансформацию тела. Это приводит к изменению (чаще всего она понижается), формированию внутренних комплексов. Наблюдаются первые несмелые попытки установить контакты с представителями противоположного пола. Неудача в этих делах (несчастная любовь, расставания) приводит к психотравме и суицидам. На поведение подростка сильное влияние оказывает нестабильный гормональный фон. Именно из-за него они становятся эмоционально неуравновешенными.

Признаки


У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.

Отношения с окружающими:

  • конфликтность;
  • противопоставление себя всем остальным;
  • враждебность;
  • в приоритете - общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
  • увлечённость виртуальным общением;
  • стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
  • доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.

Поведение:

  • эмоциональная неуравновешенность;
  • частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • недовольство, раздражение, угрюмость.

Внутреннее состояние:

  • повышенный уровень тревожности, беспокойство;
  • неуверенность в себе;
  • внутренние комплексы;
  • повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
  • перестройка системы ценностей;
  • мысли о суициде;
  • внутриличностные конфликты;
  • интенсивное развитие саморефлексии;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • ведение личного дневника.

Когнитивные способности:

  • развитие абстрактно-логического мышления;
  • механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
  • увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
  • снижение учебных показателей;
  • смена хобби и увлечений.

Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.

Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних - потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).

Сроки


Кризис 13 лет - название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться . Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.


10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь - тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное - уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей - всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, - именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».