Презентация на тему сложноподчиненные предложения. Закрепить пунктуационные знания и умения

Cлайд 1

Cлайд 2

Сложноподчиненное предложение - - Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную. - Такое сложное предложение, части которого соединяются союзами и союзными словами.

Cлайд 3

1.Определите и выпишите предложение, которое является сложноподчиненным. 1.Я шел вдоль ручейка,а он все звонче журчал и журчал. 2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки. 3.В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. 4.Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном.

Cлайд 5

2.Определите, какая часть в данном сложноподчиненном предложении является главной, а какая –придаточной. Что образование и построение языка –процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой, и историей культуры. а)первая часть главная, вторая придаточная. б)вторая часть главная, а первая придаточная. в)придаточная часть находится внутри главной. г)нельзя выбрать главную и придаточную часть в предложении.

Cлайд 6

Cлайд 7

4.Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения

Cлайд 8

. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли делать нечего.

Cлайд 9

Проверьте! Николай и не заметил, что стало светать.(Придаточное изъяснительное). Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.(придаточное цели). Установилась теплая, солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав, тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).

Cлайд 10

6. Спишите, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Определите, какое предложение является «лишним». 1)(Не)смотря на то что был гололед, автобусы вышли на линию. 2)(Не)смотря на меня он угрюмо шел. 3)Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето было дождливое.

Cлайд 11

2

Cлайд 12

В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. № 1 Определите вид придаточного предложения

Cлайд 13

№ 2 Определите вид придаточного предложения Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

Cлайд 14

№ 3 Определите вид придаточного предложения Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 15

№ 4 Определите вид придаточного предложения Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 16

№ 5 Определите вид придаточного предложения Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Cлайд 17

№6 Определите вид придаточного предложения И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 18

№7 Определите вид придаточного предложения Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 19

№ 8 Определите вид придаточного предложения Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 20

№ 9 Определите вид придаточного предложения Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Cлайд 21

№ 10 Определите вид придаточного предложения Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 22

№ 11 Определите вид придаточного предложения На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед собой дорогу. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

Cлайд 23

№ 12 Определите вид придаточного предложения Мне кажется, что я не покидал России. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.

Cлайд 24

№ 13 Определите вид придаточного предложения Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

Cлайд 25

№ 14 Определите вид придаточного предложения В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Cлайд 26

№ 15 Определите вид придаточного предложения Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.
  • Схема СПП.
  • Пример СПП.
  • Основные группы СПП по их значению + примеры.

Виды связи в них.

  • Знаки при сложном союзе.
  • Знаки в сложных предложениях.
  • Упражнения

Схема СПП.

[ главное ] ,(придаточ).

[ …, (хотя), … ].

( Несмотря на то что…), .


Пример СПП.

  • В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.


СПП с придаточным определительным.

  • Вопрос: какой?
  • Указательные слова: такой, той, тот, те, та, то.
  • Союзы(союз.слова): который, куда, шде, что, откуда.

  • Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным.

  • Вопросы: вопросы косвенных падежей.
  • Указательные слова: того, тем, то, о том и др.
  • Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

  • Говорили, будто его видели в городе.


Образа действия и степени.

  • Вопросы: как, каким образом, в какой степени.
  • Указательные слова: так, на столько, такой.
  • Союзы: как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

  • Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

  • Вопросы: где, куда, откуда.
  • Указательные слова: туда, там, откуда.
  • Союзы:г де, куда, откуда.

  • Медведь остановился там, где только что стоял лось.

  • Вопросы: когда, как долго, с каких пор, до каких пор.
  • Указательные слова: тогда, то.
  • Союзы: когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  • Вопросы: при каком условии.
  • Указат.слова: то,(-).
  • Союзы: если, когда, раз.

  • Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

  • Вопросы: почему,так как и др.
  • Указат.слова: потому, от того.
  • Союзы: потому что, так как, ибо.

  • Пишу открытку, потому что нет бумаги.

  • Вопросы: зачем, с какой целью.
  • Указат.слова: так, затем.
  • Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

  • Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения.

  • Вопрос: как.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

  • Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

  • Вопрос: -.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

  • Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия.

  • Вопрос: вследствие чего.
  • Указат.слова: -.
  • Союз: так что.

  • Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные.

  • Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами: что, почему, отчего.
  • СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

  • В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
  • Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными.

Виды связи в них.


Три вида подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Параллельное подчинение
  • Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Схема: , (), ()


  • Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение

Схема:(), , ()


  • Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение

Схема: , (), ().


  • И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.


Схема: , (если), (если), (как), (как).


  • Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова.

  • Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным.
  • Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните:

  • Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится.
  • Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию.

Который – союзное слово.

1)Союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения, нельзя задать вопрос.2)Союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении, можно задать вопрос.


Знаки при сложном союзе:

Что, если

Что если, то

Что, когда

Что когда, то

Так что, хотя

Так что, то


Сравните:

  • Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
  • Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях.

  • Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

II случай.

  • Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


  • Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
  • На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Придаточные определительные.


  • Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь.
  • Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.

Придаточные изъяснительные


  • Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
  • Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

Образа действия и степени


  • Куда река пошла там и русло будет.
  • На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
  • Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

  • Пока не взошло солнце дышать было легко.
  • В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
  • Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

  • Когда труд удовольствие жизнь хороша.
  • Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
  • Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться.

Условные


  • Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.
  • Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
  • Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.

  • Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей.
  • Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.

  • Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
  • Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.

Сравнения


  • Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят.
  • Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.

  • Стало так темно что мы все время сбивались с дороги.
  • Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.

Следствия


Присоединения


  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
  • Схема: , (потому что …), ( союз что…).

Последовательное подчинение


  • Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня.
  • Схема: (союз когда …), , (которых …).

Параллельное подчинение


  • Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.
  • Схема: [ обст. вр., (когда…), (когда…), … ] .

Однородное подчинение


  • Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
  • Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

  • Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.

  • Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  • Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.

  • Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью.
  • Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок по русскому языку в 9 классе. Виды сложноподчинённых предложений.

Цель: организовать учебную деятельность учащихся по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений. Задачи: 1) закрепить умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов сложных предложений; 2)проверить умения определять место придаточной части в составе сложноподчиненного предложения; 3)способствовать формированию интереса к чтению; 4) организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом;

Расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст. 1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. 2 .Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. 3 .Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП).

Проверим Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.(СПП) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. (Простое) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. (ССП)

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: 1) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным

Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом 1.Знаю я, что не цветут там чащи. 2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка. 3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами. 4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой. 5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. 6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле.

Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется…

Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными. 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне

Проверим 1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. (Книги есть отчет о пути, который прошло человечество). 2)Страница книги – огромный экран, отображающий действительность. (Страница книги – огромный экран, который отображает действительность). 3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне. (Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть: знать структурные особенности сложноподчиненных предложений; различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения; уметь правильно ставить знаки препинания.

Домашнее задание. П. упр. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление

Открытый урок в 9 классе...

Данная проверочная работа может быть использована для проверки ЗУН по теме "Виды СПП" или для подготовки учащихся к ГИА, ЕГЭ....

Виды сложноподчинённых предложений

Представлено 5 вариантов по 10 предложений в каждом, которые могут быть использованы в 9 классе при закреплении темы "Виды придаточных предложений". Варианты заданий может придумать каждый, исходя из...

1 из 16

Презентация - Сложноподчинённые предложения

Текст этой презентации

Сложноподчинённые предложения
Теоретические сведения

Строение сложноподчинённых предложений
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения или перед ним:
1. , ().
2. [ ,(), ].
3. (), .

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон. Пример: В полдень из гнезда, которое находилось прямо над крыльцом, вылетел еще один птенец.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Союзы К ним нельзя задать вопрос. Не являются членами предложения. Можно заменить другим союзом или опустить.
Союзные слова К ним можно задать вопрос. Являются членами предложения. Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом.
Придаточные предложения присоединяются к главному союзом или союзным словом:

Союзы союзные слова в сложноподчиненном предложении
Примеры: Ей снится, что она идёт по сказочно красивому мосту. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными можно разделить на три группы: с однородным подчинением; с неоднородным подчинением (параллельным); последовательным подчинением; Иногда в СПП с несколькими придаточными используются комбинации связей (одновременно однородное и последовательное или параллельное и последовательное и т.д.)

Однородное подчинение
Придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части; придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Пример: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
(Пока), (пока), .

Параллельное (неоднородное) подчинение
Придаточные предложения отвечают на разные вопросы; придаточные предложения поясняют разные слова главной части, но могут относиться к одному и тому же слову.
Пример: Когда прогремел гром, гул проник в ущелье, где ехали путники. (Когда), , (где).

Последовательное подчинение
Придаточные предложения располагаются цепочкой. Первое придаточное поясняет главное. Это придаточное предложение 1 степени. Второе придаточное (2 степени) поясняет придаточное 1 степени и т. д.
Пример: Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
, (чтобы), (как).

Запятая ставится: Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то между союзами ставится запятая. ,(что,(если …), …). Например: Я уже подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
Запятая не ставится: Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – то или так. ,(что (если …), то …). Например: Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

Пример: Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки.
Однородное и последовательное подчинение
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны комбинации связей

Виды придаточных предложений
Определитель ные
Изъяснитель ные
Обстоятельст венные
Присоедини тельные
что чтобы как как будто …
который что кто где куда откуда когда …
времени (когда, пока, …) причины (потому что, …) условия (если, …) места (где, куда, …) цели (чтобы, …) образа действия (как, …) сравнения (как, …) уступки (хотя, …) следствия (так что, …) присоединительные (что, …)
что почему отчего

Изъяснительные придаточные
Отвечают на падежные вопросы; относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал(что?), сообщение(о чём?), известен(чем?)), мысли (подумал (о чём?), вспомнил(что? о чём?), мысль(о чём?)) или чувства (обрадовался(чему?), рад(чему?), жаль(чего?))и др.; уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов; соединяются с изъяснительными словами при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза. Пример: Я пришел к тебе с приветом рассказать(что рассказать?), что солнце встало.

Определительные придаточные
Отвечают на вопрос какой?; относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику; соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов – местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где, и др.; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Слово – удивительный дар(какой?), которым обладает человек.
Местоимённо-определительные придаточные Отвечают на вопросы кто именно? что именно? Относятся не к существительным, а местоимениям, которые употребляются в значении существительного. Пример: Кто ищет, тот всегда найдёт.

Обстоятельственные придаточные
Относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действие и др.; имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те вопросы; соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов. Пример: Так я заглядывала в колодец до вечера (до каких пор?), пока не зажглись первые звезды.
Времени
Причины
Условия
Места
Цели
Образа действия и степени
Сравнения
Уступки
Следствия
Различают виды обстоятельственных придаточных:

Присоединительные придаточные
Содержат добавочное сообщение и соединяются с главным предложением союзными словами что, почему, отчего. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, что осложнило ситуацию. Из сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным можно составить сложносочиненное предложение с союзом и. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, и это осложнило ситуацию.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Слайд 1

Составила: учитель русского языка МОУ «СОШ №7» г. Лысьва Кандакова Нина Геннадьевна
Сложноподчинённое предложение

Слайд 2

Сложные предложения (две или несколько основ)
по наличию союза Союзные бессоюзные (БСП) , по значению союза Сложносоч. Сложноподч. ССП СПП ,союз ,(союз)

Слайд 3

Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами. (П/с…), . ,(п/с…). […,(п/с…), ].

Слайд 4

Подчинительные союзы
служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому. Ясно было, (что?) что старика огорчало небрежение Печорина. Подчинительные союзы: что, чтобы, как, словно, будто, если, ибо, потому что, так как, хотя…

Слайд 5

В роли союзных слов выступают:
Относительные местоимения; Наречия;
Кто, что, какой, чей, который, сколько Где, куда, откуда, когда, как, отчего
Умей отличать Союзные слова Подчинительные союзы
1) Падает логическое ударение 2) Можно задать вопрос 3) Являются членом предл. 4) Замена др.(значимым) словом. 5) Нельзя опустить 6) Из придаточной части можно сформулировать вопрос. пр-ие.
1) Произносятся быстро 2) Не отвечают ни на какой вопрос 3) Не являются членом предлож. 4) Замена другим союзом 5) Можно опустить 6) Нельзя сформулировать вопрос. предложение

Слайд 6

Отметьте предложения с союзными словами.
1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. 2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. 3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога. 4. Он не мог сказать, когда вернулся домой. 5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго. 6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято. 7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить. 8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц. 9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.

Слайд 7

УРА! Я МОЛОДЕЦ!

Слайд 8

Придётся подумать ещё!

Слайд 9

Виды придаточных предложений
по значению (задаём вопрос) Определ.(какой?) обстоят.(где? когда? куда?..) изъяснит. (падежн. вопрос)

Слайд 10

Придаточное определительное
Отвечает на вопрос определения (какой?) Относится к существительному, которое находится в главном предложении; Всегда стоит после главного предложения. В деревне, где мы остановились, остались только старики. [ в деревне,(где…), …]. Воздух был полон свежестью, которая бывает только после грозы. [ свежестью…], (которая…).

Слайд 11

Из данных предложений построить СПП с придаточным определительным
Место было поистине очаровательным. Мы приехали сюда. Маша прошла несколько шагов до того места и остановилась. Там тропа огибала высокий косогор.

Слайд 12

Придаточные местоимённо - определительные
Отвечают на вопрос какой? Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного. Каждый, кто молод, встань с нами вместе. [Мест. каждый, (кто…), …] Кто ищет, тот всегда найдёт. (Кто….), [ мест. тот ].

Слайд 13

Придаточные изъяснительные
Отвечают на падежные вопросы; Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч) Недаром говорится, что дело мастера боится. [ гл. ] , (что…) Прикрепляются при помощи 1) союзов что, как, будто, чтобы… Говорили, будто его видели в городе. [ гл. ], (будто…) 2) союзных слов (относ. мест. и наречия); Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ], (кто …) 3) частицы ли. Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ], (ли…..)

Слайд 14

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:
При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения; Мы знаем, что эту работу выполним хорошо. [ гл. ], (что…). Чтобы – косвенные побуждения; Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов. , (чтобы…). Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы. Объясните, в чём состоит ваша просьба. [ гл. ] , (в чём…).

Слайд 15

Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв) «То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)

Слайд 16

Определить вид придаточных предложений
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. 2. Ах! То было и моим, Чем так сладко жить, То, чего, расставшись с ним, Вечно не забыть. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. Художник видит то, чего не видят остальные. 5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Изъяснительное

Слайд 17

Придаточные обстоятельственные
Отвечают на вопросы обстоятельства; Не жаль сил, если они дают такие результаты. , (если…) Присоединяются ко всему главному предложению; Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени) и союзами. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. [ гл + настолько… ], (что…).

Слайд 18


Виды обст.придаточных На какой вопрос отвечают Чем присоединяются Примеры
Образа действия и степени Как? Каким образом? Насколько? В какой степени? Союзные слова: как, сколько, насколько; Союзы: что, словно, будто, чтобы как будто, точно Я оформил всё так, как требовал стандарт. Я оформил всё так хорошо, что заслужил похвалы мастера.

Слайд 19

Виды придаточных обстоятельственных
Места где? куда? откуда? Союзные слова: где, куда, откуда Куда река пошла, там и русло будет
Времени когда? с каких пор? до каких пор? Союзы: когда (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор, пока… Пока не взошло солнце, дышать было легко.

Слайд 20

Виды придаточных обстоятельственных
Условия при каком условии? Союзы: если, (если…то), когда, раз, кабы… Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
Причины почему? Союзы: так как, потому что, оттого что, ибо, вследствие того что… Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
Цели для чего? зачем? с какой целью? Чтобы, для того чтобы, дабы.. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Слайд 21

Виды придаточных обстоятельственных
Сравнения как? Союзы: как, чем, чем – тем, словно, будто, точно, как будто… Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.
Уступки несмотря на что? Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни.. Хотя эксперимент проведён тщательно, результата не было.
Следствия что было следствием? Союзы: так что Дожди размыли дорогу, так что пришлось идти пешком.

Слайд 22

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным
С наступлением холодов работа геологов не прекратилась. На месте впадения реки в озеро растёт новый город. Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась. (Хотя…), . Там, где река впадает в озеро, растёт новый город. [Там, (где…), …].

Слайд 23

Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений.
1. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колёсам и даже тормозил их. 2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. 3. Если дружба велика, будет Родина крепка. 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая вода. 5. Когда утих ветер, море успокоилось.
, (потому что)
, (где)
(Если),
, (чтобы)
(Когда),

Слайд 24

Определите вид придаточного предложения
1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. 2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков. 4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова. 5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? 6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. 8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап. 10.Кто землю лелеет, того земля жалеет.
определ
изъяснит
обстоят.
обстоят.
изъяснит.
определ
обстоят.
изъяснит
обстоят.
мест.- опред.

Слайд 25


Сколько н… тренировался, результаты были низкие. Кто н… приезжал сюда, всем нравилось. Кто н… приезжал сюда, обязательно должен приехать. Кто только сюда н… приезжал! Кто н… знает об этом?

Слайд 26

НЕ и НИ. Отметьте слова, в которых пишется И
6. Как н… меняется жизнь, пословицы не стареют. 7. С вашими способностями как н… учиться! 8. Как н… печально говорить об этом, но надо. 9. Добьюсь своего, чего бы это мне н… стоило. 10.Когда он н… видел море, он вспоминал шум прибоя. 11.Как н… любить море! 12.Сколько н… смотри на море, оно не надоест.
НИ: 1;2;6;8;9;12

Слайд 27

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания
Контрольный диктант. Дуб. Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой ехал опять в ту берёзовую рощу в которой этот старый, к..рявый дуб так стра…о и памятно пор…зил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад; всё было полно т…нисто и густо и молодые ели ра…ыпа…ые по лесу (не)нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми м…л…дыми побегами… Да здесь в этом лесу был этот дуб с которым мы были согласны подумал князь Андрей. Да где он? подумал опять князь Андрей глядя на левую ст..р..ну дороги и сам того (не)зная (не)узнавая его любовался тем дубом которого он искал. Старый дуб весь пр…ображё…ый раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени млел чуть к…лыхаясь в лучах вечернего солнца.(Н..) корявых пальцев (н…) б…лячек (н…) старого (не)доверия и горя (н…)чего (не)было видно. Скозь ж…сткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные м..л…одые лист…я так что верить нельзя было что этот старик произвёл их. Да, это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе…причи…ое, весе…ее чувство радости и обновления.

Слайд 28

Проверим!
Дуб. Уже было начало июня, когда князь Андрей,возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами… « Да, здесь,в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

Слайд 29

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся:
1. СПП с последовательным подчинением (к главному предложению присоединяется цепь придаточных: к главному присоединяется 1 –ое придаточное, 1 -ому придаточному подчинено второе, 2- ому – третье и т.д.) Она сказала, что, если он болен, необходимо лечиться. , (что,(если…),…). 2. СПП с параллельным подчинением (части с разным значением, которые относятся к разным словам в главной части). Когда мы пришли в школу, директор представил нам новых учителей, которые будут работать в этом году. (Когда…), , (которые…). 3. СПП с однородным подчинением (части с одинаковым значением, которые относятся к одному слову в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. Запятые ставим как при однородных членах предложения). Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза? , (как…), (как…)? 4. СПП с комбинированным подчинением (придаточные объединены разными типами подчинения). В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. [ …, (куда…),… ], (так что …), (ли…).

Слайд 30

Отметьте СПП с однородным подчинением (знаки не расставлены)
1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь. 2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы. 4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана. 5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой. 6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать. 8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.

Слайд 31

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены).
1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. 2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его. 3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден. 4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали. 5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех. 6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей. 7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек. 8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.

Слайд 32

Отметьте предложения с пунктуационными ошибками
1.Они добрались до деревни, когда солнце начинало садиться, и небо уже окрасилось в золотисто – красные тона. 2.Он начал рассказывать, где был, и что видел, и как ему удалось спастись. 3.Люди могут быть союзниками в том случае, если взгляды их совпадают, и если ясно, что они собираются делать. 4.В минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю те дни. 5.Лиза понимала, что если она хочет что –то узнать, то надо спешить. 6.По телефону ему ответили, и, хотя голоса он не узнал, но добился главного: получил необходимую информацию. 7.Надо всё же позвонить отцу, и, если тот приедет, Инна с ним осторожно поговорит. 8.Геннадий знал, что если сейчас не помчится в аэропорт, так уже больше никогда не увидит сына. 9.В господский дом Муму не ходила, и когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда выжидала его у крыльца. 10.За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал. 11.Князь Андрей редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. 12.Было уже поздно, и, так как артисты всё ещё не появились, люди начали волноваться