Любовь марка шагала и беллы. Три жены марка шагала


Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Ее родители держали ювелирный магазин и считались довольно состоятельными.Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Девушка училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.


Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант

В 1909 году в гостях у своей подруги Белла познакомилась с молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, бедный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость. А Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал". Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.

Вирджиния сделала для Шагала все, что могла, но Беллу она заменить была не в силах. До последних дней только Беллу обнимал вечно молодой Шагал на своих картинах, и ее лицо было у мадонн на его витражах, и только ее глаза – у кротких коров и озорных коз...

По материалам сайтов Центрального еврейского ресурса и www.marc-chagall.ru

Белла Розенфельд была восьмым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Ее родители держали ювелирный магазин и были довольно состоятельны. Отец был постоянно погружен в тору, сметливая и практичная мать занималась делами торговли. Несмотря на патриархальный уклад жизни семьи Розенфельдов, их взгляды были достаточно широки, чтобы дать Белле возможность получить светское образование. Белла училась в Москве на женских курсах историка В.И. Герье, интересовалась литературой, театром.

Белла Розенфельд — жена Марка Шагала

В 1909 году в гостях у своей подруги Теи Брахман Белла познакомилась с бедным молодым художником Мойшей Сегалом. Задумчивый, постоянно погруженный в живопись, которую он считал делом своей жизни, никем не признанный, у окружающих Мойша вызывал недоумение и жалость.

Белла увидела в нем талант и твердость духа, она поверила в него еще тогда, поверила на всю жизнь. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». 25 июля 1915 года они поженились. Белла стала первой женой и музой Марка Шагала.

Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы) на нас смотрят ее выпуклые черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. («Голубые любовники» 1914г., «Розовые любовники» 1916г., «Серые любовники» 1917г., «Акробатка» 1930г.) Характерный для живописи Шагала мотив полета, воспарения, отрыва от реальности — часто связан с темой любви. Зачастую, любовь на полотнах Шагала — это их совместный с Беллой полет. («День рожденья» 1915г., «Над городом» 1914-1918г.)

Такой характерный для творчества Марка Шагала мотив, как свадьба, наверное, наиболее полно раскрывает отношение художника к своей жене. В творчестве Шагала реальность неизменно слита с миром мистического, поэтому особенное значение для художника имеют архетипические ситуации — смерть, рождение, свадьба.

М.Шагал. «Белла в белых перчатках», 1915 год

Фигура невесты — черноволосой женщины в белом платье — всегда воздушна и невесома, в ее глубоких черных глазах — приобщенность к тайне мироздания. Это образ реализованной женственности, будущей жены и матери. («Свадьба» 1918 г., «Новобрачные на Эйфелевой башне» 1939 г., «Художник над Витебском» 1982 — 1983 г., «Художник и его невеста», 1980г., «Свадебные огни» 1945 г.)

Мифопоэтический образ родного Витебска также был немыслим для Шагала без Беллы. Большую часть жизни художник провел на чужбине, его родной город с течением времени изменился до неузнаваемости. Однако Витебск Шагала существовал не только в его душе, но и в душе Беллы.

«День рождения», 1915 год, Нью-Йорк, Музей современного искусства

«Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».

Белла Шагал

Их общая навеки утерянная родина была их общей заветной тайной, миром их грез. Образ дореволюционного городка в Белоруссии отображен не только в картинах Марка, но и в книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни».

Русский перевод книги сделан не с подлинника, написанного на идиш, а с французского переложения, однако это ничуть не снижает художественной ценности текста. Марк написал к этой книге послесловие и сделал иллюстрации. «Горящие огни» — проникнутое ностальгией, глубоко лиричное произведение. Как и воспоминания Марка Шагала «Моя жизнь», оно помогает глубже прочувствовать живописное творчество великого мастера.

Фактически, внезапная кончина Беллы последовала 2 сентября 1944 года. Её неожиданная смерть стала страшным ударом для Марка Шагала, и его горе - беспредельным.

Будучи замужем за художником более 29 лет, она поддерживала его и в хорошие, и в плохие времена их жизни, деля триумфальные взлёты и ощутимые падения. Она была для Мастера не только женой, но и единственной музой, главной темой и символом любви в его картинах, беспристрастным критиком, существенно влияя на всё его творчество. Она выросла в том мире, откуда он пришёл в искусство, и прекрасно знала его язык, интонации, жесты. Она была его alter ego и матерью их единственной дочери.

Главный редактор Международного Шагаловского ежегодника А. Подлипский писал мне из Витебска: «… Обстоятельства смерти Беллы, причины её кончины, место захоронения никак не отражены в отечественных биографиях художника и даже в переводах с иностранного. Какими фактами, подтверждёнными документами, Вы располагаете?»


Понимая, что поиск кладбища, где могла быть похоронена Белла - в штатах Нью-Йорк или Нью-Джерси - подобен поиску иголки в стогу сена, я посоветовал Подлипскому расспросить об этом её внучек, которые стали приезжать в Витебск на Шагаловские чтения. «Это был мой первый вопрос к ним … они не знают». Я начал разыскивать возможные официальные документы, связанные со смертью Беллы… Каково же было моё изумление, когда уже через 15 минут после заполнения формуляра-запроса в Городской библиотеке Нью-Йорка, что на 5-й авеню в Манхэттене, я получил копию некролога, опубликованного в газете New York Times от 4 сентября 1944 года. Вот его содержание в моём переводе: «Мадам Белла Шагал, жена родившегося в России живописца Марка Шагала, который много лет жил в Париже, умерла в субботу в районе озера Таппер (одно из озёр Клюквенных), Нью-Йорк, где она находилась на отдыхе вместе с мужем. Ей было 48 лет. Мадам Шагал, которая была единственной моделью мужа, и имела огромное влияние на его творчество, окончила несколько дней тому назад свои воспоминания, которые вскоре будут опубликованы. Она была широко известна в артистических кругах Парижа в период между двумя войнами. Она перевела с русского на французский книгу её мужа «Моя жизнь». Витебск, Россия был местом рождения Шагалов. Они поженились в 1915 г., бежали из Парижа в 1940 г., и, пробыв в южной Франции около года, прибыли в Соединенные Штаты под спонсорством Музея Современного Искусства. Квартира Шагалов находится по адресу 4Е 74-я стрит. Кроме мужа, она оставила дочь Иду Рапапорт-Шагал, и сына, Михаила Рапапорт-Шагал». В некрологе была неточность - Михаил приходился Белле зятем. Недоумение вызвал и указанный возраст покойной …48 (?) лет, но об этом - позже.

Через некоторое время, по официальному запросу Шагаловского ежегодника, я получил и копию официального свидетельства о смерти Беллы. Вот его содержание: «Место смерти: штат Нью-Йорк, графство Франклин, город Алтамон, Mercy General Hospital. День рождения: 15 декабря 1895 года. День смерти: 2 сентября 1944 г. Непосредственная причина смерти: диабет. Возраст: 48 лет, 8 месяцев, 17 дней. Продолжительность болезни - 2 года. День похорон: 6 сентября 1944 года».

Ещё несколько документов приведены в книге Б. Харшав:

1.Телеграмма Пьера Матисса, адрессованная широкому кругу друзей и коллег Шагала: «Мадам Шагал умерла в субботу после непродолжительной болезни. Похоронная церемония состоится в среду 6 сентября в 11:30 утра в Молельном доме Риверсайд (76-я стрит и Амстердам Авеню)».

2.Письмо председателя Комитета еврейских писателей, художников и учёных Бен Циона Голдберга, зятя Шолом-Алейхема, писателю Иосифу Опатошу: «Глубокоуважаемый коллега И. Опатошу, на 30-й день со дня смерти Беллы Шагал мы организуем траурный вечер для приблизительно двухсот персон в зале Карнеги Холл, где соберутся и выступят её ближайшие друзья. Вечер состоится 6 октября. Как близкий друг покойной и семьи Шагал, Вы приглашены принять участие в вечере с выступлением на 10–15 минут. Пожалуйста, подтвердите присутствие. С уважением, Б. Ц. Голдберг».

Что же в действительности произошло в те трагические для Шагалов дни конца августа - начала сентября 1944 года? Марк и Белла находятся на отдыхе на северо-западе штата Нью-Йорк в графстве Адирондайк, в районе Клюквенных озёр. Ничто не предвещало столь скорой трагической развязки… Там же им стало известно, что 26 августа Париж освобождён союзниками, и Шагалы решили ускорить возвращение в Нью-Йорк, планируя начать подготовку к отъезду во Францию.

Позднее, в своей книге Виржиния Хаггард, вторая жена Марка, так опишет эти дни, приведя слова Шагала: «Внезапно у Беллы сильно заболело горло. Она попросила меня дать ей горячий чай. На следующий день её так лихорадило, что я отвёз её в госпиталь. В коридоре она увидела много монашек и занервничала … При приёме ей стали задавать обычные вопросы - имя, возраст…, но когда её спросили о религиозной принадлежности, она не стала отвечать и попросила меня отвезти её в гостиницу». Подобную версию Шагал пересказал и Мееру Шапиро, своему другу, добавив: «Как еврейке ей было отказано в приёме, и вскоре она умерла» …

Следует с недоумением признать, что его версия - чистой воды вымысел. Все факты - и документальные, и свидетельства очевидцев, включая собственную дочь Иду, отрицают эти слова Шагала. Ида, узнав о состоянии мамы, предприняла поистине героические усилия, чтобы приобрести пенициллин - единственное, что могло спасти Беллу. В то время это новое чудо-средство было в основном задействовано на фронте. Но с помощью друзей пенициллин всё же был получен, и Ида немедленно выехала в город Алтамон, в госпиталь, где - вопреки версии Шагала - находилась Белла. Сейчас на автомобиле из Нью-Йорка можно туда добраться часов за 5, тогда же Иде понадобилось 12 часов … Поздно! «Когда я прибыла с пенициллином, было слишком поздно, - писала Ида родственникам в Париж 27 марта 1945 года. - Мама была в коме, и в 6 часов вечера она умерла. У мамы была стрептококковая инфекция в горле». Ида считала «антисемитскую» версию Шагала несостоятельной, придуманной им в оправдание той роковой медлительности, с которой он реагировал на ухудшающееся состояние жены. Пьер Матисс помнит отчаянный звонок художника, когда до него дошло, что состояние жены очень серьёзное. Его паника усугублялась незнанием английского. «Что делать!?» - кричал он в трубку. «Немедленно найти врача» - был ответ…

Впервые я увидел, как выглядит памятник на месте погребения Беллы в книге Б. Харшава, и был изрядно озадачен его, мягко говоря, необычной скромностью - небольшая, чуть возвышающаяся над поверхностью плита. Место захоронения - штат Нью-Джерси. Поди разыщи! Был я удивлён и датами, выбитыми на камне: 15–12–1895 - 2–9–1944. Я поделился моими сомнениями с А. Подлипским - витебские исследователи давно разыскали подлинные документы, в которых указана дата рождения Беллы: 2 декабря (по старому стилю), т.е. 14 декабря 1889 года. Не мог Марк Шагал не знать истинного возраста своей жены…

Мне оставалось узнать точное место расположения кладбища, где была похоронена Белла, как выглядит сегодня её мемориал. Вариантов для поиска было много, но все они достаточно трудоёмкие. Внимательно перечитываю переписку Шагала с друзьями, одновременно пробую использовать возможности различных поисковых программ по Интернету. Сосредоточившись на переписке Шагал - Опатошу, «домашнем» друге художника, я достигаю желаемого - в письме из Сен-Поль-де-Венса читаю: «… мой дорогой, я до сих пор повержен и не могу залечить мои раны от смерти Беллы… Спасибо тебе, что ты посещаешь её. Преданный тебе, как всегда, Шагал». В приложении к письму я нашёл то, что так долго и безуспешно искал - название кладбища. Оставались детали - нахожу телефон, звоню, называю имя, фамилию усопшей и дату смерти. Получаю адрес кладбища, и на следующий день еду туда с моими друзьями. Мы находим огромное ухоженное еврейское кладбище, и я получаю точное расположение могилы Беллы. Оказывается, памятников два - первый, ближе к дороге, это тот гранитный прямоугольник, фото которого приведено в книге Харшава; второй - вертикальная мраморная плита с характерным Шагаловским «почерком» - руки художника возлагают цветы к сердцу жены. И те же даты, что на первом (1895–1944)?

Извлекать из прошлого то, что было на самом деле, всегда трудно. Даже всезнающим библиографам великого Шагала не удается иногда установить все факты с достоверной точностью. Так, одни называют 1895, другие 1899 годом рождения главной Женщины в жизни художника. Но так ли важно это тогда, когда говорят о Чувстве, возвышенном чувстве, заставляющем парить над повседневностью, о чувстве вечном, верном?

Жена Марка Шагала: «Да, я из-за него потеряла рассудок»

Марк (Мойша) был старшим ребенком в семье. Башутка, Башенька, как называли Беллу в детстве все окружающие, восьмым, самым младшим. Его семья была очень бедной. Ее семья имела несколько магазинов, где продавали дорогие сервизы, часы и ювелирные украшения.

Чтение, учеба позволили впоследствии раскрыться талантам Беллы, создавали Личность. Она мечтала о сцене. Марку учиться не нравилось – томился, озорничал. Повседневный быт ортодоксальной еврейской семьи, отношения с окружающими – вот то общее, что формировало самобытные характеры обоих. Но если все в нем с детства просило любви: будили сексуальные фантазии косы, даже кружева панталон. То она, Царевна-Тихоня, как сама рассказывала в «Горящих огнях», чуралась людей.

Однажды в доме своей очередной возлюбленной Марк услышал нежный мелодичный голосок нежданной гостьи. Вышел… и «понял: это моя жена».

Белла и Марк Шагал — т рудный, но благословенный полет

Но это не означает, что они сразу поженились. Были молчаливые посиделки на любимом бревнышке у Двины, вокруг роились сплетни. Белла же темной ночью влезала к нему через окошко, таскала из дома вкусности. И они были еще так непорочно счастливы.

Ее мама твердила, что он странный, без профессии. В семье Марка не поощряли его страсть к рисованию: слишком важные господа. Может быть, под этим давлением он не выдержал, сбежал в Париж. А Белла не отчаялась: знала, что вернется и ждала своего то ли «грача», то ли «журавля».

У этой пары не могло быть все, как у всех. Они поженились в 1915 г., через шесть лет после знакомства. И, как шутил Шагал, у них был не «медовый месяц», а «молочный» — в деревне, где они его проводили, паслось армейское стадо.

Ощущение покоя длилось недолго — наступила война, революция. Белла чувствовала, что надвигается беда. В суровые военные годы ни для кого нет счастья, ноу них с Марком рождается дочка. Идочка — еще один персонаж его картин. Неслучайно на полотнах Шагала герои так часто летают. Полет и счастье – одно целое в его творчестве.

А потом вместо полотен и творчества – беготня по чиновничьим кабинетам в поисках спасения для семьи своей жены, которая была виновата лишь в том, что не бедствовала. Из-за дочери, он, боявшийся попросить что-нибудь у кого-нибудь для себя, решился на переезд в Москву и стал Директором Школы Искусств. Беллу и Марка там ждали отсыревшая клетушка, голод, предательство учеников и друзей. Когда она поехала обменять на рынок остатки драгоценностей на еду, ее арестовали. Терпению Марка пришел конец, тем более что в Берлине и Париже уже начали продаваться его полотна. И они отправляются в новый полет, в поисках спокойной жизни.

Полет без Музы или…

Франция, Америка… Счастье, казалось, вот оно. Марк, зная, что жена талантлива, вдохновил ее на написание книг. А тут еще и пришла весть об освобождении Парижа и можно было возвращаться в Европу. Но Белла не увидела ни Парижа, ни изданных книг с иллюстрациями Шагала — ей было немного за 50, когда внезапная смерть забрала ее у Марка навсегда.

Он пережил ее на 41 год — целая жизнь без Беллы. Марк пытался снова стать счастливым, но встреченные им женщины были лишь иллюзией и отдаленно напоминали ему его Бэллу, браки не складывались…

/ Близкие / Белла Шагал

Белла Шагал - первая любовь Марка Шагала

Я думал, что в сердце Беллы сокрыты сокровища.
Марк Шагал

Берта Розенфельд родилась в Витебске. Согласно некоторым источникам, первое ее имя звучало не как Берта, а как Бася-Рейза. Беллой она станет называться после того, как вместе с мужем, Марком Шагалом, приедет в Париж.

Ее «официальная» дата рождения - 15 декабря 1895 года, однако Бенджамин Харшав, биограф Шагала, утверждает, что Белла родилась на 6–7 лет раньше, чем принято думать. Берта - восьмой ребенок в семье ортодоксальных евреев, отцом ее был состоятельный ювелир.

Окончив витебскую гимназию, она получила серебряную медаль, которая давала возможность продолжить обучение в Москве. Она поступила на историко-литературно-философский факультет Московского университета, обучалась актерскому мастерству в студии Станиславского и писала для столичной газеты «Утро России». Также Берта написала две диссертации: о Достоевском и об освобождении русских крестьян.

Лето 1909 года Берта проводила в Витебске. Она заглянула к своей подруге, Тее Брахман, чтобы показать привезенную из Германии пелерину, и познакомилась с Марком Шагалом (тогда еще Мойшей Сегалом).

Во второй части книги «Горящие огни» Берта описала встречу так:

«Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке».

Через год они стали женихом и невестой, но свадьба все откладывалась. Марк уехал в Санкт-Петербург, а оттуда - в Париж. Четыре года Берта не видела Марка. Всё, что она могла сделать, - писать ему нежные, поэтичные, прекрасные ответы на его письма. Лишь в 1915 году он вернулся в родной город - и молодые сыграли свадьбу. А в 1916 году родился их единственный ребенок - дочь Ида.

В автобиографии Марк напишет, что рядом с Беллой ощущал необыкновенный покой, невесомость, даже полет. Он так ее и рисовал - легкую, летящую , влюбленную. Он посвящал ей свои стихотворения и полотна , ее образ встречается на картинах Шагала сотни раз.


Белла была красива, могла стать талантливой писательницей или актрисой, но предпочла посвятить свою жизнь любви - любви к Марку Шагалу. Она прошла вместе с Марком через всё: его увлечение революцией, неудачную попытку стать преподавателем и общественным деятелем, полуголодную жизнь московского художника, бегство - сначала из Советского Союза, а затем и за океан от антисемитской немецкой военной машины.


1924 год. Марк, Белла и дочь Ида в парижской квартире

Она решила, что будет писать книгу, и исписала несколько тетрадей воспоминаниями из детства и описаниями различных событий. Марк и Ида позаботятся о том, чтобы книга была издана: муж Беллы подготовит 68 иллюстраций тушью, а дочь переведет текст с идиша на французский. Работа над книгой поможет Марку выйти из глубокой депрессии и вновь взять в руки кисти. Но всё это случится потом, после смерти Берты.


25 августа 1944 года союзные войска освободили Париж - эта новость стала настоящим праздником для Беллы и Марка. Они уже собирались вернуться во Францию, когда Белла внезапно занемогла. Инфекция убила ее буквально за несколько дней. «Когда Белла ушла из жизни, 2 сентября 1944 года в шесть часов вечера, громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю. В глазах моих потемнело», - напишет Шагал.