Личная жизнь петра 1 презентация. Презентация на тему "Личность Петра I"

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Однако, когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше. Зотову велелось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто.

Слайд 4

Описание слайда:

Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски, правда, с многочисленными ошибками. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

Слайд 5

Описание слайда:

После смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". И теперь школой Петра стала московская окраина. Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне. Зная кремлевские нравы, Петр усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Слайд 6

Описание слайда:

Когда 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. 25 мая на глазах Петра стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев. Петр самостоятельно не мог ничего предпринять без знания принципов организации западноевропейской армии. Тут помощи ожидать было не от кого. И тогда он, вероятно, вспомнил о своем опыте "командования" иностранными рейтарами в трехлетнем возрасте и отправился в Кукуй, Немецкую слободу. Здесь он нашел знакомого ему с памятного смотра отставного начальника Бутырского шотландского полка Патрика Гордона. К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы".

Слайд 7

Описание слайда:

С появлением Гордона и Лефорта в Преображенском полки были разделены на взводы и роты, все получили соответствующие должностям воинские звания. Впрочем, и с ними поначалу была полная неразбериха. Так, наряду с казачьим званием "урядник" существовало польское "поручик" и шведское "лейтенант". Князь Федор Ромодановский стал генералиссимусом Преображенского, а Иван Бутурлин - Семеновского полков. Петр, по-детски неистово влюбленный в артиллерию, присвоил себе чин "капитана-бомбардира". Он всё делал сам. Детская привычка копаться в старых вещах на чердаках в Преображенском сослужила Петру добрую службу. Царь стал приобщаться к корабельному мастерству, которое превратилось в главное дело всей жизни. Все модели морских судов из тех, что делались для выбора прототипа единственного построенного при Алексее Михайловиче многопарусного фрегата "Орел", перекочевали из пыльных кремлевских чуланов в Преображенское. Даже после посещения таких морских держав как Голландия, Англия и Дания Петр никогда не забывал "дедушку русского флота". Пышное чествование петровского ботика состоялось 11 августа 1723 года, когда ему салютовали 20 линейных кораблей Балтийского флота на Крондштадском рейде. Принимали первый в России военно-морской парад "капитан" ботика генерал-адмирал Федор Апраксин, "рулевой" император Петр I и "лотовый матрос" фельдмаршал Александр Меншиков.

Слайд 8

Описание слайда:

Петр I, надев европейского покроя преображенский сюртук, всегда оставался насквозь русским самодержцем по мышлению. Узнав, что во время его пребывания за границей вновь восстали стрельцы, он срочно возвратился в Россию. 30 сентября 1698 года на Красной площади было казнено 200 стрельцов, причем в качестве палачей должны были выступать сановники из царской свиты. Лефорт смог увильнуть от этой милости, сославшись на религиозные убеждения. Меншиков, наоборот, хвастался тем, что лично отрубил головы двадцати бунтовщикам. Все сподвижники Петра оказались связанными страшной кровавой порукой. Грубость выражений, свойственная Петру, всегда связывалась с недостатками его воспитания. Но это ничего не объясняет. Властитель по династическому праву, Петр искренне считал себя ниспосланным России Божественным провидением, истиной в последней инстанции, не способным на ошибки. Меряя Россию на свой аршин, он чувствовал, что начинать преобразования необходимо с ломки старозаветных обычаев. Поэтому по возвращении из европейского вояжа Петр I категорически запретил боярам носить бороды, дворянам повелел пить водку и кофе, а солдатам приказал по "Воинскому Артикулу" курить.

Слайд 9

Описание слайда:

Не злой по натуре, он был порывист, впечатлителен и недоверчив не умея терпеливо объяснить того, что для него было очевидным, Петр в случае непонимания легко впадал в состояние крайнего гнева и часто "вколачивал" истину сенаторам и генералам своими огромными кулаками или посохом. Правда, царь был очень отходчив, и через несколько минут уже хохотал над удачной шуткой провинившегося. Петр был безразличен к нарядам и не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где обращались запросто без титулов и званий, пили водку из банных ушатов, зачерпывая глиняными кружками, курили, играли в шахматы и танцевали. Даже собственных выездных экипажей в каретной царя не было если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского. Петру до конца дней приходилось заниматься самообразованием, потому что новые задачи требовали от него вновь и вновь искать учителей вне России.

Слайд 10

Описание слайда:

Дипломатом Петр I был выдающимся. В его арсенале средств были все классические приемы, которые Петр легко в нужный момент забывал и перевоплощался в загадочного восточного царя, неожиданно начинавшего целовать в лоб ошеломленного собеседника, сыпать народными присловьями, ставившими в тупик переводчиков, или внезапно прекратить аудиенцию, как персидский шах, сославшись на то, что его ожидает жена. Внешне искренний и доброжелательный, Петр, по мнению европейских дипломатов, никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого. Петр никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Апракину, Голицыну и даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал. Когда адмирал Крюйс во время похода на Гельсингфорс в 1713 году упрашивал Петра I сойти на берег ввиду опасности встретить там шведский флот, царь с улыбкой ответил "Бояться пульки - не идти в солдаты" и остался на флагманском корабле. На упрек Меншикова, что царь не бережет себя, лично спасая тонущих в ледяной воде во время наводнения в Петербурге, он сказал, что "за мое Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею".

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

С 1712 г. Петр жил в негласном браке с Екатериною Алексеевной, которая в начале Северной войны попала в плен в к русским в Лифляндии. До конца своей жизни Петр ценил ее характер, ее хозяйственность, умение приспосабливаться к любой обстановке, а в 1724 г. он даже короновал Екатерину, дав ей титул "императрицы, ее цесаревина величества". От Екатерины у Петра остались только две дочери: Анна и Елизавета, остальные умирали во младенчестве.

Слайд 13

Описание слайда:

Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется условиями среды и характером эпохи. В конце XVII в. царь ушел из дворца на улицу, с вершин общества спустился до самого его дна, окунулся в слободскую жизнь иноземных поселенцев. Ни одному русскому человеку того времени не было доступно такое разнообразие взглядов. Петр закрывал глаза на сословные различия, религиозные распри, национальную вражду, ему были близки понятия, нравы и обычаи разных слоев общества, он был способен к критическому анализу, сопоставлению русского с иноземным и т.д. Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется условиями среды и характером эпохи. В конце XVII в. царь ушел из дворца на улицу, с вершин общества спустился до самого его дна, окунулся в слободскую жизнь иноземных поселенцев. Ни одному русскому человеку того времени не было доступно такое разнообразие взглядов. Петр закрывал глаза на сословные различия, религиозные распри, национальную вражду, ему были близки понятия, нравы и обычаи разных слоев общества, он был способен к критическому анализу, сопоставлению русского с иноземным и т.д. Многие критики Петра утверждали, что он более завоеватель, чем преобразователь. Но отношение Петра к войне показывает, что материальные и политические выгоды для него стояли выше успехов военного оружия. Для него война была не целью, а средством, он понимал ее как бедствие временное, но необходимое для благосостояния народа и национального развития. Петр не походил не стяжателя военной славы и "великого завоевателя". Завоевания его были необходимы для создания в России предпосылок для развития европейской цивилизации.

Слайд 14

Описание слайда:

Кротова Анастасия

В работе сделана попытка показатьь плюсы и минусы в деятельности Петра 1 и личная позиция ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Петр I Великий Презентацию подготовила ученица 10 класса МКОУ СОШ №2 с УИОП Кротова Анастасия Учитель Чугуева Н.М

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич) - царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). Годы правления: 1682-1725 Исторический период:

Личные качества Петра I Петр Великий

Оценка поступков через дела Петр I многое сделал для своей страны, ее народа, для потомков. Ему удалось сделать то, чего не удавалось сделать его предшественникам: отвоевать побережье Балтийского моря, наладить работу государственного аппарата, вывести страну на новый уровень. Все это показывает его как человека решительного, волевого, смелого.

Окружение, повлиявшее на формирование личности Наталья Кирилловна Нарышкина (мать) - являлась горячей сторонницей реформ и поощряла всяческие новшества в быту, старалась следовать западноевропейской моде. Все это потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта; привило ему стремление к новаторству.

Влияние личности Петра I на ход истории В российской историографии Петр I считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Именно благодаря ему Россия стала европейским государством, приобрела уважение и престиж, стала развиваться по новому пути, но с сохранившимися национальными особенностями – что сделало ее уникальной.

Результат деятельности + - 1. Превращение России в Европейскую державу 1. Пресечение самобытности пути развития России 2. Россия стала сильнейшей морской державой 3. Приобретение выхода в Балтийское море 4. Принятие «Табеля о рангах» (установление зависимости чина от личных качеств, а не от знатности рода) 5. Развитие отечественной промышленности 6. Установление превосходства светской власти над церковью

Мое отношение к личности Петра I Я положительно, даже с восхищением отношусь к личности Петра I , так как я целиком и полностью согласна с его идеями, решениями и начинаниями. Он смог вывести нашу страну на новый уровень, поднять ее в глазах других государств. Возможно если бы его идеи пришли в головы предшествующих правителей, то Россия стала одной из передовых держав современности, на которую ровнялись бы другие, а не равнялась сама на более развитые страны запада, как это делается сейчас.

Спасибо за внимание!

Ники́та Моисе́евич Зо́тов (учитель Петра Великого) - Воспитал в будущем императоре любовь к труду интереса к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии. Занимался плотницким делом, к чем приучил и Петра. Петр перенял сноровку Зотова, который делал все «на глазок» , и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто.

«Кремлевские недруги» - Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Зная кремлевские нравы, Петр усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Франц Лефорт - наставник Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы". Царь стал приобщаться к корабельному мастерству, которое превратилось в главное дело всей жизни.

Екатерина I – вторая супруга Петра, мать Анны и Елизаветы. Являлась своеобразным успокоительным, довольно импульсивного императора (как Анастасия Романовна для Ивана Грозного).

Ассамблея

Русский флот при Петре Великом

Тема урока: «Личность Петра I»

История России, 7 класс

1.Детство Петра.

2. Юность.

4. Смерть Петра.

Детство Петра Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года. Его отцом был Алексей Михайлович - второй царь из династии Романовых, а матерью - Наталья Кирилловна Нарышкина - вторая жена Алексея Михайловича.

Фактически на престоле

оказались два царя:

10- летний Пётр

и 16-летний Иван,

но до 1689 г. правила

их сестра Софья

Детство Петра

Учителем Петра стал Никита Зотов, научивший Петра не только читать, писать, но и познакомил с историей Российского государства. Учителем Петра стал Никита Зотов, научивший Петра не только читать, писать, но и познакомил с историей Российского государства.

Детство Петра

«Младший Пётр смотрел на всех: лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нём, как только обращались к нему с речью. Удивительная красота его поражала всех присутствовавших, а живость приводила в замешательство степенных сановников московских.» «Младший Пётр смотрел на всех: лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нём, как только обращались к нему с речью. Удивительная красота его поражала всех присутствовавших, а живость приводила в замешательство степенных сановников московских.» Вглядываясь в портрет, можно отметить, что Петр был великан, без малого трех аршин ростом (2 м. 4 см) , целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае В январе 1689 года царица-мать женила Петра, чтобы остепенить его и не проиграть в борьбе с Милославскими за власть. Сыскали ему невесту – красавицу молодую девицу Евдокию Лопухину Красивая, обаятельная, обходительная, она быстро завоевала сердце Петра. Она отличалась богатырским здоровьем и по первому зову Петра могла преодолеть несколько вёрст бездорожья. Приняв православие. Марта Скавронская стала Екатериной Алексеевной.

  • Красивая, обаятельная, обходительная, она быстро завоевала сердце Петра. Она отличалась богатырским здоровьем и по первому зову Петра могла преодолеть несколько вёрст бездорожья. Приняв православие. Марта Скавронская стала Екатериной Алексеевной.
Легко и естественно стала она подругой, спутницей, женой незаурядного, великого человека - русского царя. Екатерина была подходящим Петру человеком: скорее сердцем, чем умом понимала она все взгляды, вкусы и желания Петра, откликалась на все, что интересовало мужа, и с замечательной энергией умела быть везде Любимые дочери Петра – Анна и Елизавета (будущая императрица)

Антоненкова А.В., учитель истории МОУ Будинской ООШ

Домашнее задание: подготовиться к зачёту

  • http://images.rambler.ru/search?query=%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80+%D0%9F%D0%95%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B0+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9
  • http://moneta-info.ru/images/photos/small/article87.jpg
  • http://www.rusarchives.ru/statehood/images/06-28-petr-ii.jpg
  • http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Petr2_caravaque.jpg?uselang=ru
  • http://holst.com.ua/media/large/zubov-aleksej-fedorovich/50249.jpg
  • http://www.imperialrussia.com/images/556_Anna_Ioanovna.jpg
  • http://s002.radikal.ru/i197/1104/03/7145f289e98b.jpg http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ernst_Johann_von_Biron_111.PNG?uselang=ru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%85,_%D0%91%D1%83%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%84

Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Восемнадцатый век продолжает вызывать резкие споры историков, публицистов, философов – продолжает, потому что со времени основания Петром Великим новой столицы это столетие оказалось связанным с начавшимся радикальным преобразованием русской жизни, которое не могло не вызывать ожесточенного сопротивления со стороны ревнителей старины. Преобразования Петра, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, которые интересуют и привлекают внимание исследователей нашего времени не меньше, чем в прошлые века.

3 слайд

Описание слайда:

Различные, подчас диаметрально противоположные оценки вызывали и вызывают у современников и потомков как реформы, так и личные качества Петра I. Одни из его современников до небес восхваляли царя, называли его «земным богом», другие считали его «мироедом» или самозванцем (которым немцы якобы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия). Наконец, раскольники считали Петра антихристом. Столь же различные оценки и столь же непримиримые противоречия во взглядах на Петра мы находим и в XIXвеке. Западники пели Петру восторженную хвалу, славянофилы порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера Святой Руси. Кто же прав в своих оценках и как должна беспристрастная история оценить его и его дело?

4 слайд

Описание слайда:

О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной, Россию поднял на дыбы? А.С. Пушкин

5 слайд

Описание слайда:

Личность Петра Великого Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. (Филиппо Балтари)

6 слайд

Описание слайда:

Петр I Алексеевич Первый русский император Реформатор Государственный и военный деятель России Полководец и дипломат

7 слайд

Описание слайда:

Вклад в историю русского государства (реформы) Реформы в сфере экономики и социальной политики. Реформы органов власти, управления. Военные реформы. Реформы в области науки, культуры и быта. Церковная реформа

8 слайд

Описание слайда:

Оценка личности Петра I историками Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков, С.Ф. Платонов

9 слайд

Описание слайда:

Николай Михайлович Карамзин Признавая Петра Великим, он в то же время гораздо осторожнее своих современников подошел к оценке его деятельности. Жестокая ломка старого быта и национальных традиций, предпринятая Петром, по мнению историка и писателя, далеко не всегда была оправдана. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей …»

10 слайд

Описание слайда:

Сергей Михайлович Соловьев «Гений Петра выказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации». Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя. «С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».

11 слайд

Описание слайда:

Василий Осипович Ключевский Историк обвинял царя в самодурстве и деспотичности. Среди множества «дел Петровых» положительную оценку Ключевского заслужило лишь одно: осторожность при заимствовании всего чужеземного. Ключевский отказывался считать Петра «беззаветным западником» и в выборочности его заимствований усматривал большую пользу для народа. «Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие – это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой». Не отрицая, что Петр Великий жил мыслью о всеобщем благе, в конечном счете историк пришел к выводу, что реальные заслуги царя не столь уж значительны.

12 слайд

Описание слайда:

Павел Николаевич Милюков Одним из первых вызывающе усомнился в величии Петра. Милюков утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично. Петровские реформы – непрерывная цепь просчетов и ошибок.

13 слайд

Описание слайда:

Сергей Фёдорович Платонов «Петр не был царем-революционером, как его иногда любили называть. Деятельность Петра не была ни переворотом политическим, ни общественным… государственное устройство осталось прежним, положение сословий не претерпело существенных изменений. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание…»

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Свидетельства современников, представителей простого народа Один из первых биографов Петра I, П.Н. Крекшин: «Петр кротким нравом воскресил Россию полумертвую, воздвиже сияющую, слабую в силе, малочувственную по имени своему сотвори камени подобную (имя «Петр» означает «камень»), возведя от тьмы ко свету, от незнания к знанию, от бесчестия к славе». Крестьянин Старцев: «Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо». Некий крестьянин: «Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Вот тысячи с четыре стрельцов порубил. Есть ли б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».

16 слайд

Описание слайда:

Екатерина II Великая Эпохе Петра императрица придавала огромное значение, поскольку в известной степени она сама продолжала начатое им дело, хотя и действовала иными средствами. Именно она внушала своим подданным идею о том, что Петр I «прорубил окно в Европу», то есть открыл страну для западного влияния. Распространение на Россию этого влияния рассматривалось, как самое важное, чего удалось достичь Петру I.

17 слайд

Описание слайда:

Курфюрстина София Ганноверская «Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер- совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».

18 слайд