Воспитательный прием. Методы и приемы воспитания

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

вместо

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

вместо

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

вместо

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Прием - это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи. Прием - это элемент метода.

Приемы широко используются в воспитательной работе наряду с методами. Применяются они как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами и помогают существенно их разнообразить. Приемов в воспитательной работе великое множество, я перечислю самые основные из них.

Активное слушание. При использовании этого приема педагог должен уметь настраиваться на эмоциональную волну ребенка, стремиться понять чувства ребенка, слушать и слышать его, а также предложить ненавязчиво свою помощь. Воспитателю необходимо войти в зону переживаний ребенка и озвучить их, но не навязывать свою помощь, а предоставить ребенку самому решить свою проблему, только при этом ребенок должен чувствовать и понимать, что его не оставят наедине с его проблемой и окажут всяческую помощь при необходимости.

Великодушное прощение. Этот способ основан на проявлении милости в отношении определенной вины воспитанника. Нельзя наказывать ребенка за каждую малейшую провинность, иначе его жизнь превратиться в кошмар. Воспитатель должен понимать, что иногда воспитанник поступает не так, как нужно, потому, что пока не может вести себя иначе; он, прощая мелкие провинности своего воспитанника, обязан ему объяснить, почему нельзя так делать в дальнейшем. Он должен поднимать планку воспитаннику, обозначая четко, к чему тот должен стремиться.

Договор. Это взаимовыгодное соглашение. Здесь должны учитываться интересы двух сторон, но и ограничения предусматриваются тоже двумя сторонами. Здесь ребенок участвует с воспитателем на равных, и данный прием эффективен только при добровольном принятии на себя обязательств обеими сторонами и выполнения их.

Естественные последствия. Применение данного приема дает ребенку возможность почувствовать последствия своего поступка. Здесь сама ситуация наказывает ребенка за разрушительное поведение: сломал - почини, пролил - подотри, запачкал - постирай и т.д. Это эффективный прием, но следует помнить, что в силу своего возраста и опыта ребенок не все может исправить самостоятельно.

Замена действия. Дети часто шумят, хватают, дергают, черкают, то есть совершают действия, нежелательные для окружающих. В бесконечных запретах нет продуктивности воспитания, поэтому педагогически целесообразнее предложить ребенку привлекательную замену его разрушительным действиям.

Лишение дружеского расположения. Рассмотрю этот прием на примере моего сына. У нас с ним очень дружеские отношения и я являюсь для него авторитетом во всем, я всегда в курсе всех его переживаний, дел, увлечений. И если он в чем-то провинился, то я лишаю его своего дружеского расположения (я ему не улыбаюсь, не обнимаюсь с ним, не обсуждаю планы и т.д.). Он сразу понимает, что сделал плохо и пытается непременно вернуть нашу дружбу.

Предложение выбора. Прием основан на мягком преодолении сопротивления воспитательскому влиянию. Нельзя жестко давить на ребенка, в этом случае всегда воспитатель встретит бурное сопротивление. Ребенку надо предоставлять право выбора для принятия самостоятельного решения. Выбор предполагает выполнений требования, но с учетом личных обстоятельств. Варианты требований в этом приеме должны быть равноценными.

Просьба. Предполагает обращение к ребенку, призывающее удовлетворить какие-либо нужды или желание просящего. Этот прием рассчитан на то, что воспитанник будет готов проявить чувствительность к просьбе воспитателя, но при этом воспитатель должен быть готов и к отказу.

Просьба не должна дополняться приказом.

Прояснение позиций. Прием основан на четком и ясном изложении своего отношения к поступку или поведению воспитанника. Применение данного приема включает дискуссию или спор. Все дети поддаются соблазнам, но применение этого приема четко показывает воспитаннику, что у него нет возможности оправдать свое поведение, он знает отношение педагога к своему поступку или поведению, и что в случае ослушания воспитанник, в лучшем случае, получит неодобрение со стороны воспитателя.

Психологическое поглаживание. Дает воспитаннику ощущение комфорта, снимает психологические зажимы, делает открытым для продуктивного взаимодействия. Этот прием должен сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой. Я всегда хвалю своего сына, когда он сделал, пусть даже что-то незначительное, но хорошее: «Ты у меня умница!», «Кокой ты молодец!» и т.д. Можно использовать так же этот прием в целях манипуляции.

Разрешение запрещенного. Смысл данного приема заключается в том, чтобы, попробовав что-то запрещенное, воспитанник сам сознательно от него отказался. Этот прием действует, как шоковая терапия, и здесь педагог четко должен знать ту грань, за которой разрешение запрещенного может выработать новые нормы.

Разрыв контакта. Это крайне жесткая форма и она приемлема, если другие формы не действуют, но она будет эффективна только в том случае, если воспитанник стремится к общению, и разрыв контакта он будет переживать как значимое событие.

Скрытая инструкция. Это завуалированная помощь ребенку, в этом случае педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, но окончательный выбор остается за ребенком.

Составление схемы проблемы. Этот прием основан на типичности многих жизненных ситуаций. Чтобы освободить ребенка от излишних переживаний (иногда бывают ситуации, находясь внутри которых, ребенок подвержен эмоциям, и не может объективно ее оценить) нужно произвести составление схемы проблемы, что поможет освободиться от излишних переживаний и способствует проявлению здравого смысла. Это и будет началом поиска продуктивного пути решения проблемы.

Тайм-аут. Иногда для решения проблемы, как воспитаннику, так и педагогу необходимо время. Часто бывает так, что воспитанник на данный момент не способен адекватно оценить свои действия и воспринять требования педагога. В этот момент педагог попросту «стучится в закрытую дверь». В этом случае надо дать воспитаннику время осознать свое поведение и понять негативное отношение педагога к его поведению. Тем самым педагог еще дает понять, что не намерен сдавать свои позиции по отношению к поведению или поступку воспитанника. Иногда самому педагогу нужна пауза для того, чтобы вернуть самообладание, осмыслить ситуацию, что бы разговор с воспитанником был продуктивным.

Третейский суд. Это признание сложности ситуации и обращение за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу, мнение которого должно безоговорочно признаваться каждой стороной. От воспитателя зависит правильность выбора этого судьи. Здесь воспитатель должен быть готов принять мнение третей стороны, даже если это мнение будет не совпадать с его собственным мнением и с его оценкой ситуации.

Угашение. Этот прием основывается на неподкреплении - ни положительного, ни отрицательного - нежелательного поведения ребенка.

Устранение соблазнов. Прием основан на освобождении воспитанника от проблем выбора.

«Я - сообщение». Основан на том, что воспитатель говорит о своих чувствах от первого лица. При применении этого приема в некоторых ситуациях, воспитанник не ощущает себя обвиняемым. Этот прием позволяет установить более открытые и доверительные отношения. Всегда лучше заменить «Ты мне мешаешь!» на «Мне сложно говорить в таком шуме». Воспитателю важно помнить о своих интересах: он имеет право на личное время, на отдых, на уважительное отношение к себе.

На личностный опыт ребенка. Но его освоение осуществляется в ходе работы, организуемой учителем, то есть в ходе претворения в жизнь педагогического взаимодействия. Всевозможные приемы организации педагогического взаимодействия выступают как организационные формы освоения содержания воспитания.

В качестве главных форм организации педагогического взаимодействия в педагогике выделяют методы и приемы воспитания. Они являются определенными способами педагогического воспитательного взаимодействия, обеспечивающими преимущественно реализацию целей и задач воспитания через освоение учеником содержания воспитания.

Определение

Приемы воспитания - это приемы педагогического взаимодействия, которые используются для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию выбранного метода воспитания.

Базу приемов воспитания образуют действия преподавателей, нацеленные на стимулирование работы обучающихся.

Приемы воспитания существуют как часть совокупного метода, отдельного воздействия, конкретного совершенствования воспитательного процесса. В то же время при некоторых условиях прием можно воспринимать и как самостоятельный способ педагогического взаимодействия, если решаемые при помощи него задачи обеспечивают условия успешной реализации педагогической деятельности.

Классификация приемов воспитания

Для педагогической системы безусловно важной является классификация приемов воспитания. Она позволяет упорядочить их и обозначить педагогический потенциал как каждого конкретного приема, так их совокупности в целостном виде. Так это предоставляет возможность выявить между ними общие элементы и черты отличия, определить роль и место приема в ходе формирования личности, указать на конкретные результаты, проявляющиеся при действии того или приема.

При выборе основания для такой классификации надлежит принять во внимание и то, каким образом воспитатель достигает перемен в отношениях с воспитанником и в его отношениях с окружающими. Прежде всего, следует знать о коммуникативных приемах, то есть приемах взаимообщения учителя и учащихся. К этой группе относятся следующие методы:

Прием «ролевая маска» . Детям предлагается войти в некую роль и выступить от лица соответствующего персонажа.

Прием «непрерывная эстафета мнений» . Учащиеся по очереди высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают и дополняют и так далее. Затем от несложных суждений можно перейти к аналитическим, а потом к проблемным высказываниям.

Прием «самостимулирование» . Учащиеся делятся на группы и готовят друг другу определенное число встречных вопросов, которые впоследствии подвергаются коллективной дискуссии.

Прием «импровизация на вольную тему» . Важно сказать, что здесь выбор детьми тем не ограничен. Они подбирают ту тему, в которой наиболее сильны или которая вызывает у них неподдельный интерес. После этого творчески развивают главные сюжетные полосы, переносят действия в другие условия, со своей точки зрения интерпретируют смысл происходящего.

Прием «импровизация на заданную тему» . Учащиеся непринужденно импровизируют на обозначенную учителем тему. В отличие от «импровизации на вольную тему» тут воспитанники имеют все шансы показать более трудные креативные характеристики. При этом наставник может со временем усложнять задания.

Прием «обнажение противоречий» . В данном случае ситуация сводится к разграничению позиций учащихся по тому либо иному вопросу в ходе исполнения креативного задания с некоторым конфликтом противоречивых суждений или разных точек зрения. Прием представляет точное обозначение расхождений во воззрении, которые необходимо тщательно рассмотреть и проанализировать.

Другая группа приемов связана с организаторской работой учителя, направленной на создание необходимого пространства ученика.

Прием «инструктирование» позволяет на период исполнения того или иного креативного задания создать правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований возможно вносить собственные предложения, дополнять, осуждать, отрицать воззрения друзей.

Прием «распределение ролей» . Он подразумевает конкретное распределение функций и ролей учащихся согласно с уровнем владения теми познаниями, умениями и умениями, что требуются для исполнения задания.

Прием «коррекция позиций» . Тут наблюдается корректное изменение воззрений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих исполнению креативных заданий.

Прием «самоотстранение учителя» . После того, как внесены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в процессе его исполнения, наставник словно самоустраняется от прямого начальства или берет на себя обещания рядового соучастника. Это позволяет детям еще более раскрыть свои внутренние качества и способности, но в то же время почувствовать самостоятельность и ответственность при выполнении задания.

Прием «распределение инициативы» предполагает равные условия для проявления инициативы всеми учащимися. Особенно важно достигнуть сбалансированного распределения инициативы по всей программе исполнения задания.

Прием «обмен ролями» . Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые имели при исполнении заданий. Другой вариант этого приема состоит в передаче учителем собственных функций группе учащихся или же отдельному ученику.

Из множества педагогических приемов отдельное место занимают юмор, собственный пример учителя, изменение обстановки, обращение к самостоятельным специалистам и некоторые другие.

Педагогических приемов может быть очень много. Любая обстановка рождает новые приемы, а каждый наставник из большого количества приемов применяет те, что отвечают его персональному стилю. При этом нужно учитывать, что прием, подходящий к одному ученику, может быть неприемлем для иного.

Значение приемов воспитания в педагогике

Приемы воспитания весьма значимы как для целостной системы учебно-воспитательного процесса, так и для отдельного педагога в частности. Именно благодаря использованию нужных воспитательных приемов, педагог может косвенно воздействовать на ученика через предметы либо произведения материальной и духовной культуры, которые классифицируются как средства воспитания. Впрочем самостоятельно создать новый уникальный прием воспитания – задача скорее непостижимая. Это ни одному педагогу не под силу, хотя вопрос улучшения и расширения системы приемов постоянно развивается. Каждый педагог в меру собственных сил решает этот вопрос на основе собственного практического опыта, внося в разработку единой системы приемов свои коррективы и дополнения, подходящие к конкретным условиям воспитательного процесса.

Приемы в образном смысле могут быть представлены как неизвестные ранее тропинки, что пролагает педагог совместно со собственными воспитанниками, чтобы достичь заданной цели. В том случае, если ими начинают пользоваться и прочие педагоги в своей практике, тогда со временем эти приемы имеют все шансы перевоплотиться в распространенные и известные всем пути - методы.

Важная заслуга приемов также заключается в том, что они, как педагогически оформленные действия, помогают педагогу воздействовать на поведение и позиции обучаемого, изменять его взгляды и мотивы действий. А в результате это происходит заметная активизация имеющегося потенциала личности, открываются резервные возможности человека и он начинает действовать явным образом.

Следует отметить, что к позитивным сменам в процессе воспитания ведет далеко не всякое педагогическое действие, а только такое, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно ценным.

Метод воспитания - это способ достижения цели вос­питания, способ получения результата. Цель можно дос­тичь разными путями. Сколько же методов (способов) дос­тижения цели воспитания существует? Какие из них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зави­сит данный процесс и как можно повлиять на него?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» использу­ется понятие «прием воспитания». Прием воспитания - ча­стное выражение метода. В процессе практической дея­тельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. Таким образом, приемы от­носятся к методам как частное к общему. Например, для ме­тода примера приемом служит встреча с интересными людь­ми. Для метода поощрения прием - вручение книги.

Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздей­ствует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, т.е. помогает ему; взаимодейству­ет - сотрудничает с воспитанником. Действия воспитате­ля организуются разными способами, потому что пресле­дуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессио­нальные умения воспитателей также неодинаковы.

Итак, метод воспитания - это способы решения воспи­тательных задач и осуществления воспитательного взаимо­действия.

В практике воспитательного процесса существуют раз­личные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикоснове­ние к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, пору­чение, угроза, прощение и др.

Важно отличать истинные методы воспитания от лож­ных. Некоторые исследователи к ложным методам воспи­тания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, беско­нечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание; и др.



Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздей­ствия в процессе воспитания.

Методы воспитания называются общими потому, что они используются:

Для решения любых юспитательных задач (нравственно­го, трудового, умственного, эстетического воспитания и др.);

Для решения не одной, а совокупности задач.

В целях облегчения практического использования ме­тодов воспитания целесообразно их классифицировать. Классификация методов - это построенная по определен­ному признаку система методов, способствующая выявле-. нию в них общего и специфического, теоретического и практического. Классификация помогает упорядочить ме­тоды. В существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Представим некоторые из них.

Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин предла­гают следующую классификацию:

Методы формирования сознания (беседа, рассказ, дис­пут, лекция, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требова­ние, общественное мнение);

Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

В Российской педагогической энциклопедии предлага­ется следующая классификация методов воспитания, бази­рующаяся на изменениях:

Деятельности и общения (введение новых видов дея­тельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

Отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллек­тива, изменение неформальных межличностных отношений);

Компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перс­пектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. За­дача воспитателя - выбрать наиболее логичные и эффек­тивные методы для практического использования.

Представим группу методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы:

Убеждения;

Упражнения;

Поощрения;

Наказания;

Примера.

В практической реальной деятельности методы высту­пают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

метод убеждения. Убеждение - это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чув­ства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Следует диф­ференцировать убеждение как: 1) психическое свойство личности и 2) метод воздействия на сознание и волю вос­питанника, конечной целью применения которого и являет­ся формирование убеждения в первом значении.

Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, моти­вы поведения и действий. Важно понять, чем человек руко водствуется при принятии решений, насколько осознанно происходит этот выбор. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь сформировать правильные убеждения. С помо­щью этого метода раскрываются нормы поведения, доказыва­ется необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.

Метод убеждения способствует выработке у воспитанни­ка уверенности в правильности того или иного знания, ут­верждения, мнения. Следовательно, используя этот метод нужно передать и закрепить в сознании воспитанника опре­деленную информацию, сформировать уверенность по от­ношению к ней. Убежденность в правильности идеи фор­мируется в процессе практической деятельности человека.

Как приемы убеждения воспитатель может использо­вать рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Рассказ (информационный метод убеждения) - это последовательное изложение фактического материала, осу­ществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последователь­ность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитан­ников. При необходимости доказательства правильности ка­ких-либо суждений в рассказе используется объяснение, которое может сопровождаться вопросами и перерасти в беседу. Рассказ позволяет влиять на сознание воспитанни­ка и закладывать основы его убеждений.

Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаи­модействия воспитателя и воспитанников. Для эффектив­ности результата воспитателю важно продумать систе­му вопросов, подводящую воспитанника к правильным вы­водам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Если в процессе беседы от частных вопросов переходят к общим выводам, беседа носит эврис­тический характер. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспи­танника. Различают беседы: эстетические, политические, этические, познавательные, о спорте, труде и т.д.

Беседы могут проводиться с одним воспитанником (инди­видуальные), с несколькими (групповые), быть заранее спла­нированными и срочными (по следам события, поступка).

А.С. Макаренко успешно использовал в воспитании «отсроченные» беседы (например касающиеся поступка воспитанника, но проводимые не сразу, а через некоторое время, чтобы он смог сам осознать совершенное).

Требования, предъявляемые к беседе:

Ее материал должен быть близок детям, их опыту, вы­зывать интерес, волновать их;

Необходимо так строить вопросы, чтобы заставить воспитанников думать, анализировать свои знания и свой жизненный опыт по данному вопросу;

В ходе беседы не следует слишком быстро и строго осуждать неправильные мнения, нужно добиваться, чтобы воспитанники сами приходили к правильным выводам;

Продолжением беседы должна быть деятельность воспитанников по реализации утвержденных норм поведения.

Приемом убеждения также является диспут как активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут является эффективным способом активи­зации воспитанников с целью выработки у них умения вес­ти полемику, защищать свои взгляды, с уважением отно­ситься к мнению товарищей. Этот прием убеждения учит отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Алгоритм, проведения диспута может быть следующим:

Обоснование темы;

Обсуждение материала, высказывание воспитанника­ми суждений;

Самостоятельные выводы и обобщения;

Заключительное слово воспитателя, в котором он фор­мулирует выводы, намечает конкретную программу дея­тельности.

Условия эффективности диспута:

Тема диспута должна волновать воспитанников, быть связанной с их переживаниями и поступками;

В коллективе должны существовать противоречивые мнения по обсуждаемой проблеме;

Диспут должен быть тщательно подготовлен (прове­дено анкетирование, разработаны вопросы и т.д.);

На диспуте не следует резко осуждать воспитанников, высказывающих неправильное мнение.

метод упражнения. Упражнение - многократное по­вторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. По определению А.С. Макаренко, воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.

Упражнение - это «приучение». Различают упражне­ния прямые (открытая демонстрация той или иной пове­денческой ситуации), косвенные («непрямая» природа уп­ражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанни­ков) и искусственные (специально разработанные инсцени­ровки, упражняющие человека).

К применению данного метода предъявляются опреде­ленные педагогические требования:

Воспитанники должны осознавать полезность и необ­ходимость упражнения;

Вначале следует добиваться точности производимого действия, затем быстроты;

Успех воспитанника, полученный в результате упраж­нения, должен быть замечен и эмоционально подкреплен.

Функцию упражнения выполняет и система поручений.

Алгоритм проведения упражнения: постановка задачи, выработка четкой программы, демонстрация образца, пробное выполнение действий, их корректировка, закреп­ление, анализ и оценка результатов, ориентация на повсе­дневное использование.

Условия эффективности метода упражнений: осознание значимости, представление возможного конечного резуль­тата, систематичность и последовательность в организации упражнения, посильность и постепенность, взаимосвязь с другими методами; доступность, соизмеримая данному возрасту; освоение действий, где важны точность, последо­вательность; организация контроля при выполнении уп­ражнения и профессиональная помощь.

метод поощрения. Поощрение - способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод яв­ляется стимулирующим.

Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Неправильное использование это­го метода может порождать тщеславие, постоянное жела­ние исключительности и, что хуже всего, эгоистическую мотивацию. Поэтому использовать этот метод надо осто­рожно. Именно поэтому поощрение относят к вспомога­тельному методу воспитания.

К применению метода поощрения предъявляются опре­деленные педагогические требования:

Поощрять следует за действительные успехи и обо­снованно;

Необходимо обеспечить гласность поощрения;

Не следует поощрять часто и одних и тех же;

Не следует поощрять однообразно;

Поощрение должно соответствовать возрасту;

Поощрение должно соответствовать индивидуальным способностям;

Поощрять необходимо всех воспитанников без исключения;

Поощрения могут быть обращены не только к отдель­ным лицам, но и к коллективам воспитанников;

При поощрении необходимо учитывать особенности характера воспитанника. В нем особенно нуждаются не­смелые, неуверенные личности.

метод наказания. Наказание - способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицатель­ной оценки ее поведения (а не личности), способ предъяв­ления требований и принуждения следовать нормам, фор­мирование чувства вины, раскаяния.

Наказание - средство педагогического воздействия, ис­пользуемое в случае невыполнения установленных в обще­стве требований и норм поведения. При его помощи вос­питаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противо­речиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления - теории свободно­го воспитания - отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормо­зить отрицательное поведение воспитанников. Однако зап­рещены следующие наказания:

Физические;

Оскорбляющие личность;

Мешающие воспитанию (например, не пускают на дис­пут);

Трудом;

Лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, огра­ничение участия в жизни коллектива, изменение отноше­ния к воспитаннику, снижение оценки по поведению, ис­ключение из школы.

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педаго­гической ситуации, выбор метода наказания, помощь про­винившемуся, анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются опре­деленные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степе­нью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его спра­ведливости. Если наказание не дает результата, оно стано­вится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной по­хвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профи­лактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возраст­ные и индивидуальные особенности воспитанников.

метод примера. Пример как метод воспитания - это способ предъявления образца как готовой программы пове­дения, способ самопознания. На этом и основан метод вос­питания примером. Воспитателю (педагогу, учителю, роди­телю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.

Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает. Постоянный просмотр телевизора в любое свободное время не научит разумной организации свободного времени. Грубая речь, окрики, ру­коприкладство, несдержанность не способствуют форми­рованию гуманной, корректной, выдержанной личности. Отношение к работе, другим людям, природе, чужим уда­чам и падениям, альтруизм или эгоистичность - все это ориентирует воспитанников на то или иное поведение. Пример - самый трудный метод воспитания. Воспитанни­ки прощают взрослому недостатки, но есть одно важное условие: воспитатель должен всегда совершенствоваться, постоянно преодолевать свои недостатки, с тем, чтобы по­ложительно влиять на личность.

Примеры бывают положительные и отрицательные. Вос­питывать следует на позитивных примерах. Это не значит, что нужно ограждать воспитанников от всего отрицательно­го. Необходимо раскрывать им неприглядную сущность фактов неправильного поведения, вызывать стремление бо­роться с уродливым в жизни.

Формы проявления примера как метода воспитания - личный пример, пример родителей, замечательных людей, сверстников, героев.

Алгоритм реализации: целенаправленный выбор обра­за, его восприятие, осознание достоинств, выделение нрав­ственных качеств, включение в свою программу самовоспи­тания.

При использовании методов воспитания нужно соблю­дать педагогические требования, вызывающие, стимулиру­ющие или тормозящие определенную деятельность воспи­танника. Их нельзя предъявлять сгоряча. Воспитанник должен чувствовать, что воспитатель уверен в своих дей­ствиях. Всякое требование необходимо контролировать, строгих, жестких требований должно быть немного, наи­лучший результат дают требования, разработанные совмест­но с воспитанниками.

Требования могут быть слабыми (напоминание-просьба, ответ, намек, порицание); средними (распоряжение, требо­вание-установка, предостережение, запрещение); сильны­ми (требование-угроза, приказ-альтернатива) 1 .

И.П. Подласый предлагает классифицировать их по форме предъявления как прямые (отличаются определен­ностью, конкретностью, точностью; предъявляются в решительном тоне) и косвенные (требование-совет, тре­бование-доверие, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение; характеризуются тем, что действу­ют на сознание воспитанника).

По способу предъявления различают непосредственные (если воспитатель сам предъявляет требование) или опо­средствованные требования (если оно организовано воспи­тателем и «передается» через посредника).

В жизни эффективность требований может быть раз­личной. Это зависит от авторитета воспитателя, предъяв­ляющего требование, возрастных и психологических осо­бенностей воспитуемого, условий, в которых требование предъявляется.

Нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. "Надо ли воспитывать взрослых людей?" Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание. "Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным" (С. Д. Смирнов).

Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом (будь то христианские заповеди, или "моральный кодекс строителя коммунизма", или "общечеловеческие ценности"), а как к созданию условий для саморазвития личности.

Мы не можем и не должны заранее решать за человека, каким ему быть, ибо каждый имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать.

Самый главный прием воспитания - это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.

Означает ли это, что воспитатель должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и решений, которые принимает его воспитанник? Разумеется, нет. Главная задача воспитателя - раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может, скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя.

Другая важная задача воспитания - помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить студентов приемами самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности.

Часто преподаватели руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают учебники, выполняют задания и, когда это требуется, демонстрируют эти знания на экзаменах. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям, с которыми студенты просто не могут справиться.

Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в период контроля и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая ему знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он неумен, ленив, безответственен и т.п.; заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние па физические состояние и здоровье студента.

Учеба в вузе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с другими группами молодежи. Этот факт часто порождает у преподавателей ошибочное представление о студентах как социально незрелых личностях, нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не осознавая, преподаватель в этом случае как бы ставит планку, ограничивает уровень, до которого студент, по его представлению, может развить свои личные качества, в данном случае ответственность, инициативность, самостоятельность. Воспитуемый (в данном случае студент) неосознанно воспринимает такую программу и, что особенно огорчительно, внутренне принимает ее. Человеку свойственно легко адаптироваться к заниженным требованиям: в этих условиях способности студента не только не развиваются, но часто деградируют.

Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой. У студентов преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.

Изменения личности, в свою очередь, происходят не только в процессе извне организованной деятельности. Но, во-первых, личность может самоизменяться, порождая новые качества, а во-вторых, и внешние влияния не сводятся только к тем, которые являются результатами деятельности. Не меньшее, если не большее, влияние, чем деятельность, на формирование личности оказывает общение, которое, по мнению большинства исследователей, хотя и тесно связано с деятельностью, но имеет принципиально иную природу.

Общение и складывающиеся межличностные отношения на основе привязанностей, желания совместного общения и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента. Поэтому студенческое самоуправление может выступать как мощный фактор воспитательного процесса.

Формируя принципы деятельности органа студенческого самоуправления в новых социально-политических условиях, следует учитывать опыт непревзойденного организатора детского, юношеского самоуправления А. С. Макаренко. Следует придерживаться принципа, что службы университета и педагоги ни в коем случае не должны предпринимать попытки навязывать свое мнение органам студенческого самоуправления по тем вопросам, которые решением ректора были отнесены к ведению самоуправления. Этого не следует допускать даже в том случае, когда решение вопроса руководством университета, деканатов было бы очевидно более правильным и оперативным. Необходимо пристально следить за тем, чтобы каждое решение самоуправления было выполнено без волокиты и о результатах докладывалось на совете самоуправления.

В ходе работы органа самоуправления полезно придерживаться совета А. С. Макаренко не допускать "присвоения" кем-либо или группой определенных руководящих функций, периодически перебрасывая их с одного вида деятельности на другой. Помимо прочего это дает возможность приобщать активистов к разнообразной деятельности.

Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания в вузе состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности.

Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Как утверждают многие крупные ученые и педагоги, основатели больших научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой.