Вопросы что где когда по географии сложные. Интеллектуальная игра по географии «что, где, когда

Класс: 8

8 класс

«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены России. Играют знатоки 8 классов.

Правила игры:

  1. Игра идет до 6 баллов.
  2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
  3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
  4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
  5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
  6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

В морях какого океана находится самое наибольшее количество островов России? Какой из российских островов:

а) самый большой
б) самый северный
в) самый восточный?

Ответ: Наибольшее количество российских островов находится в Северном Ледовитом океане.
Самый большой – о. Сахалин.
Самый северный – о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Самый восточный – о. Ратманова в Беринговом море.

Вопрос 2.

Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, а другое в 245 раз меньше и хороший пловец может нырнуть в нем до дня. Второе море является маленьким, его площадь в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором море вся толща воды обитаема. Назовите эти моря и пролив их соединяющий.

Ответ: Черное и Азовское моря. Керченский пролив.

Вопрос 3.

Русского мореплавателя и предпринимателя Григория Ивановича Шелихова называли «Русским Колумбом». А знаете ли вы почему?

Ответ: С именем Шелихова связано начало исследования и освоения русскими обширных территорий на северо-западном побережье Америки, которое мы знаем под названием «Аляска». Много лет отдал он изучению и освоению этого края. Его экспедиции изучали побережье, наносили его на карту. Он руководил переселением русских в новые земли, первым подал мысль ходить к берегам Америки из портов Балтики, т.е. вокруг света.

Вопрос 4.

В 1763 году им было создано «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».
В нем он говорил, что путь на восток прокладывается неутомимыми трудами народа, имя в виду русских землепроходцев. Он не сомневался, что Дежнев «доказал проход морской из Ледовитого в Тихий». Это открытие вселяло в него надежду, что против «Чукотского носа лежит остров или матерая земля».
Его предвидение предвосхитило открытие великих рек Аляски. В его книге говорилось: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и Америке». Назовите имя ученого.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

Вопрос 5.

Блиц-вопросы для команды (по 30 сек.)

1. На улицах нашего поселка встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются?

Ответ: Ямы.

2. По радио можно услышать такую информацию:

– в столице – 15 часов.
– в Саратове, Астрахани – 16 часов.
– в Екатеринбурге – 17 часов.

А сколько часов будет в Магадане?

Ответ: 23 часа.

3. В одном из стихотворений Михаила Пляцковского есть такие слова:

– Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше…
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит – возвращусь я в день вчерашний!

Возможно ли это? Где это может быть?

Ответ: Возможно. На линии перемены дат или при пересечении границ часовых поясов с востока на запад.

Вопрос 6.

На границе Тихого океана и Берингова моря, в 200-ах км от полуострова Камчатка расположены острова. Крупнейший из них (85км в длину и около 40км в ширину) как и весь архипелаг, назван в честь Витуса Беринга. Здесь он умер и похоронен. Длина острова Медный – 56км, ширина 5-7км. Острова же Топорков и Арий камень – совсем крошечные.
Вопрос: Как называется этот архипелаг?

Ответ: Командорские острова.

Вопрос 7 (черный ящик).

Эта горная порода органического происхождения. Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и др.) пластами, которые иногда достигают значительной мощности.
Данная порода используется для получения горючего газа в качестве сырья для химической промышленности, а также является одним из видов энергоносителей.
Вопрос: какая горная порода находится в черном ящике?

Ответ: Каменный уголь в черном ящике.

Вопрос 8.

По словам академика Сергея Владимировича Обручева «Вечный памятник этому исследователю Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины и до 3000м вышины; по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири».
Вопрос: что это за вечный памятник и кому он посвящен?

Ответ: Хребет Черского. Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири, берегов Байкала.

Вопрос 9.

Блиц-игра для 1-го знатока.
Блеф-игра (ответы да или нет )

Вопрос 10.

Этот отрывок взят из повести А. Гайдара «Дым в лесу».

«Летчик Федосеев задумался:
– Послушай, спросил он, – ты карту знаешь?
– Знаю! – ответил Генка. – Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тифлис…
– Эх ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал: Европа, Америка, Африка, Азия. Я тебя спрашиваю, если я тебе по карте начерчу дорогу, та разберешься?
Генка замялся:
– Не знаю, Василий Семенович. У нас это по географии проходили, да я что-то плохо…
– Эх, голова, то-то и плохо. Ну ладно, раз плохо, тогда лучше и не надо. Вот смотри. – Он вытянул руку – Отойди на поляну дальше, повернись лицом к солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце светило тебе как раз на край левого глаза. Это и будет твое направление».

Определите, в каком направлении должен идти Генка.

Ответ: На запад.

Вопрос 11.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет «День длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг». О каком месте пишет автор?

Ответ: О широте 90° (т.е. СП).

Вопрос 12.

Многие СМИ пишут о загрязнении окружающей среды, т.е. экологической опасности в России и за ее пределами. Часто и мы с вами причастны к гибели нашей природы.
Задание: за 1 минуту вспомнить и исполнить хором несколько строк народной или современной песни «антиэкологического» содержания.

Ответ:

Во поле береза стояла…
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок…

6 класс

Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

П. Гвездослов

– Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены охране природы на планете Земля. Играют знатоки 6 классов.

Правила игры:

1. Игра идет до 6 баллов.
2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

Если вырубить лес в бассейне реки, то больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?

Ответ: Весной – половодье – больше воды; летом – меньше воды.

Вопрос 2.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором народную или современную песню «вредного» для природы содержания.

Ответ:

1. «Во поле берёза стояла»
2. «Ёлочка» (срубил он нашу ёлочку под самый корешок)
3. «Букет» (А. Барыкин).

Вопрос 3.

Каков природоохранный смысл народных пословиц и поговорок:

  1. Репу да горох не сей подле дорог.
  2. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться?

Ответ:

  1. Загрязнение выделяющимися выхлопными газами со свинцом.
  2. Сброс мусора в колодцы, отвалы, загрязнение подземных вод.

Вопрос 4.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором современную или народную песню природоохранного содержания.

Ответ:

1) «Не рвите цветы» (Ю.Антонов)
2) «Не рубите, мужики, не рубите дерева» (гр. «Любэ»)

Вопрос 5.

Как с точки зрения охраны природы выглядят такие сказки и загадки:

а) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
б) Зимой в поле лежали, летом в реку побежали?

Ответ:

а) Иванушка выпил загрязнённую воду и стал козлёночком.
б) Вместе с талым снегом в реку попадают минеральные удобрения.

Вопрос 6.

В современное время основным источником загрязнения вод Мирового океана является нефть. Какими путями она попадает в океан, и как можно очистить поверхность воды от нефти?

Ответ: Нефть перевозят нефтетанкеры. Во время аварий на них, нефть попадает в океан. Нефтяную плёнку удаляют с помощью специальных бактерий.

Вопрос 7 (чёрный ящик).

Эта вещь помогает защищать природу не только нашей области, но и всей Земли. Знатоки, за 1 мин. угадайте, что находится в чёрном ящике?

Ответ: «Красная книга Белгородской области».

Вопрос 8.

Назовите основных виновников гибели природы Земли.

Ответ: люди.

Вопрос 9 (блиц-игра для 1 игрока)

1. Как называется слой атмосферы, который защищает планету Земля от жёсткого космического излучения? (10 сек.)
2. Какие вещества разрушают озоновый слой Земли? (10 сек.)
3. В настоящее время площадь озоновых дыр:

а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается? (10 сек.)

Ответ:

1. Озоновый слой.
2. Фреоны.
3. Увеличивается.

Вопрос 10.

В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране их более 100. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

Ответ: Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Воронежский, Ямская степь, Лес на Ворскле и т.д.

Вопрос 11.

Вспомните и назовите отрицательные изменения, происходящие в природе нашего города и его окрестностей.

Ответ:

1) вырубка деревьев;
2) свалки мусора на окраинах города;
3) стоки с ферм, удобрения с полей, бытовые отходы.

Вопрос 12.

Знатоки, за 1 мин. вспомните и перечислите «Правила поведения в лесу».

Ответ:

1) умей вести себя в лесу, будь вежливым гостем;
2) не рви цветы, смотри, любуйся, рисуй, фотографируй;
3) не ломай деревья, не делай на них вырезки;
4) не лови ради забавы животных;
5) не шуми в лесу;
6) не сори в лесу: сколько мусора принёс, столько унеси с собой.

Подведение итогов игры. Награждение участников.

Литература

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
  2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил., карт.
  3. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007.
  4. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
  6. Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
  7. Раковская Э.М. География: Природа России. – М.: Просвещение.
  8. Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.

Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты

1 вопрос (+ 2 очка)

Погода и климат – понятия разные.

Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?

Ответ: экватор.

2 вопрос (+ 2 очка)

Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.

Вопрос: что это за город и какое у него исключение?

Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.

3 вопрос (+ 2 очка)

Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.

Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?

Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.

4 вопрос (+ 2 очка)

В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»

Вопрос: чем примечательно это место?

Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»

5 вопрос (+ 2 очка)

К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.

Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.

6 вопрос (+ 2 очка)

«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,

Она, как песня, мчится в край угрюмый.

Налево Каракумы залегли,

Направо притаились Кызылкумы.

Ей нипочем пустынь палящий зной…»

Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?

Ответ: Амударья.

7 вопрос (+ 2 очка)

Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

Ответ: Анды.

8 вопрос (+ 2 очка)

В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.

Вопрос: как называется река и растение?

Ответ: Нил, папирус.

Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)

В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.

Разделы: География

Задачи урока:

  • сформировать представление о столицах стран зарубежной Европы, используя нетрадиционные формы обучения;
  • способствовать формированию чувства прекрасного, развитию кругозора.

Организационный момент:

  • класс делится на команды (по 10 человек);
  • выбор капитана (заранее);
  • эмблема, название каждой команды.

Экспертная группа по подсчету очков-баллов;

1 ученик у доски, отвечающий за закрытие на табло цифр-заданий.

Оборудование:

  • политико-административная карта Европы;
  • рефераты учащихся,
  • дополнительная литература по столицам;
  • магнитная доска с нарисованным табло с цифрами;
  • конверты с вопросами.

Ход урока

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный по форме проведения урок "Что? Где? Когда?" по теме "Столицы стран зарубежной Европы".

Готовясь к уроку, вы много узнали о европейских странах. Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражена история государства, уникальные архитектурные памятники. И сегодня ваша задача состоит в том, чтобы за одну минуту вы смогли сказать, о каком городе идет речь.

Сегодня с нами играют 2 команды двух классов. Давайте с ними познакомимся. Итак, представляю Вам капитана первой команды (Ф.И. уч-ся) – “Пожалуйста, капитан представьте сегодня тех, кто играет в Вашей команде. (Представление детей в команде). (Тоже самое со 2 командой).

Но у нас в резерве есть еще и 3 команда – зрители.

Правила игры:

Каждая команда выбирает цифру-задание на табло, которая сразу же закрывается магнитом-игрушкой. На размышление команде дается 1 минута. Если команда не отвечает, или дает неправильный ответ, то вопрос адресуется 3 команде – зрителей. Игра заканчивается, как только закрывается полностью табло.

Итак, начинаем игру! Будьте внимательны! Прежде, чем дать первое слово какой-либо из команд, вы должны ответить на вопрос, который определит очередность выбора задания первым.

Вопрос: - Сколько стран Зарубежной Европы входит в международную организацию “БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА” (ОТВЕТ: 4 – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.)

Команда определилась. Слушаем вопрос, который вы выбрали на табло (вопросы…)

В конце игры подводятся итоги экспертной группой. Команды награждаются эмблемой в виде оценки “5”

поочередно приглашаются знатоки первой команды, ребята открывают поочередно цифры на табло и называют столицу, о которой идет речь.

Примеры возможных вопросов

1. Город расположен в живописной местности у подножия горной гряды Альп на берегах реки Дунай. До нашей эры на месте современной столицы располагалось древнее поселение кельтов. В 1 веке здесь появились римляне, которые построили крупный военный лагерь Виндобона, положивший начало городскому населению. В настоящее время славится производством изделий "высокой моды". (ответ: Вена.)

2. Город - крупнейший финансово-торговый центр капиталистического мира после Нью-Йорка. Но в отличие от Нью-Йорка, где сравнительно немного музеев, театров, исторических памятников, город - один из самых оживленных культурных и научных центров западной Европы и не уступает в этом отношении Парижу. Городские театры сосредоточены в районе улицы Пиккадилли. Здесь их около тридцати. Тут же расположены и крупнейшие кинотеатры. (ответ: Лондон.)

3. Город лежит как раз на "языковой" границе, на стыке территорий, где употребляются два языка - французский и фламандский. Все таблички с названиями улиц и площадей написаны здесь на двух языках. К столице ведет большинство железных дорог и шоссе. Это не только политический и экономический, и культурный центр страны. Здесь живут потомки Тиля Уленшпигеля. (ответ: Брюссель)

4. Самый крупный город в стране. Расположен в широкой котловине, возник 2000 лет назад у теплого минерального источника. Сначала на этом месте поселилось одно из фракийских племен - серды, и их поселок был назван Сердикой. Поселок оказался на торговом пути между Западом и Востоком и еще во времена Римской империи стал важным торговым центром.

После освобождения страны от турецкого ига поселок был провозглашен ее столицей. На гербе города есть надпись: "Растет, но не стареет". (ответ: София.)

5. На правом, высоком берегу Дуная, еще за 2 века до нашей эры было римское военное поселение Аквинкум. Пешт возник как самостоятельный город на левом, низменном берегу Дуная в 13 веке. В 1872 году оба города были объединены в один. Сейчас этот город - столица с населением более 2 млн. человек, что составляет почти пятую часть населения страны. На Замковой горе сохранились старинные дома и улочки, остатки средневековых крепостей, стен и башен. В маленьком домике "Русвурм" создан музей кондитерского искусства. (ответ: Будапешт.)

6. После поражения во второй мировой войне город был временно поставлен под совместное управление четырех держав - СССР, США, Великобритания, Франции. В августе 1961 года была возведена стена, которая разделила город на 2 части - западную и восточную. Расположен на реке Шпрее. Крупный транспортный узел. В городе много парков и теннистых аллей. Среди них широко известных Трентов-парк. (ответ: Берлин.)

7. Порт и столица сомкнулись, по существу, это единый город. Здесь живет более 2 млн. человек. Это важный транспортный, промышленный и культурный центр страны. Через столицу проходят международные воздушные линии, связывающие европейские города с Азией, Африкой, Австралией. Со всех концов города на фоне ясно-голубого южного неба виден Акрополь. (ответ: Афины)

8. Один из старейших европейских городов, ему около 1000 лет. Название столицы в переводе на русский язык означает "Торговая Гавань". В наше время это вполне современный европейский город с широкими улицами, высокими зданиями, бульварами, парками. Но в старинной его части сохранились узенькие улочки и маленькие домики. В столице много озер. Вдоль морского причала идет широкая аллея - излюбленное место для прогулок. У гавани на камне сидит задумчивая бронзовая русалочка из известной сказки Андерсена. (ответ: Копенгаген.)

9. Столица - важнейший транспорный узел и основной морской порт, через который проходят почти все внешнеторговые связи страны. Главная отрасль промышленности в городе - пищевая: пивоваренная, спирто-водочная, мукомольная, консервная, кондитерская. Наиболее важные и крупные предприятия группируются вокруг порта вдоль реки Лимож и каналов. Документы печатаются на двух языках: гэльском и английском. (ответ: Дублин.)

10. Маленький, чистый городок, где живет около 70 тыс. человек, расположен в глубине залива Факсафлоуи. Он не защищен от сильных ветров, дующих с моря, и иногда пешеходам в городе приходится держаться за канаты, протянутые вдоль улиц. В дождливую погоду столица выглядит не очень првлекательно. Но когда тучи рассеиваются, город очень живописен. Небольшие двух- и трехэтажные дома с красными, зелеными, синими крышами придают городу своеобразный облик. В городе несколько крупных зданий, среди них Национальный театр, университет и гостиница "Борг". На внешний рынок страна вывозит много рыбных продуктов. (ответ: Рейкьявик)

11. Столица находится почти в центре полуострова. В ней живет более 2 млн. человек. В течение многих веков город был небольшой крепостью.

Во 2-й половине 16 века была перенесена столица из Толедо. Центральная площадь Пуэрто-дель-Соль с ее играющим радужными отблесками фонтаном Нептуна - это как бы праздничный фасад столицы. От нее отходит одна из главных улиц города - Алькала. Музей Прадо - национальный музей, его картинная гаперия - уникальное собрание живописи Веласкеса, Гойи и других известных живописцев. Туристические проспекты настойчиво приглашают посетить Андалусию - "страну солнца", песен и памятников старины. (ответ: Мадрид.)

12. Cамый крупный город страны. Административный и культурный центр. Много небольших фабрик легкой промышленности. Сюда приезжает много иностранных туристов. Город-музей. Небольшие площади, украшенные памятниками и фонтанами, узкие улицы. В старинном городе много античных зданий, средневековых дворцов и соборов. У Палатинского холма расположена древняя площадь Форум. Неподалеку от Форума высится гигантское полуразвалившееся здание Колизея - одного из самых больших сооружений древности. Следует отметить хорошо сохранившийся величественный храм Пантеон. (ответ: Рим.)

13. Город возник около 1000 лет назад на правом берегу устья маленькой реки Лоэльв. Устье реки на языке народа этой страны - "ос". "Город - у устья реки Ло". Не только промышленный город, но и крупнейший порт. В окрестностях столицы находится всемирно известный лесистый холм Холменколен. Здесь проводятся международные соревнования лыжников. (ответ: Осло.)

14. На Висле, в среднем течении, расположена столица. Во время второй мировой войны гитлеровцы разрушили почти весь город. Наиболее замечательные исторические сооружения были восстановлены по чертежам и фотографиям, но большая часть города отстроена заново. Советские люди подарили городу высотное здание - Дворец культуры и науки. Некоторые уголки старины сохранились. Это Старое место - район средневековой застройки с узкими улочками. Здесь находятся памятники Николаю Копернику, Адаму Мицкевичу, Костел св.Креста,где погребено сердце Шопена. (ответ: Варшава.)

15. Столица построена на крутых холмах в устье реки Тежу. Дома словно карабкаются по склонам, образуя узкие извилистые улицы. Много старинных построек. Одна из самых древних -- развалины крепостной стены, воздвигнутой еще вестготами. В городе несколько музеев изобразительных искусств, национальная библиотека, университет и Академия наук. В большом парке растут самые разнообразные растения - от японского карликового дуба до баобаба. Природные условия делают столицу одним из лучших портов в мире. (ответ: Лиссабон)

16. На Нижне-Дунайской низменности, у берегов небольшой реки Дымбовицы лежит столица. По народной легенде, этот город получил свое название от имени якобы основавшего его пастуха Букура. И поныне на берегу реки Дымбовицы стоит небольшая церковь с грибовидным куполом, сооруженная в память легендарного пастуха. Впервые упоминается в 1459 году как крепость, построенная господарем Владом Цепешем для защиты Валахии от турецкого нашествия. (ответ: Бухарест.)

17. На месте этого города в древности находилось поселение Галлов-Лютеция. С 987 года - столица. В 14-15 вв.- самый большой город Западной Европы. С 19 века - крупнейший международный финансовый центр. Это признанный законодатель мировой моды. Архитектурный облик города складывался в течение 20 столетий, сочетает в себе черты разных стилей, но сохранил художественное единство. Основные ансамбли: церкви Сен-Жермен де Пре, Сен-Северен, площадь Согласия, Лувр, Елисейские поля,Эйфелева башня, Пантеон, знаменитый "Гранд - Опера". (ответ: Париж.)

18. Известен с 12в. В14 в. сюда перенес свою резиденцию великий князь Гедимин. В 16 в. город стал крупным торговым, ремесленным и культурным центром Европы. В 1525 году Франциск Скорина напечатал здесь "Апостол". В 16 в. иезуиты основали в этом городе академию, в которой учились А.Мицкевич, поэт Словацкий. С 1795 года - центр Виленской губернии России. Наиболее значительные архитектурные памятники: руины Верхнего замка, монастырь Бернардинцев, церкви 16-17 вв.,кафедральный собор и ратуша, епископный дворец. (ответ: Вильнюс.)

Используемая литература:

1. Энциклопедический справочник “ Весь мир”, Минск, 1999г.

2. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М.; Просвещение, 1996г.

Конспект внеклассного мероприятия по географии

«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.

Учитель географии Жданович Людмила Тадэушевна.

ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

Ход игры

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Источники информации:

      Аношко В.С.- Олимпиады по географии. -Минск 2004;

      Безруков А.М. –Занимательная география. –Москва 2001;

      Касаткина Н.А. – География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. – Волгоград 2004;

      Кривицкий В.М. – Неделя географии в школе. – Мозырь 2002;

      Новик Н.Н. – Итоговые проверочные работы по географии. – Минск 2003.

Ведущий: Ребята, мы здесь сегодня собрались, чтобы проверить ваши знания по географии. Помните или нет? Сейчас проверим. Но прежде чем перейти к игре, выберем жюри.
Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты
1 вопрос (+ 2 очка)
Погода и климат – понятия разные.
Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?
Ответ: экватор.
2 вопрос (+ 2 очка)
Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.
Вопрос: что это за город и какое у него исключение?
Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.
3 вопрос (+ 2 очка)
Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.
Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?
Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.
4 вопрос (+ 2 очка)
В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»
Вопрос: чем примечательно это место?
Ответ: здесь центр Европы.
Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»
5 вопрос (+ 2 очка)
К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.
Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.
6 вопрос (+ 2 очка)
«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,
Она, как песня, мчится в край угрюмый.
Налево Каракумы залегли,
Направо притаились Кызылкумы.
Ей нипочем пустынь палящий зной…»
Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?
Ответ: Амударья.
7 вопрос (+ 2 очка)
Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Ответ: Анды.
8 вопрос (+ 2 очка)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.
Вопрос: как называется река и растение?
Ответ: Нил, папирус.
Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)
В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.
Вопрос: какое это растение?
Ответ: тыква.
10 вопрос (+ 2 очка)
Одно из удивительных явлений, которое происходит на реке, это водопад. На земном шаре существует множество водопадов.
Вопрос: назвать самый большой водопад мира, на какой реке, высота. Ответ: Анхель, Ориноко, 1054 м.
Вопросы к капитанам
1. Какие горы самые высокие в мире?
2. Что такое «урбанизация»?
3. Что объединяет страны – США, Германия, Япония?
4. Что такое атолл?
5. Что такое Гринвич?
Музыкальная пауза: учащиеся 11 класса исполняют песню «Где-то на белом свете…»
Ведущий: Сейчас жюри подведет итоги и огласит результат игры. Спасибо за участие!