Тайские боги. Тайские амулеты для защиты и богатства

Тайская мифология испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.
Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай , вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне, катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке , срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем , что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси, родившемся из огня намного позднее её.
В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа , и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов . Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган , упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала , тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао).
По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Тайской мифологии тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил , проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов .
Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи , духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов . Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев.
С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган, принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы.
Вместе с этим в Тайской мифологии чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая

Вдоль стены идет галерея, а внутри эта бесконечно огромная фреска. Какая-то особенная техника нанесения изображения. Отдельные небольшие участки стены реставрируются, и художники, не обращая внимания на народ, подготавливают поверхность, а потом наносят на нее однотонную краску слой за слоем. То есть вначале, допустим, красятся все коричневые элементы, потом все красные, потом зеленые и так далее. Полутона рисуются напоследок. В основе сюжета лежит индийский эпос Рамайяна. Тайцы перепели его на свой лад и назвали Рамакиен. Я спрашивал экскурсовода (я взял, как обычно, индивидуальный тур - стоит сущие копейки, а толку намного больше) при чем тут Рама - храм-то буддийский? Она сказала, что сама не очень в курсе. Тайцы вроде как впитывают любую религию, Рама, Вишну, Будда - нет разницы, был бы человек хороший. Как я уже писал, король демонов Равана похитил невесту бога Рамы по имени Сита. Рама все триста метров фрески пытается вернуть ее назад не мытьем так катаньем. Он то дружит с демонами, то воюет с ними. Перипетии этой истории вплоть до счастливого конца, когда демоны гибнут во главе с Раваной, отражены в мельчайших подробностях. В войне Раме помогают обезьяны. По тайской мифологии обезьяны и демоны суть одна малина, но обезьяны все-таки ближе к человеку. При этом под обезьянами подразумеваются не резус-макаки, а какое-то злобное воинственное мифическое племя. Там сам черт ногу сломит. Я еще спросил, почему демоны-яки охраняют входы в храм. Вроде бы это нелогично, они же враги рода человеческого. Экскурсоводша ответила, что тайцы не возражают против нечистой силы, если использовать ее с умом к своей выгоде. Яки типа ручные, пусть стоят и охраняют, раз уж так у них сложилось.

Таиланд, пожалуй одно из самых популярных направлений Азии. Туристам эта страна знакома вкусной едой, хорошими пляжами и богатой культурой. Пожалуй все побывавшие там видели изображения героев местного эпоса Рамакиен. Они есть не только на храмовых комплексах, но и на различных картинах, сувенирах, брелках, а также данные образы широко используются в местных выступлениях и концертах. Рамакиен — аллегория победы добра над злом, тайский вариант индийского эпоса Рамаяна с характерными для Сиама деталями. Герой эпоса Рама является образцом добродетели — идеальным королем. Ему противостоит злобный демон – король Тосакан.

Сегодня мы расскажем кто эти божества и чем они известны в истории эпоса. Конечно эта история огромна, но все же мы попытались собрать здесь её главную суть вместе с основными героями.

Фото: depositphotos.com

Тосакан (Рована в индийской мифологии) – демон повелитель ракшасов и король острова Ланка (сейчас это остров Шри-Ланка, многим это место знакомо как Цейлон). По приданию имел «десять шей, голов и рук». Согласно эпосу будущий повелитель Тосакан десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству – тапасу. Тапас это аскетизм и самоограничение, при которых происходит накапливание особого внутреннего жара, дающего способность магически воздействовать на окружающее. В награду за это Пхра Пхром (Брахма) наделил его даром неуязвимости от богов и демонов. Воспользовавшись этим Тосакан смог узурпировать власть над всеми тремя мирами – над небесами, землёй и подземным миром. А на острове Ланка он основал царство ракшасов, изгнав оттуда своего сводного брата Куберу. Богов же он сверг с небес богов и заставил себе прислуживать.


Фото: depositphotos.com

Свита Тосакана — ракшасы описываются многорукими, многоголовыми и многоглазыми или, наоборот, одноглазыми существами с огромным ртом. Иногда ракшасы имели облик обычных людей, в том числе соблазнительных женщин, который они принимали в результате оборотничества. В основном же это были великаны, а иногда и исполины чудовищных размеров.

Фото: depositphotos.com

Давший Тосакану дар неуязвимости Пхра Пхром (Брахма) – не имеющим матери бог творения, саморожденный из цветка лотоса в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Он находится далеко за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации.

Все-таки, Восток, действительно, дело тонкое... основная религия Тайланда буддизм, который не запрещает попутно быть христианином, мусульманином и так далее, поскольку считается больше мировоззрением, а не религией. Но, если это не религия, то во что верят тайцы? О чем и как молятся, или просят Будду, а иногда и не только Будду?

Зачем построены многочисленные, иногда, странные, необъяснимые храмы Тайланда, а иногда и не только храмы? Многое, те же домики для духов в Тайланде - на виду; многое - совсем не афишируется; многое, на первый взгляд, выглядит мистическим или, как минимум парадоксальным…

Домики для духов в Тайланде

Религия Тайланда и… домики для духов

Такие маленькие, часто красиво украшенные домики, служащие жильем для духов, охраняющих окружающее пространство, строятся в Тайланде раньше любых других построек. Духи, «живущие» в домике, могут быть довольны, или не довольны тем, как к ним относятся, поэтому о благополучии духа заботятся в первую очередь - приносят самую свежую еду, фрукты, цветы.

Ни в коем случае нельзя это предварительно нюхать, ведь тайцы понимают, что духи - существа бесплотные, поэтому питаются ароматами. Нюхать подношение, все равно, что откусить самый вкусный кусок пирога, а потом угощать им другого человека. Вера в духов никак не согласовывается с религией Тайланда, но, никто не осмелиться снести домик для духов, даже после того как люди уже уехали, дома не существует и земля пустует - соседям нужно продолжать жить, зачем беспокоить соседнего духа и кликать на себя беду?

Вера в духа, берегущего дом, на самом деле похожа на веру в «домовёнка», жившего в домах на Руси, которого раньше тоже потчевали молоком, для того, чтобы в доме все было благополучно. Только, почти для каждого из нас теперь это сказка, миф; для тайцев же эта вера - реальность.

Храм любви Тримурти
Phra Trimurti Shrine (Central World Plaza)


Религия Тайланда и… индуистский символ Тримурти

Тримурти не совсем храм Тайланда, скорее талисман - статуя Богини Любви, соединяющая в себе символы бога Брахма, Вишну и Шива в индуизме. Каждую ночь в четверг около половины десятого вечера молодые люди и девушки приносят Тримурти красные свечи, благовония, красные розы; склоняют голову и шепчут свои мечты о счастье. И, верят в то, что на следующий день примерно в это же время Бог услышит их молитву. Считается, что именно Бог любви может вдохновить мужчину и женщину на отношения.

И, никому не кажется странным, что тайцы, придерживаясь традиций основной религии Тайланда, буддизма, приходят поклониться индуистскому символу и что особенно это популярно в день Святого Валентина, не имеющего уже совсем никакого отношения ни к буддизму, ни к индуизму.

Впрочем, Тримурти в своем воплощении напоминает христианскую Троицу, единую в трех лицах, которой молятся христиане, в том числе и о любви и… это совсем не мешает многим людям точно также праздновать день Святого Валентина.

Храм Богини Таптим, Храм Плодородия в Тайланде
Goddess Tuptim Shrine


Религия Тайланда и… Храм фаллосов

К домику, хранящему изображение богини Таптим, приходят женщины, которые, вероятно, уже нашли счастье в любви и теперь желают иметь детей. Рядом с домиком для Богини установлены многочисленные фаллосы - символы плодородия, многие из которых принесены теми, кому Богиня уже помогла обрести счастье материнства.

Откуда повелась вера, что Таптим помогает забеременеть точно неизвестно, но, тайцы искренне верят в эту помощь и иногда предупреждают о том, что здесь можно получить даже больше, чем рассчитываешь, особенно, если принесешь в качестве пожертвования ароматические палочки, цветы жасмина и бутоны лотоса.
Впрочем, в христианской религии тоже есть святые, которым верующие люди часто молятся с просьбой помочь зачать детей.

Храм Тьмы, Ват Пхра Раху
Wat Phra Rahu Wat Srisa Thong


Религия Тайланда и… Бог Тьмы Раху

Всем хочется быть богатыми, здоровыми и счастливыми. Кто-то за свое благополучие закладывает душу Богу тьмы, которого иногда называют Господином золота, кто-то отрицает его существование, тайцы признают его силу и предпочитают… договориться. В качестве подношений в храме Тайланда «Ват Раху» служат: черные цветы, черные ароматные палочки, черный рис - всего 8 предметов, естесственно, черного цвета.

Посещать храм рекомендуется после захода солнца, после 8 часов вечера. Особенно это актульно в периоды новолуния и лунного затмения, когда в ночное время земля не освещается и власть темных сил усиливается … если, не страшно.

Статую Бога Раху можно встретить во многих храмах, но, Ват Пхра Раху самый популярный, потому что здесь находится самая большая на территории Тайланда статуя этого божества и … этот храм Тайланда совершенно не с чем сравнить в России.



О чем молятся тайцы?

Иногда, кажется, что перечисленные вещи - духи, индуистские Богини, поклонение Раху совершенно несовместимы. Но, если вспомнить о том, что современная религия Тайланда - буддизм, имеет свои корни в индуизме древней Индии, что многие духовные ритуалы и символы являются общими, а астрология - неотъемлемая часть буддизма, почти всё встаёт на свои места.

Становятся понятны храмы Тайланда, посвященные знакам Зодиака; поклонение древней индуистской святыне Тримурти; и «зловещий» бог Раху оказывается не только мифическим существом, но и астрологическим символом, просто точкой пересечения орбиты Луны с эклиптикой, говорящей о пути развития человека в нынешнем воплощении.

Конечно, российскому и европейскому человеку сложно уложить в голове религию Тайланда, астрологов, храмы, веру в реинкарнацию, домики для духов - для этого нужно родиться тайцем или хотя бы азиатом. Слишком другие у нас традиции… но, разве мы не красим, по языческому обычаю, яйца на Пасху и, 14 февраля не отмечаем праздник итальянского святого - просто потому, что так принято или теперь стало модным?

Таиланд очень религиозная страна, и мифологических существ там в избытке, как, впрочем, и статуй, их изображающих. Статуэтки разных существ можно замечать повсюду, в частности, в знаковых местах, возле храмов. Однако туристы редко обращают внимание на такие мелочи, стремясь побыстрее увидеть основные достопримечательности и в суете побегать по местным рынкам.

Прежде чем войти в тайский храм, предлагаем вам остановиться и полюбоваться на этих существ. Они расставлены перед входом, поскольку являются хранителями храма от злых духов. Многие из этих существ происходят из легендарного леса Химафан, который столь же таинственный и скрытый от глаз, как и буддистская страна Шангри-Ла.

Змееподобное существо Наг

Это защитник Будды. Это существо с человеческим торсом и человеческой головой, которая укрыта веером из змеиных голов. Обитает в воде, пещерах и даже под землей. Наг часто выступает как защитник против плохих духов. Этих существ в виде барельефов можно увидеть на стенах храмов или лестницах, которые к ним ведут. Иногда скульптуру Нагов ставят на крышах, дверях и окнах. Наг является символом мудрости.

Это существо - получеловек-полуптица. Этот царь птиц появляется как в индуистской, так и в буддийской мифологии. В Ригведе Гаруда впервые упоминается как бог Солнца. О происхождении, достижениях и подвигах Гаруды рассказывается в первой книге великого эпоса Махабхараты. Свирепые фигуры этих существ можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке, а также в различных храмовых комплексах по всей стране.

Это существо имеет женское тело (изображается с голой грудью), при этом у нее птичий хвост. Вы найдете несколько статуэток этих существ рядом с храмом Ват Арун, что на берегу реки Чао Прайя в Бангкоке.

Апсонси материализуется как полуженщина-полулев. Некоторые из этих изящных позолоченных фигур можно увидеть на верхней террасе в храме Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео) в Бангкоке.

Это существо похоже на лебедя, его фигурку можно увидеть в Национальном музее королевских барж в Бангкоке. Хонгса с гордостью красуется на царской барже. Также фигурки этого существа можно встретить на вершинах храмовых крыш в разных частях королевства.

Это разновидность природного духа. Якша бывает мирным существом, оберегающим леса и горы, а может быть монструозным духом, как ракшасе, демоном, который не прочь полакомиться заблудившимся путником в лесной глуши. Статуи Якши возвышаются над входами в большое количество храмовых комплексов в Таиланде, например, такие статуи есть в Большом королевском дворце и в аэропорту Суварнабхуми в Бангкоке.

Это морское чудище, частично крокодил, частично слон, частично дельфин. Этих существ, которые отвечают за погоду, изображают на балюстрадах храмов.