Славянские ведические имена женские. Ведические мужские и женские имена

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Вы подбираете имя для новорожденного сына? Родители всегда мечтают о том, чтобы их ребенок был самым счастливым и здоровым. И первое, что вы можете сделать для него – это дать правильное имя. Ведь имя – это знак, влияющий не только на характер, но и на судьбу человека.

Но проблема в том, что, во-первых, список имен огромен. Во-вторых, хотелось бы рассмотреть сильные и благозвучные славянские мужские имена, которые снова стали популярными. В статье вы узнаете, какие существовали традиции в наречении мальчиков на Руси и что обозначали славянские имена.

Как называли мальчиков на Руси?

Наши предки, славяне, были сильными и красивыми людьми. Русь славилась своими богатырями, и имена у них были яркие. Об этом мы узнаем из народных сказок, былин. Поэма «Слово о полку Игореве» представляет нам целый ряд прекрасных героев с запоминающимися именами.

Подбирая славянское имя для мальчика, наши предки особое внимание уделяли его значению. Оно должно было обязательно отражать черты характера будущего мужчины, воина или продолжателя рода – деда, отца. Имена мужчин отличались от имен народов других стран своей связью с силами Природы, богами и родом.

Славянские имена для мальчиков выбирались родителями в зависимости от рода занятости, в честь славных предков, исходя из качеств характера ребенка.

    Например, Добрыня – добрый,

    Всеволод – владеющий всем,

    Родомир – несущий мир и многие другие.

Сыновей называли в честь языческих богов: имя Яромир состоит из двух корней - Ярило (бог солнца) и мир.

Были имена, означающие порядок рождения ребенка в семье: Первуша, Вторак, Третьяк.

Самая распространенная группа представлена двухосновными именами: Богдан, Всеволод, Светозар, Святослав, Ратибор, Тихомир, Ярополк.

Были имена, связанные с мифическими персонажами, представителями флоры и фауны, природными явлениями: Храбр, Щука, Заяц, Ярило, Лада.

Почему забыты славянские мужские имена?

В основном на это повлияло крещение Руси, которое произошло в 10-м веке. Языческие верования сменились общегосударственной единой религией. Со сменой веры изменения происходили и в жизни людей, их быте, мировоззрении.

На исконно славянские имена наложили запреты, так постепенно они уходили из памяти, забывались. На смену им приходили древнееврейские, византийские, греческие, вавилонские, сирийские имена. В 19 веке русских имен осталось совсем мало, в семьях появились имена и латинского происхождения. В современной России мальчиков с древнерусскими именами по статистике было всего 5%.

Как распознать славянские имена?

Мужские славянские имена имели сакральный смысл. Они красивые, благозвучные, а также волевые, сильные. Распознать их можно просто. Обычно в их составе две основы: первая - основная и давалась при рождении ребёнка, вторая добавлялась, когда мальчик вырастал и имел определённые заслуги, в чем-то проявлял себя. Например,

    Абсей – рожденный в первый день весны,

    Всемил – милый всем,

    Дарослав – дающий слово,

    Ярополк – горячий воин.

Славянские имена для мальчиков

В славянском именослове раньше было очень много имен. В настоящее время большинство из них полностью забыты. Итак, если вы хотите назвать своего малыша традиционным славянским именем, то присмотритесь к следующему списку.


Абсей – талантливый, врожденное творческое начало.

Агнехрон - сильный, быстрый, потребность доминировать.

Агний – склонность к непрерывному движению, светлый человек.

Алий – активный, всегда чем – то занят, бурная энергия.

Бажен – желанный, любимый.

Белимир – священный в миру, полон любви и сострадания.

Белогор – белая гора, обладает сильным характером.

Белослав – прагматик, стремится всего доиться сам.

Беломир – честный, активный.

Белояр – священная ярость, яркая личность, жаждет всего, чем может обладать человек.

Богдан – уверенный, верный друг.

Боеслав – красив, уверен в себе и имеет сильный характер.

Божеслав – доброжелателен и вежлив.

Боголеп – Богом созданный.

Богумил – милый Богу, надежный.

Богумир – друг для всех.

Благомир – способен к лавированию и переменчивости.

Благослав – обладает умением прощать и высокими духовными качествами.

Болеслав – прославленный, наиславнейший, слышащий.

Борислав – борющийся за славу, незаурядный ум.

Братислав – общительный, жизнерадостный.

Бронислав - целеустремленный, настойчивый, принципиальный.

Будислав – будет славным, мастер дела, коммуникабельный.

Буеслав – подобный бури, несокрушимый.

Будимир – добрый, любит природу, обладает чувством прекрасного.

Вадислав – владеющий славой, волевой, сильный, успешный.

Велибор – великий борец.

Венислав – увенчанный славой, расчетливый, успешный.

Витослав – символ надежности.

Владимир – властелин мира, лидер.

Всеволод – всевластный, дар убеждать, мужественный, твердый.

Всеслав – всеславящий, знаменитый.

Вячеслав – славящий, стремление к лидерству, общительный.

Градимир – хороший организатор, общительный.

Глеб – глыба, решительный, справедливый.

Годимир – нужный миру, идеалист, стремится улучшить мир.

Горисвет – ясный, интеллектуал, уравновешенный.

Горислав – пылающая слава, здоровый, крепкий, выносливый.

Гостимир – талантливый, веселый, разносторонний.

Данияр – умный, обладающий знаниями.

Даромир – независимый, смелый.

Дивислав – удивительный, полный энергии, активный.

Добролюб – добрый и любящий.

Доброслав – славящийся добром.

Добрыня – добрый, удалой, самый лучший.

Дрогослав сильная личность, целеустремленный.

Есений – практичный, надежный, любят науку.

Желислав – смелый, независимый, решительный.

Житеслав – справедливый, активный, сильный.

Звенислав – мудрый, самодостаточный, успешный.

Зелислав – жизнерадостный, общительный.

Златослав – философский склад мышления, легко усваивает иностранные языки.

Златозар – бескорыстный, развита интуиция, честный.

Игорь – осторожный, внимательный.

Красимир – прекрасный и мирный.

Ладислав – уравновешен, рассудителен, успешный.

Любослав – смелый и независимый.

Милослав – прославляющий мир, прославленный миролюбием.

Олег – душа компании, решительный, надежный.

Пересвет – независим, мужественный, сильный характер.

Радим – талантлив в искусстве, спорте, веселый.

Радислав – надежный, добросовестный, здравомыслящий.

Ратислав – сильный духом, любит власть.

Ратмир – воин мира, гостеприимный, целеустремленный, хитрый.

Светозар – упорный, независимый, общительный.

Светослав – Дипломатичен, практичен, обладает силой воли.

Тихомир – миролюбив, добродушен, приветлив.

Ярило – солнце, бог.

Яромил – уверенный, позитивный, дружелюбный.

Яромир – спокойный, уравновешенный, жизнелюбивый.

Ярослав – спортивный, упорный, стремится к победе, успеху.

Ярополк – славный воин, лидер, самостоятельный, заводила, имеет сильную энергетику.

Конечно, этот представленный список нельзя назвать полным, но он дает представление о том, какими были древнеславянские мужские имена.

Мужские славянские имена опять в моде

Проанализировав значения древнеславянских имен, вы, конечно, согласитесь, что они звучат мелодично, полны благородства, мужества, силы. В них заложены глубинный смысл и мощная положительная энергетика. Чем больше мужчин с такими именами, тем лучше и здоровее становится мир. Это и возвращение к своим истокам, корням. Славянские имена энергетически намного сильнее чужестранных. И чем больше людей носят имена с позитивной энергией, тем лучше и чище энергоинформационный фон Земли.

Конечно, никто не призывает вас,родителей, полностью отказываться от привычных имен, таких как, Данил, Максим, Артур, Артём, Егор, Арсений, Никита, Семён, Константин, Александр, Николай, Кирилл.

Просто среди древних и забытых имеется множество красивейших и благородных. Наделив своего ребенка древнеславянским именем, вы укрепляете свой род, делаете его сильнее и очищаете от плохой энергии. В это и состоит сила имени человека. Выбор за вами.

Арктическая родина в Ведах. Глава XIII. Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев. Словарь арийских имён богов и терминов .

В словнике приводятся названия памятников религиозной литературы Индии и Ирана, встречающиеся в тексте, а также имена и термины, которые неясны по содержанию текста и не разъясняются в скобках или сносках.

АВЕСТА – собрание священных книг зороастризма.

АГНИ – бог огня , одно из древнейших божеств в Ведах. Имеет три формы-воплощения: солнце, молния и земной огонь.

АДИТИ – богиня в Ведах, мать группы богов-Адитьев.

АДИТЬЯ божества 7 месяцев солнечного света; Адитья — «имеющий семь имён, семиколесной колесницы, влекомой семью конями». Адитьев (солнц) было семь, по числу солнечных месяцев в Арктике. Шесть имён разных Адитьев – Дакша и Арьяман, Митра и Варуна, Бхага и Амша. Адити родила четыре пары сыновей: первыми родились Дхатри и Арьяман, затем появились Митра и Варуна, затем – Амша и Бхага, а последними были Индра и Вивасват. Семь сынов Адити люди называют Адитьями-богами, а восьмой, Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы — мёртвое солнце. Из Мартанда (от «мри» – «умирать» и «анда» – «яйцо птицы»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») братья сделали людей и других живых существ. «Существуют семь областей неба со своими особыми (семью) солнцами, есть и семь Хотри-жрецов, а с ними Адитьи – семь богов…»

Адхара — низший, Юг. У ттара — высший; север.

АЗИ (АХИ) – мифический огромный змей, ограждающий реки; общее название ядовитых змей.

АЙРЬЯНА ВАЭДЖО (АРИАНАМ ВАЙДЖА) – мифический арийский рай, или рай иранцев, считающийся областью их зарождения и исхода.

АЙТАРЕЙЯ БРАХМАНА – одна из Брахман, соотносится с текстами гимнов Ригведы.

АМРИТА – в ведической литературе (и во всех последующих литературных текстах) – напиток, дарующий бессмертие; напиток богов.

АМША – одно из имен солнца, сына Адитй.

АМЭША СПЭНТА – бессмертные святые в Авесте.

Ангарах – «горящие угли или огонь»

Ангирас — один из семи жрецов-Хотри, помогающих первочеловеку Ману совершать жертвоприношения, поющие гимны; соратники бога Индры. Агирасы — сыновья Агни. (греч. ) Ангирасы – это Вирупы-«имеющий много форм». В Ригведе говорится о двух группах (типах) Ангирасов, о двух их главных разновидностях – Навагва и Дашагва — лучшие из Ангирасов.

Ангарах – горящие угли или огонь

АНГРА МАЙНЬЮ (АНХРА МАНЬЮ) – злой дух в Авесте.

АПАОША – демон засухи; дословно – иссушающий.

АРАНЬЯКА – дословно лесная; Араньяки входят в состав книг ведической литературы.

АРДВИ СУРА АНАХИТА – в Авесте название реки и имя ее богини (в науке продолжается дискуссия о географическом положении этой реки).

АРДЖУНА – третий брат из числа пяти светлых героев эпоса «Махабхарата», братьев-Пандавов. Его небесным отцом является бог Индра.

Ари — в древнеиндийской астрологии «шестой дом» планет или небесное пространства

АРЬЯ (АРИЙЯ) – с древнейших времен это слово определяет принадлежность человека к одному из индоиранских племен.

АРЬЯМАН – одно из имен солнца, сына Адити.

Айрьяна Ва-эджо, или исходный дом иранцев

ATАР – огонь в Авесте.

АТХАРВАВЕДА – название последней из четырех Вед, содержащей заговоры и магические заклинания.

АТХАРВАН – «жрец огня»; Атхарваны называются «нашими отцами».

Ахани — пара «ночь и день» ; «есть тёмный «ахах» (ночь) и светлый «ахах» (день)». «Ахах ушаса-накта» — пара «день и ночь»

Ахо-ратре — «День-Ночь» (пара)

АХИ-ДАХАКА – трехглавый змей, враг добрых дел Ахура Мазды. Он же – Ази-Дахака и Ахи-Дахаках.

АХИЛЬЯ – небесная змея. Одно из имен Вритры.

АХУРА – благой бог в Авесте.

АХУРА МАЗДА – верховный бог в зороастризме (в поздней литературе Ормазд).

АЧАРЬЯ – буквально: учитель, наставник. В литературе прибавляется к личному имени почитаемого человека – проповедника, основателя религиозного или философского течения или школы.

АШВАЛАЯНА ШРАУТА СУТРА – одна из сутр, относящаяся к Ригведе.

АШВИНЫ – в Ведах два брата-близнеца, возвещающие утро. Считаются врачами и помощниками богов и святых.

БРАХМА – имя бога-творца, прародителя всего сущего, создателя богов, демонов, земного и небесного миров.

БРАХМАН – член высокой социальной группы жрецов и наставников, глубоко уважаемых большинством приверженцев религии индуизма.

БРАХМАНА – книга из раздела ведической литературы, наиболее близкой к Ведам. Название отдельных Брахман указывает на их связь с определенной Ведой.

БРАХМА-СУТРА – сутра о почитании бога Брахмы.

БРАХМАЧАРИН – юноша, проходящий первую ступень (ашрам) жизни (до брака).

БРИХАСПАТИ – верховный жрец богов, сын Ангираса.

БУНДАХИШ – название среднеперсидского пересказа Авесты.

бхуясих, бхуясир — много

бхуясир ушасах — «много зорь»

БХАГА – одно из имен солнца, сына Адити.

ВАЛЬМИКИ – поэт-сказитель, которого считают автором эпоса «Рамаяна».

Варамси пространство , сияние, звёзды.

ВАРТИКА – имя перепела, спасенного Ашвинами.

ВАРУНА – один из древнейших богов Вед. Охранитель риты – закона мирового порядка. Повелитель вод.

Варша — период дождей;

ВАЧ – богиня Речи, Слова.

ВЕДАНГА ДЖЬОТИША – трактат по астрономии.

ВЕДЫ – четыре сборника религиозных и ритуальных текстов в форме гимнов и ритмических строф. Слово «веда» значит «веденье». Возникновение каждой Веды точно не датировано.

ВЕНДИДАД – главная часть Авесты, состоящая из 22 фаргардов (глав). Вариант названия – Видевдат.

ВИВАСВАТ – одно из имен солнца, сына Адити.

Вирупе — разнообразие; «имеющий много форм », оттенков»; «рупа» – «тело, форма». Ангирасов иногда именуют «вирупами» и «сыновьями неба».

ВИШНУ – в Ведах бог света и солнца.

ВОУРУКАША (ВОРУКАША) – в зороастрийской мифологии море, определяемое то как мировой океан, то как Каспийское, то как озеро Балхаш.

ВРИТРА – в Ведах демон мрака, похититель солнца, враг бога Индры, один из Данавов.

Вьюшти («ви» и «юшти») полный расцвет зари, вспыхивание зари Ушас. А+ви+ушта» — «не полностью перелитая заря в восход»

Гавам-аянам жертвоприношение

ГЕЛИОС – имя бога солнца в греческой мифологии.

ГЕРАКЛ – герой древнегреческих мифов, сын бога Зевса. Ему приписывается совершение двенадцати подвигов, требующих проявления огромной силы.

ГОТАМА – имя ведического мудреца.

ГРИХЬЯ-СУТРЫ – трактаты, посвященные домашней религиозной обрядности (IV–VI века н.э.).

ДАКША –одно из имён солнца, сына Адити; имя одного из ведических богов, сотворенных Брахмой.

Дакшана — «правая сторона».

Дакшина — правый, правая рука, «искусный, опытный»; Юг, южный; третье значение – «великодушие» или «щедрая награда» . Сурья — сын Дакшины — Зари Ушас.

Дакшинавант — «самых щедро жертвующих».

ДАКШИНАЯНА (ИЛИ ПИТРИЯНА) – Южный путь или Путь предков; ночь богов, период долгого ухода солнца с северного неба.

ДАНАВЫ – разновидность демонов в индуизме.

ДАСА, ДАСЬЮ – демон, разбойник. Название враждебного арьям народа.

ДАЭВЫ (ДЭВЫ) – злые духи, демоны в литературе парсов.

Даша масах — десять месяцев.

Дашагва — лучший из Ангирисов, «семижды-творящий», имеющий семь ртов; Дашагвы, прежде всех принесли жертвы. «Навагвы и Дашагвы отдавали силы, возливая сому и прославляя песнями Индру, завершали саттру за десять месяцев.

ДВАДАШАХА – двенадцатидневное жертвоприношение.

ДВАПАРА – название третьей юги (эпохи) из числа четырех юг в мифологии Пуран.

«Дэванам пурве юге» и «дэванам пратхаме юге» — древние, первые, ранние века богов.

ДЖАТАКИ – часть буддийской литературы повествовательного содержания.

ДЖЬОТИША – наука астрономия.

Дивах мадхье «посреди неба»

«долгая тьма» — одно из имён убывающего, умирающего на 10 месяце солнца Арктики. Диргхатамас состарился в «дашаме юге» — «солнце состарилось на десятый месяц», оно ослепло, а Даса Трайтана бросил его за горизонт, в неведомый океан воды, над водами царит бог Варуна, воды текут по его команде . Диргхатамас призывает Ашвинов на помощь. Ашвины вернули молодость Диргхатамасу, под именем Маматсья (имя его отца Мамата), сыне Утатхьи- имя его матери. Диргхатамаса называют Чхьяване, а также Вандана .

ДХАТРИ – одно из имен солнца, сына Адити.

ДЬЯУС – имя бога неба, бога света.

ДЭВАЯНА (или УТТАРАЯНА) – Путь богов (или Северный путь): день богов, период пребывания солнца на небе.

ЗАКОНЫ МАНУ – сборник религиозно-правовых указаний и разъяснений. Предположительная дата создания – конец I тысячелетия до н.э. Книга издана на русском языке под этим же названием.

ЗАОТА – верховный жрец-жертвоприноситель парсов.

ЗАРАТУШТРА (ЗОРОАСТР) – пророк, основатель религии зороастризма.

ИНДУС – приверженец религии индуизма (в современной Индии – свыше 80% населения).

ЙИМА – царь времен золотого века в Авесте. Первый умерший земной человек. Аналогичен Яме в Ведах.

Йоджан — повозка; дневное движение солнца; расстояние, которое проходят не запряженные лошади (таппа);

КАЛЕНДЫ – применявшееся в римском календаре подчеркивание значения первых чисел месяца, близких к новолунию; переносное название этих дней.

КАЛИДАСА – поэт и драматург Древней Индии (V век н.э.). Автор драмы «Признанная Шакунтала».

КАЛИЮГА – век богини Кали; век демона по имени Кали; железный век. Это последняя юга из общего числа четырех юг.

КАЛЬПА – название долгого периода времени, равного 4320 годам (по другим источникам – 12 млн. лет). Это и название Дня Брахмы.

КАРШВАР – в зороастризме весь обитаемый мир делится на семь каршваров (зон, областей).

КУМАРА – буквально: юноша, сын, царевич. Одно из имен бога Сканды-Карттикейи, сына бога Шивы.

КУТСА – злодей, убивший своего домашнего жреца-брахмана.

КУХУЛЭН (КУХУЛЕЙН) – солнечный герой кельтской мифологии.

Кшапах - ночи .

МАЗДА – сокращенное имя верховного бога парсов Ахура Мазды.

Мамара» – «умирающий», о заходящем солнце

МАНДАЛА – книга, состоящая из того или иного количества гимнов Вед. Чаще всего цитируются мандалы Ригведы.

МАНУ – первочеловек , предок всех людей, спасшийся после потопа. Первую жертву богам Ману приносил вместе с семью жрецами-Хотри : Ангирас (греч. Аггилос — «взлетающий посланец», вестник; Ангел. ), Яяти , Бхригу , Атхарван и Дадхьянч , Атри и Канва . Атхарваны («жрец огня») называются «нашими отцами» («нах питарах») , наряду с Ангирасами, Навагвами и всеми БхригуМану считается автором сборника «Законы Ману».

«Мануша юга» — «века (возрасты) человека»; «вишве йе мануша юга…» — «Все те, кто защищает человека от несправедливости в течение всего его века». «тва гира дайвьям мануша юга» — «Человеческие поколения возвеличивают Агни «в течение человеческих веков».

«Мануша юга» определяли в древности месячный цикл, в течение которого солнце было над горизонтом. «Индра, убив Вритру, привёл на небо зарю и солнце и «установил порядок месяцев на небе» ; «четыре «юги» — четыре фазы луны.

МАРТАНД – восьмой сын Адити — мёртвое солнце (от «мри» – «умирать» и «анда» – «яйцо птицы»; «умершая птица»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы. Из Мартанда братья сделали людей и других живых существ.

МАРУТЫ – боги ветров.

МАТСЬЯ ПУРАНА – Пурана о рыбе. Содержит рассказ о всемирном потопе и о воплощении бога Вишну в рыбу, спасшую корабль прародителя человечества, Ману.

МАХАБХАРАТА – великая эпическая поэма Древней Индии. Индийская традиция относит время ее создания к концу IV тысячелетия до н.э. (3102 г.), но ее части возникали разновременно.

МЕРУ (Махамеру) – мифическая гора на Северном полюсе, местопребывание семи богов Адитьев, восьмой — Кашьяпа озаряет гору . «На Меру боги видят солнце после его единственного восхода и в течение половины его вращения, начинающегося с Ари »

МИТРА – имя бога, дружественного ко всему живому, противника ссор.

Навагва — «наши древние отцы» - «нах пурве питарах» — предки ведического народа; Навагва — лучшие Ангирисы. Навагва и Дашагва от «нава» -«новый» или «очаровательный», девять, и «даша» (дашан)» – это числительное «десять», «гва» от корня «гам» – «идти». Навагвы-Ангирисы воспевали Индру в песнях, приносили жертву, возливая сому , завершал саттры за девять месяцев, и Дашагвы, завершавшие саттру за десять месяцев».

НАКШАТРА – созвездие, группа звезд; часть эклиптики.

Нах питарах — наши отцы

Нах пурве питарах — предки, праотцы ведического народа

НИРУКТА – комментарий к текстам Вед, созданный Яской (VII–VI века до н.э.).

НУМА ПОМПИЛИЙ – имя древнеримского царя реформатора (VIII–VII века до н.э.).

ПАНДЖАБ (ПЕНДЖАБ) – буквально Пятиречье, древнее название одной из областей на северо-западе Южно-Азиатского субконтинента. Это название сохранилось за одним из штатов Индии.

ПАНДИТ – ученый, образованный человек; по большей части член высокой брахманской касты.

ПАНИ – в некоторых памятниках индийской литературы – название народа, враждебного арьям; в Ведах – разновидность демонов.

ПАНИНИ – древнеиндийский грамматист (V–IV века до н.э.).

ПАРВАРДИН-ЯШТ – один из гимнов Авесты.

ПАРСЫ – приверженцы религии зороастризма. Известны также как огнепоклонники.

ПАТАНДЖАЛИ – древнеиндийский грамматист (II век до н.э. – II век н.э. – ориентировочная датировка времени его жизни).

ПИТРИ – души предков, предки.

ПИТРИЯНА – Путь предков, темная половина года (другое название: Дакшинаяна – Южный путь). Дэваяна и питрияна — две половины года – одна, состоит из непрерывного света, и другая – из непрерывного мрака.

Пра+дакшинам слева направо

Пратимана – «контрмера», противостояние

Пратхама — первые, древние, старые, древнейшие; «Авама» — последний.

ПРАШНО ПАНИШАДА (ПРАШНА УПАНИШАДА) – одна из Упанишад.

праяшчитта – ритуал подготовки к смерти.

Пура — дни (прежние), века прошедшие.

Пура кальпе — давно прошедшая эпоха

ПУРАНА – буквально: древний. Пураны в индуизме – житийные предания, сказы. Известны 18 основных Пуран и много более мелких. Они создавались от конца I тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия н.э.

Пурвих – много

Пурвьям югам — в древнейшую югу; ранние века;

ПУРУША – в Ведах это первочеловек, которого боги принесли в жертву, создавая все сущее из частей его тела (буквальное значение этого слова – человек).

ПУШАН – Пушан сравнивается с Дьяусом ; у него две формы — тёмная и светлая («ахани»-пара); одно из древнейших имен солнца; в индуизме это бог-покровитель процветания и богатства.

РАВАНА – десятиглавый демон, владыка зла. Он был убит героем «Рамаяны» царевичем Рамой, в образе которого явился бог Вишну.

РАДЖАС – пространство верхней или нижней полусферы мира.

Раджаси — низкие и высокие слои атмосферы, пространство.

РАМА – главный герой эпической поэмы «Рамаяна», седьмое воплощение бога Вишну на земле.

РАНГХА – река в Авесте. О месте ее протекания ученые продолжают спорить. Некоторые считают ее Волгой.

РАПИТВИН – божество второй части дня в Авесте; буквальное значение – полуденный.

РИТА – закон правды и порядка, установленный высшими силами космоса.

Рупа – тело, форма (родственное слово в рус. яз.: труп)

САВИТРИ – имя богини, супруги Брахмы. Название молитвы в Ригведе, обращенной к богу солнца.

Самайа близко , вместе, воедино; «самайа бхавати»- «тот, кто являет себя между двумя» .

САМХИТА – трактат, книга, сборник (молитв, гимнов, правил).

САНСКРИТ – язык индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Древнейшая его форма – ведический, или ведийский, санскрит, следующая – эпический, последняя – классический. Принято называть санскрит языком индийской культуры. Признан одним из официальных языков Республики Индии.

Сапташва — «семилошадный»; «саптачакра» — семиколесный год солнца в шесть сезонов и 12 месяцев,

САТТРА – ритуальное действие; исполнение жертвоприносительного гимна или молитвы.

САЯНА – индийский комментатор Вед (XIV век н.э.). Составил комментарий к Ригведе.

СМРИТИ – буквально: «запомненное»; общее название памятников постведической литературы, отличающее их от ведических текстов, именуемых «шрути» – «услышанное».

Имена мужские:

Бажен (Бажан) — желанное дитя, желанный.

Белозар — белая заря, просветлённый.

Белогор — высокопросветлённый.

Белослав — От БЕЛ — белый, белеть и СЛАВ - славить.

Белян — идущий по пути света и духовного совершенствования.

Беримир — заботящийся о мире; или завоевывающий его.

Берислав — берущий славу, заботящийся о славе.

Благослав — прославляющий доброту.

Богдан (Божко) — ребенок данный Богом.

Боговед — ведающий богов.

Богодар (Богадар) — одарённый богами.

Боголюб — любящий Богов.

Богомил (Богумил) — милый какому-то из Богов.

Богумир — взаимодействие Богов и мира.

Болеслав — славящий лесное божество.

Боримир — борец за мир (или в мире), миротворец.

Борислав — борец за славу или славный борец. (иудо-христ. сокр. «Борис»).

Боян - божественный сказатель.

Братислав — От БРАТИ — бороться и СЛАВ - славить или прославляющий братство (брата).

Бронислав (Бранислав) — прославленный воин или славящий битву.

Брячислав — от БРЯЧИ — бряцать и СЛАВ — славить.

Будимир — миротворец или мир обустраивающий.

Ведагор — ведающий о высшем, многознающий.

Ведислав — славящий ведение (знание).

Велеслав — славящий Велеса. Велигор — великий возвышенным.

Велимир (Велемир) - великий мир или воплощение Велеса.

Велимудр (Велемудр) - многознающий или мудр, как Велес.

Велисвет (Велесвет) — великий просветлённый; свет Велеса; взаимодействие Велеса и Световита.

Велислав — большая слава, наиславнейший.

Венцеслав — посвящающий славе, увенчанный славой.

Веселин — веселый, жизнерадостный.

Владимир — владеющий миром (имя на Руси проклятое в связи с её кровавым крещением).

Владислав (Володислав) — владеющий славой.

Воислав — славный воин или воистину славный.

Волк — одно из персонифицированных имен животного мира или частичное воплощение Перуна.

Ворон — одно из персонифицированных имен животного мира или темное воплощение.

Воротислав — возвращающий славу.

Всевид (Всевед) - всевидящий; всеведающий.

Всеволод — властелин народа, всем владеющий.

Всемил — всеми любимый.

Всемир — всемирный, т.е. способный проникать во все миры.

Всесвет — всесветный, т.е. способный воспринимать все света (миры).

Всеслав — всеславящий, знаменитый.

Вышезор — прозревающий (видящий) высшие миры, т. е. миры Прави и Слави.

Вышеслав — славящий старших РОДичей (Богов).

Вячеслав — наиславнейший, самый славный.

Вячко — легендарная личность: Вячко - прародитель вятичей.

Годослав (Годлав) — Историческая личность: Годослав — князь бодричей-рарогов.

Горазд — искусный, способный, хороший.

Горислав — пламенный, горящий в славе или высокочтимый.

Горыня — подобный горе, громадный, несокрушимый; пламенный.

Гостемил (Гостомысл; Гостемысл) — милый другому (гостю). Историческая личность: Гостомысл — князь Новгородский.

Градимир — хранящий мир или свой город.

Градислав — охранящий славу или восславляющий город (или в нём прославленный).

Гранислав — улучшающий славу.

Гремислав — прославленный.

Гудислав — прославленный музыкант, трубящий славу.

Далемир — далёкий(уединённый) от мира (общества).

Даримил — дающий милость, многомилостивый.

Дарен — подаренный.

Дзвенислав — восславленный.

Дедослав — славящий предков, хранитель родовых традиций.

Добровест — повествующий о добре.

Добровлад — владеющий добротой, ненасилием.

Доброгор — возвеличивающий добро.

Добролюб — добрый и любящий.

Добромил — добрый и милый.

Добромир (Добрыня, Добрыша) — добрый и мирный.

Добромысл — добрый и разумный.

Доброслав — прославляющий доброту.

Домаслав — прославляющий родню.

Драгомир — дороже мира.

Древослав — славящий древность, наследие предков, РОДовое древо.

Древомир — связанный с РОДовым деревом и приРОДой.

Дубыня — подобный дубу, несокрушимый. Дружина — товарищ.

Ерш — одно из персонифицированных имен животного мира.

Жаворонок — одно из персонифицированных имен животного мира.

Ждан — долгожданное дитя; ожидаемый.

Живомир — живущий в мире или воплощение Живы.

Живород (Живарод) - путь знахаря к РОДу.

Зимовит — суровый, беспощадный; зимний витий - прообраз «Деда Мороза».

Златомир — золотой мир.

Искрен - искренний; искрящийся.

Казимир — показывающий мир.

Кощей — худой, костлявый.

Красимир — прекрасный и мирный.

Крив — вождь племенного союза, который позже начал называться «Дети Крива» или «Кривичи».

Кудеяр — волхв Ярилы.

Ладимир (Ладомир) - живущий в ладу с миром; волхв Лады.

Ладислав — cлавящий Ладу (любовь), воплощение Лады.

Лебедь — персонифицированное имя животного мира; одно из воплощений Мары.

Лучезар - излучающий зарю.

Любим — любимый.

Любодар — дарующий любовь.

Любомир — любящий мир или любимый в миру.

Любомысл — любящия размышлять.

Любослав — любящий славу, любимый, прославяемый.

Любомудр — хранящий мудрость.

Любояр — любящий Ярилу — солнце.

Мал (Малой, Младен) — младший.

Мечислав - прославленный мечом.

Милан — милый. Милован — ласкающий, заботливый или тот, кого пощадили.

Милорад — милый, радостный (солнцу).

Милослав — мило славящий.

Милояр — любимый Ярилой.

Миролюб — миролюбивый.

Мирослав — прославляющий мир и прославляемый в миру.

Молчан — неразговорчивый, молчаливый.

Мстислав — славящий месть. Историческая личность: Мстислав Владимирович — князь Тмутараканский, великий князь Киевский.

Невзор - незрячий. Некрас — одно из «отрицательных» имен.

Огневед — ведающий духовную суть огня; волхв Огнебога.

Огнедар — дарящий, приносящий жертвы Огню.

Огнелюб — любящий огонь или воплощение Огнебога.

Огнеслав — славящий Огнебога или его воплощение.

Огнеяр — слияние двух стихий (уровней); солнечное пламя; частичное воплощение или воплощение.

Олег — ранне-русское (пост-арийское) значение — «движение к свету».

Орел — одно из персонифицированных имен животного мира; одно из воплощений Перуна.

Пересвет — очень светлый или частичное воплощение одного из Богов светлого пантеона. Историческая личность: Пересвет — воин Куликовской битвы.

Провид (Прозор) — провидец, ясновидящий.

Путимир — странник. Путислав (Путята) — славящий странствия; толковый.

Радигост — заботящийся о другом (госте).

Радимир (Радомир) — заботящийся о мире.

Радислав — заботящийся о славе.

Разумник — рассудительный, разумный.

Ратибор — защитник.

Ратмир — защитник мира.

РОДислав (РОДаслав, РОДеслав, РОДослав) — славящий РОДа; прославляющий свой род.

Ростислав — растущая слава.

РОДимир (РОДамир, РОДемир, РОДомир) — РОД и МИР; рождающий мир; частичное воплощение или воплощение; РОДомысл — думающий о своём роде.

РОДосвет — просветляющий, одухотворяющий род; имя волхва РОДа.

Светослав (Светислав) — прославляющий свет, светлый, ярый.

Светлан — светлый, чистый душой.

Светобор — борющийся, побеждающий светом, просветлением.

Световид — видящий свет, прозорливый; воплощение Белобога.

Светозар — озаряющий светом.

Светогор — Воплощение силы земли.

Светомир — просвещающий мир (общество).

Светополк — предводитель светлого войска.

Светояр — яро светлый (просветлённый), солнечный.

Скородум - быстро мыслящий.

Славомир - славящий мир или славный в миру.

Смеян - веселый.

Соловей — персонифицированное имя животного мира.

Сом — персонифицированное имя животного мира.

Станимир — устанавливающий мир.

Станислав — устанавливающий славу.

Стоян — крепкий, несгибаемый.

Судимир - мудрец, рассуждающий о мире.

Судислав - присуждающий славу.

Твердимир (Твердомир) — от ТВЕРД — твердый и МИР — мирный, мир.

Твердислав (Твердослав) — от ТВЕРД — твердый и СЛАВ - славить; славящий твердь.

Творимир — созидающий мир. Тихомир — тихий и мирный.

Трислав — славящий Триглав. Тур — персонифицированное имя животного мира. Историческая личность: Тур - основатель рода туричей.

Храбр - храбрый. Часлав — чающий славы.

Чурослав — славящий ЧУРа (ведун).

Ярило - солнечное воплощение, ипостась небесного пахаря.

Яромил — милый Яриле-солнцу.

Яромир — солнечный мир.

Яромудр — наделенный светлой мудростью.

Ярополк — предводитель солнечного войска. Ярослав — славящий Ярилу.

Имена женские:

Бажена — женская форма имени Бажен.

Белогора — просветлённая.

Белослава — женская форма имени Белослав.

Берислава — женская форма имени Берислав.

Благослава — женская форма имени Благослав.

Богдана — женская форма имени Богдан.

Богумила - милая Богам.

Болеслава — женская форма имени Болеслав.

Борислава — женская форма имени Борислав.

Бояна — женская форма имени Боян.

Братислава — женская форма имени Братислав.

Бронислава — женская форма имени Бронислав.

Ведана (Веденея, Веденя) — ведающая.

Ведислава — славящая ведение.

Велижана — вежливая, усмирившая свои чувства.

Велизара — многосветлая, озарённая.

Велимира — женская форма имени Велимир.

Велислава — женская форма имени Велислав.

Венцеслава — женская форма имени Венцеслав.

Вера — вера, верная.

Веселина (Весела) — женская форма имени Веселин.

Владимира — женская форма имени Владимир.

Владислава — женская форма имени Владислав.

Воислава — женская форма имени Воислав.

Всеведа — всеведающая.

Всемила — женская форма имени Всемил.

Всеслава — женская форма имени Всеслав.

Голуба — кроткая.

Горислава — женская форма имени Горислав.

Градислава — женская форма имени Градислав.

Гранислава — женская форма имени Гранислав.

Дарена (Дарина, Дара) — женская форма имени Дарен.

Дзвенислава — восславленная.

Добровлада — владеющая добротой.

Доброгора — возвеличивающая добро.

Добролюба — любящая добро.

Добромила — женская форма имени Добромил.

Добромира — женская форма имени Добромир.

Доброслава — женская форма имени Доброслав.

Драгомира — женская форма имени Драгомир.

Ждана — женская форма имени Ждан.

Живорода - жрица Живы.

Звенислава - возглашающая славу; прославляющая.

Златоцвета (Злата) — золотоцветная.

Зоремира — озаряющая, просветляющая мир.

Искра — женская форма имени Искрен.

Казимира — женская форма имени Казимир.

Красимира — женская форма имени Красимир.

Лада — любимая, милая. Богиня любви, праматерь Богов.

Ладомила — милая богине Ладе, милосердная.

Ладомира - женская форма имени Ладомир.

Ладослава — славящая Ладу.

Лучезара — лучезарная, озаряющая светом.

Любава (Любовь) — любимая.

Любомила — любимая, милая.

Любомира — женская форма имени Любомир.

Любояра — любящая Ярилу.

Людмила — женская форма имени Людмил.

Людомира — примиряющая людей.

Милада — милая богине Ладе.

Милана (Милена) — женская форма имени Милан.

Милослава — женская форма имени Милослав.

Мирослава — женская форма имени Мирослав.

Мстислава — женская форма имени Мстислав.

Надежда — надежда.

Некраса — женская форма имени Некрас.

Огнеслава — славящая Огонь.

Огнеяра — женская форма имени Огнеяр.

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» - битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава