Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси. Русская Правда- первый письменный свод законов

До крещения страны князем Владимиром Киевская Русь была языческим государством. В те времена все законы нигде не были записаны, и люди жили по древним обычаям. Но когда на престол взошел Ярослав Мудрый, появились первые письменные законы. Начало создания первого письменного свода законов принадлежит именно Ярославу Мудрому.

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:
  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право;
  2. трое братьев Ярославичей - Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами;
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.

Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму;
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ;
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое;
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.
Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.

Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство;
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов;
  3. определили положение закупов и купцов;
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.
Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.


На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток....


Законы нужны для того, чтобы курировать и контролировать вопрос взаимодействия личностей в обществе и взаимодействия общества с государством. Так что, можно сказать со...

Концепт «Русской Правды» воссоздает древнейшие юридические нормы, принятые в Киевской Руси самим Ярославом Мудрым и прежними князьями. В старинном кодексе отражены не только правовые аспекты социальных отношений, но и высокий уровень развития общества.

Анонс: без этого свода законов на Руси могли еще долго убивать по праву «кровной мести».

В статье «О Ярославе Мудром кратко» мы совершали путешествие по истории расцвета Киевской Руси. Сегодня разбираем проблемы древнерусского законодательства.

Итак, одним из великих деяний князя Ярослава Владимировича стал первый свод законов «Русская правда». Создавался он группой единомышленников. Большую роль на Руси играли представители духовенства, среди них было много мудрых людей.

Ученые находят сходство древних законов разных стран. В частности, похожи некоторые правовые обычаи «Русской правды» и «Салической правды» древних франков V века н.э. Например, способ определения виноватого. Обвинитель и обвиняемый должны были пройти испытание.

По-очереди, они доставали голой рукой:

  1. колечко или камушек из котла с кипящей водой;
  2. кусок раскаленного железа из костра.

У кого появилось меньше ожогов, тот прав. У кого рука обуглилась или покрылась волдырями, тот виноват. Отсюда пошло выражение — «Бог шельму метит». Обратите внимание, что во времена Ярослава Мудрого испытывали обоих, а не только обвиняемого. Так воспитывались те, кто любил споры, сплетни и клевету.

В «Русской правде» была установлена система огромных штрафов за преступления. Подчеркиваю, что при Ярославе Мудром за убийство и бедного и богатого штраф был одинаковым! Уже позднее жизнь бедного человека стала цениться дешевле в 15 раз!

Гривна – это денежная единица Древней Руси. Дойная корова стоила почти 2 гривны. Так вот за убийство тиуна полагалась вира (штраф) 80 гривен! 40 коров даже в современной России дорого, а в те времена тем паче. Вот и «вкалывала» вся деревня на уплату виры.

Нагадит один, а отвечать будут все. Такие меры приводили к усилению воспитательного контроля внутри каждой общины, чтобы никто не натворил беды. Авторитет старших людей для молодежи был огромен!!!

В древности, борода и усы были символом мужского достоинства. Страшным оскорблением считалось, если кто-то плюнул в бороду, вырвал клок, обжег ее. В «Русской правде» за такие нарушения наказывали сильнее, чем за отрубленный палец руки!!

Итак, в «Русской правде» Ярославе Мудрого было составлено 17 статей, в которых ограничивалась кровная месть, регулировались отношения в княжеской дружине, уменьшалось влияние языческих обычаев. Потомки Ярослава добавили нормы по усилению власти феодала и защите его имущества, по наследственному праву. Усилилась разница в правовой защите бедного народа и богачей. Меняется жизнь в обществе — меняются и законы. Путешествие по истории Руси будет продолжено.

После Владимира Красное Солнышко в результате междоусобиц и борьбы за престол к власти пришёл один из его сыновей Ярослав, который стал для справедливым и умным правителем Ярославом Мудрым. Его управление страной и деятельность описываются в летописях разных государств. За время правления были заключены выгодные дружеские отношения со многими странами. С Русью считались все европейские державы. Князь начал создание первого сборника законов «Русская правда», который является отправной точкой для законодательной власти на Руси.

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.

Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:

Дружина;

Духовенство;

Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)

Князь же занимал особое место, самое высокое положение.

Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:

Купля-продажа;

Займы (бытовой заём и заём с закладом);

Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой);

Личный наём (наём слуг).

В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.

К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:

Состязательность сторон;

Относительное равенство сторон;

Активное участие при разбирательстве дела.

Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:

Заклич (публичное сообщение о преступлении);

Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств);

Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Церковные законы

Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:

Семейно-брачные отношения;

Преступления против церкви, отступничество от веры;

Нарушения, совершённые служителями церкви.

В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).

Значение для Руси

Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.

"Русская правда" - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков "Русской правды", которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник "Русской правды" был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей. Существует еще две редакции "Русской правды", которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).

Краткая редакция содержит: "Правда Ярослава", или "Древнейшая правда" (автором ее считается Ярослав Мудрый), "Правда Ярославичей", или "Устав Ярославичей" (этот текст приписывается сыновьям Ярослава Мудрого), а также две статьи - так называемый "Покон правильный" и "Урок мостникам", о происхождении которых нет точных сведений. Основным источником "Русской правды" были нормы обычного права. В частности, "Правда Ярослава" отражает общественные отношения раннефеодального периода, сохраняет, хотя и в очень ограниченном виде, институт кровной мести. Предметом правовой защиты в ней есть преимущественно жизнь, телесная неприкосновенность и честь дружинной знати, а защита феодального землевладения еще не получила должного оформления. В "Правде Ярославичей" уже довольно ясно отражена феодальная сущность регулируемых ею общественных отношений. Почти все ее нормы направлены на защиту княжеского феодального поместья, земельной собственности князя. Здесь четко выражено природу феодального права как права привилегии. "Покон правильный", или "Устав правильный", определяет типичный для раннефеодального государства порядок "кормления" княжеского слуги - верующего (собирателя веры), а "Урок мостникам" непосредственно продолжает и завершает статьи краткой редакции о порядке оплаты представителям княжеского аппарата.

В целом "Русская правда" представляет украинское право. В ней не было предусмотрено смертной казни, а убийство наказывалось "гривной", т.е. возмещалось в денежной форме. За преступление против человека, независимо от его социального положения, устанавливался штраф. Следующие списки "Русской правды" юридически закрепили расслоение общества. Все штрафы зависели от социального положения пострадавших. В "Русской правде" предусматривалось тяжкое наказание за оскорбление чести, а также преподносилось положение женщины в обществе.

"Русская правда" состоит из норм различных отраслей права, прежде всего гражданского, уголовного и процессуального. При этом уголовное и гражданское правонарушение принципиально не различалось: и то и другое рассматривалось как обида, вред. Наказание предусматривало денежные выплаты: "веру" - в пользу князя и "головщину" - в пользу потерпевшего или его родственников. Телесных наказаний "Русская правда" не знала, за исключением наказания для холопов за избиение свободного человека. Смертной казни этим актом также не предусматривалось. Размеры денежных выплат, как и в большинстве других феодальных кодексов, зависели от социальной принадлежности пострадавших. Крупнейшие наказания назначались за вред, причиненный представителям господствующей верхушки. Нормы гражданского права касались права собственности, наследования, договоров купли-продажи, займа и т.д. Судебный процесс по "Русской правдой" преимущественно имел состязательный характер.

По составлению расширенной редакции "Русской правды", которая является памятником Средневековья, среди исследователей нет единого мнения. Ее создание относят ко времени правления Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Расширенная редакция "Русской правды" (XII в.) включала переработанные и дополненные нормы ее краткой редакции. Сокращенную редакцию "Русской правды" большинство исследователей рассматривает как самую позднюю, созданную на основе расширенной редакции в XV (даже XVII) в. Законодательство этого периода имело довольно развитую систему гражданско-правовых норм.

"Русская правда" - исключительно светский памятник феодального права. Все ее редакции исходили от княжеской власти, имели официальный государственный характер и не затрагивали церковную юрисдикцию, которая возникла после крещения Руси и определялась отдельными княжескими уставами.

"Русская правда" сохраняла свою силу в течение нескольких веков и намного пережила Древнерусское государство, в котором она возникла, ее нормы оказали значительное влияние на Литовские статуты, российское Соборное Уложение 1649 года и другие памятники права Украины, России, Белоруссии, Литвы и некоторых других стран.




Великий государственный деятель. Сторонник образования, развития грамотности, первых школ и библиотек при монастырях. Ярослав Мудрый гг. l Собиратель первого свода существовавших на Руси в X-ХIвеках правовых документов и указов -Русской Правды (ок.1016)






«Краткая Правда» состояла из 43 статей. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой разделении размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания. Части «Русской Правды». «Краткая Правда».


Части «Русской Правды». « Пространная Правда ». Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.).


Части «Русской Правды». « Сокращенная Правда». Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству.


В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.