Разряды местоимений в русском языке. Разряды местоимений в русском языке По теме личные местоимения
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15 VII вида
Урок русского языка
в 4 классе
«Личные местоимения
1, 2, 3 лица»
Разработала: Бычкова Лариса Васильевна -
учитель начальных классов
Березники, 2014 г.
Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи: - обобщить, повторить и закрепить на практике знания о
местоимении;
Совершенствовать навык правильного употребления местоимений
Формировать регулятивные УУД - навыки контроля и
самоконтроля;
Способствовать формированию коммуникативных УУД – умению
работать в парах.
Оборудование: презентация; рабочие тетради, памятки по русскому языку, раздаточный материал: тесты, карточки для работы в парах, рисунки для рефлексии.
Ход урока
1. Оргмомент
Прозвенел для нас звонок
Начинать пора урок.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Начинаем урок русского языка.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая .
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно .
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать .
2. Введение в тему
Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.
Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг...
Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные "цветы". Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!
Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?
(часто повторяется слово птицы)
Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)
Какими местоимениями? (личными)
Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
1. Закреплять знания о местоимении
2. Учиться распознавать местоимения в тексте.
3. Правильно употреблять местоимения в речи.
А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица
В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.
3. Минутка чистописания
Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.
Физминутка для пальчиков
1.Работа с су-джоком (разомнём ладошки)
2. Цепочка (собираем правой рукой, разбираем левой) по рисунку
Вспомним правила при письме.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1 задание: "Расшифровка"
Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.
(запись учениками букв на доске)
15 6 18 10 30 19 4
н е р и ь с г
2 задание: "Собери слово"
Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).
(проверка: инт. доска)
Ребята, что вы знаете о снегирях?
Выставка творческих работ.
3 задание: "Построй предложение"
Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.
снегири, северных, прибыли, из, лесов, красногрудые
(Из северных лесов прибыли красногрудые снегири)
(проверка: инт. доска)
4 задание: "Разбор предложения по членам предложения"
(проверка: выполняют на инт. доске)
4. Актуализация знаний.
Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.
Что такое текст?
(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири весело скакали с ветки на ветку).
Скажите, из скольки предложений состоит данный текст?
Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)
(Нужно слово снегири заменить местоимением они).
Что такое местоимение?
На какие вопросы отвечают местоимения?
Какие вы знаете местоимения?
Как они называются? (личные)
Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)
Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.
Работа с веером «Местоимения»
Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.
Назовите местоимение, которое говорит о себе (я).
Назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)
Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)
К нескольким лицам? (вы)
А к кому мы ещё обращаемся на Вы?
Как мы будем писать данное обращение?
Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо.
5. Физминутка
Чтобы приступить к следующему заданию, нужно немного отдохнуть.
6. Закрепление знаний
1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.
Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.
(проверка: инт. доска)
2) - Давайте вспомним, как изменяются личные местоимения?
- Посмотрите на экран
Я пою, мы поём
(по числам)
Работа в парах
Разделите предложения на 2 группы: 1 группа - где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа - местоимения множественного числа.
Мы читаем книгу.
Я играю с братом.
Ты пойдёшь в кино?
Он живёт в деревне.
Они улетят на юг.
Оно ярко светит.
(проверка на инт. доске)
3) - Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?
(изменяются по родам)
Следующее задание: на экране появляется картинка с изображением птицы, вы записываете её название, через тире записываете местоимение, каким его можно заменить, определяете род, подписываете сверху.
Названия каких птиц мы записали? (зимующих).
Гимнастика для глаз
Сосчитайте поскорей, сколько к нам прилетело зимующих гостей!
Давайте поиграем.
Игра "Четвёртый лишний"
Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.
Игра «Четвёртый лишний»
(вычеркни лишнее слово,
объясни свой выбор)
(проверка – жетон!)
5. Проверка знаний
А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.
Выполните тест на листочке.
ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
3. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос
4. Местоимение бывает:
а) единственного и множественного числа;
б) только единственного числа;
в) только множественного числа;
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 2 лица единственного числа;
в) 3 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста.
Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.
6. Итог урока
Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.
7. Рефлексия
Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?
У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.
Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.
Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.
Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.
Тема: Личные местоимения. 4 класс
Цель: На основе наблюдений учащихся вывести понятие новой части речи- местоимение.
Задачи:
Познакомиться с личными местоимениями;
Наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте;
Формирование умения распознавать личные местоимения и правильно их употреблять в речи.
Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитание навыка самостоятельности;
Формирование чувства языка;
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня урок мне хотелось бы начать с одной восточной мудрости.
«Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, придумал хитрый вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: « Живая она, или мёртвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет: «Мёртвая» - выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мёртвая? Ответил: « Всё в твоих руках».
Ребята и успех нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.
2. Словарная работа
Приготовьте ручку и простой карандаш.
г.р.зонт, а(л,лл)ея, пр.красный, з.вод, еж.вика, ж.лтый, тр.(л,лл)ейбус, а.тобус.
(после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране)
Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов.
Какое слово получилось? (ГАЗЕТА)
Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.
Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА.
В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "(маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века,
а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.….
К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.) КАКИХ ПРИЗНАКОВ НЕ ХВАТАЕТ?
Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции)
Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор)
Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.
Составьте предложение со словом редактор и газета
(Редактор проверил статью для газеты).
Выполнить синтаксический разбор предложения
3. Постановка и решение проблемной ситуации.
Сегодня мы с вами попробуем побывать в роли редактора.
А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича (один ученик читает)
Утром так заведено,
Разомкнешь ресницы
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – ОН придет,
Тоненький, смущённый,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной…
Срок прошел-плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?
(МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА)
К какой части речи они относятся? (к им.существительному)
Значит слова ОН, ОНО, ОНА заняли место имени существительного!
Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА? (местоимение)
4. Сообщение темы и постановка целей:
Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать?
А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока?
1) познакомиться с личными местоимениями;
2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте;
3) знать на какие вопросы отвечает;
4) сравнить личные местоимения и имена существительные;
5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.
Все в ваших руках. Пожелаем друг другу удачи в решении поставленных задач!
Так что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи)
Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)
5. Открытие нового
5.1 - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы:
Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.
Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.
Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.
Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.
А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы. Запишите – Вы.
Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).
А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО)
Итак, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица.
5.2 Актуализация знаний.
Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.
Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как
дублёры в театре.
Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Уч-ся (хором читают стих)
- С какой задачей урока мы справились? (с первой)
Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
5.3 Сравнение местоимения и им.существительного.
Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным.
Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме.
Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН)
Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН)
Прочитайте теперь правильно предложения.
Антон купил букет роз. Он подарил цветы маме.
5.4 Работа в тетради.
На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное.
(Кто?) Антон купил букет роз.
На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение.
(Кто?) Он подарил цветы маме.
- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные)
Существительное АНТОН называет лицо? (Да)
А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)
Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу)
Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы)
Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его).
С какой задачей урока мы справились?
6. Применение новых знаний на практике.
6.1 Работа с текстом
Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию.
Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие – помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять.
Задание на карточках, которые лежат у вас на парте(см приложение)
Самопроверка
6.2. «Найди лишнее»
Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний»
Работать будем в группах. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему)
МОЛОДЦЫ!
7. Итог урока
Данная работа может быть использована на уроках русского языка для проведения самостоятельной работы учащихся 4 класса.
Цели: повторение и обобщение знаний по изученной теме.
Тема «Личные местоимения»
Работа № 1
1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.
У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.
__________________________________________________________________________
2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.
Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.
________
3. Напишите личные местоимения единственного числа
__________________________________________________________________
Работа № 2
1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.
Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.
Тайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.
Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.
__________________________________________________________________
3. Напишите личные местоимения множественного числа.
__________________________________________________________________
Работа № 3
1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.
Ты, рябинушка, раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла?
Я весной взошла, летом выросла,
По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)
3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.
Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема"Склонение личных местоимений"
Работа № 1
1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.
Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.
И.п.____________________________ В.п. ____________________________
Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________
Д.п.____________________________ П.п._____________________________
От меня - _________________________________________________________
У тебя - __________________________________________________________
К нам - ___________________________________________________________
Вами - ____________________________________________________________
О нём - ___________________________________________________________
Работа № 2
1. Составьте и запишите предложение с местоимением 1-го лица множественного числа в Д.п.
______________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 2-го лица множественного числа.
3. Выпишите личные местоимения 3-го лица множественного числа.
Им, ими, ему, вам, они, о них, тебя, нас, мной, нами, мне.
Работа № 3
1. Прочитайте. Выпишите личные местоимения. Укажите лицо, число и падеж.
Вчера я прочитал интересную книгу. У нас в квартире живёт попугай. У тебя есть карандаш?
___________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
Мне - ___________________________________________________________
От нас - _________________________________________________________
Тобой - _________________________________________________________
О вас - __________________________________________________________
С нами - ________________________________________________________
Работа № 4
1. Спишите. Замените выделенные имена существительные местоимениями. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
Охотник нашёл в лесу лисёнка . Он принёс лисёнка домой. Это был шустрый зверёк.
Ночью лисёнок просыпался и бегал по комнате. К осени лисёнок стал большим. Охотник отпустил лисёнка в лес.
_________________________________________________________________________________
2. Составьте и запишите предложение с местоимением 2-го лица единственного числа в Т.п.
_________________________________________________________________________________
3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений.
У нас, к тебе, с тобой, о них, у неё, к вам.
По своему значению и грамматическим признакам местоимения в русском языке имеют разряды: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные и указательные.
Таблица «Разряды местоимений»
Разряд - это постоянный грамматический признак местоимений.
Чтобы правильно определить разряд местоимений, узнаем, какие значения они имеют в речи, и выделим их основные грамматические признаки.
Разряд | Примеры | Синтаксическая функция |
---|---|---|
Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Я подошла к окну. У меня зазвонил телефон. |
Возвратное | себя | Посмотри на себя в зеркало. Кошки способны жить сами по себе. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Твое мнение мне известно. Его лицо стало грустным. |
Вопросительные | кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? | Кто стучится в дверь? У чьего окна сидят голуби? Сколько яблок на столе? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Не могу понять, что могло их так задержать. Вот дом, в стенах которого прошло мое детство. |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько | Никто не ответил мне. Некого теперь спросить об этом. Никакой ошибки тут нет. |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь | Кто-то пел песню. Чей-то голос послышался во дворе. Пометь чем-нибудь саженец. |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой | Другой путь предстоит нам. Завтра все покажется иным. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то | За тем домом кафе. Столько радости было в ее глазах! Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе. |
В таблице мы познакомились с разрядами местоимений с примерами их использования в русском языке. Ранее мы узнали, .
Личные местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет.
Местоимения «я» , «мы» относятся к первому лицу; «ты» , «вы» - ко второму; «он» , «она» , «оно» - к третьему.
Я влез на высокую сосну и стал кричать (К.Паустовский).
Мы шли по лосиному следу (К. Паустовский).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов)
Видали ли вы , как под хвойной крышей гуляет в сапожках сафьяновых рыжик..? (А.Коваленко)
У местоимений «он» , «она» , «оно» определяется мужской, женский и средний род.
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо-широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (И.С. Тургенев).
После того как Маша перерыла сочинения, она остановилась на романах (А. Пушкин).
Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).
Личные местоимения имеют категорию единственного и множественного числа.
Сравним:
- я, ты - мы, вы;
- он, она, оно - они.
Тем не менее имеем в виду, что местоимения «я» и «мы» , «ты» и «вы» не являются формами единственного и множественного числа одного и того же слова. Местоимения «мы « и «вы» не обозначают «много я» или «много ты» . Они указывают на говорящего или собеседника вместе с другими лицами, участвующими в разговоре или в определенном действии.
Все личные местоимения изменяются по падежам. При их склонении в косвенных падежах появляются совсем другие слова:
- я - меня;
- ты - тебя;
- она - её;
- они - их.
Стоит только мне коснуться математики, я опять забуду все на свете (С.Ковалевская).
Возвратное местоимение «себя» указывает на то лицо, о котором говорят.
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.Пушкин).
У этого местоимения нет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа. Оно изменяется только по падежам:
- и.п. -
- р.п. себя
- д.п. себе
- в.п. себя
- т.п. собой
- п.п. о себе
лошадка (им.п.) (чья?) его (р.п.).
Случилось соловью на шум их прилететь (И.А. Крылов).
Шум (чей?) их - несогласованное определение.
Притяжательные местоимения «его» , «её» , «их» не изменяются.
Слова, на которые отвечают существительные (кто? что? ), прилагательные (какой? чей? каков? который? ) и числительные (сколько? ) являются вопросительными местоимениями .
Кто там стучится у ворот? (С.Маршак).
Что сделаю я для людей? - сильнее грома крикнул Данко (М.Горький).
Вдруг он обратился к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» (А. Пушкин).
«Ты чего не понимаешь?» - спрашивает Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).
Какое известие ты вчера получил?
Каков ответ на мой вопрос?
Который по счету будет урок математики?
Те же местоимения только без вопроса служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного и называются относительными :
Смотри, сколько плоскодонных шаланд лежит на моем берегу (А.Катаев).
В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел (А.Чехов).
Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).
Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).
Часто я угадать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).
Неопределенные местоимения
Указывают на неизвестные предметы, признаки и количества:
«некто», «нечто», «некоторый», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».
Кто-то играл на скрипке…девушка пела мягким контральто, слышался смех (М.Горький).
Становилось страшно, как будто в этой тишине его молчаливо подстерегала какая-то опасность (В.Катаев).
В гостиной что-то небольшое упало со стола и разбилось (А. Чехов).
Ты не способен действовать из каких-либо побуждений (К.Федин).
А ведь, пожалуй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения «никто», «ничто», «некого», «нечего», «никакой», «ничей», «нисколько» служат для отрицания наличия какого-то предмета, признака или количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения.
Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).
Толком никто ничего не знал (К. Симонов).
Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы (А. Гайдар).
Они образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- или ударной приставки не- .
Местоимения «некого» , «нечего» не имеют именительного падежа.
Молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И.А. Гончаров).
Не с кого спрашивать, когда сам виноват (пословица).
Местоимения «никто» , «никакой» , «ничей» , «некого» , «нечего» могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки:
не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.
Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске (А. Фадеев).
Не хочу ни о чем думать, ни во что вмешиваться (М. Пришвин).
Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему (А. Фадеев).
«тот», «этот», «такой», «таков», «столько» служат для выделения среди других какого-то определённого предмета, признака, количества.
Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).
Всё это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).
Сколько голов, столько и умов (пословица).
В темноте я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься. Однако я ухитрился выбраться из этого лабиринта (В. Арсеньев).
Определительные местоимения - «весь», «всякий», «сам», «самый», «каждый», «любой», «иной», «другой», «целый».
Каждый , кто молод, дайте нам руки - в наши ряды, друзья! (Л.Ошанин).
Всякая работа мастера хвалит (пословица).
Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).
Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).
Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»
Й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания. Спишите текст. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
Родная земля
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.
Й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
Родная земля
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.
Грамматические задания.
1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте местоимения.
2. Спишите. Определите лицо, число, падеж местоимений, запишите их в скобках.
Переехать её (...), встречаться с тобой (...), поклониться вам (...), говорить обо мне (...).
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте все местоимения.
2. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.
Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).
У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
4. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.
1) Юрий занимается коньками. Юрий приходит на стадион два раза в неделю.
2) Валя с подругой занимаются гимнастикой. Она нравится ей.
Задания по теме «Глагол»
Й уровень
Спишите текст.
Грамматическое задания. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»
Жизнь под снегом
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее.
Й уровень
Спишите текст.
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркните глагол.
2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.
Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.
Жизнь под снегом
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.
Й уровень
Диктант (текст тот лее).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении.
наступает, снегом.
3. Определите лицо и спряжение глаголов, выделите их окончания. Ходит, сохраняют, сходишь, замерзаем, начнёте.
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,
наступает, снегом.
3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.
Тревожите, скаж.шь, ката...мся, крут..тся.
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число и, если можно, лицо и род.
Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху, наступает, снегом, раскопаю, зимовала, раскопка.
3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.
Образец: смотрим - смотреть. Тревож./ге, скаж..шь, ката...мся, крут..тся.
4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.
Задания по темам «Имя числительное. Наречие»
Й уровень
Спишите текст. Грамматическое задание. Во втором предложении подчеркните слова, которые можно записать числами.
Весенние приметы
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля.
Й уровень
Диктант
Грамматические задания.
Весенние приметы
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов пятьдесят минут мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля. На отдельных кочках робко показалась первая травка. Вот и озеро. Мы идем к берегу. Справа у берега лед уже тонкий. Наступать на него опасно. Весело прочирикала маленькая птичка. Она радуется теплому солнцу, приходу весны.
И нам хорошо теплым весенним днем!
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные.
2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
3. Подберите к существительным числительные, а к глаголам - наречия, запишите.
Лет, ... года, ...берегов, ...берега.
Строить..., писать..., свернуть..., шагать....
Й уровень
Диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте числительные прямой линией, а наречия - волнистой.
2. Выберите из перечисленных слов числительные и запишите их в левый столбик, наречия - в правый.
Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.
Подпишите количественные числительные буквой «к.», порядковые - буквой «п.». Определите, что обозначают наречия - время, место или способ действия, подпишите: «вр.», «м.», «сп.д.».
3. Составьте и запишите одно предложение с числительным, другое - с наречием.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Занов.., наскор.., издавн.., досух.. .
5. Запишите числа словами: 400, 950, 87, 220, 368.